Спичрайтер что это такое простыми словами
Боги пишущие тексты. Копирайтеры отдыхают
Заработок среднего спичрайтера может отличаться от заработка среднего копирайтера в разы, а то и в десятки раз, за одинаковый объем работы. Поэтому их считают вершиной эволюции в создании текстов документов. Если кому интересно, разберемся.
Сумма заработка спичрайтера колеблется от 200 до 400 тысяч в месяц, в зависимости от количества проектов, которые он ведет. Проектом считаем один отдельный материал. К примеру, за текст официального обращения (1 лист), с пояснительной запиской (до 5 листов), специалист получает от 30 до 50 тысяч рублей. Принимая во внимание срок согласований, при полной загрузке специалист может выпускать от 7 до 10 документов подобного уровня в месяц.
У профессионалов есть и долгосрочные проекты, суммы вознаграждения в которых, равно как и их сложность, могут быть гораздо выше указанных.
Сегодня эта профессия стала очень модной. Ранее она была уделом избранных из государственных и политических кругов. Сейчас, спичрайтер, это специалист из рода-племени «PR, GR, IR», предоставляющий заказчикам материалы для публикаций и выступлений, в соответствии с конкретными освещаемыми вопросами.
Спичрайтер создает официальные обращения, приветственные слова, позиции, декларации, заявления, высказывания, доклады, меморандумы, резолюции, ноты, послания, частные письма полуофициального характера (поздравления, соболезнования, благодарности), пояснения, рекомендации. Как видите, не так уж мало.
В эту сферу деятельности люди приходят, рассматривая спичрайтинг в качестве хобби или работы по совместительству. И только единицы занимаются этим делом профессионально.
Начинающие спичрайтеры приходят в профессию из смежных отраслей. Как правило это выпускники по специальностям “Политология”, “Журналистика”, “Связи с общественностью”.
Условно, категории спичрайтинга можно поделить на 3 вида.
· Органы государственной власти и политические течения
· Общественные и некоммерческие организации, отраслевые объединения
· Юридические лица, бизнес-клубы
При этом, спичрайтер может выбирать очередность выполнения задач. Признаком здравого смысла, является нахождение в работе в один день, не более двух материалов. То есть, в один день готовится один основной текст и делаются наброски к следующему материалу.
Это немного лишь на первый взгляд, к материалам предъявляются крайне высокие требования. Часто материалы проходят проверку на вопрос политкорректности, исключения возможности иного толкования, и прочих факторов. Чем выше ранг документа, тем выше количество согласований, соответственно больше правок.
В случае присутствия спикера на международных мероприятиях, необходимо наличие минимум двух (чаще трех) текстов с разным углом тезисов, которые должны быть переведены на иностранные языки.
Устройство на работу начинающего спичрайтера ничем не отличается от устройства на любую другую специальность: биржи труда, соцсети и так далее. Вакансий по этому профилю в России мало: не больше 10-15 в месяц, поэтому основной упор надо делать на профильные группы социальных сетей.
В коммерческих организациях, начинающий спичрайтер может состоять в штате, на должности PR-менеджера со средним окладом в 40-50 тысяч рублей. При этом, он будет писать все, что можно писать в данной организации.
В некоммерческом спичрайтинге, такой специалист может получить только опыт. В общественных и подобных организациях чаще всего отсутствует финансовое вознаграждение, так как деятельность организаций ведется на общественной основе.
Самым интересным и маржинальным форматом является государственно-политический спичрайтинг. Чем выше в вертикали стоит структура государственной власти, тем выше требования к сохранности информации. На этом уровне, у каждого высокопоставленного спикера есть свой проверенный и дорогой спичрайтер.
Первое. Настоящий спичрайтер всегда анонимен, свое вознаграждение он получает не только за качество материала, но и за умение хранить молчание. Заказчик всегда имеет право знать, что секреты подготовки материалов не станут достоянием общественности. Высшая степень доверия заказчика обеспечивает специалистам стабильный поток заказов, иначе бы на их поиск уходило бы огромное количество времени.
Последнее. Спичрайтер должен лично общаться с тем человеком, материалы для которого он готовит. От этого будет зависеть и концепция, и конструкция материалов. Необходимо понимать менталитет спикера и целевой аудитории: рамки, состав, традиционная лексика, возможность юмора, четкость формулировок, возможность создания образов, сила тезисов, сценарный характер и его роль (утверждающая, обвиняющая, объединяющая, призывающая и т.д).
Без выполнения этих условий, каким бы талантливым ни был специалист, на этом поприще его не ожидает ничего стоящего.
Главное место в спичрайтинге занимает анализ. Обычно, я советую желающему взять 5 документов разного уровня, региона, отрасли, и самостоятельно попытаться вычислить:
· какую установку автор материала получил при его создании
· на какую аудиторию он был ориентирован
· что в нем осталось «между строк» и «за кадром»
· какие трудности возникли бы у желающего, будь он на месте спичрайтера, готовившего материал.
Это помогает лучше всяких слов и рекомендаций. Сразу все будет понятно. Если же, на половину вопросов, найдется хоть какой-нибудь ответ, начинайте собирать базу образцов документов по разным вопросам. Копируя чужой стиль и детально разбирая освещаемые вопросы, вы в скором времени выработаете свой собственный.
Безусловно, в рамках одной статьи не раскрыть такую мощную тему, поэтому если вдруг появится дальнейший интерес, просто дайте знать. В этом смысле остаюсь в вашем распоряжении!
Спичрайтер: кто это такой и чем занимается
Спичрайтер: кто это такой
Как Вы уже, наверное, поняли, спичрайтер – это специалист в составлении текстов выступлений, речей для выступлений. Пишутся такие тексты, как правило, для общественных деятелей, политиков или лиц, играющих в жизни определённого мероприятия ключевую роль.
Помимо текстов для публичных лиц, спичрайтер может написать, под заказ, речь для выступления на защите курсовых или дипломных работ. Так же это относиться к выступлениям на защите диссертаций или контрольных работ, например, для повышения квалификаций. Немного напоминает работы копирайтинг, это кстати, не нужно путать.
Конечно, копирайтер тоже пишет тексты на заказ и темы, как правило, ему подбирает заказчик, но этот специалист, как правило, не занимается написанием текстов именно для выступлений.
Спичрайтер: его обязанности
То, чем занимается спичрайтер, и что входит в его обязанности, есть небольшая разница. Она заключается именно в процессе подготовки самого текста. Спичрайтер должен не только знать принцип работы SEO продвижения сайтов в поисковиках если речь идёт о выступлении на данную тему, но и постоянно согласовывать обновления в тексте с заказчиком.
Так же, может сложиться такая ситуация, что заказчик приходит с готовым планом рассказа, по которому чётко нужно действовать, чтобы выступление, по его мнению, было успешным. Как говориться, клиент всегда прав, поэтому, работа спичрайтер, как и специалиста по раскрутке сайта в Яндексе требует не только навыка написания подобных текстов, но и терпения и умения идти на контакт с любым клиентом.
Так же, спичрайтер должен ещё, хоть в и небольшой доле, но владеть ораторским искусством. Ведь нужно понимать, что человек будет выступать на публике, с целью убедить народ в своих словах или даже призвать к каким-либо действиям. Поэтому, автор такого текста, то есть спичрайтер, должен знать психологию предполагаемой аудитории, с помощью каких хитростей можно это сделать. Как поставить речь выступающего, определить главную мысль, на которую он будет мысленно направлять и т.д.
Поэтому, стоит сказать, что стать спичрайтером достаточно непросто. Такую работу можно сравнить с деятельностью таргетолога как по сложности, так и по длительности выполнения заказа.
Кто такой спичрайтер, чем он занимается, сколько зарабатывает, плюсы и минусы профессии
Приветствую вас, уважаемая аудитория! Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной востребованной и престижной профессией, связанной с написанием текстов. Но не простых, а тщательно выверенных, ювелирно взвешенных, продуманных до мелочей.
Я расскажу вам простыми словами, кто составляет речи, звучащие на весь мир с больших трибун, познакомлю с людьми, которые вкладывают слова в уста воротил мирового финансового рынка, деятелей шоу-бизнеса, политиков разных уровней.
Вы узнаете, кто такой спичрайтер, чем он занимается, каким образом строит свою деятельность, с какими проблемами ему приходится сталкиваться в ходе работы. Да, это профессия высшего эшелона, для избранных. Но кто сказал, что вы не сможете попасть в их число?
Содержание деятельности
Как вы уже наверняка догадались, спичрайтер – это человек, который пишет тексты для речей, которые впоследствии произносятся ораторами различных рангов. По сути, спичрайтинг – это одна из разновидностей копирайтинга (не путать с веб-райтингом!).
Спичрайтер – это копирайтер высочайшей квалификации, готовящий материалы для выступлений по заказу спикеров (то есть, ораторов). При этом он ориентируется не только на персону оратора, но и целевую аудиторию.
Спичрайтер пишет заявления, доклады, резолюции, меморандумы, официальные обращения, поздравления и другие тексты, обычно звучащие с трибун. Однако он может специализироваться и на письменной речи, например, на создании официальных писем или пресс-релизов.
Работа над одним выступлением может длиться неделями, причем над самыми важными и политически важными речами трудятся целые команды специалистов.
Спичрайтер тщательно взвешивает каждое слово, чтобы не допустить двоякого толкования. Он собирает и анализирует факты, перепроверяя каждую цифру и название. Цена каждой неточности – крушение репутации оратора, влекущее за собой и признание профнепригодности спичрайтера.
Кстати, сегодняшние спичрайтеры не только готовят публичные выступления высочайших персон, но и ведают их деловой перепиской, а также аккаунтами в соцсетях, что тоже налагает определенные обязательства.
Наверно, многие помнят ошибку одного госслужащего высшего эшелона, который перепутал Республику Алтай с Алтайским краем. Всего-то нелепый пост в ФБ, но в глазах общественности он превратился в малообразованного человека, не имеющего понятия об административном делении РФ. Вывод аудитории: этот госслужащий оказался у власти случайно. Представляю, как досталось за это референту!
Несмотря на важность и элитарность профессии, спичрайтеры зачастую остаются в тени своих нанимателей. Например, команда референтов президента РФ насчитывает свыше 40 человек. Каждый из них – специалист высочайшей квалификации, госслужащий с безупречной репутацией и завидной зарплатой. Но имена их неизвестны широкой общественности.
Хотя есть и исключения. Например, у многих на слуху имя Джахан Поплыевой, личного референта и спичрайтера президента РФ. Что ж, такой карьере можно только позавидовать, но и ответственность она предполагает колоссальную.
История профессии
Первыми спичрайтерами можно считать древнегреческих ораторов – Демосфена, Аристотеля, Платона, Сократа, Перикла, Фемистокла и прочих. Все они – величайшие мыслители своего времени, в совершенстве владевшие искусством риторики. Большинство речей они составляли для себя, а зачастую – выступали экспромтом. Однако некоторые из них не брезговали и подработкой, то есть подготовкой текстов для выступлений на заказ.
Кстати говоря, в Афинах в начале нашего тысячелетия появились и прямые предтече современных спичрайтеров – логографы (в буквальном переводе – «писатели речей»). Они составляли выступления для истцов и ответчиков в суде. Причем зачастую один и тот же человек писал речи с позиций как обвинения, так и защиты. Великолепная словесная эквилибристика – выдвигать тезисы и самому же их опровергать.
Далее спичрайтинг развивался преимущественно в приложении к политике и общественной деятельности. Однако политические деятели до прошлого века были великолепно образованными людьми и, в большинстве своем, готовили материалы для выступлений своими силами.
В ХХ столетии многое изменилось. Большинство политических лидеров не имеет столь фундаментального образования и искусством риторики владеет слабо. Особенно катастрофичная ситуация сложилась в Советском Союзе, где к власти пришли выходцы из рабоче-крестьянского класса.
Помните эпохальное косноязычие Н. С. Хрущева? Говорить на публику он не умел, мог постучать ботинком по трибуне во время выступления на Генеральной Ассамблее ООН и пообещать всему миру показать «кузькину мать». И это несмотря на то, что его выступления готовили целые команды референтов. Вообще идеологически выверенные речи тогда создавались пачками, ибо нужно было донести единую концепцию Партии на всех уровнях властных структур. А там правили далеко не Цицероны и Спинозы.
Не менее интенсивно развивалась профессия спичрайтера и на Западе, где принято произносить речи по всем поводам. И главное, там не считалось зазорным нанимать специалистов для подготовки выступлений.
Но истинный бум эта профессия пережила на рубеже XX-XXI веков. Это связано с появлением и развитием PR-технологий. Теперь спичрайтеры занимаются подготовкой материалов для выступлений различных публичных персон, в том числе, и топ-менеджеров крупных компаний. То есть, спичрайтинг стал востребован и в бизнесе.
Этапы работы над речью
Подготовка публичного выступления – это сверхсложная задача, решаемая на нескольких уровнях. Особую сложность она обретает в том случае, если персона заказчика спичрайтеру незнакома. Можно выделить несколько глобальных этапов работы над речью:
Разновидности спичрайтинга
Направлений спичрайтинга множество. По тематике их можно разделить на:
В какой-то мере спичрайтерами можно назвать и авторов, пишущих тексты для выступлений артистов разговорного жанра, например, стендаперов.
Ключевые навыки
Среди ключевых навыков хорошего спичрайтера можно отметить:
Для прокачки профессиональных скиллов начинающим спичрайтерам рекомендуется использовать книги по риторике и ораторскому искусству:
Плюсы и минусы профессии
К несомненным плюсам профессии спичрайтера можно отнести:
К минусам профессии я бы отнесла деятельность в условиях постоянного стресса, ненормированный рабочий день, высочайшие требования к профессиональным компетенциям и человеческим качествам.
Как приходят в спичрайтинг
Как я уже говорила, спичрайтеры – это специалисты высочайшей квалификации, с высшим гуманитарным образованием, огромным опытом работы и набором особых профессиональных качеств. Они приходят в профессию после многих лет деятельности на иных, но близких, поприщах. Это, как правило, журналистика (преимущественно политическая и социальная), PR-менеджмент, политтехнологии.
Не существует ни единой программы среднего или высшего образования, где готовили бы спичрайтеров. И это понятно: это все равно, что в техническом вузе ввести специальность «Инженер-конструктор болидов «Формула-1». Поэтому я не стала бы считать спичрайтинг профессией, так как это, скорее, показатель уровня квалификации специалиста, признание, социальный маркер качества.
Карьерные перспективы и зарплата
Любой талантливый и трудолюбивый спичрайтер имеет возможность сделать головокружительную карьеру. Референты, близкие к правительственным кругам, имеют статус госслужащих. А это не только более чем достойная зарплата в 80-150 тысяч рублей (а то и выше), но и всевозможные льготы, а также гарантированная завидная пенсия. Но это пик карьеры, которого достигают избранные.
Целесообразно начинать с PR-агентств и спичрайтинговых компаний, если таковые имеются в вашем городе. Если повезет, вас возьмут с испытательным сроком и окладом этак в 10-20 тысяч. Дальше все будет зависеть от вашего трудолюбия и талантов: останетесь там же полноправным специалистом, попробуете устроится в торговую или промышленную компанию (где штатное расписание предусматривает наличие спичрайтера), станете референтом высокопоставленного госслужащего. А это уже совсем другая денежка. Штатные специалисты могут рассчитывать на оклад размером 30-70 тысяч.
Где найти работу
Профессия спичрайтера априори считается закрытой, доступных вакансий крайне мало. Правда, иногда на сайтах-агрегаторах типа HeadHunter, Profi, Jooble попадаются соответствующие объявления, однако их нужно хорошенько поискать. Скорее всего, вам придется стучаться в двери потенциальных работодателей и просить, чтобы вас приняли на должность ассистента или помощника основного специалиста.
Многие спичрайтеры предпочитают оставаться независимыми. Кстати, зачастую они продолжают заниматься своей основной деятельностью (журналистикой, рекламой, созданием литературных произведений и так далее), подрабатывая написанием речей под заказ. Тема эта весьма хлебная, ведь не каждому политику, общественному деятелю или бизнесмену по карману постоянный референт.
Заказы на создание материалов для публичных выступлений изредка попадаются на биржах фриланса. Но, как правило, к хорошим специалистам приходят по рекомендации. Стоимость одной речи стартует от нескольких сотен и заканчивается тысячами долларов. Словом, сколько стоят его услуги, решает сам спичрайтер.
Советы начинающим
Надеюсь, вы получили хотя бы поверхностное представление о профессии спичрайтера. Настало время традиционных советов:
Желаю вам успехов в освоении сложной, но такой интересной и прибыльной профессии!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
Кто такой спичрайтер, чем он занимается и сколько зарабатывает
Приветствую, уважаемые читатели!
Недавно мы говорили о том, кто такой копирайтер. Сегодня я хочу рассказать вам, кто такой спичрайтер, чем он занимается и как им стать. Простыми словами я опишу суть профессии, обязанности и требования к спичрайтеру, расскажу, сколько можно зарабатывать на написании запоминающихся речей.
Кто такой спичрайтер
Спичрайтер – это специалист, который создает тексты для публичных выступлений предпринимателей, политиков, общественных деятелей и других заинтересованных лиц.
Название профессии образовалось от англ. speech writing, что дословно означает “написание речи”.
Важно писать не только живым языком, но и интересно, убедительно, информативно, грамотно. Также необходимо подстраивать речь под стиль оратора, учитывать возраст и пол аудитории, тип мероприятия.
Для профессионального старта подойдет гуманитарное образование: журналистское, политологическое, филологическое, культурологическое. Также требуется высокий уровень эрудиции и чувство стиля в языке. Улучшить писательские навыки и получить первый опыт работы спичрайтером можно на биржах фриланса.
Необходимые навыки
Спичрайтер должен владеть такими навыками, как:
Профессиональный автор умеет анализировать факты, составлять тезисы и план, расставлять акценты. Перед тем как написать текст выступления, спичрайтер внимательно слушает, как говорит клиент, делает ли длинные паузы между словами. Важно учитывать интонацию и тембр голоса заказчика, специфику его деятельности. Кому-то подойдет громкий и убедительный, позитивный стиль, у кого-то лучше получается мотивационная деловая речь, кто-то попросит проникновенный текст с эмоциональной окраской.
Спичрайтер обладает обширным словарным запасом, поскольку он готовит не только тексты для выступлений перед публикой, но и презентации, информацию к диспутам, теледебатам. Профессионал своего дела должен быть отличным пиарщиком, психологом и имиджмейкером в одном лице. Заказчик доверяет ему, поэтому рассказывает о своих сильных и слабых сторонах, привычках, вкусах, увлечениях.
Кроме того, спичрайтеру важно правильно воспринимать критику, учиться на своих ошибках и вносить правки с учетом пожеланий заказчика. Речь выступающего должна звучать уверенно, красиво, цельно и органично. При составлении текста нужно избегать длинных оборотов и сложных для восприятия слушателей слов.
В формировании полезных навыков для работы спичрайтером помогут книги по ораторскому искусству:
Подробнее узнать о том, как подготовить текст для выступления, можно из обучающего видеоролика.
Личные качества спичрайтера
К наиболее важным качествам спичрайтера относятся следующие:
Спичрайтеру важно уметь выражать не только собственные, но и чужие мысли. Он не должен бояться брать на себя ответственность. В условиях, когда на заказ даны считаные часы, работать смогут только те, у кого продуктивность не зависит от настроения или окружающих факторов.
Наличие творческого подхода позволит превратить унылый текст в интересный и креативный. Чувство юмора, возможно, необязательное качество спичрайтера, но оно поможет разбавить речь уместной шуткой или анекдотом.
Должностные обязанности
Спичрайтер занимается написанием следующих видов текстов:
Профессиональный автор должен уметь легко и понятно рассказывать о самых сложных вещах, избегая логических ошибок, штампов, смысловых повторов. Его задача – захватить внимание аудитории и удержать до конца.
В должностные обязанности спичрайтера входит:
Спичрайтер может предложить клиенту разбавить текст графиками и изображениями. Наглядные примеры помогут отвлечь зрителей на картинку и изучение ее деталей.
Плюсы и минусы профессии
Несомненные преимущества специальности:
Спичрайтер может переквалифицироваться на смежную специальность. Например, можно стать культурологом, писателем, политологом или критиком. Творческий талант и грамотная речь пригодятся во многих сферах деятельности.
Минусами профессии опытные спичрайтеры обычно называют:
Поскольку выполнение заказов всегда индивидуально, даже при грамотном подходе и правильно построенном тексте спичрайтер не всегда получает одобрение от клиента.
Сколько можно заработать
На рынке труда представлены вакансии для спичрайтеров со средней зарплатой 40 000–60 000 руб. в месяц. Стоимость одного текста может достигать 20 000 руб. и выше.
Получить первые заказы можно в небольших PR-агентствах. После того как вы наберетесь опыта, ваша зарплата может вырасти в несколько раз. Возможно, один из клиентов предложит вам должность ассистента или личного помощника.
Работа спичрайтеров, которые трудятся в штате государственных структур, политических партий, общественных организаций, оплачивается по стандартной формуле: оклад + премия. Размер оклада может стартовать от 15 000 руб.
Спичрайтеру на фрилансе обычно платят за отдельную речь или цикл заказов, поэтому стоимость услуг оговаривается индивидуально в каждом случае. Размер оплаты зависит от опыта работы, квалификации автора, специфики заказа, рекомендаций от прошлых клиентов. За отдельные проекты спичрайтер может получить 80 000–130 000 руб.
Важно! Деятельность спичрайтера подразумевает незаметность для взоров общественности. Чем меньше о нем знают, тем выше его гонорар. Если вы планируете стать известным и получить общественное признание, то эта работа точно не для вас.
Где найти работу
Заказы по написанию текстов для выступлений можно найти в соцсетях, на бесплатных сайтах поиска работы, например: HeadHunter, Rabota, Profi. Если вы хотите работать в офисе, то рекомендую подать резюме в PR-агентства, производственные и торговые предприятия.
Безусловно, самым престижным и высокооплачиваемым местом работы для спичрайтера считаются государственные органы, а самым авторитетным клиентом – президент. Однако многие структуры предпочитают искать талантливых специалистов через знакомых, связи. Поэтому в открытом доступе представлены далеко не все вакансии.
Если у вас есть диплом журналиста, вы можете устроиться в региональное или муниципальное СМИ, в котором постоянно освещается работа крупных бизнесов или органов власти. Довольно часто именно таким корреспондентам поступают предложения о переходе в компанию или в орган власти.
Перспективы и карьерный рост
Последние 10 лет спичрайтинг активно развивается во многих сферах, связанных с политикой, бизнесом, общественностью. Написанием текстов для выступлений и лозунгов занимаются рекламные агентства. Это направление считается довольно прибыльным и перспективным. Заказчики не хотят тратить свое время и силы, поэтому покупают тексты высокого качества у профессионалов.
Специализированные фирмы гарантируют ответственность, креативность и неординарный подход. В дальнейшем количество таких компаний только увеличится, а уровень профессионализма сотрудников будет неуклонно повышаться. Один штат помощников политических деятелей насчитывает более 1 000 вакансий. Также услугами спичрайтеров пользуются топ-модели, звезды шоу-бизнеса, представители деловых союзов, отраслевых объединений, бизнес-клубов.
Заключение
Спичрайтинг – востребованное направление, которое с каждым годом набирает обороты, трансформируется и становится одной из главных составляющих публичной деятельности. Зная его основы, вы сможете подготовить информативный и интересный материал, привлечь и удержать внимание слушателей.
Хотите освоить профессию спичрайтера и стать успешным специалистом? Тогда больше внимания уделяйте саморазвитию! Рекомендую читать книги по ораторскому искусству, психологии, маркетингу, лингвистике. Смотрите выступления известных актеров, политиков и деятелей культуры. Пройдите учебные курсы по риторике для повседневного и делового общения, запишитесь на тренинг, побывайте на семинаре, выполняйте специальные упражнения для яркости и убедительности речи.
На изучение всех особенностей профессии спичрайтера понадобится от 2–3 лет и более. После вы сможете сотрудничать с известными персонами и иметь стабильно высокий доход.
А что вы думаете о профессии спичрайтера? Есть ли у вас опыт в составлении речей? Расскажите в комментариях.