Сорти де баль что такое
Загадочное слово «sortie-de-bal», или О прекрасной принадлежности бального наряда
Интерес к моде прошлого среди женщин современности неистребим. Но все равно остается много моментов, о которых большинство из нас имеет смутное представление. Например, мало кто из современных модниц скажет, что такое бандо, чем отличались друг от друга гро-грон, гроденапль или гроденафрик? Или что же такое сорти-де-баль?
А между тем, для знатных красоток 19 века это слово — «сорти-де-баль» означало очень многое. Так называли своеобразную накидку, пелерину. Ее носили только поверх бального (или вечернего, что тогда было одно и то же) платья, чтобы сохранить его от пыли, грязи. Да и просто защитить себя от прохлады. Ведь по канонам тогдашней моды бальные платья были максимально открыты: грудь, плечи, руки.
Сорти-де-баль надевали перед самым выходом из дома, садились в карету. И снимали сразу, как только заходили в дом, где проходил бал. Эти накидки шились только из дорогих материалов: бархата на шелковой основе, атласа, тафты, шелка. Отделывали кружевом, мехом, сутажом. Согласно канонам тогдашней моды сорти-де-баль должна была гармонировать с платьем. Но, разумеется, не очень богатые дамы старались шить накидку, чтобы ее можно было носить с несколькими платьями.
Пелерина эта неоднократно упоминается в литературе того времени. Например, в книге, Маркевича «Перелом» есть фраза:
«В бельэтаже счастливые избранницы петербургского High life прикрывали роскошными sorties de bals свои обнаженные плечи, и осторожно, не ворочаясь, держали свои пышно убранные цветами и брильянтами головы» (1880 год).
В журнале «Москвитянин» за январь 1854 года писалось о них так:
«Богатый сорти-де-баль составляетъ необходимую принадлежность современнаго бальнаго наряда. Это пардесю делаютъ теперь съ неслыханной роскошью. Вотъ несколько образцовъ.»
1. Сорти-де-баль Alboni, родъ тальмы съ рукавами и капюшономъ, изъ пунцоваго кашемиру, шитаго золотомъ и украшеннаго турецкими кистями изъ пунцоваго шелку и золота.
2. Пардесю въ виде тальмы изъ белаго бархату, съ серебряными разводами, на голубомъ плюшевомъ подбое, обшитый голубой бахра мой съ серебрянымъ аграмантомъ и украшенный кордельеромъ и кистями изъ голубаго шелку и серебра.
3. Venitienne, сорти-де-баль белое кашемировое съ капюшономъ, образующимъ шарфъ спереди; рукава длинные и широкiе, разрезаны внизу; весь сорти-де-баль затканъ вокругъ широкой и яркой каймой, равно какъ рукава и капюшонъ.
4. Пелерина duchesse, небольшая, съ остроконечными и длинными полами; она делается изъ белаго атласу, выстеганнаго великолепными арабесками; вокругъ великолепная бахрама изъ белыхъ же марабу.
В феврале 1854 года в этом же журнале уже рекламировались другие варианты накидок:
«Огромныя горностаевыя пелерины въ большой моде; они считаются лучшимъ сорти-де-баль, самымъ приличнымъ аксес суаромъ костюма, назначеннаго для концерта или спектакля.
— Кроме того делаютъ много сорти-де-баль атласныхъ съ легкой опушкой изъ лебяжьяго пуху, что особенно идеть молодымъ девицамъ.
— Некоторыя делаютъ себе оригинальныя сорти-де-баль въ виде турецкихъ гаиковъ, изъ белаго кашемиру съ широкимъ шитьемъ шелками и золотомъ.»
Ну, и конечно, несколько иллюстраций, чтобы лучше представить.
Сорти-де-баль императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II (1899-1901)
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
«ASOS cable sweater»/свитер рисунком из жгутов// Belosvetika https://img-fotki.yandex.ru/get/15.
Две популярные модели с патентными узорами Узор Итак, раппорт узора равен 26 пе.
9 расшифровок схем японского вязания спицами Красота, элегантность и сложность определяют япон.
—Ссылки
—Новости
—Видео
—Фотоальбом
—Рубрики
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Накидка Sortie-de-bal
Загадочное слово «sortie-de-bal», или О прекрасной принадлежности бального наряда
Интерес к моде прошлого среди женщин современности неистребим. Но все равно остается много моментов, о которых большинство из нас имеет смутное представление. Например, мало кто из современных модниц скажет, что такое бандо, чем отличались друг от друга гро-грон, гроденапль или гроденафрик? Или что же такое сорти-де-баль?
А между тем, для знатных красоток 19 века это слово — «сорти-де-баль» означало очень многое. Так называли своеобразную накидку, пелерину. Ее носили только поверх бального (или вечернего, что тогда было одно и то же) платья, чтобы сохранить его от пыли, грязи. Да и просто защитить себя от прохлады. Ведь по канонам тогдашней моды бальные платья были максимально открыты: грудь, плечи, руки.
Сорти-де-баль надевали перед самым выходом из дома, садились в карету. И снимали сразу, как только заходили в дом, где проходил бал. Эти накидки шились только из дорогих материалов: бархата на шелковой основе, атласа, тафты, шелка. Отделывали кружевом, мехом, сутажом. Согласно канонам тогдашней моды сорти-де-баль должна была гармонировать с платьем. Но, разумеется, не очень богатые дамы старались шить накидку, чтобы ее можно было носить с несколькими платьями.
Пелерина эта неоднократно упоминается в литературе того времени. Например, в книге, Маркевича «Перелом» есть фраза:
«В бельэтаже счастливые избранницы петербургского High life прикрывали роскошными sorties de bals свои обнаженные плечи, и осторожно, не ворочаясь, держали свои пышно убранные цветами и брильянтами головы» (1880 год).
В журнале «Москвитянин» за январь 1854 года писалось о них так:
«Богатый сорти-де-баль составляетъ необходимую принадлежность современнаго бальнаго наряда. Это пардесю делаютъ теперь съ неслыханной роскошью. Вотъ несколько образцовъ.»
1. Сорти-де-баль Alboni, родъ тальмы съ рукавами и капюшономъ, изъ пунцоваго кашемиру, шитаго золотомъ и украшеннаго турецкими кистями изъ пунцоваго шелку и золота.
2. Пардесю въ виде тальмы изъ белаго бархату, съ серебряными разводами, на голубомъ плюшевомъ подбое, обшитый голубой бахра мой съ серебрянымъ аграмантомъ и украшенный кордельеромъ и кистями изъ голубаго шелку и серебра.
3. Venitienne, сорти-де-баль белое кашемировое съ капюшономъ, образующимъ шарфъ спереди; рукава длинные и широкiе, разрезаны внизу; весь сорти-де-баль затканъ вокругъ широкой и яркой каймой, равно какъ рукава и капюшонъ.
4. Пелерина duchesse, небольшая, съ остроконечными и длинными полами; она делается изъ белаго атласу, выстеганнаго великолепными арабесками; вокругъ великолепная бахрама изъ белыхъ же марабу.
В феврале 1854 года в этом же журнале уже рекламировались другие варианты накидок:
«Огромныя горностаевыя пелерины въ большой моде; они считаются лучшимъ сорти-де-баль, самымъ приличнымъ аксес суаромъ костюма, назначеннаго для концерта или спектакля.
— Кроме того делаютъ много сорти-де-баль атласныхъ съ легкой опушкой изъ лебяжьяго пуху, что особенно идеть молодымъ девицамъ.
— Некоторыя делаютъ себе оригинальныя сорти-де-баль въ виде турецкихъ гаиковъ, изъ белаго кашемиру съ широкимъ шитьемъ шелками и золотомъ.»
Ну, и конечно, несколько иллюстраций, чтобы лучше представить.
Сорти-де-баль императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II (1899-1901)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Загадочное слово «sortie-de-bal», или О прекрасной принадлежности бального наряда
Интерес к моде прошлого среди женщин современности неистребим. Но все равно остается много моментов, о которых большинство из нас имеет смутное представление. Например, мало кто из современных модниц скажет, что такое бандо, чем отличались друг от друга гро-грон, гроденапль или гроденафрик? Или что же такое сорти-де-баль?
А между тем, для знатных красоток 19 века это слово — «сорти-де-баль» означало очень многое. Так называли своеобразную накидку, пелерину. Ее носили только поверх бального (или вечернего, что тогда было одно и то же) платья, чтобы сохранить его от пыли, грязи. Да и просто защитить себя от прохлады. Ведь по канонам тогдашней моды бальные платья были максимально открыты: грудь, плечи, руки.
Сорти-де-баль надевали перед самым выходом из дома, садились в карету. И снимали сразу, как только заходили в дом, где проходил бал. Эти накидки шились только из дорогих материалов: бархата на шелковой основе, атласа, тафты, шелка. Отделывали кружевом, мехом, сутажом. Согласно канонам тогдашней моды сорти-де-баль должна была гармонировать с платьем. Но, разумеется, не очень богатые дамы старались шить накидку, чтобы ее можно было носить с несколькими платьями.
Пелерина эта неоднократно упоминается в литературе того времени. Например, в книге, Маркевича «Перелом» есть фраза:
«В бельэтаже счастливые избранницы петербургского High life прикрывали роскошными sorties de bals свои обнаженные плечи, и осторожно, не ворочаясь, держали свои пышно убранные цветами и брильянтами головы» (1880 год).
В журнале «Москвитянин» за январь 1854 года писалось о них так:
«Богатый сорти-де-баль составляетъ необходимую принадлежность современнаго бальнаго наряда. Это пардесю делаютъ теперь съ неслыханной роскошью. Вотъ несколько образцовъ.»
1. Сорти-де-баль Alboni, родъ тальмы съ рукавами и капюшономъ, изъ пунцоваго кашемиру, шитаго золотомъ и украшеннаго турецкими кистями изъ пунцоваго шелку и золота.
2. Пардесю въ виде тальмы изъ белаго бархату, съ серебряными разводами, на голубомъ плюшевомъ подбое, обшитый голубой бахра мой съ серебрянымъ аграмантомъ и украшенный кордельеромъ и кистями изъ голубаго шелку и серебра.
3. Venitienne, сорти-де-баль белое кашемировое съ капюшономъ, образующимъ шарфъ спереди; рукава длинные и широкiе, разрезаны внизу; весь сорти-де-баль затканъ вокругъ широкой и яркой каймой, равно какъ рукава и капюшонъ.
4. Пелерина duchesse, небольшая, съ остроконечными и длинными полами; она делается изъ белаго атласу, выстеганнаго великолепными арабесками; вокругъ великолепная бахрама изъ белыхъ же марабу.
В феврале 1854 года в этом же журнале уже рекламировались другие варианты накидок:
«Огромныя горностаевыя пелерины въ большой моде; они считаются лучшимъ сорти-де-баль, самымъ приличнымъ аксес суаромъ костюма, назначеннаго для концерта или спектакля.
— Кроме того делаютъ много сорти-де-баль атласныхъ съ легкой опушкой изъ лебяжьяго пуху, что особенно идеть молодымъ девицамъ.
— Некоторыя делаютъ себе оригинальныя сорти-де-баль въ виде турецкихъ гаиковъ, изъ белаго кашемиру съ широкимъ шитьемъ шелками и золотомъ.»
Ну, и конечно, несколько иллюстраций, чтобы лучше представить.
Сорти-де-баль императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II (1899-1901)
Сорти-де-баль для молодых женщин и девушек
Колет из голубого муара-антик состоит из восьми кусков, образующих стоячий открытый воротник. Швы колета украшены кокильированным кружевом Alencon. Эти кокилье прикреплены на плечах чёрными атласными шу. Воротник подбит плиссированным кружевом. Пелерина обшита внизу кружевом.
Материалы: 5,5 арш. муара; 46 арш. кружева; 14 арш. ленты.
Манто делается из сукна светло-рубинового цвета и бархата того же цвета. Основание манто делается из сукна. Оно изображает род пелерины с плечевым швом. На спине расположены две круглые складки. Зубчатая пелерина из бархата спускается наперёд длинным мысом. Она состоит из семи кусков и украшена плиссированным воланом из белого атласа.
Материалы: 5,5 арш. сукна; 3,25 арш. бархата; 4 арш. атласа.
Длинное манто делается из шёлковой материи маисового цвета с большими разводами. Основание манто состоит из шести кусков. Спинка расходится на юбке и образует две складки, которые в талии схвачены чёрным бархатным бантом с пряжкой из алмазов. Большой воротник из гипюра подбивается атласом маисового цвета и обшивается чёрным пером.
Материалы: 14 арш. шёлковой материи; 3,25 арш. пера; 2 арш. ленты; 1 пряжка; 2,5 арш. гипюра шириной 3/4 арш.; 2,5 арш. атласа.
Колет из зелёного бархата либерти декорируется кружевом и горностаевым мехом. Он состоит из широкого плиссированного волана, который дополняется круглой кокеткой. Широкое кружево, схваченное кулиской, образует вторую пелерину. Кружевной воротник Медичи подбивается горностаевым мехом. Большие отвороты делаются из того же меха. Около ворота расположены зелёные бархатные шу. Колет подбит белым атласом и покрыт кружевом.
Материалы: 10 арш. бархата; 10 арш. широкого кружева и 2,75 арш. для воротника; 7 арш. атласа.
Прямая кофточка делается из узорчатого бархата фиолетового цвета и декорируется шиншилловым мехом и жилетом из венецианского кружева, подбитого белым атласом. Воротник Медичи подбит мехом. Очень широкий рукав схватывается меховой обшивкой.
Материалы: 6 арш. бархата; 3/4 арш. атласа; 6 арш. меха; 1 воротник и обшлага из меха; 1 кружевной жилет.
Длинное манто делается из серого бархата либерти. Оно изображает род визита, который состоит из переда с застёжкой по середине и спинки, расходящейся на сборчатой спинке; эта спинка расходится на юбке. Рукав, состоящий из трёх кусков, схватывается обшивкой, покрытой маленьким ревером. От манто и рукавов образуется открытый воротник. Рукава украшены лёгкой вышивкой стеклярусом, а швы и низ манто узеньким аграмантом.
Материалы: 21 арш. бархата; 24 арш. аграманта.
Сорти де баль что такое
Если попробовать описать этот предмет одежды – боюсь, сведения мы получим самые противоречивые, а подчас и прямо противоположные. Эта вещь – самая женственная в современном гардеробе и необычайно мужественная на протяжении столетий. Самая легкомысленная и фривольная по крою – самая строгая и официальная по назначению. Самая модная в последнем сезоне – и самая древняя в истории человечества.
Это все – накидка.
История накидки – это, собственно, наша с вами история, homo sapiens’ов. Название этого предмета отражает его суть: самый простой способ согреться – накинуть на себя что-нибудь теплое и тепло же сохраняющее. Непродуваемое. И желательно – непромокаемое. И, конечно же, красивое? А почему бы и нет 😉
…Сначала накидка была просто куском меховой шкуры дикого зверя, позже ее стали делать из плотной ткани. Но когда первые потребности удовлетворены, душа просит красоты и изящества – и вот уже накидка меняет форму, материал, украшается всевозможными способами, какие только в состоянии придумать человеческий разум. Чтоб приятно было и самому носить, и перед людьми похвастаться.
Но не будем забегать вперед: даже самые древние и мрачные времена не обошлись без прекрасных накидок, на которые стоит взглянуть хотя бы одним глазком.
Пожалуй, наиболее знаменитая накидка – пелерина из Молда (бронзовый век, ІІ тысячелетие до н. э.) – представляет собой ювелирное изделие из листового золота. Обнаружена она была в г. Молд, в северном Уэльсе, в 1833 году в могильном кургане на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «холм сказочных существ». Вместе с пелериной были найдены остатки грубой ткани и 16 фрагментов листовой бронзы, которые, по-видимому, представляли собой основание пелерины: местами золотые листы были прикреплены к бронзе заклёпками. Ширина пелерины составляет 458 мм. Предполагают, что хозяйкой пелерины с большой вероятностью была женщина – жрица древнего культа, а сама пелерина являлась частью церемониального облачения. В настоящее время эта реликвия частично восстановлена и хранится в Британском музее.
Древних греков мы привыкли представлять в туниках и пеплосах – а то и вовсе без одежды, благо, мягкий климат и открытые нравы этому способствовали. Между тем даже в древние времена на Балканах не всегда было настолько тепло, чтобы круглый год щеголять в тонкой хламиде. Что защитит от холода? Конечно же, накидка.
Греческая накидка называлась гиматион. Носили ее и мужчины, и женщины. Женский вариант нам понятнее и ближе – тонкую длинную ткань набрасывали на плечи и даже покрывали голову, образуя капюшон. Такая накидка закрывала почти всю фигуру. А вот мужчины предпочитали практичности красоту – они эдак художественно перебрасывали гиматион через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным. Более того, в углах накидки подвешивали небольшие гирьки, чтобы данная деталь туалета (и ее владелец, разумеется) выглядели достойно – и присутствуя на представлении в театре, и заседая среди равных в ареопаге, а хоть бы и торгуясь на приморском рынке за свежую кефаль…
Но один-единственный гиматион – это же скучно, не так ли? Никакого полета фантазии, и самое страшное – у соседки такой же… Допустить этого никак нельзя! И греки, как могли, разнообразили свой костюм – складками, расшитыми каймой краями, выбором ткани, а то и кроем или цветом. Например, если покрасить гиматион в пурпурный, получится фарос. Но пурпурная краска дорогая – что делать? Можно накидку не красить, а обрезать – тогда получим хламис, короткий вариант гиматиона. Его носили прежде всего юноши, всадники, солдаты и путешественники. А также их покровитель – бог Гермес.
Римляне от греков не так чтобы сильно отстали, поверх тоги они надевали лацерну – накидку с капюшоном, предохраняющую от дождя. А полководцы и прочая знать – пурпурный плащ полудаментум. А зимой пенулу – округлую или эллипсовидную накидку без рукавов из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди разреза не было, имелось только отверстие для головы и, обычно, капюшон.
А если уж совсем холодало, на плечи ложился диплакс – сложенный вдвое гиматион-полудаментум.
Средеземноморский тип накидки (который фактически представлял собой большой отрез ткани) вернулся в повседневную жизнь в ХІХ веке вместе с ампиром и модой на античность — надо же было как-то сохранять от холода хрупкие женские плечики. В те времена накидка, как и полагалось, закрывала почти всю фигуру. Но ничто не вечно в этом мире — особенно если неудобно таскать в руках 3-4 и больше метров ткани. И с течением времени накидка превратилась в привычную для прохладной поры деталь современного гардероба – шелковую или кружевную шаль.
Но если римляне и греки даже зимой могли обойтись относительно легкой накидкой, то в Европе этого было недостаточно. Древние германцы накидки делают из шерсти и кожи – им ни холод, ни снег или дождь не помеха. Такая одежда называется кукулус и представляет собой удлиненный наплечный капюшон. Он закрывает голову и плечи, оставляя телу возможность свободно двигаться. А остроконечная форма не дает снегу падать за шиворот и предохраняет горло от ветра.
(фото кукулуса – отсюда: http://celticreconstruction.blogspot.com/2011/09/2.html)
Если же нужно было закрыть все тело, надевали клок – длинный плащ. Или глоке (колокол) – круглую накидку с отверстием для головы. Глоке, кстати, до сих пор сохранилась как вариант спортивной одежды – так называют накидку из неваляного сукна.
Средние века подарили нам несколько видов интересных и привлекательных накидок.
Прежде всего изменился крой. Если в античные времена накидка представляла собой длинный кусок ткани, заматываемый вокруг фигуры, позже – укороченный плащ, скрепленный на плечах, то теперь в основе кроя накидки – прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Накидка становится не широкой, а длинной – до колен, а то и до щиколоток. И даже сшивается по бокам. Почти платье))
Но все-таки она остается накидкой – верхней одеждой, сохраняющей от холода. Средневековая накидка становится модной и красивой частью повседневного и праздничного туалета. Накидки шьются из дорогих привозных тканей, украшаются богатой отделкой мех ом, полудрагоценными и драгоценными камнями, смальтой и шитьем.
Мы знаем несколько основных разновидностей такой накидки.
Сюрко (фр. surcot, нем. Uberrock) – женская верхняя одежда позднего средневековья (XII-XIV века), похожа на элегантный жакет. Сюрко носили женщины высшего света. Делался он из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами ниже пояса, через которые видна нижняя одежда. Часто перетягивался узорчатым поясом, причем иногда пояс пропускался под задней частью накидки – таким образом спинка оставалась свободной, а спереди пояс стягивал ткань в мягкие складки, подчеркивая хрупкость и прелесть женской фигуры.
Накидка-сюрко просуществовала несколько веков, а затем к ней пришили рукава — и получили верхнее платье-роб (еще на несколько веков). Позже, укоротив верхнее платье, получили жакет. Современные же дизайнеры, кажется, не против вернуться в Средние века: уж очень привлекательным оказался образ, который создают мягкая линия плеча, небрежные складки и приталенный силуэт. А также весьма практичным по ветреной погоде – затянутый пояс не только подчеркнет талию, но и сохранит тепло.
Опелянд (фр. houppelande) – длинная, широкая верхняя накидка. От сюрко опелянд отличался прежде всего большой шириной – широкое одеяние собиралось на плечах в мягкие складки, внизу боковые швы соединялись, образуя рукава. Сначала это была мужская, а затем и женская церемониальная одежда, типичная для французско-бургундской моды XIV века. В Германии этот вид одежды получил название тапперт. Будучи придворным туалетом, он оторачивался мехом, снабжался шлейфом и зачастую имел по краям модные разрезы. Позднее начали носить короткий тапперт с герольдическим гербом хозяина В народной одежде тапперт сохранился до начала XV века.
Гойке – клетевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове. Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. же она заканчивалась на голове округлой шапочкой. Этим же словом называлась не только накидка-гойке, но и шапочка – обструганный круглый остроконечный кусок дерева, на который крепилась накидка. Шапочка-гойке часто украшалась шерстяным помпоном. В некоторых народных костюмах накидка-гойке удержалась вплоть до XVIII века.
В эпоху Ренессанса костюм значительно усложняется, его крой становится более разнообразным, и как следствие, социально дифференцированным. А накидка начинает передавать род занятий своего хозяина.
Например, ганзейскому торговому люду очень кстати пришелся короткий испанский плащ – настолько, что образ прочно вошел в культуру под именем «нюрнбергский купец». И сегодня сложно не узнать ренессансного купца в коротком, подбитом мехом плаще, с меховым же стоячим воротником, лихой цилиндровидной шапке и коротких штанах – на полотнах художников, изображающих бытовую жизнь, обязательно отыщется такой персонаж.
Или другой городской сюжет – площадь, подмостки, бродячие комедианты, натянутая веревка, жонглер, канатоходец… Последний скорее всего в накидке – распущенной или закинутой на одно плечо. Эти накидки-балаганки, конечно же, не для тепла – для красоты, для привлечения внимания публики, поэтому они яркие и сделаны из легкого драпирующегося материала.
Священнический богослужебный костюм тоже не обошелся без накидки. Тут она символизирует багряницу, в которую одели Христа на суде у Понтия Пилата. У католиков это казула или орнат – кусок ткани с прорезью для головы, который одевался поверх другого облачения.
У православного священника накидка именуется фелонь и выглядит иначе: с XVI века их стали делать из тяжёлой жесткой парчи, так чтобы верх возвышался конусом над плечами. Сегодня для фелони могут использовать и более мягкие ткани – тогда верхнюю часть накидки укрепляют дополнительной тканью, чтобы сохранить нужную форму.
Военные всегда оказывали значительное влияние не только на историю государств, но и на историю костюма. Сегодня мы знаем казакин как короткий приталенный кафтан с галунами и нашивками. Однако мало кто помнит, что его прообразом была не только одежда казаков, но и накидки, которые носили военные. Эти накидки выполняли прежде всего утилитарную функцию – они предохраняли доспехи от лишней сырости, а кроме того, на них имелись нашивки, указывающие род войск и чин владельца.
Идеалом мужчины не всегда был брутальный мачо, принципиально отвергающий всякие излишества – в конце концов, мужчины тоже люди, им тоже хочется нравиться, шиковать и производить впечатление. Причем не только мобильниками или пистолетами – закинутый на одно плечо плащ прекрасно подходит для этой цели! Особенно этот вид одежды полюбили мушкетеры, лейб-гвардейцы и кавалерия – ну а где вы еще найдете столь страстных и вдохновенных воинов, поэтов и любовников?
Отличительным знаком мушкетёров была короткая лазоревая накидка, с прорезями для рук, с серебряными галунами и нашитыми спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами. И только много позже она трансформировалась в приталенный жакет-казакин.
Прообразом упомянутой выше накидки «нюрнбергский купец» был короткий испанский плащ – боэмио, или мантлик. В нем испанцы отвоевывали свои земли у арабов во времена Реконкисты, в нем шли покорять неизведанные просторы Нового Света… Он и сегодня сохранился в традиционном испанском костюме. А мы наверняка помним его в завораживающем танце матадора перед быком – в руках у тореро не просто кусок алой ткани, а именно короткий плащ-боэмио 🙂
В отличие от мужской испанской накидки, которая гордо шествовала по Старому и Новому Свету, женская испанская накидка-мантилья осталась верна своим владелицам. Первоначально это был кусок шелка, который крепился к высокому головному убору. Однако испанки пошли дальше – вместо шелка они взяли тончайшей работы кружевное полотно, и не просто цепляли его к гребню-пейнете, но закрывали плечи и грудь. И скромно, и соблазнительно… О да, испанки знали толк в соблазнах! Позже, в ХХ веке, когда пейнеты практически вышли из моды, испанки от накидок не отказались – такую красоту грех прятать в бабушкином сундуке. Да и зачем? Ведь красота мантильи – так же, как и красота испанских женщин – вне времени.
С каждым веком время текло все быстрее и быстрее. В древние времена могло пройти несколько столетий, практически не оставив следа ни в сознании людей, ни в их костюме. Но чем дальше, тем быстрее меняется жизнь и властно требует не только нового мировоззрения, но и нового платья. Удобного? Разумеется, но не только. Стремление к красоте – вот что в первую очередь отличает человека от дикого зверя, а отнюдь не умение пользоваться вилкой и шпагой. ХІХ век открывает новые территории не в дальних странах, а в душах, властно перемешивая далекое и близкое, экзотическое и обыденное. Не случайно именно этот век подарил нам огромное количество разновидностей накидок – пожалуй, даже больше, чем все предыдущие столетия.
Но об этом – в следующей статье… ))
Ах этот ХІХ век. Полупрозрачный тюль, нежнейший батист, загадочный муар… И кружева, и рюши, и драпировки… И меняющийся силуэт дамских нарядов – высокая грудь, узкая талия, там бальная туфелька из-под юбки, а там – веер, привезенный из далекого Китая или черепаховый гребень, доставленный из Африки через Атлантику. Бал, бал…
Ну а начинался бальный сезон в середине осени. И к прекрасному туалету обязательно добавлялась одна крайне необходимая по осенней сырости деталь – верхняя одежда. И разумеется, это не просто привычное нам черное или коричневое пальто на все случаи жизни, ведь бал – случай исключительный, это праздник, а праздник никто не желает испортить затрапезным видом.
Накидка для такого случая – вещь незаменимая. Она и от холода укроет, и при этом не превратит барышню в пыльный мешок – наоборот, подчеркнет и красоту платья, и изящество фигуры.
Впрочем, кто сказал, что накидка приемлема лишь для бала? Костюм ХІХ века со множеством пышных нижних юбок надежно предохранял от холода нижнюю часть тела даже зимой, а вот о верхней этого не скажешь: корсет да блузка, порой с весьма обширным декольте – и что толку прикрывать плечи и грудь нежнейшей шелковой или батистовой косынкой, от холода она не спасет. Поэтому накидка оказалась весьма актуальной деталью дамского туалета – и гостей принимать, и путешествовать в ней очень удобно. А уж флиртовать!
…Вечер, огни бального зала, кони и кареты, широкая лестница, зеркала и свечи, юная девушка, трепещущая от восторга и смущения в предвкушении своего первого вальса – ее плечики вздрагивают в волнении под нежнейшим вышитым шелком накидки. И опытная красавица, легко впорхнувшая в залу и эффектным жестом сбросившая кружевную накидку с дивных плеч – прямо на руки кавалеру. До конца вечера накидка ей больше не понадобится.
Итак, прошу любить и жаловать – сорти-де-баль, или накидка для бала, а по-нашему – сартинка. Действительно предмет роскоши и удовольствия: сорти-де-баль нужна была лишь для того, чтобы дама могла дойти от кареты до вестибюля бального зала или фойе театра.
Кто сегодня согласится надеть салоп? Он стал воплощением провинциальности и дурного вкуса. Однако было время, когда салоп был модной европейской новинкой, барышни и дамы в очередь выстраивались к модисткам и портнихам.
По всей вероятности, к началу ХIХ века в Европе сильно похолодало – иначе с чего бы женщины стали носить длинную, почти до пят, свободного кроя накидку, полностью скрывающую и фигуру, и платье? Вот уж действительно мешок… Впрочем, если этот мешок сделать из дорогого сукна или шелка, с широким бархатным воротником, обшить кружевом и лентами, сделать прорези для рук (или даже небольшие рукава) – скрепить разрезы лентами и их тоже украсить, разумеется… Можно даже чуть приталить и сильно расширить книзу – чтобы подчеркнуть изгибы фигуры. Поставить меховую подкладку – такую мягкую, такую нежную… Ни одна женщина не откажется от этой роскоши.
Несколько позже к салопу стали пришивать рукава – практически, он был предшественником пальто, но в отличие от последнего, боковые швы салопа ниже рукава не зашивали, а зашнуровывали, распуская шнуровку на нужный объём юбки.
Название этой накидки образовано от английского слова slop, обозначающего свободное просторное платье, но мы давно забыли источник и воспринимаем салоп как название исконно русской одежды.
В Европе салоп быстро сменился другими типами накидки, а в России задержался практически до конца ХIХ века – и неудивительно, ведь зима здесь гораздо холоднее европейской. Однако 100 лет салопа – даже для приверженцев традиции оказалось многовато, и в высшем свете его надолго заклеймили как образчик редкостной безвкусицы. Реабилитировали же эту накидку лишь в ХХI веке: оказывается, городская мода никак не может обойтись без столь простой и универсальной вещи.
Еще одну разновидность накидки подарили нам французы, точнее – Алжир и Тунис, которые долгое время были французскими колониями. Франция набирала из местных жителей Иностранный легион – и вместе с алжирцами и тунисцами в Европу приникала восточная культура и элементы восточного костюма. Так здесь появился и бурнус.
Изначально бурнус – нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая, с длинными рукавами и капюшоном. Эти накидки Европа увидела еще во времена Крестовых походов, но в моду они вошли лишь в ХIХ веке – вместе с эпохой романтизма, страстью ко всему этническому и экзотическому. Отличительной чертой европейского бурнуса стали две детали – во-первых, тут обязательной деталью была отделка в виде нашитой по подолу длинной бахромы, а во-вторых, накидка имела декоративный капюшон с острым уголком, который украшался шелковой кистью. Полы бурнуса откидывались и крепились к плечам. В эпоху бидермейер бурнус стал образцом для мужского модного плаща, но особенно эта накидка полюбилась женщинам, и более всего француженкам – еще бы, и согревает, и позволяет практически полностью продемонстрировать прекрасный туалет!
У итальянок был другой взгляд на то, что женщина должна показывать, а что скрывать. Чем больше тайны – тем больше соблазна. Широкая длинная, до щиколоток, накидка со стоячим воротником – что лучше может укрыть женские секреты от недобрых глаз.
Накидка-ротонда была названа по типу архитектурного сооружения – такого же круглого, как и силуэт длинной накидки, и такого же романтичного, словно самим творцом придуманного для нежных встреч.
Часто ротонды делали двойными, верхняя, конечно же, короче – примерно до талии или середины бедер. А со временем от длинного варианта отказались, а верхняя часть стала делаться все короче и короче – чуть ли не до размеров пелерины. Но главный признак такой накидки сохранился – на фигуре она напоминает круглую башню, по имени которой и названа, а линия подола параллельна земле.
При слове «манто» сегодня мы представляем нежнейшей выделки меховую шкурку, широкий шарфик, если можно так сказать, небрежно обернутый вокруг шеи и свободно ниспадающий, желательно ниже пояса. Однако дамы ХІХ века, боюсь, нас бы не поняли. Манто той поры – скорее косынка, но о-о-очень больших размеров, и зачастую отделанная рюшами, кружевом, лентами еtс. Ну и конечно, голову этим «платочком» не покрывали – для головы предусмотрены шляпки и капоры, а использовали именно как накидку: манто закрывало плечи, руки и часть фигуры почти до бедер. Вместе с широченной юбкой манто образовывало плавный мягкий силуэт – не авантюристка, но хранительница домашнего очага, ежевечернего чая, булочек с ванильным кремом и начищенного до блеска столового серебра.
Накидки длинные, накидки не очень длинные… А если совсем короткие? Да так, что трудно сказать, что это – то ли очень короткая накидка, то ли слишком широкий воротник… Речь пойдет о пелерине – среди всяческих накидок, у нее, пожалуй, самая долгая история и наибольшее количество вариантов.
Конечно, пелерина – отнюдь не для защиты от холода или пыли, а просто потому, что красиво. И очень, очень соблазнительно… Настолько, что даже мужчины ввели ее в свой гардероб – ну а кто сказал, что лишь женщина может быть сексуальной?
Первоначально накидки-пелерины без рукавов носили паломники (собственно, от них и пошло название: из франц. pelerin – странник, соотв. из латинского peregrinus – чужестранец).
Второе рождение пелерина получает в эпоху бидермейер, демонстрируя все новые и новые вариации модных форм. У мужчин она является элегантным дополнением к рединготу, у женщин – принадлежностью выходного туалета. Дамы экспериментируют с воротником, длинной, отделкой, кроем… Пелерины варьируются от очень коротких до длинных, отделываются мехом, кружевами, вышивкой, сочетаются со шляпками различных фасонов, а те в свою очередь украшаются перьями, лентами и даже живыми цветами…
Пелерина оказалась настолько удобной, что стала частью других разновидностей верхней одежды – например, плащей и пальто.
Так, мантия – разновидность плаща – очень часто имеет широкий воротник-пелерину, отделанный драгоценным мехом горностая или соболя.
А в первой половине ХІХ века популярностью пользовался гавелок – плащ без рукавов с пелериной, названный по имени английского генерала Генри Гавелока. Мужской гавелок имел тот же фасон, что и женский, но длина его была короче. Зачастую гавелок делался на атласной подкладке. Также мог иметь меховой воротник.
Одной, двумя, а то и тремя пелеринами часто разнообразили крой различных сюртуков, плащей и пальто: модный силуэт требовал подчеркнуть линию плеча – и сделать ее мягкой, текучей, романтической… Пелерина прекрасно справлялась с этой задачей и в XIX веке, и в ХХ, когда наравне со шлицами, ремнями и двубортными застежками стала неотъемлемой деталью военного кроя и стиля милитари (иногда укорачиваясь до совсем крохотной накладки на одном плече).