Сороковые роковые свинцовые пороховые война гуляет по россии а мы такие молодые
Давид Самойлов — Сороковые: Стих
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.
Тема стихотворения
Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.
Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.
Композиция и жанр
Во второй части мы види молодого человека, оказавшегося на войне, со своими мечтами и надеждами. Несмотря на ужасы реальной жизни, он видит свет впереди, даже может шутить и замечать чудесное в простом.
В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.
Средства выразительности, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).
Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.
Имя на поэтической поверке. Давид Самойлов
Визитной карточкой известного российского поэта-фронтовика Давида Самойлова стало одно из самых его известных стихотворений:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1941 год.
Родился Давид Самойлович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) 1 июня 1920 года в Москве в семье известного врача, главного венеролога Московской области, Самуила Абрамовича Кауфмана и матери Цецилии Израилевны. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце.
В 1938 году Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ.
В это время в МИФЛИ преподавали лучшие специалисты того времени. Давиду Самойлову повезло в друзьях и учителях. Друзьями поэтической юности были Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Борис Слуцкий, Сергей Наровчатов.
Давид Самойлов посвятил им стихотворение «Пятеро» в котором написал:
«Жили пятеро поэтов
«В предвоенную весну,
Неизвестных, незапетых,
Сочинявших про войну».
Учителями были известные русские поэты советского периода Николай Тихонов, Илья Сельвинский, Николай Асеев, Владимир Луговской, Павел Антокольский. Видел Давид Самойлов Бориса Пастернака. Встречался с Анной Ахматовой и Николаем Заболоцким.
Не раз беседовал с Леонидом Мартыновым и Арсением Тарковским.
Поэтическая школа была строгая. Вместе с друзьями Давид Самойлов занимался в неофициальном творческом семинаре поэта Ильи Сельвинского, который добился публикации стихов своих учеников в журнале «Октябрь».
В 1941 году, летом, Давид Самойлов вместе с другими студентами, был мобилизован, на рытьё окопов в Смоленской области, заболел и был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище, по окончанию которого, в 1942 году, был направлен, в пулемётный расчёт, на Волховский фронт, под Тихвин.
Помню! Мальчик простёрт на талом
Снегу с простреленным животом.
Помню ещё – о большом и малом,
Об очень сложном и очень простом.
И всё же были такие минуты,
Когда, головой упав на мешок,
Думал, что именно так почему-то
Жить особенно хорошо.
И ясно мне всё без лишних вопросов,
И правильно всё и просто вокруг.
А рядом – Семён Андреевич Косов,
Алтайский пахарь, до смерти друг.
………………………………………
Семён Андреич! Алтайский пахарь!
С тобой мы полгода друг друга грели.
Семь раз в атаку ходил без страха,
И пули тебя, как святого жалели.
………………………………………
Семён Андреич! Алтайский пахарь!
Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли?
Помнишь, как разорвав рубаху
И руку мне перетянул до боли?
Помнишь? Была побита пехота,
И мы были двое у пулемёта.
И ты сказал, по-обычному просто,
Ленту новую заложив:
— Ступай. Ты ранен (Вот нынче мороз-то!)
А я останусь, покуда жив.
С ранением Давид Самойлов был направлен в Красноуральский госпиталь. После госпиталя, Давид Самойлов, с апреля 1944 года, вернулся на фронт и служил разведчиком, в разведроте 1-го Беларусского фронта, освобождал Польшу, Германию, окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.
Орденом Красной Звезды (14.06.1945 г.), автоматчик ефр.Кауфман был награждён за захват немецкого бронетранспортёра и трех пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин, в составе 1-го Белорусского фронта.
Медаль «За отвагу» и почётный знак «Отличный разведчик» (30.03.1943 г.), пулемётчик, красноармеец Кауфман был награждён за то, что он в бою 23 марта 1943 года в районе Карбусель, Волховский фронт, с пулемётным расчётом, во время атаки, первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат.
Медаль «За боевые заслуги» (01.11.1944 г.), ефр. Кауфман был награждён, за полученные тяжёлые ранения, в бою в районе станции Мга, участие в боях на Волховском и 1-м Белорусском фронтах, и образцовое выполнение, своих непосредственных обязанностей писаря, отдельной моторазведроты.
В годы войны Давид Самойлов стихов не писал – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».
Давид Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии, но в апреле 1944 года, после освобождения концлагеря на территории Польши, в сильном эмоциональном состоянии от увиденного, он написал стихотворение:
«Девочка».
Восемь дней возила иудеев
Немчура в песчаные карьеры.
Восемь дней, как в ночь Варфоломея,
Землю рыли и дома горели.
Девочка, растрёпанный галчонок,
Бурей исковерканная птаха.
И глаза – не как у всех девчонок –
Полусумасшедшие от страха.
Я обнял несчастного ребёнка,
Сел на покосившемся крыльце с ней,
Расчесал ей волосы гребёнкой,
Волосы из «Песни песней».
Девочка! И я ношу и грею
Под личиной грубой и несхожей
Сердце Божьей милостью евреев,
Милости не заслуживших Божьей.
1944 год.
«Отмахала моё поколение
Годы странствий и годы ученья…
Да, испита до дна круговая
Хмелем юности полная чаша.
Отгремела война мировая –
Наша, кровная, злая, вторая
Ну а третья уж будет не наша. ».
В 1958 году Давид Самойлов издал свою первую поэтическую книгу «Ближние страны». Художественным центром книги стали «Стихи о царе Иване», в которых в полной мере проявился присущий Давиду Самойлову историзм.
Перекличка исторических эпох происходит и в поэме Давида Самойлова «Последние каникулы – 1972 год, в которой лирический герой путешествует по Польше и Германии разных времён вместе с польским скульптором ХVI века Витом Сквошем.
Своё философское отношение к жизни, Давид Самойлович, убедительно выразил в небольшом стихотворении «Кто устоял…»
Кто устоял, в сей жизни трудной,
Тому трубы не страшен судной
Звук безнадёжный и нагой.
Вся наша жизнь – самосожженье,
Но сладко медленное тленье
И страшен жертвенный огонь.
1970 год.
Вспоминая разгул антисемитизма, в последние годы управления страной Сталиным, Давид Самойлов, написал проникнутые состраданием слова в защиту еврейского народа:
«Еврейское неистребимо семя,
И как его жестоко не полоть,
Мы семь столетий имя, а не племя,
Страданье, воплотившееся в плоть.
Ответственны за все грехи Востока,
Испании, Германии, Руси,
Не требуй же теперь за око око,
Глас вопиющего, не голоси.
Пощады нет ни старцам, ни младенцам.
И каждый сильный слаб, а слабый яр.
Дымит, дымит невиданный Освенцим
И ямы разверзает Бабий Яр.
Но если в человецех мир настанет,
И ближнего не оскорбит никто,
Пускай нас до последнего не станет.
Я отпер дверь. И застегнул пальто.
1989 год.
С 1967 года Давид Самойлов жил в деревне Опалиха, недалеко от Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же, широк, как круг общения.
Давид Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом.
На стихи Давида Самойлова, была написана известная, популярная песня:
«Память»
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с «однажды»
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память дождь,
И память – снег летит, и пасть не может.
1964 год.
Несмотря на болезни глаз. поэт занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 годе, издал стиховедческую «Книгу о русской рифме», в которой рассмотрел проблемы стихосложения от народного эпоса до современности, занимался поэтическими переводами с польского, чешского, венгерского и других языков.
В 1974 году вышла книга поэта «Волна и пламень», которую критики назвали самой пушкинской книгой поэта – не только по числу упоминаний о Пушкине, но, главное, по поэтическому мироощущению.
В 1976 году Давид Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Новые впечатления отразились в стихах, составивших сборники: «Весть»1978 года, «Улица Тооминга», «Залив», «Линия рук» 1981 года.
В этих сборниках, есть стихи которые раз прочитав, возвращаешься к ним снова и снова, поражающие своей философской направленностью и ясностью поэтической мысли, процитирую три стихотворения, из этого числа, написанные в 1989 году, за год до смерти поэта:
***
Фрегат летит на риф.
Но мы таим надежду,
Что будет он счастлив
И что проскочит между
Харибдою и Сциллой.
Что остаётся нам?
Убавить паруса.
Удерживать штурвал.
И, укрепясь молитвой,
Надеяться на то,
Что внемлют небеса
И пронесут фрегат
Над Сциллой и Харибдой.
***
Я в этой жизни милой
Изведал все пути.
Господь меня помилуй.
Господь меня прости.
Но суеты унылой
Не мог я побороть…
Господь меня помилуй,
Прости меня, Господь.
Да, в этой жизни, Боже,
Не избежал я лжи.
Карай меня построже,
Построже накажи.
***
Меня не трогайте! Я занемог
Недугом русским – чаяньем, надеждой.
На зов её, как птица на манок,
Я отозвался с радостью поспешной.
Разочаровывать меня нельзя,
Разочаровывать меня жестоко.
Верна ли, неверна моя стезя,
Надеюсь я на милосердье рока.
Давид Самойлович Самойлов скончался 23 февраля 1990 года, в Таллине, где он вёл вечер памяти Бориса Пастернака, едва завершив речь, и выйдя за кулисы, ему стало плохо,и его не стало.
Его последние слова были: «Всё хорошо, всё в порядке».
Духовная близость с Борисом Пастернаком, росла в нём год от года, на этот день пришлась и четвёртая годовщина кончины Бориса Слуцкого, с которым поэт страшно спорил и которого нежно любил.
Это был, главное и день Красной Армии, в строю которой поэт прошёл Великую Отечественную войну.
Похоронен Давид Самойлов в Пярну (Эстония)на Лесном кладбище.
С 1962 года Давид Самойлов вёл дневник, многие записи из которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти в 1995 году, отдельной книгой «Памятные записки».
Говоря о жизни Давида Самойлова, нельзя пропустить примечательную историю его бурного романа с Светланой Аллилуевой, дочкой Сталина, который длился год, начиная с 1956 года.
Однажды его знакомый, редактор Библиотеки всемирной литературы пригласил его в гости, к Анастасу Ивановичу Микояну, по приглашению его дочки Эли Микоян, которая после МГУ работала с ним в коллективе.
Давид Самойлов сразу согласился, ему было, интересно посмотреть, как живёт, элита нашей страны.
Семья Микояна, жили в Доме правительства (более известным как Дом на набережной).
За огромным столом, во главе его сидел Анастас Иванович, который в ту пору был Председателем Верховного Совета СССР, иначе говоря, формальный глава государства.
Давид оказался рядом со Светланой Сталиной, которая после смерти отца, взяла фамилию матери – Аллилуева.
Эта была рыжеватая женщина, с лицом, которое нельзя было назвать красивым, но довольно привлекательным, и, прежде всего, умным и чувственным.
А может ей придавало известную долю обаяния её происхождение – нельзя было отделаться от мысли, что с тобой разговаривает дочь самого Сталина, имеющая к тому времени уже дочку и сына.
Для Светы было более чем естественно, она привыкла видеть в сподвижниках отца его слуг, а для поэта Самойлова чины и звания вообще ничего не значили, словом через пятнадцать минут они уже целовались взасос, за столом.
Близкие отношения затянулись на целый 1956 год, и стали фактом биографии Давида Самойлова.
Светлана была натурой очень эмоциональной, влюбчивой, готовой до конца отдаться каждой новой влюблённости, готовая всем жертвовать ради любимого человека.
Но при этом у неё была идея фикс, навязчивая идея, что мужчина, которого она полюбила, должен на ней жениться.
Она не терпела возражений в разговоре с ней.
Скажет Давиду едем завтра в Питер, значит это команда, надо выполнять.
Однажды, в ресторане ЦДЛ (Центральный Дом литераторов), Давид Самойлов сидел за ужином с Михаилом Светловым, вбежала Светлана и стала громко отчитывать Давида за невыполнение какой-то незначительной просьбы, и также быстро ретировалась.
Михаил Светлов, будучи свидетелем данной сцены, сразу же выдал Давиду экспромт:
«Трудно любить принцесс,
Ужасно мучительный процесс».
Давид Самойлов с 1946 года был женат на искусствоведе Ольге Лазаревне Фогельсон, дочери известного кардиолога, одной из самых красивых женщин Москвы.
Он был на неё женат, когда у него происходил роман со Светланой Аллилуевой.
В браке родился сын Александр- будущий писатель и переводчик. Брак распался из-за явной неверности мужа и частых скандалов по этой причине.
Позднее женился на Галине Ивановне Медведевой, у них родилось трое детей – Варвара, Петр и Павел.
В июне 2006 года в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову, она расположена на доме, где он прожил более 40 лет, на пересечении улицы Образцова и площади Борьбы.
Из поэтического наследия Давида Самойлова.
***
Вот и всё. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И всё разрешено.
1966 год.
Стихотворение написано в год смерти Анны Ахматовой, 5 марта 1966 года
***
Поэзия должна быть странной,
Шальной, бессмысленной, туманной,
И вместе ясной, как стекло,
И всем понятной, как тепло.
Как ключевая влага чистой
И, словно дерево, ветвистой,
На всё похожей, всем сродни.
И краткой, словно наши дни.
1981 год.
«Давай поедем в город…»
Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале.
Года пускай хранятся,
А нам хранится поздно.
Нам будет чуть печально,
Но бодро и морозно.
Уже дозрела осень
До синего налива.
Дым, облако и птица
Летят неторопливо.
Ждут снега. Листопады
Недавно отшуршали.
Огромно и просторно
В осеннем полушарье.
И всё, что было зыбко,
Растрёпанно и розно,
Мороз скрепил слюною,
Как ласточкины гнёзда.
Так много сверху неба,
Садов и гнёзд вороньих,
Что и не замечаешь
Людей, как посторонних.
О, как я поздно понял,
Зачем я существую!
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую.
И что, порой, напрасно
Давал страстям улечься!
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься…
1963 год.
Сороковые, роковые
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
А это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Примечания к тексту.
У Д. Самойлова название стихотворения — «Сороковые». В песенной версии сокращены две строфы и есть перестановка строф.
Авторский комментарий
Когда я написал эту песню и спел её одному нашему замечательному барду — чтобы узнать его мнение, тот сказал, что она получилась слишком уж печальная, хотя само стихотворение — одно из самых весёлых в поэзии о той войне. А другой великий бард, прослушав её, сказал: «Витя! Песня не удалась. Они все молодые, они все очень молодые. И почти все погибли. Какое здесь может быть веселье? А у вас какая‑то весёлая песня! А это очень грустная история».
И тогда я напросился в гости к поэту Давиду Самойлову, и спел «Сороковые» ему. И Самойлов сказал: «Какое точное попадание! Я даже вдруг вспомнил сейчас, какое у меня было настроение, когда я писал это стихотворение. Потому что, когда я был на фронте, мне всё время казалось, что убивают рядом, слева, справа, впереди, сзади — но это не меня. И только уже потом, когда кончилась война, вдруг ощутил, в каком ужасе я находился. И это ни весёлые, ни грустные стихи — или весёлые и грустные сразу, — потому что тогда и веселье, и грусть были рядом».
И потом много‑много раз Самойлов приглашал нас с Дмитрием Богдановым открывать этой песней свои поэтические вечера.
«Сороковые» Д. Самойлов
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Дата создания: 1961 г.
Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»
Имя Давида Самойлова мало что может сказать современному поколению, хотя еще полвека назад оно было на слуху у подавляющего большинства жителей СССР. Это достаточно известный поэт-фронтовик, на стихи которого было создано множество песен. Практически все они посвящены событиям Великой Отечественной войны, которая круто изменила жизнь 20-летнего московского паренька, вынужденного оставить литературный институт и стать пехотинцем. Однако именно в 1941 году Давид Самойлов начал печатать свои первые стихи, посвященные фронтовым событиям, которые впоследствии вошли в его дебютный сборник под названием «Ближние страны».
Позже автор вновь вернулся к теме войны, написав в 1961 году свое знаменитое стихотворение «Сороковые». Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, кокетничать с незнакомыми девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.
Все имущество поэта составляет «табак в кисете» да «мундштук наборный», которым автор очень гордится. Сам он «худой, веселый и задорный», словно бы и нет войны. Но именно ощущение постоянной опасности обостряет чувства людей, которые начинают ценить каждое мгновение своей жизни. Видимо, поэтому даже незначительные события военного периода так прочно врезались в память Давида Самойлова и спустя 20 лет трансформировались в стихотворение, наполненное легкой грустью, запоздалой тревогой, безудержной лихостью и даже некоторым позерством. Впрочем, все это присуще молодости. И спустя годы автор, вспоминая прошлое, не перестает удивляться тому, что жизнь сплела в один причудливый клубок такие понятия, как «война, беда, мечта и юность», которые, казалось бы, несовместимы. Но возраст все же берет свое, к постоянному гулу шпал и самолетов, рокоту артиллерии и виду погорельцем привыкаешь так же быстро, как и простым радостям мирной жизни, которые на войне кажутся недосягаемыми. Однако это не мешает поэту наслаждаться жизнью только потому, что он молод и полон сил, а также веры в то, что рано или поздно весь ужас войны закончится. Никому не дано знать, удастся ли в ней выжить, и осознание простой истины, что в любой момент можно погибнуть, заставляет дышать полной грудью. «Война гуляет по России, а мы такие молодые» – в этой фразе заключена суть всего стихотворения, которым автор хотел подчеркнуть, что даже на фронте можно не разучиться радоваться мелочам, которые спустя годы вспоминаешь с теплотой и ностальгией.