Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Психология бизнеса в качестве направления психологической науки

Психология бизнеса — отрасль психологической науки, возникшая на стыке нескольких дисциплин гуманитарного направления.

Психология бизнеса основана на базе психологии, социологии, экономики в связи с активным развитием социально-экономических аспектов общества. Эти аспекты должны быть психологически осмыслены. Предметом психологии бизнеса является психика человека, следовательно в основу изучения положены фундаментальные и прикладные подходы, сложившиеся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии.

Рождение и развитие психологии бизнеса — реакция на современные новые условия социально-экономического характера. Рыночная экономика стремительно развивается, вследствие этого развития появились предпринимательство, банковское дело, торговые сети и сети обслуживания. Бизнес становится основой экономических отношений, а представители бизнеса должны непрерывно самосовершенствоваться, чтобы управлять этим сложным делом. Бизнесменам требуется помощь психологов как в личностном, так и профессиональном развитии. Появление психологии бизнеса своевременно и весьма правильно отражает классическую логику выделения новых отраслей в психологии, где главным принципом классификации является развитие психики человека под влиянием деятельности и социума. В центре прикладного направления психологические проблемы людей, связанных с ведением бизнеса, повышение эффективности бизнес деятельности. Психология бизнеса продолжает оформляться как отрасль психологии со своей определенностью, спецификой.

Специфика психологии бизнеса

Логика развития любого психологического направления включает в себя несколько этапов.

Сначала происходит накопление и объединение теоретических сведений в данной области. В то же время нарабатывается практический опыт, решаются конкретные прикладные задачи, явившиеся результатом взаимодействия человека с обществом, социальными институтами, трудовыми коллективами, деятельностью компаний. Теоретический и практический пути определяют сущность психологии вообще и психологии бизнеса в частности.

Психолог Курт Левин писал о том, что самой лучшей практикой является хорошая теория. В этом высказывании заключен весь смысл психологического знания: теоретическая база направлена на практические действия: оказание психологической помощи, обеспечение саморазвития, результатом является выживание человека.

Психология бизнеса — психологическая отрасль, объединяющая науку и практику в области бизнеса, разрабатывающая рекомендации по интеграции интересов бизнеса и общества, по повышению эффективности бизнес деятельности и бизнес проектирования. Психология и бизнес объединены в одно целое для того, чтобы оказывать помощь представителям бизнес структур и всех заинтересованных сторон.

Психология бизнеса носит междисциплинарный характер, подчеркивающий единство всех отраслей психологии, прежде всего психологии труда, личности, социальной, экономической, организационной психологии.

Психические категории в психологии бизнеса

В психологии бизнеса выделяют психические категории в соответствии с общепсихологическими понятиями:

Понимать структуру психических явлений необходимо в психологии бизнеса. Бизнес-психологи, исследуя профессиональное самоопределение личности в бизнесе, обращаются к психическим явлениям и выделяют различные аспекты этой проблемы: роль когнитивных факторов при самоопределении, работа волевых и эмоциональных механизмов.

Психология бизнеса, обогащенная знаниями о психологических явлениях, становится более определенной, позволяет находить новые решения проблем, связанных с управлением предприятиями, бизнес-организациями. Могут появиться новые идеи оптимизации бизнес-процессов, идеи построения типов управления, разработки стратегий обучения внутри корпораций, способы активизации поведения потребителей, методы эффективного взаимодействия бизнес-партнеров.

Уровни анализа бизнеса

Сегодня выделяют следующие уровни анализа бизнеса:

Личностный уровень исследует бизнесмена как личность, также подвергается изучению психологическая структура бизнес-деятельности. Профессии, относящиеся к бизнесу в России четко не определены, поэтому исследуется деятельность, приносящая доход, что и составляет суть бизнеса. Изучаются личностные особенности людей, способных заниматься бизнесом, процессы их самоопределения и самоидентификации, анализируются факторы удовлетворенности деятельностью. В центре изучения внутриличностные конфликты и психологические кризисы в деятельности бизнеса.

Социально-психологический уровень рассматривает особенности бизнес-структур: закономерности их появления, развития, взаимоотношений с другими структурами. Организация является инструментом бизнеса, то есть осуществляет координацию деятельности людей. Здесь внимание уделяется таким понятиям, как «руководство», «лидерство», «стимулирование». Подробно изучается проблема взаимодействия в бизнесе. В центре внимания деловое партнерство, конкуренция, деловая этика, деловая репутация. Рассматривается поведение людей в бизнес-сообществе: проведение переговоров, способы разрешения конфликтных ситуаций, заключение сделок.

Социологический уровень изучает бизнес как социальный институт, который охватывает большую часть жизни общества. Это система связей, имеющая социальные нормы, свои ценности и процедуры бизнес-сообщества. Здесь важное место занимает изучение проблемы социальной ответственности бизнеса, имиджевой стороны бизнеса.

Итак, бизнес с психологической стороны может изучаться как:

Эти три уровня находятся в тесной связи, дополняют и обогащают друг друга. Поэтому при изучении бизнеса с разных точек зрения (экономической, правовой, организационной) эти уровни учитываются. Такой подход дает возможность увидеть и изучить такое сложное явление, как бизнес с разных сторон. Работа предстоит долгая и сложная, связанная с адаптацией научного академического аппарата к решению задач из области психологии бизнеса.

Объектом исследований в области психологии бизнеса являются закономерности и механизмы функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Предметом исследований являются:

Источник

Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место в системе наук, история становления

Введение

Психология бизнеса — современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов. Именно развитие новых социально-экономических отношений в стране при- водит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением деятельности различных бизнес-структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес-организации.

На психологическом (личностном) уровне анализа исследователей интересует личность человека, занимающегося предпринимательской деятельностью. Надо отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось четкого понимания профессий, однозначно относящихся к бизнесу.

Чаще всего термины «предприниматель» и «бизнесмен» употребляются как синонимы, но в любом случае психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса.

На социально-психологическом уровне анализа на первый план выступают особенности организаций и групп, осуществляющих бизнес-деятельность. Изучаются закономерности возникновения и функционирования бизнес-организаций, влияние различных аспектов взаимодействия людей на результат их совместной деятельности, особенности поведения и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и т.д. Современным направлением исследований в этой области является изучение организации как инструмента бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации.

На социологическом уровне бизнес рассматривается прежде всего как социальный институт, который играет большую роль в жизни всего общества. И хотя в социологии нет единого понимания термина «социальный институт», можно сказать, что бизнес представляет собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Таким образом, бизнес может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, должны учитывать эти стороны бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, еще очень молодая психология бизнеса развивается, опираясь на все три уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет более полно учесть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-организациях. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

При проведении психологической работы с бизнесменами и бизнес-организациями необходимо учитывать ту роль, которую играет бизнес в обществе и истории человечества. Многими авторами предпринимательство рассматривается как главная созидательная сила всякой цивилизации.

В результате изучения материала студент должен:

Знать

• основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена;

• психологические особенности деятельности и личности бизнесмена;

• специфику функционирования и развития бизнес-организаций, закономерности и механизмы потребительского поведения;

Уметь

• анализировать особенности бизнес-деятельности, механизмы самоопределения и развития личности в бизнесе, способы психологического воздействия на потребительское поведение;

Владеть

• методами диагностики личностных особенностей, психологической помощи и поддержки субъектов бизнеса;

• методами диагностики и развития бизнес-организации;

• психологическими методами маркетингового исследования, проведения психологической экспертизы рекламы, имиджа, бренда.

Тема 1.Психология бизнеса как направление в психологической науке

В результате изучения данной темы студент должен:

• основные понятия, структуру и логику развития в нашей стране

и за рубежом психологии бизнеса как нового направления психологии;

• специфику теоретических и прикладных исследований бизнеса;

• сущность психологического подхода к бизнесу, иметь представление об этике и значении бизнеса для общества и личности;

• анализировать с психологической точки зрения структуру

и механизмы функционирования бизнеса, факторы развития бизнеса;

• навыками в определении исследовательских областей и методов

в работе психолога в бизнес-организации и с субъектами бизнеса.

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Ключевые слова: психология бизнеса, бизнес, функции бизнеса, субъекты бизнеса, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса.

Предмет психологии бизнеса

Психология бизнеса (Business Psychology) — молодая, активно формирующаяся отрасль психологии, которая возникла на стыке нескольких гуманитарных дисциплин (психология, социология, экономика) под влиянием как новых теоретических и практических задач, стоящих перед современной психологией, так и развития социально-экономических аспектов общества, требующих психологического осмысления (Иванова, Михайлова, Штроо, 2015). Как и другие разделы психологии, она направлена на общий предмет — психику человека, а следовательно, базируется на фундаментальных и прикладных подходах, сложившихся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и других традиционных отраслях психологии.

Классификация отраслей психологии носит несколько условный характер, поскольку они изменяются, пересекаются друг с другом и т.д. Поэтому на одни и те же предметные области могут претендовать различные психологические разделы. Так, например, психологические проблемы бизнеса изучаются социальной, экономической, организационной психологией, психологией труда и управления. Тем не менее психология бизнеса постепенно оформляется как отрасль психологии, имеющая свою определенность, специфику, которую можно сформулировать следующим образом.

2.Особенностью психологии бизнеса является ее междисциплинарный характер. Это отрасль психологии, формирующаяся во многом под влиянием процессов социального и экономического развития общества, находится на стыке многих гуманитарных дисциплин (психология, социология, экономика, менеджмент и т.д.).

Как писал знаменитый немецкий психолог Курт Левин, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. В этом высказывании подчеркивается глубокий смысл психологического знания: даже самое высокое теоретическое обобщение в конечном итоге направлено на оказание помощи, обеспечение развития, самосовершенствования и как результат выживания человека. Поэтому появление новых прикладных областей в психологии отражает целостное развитие науки и сложившуюся в обществе потребность в разрешении индивидуальных, групповых, в том числе социальных, проблем.

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Предмет психологии бизнеса конкретизируется в соответствии с представлениями о структуре психических явлений, которая отражена в категориальном аппарате психологии.

Опираясь на общепсихологический подход, выделяют следующие психические категории (явления).

1.Психические процессы (познавательные и регуляторные), базовые явления, обеспечивающие отражение, познание окружающего мира, восприятие и переработку полученной информации (познавательные) и активное взаимодействие с ним (регуляторные). К познавательным (когнитивным) процессам относят ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, к регуляторным — эмоциональные и волевые процессы. Все вместе они образуют собственно психическую деятельность человека. В данных категориях подчеркивается динамичный характер психических явлений, их постоянное развитие и формирование. Благодаря психическим процессам происходит формирование образов внешних и внутренних условий, в которых осуществляется деятельность, а также чувств человека и регуляторных механизмов его психики.

2.Психические состояния как временные модификации психических процессов, которые определяются особенностями жизнедеятельности, личности и отношением человека к ним (тревога, любовь, страх, аффект, восхищение, напряжение, спокойствие и т.д.). Отчасти к психическим состояниям относится и стресс как неспецифическая реакция организма и соответствующее состояние. Существуют различные подходы к классификации состояний психики. Традиционно выделяют несколько групп психических состояний: мотивационные (вызванные потребностями, желаниями), эмоциональные (любовь, настроение, стресс), волевые (целеустремленность, решительность, настойчивость). Кроме того, состояния организованности сознания (внимательность, рассеянность), пограничные состояния (акцентуации характера, неврозы) и т.д.

3.Психические свойства личности как типологическая модификация психических процессов человека, иными словами, при- сущие человеку на протяжении длительного периода его жизни особенности. К ним относят темперамент, характер, способности и направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы).

Понимание структуры психических явлений очень важно для бизнес-психологов, поскольку позволяет содержательно наполнить исследовательскую работу, а также практически воплощать полученные результаты. Например, при исследовании профессионального самоопределения личности в бизнесе обращение к различным психическим явлениям позволяет выделить различные стороны этой проблемы, такие как когнитивные факторы самоопределения, волевые, эмоциональные механизмы и т.д.

Опора на знания о психических явлениях придает определенность психологии бизнеса и позволяет найти новые, отличные от тех, что предлагаются в управлении, пути решения проблем, стоящих перед предпринимателями, руководителями и сотрудниками бизнес-организаций и т.д. Это могут быть новые идеи оптимизации бизнес-процессов с учетом особенностей сознания человека, построения типов управления и поведения успешных руководителей, разработки стратегий внутрикорпоративного обучения, способов активизации потребительского поведения, методов повышения эффективности взаимодействия представителей бизнеса с деловыми партнерами, другими заинтересованными сторонами и обществом в целом и т.д.

Уровни анализа бизнеса

На данный момент развития психологии бизнеса выделились следующие основные уровни анализа бизнеса: личностный, социально-психологический, социологический.

На личностном уровне исследуются личность бизнесмена и психологическая структура его профессиональной деятель- ности. Поскольку круг профессий, относящихся к бизнесу, как уже говорилось, в нашей культуре четко не определен, психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса. На этом уровне внимание исследователей фокусируется на личностных особенностях людей, склонных к занятию бизнесом, процессах самоопределения и самоидентификации бизнесменов, факторах удовлетворенности деятельностью и т.д. Особое внимание уделяется внутриличностным конфликтам и психологическим кризисам в процессе бизнес-деятельности. Интерес исследователей привлекают также процессы принятия решения в бизнесе.

На социально­психологическом уровне анализа изучаются особенности организаций и групп, занимающихся производством товаров и услуг, их реализацией, закономерности появления, развития и функционирования бизнес-организаций, аспекты взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности и т.д. Современные исследования в этой области рассматривают организации как инструмент бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации. Социально-психологической уровень анализа предполагает также изучение психологических проблем взаимодействия в бизнесе, делового партнерства, конкуренции, деловой этики, репутации, доверия и т.д. В фокусе внимания находятся социально-психологические факторы поведения, взаимодействия и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде. Важное место в ряду изучаемых феноменов занимают стратегии проведения переговоров, способы разрешения конфликтов, принципы эффективного заключения сделок и делового общения.

На социологическом уровне бизнес исследуется прежде всего как социальный институт, который занимает большое место в жизни всего общества. Так как бизнес представляет собой систему связей и социальных норм, которая объединяет ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества, наиболее важными изучаемыми проблемами являются социальная ответственность бизнеса, проблемы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, имидж бизнеса и бизнесменов в обществе и т.д.

Таким образом, бизнес с психологической точки зрения может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, личность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, в той или иной степени учитывают эти сторона бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, пока еще очень молодая, психология бизнеса развивается, опираясь на все три обозначенных уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет увидеть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы бизнес-психологов. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

Основным объектом исследований в области психологии бизнеса являются психологические механизмы и закономерности функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Приоритетные направления исследований (предмет):

1) деятельность и личность бизнесмена: структура бизнес-деятельности, психология успеха в бизнесе, психологические аспекты принятия решений, профессиональное самоопределение и развитие и т.д. В этом направлении проводится, например, исследование профессионального и социального самоопределения личности в бизнесе, в частности, мотивация выбора того или иного виды экономической активности, феномена профессиональной идентичности, эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и т.д.;

2) организация как инструмент бизнеса: психология управления персоналом, организационная культура, развитие, коммуникации, обучение в организации и т.д. Проводятся исследования организационных факторов деятельности субъектов бизнеса, методов формирования эффективной организационной культуры, создания оптимального психологического климата и атмосферы, приверженности и лояльности, деловой этики и доверия в бизнес-организациях. Важным направлением является динамика организационных феноменов в изменяющихся условиях как внешних, так и внутренних (кризис, реструктуризация, смена собственника и т.д.);

3) взаимоотношения бизнеса и всех заинтересованных сторон (stakeholders), в том числе общества. Изучаются проблемы социальной ответственности бизнеса, взаимодействия с деловыми партнерами, потребительская, социально-экономическая и культурная среда бизнеса, факторы экономического развития, психология межкультурного взаимодействия и т.д. Проводятся исследования потребительского поведения, методов и механизмов продвижения продукта бизнес-деятельности. Важное место занимают проблемы разрешения конфликтов, проведения деловых переговоров и заключения сделок, а также проблемы делового общения. Привлекает внимание также имидж бизнеса и бизнесмена в обществе и у представителей различных социальных групп.

Задачи психологии бизнеса

В психологии бизнеса, так же как и в любой другой отрасли психологии, задачи определяются исходя не только из собственной специфики, но и из понимания структуры психики и задач науки в целом.

Основной задачей психологии является изучение структуры, механизмов, а также объективных закономерностей функционирования и развития психических явлений (психических процессов, состояний и свойств личности). Также не менее важную роль играет исследование условий и механизмов применения на практике полученных знаний о психике человека.

По мере становления подхода в психологии или научной отрасли происходит усложнение поставленных задач, переход от накопления фактического материала к построению психологических концепций, что отражается в следующих задачах:

• задачах обнаружения фактов (описание разнообразных психологических феноменов и их проявлений);

• задачах накопления и обобщения фактов (выделение наиболее важных фактов, описание явлений);

• задачах установления закономерностей или законов явлений (объяснение фактов, нахождение причинно-следственных связей);

• задачах выявления механизмов закономерностей или законов (построение научной концепции);

• задачах выявления условий и форм практического использования полученных знаний (применение научных концепций на практике). Это наиболее сложный блок задач, поскольку психолог сталкивается с организационными, материальными, социальными проблемами, а также вопросами морально-этического плана. Любое внедрение психологических знаний на практике должно следовать общему принципу

«Не навреди!», что не всегда возможно. При этом от психолога требуется знание и «чувствование» этики взаимодействия и многих других аспектов жизнедеятельности людей.

Задачи психологии бизнеса мы подразделяем на два основных блока:

1) исследовательские, связанные с анализом бизнеса как профессионального, социального и организационного фактора развития психических явлений, изучением психологических закономерностей и законов бизнес-деятельности, делового взаимодействия и т.д.;

2) практические, направленные на оптимизацию взаимоотношений бизнеса и общества, взаимодействия субъектов бизнеса между собой, повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса и сохранение их психического здоровья.

На данном этапе становления психологии бизнеса большое значение имеют задачи, связанные с накоплением фактического материала об особенностях психических процессов, личности представителей бизнеса; благоприятных и неблагоприятных психических состояниях в условиях деятельности бизнесменов; проявлениях психологических феноменов при планировании и реализации бизнес-деятельности; организационных факторах развития личности в бизнесе и т.д.

Основными научно-исследовательскими задачами психологии бизнеса являются:

• разработка методологических проблем, понятийного и методического аппарата в сфере психологии бизнеса;

• системный анализ деятельности субъектов, профессионального развития, самоопределения личности в бизнесе, процессов принятия решений и т.д.;

• исследование проблем и специфических последствий бизнес-деятельности для личности;

• исследование организационного контекста бизнеса, закономерностей функционирования и развития бизнес-организаций; механизмов и эффектов взаимодействия личности и организации в ходе реализации бизнес-деятельности;

• исследование взаимодействия субъектов бизнеса между собой — партнерство и конкуренция, конфликты, переговоры, деловая этика и т.д.;

• исследование взаимоотношений бизнеса и всех заинтересованных сторон, в том числе общества и его отдельных групп (социальная ответственность и имидж бизнеса), а также результатов бизнес-деятельности, формирования имиджа и бренда бизнес-организации и продуктов бизнес-деятельности, потребительского поведения и психологических механизмов продвижения товаров и услуг.

Методы психологии бизнеса

Самоопределение любой отрасли психологии идет путем развития ее предмета и методологии, т.е. принципов и методов исследований.

Методология психологии бизнеса развивается на общих принципах психологии, таких как принцип детерминизма, развития, историзма, системности, единства сознания и деятельности и общения, индивидуальности. Особую роль играет методология практической социальной психологии. Кроме того, психология бизнеса может опираться на принципы, разработанные в русле смежных научных областей: управления, экономики, социологии и др. Например, при изучении психологических аспектов управленческой деятельности, особенностей принятия решений в организации могут быть актуальны принципы, подходы, парадигмы, разработанные в русле менеджмента. Менеджмент основан на логической схеме управленческой деятельности, в которой цели согласованы со средствами и способами их достижения. В психологии бизнеса и теории управления используются близкие под

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

ходы, такие как системный, программно-целевой, проектный. Даже маркетинговый подход, который был прерогативой собственно менеджмента, все в большей степени находит применение в психологии бизнеса, о чем свидетельствует развитие исследований в области потребительского поведения. По сути, психология бизнеса и менеджмент решают общую проблему: как применить поведенческий подход к пониманию управления бизнесом.

Можно выделить следующие группы методов психологии бизнеса: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные (включая коучинг). К основным диагностическим методам относятся наблюдение, тестирование, опрос, интервью, анкетирование, анализ документов, контент-анализ и многие другие.

Рассмотрим методы, отметив специфику их использования в психологии бизнеса.

В психологии бизнеса используются все виды наблюдения:

• открытое, когда человек знает о том, что за ним ведется наблюдение и понимает, какие стороны его поведения фиксирует наблюдатель;

• закрытое, когда факт наблюдения скрыт от субъекта;

• включенное, когда исследователь становится участником исследуемой группы или события, но при этом субъект не знает, что за ним ведется наблюдение;

• стороннее, когда исследователь наблюдает за действиями субъекта или группы со стороны, не включаясь в ситуацию.

Его достоинствами является возможность изучать явление в естественных условиях, не вмешиваться в происходящее и не влиять на него. Недостатки этого метода связаны с влиянием личности, настроения, состояния, симпатий или антипатий наблюдателя на результаты наблюдения (гало-эффект). Кроме того, психолог должен быть очень внимателен, поскольку ситуация уникальна, ее нельзя повторить.

Наблюдение, несмотря на свою кажущуюся простоту, требует тщательной подготовки. Этот метод представляет собой целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов. Поэтому необходима разработка программы наблюдения, в которой учитывают условия работы, определенные параметры и т.д.

При подготовке к проведению наблюдения необходимо следовать ряду требований, к которым относятся.

• целенаправленность, концептуальность, т.е. четкое понимание цели наблюдения, наличие программы и перечня фиксируемых параметров, наличие концепции;

• требования к поведению наблюдателя, его интерпретации, например отделение фактов от субъективной интерпретации, интерпретации после получения фактов.

В психологии бизнеса применяются различные виды наблюдения. Чаще всего это внешнее выборочное наблюдение. Психолог собирает предварительную информацию об особенностях поведения сотрудников, отношениях их между собой, стиле руководства и т.д. Но применяется и включенное наблюдение, например для оценки результатов обучения персонала, при подготовке изменений в организации и т.д.

Экспериментальный метод, в основе которого лежит моделирование ситуаций. В психологии он направлен на исследование выявления причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. На методологию психологии бизнеса оказали большое влияние эксперименты, проводимые в социальной психологии, социологии, психологии управления. Стали уже классическими эксперименты Ф. Олпорта, А. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, А. Тэшфела, Э. Мэйо и других известных ученых, в которых были выявлены важнейшие закономерности поведения человека, его деятельности под влиянием социально-психологических факторов, а также поставлены вопросы для практиков, решающих конкретные проблемы управления людьми на производстве и в организациях. Так, например, Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и его коллег показал, что в тех организациях, которые эффективно работают, производительность труда зависит в большей степени от социально-психологических, чем физических факторов. Тем самым были выявлены влияния человеческих отношений в производственных организациях на деятельность людей.

Виды эксперимента подразделяются на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях, где моделируется реальная ситуация. При этом испытуемый сознательно участвует в таких экспериментах. Естественный эксперимент проводится в условиях максимально приближенных к реальности, при этом испытуемые могут не осознавать участия в эксперименте.

В психологии бизнеса используется, как правило, естественный, полевой эксперимент. Отдельные примеры применения экспериментальных процедур лабораторного плана можно найти при изучении особенностей самоопрезентации, влияния рекламы или бренда на личность респондента, маркетинговых

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Современная отрасль психологии которая возникла на стыке многих дисциплин прежде всего таких как

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *