Советский плакат не будь таким
Не будь таким! Советский плакат
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 50.00 р По миру 170.00 р |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Оплата и доставка в основном по предоплате, для недорогих лотов возможен наложенный платеж. За пределы РФ лоты высылаются по полной предоплате. Возможна оплата Яндекс. Деньги и WebMoney. Стоимость пересылки за счет покупателя (в цену товара не входит). В среднем сумма составляет от 50 до 200 руб. в зависимости от веса письма, бандероли или посылки, расстояния и тарифов почты. | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Наложенный платеж, Банковская карта, ЮMoney, WebMoney, Контакт, Терминалы оплаты, Почтовый перевод, PayPal. |
№28682174 |
Иванов К.К., Брискин В.М. Не будь таким! 1957.
Варианты исполнения (стоимость рассчитывается по запросу):
ф. А2 (без ламинации)
ф. А2 (с ламинацией)
ф. А1 (без ламинации)
ф. А1 (с ламинацией)
ф. А0 (только без ламинации).
Открытка с плакатом 13 х 18 см на визиточном картоне 300 г/м2.
Плакат в электронном виде (разрешение 600 или 1200 dpi, пересылка по e-mail или через Файлы.mail.ru).
ВНИМАНИЕ! Возможна подпись к плакатам на украинском языке (Только в тех плакатах, где это возможно сделать технически).
УВАГА! Можлива підпис плакатiв українською мовою (Тільки в тих плакатах, де це можливо зробити технічно).
Во избежание повреждений плакат высылается в пластмассовом тубусе (+ 100 руб. к стоимости пересылки).
Как советские плакаты повлияли на умы пролетариев
Как гласит «Википедия»: «Плакат – это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождённое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях». Грубо говоря, это, конечно, так, но вообще, плакат – это нечто куда большее, чем просто картинка с изображением.
Судя по тому, что происходило с миром рекламы в самом начале её развития и что происходит сейчас – с подобным мнением согласны лучшие маркетологи, PR-агентства, креативные продюсеры, топ-менеджеры и другие представители профессий, чей доход напрямую зависит от вовлечённости потребителей в их продукт. Однако плакат – не только маркетинговый ход, не просто кричащий заголовок «Купи!» или «Сделай!» с кислотно-яркой картинкой. Плакат – это всегда история, это сюжет, который помещается на одном постере, сюжет, который нередко описан одной фразой. Плакат – это искусство, которое требует краткости, информативности, красочности и понимания психологии масс.
Потом добавь текст: скажи коротко, но громко, во весь голос, как завещал Маяковский, пусть люди запомнят, сочини стих — ещё лучше, пусть повторяют. Но самое главное – донеси идею! Красивые картинки и красивые слова ничего не значат — это искусство ради искусства, оно не несёт в себе цели, пока они отдельно друг от друга – они бесполезны, как ингредиенты для супа на кухонном столе.
Цель художника – смешать их вместе, подобрать пару и создать произведение искусства, которое несёт в себе идею, смысл, посыл или призыв – как угодно. Рекламные плакаты убеждают, агитационные призывают, а социальные заставляют задуматься о нас самих и о тех, кто находится рядом с нами.
Всё гениальное — просто
Начало 19-го века – время становления капиталистического строя и, естественно, каждое торгово-промышленное предприятие старалось «переиграть» своих конкурентов. Можно сказать, что толчком к развитию плаката послужила именно их коммерчески-рекламная функция. Благодаря своей простоте и красочности плакат мог быстро и не очень дорого выполнять возложенные на него задачи.
Во-первых, в суматохе дней у человека не было особо много времени на то, чтобы вчитываться в рекламные объявления или вслушиваться в речи уличных глашатаев, но плакат манил своими яркими красками и броскими лозунгами, буквально «выдёргивая» потребителя из суеты дней и заставляя обратить на себя внимание.
Можно сказать, что наибольшую популярность в России плакат приобрёл во времена становления советской власти, когда использовались знаменитые агитационные и социальные постеры против борьбы с пьянством, за вступление в партию и прочее.
Наиболее знакомая форма исполнения социального плаката связана с техническими возможностями, которыми обладали художники позапрошлого века: бумага или холст, кисти и краски. Именно поэтому вначале социальный плакат родился в технике рисования. Авторы создавали живопись, графику или портрет, к которому была добавлена фраза, информирующая о цели обращения создателя плаката к зрителю. Всё это богатство мысли могло отразиться на огромном полотне и превратиться в крошечную открытку или листовку.
Всероссийский конкурс социального дизайна убедительно доказал, что принять участие в соревновании могут не только взрослые, но и пятилетние. Многие из них прекрасно понимают, какой должна быть социальная модель, защищающая семью и её ценности, определяющая Родину и выражающая такое понятие, как любовь к ближнему.
Агитация, кричащая со стен
Говоря о политической рекламе в форме визуальной агитации, нельзя не вспомнить расцвет социального плаката в 20 веке при жизни Коминтерна и в советский период российского государства. В это время, наряду с революцией, произошедшей в России, в страну вошёл новый образ жизни. Советская власть стремилась к перевоплощению не только отдельного человека, но и всего человечества в глобальном масштабе.
Социальная информация того времени была крайне политизирована. Это выражалось в ряде условий, которые находили своё отражение в соответствующих образах. Например, народное правительство проводило жёсткую грань между советскими гражданами и гражданами капиталистических стран.
Эта политика сразу же позволила художникам создать серию ярких плакатов, наглядно разоблачающих потребительство и бесчеловечность капитализма, в противовес творческой, трудолюбивой жизни советских людей.
Приоритеты были отданы новым качествам характера советского человека: здоровый образ жизни, трудолюбие, ответственность перед обществом, классовая принадлежность, свобода гендерных взглядов, преданность делу народа, образование. В свою очередь, дурные привычки: пьянство, праздный образ жизни, жадность, лень — были признаны «врагами культурной революции».
В основу социального плаката того времени был положен прямой контраст между позитивным образом утверждённой новой жизни по отношению ко всему порицаемому. Это выражалось в графике, в образах и цвете, в семантической направленности слов и фраз — всё позитивное и рекомендованное имело уверенный, яркий, сильный образ, всё отрицательное изображалось как маленькое, бесцветное, отталкивающее.
Главными героями таких плакатов стали рабочие, солдаты, колхозники, шахтёры, ткачи, которые обращались к зрителю с прямым предложением присоединиться к государственному движению и новой политике страны. Здесь не было никаких контрастов: всё было направлено на создание уверенности в зрителе, что опубликованное предложение было единственным и необходимым.
Родина мать зовёт!
Огромный скачок в развитии жанра совпал с Первой мировой войной, когда в связи с требованиями и разногласиями огромных масс народа были выявлены глубокие классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат востребован более других видов искусства и на этом переломном этапе истории. Особую роль и широкое распространение получил пропагандистский плакат, как раз в это время возникает знаменитая метафора: «шершавый язык плаката».
Заманчивая и амбициозная мечта на руинах старого мира и старой культуры построить новое свободное общество и новое пролетарское искусство, казалось, вот-вот осуществится. Однако двигать «культурную революцию» и создавать дивный новый мир было необходимо на территории страны, где подавляющее большинство населения было неграмотным. Как в таких условиях пропагандировать «великие» идеи и как их защищать? С помощью плакатов! В это же время в дело вступил знаменитый трибун революции Маяковский, создавший вместе с другими художниками-авангардистами телеграфное агентство «Окна РОСТА».
Маяковский рисовал топорно, но зато понятно. Например, нерадивому рабочему противопоставлялся счастливый, карикатурно изображённый буржуй, который прямо назывался «врагом». В нижней части этого же плаката ситуация обстояла совершенно иначе: типичный труженик, работающий молотом изо всех сил, противопоставлялся всё тому же капиталисту, который уже не злобно ухмылялся, предвкушая победу над пролетариатом, а удивлённо стоял с открытым ртом.
Мысль тут, конечно, очень простая, но подана талантливо и лаконично: «Работай – победим врага. Будешь отлынивать – проиграем». Для малограмотных заводских рабочих такие плакаты – лучшая мотивация, на них всё просто и понятно, а мерзкое, ненавистное лицо буржуя постоянно подстёгивает к всё более и более упорной работе.
Буржуй, притаившийся на дне бутылки
Во второй половине ХХ века плакат в СССР завоёвывает практически все области человеческой жизни: его можно увидеть в городах, на территории фабрик и заводов, в колхозах, деревнях, школах, больницах, детских лагерях. Плакат проникает повсюду и становится неотъемлемой частью обихода советского человека.
В то время борьба с алкоголизмом принимала достаточно серьёзные обороты, так как немало представителей трудоспособного населения вместо работы предпочитали «прикладываться к бутылке». Поэтому появился такой подтип социальных плакатов, как антиалкогольные плакаты.
Такой резкий спрос на алкоголь возник из-за того, что после окончания Гражданской войны в стране, где был отменён запрет 1914 года, с возвращением к гражданской жизни, вернулся и возросший интерес к алкогольным напиткам. Запрет на открытую продажу водки вызвал появление большого количества бутлегеров, у которых самым ходовым товаром был самогон.
Нельзя не упомянуть и о знаменитом плакате «Нет!», который настолько популярен в современной России, что даже стал интернет-мемом, а мемы распространяются с ошеломляющей скоростью. Никакой особой подачи или стилистической тонкости в этом плакате нет, но, может, оно и к лучшему, не зря говорят, что всё гениальное – просто!
Социальная трансформация по-советски
Пьянство было не единственной проблемой, которую пытались решать с помощью социальных плакатов. Таких проблем была масса, а плакат должен был эффективно справляться с каждой из них. И он справлялся, будь то реклама, агитация, пропаганда или что-то ещё. Так, например, советской власти было важно приобщить женщин к труду.
Помимо плакатов, с этой задачей справлялись ещё и рабоче-крестьянские журналы, на обложке которых располагались всё те же незамысловатые эффективные постеры, но напечатанные в другом формате.
Принцип работы, опять же, был прост: на плакате изображена симпатичная работница, которая отстраивает добротное здание вместе с другими женщинами, которые видны на заднем плане. На рисунке изображены и мужчины, но всё-таки зритель в первую очередь заметит на заднем плане женщин. Главная героиня, «спортсменка, комсомолка и просто красавица», сияет радостью и излучает добродетель: она молода, красива, стройна, но тем не менее работает на стройке, являя собой живой пример идеальной советской девушки-труженицы.
Так что можно смело утверждать, что во второй половине XX века спектр тем социальных плакатов был очень разнообразным: это и развитие национальной культуры в разных республиках, и охрана природы, и охрана материнства и детства, и сила знаний, и развитие физической культуры и спорта. Плакат успешно развивался во всех республиках, не теряя при этом, а наоборот, подчёркивая национальные особенности разных культур.
Дело в том, что на смену социальному плакату пришли социальные видеоролики, которые имеют не меньшую популярность, но большую выразительность. XXI век — век онлайна, так что прохожим нет нужды глазеть по сторонам в поисках красочных плакатов, они всё могут увидеть в телефоне.
Конечно, сами плакаты уже не особо актуальны, но они видоизменились, как и все, даже самые древние виды искусства. Сейчас мы можем видеть те же самые плакаты в образе билбордов, постов в Instagram и Twitter, афиш кинотеатров, бульварных листовок, социальной рекламы и даже граффити.
А в своё время предок того, что мы видим сейчас каждый день на улицах любого города и в витрине каждого второго магазина, дал рекламе невероятный толчок в развитии жанра и, по сути, послужил отправной точкой для всей мультимедийной рекламы, которая так назойливо, но настойчиво, ежедневно капает тебе на мозг.
Новое в блогах
Воспитание детей в советском плакате
Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Недостатки и отрицательные черты характера высмеиваются, либо подвергаются жесткой критике. Работы Галины Шубиной (1956 год) «Носи с честью» и Василия Сурьянинова (1950 год) «Будь достойным сыном Родины!» дают ориентир, на который должны равняться все советские дети.
Из чего же должен складываться облик идеального ребенка? В первую очередь это здоровый образ жизни, правильный распорядок дня и спортивные достижения.
Евгений Соловьев «Распорядок дня». 1964
Тема школьной успеваемости затрагивалась и раньше. Она продолжает разрабатываться и в 1950-е годы, призывая школьников к отличной учебе.
Рубен Сурьянинов «Учись на пять!» 1957
Положительный настрой на учебу с полной отдачей, приносящую радость и удовлетворение, создают плакаты, посвященные дню 1 сентября.
Галина Шубина «В городах, станицах, селах. » 1962
Нина Ватолина («Добро пожаловать!» 1956 год) показывает учительницу заботливой и внимательной «второй мамой» первоклашек, впервые переступающих порог класса.
Плакат Виктора Говоркова «Уроки рисования, музыки и пения. » (1959 год) обращает внимание на эти «второстепенные» предметы, необходимые для повышения общего культурного уровня школьника.
Тема обучения мастерству не заканчивается за школьным порогом. Плакат Софьи Низовой «Люби труд!» (1954 год) акцентирует внимание зрителей на преемственности поколений, помощи младшим товарищам и приучении к труду, начиная с младшего возраста.
Малыши должны приучаться к труду, глядя на старших братьев и сестер; этой теме посвящен лист Галины Шубиной «Воспитывай в себе любовь к труду!» (1955 год).
Одновременно эти листы решают вопрос разумной организации досуга школьников, проблема которого поднимается в работе «Берегите глаза» Леонида Аристова (1958 год).
Софья Низовая плакатом «Я сама!» (1956 год) напоминает детям и родителям важное правило на пути к отличной учебе и ответственности школьника за свой труд.
Но если участие в процессе обучения бабушки, с ее устаревшими методами, признается вредным, помощь старших товарищей, владеющих современными методиками обучения, отвергать не следует.
Борис Решетников «Пионер без лишних слов малышу помочь готов!» 1960
Огромному воспитательному потенциалу пионеров посвящено в той или иной степени множество плакатов 1950-60-хх годов. Практически все положительные герои этих листов, обозначающие основные ориентиры правильного поведения, носят пионерские галстуки. Красный галстук становится отличитыльным признаком правильной линии поведения.
Пионер имеет активную гражданскую позицию, следит за порядком и останавливает хулиганов.
Софья Низовая. «Не смей» 1955
Пионер встает на защиту слабых.
Софья Низовая «Не обижай малыша!» 1955
Пионер выполняет домашние обязанности, помогает родителям и учит этому младших.
Софья Низовая. «Помогай старшим!» 1955
От помощи маме можно перейти к самостоятельному домашнему труду, и снова пример в этом подает пионер.
Софья Низовая «Не жди, чтоб добрый дядя. » 1957
Тот, кто гнушается грязной работой, не достоин носить пионерский галстук.
Софья Низовая «Это не мое дело!» 1956
Девочки любят покрасоваться в новых нарядах, но гордиться надо не яркими платьями, а результатом собственного труда.
На плакатах 1950-60-хх годов пионеры не расстаются с пионерским галстуком даже в домашней обстановке. Лишь редкие художники отступают от этого правила. Но даже в отстутвии этого атрибута понятно, что герои следующих листов поступают хорошо и правильно.
Наталья Вигилянская, Федор Качелаев «Все умеем делать сами. Помогаем нашей маме!» 1960
Напротив, лентяи, неряхи и невежи подвергаются жесткой критике, вызывая возмущение художников.
Софья Низовая «Ты труд другого уважай» 1954
Константин Иванов, Вениамин Брискин «Не будь таким!» 1957
Порой осуждение пороков принимает сатирический, гротескный характер, как в плакатах Анатолия Мосина «Баловали с детства сына» (1957) и Станислава Забалуева «Не растить барчуков!» (1956). Эти листы обращены прежде всего к родителям, предостерегая их от неправильных методов воспитания.
С плаката Евгения Позднева и Игоря Коминарца «А ты не такой?» (1957) пионер, «ум, честь и совесть» советского детства, выступает обличителем дурного поведения своих сверстников.
Выработке в ребенке тех же прекрасных качеств посвящен пронзительный плакат Галины Шубиной «Не лги никогда!» (1965 год).
Советский плакат не будь таким
«Плакат — порождение индустриального города с его лихорадкой движения, конкуренцией и лозунгом улиц и площадей: „не зевай“. На торопливых перекрёстках, где в разные стороны льются люди, лошади и машины — нет времени ни стоять, ни зевать. На этот водоворот и рассчитан плакат. На ходу, на бегу, впопыхах, в экипаже или с подножки трамвая, в моторе или перебегая с угла на угол — человек слышит властный окрик: „стой“.
Это плакат. Он кричит с забора, со стены, с витрины. Он нагло прыгает прохожему в зрачки. Хочет прохожий того или не хочет, занят он или нет, спешит или убивает время — плакат внимание на себя обратил. Чем? Прежде всего — огнём цветных пятен, своеобразным и кричащим сочетанием красок. Эта черта определяет плакат. Его задача — выйти из ряда, пробиться вперед из массы листов, афиш, объявлений, облепивших заборы и стены. И то, что хочет, плакат должен сказать в один приём, без разжёвыванья, без размышлений. »
Из монографии Вячеслава Полонского «Русский революционный плакат», 1925.
1. Это сообщество о плакатах.
1.1. Не публикуйте то, что не является плакатом (различные написанные от руки листовки, фотографии вывесок и наружной рекламы, открытки, этикетки, наклейки, слоганы и иллюстрации из газет, журналов, книг);
1.2. Не публикуйте различные самопальные интернет-мемы на основе плакатов, плакаты с намеренно искажёнными композициями и изменённым текстом.
2. Это сообщество — не мусорная свалка всех плакатов, которые есть в сети, поэтому:
2.1. Старайтесь указать художника (если известен), страну или регион и год создания;
2.2. Не публикуйте самые «баянные» плакаты, такие как «Нет!» Говоркова, «Не болтай!» Ватолиной и Денисова, «Ты записался добровольцем?» Моора, «Родина-мать зовёт!» Тоидзе и т. п. Это прекрасные плакаты, но их все уже 100500 раз видели;
2.3. Не публикуйте бессодержательные рандомные подборки. Оформляйте подборки по определённой тематике, художнику или каким-либо другим категориям.
3. В сообществе приветствуются не только посты с интересными плакатами, но и также статьи об искусстве плаката в целом, интересное о художниках-плакатистах, новости о выставках, новых альбомах с репродукциями, аукционах и т. п.
Лучшие плакаты советских времен (100 картинок)
Интересная историческая подборка патриотических афиш и плакатов времен Советского Союза вернет вас в те времена. Лучшие плакаты советских времен собраны в этом разделе сайта.
Девочка с военными
Ударные темпы работ
Долой попа и знахаря
Голодная семья
Дети не должны болеть
Приходи на стройку
Изобилие для всех
Депутат-слуга народа
Обслужим каждого культурно
Будь готов к труду и обороне
Культурная торговля
Заработал столько, сколько наработал
Долбанем по алкоголю
Вины красной армии
Водитель в нетрезвом состоянии
Чем ты помог фронту
У руля четкий ноль
Мсти за горе народа
Служим народу
Вкусные крабы
Честью семьи дорожи
Не пей метиловый спирт
Хорошо трудиться
Храните деньги в сберегательной кассе
Родина мать зовет
Курите сигареты
Счастье зависит от успехов