Создание такой атмосферы при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю
Создание такой атмосферы при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю
Из отдельных разновидностей допроса самым распространенным является допрос свидетелей и потерпевших. Любое лицо, которое способно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем, за исключением защитника обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника.
Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие обстоятельства, имеющие значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источников.
Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он так же, как свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.
Допрос свидетелей и потерпевшего разделяется на четыре стадии: установление психологического контакта с допрашиваемым; свободный рассказ допрашиваемого; постановка уточняющих вопросов; ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.
На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид (подтянутость, опрятность).
После установления контакта с допрашиваемым следователь предлагает ему рассказать все известное по делу. Данный этап допроса называется свободным рассказом допрашиваемого, в процессе которого он излагает известные ему факты в той последовательности, которую он избирает сам или которую ему рекомендует следователь.
Создание такой атмосферы при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю
Допрос на предварительном следствии — это комплекс предусмотренных законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу, с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Сущность допроса состоит в том, что в ходе выполнения дознавательных операций следователь побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым событием, дать о них показания, выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу. Целью допроса является получение информации, на основании которой следователь:
1) Устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
2) Устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию;
3) Проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.
В ходе подготовки к допросу следователь обязан выполнить следующие действия:
— Тщательно изучить материалы уголовного дела и на основе полученной информации определить или уточнить процессуальное положение лица;
— Определить предмет показаний лица, вызываемого на допрос;
— Изучить социально — демографические данные, психологические, психофизиологические качества и состояние вызываемого на допрос лица.
Разумеется, заранее трудно предусмотреть, знание каких именно качеств и состояний личности потребуется при допросе, однако в любом случае, желательно иметь представление о таких особенностях личности допрашиваемого, как пол, возраст, образование, профессия, интересы, уровень культуры и правосознания, взгляды, психологические качества (характер, темперамент, воля, эмоциональные черты), возможные психологические состояния в момент допроса растерянность, подавленность, страх, самоуверенность и т. д.).
Если по делу предстоит допросить несколько обвиняемых (подозреваемых), то предварительно необходимо изучить систему взаимоотношений, сложившихся в группе лиц, совершивших преступление, с тем, чтобы определить последовательность их допросов с учетом характера их взаимоотношений. Для получения полных и достоверных показаний основными тактическими приемами при производстве допросов являются методы установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний. Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. С тактической точки зрения допрос может быть разделен на следующие стадии: подготовительную (вступительную), свободный рассказ допрашиваемого и его ответы на вопросы следователя. На подготовительной (вступительной) стадии следователь устанавливает личность явившегося на допрос и его анкетные данные, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности, решает вопрос об участии переводчика. Основной задачей этой стадии допроса является создание оптимальных условий для получения показаний от допрашиваемого и обеспечение достоверности показаний. Для этого необходимо установить психологический контакт с допрашиваемым. Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосферы допроса. Такой контакт может быть достигнут применением достаточно распространенного и во многих случаях оправдывающего себя тактического приема, суть которого заключается в проведении следователем «разведывательной» беседы с допрашиваемым.
В момент допроса подозреваемый либо растерян в связи с неожиданным задержанием и готов дать показания, либо, наоборот, возбужден, агрессивен и настроен отрицать причастность к совершению преступления. Если подозреваемый отказывается давать показания, следователь выясняет мотивы отказа и разъясняет подозреваемому, что тем самым он лишает себя возможности защищаться от возникшего подозрения. При наличии доказательств, достоверность которых не вызывает сомнения, следователь может предъявить их полностью или частично и предложить подозреваемому высказать все, что он думает по данному поводу. В любом случае, следователь старается вовлечь подозреваемого в диалог, в ходе которого подробно и терпеливо разъясняет ему все неблагоприятные последствия занятой позиции. Иногда в такой ситуации полезно вести диалог так, чтобы вызвать у подозреваемого возражения, побудить его занять активную оборонительную, защитную позицию, в связи с чем ему придется дать показания. С учетом имеющихся доказательств и личности допрашиваемого следователь применяет следующие приемы:
1) Спокойным тоном отмечает несоответствие показаний материалам дела и советует рассказать правду;
2) Объясняет значение чистосердечного раскаяния и разъясняет значение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершённое преступление (ст. 61 УК РФ);
3) Задает допрашиваемому дополняющие и уточняющие вопросы об обстоятельствах, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных;
4) Демонстрирует какой‑либо объект, не акцентируя на нем внимания допрашиваемого (например, как бы невзначай снимает газету или иное покрытие с лежащего на столе вещественного доказательства, изъятого с места происшествия);
5) Задавая вопросы, пытается поставить их таким образом, чтобы допрашиваемый сообщил сведения, которые могли стать известными ему только в том случае, если он находился на месте происшествия, при наличии данных о том, что он не был на этом месте или был, но в другое время. Однако при этом недопустимо ставить так называемые «улавливающие вопросы», т. е. состоящие из двух частей, сформулированных таким образом, что утвердительный ответ на первую часть в любом случае может быть истолкован как утвердительный ответ и на вторую часть;
6) Разъясняет подозреваемому иные, помимо его показаний, средства установления обстоятельств, свидетельствующих о его причастности к совершению преступления, демонстрирует соответствующие поисковые приборы, разъясняет возможность экспертизы по установлению обстоятельств, имеющих отношение к делу и т. п.;
7) Создает у допрашиваемого преувеличенное представление о степени осведомленности относительно его участия в совершении преступления: выражает осведомленность в неопределенной форме; использует в ходе допроса малоизвестные факты из жизни допрашиваемого, создает впечатление о том, что ему неизвестны лишь некоторые второстепенные обстоятельства и т. п.
Одним из тактических приемов, применяемых для изобличения подозреваемого, является предъявление доказательств. Предъявлять следует только достоверные доказательства, так как использование недостоверных доказательств укрепляет в подозреваемом решимость оставаться на позиции отрицания причастности к совершению преступления.
Доказательства могут предъявляться в различной последовательности. Обычно они предъявляются по мере возрастания их доказательственного значения: вначале менее значительные, косвенно подтверждающие вину подозреваемого, а затем все более и более веские. Наибольший эффект этот способ дает при предъявлении доказательств подозреваемому, отрицающему свою причастность к совершенному преступлению или дающему заведомо ложные показания о степени и роли своего участия в совершении преступления. Иногда для склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний в первую очередь предъявляется наиболее впечатляющее доказательство, даже если в системе доказательств оно играет второстепенную роль. В этом случае у допрашиваемого создается впечатление о полной осведомленности следователя об обстоятельствах совершенного преступления. К этому близок также тактический прием, суть которого состоит в том, что следователь, используя свою осведомленность о каком‑то второстепенном обстоятельстве, ставит вопрос о нем так, как будто это — единственное, что его интересует. У допрашиваемого создается впечатление, что остальное следователю уже известно. Такое же впечатление у допрашиваемого создается, когда следователь, выслушав показания, противоречащие материалам дела, описывает механизм происшедшего события, используя для этого неполные данные и создавая впечатление о несущественности тех, которые ему еще неизвестны. Внезапное предъявление такого рода доказательств нередко приводит подозреваемого в замешательство и он, не имея времени для обдумывания ответа, который бы звучал правдоподобно, начинает давать неубедительные и противоречивые показания. Если следователь хорошо знает материалы уголовного дела, внимательно слушает показания подозреваемого и наблюдает за его реакцией в момент предъявления доказательства, то, используя замешательство подозреваемого и противоречия в его показаниях, может убедить его в бесперспективности избранной им линии поведения. При недостаточности доказательств для изобличения подозреваемого следователь пытается получить их от допрашиваемого, используя для этого противоречия в его показаниях и те сведения, которые подозреваемый сообщил по неосмотрительности.
Психология допроса
Алгоритм допроса как система рациональных и последовательных действий, выполнение которых в процессуальных формах влечет получение позитивного результата. Тактические приемы допроса, психологический контакт с допрашиваемым с учетом особенностей личности.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.04.2010 |
Размер файла | 43,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
по курсу «Юридическая психология»
по теме: «Психология допроса»
1. Общее представление о допросе и его психологии
2. Различные психологические приемы допроса
Для предварительного следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.
Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.
1. Общее представление о допросе и его психологии
Для предварительного следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Тактические приемы допроса должны быть хорошо глубоко инсценированы, а следователь должен быть, в известном смысле, актером, чтобы в полной мере исполнить свою роль. Погружение в расследуемую ситуацию неизбежно, поэтому следователь может изнутри рассмотреть и почувствовать мысли и чувства всех участников расследуемого преступления как драмы, в которой он стал одним из действующих лиц. Поэтому следователь должен хорошо знать психологические процессы.
Процесс формирования показаний проходит следующие стадии:
Ш восприятие информации и переработка с учетом характерологических особенностей человека;
Ш запоминание и переработка с учетом установок и переживаемых событий;
Ш воспроизведение с субъективной переработкой, отражающей значимость передаваемой информации;
Ш обратная связь, «корректировка показаний».
Понимание сути допроса представляется возможным через понимание предмета допроса, коим являются:
1. обстоятельства, входящие в предмет доказывания;
2. обстоятельства, необходимые для достижения промежуточных целей расследования;
3. обстоятельства, с помощью которых обнаруживаются доказательства;
4. обстоятельства, играющие тактическую роль. Допрос можно классифицировать по нескольким основаниям. По процессуальному положению допрашиваемого:
Ш допрос свидетеля;
Ш допрос потерпевшего;
Ш допрос подозреваемого;
Ш допрос обвиняемого;
Ш допрос подсудимого;
По возрастным особенностям допрашиваемого:
Ш допрос взрослого;
Ш допрос несовершеннолетнего;
Ш допрос малолетнего.
Ш допрос первичный;
Ш допрос повторный.
По позиции занятой допрашиваемым:
Ш допрос лица, дающего правдивые показания;
Ш допрос лица, дающего заведомо ложные показания; допрос добросовестно заблуждающегося.
1. Подготовительная стадия
1.1 Изучение материалов уголовного дела.
1.2 Определение объема обстоятельств, подлежащих установлению на допросе.
1.3 Изучение личности допрашиваемого, его сильных и слабых мест.
1.4 Формулирование блока вопросов, подлежащих разрешению на допросе. Использование типовых программ допроса.
1.5 Выбор приемов и методов, подлежащих применению на допросе, их адаптация к ситуации.
1.6 Интегрирование приемов и вопросов, формируя гармоничную программу допроса, а также подход по формированию психологического контакта.
1.7 Прогнозирование возможных ошибок, которые могут допустить допрашиваемый и следователь. Формирование тактических средств коррекции, исправления, профилактики, использования ошибок допрашиваемого.
1.8 Рефлексивный анализ предстоящего допроса, продумывание допроса за допрашиваемого, анализ возможных реакций и их тактических последствий.
1.9 Вызов допрашиваемого: повесткой, по телефону (вкладывая при этом определенную эмоциональную нагрузку).
1.10 Построение вариантов формулируемой тактической программы. В зависимости от линии поведения допрашиваемого. Многовариантная программа допроса предполагает готовность следователя к любому положению режима ин формации на допросе.
2. Начальная стадия допроса.
2.1 Формирование эффекта первого впечатления, формулирование цели допроса.
2.2 Проверка документов допрашиваемого и разъяснение ему процессуальных прав и обязанностей в соответствии с законом.
2.3 Заполнение сведений о личности допрашиваемого в формальной части протокола. Контактоформирующая демонстрация заинтересованности в позитивных коммуникативных взаимоотношениях.
2.4 Анализ, оценка установок и позиций допрашиваемого: конфликт со следователем, дача ложных показаний, сотрудничество со следователем, страх перед наказанием или соучастниками.
2.5Корректировка ранее составленной программы допроса с учетом оперативной диагностики ситуации, а также формирование психологического контакта.
2.6 Выявление особенностей допрашиваемого, характеризующих его возможные состояния и позиции.
2.7 Формулировка вопросов и подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на формирование контакта и обеспечивающих получение полной и правдивой информации.
3. Стадия свободного рассказа.
3.1 Постановка первого (не травмирующего) вопроса.
3.2 Активное слушание свободного рассказа.
3.3 Контактное взаимодействие на стадии свободного рассказа
3.4 Оперативная оценка показаний допрашиваемого. Применение группы приемов (модулей) аналитического характера, обеспечивающих оперативный анализ полученных показаний прямо в процессе произведенного допроса.
3.5 Рефлексивно-диалоговые формы взаимодействия с допрашиваемым путем реализации ранее составленной программы допроса (вопросы, интегрированные с приемами).
3.6 Формирование вопросов, направленных на преодоление информационной латентности.
3.7 Оперативное включение в программу допроса дополнительных приемов.
3.8 Повторность тактических подходов к решаемой задаче (проблеме).
3.9 Применение группы приемов, активизирующих аргументацию и борьбу мотивов.
3.10 Применение группы приемов (модулей), обеспечивающих перевод текста показаний в графики, рисунки, схемы, планы, пояснения к рисункам и фотографиям. Это позволяет максимально полно детализировать данные показания, углубить контакт с допрашиваемым и профилактировать желания отказаться от данных показаний, если они носят правдивый характер.
3.11 Применение группы приемов захвата инициативы и преодоления позиции на дачу ложных показаний.
3.12 Рефлексивное управление допрашиваемым.
3.13 Тактика инициирования.
3.14 Тактика анализа риска допрашиваемого.
3.15 Тактический поиск ошибок.
3.16 Оказание психологической помощи добросовестному допрашиваемому.
3.17 Заключительная стадия допроса.
3.18 Укрепление психологического контакта при окончании допроса
Сущность допроса состоит в том, что в ходе выполнения дознавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике, психологии и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым делом, самому дать о них показания. Следователь выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.
Целью допроса является получение информации, на основании которой следователь:
1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию;
3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.
В ходе подготовки к допросу следователь обязан выполнить следующие действия:
Ш тщательно изучить материалы уголовного дела и на основе полученной информации определить или уточнить процессуальное положение лица;
Ш определить предмет показаний лица, вызываемого на допрос;
Ш изучить социально-демографические данные, психологические, психофизиологические качества и состояние вызываемого на допрос лица.
Разумеется, заранее трудно предусмотреть, знание каких именно качеств и состояний личности потребуется при допросе, однако в любом случае, желательно иметь представление о таких особенностях личности допрашиваемого, как пол, возраст, образование, профессия, интересы, уровень культуры и правосознания, взгляды, психологические качества (характер, темперамент, воля, эмоциональные черты), возможные психологические состояния в момент допроса (растерянность, подавленность, страх, самоуверенность и т.д.).
Закон не в состоянии регламентировать деятельность следователя, выполняемую в целях получения показаний от лиц, которые по тем или иным причинам не желают давать показаний либо не могут их дать в силу того, что требуемые сведения сохранились в их памяти в виде отдельных фрагментов и т.п.
Поэтому для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое выражение в применении тактических приемов при производстве допросов, т.е. методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний.
В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса раскрывается по поведенческим проявлениям.
Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.
При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.
Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике очень важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля относятся во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.
В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
Действие всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.
Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.
Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.
2. Различные психологические приемы допроса
Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования. В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя. При решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение допрашиваемого лица в рамки, ограничивающие его решения.
Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия.
Повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению.
Большая возможность оказания воздействия заключается в системе предъявления доказательств. Приведу некоторые правила эффективного предъявления доказательств:
1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем, чтобы исключить нейтрализующие их уловки допрашиваемого лица.
2) Предъявлять доказательства по их возрастающей значимости
3) По каждому доказательству получить объяснение
4) Всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.
Позиция допрашиваемого, его причастность диагностируется и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:
Ш невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.
Ш невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами;
Ш виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно.
Невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами. Данное суждение выглядит достаточно спорным, я не думаю, что любой виновный может считаться социально деформированным.
Невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.
Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для определения приемов расследования.
В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные вопросы. Действия следователя могут иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность трактовки.
Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.
Допрос рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основное доказательство.
В случаях специального рецидива следователь может использовать архивные дела и изучить тактику поведения данного рецидивиста при расследовании его прежних преступлений. Обычно рецидивисты тщательно продумывают свои ложные показания, ложные алиби, готовят лжесвидетелей, уничтожают доказательства, стремятся опорочить следователя, оказывают на него давление. В ряде случаев допрос рецидивиста целесообразно проводить в присутствии прокурора, руководителя следственной группы. При этом согласуется тактика параллельного воздействия на рецидивиста. Обострение отношений со стороны одного допрашиваемого может использоваться как фон для психологического контакта с другим допрашиваемым.
Еще одним приемом является допрос с использованием ассоциативных связей. Использование этих связей рассчитано на оживление в его памяти причинных и иных связей между событиями. Например, зная, что интересующее событие произошло в день рождения допрашиваемого, о чем тот забыл, следователь последовательно задает вопросы: «Как вы отмечали свой день рождения в этом году?», «Что вы делали после того, как разошлись гости?», «В каком месте парка вы гуляли?», «Почему вы пересели на другую скамейку?», «Когда же вы впервые увидели обвиняемого Иванова?»
Контрольные вопросы задаются с целью проверить полученные показания или получить данные для такой проверки. Например: «На основании чего вы утверждаете, что все, о чем вы рассказывали, произошло именно 15 сентября?»
Допрос несовершеннолетнего требует знания особенностей его психики. Дети обладают повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения. У них незначителен или совсем отсутствует жизненный опыт, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события.
Здесь все важно: правильный выбор места допроса, его продолжительность, сам тон следователя. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредотачивать долгое время внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.
Основным средством изобличения допрашиваемых несовершеннолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания подчас допрашиваемым самого факта изобличения, так в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной уже лжи. Следователь должен облегчить ему переход от ложных показаний к правдивым, что требует от следователя чуткости, деликатности, понимания причин упорства допрашиваемого.
В целом хотелось бы остановиться на основных психологических приемах, необходимых в различных ситуациях, складывающихся в зависимости от отношения допрашиваемого к самому допросу
Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации
Постановка личностно значимых вопросов, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи. Актуализация интереса к обстоятельствам:
1) входящим в предмет доказывания;
2) необходимым для проверки и оценки доказательств;
3) фактически значимым для допроса других лиц.
Раскрытие личностного смысла правдивых показаний.
Опора на положительные качества и личные заслуги допрашиваемого лица.
Оказание мнемической помощи:
Ш Возбуждение ассоциаций по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту;
Ш Привязка к личностно значимым обстоятельствам, разноплановый детализирующий допрос.
Приемы допроса в ситуации противодействия
Установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого, использование оперативно-розыскных данных и экспертных данных, предъявление доказательств по возрастающей степени их значимости.
Использование фактора внезапности, временная маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств, создание у допрашиваемого
представления о значительном объеме доказательств, демонстрация осведомленности в деталях расследуемого события.
Использование антипатий к отдельным участникам преступления, предъявление доказательств, требующих детализации показаний, раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих доказательств.
Постановка изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки.
Приемы изобличения во лжи
Постановка вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица к расследуемому событию.
Повторный детализирующий допрос по одним и тем же обстоятельствам, создание преувеличенного представления об осведомленности следователя.
Внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств. Использование слабых мест допрашиваемого.
Раскрытие личностного смысла дачи правдивых показаний.
Создание психически напряженных состояний на фоне пренебрежения другими участниками группового преступления интересов допрашиваемого.
Тактические приемы допроса должны быть хорошо глубоко инсценированы, а следователь должен быть, в известном смысле, актером, чтобы в полной мере исполнить свою роль. Погружение в расследуемую ситуацию неизбежно, поэтому следователь может изнутри рассмотреть и почувствовать мысли и чувства всех участников расследуемого преступления как драмы, в которой он стал одним из действующих лиц. Поэтому следователь должен хорошо знать психологические процессы.
Сущность допроса состоит в том, что в ходе выполнения дознавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике, психологии и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым делом, самому дать о них показания. Следователь выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.
Целью допроса является получение информации, на основании которой следователь:
1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию;
3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.
Допрос несовершеннолетнего требует знания особенностей его психики. Дети обладают повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения. У них незначителен или совсем отсутствует жизненный опыт, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события.
Здесь все важно: правильный выбор места допроса, его продолжительность, сам тон следователя. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредотачивать долгое время внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.
Основным средством изобличения допрашиваемых несовершеннолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания подчас допрашиваемым самого факта изобличения, так в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной уже лжи. Следователь должен облегчить ему переход от ложных показаний к правдивым, что требует от следователя чуткости, деликатности, понимания причин упорства допрашиваемого. Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.
Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.
Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. Позиция допрашиваемого, его причастность диагностируется и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:
Ш невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.
Ш невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами;
Ш виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно.
Невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами. Данное суждение выглядит достаточно спорным, я не думаю, что любой виновный может считаться социально деформированным.
Невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.
Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для определения приемов расследования.
2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.
Подобные документы
Общее представление о психологии допроса. Ключевые приемы правомерного психического воздействия как приемы преодоления противодействия следствию. Особенности допроса несовершеннолетнего. Специфика, цели и задачи очной ставки как следственного действия.
курсовая работа [23,7 K], добавлен 07.10.2013
Психологическая характеристика судебного процесса. Психология допроса и других следственных действий в судебном заседании. Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей, судебных прений. Формирование убеждения и вынесения приговора судом.
курсовая работа [27,2 K], добавлен 29.03.2011
Порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практике. Права и обязанности эксперта-психолога. Приемы допроса, их влияние на психологическое состояние подследственных.
дипломная работа [239,5 K], добавлен 08.06.2013
Понятие психического воздействия на допрашиваемого. Характерные особенности тактических приемов допроса, их психологические и логические компоненты, средства применения. Функция тактических приемов, используемых в бесконфликтных ситуациях допроса.
реферат [45,4 K], добавлен 08.06.2010
Привлечение лица в качестве подозреваемого или обвиняемого. Способы получения личных доказательств. Личностная реконструкция материала. Особенности допрашиваемого лица. Оценка показаний, определение их истинности. Критерии правомерности тактик допроса.
контрольная работа [40,4 K], добавлен 02.11.2011
Методология и методы юридической психологии. Правовая психология и правосознание. Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника. Психология предварительного следствия, расследования; следственных действий, допроса.
курс лекций [168,4 K], добавлен 14.03.2010
Психология судебного разбирательства. Психологическая структура судебной деятельности. Особенность познавательной деятельности и эффективность воспитательного воздействия процесса судебного заседания. Особенности судебной деятельности по уголовным делам.
контрольная работа [25,0 K], добавлен 25.08.2010