Совесть что делает глаголы
Значение слова «совесть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин. Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Спокойная с. С. не позволяет. Угрызения совести. Усыпить с. Поступить по совести. Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). ◊
разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов. Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
со́весть
1. чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и моральности своих поступков перед самим собой и перед другими ◆ ― Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться. А. П. Чехов, «Бабы», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога, и потому смысл жизни и ответ на оба вопроса: для чего жить и как сделать, чтобы иметь право жить? состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую вами в нашей совести. Л. Н. Толстой, «Письма», 1894 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Это очень трудно, это почти невыносимо, но мы должны идти и идти и делать то, что велит нам наша совесть! Юрий Герман, «Дорогой мой человек», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обжиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синквейн совесть
1. Совесть.
Тайная. Святая.
Не ошибается. Исполняет. Нуждается.
Звучит в душе каждого человека.
Дар.
2. Совесть.
Сонная. Ленивая.
Допускает. Упускает. Забывает.
Похоже, речь уже о другом.
Деградация.
3. Совесть.
Врожденная. Субъективная.
Понимает. Умеет. Согласует.
Благодаря ей человек совершенствуется.
Учитель.
4. Совесть.
Требовательная. Справедливая.
Кричит. Мучает. Терзает.
Заставляет человека сделать выбор.
Раскаяние.
5. Совесть.
Строгая. Ревностная.
Усердствует. Формирует. Не прощает.
С такой очень нелегко жить.
Ответственность.
6. Совесть.
Дешевая. Ненужная.
Продается. Покупается. Не ценится.
Таковы реалии нашего времени.
Товар.
7. Совесть.
Болезненная. Обостренная.
Дергает. Взвинчивает. Изнуряет.
Результат чрезмерного родительского усердия.
Воспитание.
8. Совесть.
Чуткая. Свободная.
Оценивает. Взывает. Указывает.
Её присутствие определяет поведение человека.
Поступок.
9. Совесть.
Чистая. Спокойная.
Отличает. Предупреждает. Оберегает.
Залог согласия человека с собой и миром.
Гармония.
10. Совесть.
Живая. Требовательная.
Говорит. Отвергают. Мертвеет.
Человек остается без проводника.
Грех.
Мини-словарь «Портрет одного слова» с комплексным анализом слова «Совесть»
Мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова
МБОУ СОШ № 8 Алиферцева И. В.
Категория «совесть» является одной из центральных в этике. О главенстве совести в нравственной жизни в той или иной форме заявляют многие философы, богословы и религиозные писатели. В русском же сознании концепт «совесть» занимает особое место, так как ей принадлежит главная роль в становлении морального сознания как в Древней Руси, так и в последующие эпохи российской истории. Недаром русскую культуру называют культурой совести.
С наступлением XІX века ряд значений слова совесть решительно сократился, ограничившись лишь одним основным, нравственным. «Словарь церковно-славянского и русского языка» 1847 г.: совесть – «внутренне сознание нравственного качества наших действий»
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,- быть полезным и иметь спокойную совесть».
В русском языке, в отличие от других существует возможность образования от слова совесть предикатива совестно. Его употребление в XІX веке и на протяжении значительной части XX века было значительно шире, чем сейчас. Это контексты, где в современном языке мы бы употребили слова стыдно, неудобно или глагол стесняться. Например, «при нём мне было бы совестно плакать» (Л. Толстой), «Егорушке было совестно раздеваться при старухе» (Чехов), «Через несколько минут вошёл Толстой и сказал, что Сологуб стоит в лакейской и что ему совестно войти» (Аксаков).
Определить важность этого понятия, его нравственную сущность помогут следующие произведения литературы:
А. П. Гайдар «Совесть» (для детей 6-9 лет)
З. Гиппиус «Детская совесть» (для детей 12-14 лет)
В. Г. Распутин «Живи и помни» (для старших школьников)
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Б. Слуцкий «Совесть» и др.
Толковый словарь С. И. Ожегова определяет совесть как «чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми, перед обществом».
В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля совесть определяется как «нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития.»
Большой энциклопедический словарь. «Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.»
В русском сознании совестью человек наделяется свыше, муки совести также идут от Бога. Весьма показательна в этом отношении русская пословица «Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука», в которой душа противопоставляется телу, а средством и залогом (порукой) их гармоничных отношений является совесть, которая выводится как за пределы тела, так и за пределы души.
Русский язык богат фразеологизмами со словом совесть:
муки совести, совесть грызёт, с чистой совестью, совесть проснулась, совесть взыграла, совесть успокоилась, потерять совесть, сделка с совестью, по совести.
До нас дошло и множество пословиц, раскрывающих сущность нравственного понятия совесть: Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет и совести нет. За совесть да за честь хоть голову снесть. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. Где говорят деньги, там молчит совесть. Нечистая совесть спать не даёт. Есть слёзы – есть и совесть. Добрая совесть не боится клеветы. Совесть потеряешь – другой не купишь.
Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1995.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 2000.
Большой энциклопедический словарь. М., 1995.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997.
Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1998.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. – М., 2000.
Произведения художественной литературы.
Нарушевич А. Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! – Ростов-на-Дону, 2013.
СОВЕСТЬ
СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед самим собой» (Демокрит, Сократ) – своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегреческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса». Соответствующее греч. слово – sineidesis [συνειδησιζ] – восходит к глаголу συνείδηνατ, использовавшемуся в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Так же и латинское слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные.
В христианстве совесть трактуется как «Божия сила», как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) – в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7, 10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина – sinderesis – и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушено человеку Богом. Совесть-synderesis в отличие от совести-conscientia, т.е. способности человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения «изначальной правильности», чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св.Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире – морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т.е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «совесть» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «совесть». В наиболее общем плане она трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается или как не зависимый от «я» человека, или как голос его сокровенного «я», или как «другое я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть – это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф.Ницше, З.Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К.Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж.Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж.Батлер, Г.Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж.Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами совести» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присутствия-Desein (М.Хайдеггер).
Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других – на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени – со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.
Выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая совесть» подтверждает сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету. В этом отношении «чистая совесть» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э.Фромм). Во-вторых, «чистая совесть» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства, на внутреннюю цельность и полноту. Состояние «чистой», «успокоившейся» совести выражает самодовольное (или лицемерное) сознание (Гегель); в конечном счете это – бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (Кант).
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении – ничем иным, как жизнью по совести.
Литература:
1. Кант И. Метафизика нравов. – Соч., т. 4 (2). М., 1965, с. 335–36;
2. Гегель Г. Дух христианства и его судьба. Он же. Философия религии, т. 1. М., 1975, с. 114–15;
3. Ницше Ф. Генеалогия морали. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990, с. 438–70;
4. Фромм Э. Человек для самого себя. – Он же. Психоанализ и этика. М., 1993, с. 113–35;
5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 266–301;
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. 178–98;
7. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1974, с. 337–40;
8. Butler J. Sermons, XI. – Ethical Theories. Englewood Cliffs. N. J., 1967.
Совесть это простыми словами
Этот вопрос волнует не только философов и психологов. Этот вопрос задают себе и обычные люди, которым не чуждо понятие нравственность. Давайте же попробуем разобраться, что такое совесть и где находятся ее истоки? Совесть это простыми словами.
Рождается человек. Его окружают родные и заботливые люди. Наполняют мир малыша безграничной любовью. Ребенок еще не знает что такое хорошо, а что такое плохо.
Он чувствует неподдельную заботу о нем. И всеми силами старается отплатить родителям такой же любовью. А по мере взросления еще и хорошим поведением.
И, если вдруг, малыш что-то сделал не так и его постыдили. Он будет сильно переживать об утраченном доверии со стороны любимых им людей.
После совершения плохого поступка, малыша посещает чувство стыда и страха быть наказанным. И уже в этом случае можно уверенно говорить, что совесть тронула сердечко маленького человека.
Где еще ребенок учится быть совестливым? Конечно же, в игре! Для ребенка игра — это мир, в котором он учится жить и общаться. В игре со сверстниками или старшими детьми малыш учится быть честным и терпимым.
Учится любить и сопереживать. Старается находить выход из различных ситуаций, отстаивать свое мнение и вести диалог.
Ребенок взрослеет, изменяется его внутренний мир, его отношение к окружающим. Свои и чужие поступки он уже оценивает со стороны своего, пусть небольшого, но уже собственного жизненного опыта.
И уже совесть играет в жизни подростка роль строгого и неподкупного внутреннего судьи. И этот судья будет настойчиво царапать душу подростка при первых же нравственных промахах.
Как и когда это будет происходить?
Сказать сложно. Однако уверенно можно сказать, что совесть это простыми словами, не проспит и на сговор не пойдет.
Каждый родитель не хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А как это сделать? Как сделать так, чтобы все барьеры взрослой жизни их ненаглядное чадо смогло преодолеть без трудностей?
Ответ прост. Воспитывать и воспитывать, и прежде всего, примером собственных отношений. Ведь согласитесь, в семьях, где царит любовь и взаимопонимание между родителями, дети растут счастливыми и уверенными.
Надежный семейный тыл для подростка является залогом успешного взросления. А ребенок, который растет в любящей семье, вряд ли совершит что-то из рук вон выходящее.
А собственные поступки будет оценивать через регулятор своего нравственного поведения, которое называется совесть.
У каждого возраста понятие совести разное. Дошкольники- это стыд или страх перед наказанием. У старшеклассников — переживания и обостренное чувство справедливости.
А у взрослого человека угрызения совести появляются тогда, когда он упустил возможность что-то сделать. Что-то действительно положительно — важное: «Почему не сказал?», «Почему не помог?», «Почему не приехал?»
Однако для разных возрастов совесть неизменно состоит из понятий: порядочность, честность, любовь, доброта и открытость.
Невозможно однозначно сказать: рождается человек с совестью или нет. Утвердительно можно сказать только об одном — совесть прививается только воспитанием и постоянной работой над собой.
Совесть это простыми словами — то особенное чувство,
которое отличает нас от животных. Это нравственная основа человека. Только тот, у кого есть совесть, сумеет судить самого себя. Вести с самими собой внутренний диалог, выступать одновременно защитником и обвинителем.
Вот интересно, чья позиция ближе к термину «совесть», пессимиста или оптимиста. На мой взгляд ближе к здоровому пессимизму, так как оптимизм он такой, притянет за уши в свою пользу все, что можно, а может и нельзя.
Современный мир буквально терроризирует человека призывами сохранять оптимизм в любых жизненных ситуациях. На постулатах позитивного мышления выросла огромная индустрия тренингов, курсов, разнообразных программ саморазвития.
Люди, склонные не слишком лучезарно воспринимать перспективы, чувствуют себя неуютно в обществе мотивированных коллег. Между тем в нашем выживании именно негативный опыт имеет решающее значение.
В последнее время психологи усомнились в эффективности искусственного безоблачного настроя. Ведь поддержание его очень затратно. И задумались о конструктивной роли здорового пессимизма.
Что такое защитный пессимизм?
Эту технику многие используют неосознанно, но она вполне может практиковаться как тактический прием. Наиболее эффективно это работает в случаях естественной склонности к пессимизму.
Когда человек представляет негативные сценарии перед грядущим непростым испытанием, он вкладывается в программу борьбы с трудностями. И неожиданные повороты не становятся для него сюрпризом. Пока оптимист борется с неприятным удивлением, пессимист уже решает проблему.
Суть защитного пессимизма как психологической техники состоит в проговаривании всех возможных препятствий. Которые могут возникнуть в связи с предстоящим испытанием.
Желательно гиперболизировать эти сценарии. В результате вместо слепой уверенности человек получает конструктивное отношение и готовность к неожиданностям.
Надо отметить, что этот метод носит именно тактический характер и работает на решение кратковременных ближайших задач. Представлять негативные исходы в случае, к примеру, серьезной болезни – деструктивно.
Похожий подход может быть полезен и для преодоления последствий психологической травмы. Проговорить и записать детали происшествия значительно проще и полезнее. Чем безуспешно пытаться выкинуть все из головы.
Пессимизм и бизнес
Распространенное представление о крупном руководителе соответствует скорее образу пессимиста. Чем человека позитивного: скупость на эмоции, серьезность, скепсис.
Это мнение в большинстве случаев соответствует действительности. Поскольку такие должности предполагают максимально полный и объективный анализ ситуации, а не построение иллюзий.
Стрессоустойчивость является одним из основных качеств, необходимых в деловой сфере. Пессимистичная оценка перспектив делает человека менее чувствительным к напряженной ситуации.
Ведь он остается равнодушно-спокойным и оценивает полученную информацию. А не впадает в шок, что весьма продуктивно.
Возможно, настороженный и недоверчивый коллега не так приятен на первый взгляд. Но информированность и готовность к любым неожиданностям. А это отличает конструктивных пессимистов. Обязательно получат достойную оценку в тяжелый момент.
Пессимизм и продолжительность жизни
Согласно статистическим данным люди, склонные к негативной оценке жизненных перспектив, живут дольше. Объясняется это просто.
Такой человек вкладывает деньги и усилия. Чтобы обеспечить себе некую «подушку безопасности» на случай возможных проблем, в том числе и со здоровьем.
В заключение надо сказать, что следует отличать конструктивный пессимизм от тотального скепсиса. Когда человек отрицает любую возможность с порога, поскольку все равно ничего не получится.
Самообвинения или обида на весь мир также не помогут решить проблемы и выйти на новый уровень. Человеческая память «отфильтровывает» хорошие воспоминания. Так как они не так важны для борьбы и адаптации. Поэтому полезно воскрешать эти моменты осознанно.
Однако не стоит чувствовать себя чужим в мире, где позитив пропагандируется уже не первое десятилетие. И не забывать о преимуществах и плодотворности здравой оценки ситуации.
Обмен положительными эмоциями на статью: Совесть это простыми словами.
Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!