Сотворите помощь убогим и сирым что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 139:13

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-14 Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Другой (Симмах): «пред лицом твоим» (παρὰ). Вместо: «вселятся», другой (Симмах) говорит: «останутся» (διαμενουσιν); третий (Акила): «будут сидеть» (καθεδουνται), а вместо (неизвестный переводчик): «познал»«знаю» (οιδα). Так как он сказал, что они «уловятся» и «погибнут», и выразил, что на­казание не тотчас следует за преступлением, то, чтобы кто-нибудь из людей грубых не сделался от этого более беспеч­ным, он прибавляет: «познал», внушая, что это непременно бу­дет; обижаемые не останутся не отомщенными. «Нищими» он здесь называет не просто бедных, но самых смиренных, сокрушенных; а, говоря это, он и обижаемых утешает, и обижающих вразумляет; чтобы одни от ожидания не отчая­лись, а другие от замедления не сделались более беспечными. Замедление ведет к покаянию, а упорных Бог наказывает строже, и весьма справедливо. Почему? Потому что они, поль­зуясь такою благостью, не сделались лучшими. Представь же, каково человеколюбие Божие, когда и преданным Ему Он попускает терпеть зло и не мстит за них, желая исправить тебя чрез покаяние. «Посему праведные будут исповедовать имя Твое». Что говорит Он? Что бы ни случилось, говорит, они будут благодарить; хотя они будут видеть смиренных притесняемыми, а непра­ведных возвышающимися, они не станут требовать отчета в событиях. Это особенно свойственно праведным – всегда и за все благодарить. «И правые вселятся пред лицем Твоим», т.е. полу­чив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с То­бою, они никогда не отступят от Тебя; что бы ни случилось, они никогда не будут огорчаться, никогда не станут роптать на совершающееся. Душе твердой и уму непреклонному свой­ственно – не спрашивать отчета у Господа. Поэтому и Павел говорил: «а ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20)?

Беседы на псалмы. На псалом 139.

Блж. Феодорит Кирский

«Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим». Дознал я, говорит Пророк, справедливость Божия приговора, и знаю, что лишенным всякой человеческой помощи не попустит потерпеть вред от врагов, но совершит наказание, заслуженное поступающими несправедливо.

Евфимий Зигабен

Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим (за бедных).

Хотя мщение Божие часто медлит постигать за угнетаемых и притесняемых, которых здесь называет нищими и бедными, но хорошо говорит: я знаю, что Господь произведет непременно суд и отмщение за них в настоящей ли то жизни, или в будущей. А целью сих слов Давид имеет то, чтобы с одной стороны обижаемым подать утешение, а с другой устрашить и вразумить обижающих их, как изъясняет Златоуст.

Он прибавляет: Чтобы ни первые (обижаемые) в скорби не изнемогали, ни вторые чрез отсрочку не сделались более нерадивыми. Ибо отсрочка ведет к покаянию; а упорного тем сильнейшему часто предает наказанию, и весьма справедливо: потому что имея столько опытов благости, он не сделался лучшим. Ибо помысли, сколь велико человеколюбие Божие когда преданным Ему Он попускает только страдать и не вступается за них, желая обижающего исправить покаянием. Оригена: Это пророчество о будущем суде, по которому нечестивые будут преданы огню, а праведные войдут в покой. Посему и Соломон, указывая на сие, сказал: ибо все творение Бог приведет на суд (Екк. 12, 14). Приятное же окончание дано псалму: ибо в конце написано то, что праведникам отложена надежда. Вместо: с лицем Твоим, Симмах перевел: пред лицем Твоим, означая сим то, что они (праведники) очищенным умом увидят Бога лицем к лицу.

Источник

сирый и убогий

Полезное

Смотреть что такое «сирый и убогий» в других словарях:

СИРЫЙ — СИРЫЙ, сирая, сирое; сир, сира, сиро (книжн.). 1. Лишившийся родителей, ставший сиротой (устар.). 2. перен. Беспомощный, убогий, несчастный, одинокий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Сирый — прил. устар. 1. Оставшийся сиротой [сирота I 1.]; осиротевший. 2. перен. Одинокий, всеми покинутый. отт. Бедный, скудный, убогий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

обездоленный — См … Словарь синонимов

гол как сокол — См … Словарь синонимов

малоимущий — бедный, неимущий, нищий; обездоленный, необеспеченный, нуждающийся, сирый и убогий, гол как сокол. Ant. богатый, зажиточный Словарь русских синонимов. малоимущий см. бедный 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

необеспеченный — негарантированный, непокрытый; бедный, неимущий, нищий; сирый и убогий, гол как сокол, малоимущий, малообеспеченный, несостоятельный, обездоленный. Ant. обеспеченный, гарантированный, покрытый; богатый Словарь русских синонимов. необеспеченный см … Словарь синонимов

нуждающийся — см. бедный 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. нуждающийся прил., кол во синонимов: 18 • … Словарь синонимов

Источник

Помощь сирым и убогим

Сотворите помощь убогим и сирым что значит

Сотворите помощь убогим и сирым что значит

Ещё публикации по теме

В поисках первых пионеров

Сотворите помощь убогим и сирым что значит

Зачем в Вифании построили пятиглавый храм?

Сотворите помощь убогим и сирым что значит

А впереди было лето…

Добавить комментарий Отменить ответ

Контекстная справка

[1]Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах. подробнее.

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее.

[3]Васнецов Виктор Михайлович
Родился в с. Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область). Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1867) и в Академии художеств (1868–1874). Живописец, график. подробнее.

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина. подробнее.

Источник

Псалом 81

Надписание сего псалма – Псалом Асафу – таково же, как и надписание псалма 49 и некоторых других псалмов. Надписание сие указывает на принадлежность псалма Асафу как составителю его, а под именем сего Асафа нужно разуметь того славного певца Давидова пророка Асафа, именем которого надписаны 49-й и 78-й псалмы, с песнопениями которых настоящий псалом имеет большое сходство. Именно, он представляет собой обличительную проповедь против неправедных судей и мог быть вызван теми злоупотреблениями некоторых судей Давидовых, которые подали Авессалому повод возбуждать в народе сомнение в правосудии отца своего и недовольство всем его правлением ( 2Цар.15:2–6 ).

Пс.81:1 Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.

Пс.81:2 Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете.

Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» ( Втор.1:17 ), и еще: «Не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищего, ниже почудишися лицу могущего: по правде да судиши ближнему твоему» ( Лев.19:35,15 ). Иудейские судьи, очевидно, забывали эти статьи Закона или не обращали на них должного внимания; при разборе тяжебного дела и постановлении судебного приговора, они принимали во внимание не сущность разбираемого дела, а угодливость тому или другому лицу, богатому или знатному, находящемуся с ними в родственных, дружественных и т.п. отношениях. В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Доколе будете смотреть на лица, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгоды, и т.д., а не на самое дело?

Пс.81:3–4 Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.

Продолжая речь свою к неправедным судьям, пророк дает им понять, как они должны относиться на суде к бедным и сирым, к нищим и убогим, которым они оказывали доселе пренебрежение на суде своем. Желая угодить сильным, знатным и богатым, обличаемые судьи оказывали полное невнимание, или даже совершенное небрежение, к убогим и нищим, когда или несправедливо осуждали последних, или наскоро решали их дела и тем причиняли им явную обиду и имущественное разорение. Когда, как бы так говорит пророк, до вас, судьи, дойдет дело сироты, или человека убогого, уничиженного, вы не пренебрегайте этим делом, а принимайте его благосклонно и тщательно разбирайте; точно так же и дело человека бедного и нищего внимательнее решайте и поскорее оканчивайте, не доводя до напрасных убытков, а в случае правоты нищего оправдывайте и объявляйте его невинным. В особенности же не допускайте бедняка и нищего до притеснения со стороны богатах и сильных, в случае же, если они уже подверглись такому притеснению и угнетению от руки нечестивых и потерпели от них какие-либо убытки, ваш долг избавить их от притеснений, удовлетворив за обиду и оскорбление и вознаградив за понесенные убытки.

Пс.81:5 Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли.

Изречениями первой половины сего стиха пророк изъясняет причину неправильной деятельности судей. Судьи должны производить суд нелицеприятный, – «творить правду на суде» ( Втор.16:18 ) как для знатных и сильных, так и для бедных и убогих, не отдавая последних на притеснение и угнетение богатым. Но они ни того, ни другого не исполняли, потому что не познаша точного требования законов правосудия и не выразумели (ниже уразумеша) действительного смысла их. А последнее происходит оттого, что начальники и судьи иудейские в делах судопроизводства руководятся не началами справедливости и божественного Закона, а пристрастием к дарам, земными выгодами и расчетами, которые их ослепляют, не дают им видеть света истины и правды: действуя в таком направлении, они во тме ходят. А изречение последней половины стиха указывает на последствия, которые происходят от неправосудия. Когда нарушается правосудие, когда бедные и сирые не находят себе у судей защиты, тогда колеблются, подвижатся вся основания земли. Основания земли, т.е. существующих на земле царств и народов, жизни общественной и частной, составляют: закон, правосудие, законное правительство и на них покоящиеся права, личная свобода и безопасность частная и общественная. «По причине сей (т.е. судебной) неправды, – говорит блж. Феодорит, – жизнь полна смятения и волнений, и земля (т.е. государство) приводится в колебание непрерывными бедствиями» [6, с. 394–395].

Пс.81:6–7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.

Здесь псалмопевец опять выставляет говорящим Самого Бога и объявляющим Свой грозный приговор неправедным судьям. Сотворенные по образу Божию и по подобию Его, все люди вообще носят на себе печать сыноположения и звание сынов Божиих; в особенности же все принадлежащие к Церкви Христовой, по праву усыновления их Христом Спасителем, суть сынове Вышняго, а те между иудеями, которым вверена была власть судить и управлять народом Божиим, назывались и в Писании «богами» ( Исх.22:28, 7:1 ). Сам Иисус Христос, приводя слова сего псалма, в речи пред неверовавшими в Него иудеями дает им тот же смысл ( Ин.10:35 ). И как ни высоко достоинство князей и судей между простыми людьми, но и они такие же смертные человецы и подвержены той же участи, как и все люди. Аз рех, – говорит Верховный Судия Бог, – Я сказал: вы боги и сыны Всевышняго – все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей, и ваше падение тем гибельнее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены. Помните же, что ваше высокое звание и достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников.

Пс.81:8 Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Словари

1. Оставшийся сиротой [сирота I 1.]; осиротевший.

Одинокий, всеми покинутый.

отт. Бедный, скудный, убогий.

СИ́РЫЙ, сирая, сирое; сир, сира, сиро (книжн.).

1. Лишившийся родителей, ставший сиротой (устар.).

2. перен. Беспомощный, убогий, несчастный, одинокий.

2. перен. Одинокий, бедный. Сирые странники.

1. Устар. Оставшийся сиротой; осиротевший. С. он, ни отца, ни матери! // Одинокий, без родных и близких. Бездомные с-ые люди.

2. Одинокий, заброшенный. С-ые заброшенные деревни. С-ые солдатские могилы. С-ая мельница на косогоре. * Побредёшь один и сир, и наг (Бунин).

Оставшийся сиротой; осиротевший.

[Пушкин (поводырю):] Ты что же, сирота? [Поводырь (кивает головой):] Ага! [Слепец:] Сирый он. Паустовский, Наш современник.

Одинокий, без родных и близких.

— Вася! послушай! Теперь под Новый год все по семействам собираются, мы с тобой только бездомные, сирые. Достоевский, Слабое сердце.

Сиротливый, одинокий, бесприютный.

Повсюду он со мною бродит И мрачную тоску наводит На душу сирую мою. Пушкин, Кавказский пленник.

[Мальчик] пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. Паустовский, Беспокойная юность.

1. Одинокий человек без родни, сирота.

Теперь под Новый год все по семействам собираются, мы с тобой только бездомные, сирые. // Достоевский. Слабое сердце //*; Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! // Гоголь. Тарас Бульба //;Яо я теперь, как нищий, сир, Брожу один, как отчужденный. // Лермонтов. Стихотворения // /

2. Бесприютный; заброшенный.

Мои кости сирые дождик вымоет. И без похорон горемычный прах На четыре стороны развеется. // Лермонтов. Песня про купца Калашникова //.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *