Соловецкие острова почему так называется

Значение и происхождение слов «Соловки» и «Соловецкий»

Прибалтийские народы называли острова «Соловками».

«Мы, к сожалению, не можем с уверенностью сказать о первоначальном происхождении этих названий и проследить их постепенное изменение и приспособление к новым условиям, к новой языковой среде. Как ни соблазнительно связывать по созвучию название «Соловки» с «солью» или «соловьями», такое объяснение нельзя истолковать иначе как курьез: соль на Соловках не вываривалась, а соловьев здесь тем более не бывало.

Вероятнее всего в соловецких названиях запечатлелся топонимический пласт прибалтийских народов. Первоначальные названия постепенно изменялись, иногда приобретая черты внешнего сходства с русскими названиями. Ведь есть среди названий бесспорно угро-финского происхождения СОЛОсора, есть и МУКсора, корни которых напоминают «Соловки» и «Муксалму» (а слово «салма» и в современном финском и карельском языках означает пролив). (Богуславский Густав. Из старинного новгородского документа. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.)

«Итак, остров, принадлежащий ранее Словену, Соловью, Волху или Колге, после прихода свв. Савватия и Зосимы принадлежит Богу – Христу, разбойное, нечистое место становится домом молитвы, причем старое название сохраняется – не уничтожается, но «покоряется» новому, «неправедное» начинает служить «праведному», соловьиный-змеиный свист отныне служит прославлению Господа» (Константин Юдин. Соловки. Мифы и топонимика. Сетевой журнал «СоловкиЭнциклопедия. 2005).

Соловецкие острова почему так называется

Со-ловецкие. вместе-ловецкие. тут вместе рыбу ловят.

Главный же вывод консультантов оказался до гениального прост: чтобы сохранить Соловки, нужно быть вместе. Острова недаром названы «Со-ловецкими» — в знак того, что рыбу здесь ловили сообща. (Наталья Алякринская. Осоловевшие острова. Новая газета. № 81 от 30 Октября 2003 г.)

Вы что-нибудь поняли?

«§ 1084. Проявлениями беглости корневой гласной в отыменном словообразовании являются также, во­первых, отсутствие в мотивированном слове гласной, присутствующей во всех формах мотивирующего слова (т. е. в рамках мотивирующего слова эта гласная не проявляет беглости); во­вторых, присутствие в мотивированном слове гласной, отсутствующей во всех формах мотивирующего слова. Корабль – корабель­ный; служба – служеб­ный; Соловки – соловец­кий и некоторые другие образования от основ топонимов и этнонимов«. ( Институт русского языка АН СССР. Русская грамматика. Чередование гласных в отыменном словообразовании )

«Солнцем овеянные» или «Солнцевеющие».
Может быть просто «Острова».

Хорошо известно, что поморы в описании горных районов, названиях рек, долин, гор, отдельных вершин, перевалов используют двойные слова. Они состоят из сочетаний нескольких саамских или поморских слов. «Обычно первое слово — чистое название, например, по сходству с каким-либо животным, рыбой и т. д., а второе — определение названного объекта — слово «гора» или «река», причем чаще всего оно заключает в себе и характеристику объекта.» ( О.Славинский, В. Царенков в ст. «Туристские путешествия по Кольскому полуострову «). Например, к названию рек и ручьев добавляются слова «-йок» — река или «-уай» — ручей. К названию долины, чаще всего по текущей по ней реке, добавляется слово «-вум» — долина., к названию острова добавляется саамское»суол» — остров.

«СОЛЬ-овки». этимологи, однако.

«Сегодня мы познакомим вас с книгой Марка Курланского «Соль. Вещество, изменившее мир». Она вышла на немецком языке в мюнхенском издательстве «Claassen». Автор этой книги – американский журналист, который ведёт постоянную историческую колонку в нью–йоркском журнале «Food & Wine» – «Еда и вино».

Если уж продолжать разговор об этимологии.

. в России «солёных» имён было ещё больше: Соликамск, Усолье, Усольск, Сольвычегодск, Соль–Галицкая, ну и, конечно, Соловки. Соляной промысел в 15–17 веках был главным в хозяйстве Соловецкого монастыря.» (Ефим Шуман. Солёная жизнь. «Немецкая волна», Германия, 09.04.2003)

От Редакции: «Ми фас ни понималь.»

Зэки называли Соловки просто «Островом».
Павел Флоренский слышал от зэков другое объяснение. соль!

Источник

Соловки: что нужно знать об этом удивительном месте. 10 фактов

Соловки, а точнее Соловецкие острова, — самый большой по площади архипелаг в Белом море. Административно они относятся к Приморскому муниципальному району Архангельской области. Многие из нас знают Соловки по знаменитому Соловецкому монастырю (включенному, кстати, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), популярному месту паломничества.

Соловки называют краем света, и это удачное название, потому что, во-первых, здесь действительно много света: летом — белые ночи, зимой — полярное сияние.

Во-вторых, Соловки действительно далеко, от них 160 км до Полярного круга. Сюда ссылали, сюда сбегали и уходили от мирской суеты.

В-третьих, для тысяч людей это место стало настоящим краем жизни — местом окончания страданий, где они увидели последний луч света. Святые и суровые, прекрасные и кровожадные — что мы знаем и не знаем о знаменитых островах в Белом море?

Название «Соловки» происходят не от «соловья», и не от соли

Соль на островах стали добывать позже, чем появилось название, а соловьи здесь не водятся. В книге профессора Александра Минкина «Топонимы Мурмана» приводится интерпретация саамского слова «СУОЛ». «Сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, а «Суол, сыэл, сыэлай» — остров. «Суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок. Часто географические названия с таким звучанием переиначивались, превращаясь со временем в современное «СОЛО». По другой версии название произошло от промысловиков: «со-ловки», то есть место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно. Есть и третья версия: с моря острова почти всегда окружает туман, отсюда и название — «соловый», то есть туманный, белёсый.

Соловки — острова «молодые». Около 7-6 тысяч лет до нашей эры ледник, отступавший на север, покрыл кристаллическое основание будущих островов мощным слоем валунов гальки и песка. Камни покрылись зеленью, леса заполнили звери и птицы… Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Между прочим, и там, и там есть гора Голгофа.

Площадь Соловецких островов больше, чем территория Мальдивов

Большой Соловецкий остров — самый крупный на Белом море, он больше острова Мальта. Остров Анзер — в десять раз меньше Большого Соловецкого, но тоже немаленький. Есть еще четыре острова, которые обязательно обозначают на картах и схемах Соловков: Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий.

Но в Соловецкий архипелаг входят более сотни маленьких островков, названия и историю которых мало кто знает. Между тем у многих из них — свои тайны.

Например, на острове Бабья Луда, которая отлично видна с башен Соловецкого монастыря, по преданиям, раньше была гостиница для женского пола — на остров женщин не пускали. У Бабьей Луды в январе 1676 года казнили «соловецких сидельцев». А в ХХ веке на Луде рыли военные траншеи. У одной из Сенных Луд можно увидеть два полузатопленных корабля, полученных после войны от Финляндии, «Актюбинск» и «Хибины». С Песьей Луды открывается прекрасный вид на Спасо-Преображенский монастырь.

На Кузовах — части другого архипелага, мимо больших и малых островов которого суда проплывают, двигаясь от Кеми к Большому Соловецкому, — в XVII веке высадился шведский отряд, который собирался внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд их выследил, шведы решили от своего плана отказаться, но… по легенде, окаменели. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский.

Есть острова Игуменский и Воронья луда, Парусный и Петропавловские, Большой и Малый Топ, Немецкий и Русский Кузова… Но больше всего достопримечательностей, конечно, находятся на Большом Соловецком острове.

Люди знали о Соловках еще со времен неолита

Приплывали саамы, карелы, останавливались рыбаки и звероловы, но до XV века здесь никто постоянно не жил.

Первыми постоянными жителями Соловков стали монахи. Преподобный Герман Соловецкий, уроженец Тотьмы, первый (вместе с поморами) побывал на островах, но не решился там жить. Вернулся на берег, там встретил преподобного Савватия. В 1429 году подвижники переселились на Большой Соловецкий остров, шесть лет прожили там в трудах, посте и молитве.

Соловецкие острова почему так называется

Когда умер Савватий, Герман вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они прибыли на остров и вскоре основали общежительный монастырь. Настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братья избрали игуменом преподобного Зосиму. Герман более 40 лет трудился при нем. По его устным повествованиям были позже составлены жития Савватия и Зосимы.

Один из символов Соловков — пчела, хотя пчел на Соловках нет

Cоловецкие святые Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства, есть даже икона этих святых «с сотом», то есть с ульями! Существует древняя легенда, будто до преподобных Зосимы и Савватия пчел на Руси не водилось, но они отправились в какие-то дальние страны и привезли оттуда пчелиную матку, спрятав ее в набалдашнике посоха. Те, кто придумал эту легенду, явно не знали, что преподобные Зосима и Савватий друг с другом никогда не встречались, на Соловках Зосима появился уже после кончины Савватия.

И пчел на Соловках нет — их сдувает ветрами. Нет здесь также змей и клещей. На остров Анзер когда-то завезли северных оленей, сейчас они вымерли. Зато комаров здесь аж 30 видов! Из зверей есть лисы, лоси, белки, зайцы, мыши, лягушки и ящерицы. В Белом море возле берегов Белужьего мыса плещутся беломорские белухи — небольшие белые киты. Встречаются нерпы и тюлени. Очень много птиц — от вездесущих чаек до редких глухарей, дятлы, утки, совы и куропатки. Останавливаются на озерах перелетные лебеди и гуси. Рыбы огромное количество — и морской, и пресноводной. Самая знаменитая, конечно, соловецкая селедка.

На Соловках около 550 видов растений. Есть своя тундра — на Большой Муксалме, например. Есть таежные леса, болота. Рек нет, зато более 600 озер — и ледниковых, и торфяных. Огромные ягодники — черника, голубика, морошка, шикша… Много грибов.

Еще один из главных символов Соловков — водоросль

Водоросли здесь косят, сушат и продают.

В северо-восточной части Большого Соловецкого острова напротив Анзера есть крошечное рыбацкое поселение Реболда. Постоянных жителей там с недавних пор нет, но с середины июня до середины сентября работают драгировщики — крепкие мужчины, которые добывают и заготавливают ламинарию (это научное название морской капусты).

Ламинария — морская бурая водоросль, длинная, похожая на ленту — может достигать 20 метров. Растет вдоль берегов на глубине 4–10 метров густыми зарослями. Многие виды этого растения можно есть и использовать для медицинских и косметических целей. Кроме того, морская капуста — великолепный корм для скота, удобрение, используют ее и при изготовлении красок для тканей и отделке кож, осветлении вина и бурении сверхглубоких скважин, приготовлении маргарина и производстве пластмасс — и даже в космической промышленности!

Выловленные водоросли развешивают на больших рамах — вешалах с натянутой колючей проволокой, как белье, высушивают на открытом воздухе и сдают на Архангельский водорослевый комбинат, где ее досушивают в сушильных печах и перемалывают в порошок. Сезон добычи капусты — с середины июня до середины сентября.

На одной из колоколен Соловецкого монастыря уже полтора века работает маяк

Расположен он на высшей точке острова — на верхнем ярусе-колокольне церкви Вознесения Господнего на Секирной горе (высота 98 метров от уровня моря). До 1904 года в нем были установлены керосиновые лампы, затем уже электрические прожектора. Маяк до сих пор применяется в навигации по Белому морю.

Но это лишь одна из множества достопримечательностей Соловков: уникальных сооружений, памятников природы и истории здесь более двухсот. Причем самые древние относятся к II веку до Р. Х. (как, например, каменные спиралевидные лабиринты на Большом Заяцком острове).

На Соловках сидел дядя Пушкина

Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников самодержавия. А отдаленность и труднодоступность Соловков провоцировала власть ссылать неугодных именно сюда. Соловецкая тюрьма — самая древняя и самая суровая из монастырских тюрем.

Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком с начала XVI до 1903 года. До 1883 года через нее прошло до 550 узников, среди которых были известные люди: состоявший на службе у Ивана Грозного крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель и дипломат Петр Толстой, автор повествующего о событиях Смутного времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, двоюродный дядя Александра Пушкина Павел Ганнибал…

Условия содержания в тюрьме были тяжелые, но, как ни странно, некоторые узники «исправлялись» и даже после освобождения пополняли ряды монашеской братии. Во время обстрела Соловков англичанами в 1854 году заключенные даже помогали отразить нападение. В 1883 году монастырская тюрьма перестала существовать.

Было время, когда все Соловецкие острова превратились в одну большую тюрьму

С 1920 года, когда закрыли монастырь, по 1933 годы тут был устроен исправительно-трудовой лагерь, называвшийся Соловецкий лагерь особого назначения, а сокращенно — СЛОН. За годы его существования через него прошли не менее 70 тысяч человек, умерло от голода, холода и побоев более 10 тысяч.

Соловецкие острова почему так называется

Среди известных заключенных СЛОНа — академик Дмитрий Лихачев, этнограф Николай Виноградов, священномученик Иларион (Троицкий), философ и ученый священник Павел Флоренский, писатель Борис Ширяев…

Когда-то у Соловецкого монастыря не было каменных стен

Сначала и храмов не было — Савватий, Герман, Зосима жили на острове в хижине в версте от моря.

Потом с возникновением обители возвели деревянную церковь. Каменное строительство на Соловках началось с возведения Успенского трапезного комплекса: Успенской церкви, Трапезной и Келарской палаты.

Но более всего впечатляют, конечно, крепостные стены, возведенные в конце XVI века. Их строили больше десяти лет для защиты от шведов, датчан, немцев, голландцев и англичан. Вологодский зодчий и городовой мастер Иван Михайлов начал преображение Соловецкого монастыря в крепость. Продолжил его дело монах Трифон Кологривов. В качестве строительного материала взяли местные валуны, промежутки заполняли мелким камнем, кирпичным щебнем и связывали всё известковым раствором.

Башни по углам выступают за периметр стен, чтобы во время нападений и осад защитникам открывался обзор стен, по которым пытаются забраться штурмующие, и по ним можно было бы вести прицельный огонь.

Крепость получилась неприступная, что доказало «соловецкое сидение» 1668–1676 годов. Это трагическая страница в истории монастыря: соловецкие монахи отказались принять церковные реформы Патриарха Никона, против них были отправлены войска, и семь с лишним лет продолжалась осада. «Сидельцев» удалось захватить только с помощью предателя.

А во время Крымской войны, в 1854 году, английские корабли обстреляли монастырь, но их мощные пушки не смогли нанести значительного урона обители.

Потрудиться на Соловках может каждый

С самого момента основания монастыря на Соловки начали приезжать люди, чтобы принести пользу и потрудиться во славу Божию и на благо обители. Тысячи трудников, насельников, послушников внесли свой вклад в устройство местного хозяйства.

В наши годы с самых первых лет создания Соловецкого музея-заповедника в восстановлении архитектурных памятников и благоустройстве территории принимали участие добровольческие группы — и студенты, и семьи с детьми, и просто любители истории, архитектуры и северной природы. Некоторые отряды — например, из МГУ или содружество «Рождественка», — приезжают на Соловки и трудятся там десятилетиями. Активное участие в возрождении Соловков принимают благотворительный фонд «Белый ирис» и общероссийская общественная организация «Общее дело».

Сегодня в продолжение доброй традиции в Соловецком музее-заповеднике действует программа «Волонтерское агентство». Это организационная работа по приему волонтеров. Летом на острова приезжают желающие из разных уголков страны и даже из-за рубежа, чтобы внести свой посильный вклад в общее достойное дело по сохранению природного и культурного наследия архипелага.

В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника организован палаточный лагерь, в котором могут разместиться волонтерские группы. Большинство их работ связано с сезонной помощью на территории сада. Отдельные группы школьников и молодежи приезжают через Образовательный центр. Они занимаются благоустройством поселка и историко-архитектурного комплекса, помогают Соловецкому музею, иногда участвуют в реставрационных работах или археологических раскопках.

Кроме того, большинство участников Летней культурно-экологической школы также участвуют в волонтерском движении. В их программы включены от 3 до 12 часов волонтерских работ в Ботаническом саду или на территории поселка. Приятным вознаграждением за помощь служат бесплатные экскурсии от Соловецкого музея-заповедника.

Источник

Название островов

Соловецкие острова почему так называется

Когда острова стали называться Соловецкими? Какая цивилизация здесь проживала? Неразгаданная загадка Соловецкого архипелага! Современные историки пытаются объяснить название островов по сохранившимся топонимам, народные предания – менее научны, но очень красивы.

«Среди многочисленных топонимических легенд о происхождении названия Соловки обращает на себя внимание интерпретация «со-ловецкий», то есть место лова, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно».

«В домонастырский период географические объекты на Соловках обычно назывались исходя из особенностей самих объектов. Остров и сам архипелаг получил свое название «Соловки», очевидно от саамского слова «solovo» — остров, Остров Муксалма получил свое название от прилежащего пролива. На саамском языке: «muku» — маленький, «soalme» — пролив. Остров Анзер в переводе с вепсского – очень вытянутый остров».

По ранней весне шли поморы на зверобойку. Навязали юрков. К дому пошли. Затерли их льды. Нагородило их. Торосят, грохотят. Не знают мужики как к земле выйти. С Летнего берега, видно, были. Опыт не тот, как у зимников. Туды-сюды. Толку нет. Потом глядят – чернеет. Далеконько только. Шли и по льду, и по воды. Дошли. Все целы. Такая радость была. Земля – остров. Ранее они его не примечали. Не был он тут. Из нашего моря Белого встал для спасения людей. Имени ему не было. Назвали остров по малой птице. Соловьем зовут. В наших лесах не живет…

На картах они теперь Соловецкие. Поморское прозвание Соловец ране карт. Монахов тоже соловянами прозвали. Все по птице. Сказ мой твердый. От дедов идет.

Соловецкими, или Соловками, прозвали острова по соли. Много солеварен было у Соловецкой обители. Соль варили трудники, послушники под надзором старца-солевара. И со стороны – из Солзы, из Уны – в покрут брали хороших солеваров, знающих. Варили соль из морской воды, а лучшая вываривалась из воды источников. У нас в Неноксе монастырские варницы были: Глубокая, Никольская, Яковлевская, Поджаровская и еще другие – все по именам. Потом они запустели, как взяли их в казну. Монастырь покупал соль и на стороне, у керетчан, на Терском. Самые большие варницы – ненокские Варвариха и Скоморошица. Хороший источник был, брали его воду через колодези. Возили соль на Двину – до Устюга, на Вологду, по Онеге до Каргополя. Суда особые монастырь строил под соль: насады, дощаники и каюки. Дальше она шла на Москву. Такая и поговорка была: «Москва веками соловецкой солью жила». Да и весь наш беломорский край нашей солью жил. Наваривали ее прежде по варницам разных монастырей и по крестьянским более четырехсот тысяч пудов в год. Больше всех варили соловяне. Лучше же нашей соли нигде не было. Ненокской солью рыбу и на Мурмане солили. Там морская вода хоть и солонее беломорской, а не та соль вываривалась: горчит, ржавит рыбу. Нонешняя привозная соль тоже не ровня нашей, прежней. Вот за хорошую соль острова и прозвали Соловецкими.

Соловецкие острова почему так называется

Другие публикации

Соловецкие острова почему так называется

Соловецкие острова почему так называется

Чудо на Секирной горе

Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. «…по общему совету, один рыбак с женою и со всем домом приплыл на остров и поселился недалеко от кельи иноков. Преподобные Савватий и Герман не […]

Соловецкие острова почему так называется

Соловецкий динозавр (чупакабра)

В 2010 году на Соловках прошел слух, что заготовители водорослей обнаружили на северной части Большого Соловецкого острова скелет странного животного. Через несколько дней в поселке появились и первые фотографии, сделанные на некачественную камеру мобильного телефона. Фотографии продемонстрировали местным и приезжим ученым, однако те не смогли сказать ничего точного. На снимках был скелет животного с двумя […]

Соловецкие острова почему так называется

Соловецкие звери

На Соловках самым крупным диким хищником является лиса. Также на архипелаге живут лоси, белки, зайцы, мыши, два вида лягушек и ящерицы. Змей и клещей на островах нет. Тем не менее, иногда с материка на Соловки попадают и другие виды. Однажды на Соловки (в весеннее время) приплыл волк, который наделал много шума в поселке. Правда, никто […]

Соловецкие острова почему так называется

Побеги с Соловков

Соловецкий архипелаг расположен в центре Белого моря, которое никогда не замерзает и никогда не прогревается. Даже в июле температура воды достигает не более 7 градусов по Цельсию, а зимой лед встает только у берега. Быстро добраться по льдинам до материка невозможно. В свое время монахи для доставки почты с материка зимой тратили на подобный переход […]

Источник

Соловецкие острова почему так называется

м. мн. костр. вологодск. белоголовая волна, беляки, «барашки», зайчики.
Словник Даля.

Богуславский Густав. Из старинного новгородского документа. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.

О значении слова «Соловки» и «Соловецкий».

Происхожение названия «Соловки» не совсем ясно. Обычное происхожение – от финского слова «suol» – «остров» (С.В. Попов. «Топонимия Белого моря», в сб. «Вопросы топонимики Подвинья и Беломорья». Архангельск. 1991, стр. 49). Но помимо первичного значения существует ещё множество вторичных, последующих. Каждое имя имеет своё значение и может в некоторой степени выражать выдумщину (мифологию) поименованного места или вещи. Очевидно, что в народном сознании вторичные, ложные, выдуманные впоследствии образы или повествования, связанные с именем, имеют несравненно большую значимость, чем настоящее происхожение. В случае с Соловками сему есть подтвержение. Вот какое передание вылагает К. Гемп в своей книге «Сказ о Беломорье»:

«По ранней весне шли поморы на зверобойку. Навязали юрков. К дому пошли. Затерли их льды. Нагородило их. Торосят, грохотят. Не знают мужи, как к земле выйти. С Летнего, видно, были. Опыт не тот, как у зимников. Туды-сюды. Толку нет. Потом глядят – чернеет. Далеконько только. Шли и по льду, и по воды. Дошли. Все целы. Такая радость была. Земля – остров. Ране они его не примечали. Не был он тут. Из нашего моря Белого встал для спасения людей. Имени ему не было. Назвали о. по малой потке (птице). Соловьём зовут. В наших лесах не живёт».

Так закончил Володимир, помолчал, а потом добавил: «На чертежах они теперь Соловецкие. Поморское название Соловец ране чертежей. Иноков тоже соловянами прозывали. Всё по потке. Сказ мой твёрдый. От дедов идёт» (Зап. от Бронникова В. в экспедиции на Белом море в 1937 г.
К. П. Гемп // К. П. Гемп. Сказ о Беломорье. Архангельск. 1983, стр. 100).

Путешественники, приезжающие на Соловки, нередко спрашивают, имеет ли название о-вов какое-то отношение к соловьям. Но приходится их разочаровывать, объясняя, что соловьёв здесь не водится, и привлекательный образ о., на коем белой ночью заливаются «ночные певцы», не соответствует действительности.

Откуда же взялось ложное толкование?

Английские путешественники XVI в. Т. Соутем и Дж. Спарк называют Соловецкий о. Абдоном (Готье Ю. Английские путешественники в Московском государстве XVI-XVII вв. М. 1938, стр. 82). Такое же название встречается и на голландских чертежах (картах) XVII в. Соловецкий былевик (историк) С. Морозов высказал передположение, что «Абдон» – сие искажённое «Аидони» (по-гречески αηδονίς – «соловей»). Такая разлика (версия), как нам кажется, имеет право на существование. Греческое наименование соловья было вестно и употереблялось в деревнерусских словиях (текстах) (О. В. Белова. Славянский бестиарий. М., 2000). Передисловие к житиям Зосимы и Савватия писал образованнейший человек своего веремени, к тому же грек по происхожению – Максим Грек, существуют также похвальные слова соловецким святым, приписываемые сербскому иноку Льву Филологу (на самом деле созданные, по-видимому, в самой Соловецкой обители или в кругах, близких к ней). От образованных книжников и могло пойти наименование Соловков Аидоном. Англичане, вряд ли знающие греческий язык, толковали, вероятно, Аидон как Абдон, от латинского слова abdo – «удалять», «скрывать» (abditus – «скрытый», «тайный», «удалённый») (И. Х. Дворецкий. Латинско-русский словарь. М. 1976, стр.12). Итак, соловецкие иноки вполне могли связывать наименование о. с соловьём, но смысл названия выник, быть может, ещё раньше, во веремена освоения Беломорья выходцами из Новгорода.

Всем вестна знаменитая русская старина (былина) «Илья и Соловей». По «прямоезжей» дороге в Киев, у Черной Грязи сидит на дубу Соловей-разбойник. От свиста и крика его всё погибает. Илья Муромец по пути в Киев встречается с Соловьём, выбивает ему стрелой правое око, привозит в Киев к вожу Володимиру и позже убивает. Былиннный Соловей оболодает способностью перевоплощения – он свистит по-соловьиному, шипит по-змеиному, рычит по-звериному и т.п. В основе старины лежит разпространённое повествование борьбы удальца со змеем – олицетворением подземного, нечистого начала.

Существует поморское передание со сходным содержанием о разбойниках Колге, Жижге и Кончаке. Соголосно ему, Колга сидел на Соловецких о-вах и грабил проходившие мимо суда (Криничная Н.А. Предания Русского Севера. – СПб., 1991, стр. 138). Вообще, сказаний о разбойниках на Соловках было, по-видимому, немало – середи чудес св. Зосимы находим «Чудо о разбойнике Василии» (именем удальца и содержательно напоминающее новгородскую старину о Василии Буслаеве), бытовала, уже во веремена СЛОНа, и сказание о знаменитом разбойнике Кудеяре, могила коего якобы находится на Соловках (Морозов С. В. «Колга, Кудеяр и другие» в сборнике «Тогда на Анзерском острове». М. ТСМ. 2000).

Есть ещё одна старина, коя, как нам кажется, имеет непосередственное отношение к вопросу – о Волхе Всеславьевиче (Вольге). Волх, как и Соловей-разбойник, оболодает свойством оборачиваться в разных зверей. Он может «щукой рыбою ходить во синих морях, птицей соколом летать под оболоки, волком рыскать во чистых полях». Волх – сын Всеслава – змея. Образ его двойственен. В некоторых разносказах он передстаёт в виде земляного дейщика, змея (крокодила). В новгородском передании Волх – Волк-чародей, давший название реке Волхов. Он является старшим сыном Словена. На берегу Волхова он ставит свой «городок» на месте, называющемся Перынь, и образ Перуну, и заставляет всех, проплывающих мимо, поклоняться себе как богу, переворачиваясь при сём в ящера. Бесы – собственные слуги – удавили его в Волхове, тело было выброшено на берег против «городка» и через три дня «пожрано» землей (Волх в БЭС «Мифология», стр. 128-129).

Новгородцы были первыми славянскими поселенцами на Беломорье. Они принесли с собой сказания, они давали названия многим местам, в том числе и о-м. Не выключено, что попавшие на о-ва посереди Белого моря новгородские поселенцы могли соотнести его с колдовской, змеиной державой Всеслава (Словена) или Волха. Основания для сего у них были – многочисленные улитники (лабиринты) и прочие деревнекаменновечные памятники прямо свидетельствовали о том, что сие священное для родноверов место. Разбору значений соловецких запутников (лабиринтов) посвящена занятная статья В. Бурова, коий усматривает образ змеи или клубка из двух свернувшихся змей в самом виде святилищ (В.А. Буров. «О семантике каменных лабиринтов Севера». «Этнографическое обозрение», 2001г., №1).

Помимо выложенных разлик выникают ещё некоторые соображения. Вернёмся к английскому названию «Абдон». Если понимать его как «тайный», «удалённый», «скрытый», то сие могло быть и прямым переводом слова «Соловки». Соловая масть коней – «желтоватая, со светлым хвостом и гривой» (словник В. Даля), «соловеть», т.е. становиться соловым означает мутнеть, гаснуть. Птица соловей получила своё имя, очевидно, по тому же качеству – буровато-серому цвету, делающему её незаметной, теряющейся в листве. Как вестно, соловьи, в основном, поют поздно вечером и на рассвете в травне (мае)-июне (червене), в сумерках, когда разглядеть маленькую «соловую» птичку почти неможно. Невидимость соловья отражена и в его латинском названии – Luscinia, однокоренном с luscus – «слепой», «одноокий».

В отношении Соловецких о-в крайне занятно слово «соловцы», т.е. «барашки» на волнах. Здесь читается тот же глубинный смысловой слой – неясность, отсутствие опеределённости в цвете и вообще переменчивость, неуловимость, можно «завихрённость», «змеёвость» вида (ср. «барашки», т.е. завитки). Отметим ещё одно название «барашков» – «зайчики». Даль приводит сходные по смыслу выражения: «зайчики бегают» и «соловцы ходят», в обоих случаях значима подвижность, текучесть пенных гребней. Напомним, что в состав Соловецких островниц входят Заяцкие о-ва. На некотором разстоянии с моря Б. Соловецкий о. выглядит как длинная волнистая, менчивая, «змеёвая» полоса (образуемая многочисленными холмами и низменностями). В лёгкой дымке, коя на Белом море бывает весьма часто, Соловки выглядят очень неопеределённо, неясно, весьма таинственно, что и могло побудить наших предков дать им такое название. Если именно сей смысл вкладывали в него насельники обители в XVI в., то английский перевод был весьма точен.

Итак, заимствование иноязычного названия отнюдь не выключает его переосмысления, включения в новое народно-укладное окружение. Очевидно, именно сие и прошло с Соловками. Название, сохороняя звуковую основу более-менее неменной, наполнялось различными смыслами, начинало жить в новом строю образов. Финское «suol» у новгородских поселенцев могло соотносится и со Словеном, и происходить от «соловости», т.е. неясности и скрытности. Межу прочим, обе разлики неплохо соотносятся межу собой.

Само название «Соловки» оказывается неоднозначным, имеющим в разные веремена различные смыслы, различную «полярность», объединяющее в себе и живущее многообразными и перетекающими друг в друга смыслами.
Константин Юдин. Соловки. Мифы и топонимика. Сетевой журнал «Соловки-Энциклопедия. 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *