Солея в церкви что это такое
Солея
Соле́я (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) – представляет собой внутренний элемент пространства храма, возвышенное место, расположенное перед иконостасом, простирающееся от северной части храма до южной, совпадающее по уровню с полом алтаря, что в некотором смысле слова делает солею частью алтаря, выходящую за иконостас. Существует множество вариантов исполнения солеи во внутренней архитектуре храма: высокая и низкая, с тем или иным количеством ступеней (обычно две или три). В новопостроенных храмах в России солея иногда не устраивается вовсе. Афонская традиция храмостроительства знает также очень узкие солеи в небольших храмах.
Солея в современном христианстве
Иногда утверждается, что в христианстве солея выполняет роль своего рода просцениума (просцений, проскений (лат. proscaenium, от др.-греч. προσκήνιον), то есть передней по отношению к зрителю части «сцены» (др.-греч. σκηνή). Такая организация храмового пространства является традиционной как для античной греко-римской архитектуры (и не только религиозной, но и светской), так и для религиозных культов древнего Ближнего Востока. Ветхозаветная Скиния в древнегреческом языке обозначалась тем же словом, что и «сцена» (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр; палатка»). Несмотря на то, что Скиния не имела солеи в нашем привычном для нас архитектурном смысле, можно утверждать, что святилище (то есть внутренний двор) скинии выполнял роль «солеи», как просцениума.
Организация пространства христианского храма предполагает наличие трех компонентов: алтаря с престолом и жертвенником, средней/центральной части и притвора. Солея в христианском храме выступает связующим звеном (как архитектурным, так и литургическим) алтаря и средней части.
Центральная часть солеи выступает в середину храма по направлению от Царских врат и называется «амвон» (от др.-греч. ἄμβων — «выпуклость, выступ, возвышение»).
Функционально солея делится на две части – боковые стороны солеи, как правило, предназначены для певчих и чтецов, центральная и амвонная часть солеи для священнодействий во время богослужения (малый и великий вход, выход священника и/или диакона для возглашения, причащение верующих и пр.).
Во время богослужения в боковых углах солеи, там, где располагаются чтецы и певцы, также хранятся богослужебные книги. В таких случаях солея нередко отделяется от центральной части храма крупной иконой в деревянном киоте.
Существует довольно много вариантов устройства солеи в православных храмах. В частности, солея и амвон могут отделяться от центральной части храма декоративной оградой, которая может быть металлической, иногда мраморной, гранитной или деревянной), а могут и не отделяться. При отделении солеи от основной части храма оградой, в ограде делается три калитки – одна на выходе с амвона и две по бокам напротив диаконских врат. Иногда помимо двух боковых калиток по бокам солеи можно наблюдать двери, которые ведут в трансепт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда»), то есть к боковым выходам из храма или в боковые нефы, на колокольню – также расположение дверей возможно лишь при определенных архитектурных решениях при строительстве храма и редко встречается. Солея может устилаться коврами или нет.
Как уже было отмечено выше, сообразно одному из толкований, солея является как бы просцениумом храма, а так как алтарная часть размещается выше основной части, то солея совпадает с уровнем алтаря. В некоторых случаях алтарь размещается высоко, и солея имеет ступеньки (по всей протяженности, в том числе и у амвона, или только с центральной и боковой части). Ширина ступенек подчас создает эффект многоуровневной солеи (напр. в кафедральном патриаршем храме Грузинской православной церкви Светицховели, или в Воскресенском соборе Николаевского благочиния г. Пугачева Саратовской области). Наиболее распространены одноступенчатые солеи. В редких случаях солея или отсутствует или настолько мала, что представляет собой, по сути, порог иконостаса, теряя свое функциональное значение.
Также, существуют локальные альтернативные конструкции солеи (напр. сербская или новгородская) предназначенные для кафедральных соборов. Амвон на такой солее может представлять собой круглую площадку в центре широкой солеи, занимающей до трети храмового пространства. В качестве примера можно привести Иверский собор Валдайского монастыря или храм святого Марка в Белграде.
Две щепотки солеи
В Церкви много терминологии, разобраться в которой непросто. Для этого мы придумали проект «Очень странные церковные слова», где будем максимально коротко объяснять значение специфических терминов. Кстати, свои «странные слова» можно предлагать в комментариях — будем использовать их в следующих выпусках.
Антиминс
Прямоугольный плат из шелка или льна со вшитой частицей мощей. Лежит свернутый на престоле и разворачивается только в определенные моменты Божественной литургии — именно на нем происходит превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На нем изображено положение Спасителя во гроб после Креста и четыре евангелиста — апостолы Марк, Лука, Иоанн и Матфей. Традиция зашивать мощи в антиминс пошла от древней практики служить литургии на гробницах мучеников. Без антиминса совершать литургию нельзя.
Солея
Солея (греч. «возвышение») — возвышение перед иконостасом. Как правило, это одна или несколько ступенек, по которым нужно подняться, чтобы зайти в алтарь.
Иконостас
Иконостас — стена с иконами между храмом и алтарем, в которой есть двери (врата). Обычно состоит из нескольких ярусов икон.
Потир
Потир (греч. «чаша») — металлическая чаша (обычно из драгоценного металла) на высокой ножке. В ней на литургии совершается превращение (пресуществление) вина в Кровь Христову. Из потира причащаются священнослужители (в алтаре) и миряне (в храме).
Экзархат
Экзархат (от греч. έξαρχος,- «глава, руководитель») — административная единица Поместной Церкви за границей страны, где находится Патриарх. В Русской Православной Церкви есть три экзархата — Белорусский экзархат, Экзархат в Западной Европе, Экзархат в Юго-Восточной Азии. У каждого экзархата есть свой Синод (высший орган церковного управления) и глава — Экзарх, но они подчинены Патриарху и Синоду Поместной Церкви.
Внутреннее устройство храма
Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.
Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.
Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.
Чем отличаются амвон и солея?
Какая разница между амвоном и солеей, и какое назначение они имеют?
Солеей называется находящееся пред алтарем возвышенное место, которое иногда бывает лишь у Царских врат, обычно же простирается от южной до северной стен храма. В древности солея предназначалась для преподания народу св. Евхаристии. «Иподиаконам и чтецам, — говорит блаженный Симеон, архиепископ солунский, — место вне алтаря, вокруг возвышения (солеи), которая и называется возвышением чтецов».
Вместе с тем солея нужна и для поддержания порядка церковной службы, препятствуя молящимся толпиться у иконостаса и тем самым мешать совершать выход и каждение.
Амвоном называют часть солеи, пристраиваемую к ее середине в виде полукружия или прямоугольника со срезанными углами на равной с ней высоте или в виде возвышения, «камня». По толкованию св. Германа, амвон является «образом того камня, который отвален был от дверей гроба Христова ангелом и с которого он проповедовал мироносицам о воскресении Спасителя». Слово «амвон» происходит от греческого «анабаино» — «восхожу» — и значит восход или возвышенное место. Он был в церквах еще в самые древнейшие времена. О нем упоминается в постановлениях апостольских и в посланиях св. Киприана. Он сделан для того, чтобы чтение слова Божия, пение псалмов и возгласы диаконов были слышнее предстоящим. И в наше время с амвона возглашают ектении, читают св. Евангелие с той целью, чтобы возглашаемое ими было слышнее и внятнее для народа, так как и Сам Господь проповедовал большею частью среди народа и с возвышенных мест.
Журнал «Слово Церкви», № 40, 1915 г.
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Глава VII. Об иконостасе, солее и амвоне
§1. Иконостас пред алтарем
Все три полукружия, т. е. алтарь, диаконик и предложение, отделяются ныне от молитвенного храма сплошною перегородкою, простирающеюся от южной стены до северной. Эта перегородка в древние времена была решетчатая. Евсевий (кн. 10, гл. 4) говорит: «Константин Великий оградил алтарь деревянными решетками, дабы в него немногие входили». Церковь же, после потрясения от гонения иконоборцев, утвердив почитание икон, как древнее, одобренное и всюду благоговейно хранимое, узаконила утверждение в иконостасе многих икон святых, и решетчатую перегородку заменила сплошным иконостасом.
§2. Что знаменует иконостас
Что решетки, вместо которых ныне ставится неперемежающийся иконостас, изобретены для того, чтобы алтарь был доступен немногим, и какое значение имеют эти решетки и иконостас об этом говорят следующие писатели: Св. Герман: «бруски в решетках (киониа), отделяющих алтарь (вима) от прочего храма, означают храм вне алтаря и вхождение людей молящихся. Алтарь (или вима по-гречески) есть внутренняя часть храма, и святая святых, доступное только одним иереям и сослужащим с ними. И далее, перегородки или решетки (канкелла) означают место молитвы, где стоит входящий народ; алтарь же, как святая святых, доступен одним только иереям. Так в храме Св. гроба были медные решетки, за который никому не позволено было входить, хотя бы и нужно было». Эти решетки в иконостасе и находящийся на верху фриз с карнизом Симеон Солунский (в гл. 136) объясняет следующим таинственным образом: «два столпа (бруски в решетках) ставятся для того, чтобы показать различие чувственного от мысленного, и суть как бы твердая стена, разделяющая вещественное от мысленного. Вещественным называется то, что человек видит и осязает, а мысленным то, чего он не видит, не осязает, а только постигает умом. Над двумя столпами находится фриз с карнизом (космитис), который означает союз любви, связь и соединение святых со Христом и с горними святыми ангелами».
Иконы в иконостасе
В знак сего-то в иконостасе над царскими дверьми в средине ставится образ Спасителя, по правую сторону его лик Божией Матери, а по левую Крестителя и Предтечи, иногда же и изображения ангелов, апостолов и других святых. Все это внушает мысль, что Христос со святыми Своими пребывает на небесах, таинственно однако ж соприсутствует и нам и имеет придти судить миру.
§3. Солея пред иконостасом
Впрочем, иконостас состоит не в одной перегородке: к нему относится и находящееся перед ним возвышение со ступенями; это возвышение бывает не только пред царскими вратами, но и идет от южной стороны до северной. Возвышение это хотя и не представляет предмета особенной важности, но по значению достойно всякого уважения; древние отцы не преминули дать ему значение и назвали оное, особенно среднее, на своем языке солея (отсюда и римское solium – престол). Итак, в церкви для Св. Даров находятся собственно два престола: один внутренний, другой внешний; первый устрояется внутри алтаря, и назначается для освящения Даров, а второй для раздаяния оных верующим. Как высоко рассуждали и как пространно писали о Божественных делах отцы греческой церкви! Они не преминули дать почетные и священные названия не только великолепнейшим вещам, но и самым, по-видимому, незначительными частями храма. Значение и превосходство этого внешнего престола или солеи древние отцы понимали и превозносили в сочинениях своих. Иероним в своем разговоре христианина с люциферианином, упоминая о святом причащении, говорит: «епископ преподает народу Св. Евхаристию с возвышенного места (солеи)». Св. Златоуст, священника, призывающего народ к принятию Божественного Тела, изображает сими словами: «по сей причине священники, стоя на возвышенном месте (на солее), дабы виден был всеми, при великом молчании громко произносит святая святым». Итак, солея необходима для раздаяния Св. Даров. Ступени же, по коим всходят на солею, Симеон Солунский (в гл. 135) назначает для сидения иподиаконов и чтецов. «На сопрестолии, пишет он, непристойно сидеть даже диаконам. Им отделено другое место, которое поэтому и названо диаконик, и в котором им и сидеть следует. Для иподиаконов же и чтецов отделена вне алтаря солея, которая и называется местом чтецов». Здесь следует заметить, что когда избранный из чтецов, кандиловозжигатель, который есть и прислужник екклисиарха, по своей обязанности ходит по солее и украшает св. иконы, или зажигает лампады, тогда он делается распорядителем всей солеи. Впрочем, солея необходима и для предосторожности; она препятствует множеству предстоящих христиан подходить к иконостасу, стоять у него, и чрез то дает удобство кандиловозжигателю заниматься своими делом, а священникам или диаконам совершать входы из алтаря в храм или из храма в алтарь.
§4. Амвон
От средины возвышения или солеи, далее во храме находится другое особенное возвышение, которое называется амвон. Амвон, по словами св. Германа, означает находившийся у св. гроба камень, который отвалили ангел, проповедуя и глаголя о воскресении мироносицам.
§5. Кто восходит на амвон
Так как на амвон восходят только священники и диаконы, образуя собою ангелов, и на нем читают Евангелие, посему на него и не дозволено всходить никому другому для какого бы ни было чтения. Разве только еще иподиаконы и чтецы, как правильно возведенные в чин церковнослужебный и архиерейским посвящением удостоенные исполнять звание свое, могут всходить на амвон. Об этом говорится и в 15 правиле собора Лаодикийского: «без малых риз никто на амвон не должен всходить, т.е. как сказано в толковании: никому не следует всходить на амвон, ни петь, ни читать людям Божественного слова, если кто на главе не имеет священнического пострижения, и не принял по св. правилам благословения от своего пастыря». Впрочем, помня, что для иподиаконов и чтецов, по их степени, назначено место на ступенях солеи, как показано выше, они при чтении апостольских посланий не всходят на амвон, а становятся на ступень оного. – Сверх того амвон этот называется диаконским, потому что на нем только диаконы читают Евангелие и ектении.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»