Созданные информационные системы становятся непригодными для использования так как
IT менеджмент МФПА Тест с ответами. Erp (Enterprise Resource Planning) это
система транзакционной обработки
системы планирования производственных ресурсов
+система планирования ресурсов предприятия
система поддержки принятия решений
системы планирования производственных ресурсов
система планирования ресурсов предприятия
+система поддержки принятия решений
система транзакционной обработки
система поддержки принятия решений
системы планирования производственных ресурсов
MRP (Material Requirements Planning) – это …
система транзакционной обработки
+системы планирования материальных потребностей
системы планирования производственных ресурсов
система поддержки принятия решений
система поддержки принятия решений
система транзакционной обработки
системы планирования материальных потребностей
+системы планирования производственных ресурсов
SAPR/3 относится к системам класса
специалист, осуществляющий контроль финансово-хозяйственной деятельности
специалист, несущий ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности
+специалист, разрабатывающий план создания, внедрения и развития ИС
последний этап проекта автоматизации предприятия
первый этап проекта автоматизации предприятия
подготовительный этап автоматизации предприятия
+предпоследний этап проекта автоматизации предприятия
система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе
формирование конкурентоспособной позиции конкретной ИС и создание детализированного маркетингового комплекса для нее
совокупность информации, необходимой лицу, принимающему решения для принятия решений
+управление ИС на всех этапах их жизненного цикла
снижение эффективности работы компании в целом
трудности стратегического планирования
+высокая стоимость внедрения
стоимость внедрения ИС
стоимость установки ИС
+расходы на ввод информации
Необходимость создавать команду, либо отрывать от работы текущих сотрудников ИТ возникает.
в случае заказной разработки ИС
+при самостоятельной разработке ИС
Объектом управления в информационном менеджменте является
Организационный риск – это …
+зависимость от ключевого персонала
возможность получения оперативной информации о текущем состоянии объекта
соблюдение принципов «открытых» систем
+оказание услуг по сопровождению ИС (новые версии ИС, горячая линия, «скорая помощь» и т.д.)
возможность переноса ИС на другую платформу
отсутствие потребности в реинжиниринге бизнес-процессов для адаптации предприятия к новому программному обеспечению
+повышение эффективности работы компании в целом
низкая стоимость внедрения
+устранение искусственных барьеров между различными отделами, потому что информация принадлежит корпорации в целом, а не конкретным подразделениям
жизненный цикл ИС завершен
прошел определенный срок службы ИС
+изменились потребности бизнеса
изменились цены на аналогичные программные продукты
Разработкой плана создания, внедрения и развития ИС занимается …
вероятность того, что какие-то цели при реализации проекта автоматизации деятельности предприятия не будут достигнуты
+выявление неопределённости, приводящее к потерям и дополнительным возможностям
последовательность работ по преобразованию объекта из исходного состояния в желаемое, определяемое целью такого преобразования
потери вследствие неопределённости
стоимость разработки ИС
стоимость аппаратного обеспечения
+сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец ИС за период ее жизненного цикла
стоимость сопровождения ИС
Сфера деятельности IT-менеджера охватывает …
составление бизнес-портфеля компании
разработку стратегии развития бизнеса компаний
систему способов изготовления продукции
метод исследования системы, который начинается с общего обзора ее и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру с большим числом уровней
процесс получения логической модели системы вместе со строго сформулированными целями, поставленными перед нею, а также написания спецификаций физической системы, удовлетворяющей этим требованиям
содержание большого штата квалифицированных специалистов из различных областей в организации
+процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий
Финансовый риск вызван …
зависимостью от ключевого персонала
Функциональными возможностями MRP-систем являются:
решение задач планирования деятельности предприятия в натуральном и денежном выражении
составление плана стратегического развития
осуществление поддержки принятия решений для выработки навыков и умений
+определение и передача в производство и службы материально-технического снабжения информации о потребностях предприятия во всех материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы
анализ бизнеса и стратегий его развития
создание бизнес-портфеля предприятия
+установка (инсталляция программного продукта)
Информационный менеджмент – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Вопросы и ответы по дисциплине «информационные системы в экономике» 3 тема
– Традиционные средства выполнения работ передачи и обработки информации в составе автоматизированной информационной системы
+ Двигательная, речевая, зрительная системы и головной мозг каждого должностного лица из состава персонала организации + листы бумаги, ручки, средства телефонной, радио и телевизионной связи.
– Средства автоматизации выполнения работ передачи и обработки инфор-мации в составе автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы) крупного предприятия (крупной организации).
+ Все вычислительные системы, сети и телекоммуникации с соответствующим программным обеспечением.
– Методы выполнения работ передачи и обработки информации в составе автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы).
+ Четко определенные и нечеткие алгоритмы выполнения работ, правила выполнения каждого действия (элементарной операции) и переходов между ними, реализуемые отдельными должностными лицами, аппаратными и программными средствами вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций.
– Основные задачи автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы).
+ обеспечения оперативности (своевременности) и надежности передачи сведений о состояния дел и их оценок (отчетов аналитического характера), задач исполнителям;
Структуризации и анализа сведений (данных), ведения баз данных;
Обеспечения необходимой эффективности системы документооборота и обеспечения взаимодействия между подразделениями и с внешними организациями;
Поддержки решений менеджеров (руководства) и процессов планирования деятельности организации;
– Инструментальные средства компьютерных информационных технологий.
+ Совокупность программных продуктов и необходимых, для их эффективного функционирования, аппаратных средств вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций, обеспечивающих реализацию информационных технологий персоналом организации.
– Общее (системное, базовое) программное обеспечение.
+ Операционные системы, среды и оболочки, системы программирования и комплекс (комплект) программ технического обслуживания.
+ Ada, Delphy, Fortran.
– Комплекс (комплект) программ технического обслуживания.
+ SiSoft Sundra; NU; Scandisk, Dr Web
– Прикладное программное обеспечение.
+ Отдельные прикладные программы, прикладные программные пакеты (пакеты прикладных программ), интегрированные прикладные программные пакеты.
– Прикладные программные пакеты.
+ MSWord; MSExcel; Lotus Notes; Internet Explorer
– Интегрированные прикладные программные пакеты.
+ MSOffice; 1 С – Предприятие
– Минимальный набор программных продуктов для небольшой организации, обеспечивающий, при наличии соответствующих аппаратных и программных средств вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций, реализацию персоналом основных офисных информационных технологий.
+ Windows + MSOffice + MSExchange
– Минимальные параметры процессора, оперативной памяти (ОЗУ) и накопителя на жестком магнитном диске (НЖМД) для установки и эффективного функционирования WindowsXP и MSOffice 2003.
+ Процессор – Pentium III, частота 733 МГц (500 МГц – WindowsXP и 233 Мгц – MSOffice 2003).
ОЗУ – объем 256 Мб (128 Мб – WindowsXP, 128 Мб – MSOffice 2003).
– Минимальный состав аппаратных средств автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы) небольшой организации
+ Компьютеры (в необходимом количестве и конфигурации) и сервер, с сетевыми платами или встроенными в материнские платы LAN 10/100 МГц, сетевой кабель (витая пара), концентратор (Hab) или коммутатор (Switch) и модем или коммутатор-маршрутизатор (Soft-Switch).
– Средства реализации информационных технологий в региональных и глобальных вычислительных сетях.
+ Аппаратные и программные средства локальных вычислительных сетей, телекоммуникаций и связи.
+ Совокупность взаимосвязанных процессоров или ЭВМ, периферийного оборудования и программного обеспечения, предназначенная для подготовки и решения задач пользователей.
– Одни из видов аппаратных средств, существенно влияющих на поддержание надежной круглосуточной реализации информационных технологий в региональных и глобальных вычислительных сетях.
+ Кластер или многомашинная вычислительная система.
– Операционные системы для многопроцессорных вычислительных систем (SMP-платформ) на основе Intel-архитектуры традиционных производителей.
+ MS Windows NT/2000/XP/2003, NetWare и UnixWare (Novell), Open Server/MPS (SCO).
+ Совокупность компьютеров и телекоммуникационных устройств с программным обеспечением, позволяющим им выполнять функции передачи информации таким образом, что каждый из компьютеров может использовать процессоры, память и внешние устройства (ресурсы) всех остальных компьютеров.
– Классификация компьютерных информационных систем в составе автоматизированной информационной системы предприятия по характеру использования информации:
+ информационно-поисковые; информационно-решающие; управляющие; советующие.
– Элементы внутренней структуры компьютерных информационных систем в составе автоматизированной информационной системы предприятия.
+ Средства автоматизации (взаимосвязанные между собой компьютеры, средства телекоммуникаций, связи и др.), обычные (традиционные) средства, методы (программные и мысленные алгоритмы и правила) передачи и обработки информации, и применяющий данные средства и методы управленческий персонал.
– Принципы построения автоматизированных систем управления (автоматизированных информационных систем) предприятий (организаций):
+ – комплексность программно-технических и организационных решений;
– открытость (возможность наращивания, переноса, связи с другими системами);
– учет количественных и качественных свойств информационных потоков
– надежность (в т. ч. устойчивость к неправильной работе пользователей, программно-аппаратным сбоям);
– эффективность и экономичность не ниже требуемого уровня;
– контроль и защита информации.
– совместимость технологий, протоколов и программных инструментов.
– наличие необходимой, для дальнейшего развития, документации.
– ГОСТ 34.601-90. Стадии создания автоматизированных систем (АС):
Предпроектное обследование; формирование требований к АС; разработка концепции АС; техническое создание АС; эскизный проект; технический проект; рабочая документация; ввод в действие; сопровождение АС.
Формирование требований к АС; разработка концепции АС; техническое создание АС; эскизный проект; технический проект; ввод в действие; сопровождение АС.
Формирование концепции АС; техническое создание эскизного проекта АС; технический проект; рабочая документация; ввод в действие; сопровождение АС.
+ формирование требований к АС; разработка концепции АС; техническое создание АС; эскизный проект; технический проект; рабочая документация; ввод в действие; сопровождение АС.
– Место автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы) в составе системы предприятия (организации):
+ – составная часть системы управления предприятия (организации).
– Порядок предпроектного обследования организации специалистами фирмы-разработчика (системного интегратора) совместно с представителями Заказчика (организации), согласно ГОСТ 34.601-90.
+ На этапе 1.1. «Обследование объекта и обоснование необходимости создания в АС» общем случае проводят:
А) сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;
Б) оценку качества функционирования объекта и осуществляемых видах деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;
В) оценку (технико-экономической, социальной и т. д.) целесообразности создания АС.
– Разделы технического задания на создание автоматизированной системы:
+ общие сведения; назначение и цели создания (развития) системы; характеристика объектов автоматизации; требования к системе; состав и содержание работ по созданию системы; порядок контроля и приемки системы; требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие; требования к документированию; источники разработки.
– Современные методы и средства анализа и планирования процессов производства и управления на предприятии, проектирования компьютерных информационных систем, реализуются персоналом организации с применением следующих программных пакетов:
+ MSProject 2002, Project Expert 7.15, Rational Rouse 2001, SPSS.
– Эффективность функционирования автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы) определяется:
+ – приростом эффективности деятельности организации за определенный период времени после создания автоматизированной информационной системы.
– Основные концепции создания автоматизированной системы управления (автоматизированной информационной системы) предприятия или организации:
+ 1. Ориентация на существующую структуру предприятия (организации), с модернизацией методов работы, без изменения организационной структуры фирмы, при относительно небольших затратах и небольшом конечном эффекте.
2. Ориентация на будущую структуру предприятия (организации), с модернизацией существующей структуры и созданием новых организационных взаимосвязей, при относительно больших первоначальных затратах и большом конечном эффекте.
– Создание интегрированной автоматизированной информационной системы компании, фирмой – системным интегратором целесообразно осуществлять в случаях:
+ – наличия достаточных для выполнения работ денежных средств, укрупнения компании до уровня, при котором сложность структуры компании и процессов уже не позволяет эффективно управлять с применением существующей системы, а также отсутствия опыта у собственных специалистов по созданию подобного рода крупных и эффективных многофункциональных информационных систем.
– Функции, примерная стоимость, наименование образцов локальных, средних и крупных (интегрированных) автоматизированных информационных систем.
+ – учетные системы по направлениям деятельности, 100-5000$, системы на CD-дисках с соответствующей документацией;
– системы комплексного учета и управления финансами, 10-100 тыс.$, Галактика (корпорация Галактика), БЭСТ-ПРО (фирмы Интеллект-сервис), 1С-Предприятие (фирмы 1С);
– системы комплексного управления, учета, делопроизводства, 100-500 тыс.$, SAP R/3 (фирмы SAP), Oracle Application (фирмы Oracle), Baan Midmarket Solutions (фирмы BAAN).
– Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы.
+ Выдвижение требований к системе на этапе предпроектных исследований, проверка правильности результатов обследования организации.
Представление описаний функций (задач), подлежащих реализации (их информационного содержания, алгоритмов решения, и др.).
Участие в постановке задачи на создание системы при разработке технического задания.
Участие в испытаниях и пробной эксплуатации.
Определение ошибок функционирования при сопровождении.
– Схема разработки (жизненный цикл) автоматизированной информационной системы (АИС), при которой требования к нему «заморожены» в виде технического задания на все время его создания, и пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над ним будет полностью завершена.
+ Последовательная (каскадная) схема разработки АИС.
– Один из этапов жизненного цикла автоматизированной информационной системы (АИС).
+ Предпроектные исследования (оценка рынка АИС, определение требований к АИС и др.).
– Преимущества спиральной модели разработки сложной автоматизированной информационной системы (АИС).
+ Сокращение (при правильной организации) сроков создания, возможность модификации системы в процессе её проектирования, повышение конечной эффективности (качества) АИС и уменьшение расходов на её разработку.
+ Формализованное описание процесса (в виде алгоритма) обработки данных на удобном для человека формализованном языке программирования (алгоритмическом языке) для автоматического выполнения его на компьютере, которое заключается в автоматическом переводе на язык соответствующего компьютера с помощью другой программы, называемой транслятором.
+ Программа или логически связанная совокупность программ на носителях (данных и программ), снабженная программной документацией.
– «Программное изделие (продукт)»
+ Комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленного изделия (продукции).
– Критерии (показатели) качества программных средств и изделий (продуктов):
+ исходная полезность (простота, мобильность, переносимость); надежность работы в течение определенного времени; заданная эффективность; учет человеческого фактора (легкость применения); модифицируемость; коммуникативность (возможность их интеграции с другими программами).
– ГОСТ 19.102-77. ЕСПД. Стадии разработки программ и программной документации для вычислительных машин, комплексов и систем:
+ техническое задание; эскизный проект; технический проект; рабочий проект; внедрение.
– Преимущества спиральной модели разработки сложной автоматизированной информационной системы (АИС).
+ Сокращение (при правильной организации) сроков создания, возможность модификации системы в процессе её проектирования, повышение конечной эффективности (качества) АИС и уменьшение расходов на её разработку.
– ГОСТ 19.102-77. ЕСПД. Этапы работ на стадии разработки Технического задания на создание программ и программной документации для вычислительных машин, комплексов и систем:
+ Обоснование необходимости разработки программы.
Разработка и утверждение технического задания.
– Содержание описания постановки задачи на создание задачи (программы) решаемой на вычислительных машинах, комплексах и системах в соответствии с ГОСТ 24.204-80.
+ – характеристики задачи (комплекса задач);
– Алгоритм решения задачи на ЭВМ (разрабатываемый на стадии эскизного проекта).
+ Система точно сформулированных правил, определяющая процесс преобразования допустимых исходных данных (входной информации) в желаемый результат (выходную информацию) за конечное число шагов.
– Обязательные свойства алгоритма решения задачи на ЭВМ:
+ дискретность — разбиение процесса обработки информации на более простые этапы (шаги), выполнение которых компьютером или человеком не вызывает затруднений;
Определенность алгоритма — однозначность выполнения каждого отдельного шага преобразования информации;
Выполнимость — конечность действий алгоритма решения задач, позволяющая получить желаемый результат при допустимых исходных данных за конечное число шагов;
Массовость — пригодность алгоритма для решения определенного класса задач.
Информационных систем
Основные компоненты автоматизированных
Области применения и примеры реализации информационных систем
В последние несколько лет компьютер стал неотъемлемой частью управленческой системы предприятий. Однако современный подход к управлению предполагает еще и вложение денег в информационные технологии. Причем чем крупнее предприятие, тем больше должны быть подобные вложения.
Благодаря стремительному развитию информационных технологий наблюдается расширение области их применения. Если раньше чуть ли не единственной областью, в которой применялись информационные системы, была автоматизация бухгалтерского учета, то сейчас наблюдается внедрение информационных технологий во множество других областей. Эффективное использование корпоративных информационных систем позволяет делать более точные прогнозы и избегать возможных ошибок в управлении.
Поэтому можно вполне обоснованно утверждать, что в жесткой конкурентной борьбе большие шансы на победу имеет предприятие, использующее в управлении современные информационные технологии.
Любая АИС функционирует в окружении внешней среды, являющейся для АИС источником входной и потребителем выходной информации. В пределах АИС, начиная со входа в систему и кончая выходом из нее, информационный поток проходит несколько этапов обработки. К основным, укрупненным этапам обработки информации относятся сбор, регистрация и первичная обработка; передача по каналу связи от источника к компьютеру; перенос на машинные носители; создание и поддержание информационных фондов; внутримашинная обработка и формирование выходных форм; передача по каналу связи от компьютера к пользователю; преобразование к виду, пригодному для восприятия пользователем.
Рис.1 Типовая структура АИС
Отдельные этапы обработки реализуются соответствующими подсистемами АИС, среди которых можно выделить следующие: сбора и первичной обработки входной информации; связи; ввода информации в компьютеры; хранения и обработки информации; выдачи информации и ее отображения (подсистема вывода).
Подсистема сбора и первичной обработки выполняет ряд операций по предварительной обработке информации. В рамках этой подсистемы осуществляется сбор первичной информации об объектах, представленной в естественном для объекта виде, т.е. в словах и символах естественного языка, цифрах общепринятой системы счисления (например, содержание листа по учету кадров, результаты медицинского обследования больного, тексты статей, содержание товарно-транспортной накладной и т.п.). В результате специальной проверки осуществляется отбор тех сведений, которых еще нет в информационном фонде информационной системы. Этим предотвращается дублирование информации в системе. Элементы первичной информации, подлежащей в дальнейшем вводу в систему, подвергаются первичной обработке, т.е. приводятся к определенному виду и формату, принятым в системе: записываются на специальные бланки, заносятся в таблицы установленной формы, для документальной информации по определенным правилам составляют аннотации и библиографические описания, физические параметры приводятся к единой системе единиц. Информация, прошедшая первичную обработку и определенным образом формализованная, фиксируется на носителях, чаше всего бумажных.
Информация, получаемая на выходе подсистемы сбора и первичной обработки, представлена в форме, непригодной для непосредственного ввода в компьютер. Функциями подсистемы вводаявляются ввод ее в компьютер, а также контроль за правильностью переноса информации и устранение возникших ошибок.
В современных компьютерах для ввода информации часто используются дисплеи и каналы связи, связанные с компьютерами через специальные сетевые средства.
Информация, введенная в компьютер, размещается в машинной памяти, образуя информационный фонд информационной системы. Над элементами информационного фонда осуществляются различные операции обработки: логические и арифметические, операции сортировки и поиска, ведения и корректировки. В результате обеспечивается поддержание информационного фонда в актуальном состоянии, а также формируется выходная информация в соответствии с заданием на обработку. Формирование (структуризация) и поддержание информационных массивов, а также все операции обработки информации осуществляются под управлением комплекса программ, входящих в состав подсистемы хранения и обработки информации. Эта подсистема организует на устройствах внешней памяти размещение информации и обеспечивает доступ к ней. Подсистема хранения и обработки информации, технические средства, реализующие подсистему (в том числе и сам компьютер), а также информационные массивы объединяются в систему обработки и хранения информации (СОХИ). СОХИ включает в себя информационные массивы, способы, методы и алгоритмы их организации и обработки, соответствующий комплекс программных и технических средств. Поскольку связь СОХИ с внешней средой осуществляется с помощью средств ввода—вывода, то эти средства также необходимо учитывать при рассмотрении ряда задач, решаемых в пределах СОХИ.
Подсистему обработки информациив литературе часто называют автоматизированной системой обработки данных (АСОД), считая понятие «данные» синонимичным понятию «информация».
Понятие «информация» обычно используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть содержательный смысл сообщения. Однако компьютер, являющийся основой СОХИ, пока не способен воспринимать смысл обрабатываемых сообщений. Применительно к компьютерам чаще используют понятие «данные» и говорят, что компьютер оперирует с данными, представленными на машинных носителях. При этом данными является любой набор знаков, рассматриваемый безотносительно к его содержательному смыслу. Приписывая данным определенный смысл, их обработку воспринимают как обработку информации. Поэтому в дальнейшем изложении понятие «информация» будем преимущественно использовать в тех случаях, когда возникнет необходимость подчеркнуть важность смыслового содержания или когда оно входит в устоявшиеся словосочетания, широко используемые в отечественной литературе.
Подсистема выдачи и отображения (подсистема вывода) обеспечивает выдачу ответа на запрос, представляя его в форме, удобной для восприятия пользователя. В состав подсистемы входят комплекс программ, обеспечивающих нужный вид выходного сообщения, и технические средства, на которых выходная информация фиксируется (отображается). Ответ на запрос может выводиться с помощью печатающего устройства, дисплея, графопостроителя, различных табло и индикаторов.
Описание взаимосвязи подсистем производилось в предположении, что источники информации и пользователи территориально размещены вблизи центрального компьютера. В реальных ИС источники информации и (или) пользователи очень часто оказываются удаленными от центрального компьютера на расстояния от сотен метров до сотен километров. Контакт с центральным компьютером в этом случае реализуется подсистемой связи, в состав которой входят каналы передачи данных и удаленные терминалы, которые сегодня сами являются компьютерами.
Для подключения удаленных терминалов – персональных компьютеров используются каналы связи, предоставляемые сетями телефонными сетями, сетями передачи данных общего пользования или специализированными сетями передачи данных. Канал должен обеспечивать обмен данными с нужной скоростью в заданном направлении. Каналы передачи данных подразделяются на симплексные, обеспечивающие передачу только в одном направлении; полудуплексные, обеспечивающие передачу в обоих направлениях, но в каждый момент времени — только в одном направлении; дуплексные, обеспечивающие одновременную передачу в обоих направлениях. Для связи источников с компьютерами можно использовать симплексные каналы. Связь пользователя с центральным компьютером или компьютерами должна осуществляться с помощью полудуплексного или дуплексного канала передачи данных, в противном случае диалог пользователя с центральным компьютером окажется невозможным.
Удаленный терминал — это устройство ввода — вывода, удаленное от центрального компьютера на расстояние, исключающее возможность его непосредственного подключения. Соединение терминала с компьютером осуществляется с помощью канала передачи данных. Информация, получаемая с терминала, пригодна для непосредственного ввода в компьютер. В качестве удаленных терминалов используются персональные компьютеры, терминалы, телетайпы, специальные терминалы и абонентские пункты.
Подсистема связи содержит также программу, обеспечивающую взаимную связь терминалов с центральным компьютером и позволяющую ему управлять дистанционным терминалом.