Сокровенный человек почему так называется
Сокровенный человек почему так называется
Андрей Платонов.
«Сокровенный человек»
В чем смысл названия повести?
Известно, что слово «сокровенный» традиционно, вслед за определением в словаре В. И. Даля, — «сокрытый, скрытый, утаенный, потайной, спрятанный или схороненный от кого-то» — обозначает нечто противоположное понятиям «откровенный», «внешний», «наглядный». В современном русском языке к определению «сокровенный» — «необнаруживаемый, свято хранимый» — добавляется часто «задушевный», «интимный», «сердечный». Однако в связи с Фомой Пуховым Платонова, откровенным пересмешником, подвергающим жесткому анализу святость и безгрешность самой революции, ищущим эту революцию не в плакатах и лозунгах, а в другом — в характерах, в структурах новой власти, понятие «сокровенный», как всегда, резко видоизменяется, обогащается. Какой же он скрытный, «схороненный», «замкнутый» этот Пухов, если… Пухов на каждом шагу раскрывается, распахивается, буквально провоцирует опасные подозрения в отношении себя… В кружок примитивной политграмоты он не хочет записываться: «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить». На предложение неких рабочих — «Ты бы теперь вождем стал, чего ж ты работаешь?» — он насмешливо отвечает: «Вождей и так много. А паровозов нету! В дармоедах я состоять не буду!» А на предложение сделаться героем, быть в авангарде, он отвечает еще более откровенно: «Я — природный дурак!»
Кроме понятия «сокровенный», Андрей Платонов очень любил слово «нечаянный».
«Я нечаянно стал, хожу один и думаю», — говорит, например, мальчик в рассказе «Глиняный дом в уездном саду». И в «Сокровенном человеке» есть отождествление понятий «нечаянный» и «сокровенный»: «Нечаянное сочувствие к людям… проявилось в заросшей жизнью душе Пухова». Мы едва ли ошибемся, если на основании многих рассказов Платонова для детей, его сказок, вообще «знаков покинутого детства» скажем, что дети или люди с открытой, по-детски стихийной душой и есть самые «сокровенные», ведущие себя предельно естественно, без притворства, прятанья, тем более лицемерия. Дети — самые открытые, безыскусственные, они же и самые «сокровенные». Все их поступки «нечаянны», т. е. не предписаны никем, искренни, «неосторожны». Фоме Пухову то и дело говорят: «Ты своего добьешься, Пухов! Тебя где-нибудь шпокнут!»; «Почему ж ты ворчун и беспартиец, а не герой эпохи?» и т. п. А он продолжает свой путь свободного созерцателя, иронического соглядатая, не вписывающегося ни в какую бюрократическую систему, иерархию должностей и лозунгов. «Сокровенность» Пухова — в этой свободе саморазвития, свободе суждений и оценок самой революции, ее святых и ангелов в условиях остановившейся в бюрократическом оцепенении революции.
«Каковы особенности сюжетного развертывания характера Пухова и чем они обусловлены?» — спросит учитель у класса.
Андрей Платонов не объясняет причины непрерывных, бесконечных скитаний Пухова сквозь революцию (это гг.), его стремления искать хороших мыслей (т. е. уверенности в правде революции) «не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями». Не объяснил он и глубокого автобиографизма всей повести (она создана в 1928 году и предшествует его рассказу «Усомнившийся Макар», вызвавшему резкое неприятие официозом всей позиции Платонова).
«Метель выла ровно и упорно, запасшись огромным напряжением где-то в степях юго-востока».
«Холодная ночь наливалась бурей, и одинокие люди чувствовали тоску и ожесточение».
«Ночью, против окрепшего ветра, отряд шел в порт на посадку».
«Ветер твердел и громил огромное пространство, погасая где-то за сотни верст. Капли воды, выдернутые из моря, неслись в трясущемся воздухе и били в лицо, как камешки».
«Иногда мимо «Шани» (судно с морским десантом красных. — В. Ч.) проносились целые водяные столбы, объятые вихрем Вслед за собой они обнажалиглубокие бездны, почти показывая дно моря».
«Всю ночь шел поезд, — гремя, мучаясь и напуская кошмар в костяные головы забывшихся людей… Ветер шевелил железо на крыше вагона, и Пухов думал о тоскливой жизни этого ветра и жалел его».
Обратите внимание на то, что среди всех чувств Фомы Пухова преобладает одно: только бы не останавливалась буря, не исчезла величавость соприкосновения с людьми сердцем к сердцу, не наступил застой, «парад и порядок», царство прозаседавшихся! И лишь бы самого его, Пухова, не поместили, как героя гражданской войны Максима Пашинцева в «Чевенгуре», в своеобразный аквариум, «ревзаповедник»!
Сам Платонов к годам ощущал себя, былого романтика революции (см. его сборник стихов 1922 года «Голубая глубина»), страшно обиженным, оскорбленным эпохой бюрократизации, эрой «чернильной тьмы», царства конторок и заседаний. Он, как Фома Пухов, спрашивал себя: неужели правы те бюрократы из его сатирической повести «Город Градов» (1926), которые «философски» отрицают саму идею движения, обновления, идею пути, говоря: «то, что течет, потечет-потечет и — остановится»? В «Сокровенном человеке» многие современники Пухова — и Шариков, и Зворычный — уже «остановились», уселись в бюрократические кресла, уверовали с выгодой для себя в «Собор Революции», т. е. в догмы новой библии.
Характер Пухова, скитальца, праведника, носителя идеи свободы, «нечаянности» (т. е. естественности, непредписанности помыслов и поступков, природности человека), сложно развертывается именно в его перемещениях, встречах с людьми. Он не боится опасностей, неудобств, он всегда колюч, неуступчив, насмешлив, неосторожен. Едва кончилась опасная поездка со снегоочистителем, как Пухов сразу предлагает своему новому другу Петру Зворычному: «Тронемся, Петр. Едем, Петруш. Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!» Ему нужны горячие точки революции, без опеки бюрократов. В дальнейшем беспокойный Пухов, Фома неверующий, озорник, человек игрового поведения, попадает в Новороссийск, участвует (как механик на десантном судне «Шаня») в освобождении Крыма от Врангеля, перемещается в Баку (на пустой нефтяной цистерне), где встречается с прелюбопытным персонажем — матросом Шариковым.
Этот герой уже не хочет возвращаться к своей предреволюционной рабочей профессии. И на предложение Пухова «бери молоток и латай корабли лично», он, «ставший писцом…» будучи фактически неграмотным, гордо заявляет: «Чудак ты, я ж всеобщий руководитель Каспийского моря!»
Встреча с Шариковым не остановила Пухова на месте, не «пришила к делу», хотя Шариков предложил ему… начальствовать: «стать командиром нефтяной флотилии». «Как сквозь дым, пробивался Пухов в потоке несчастных людей на Царицын. С ним всегда так бывало — почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли, иногда в забвеньи самого себя», — пишет Платонов, воспроизводя смуту дорожных встреч, бесед Пухова, наконец, прибытия его в родной Похаринск (безусловно, родной Платонову Воронеж). И наконец, участие его в сражении с неким белым генералом Любославским («у него конницы — тьма»).
Искать в маршрутах скитальчества, странничества Пухова (хотя и крайне деятельного, активного, полного опасностей) какого-то соответствия конкретно-историческим ситуациям, искать последовательности событий гражданской войны, конечно, не следует. Все пространство, в котором движется Пухов, во многом условное, как и время гг. Иные из современников и очевидцев реальных событий тех лет, вроде друга и покровителя Платонова, редактора «Воронежской коммуны» Г. З. Литвина-Молотова, даже упрекали писателя в «отступлениях от правды истории»: Врангель был изгнан в 1920 году, тогда какой же белый генерал мог после этого осадить Похаринск (Воронеж)? Ведь рейд корпусов белых деникинских генералов Шкуро и Мамонтова (у них действительно конницы была тьма), взявших Воронеж, случился в 1919 году!
«Что радовало Пухова в революции и что безмерно огорчало, усиливало поток иронических суждений?» — обратится учитель с вопросом к классу.
Когда-то в молодости Андрей Платонов, выходец из многодетной семьи железнодорожного мастера в Ямской слободе, признался: «Слова о паровозе-революции превратили для меня паровоз в ощущение революции». При всех своих сомнениях Фома Пухов, хотя это отнюдь не героический характер и не холодный мудрец, не условный пересмешник, еще сохранил эту же юношескую черту, романтизм жизнеощущений самого автора. Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события XX века, изменившего всю историю, окончившего былую, «испорченную», обидную для человека историю (вернее, предысторию). «Время кругом стояло как светопреставление», «глубокие времена дышали над этими горами» — подобных оценок времени, всех событий, изменивших историю, судьбу былого маленького человека, очень много в повести. Из ранней лирики Платонова, из книги «Голубая глубина», перешел в повесть важнейший мотив о вечной тайне, сокровенности (свободе) человеческой души:
Сам себе еще я неизвестный, Мне никто еще пути не осветил. |
В повести такими «неосвещенными», т. е. не нуждающимися в дарованном, предписанном, данном извне «свете» (директивы, приказы, агитки), являются молодые красноармейцы на пароходе «Шаня»:
«Они еще не знали ценности жизни, и потому им была неизвестна трусость — жалость потерять свое тело… Они были неизвестны самим себе. Поэтому красноармейцы не имели в душе цепей, приковавших их к собственной личности. Поэтому они жили полной жизнью с природой и с историей, — и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».
«Что же огорчает Пухова в событиях, в самой атмосфере времени?» — спросит педагог у ребят.
Он, как и сам автор, увидел в эпохе торжества бюрократических сил, номенклатуры, корпуса всесильных чиновников, признаки явного торможения, остывания, даже «оказенивания», окаменения всего — душ, деяний, общего воодушевления, истребления или опошления великой мечты. Инженер, отправляющий Пухова в рейс, — это уже сплошной испуг: «его два раза ставили к стенке, он быстро поседел и всему подчинился — без жалобы и без упрека. Но зато навсегда замолчал и говорил только распоряжения».
В Новороссийске, как заметил Пухов, уже шли аресты и разгром «зажиточных людей», а его новый друг матрос Шариков, уже известный самому себе, осознавший свое право на пролетарские льготы, выгоды «восходящего класса», пробует повернуть и Пухова на тропу карьеризма. Если ты рабочий, то… «— тогда почему же ты не в авангарде революции?»
«Два Шарикова: как вы думаете, в чем их сходство и отличие?» — задаст учитель вопрос классу.
К счастью для Платонова, не было замечено, что в «Сокровенном человеке» уже явился… свой платоновский Шариков (после, но независимо от булгаковской гротесковой повести «Собачье сердце», 1925). Этот вчерашний матрос, тоже второе «Я» Платонова, еще не рождает так называемого «страхо-смеха» (смеха после запретного анекдота, страшноватой аллегории, насмешки над официозным текстом и т. п.). Шариков уже не прочь нарастить ревбиографию, он не хочет остаться в тех сопливых, без которых и с Врангелем обойдутся, он не входит, а влазит… во власть!
В итоге он — и не надо никакой фантастической операции с милой собачкой Шариком! — уже с видимым наслаждением выводит свою фамилию на бумагах, ордерах на пакет муки, кусок мануфактуры, груду дров и даже, как марионетка, усердствует: «так знаменито и фигурно расписаться, чтобы потом читатель его фамилии сказал: товарищ Шариков — это интеллигентный человек!».
Возникает не праздный вопрос: в чем отличие платоновского Шарикова и его «шариковщины» от соответствующего героя в повести М. Булгакова «Собачье сердце» (1925)? По существу в литературе 20-х годов возникли два Шарикова. Платонову не надо было искать услуг профессора Преображенского и его ассистента Борменталя (герои «Собачьего сердца») для создания феномена Шарикова — самодовольного, еще простоватого демагога, носителя примитивного пролетарского чванства. Не нужен был «материал» в виде беззлобного бездомного пса Шарика. Шариков Платонова не чрезвычайное, не умозрительное и исключительное (как у Булгакова) явление: он и проще, привычнее, будничнее, автобиографичное, и тем, вероятно, страшнее. И больнее для Платонова: он вырастает в «Чевенгуре» в Копенкина, а в «Котловане» — в Жачева. Его растит не лаборатория, а время. Он готовит десант в Крым и пробует как-то учить бойцов. Вначале он просто «радостно метался по судну и каждому что-нибудь говорил». Любопытно, что он уже не говорил, а непрерывно агитировал, не замечая скудости своих лекций.
Платоновский Шариков, научившись ворочать «большие бумаги на дорогом столе», став «всеобщим руководителем Каспийского моря», очень скоро научится «бузовать», шуровать в любой сфере.
Финал «Сокровенного человека» в целом еще оптимистичен: позади для Пухова остаются и эпизоды умираний — помощника машиниста, рабочего Афонина, и призраки «шариковщины», и угрозы в свой адрес… Он «снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы», «нечаянное в душе возвратилось к нему». Однако эти эпизоды примирения, своего рода гармонии между героем-искателем и героем-философом (первые названия повести «Страна философов»), весьма хрупки, недолговечны. Уже через год очередной пересмешник, только более отчаявшийся, «усомнившийся Макар», придя в Москву, верховный, управляющий город, будет взывать: «Нам сила не дорога — мы и то мелочи дома поставим — нам душа дорога… Даешь душу, раз ты изобретатель». Это, пожалуй, главная, доминирующая нота во всем оркестре Платонова: «Все возможно — и удается все, но главное — сеять душу в людях». Фома Пухов — первый из вестников этой платоновской мечты-боли.
Вопросы и темы для повторения
1. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»?
2. Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
3. В чем состоял автобиографизм образа Пухова? Не был ли и сам Платонов таким же скитальцем, полным ностальгии по революции?
4. В чем отличие Шарикова от одноименного персонажа из «Собачьего сердца» М. А. Булгакова? Кто из писателей стоял ближе к своему герою?
5. Можно ли сказать, что Пухов отчасти конкретно исторический характер, а отчасти «плавающая точка зрения» (Е. Толстая-Сегал) самого Платонова на революцию, ее взлеты и спад?
Андрей Платонов : Воспоминания современников. Материалы биографии / Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. — М., 1994.
Васильев В. В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. — М., 1990.
Корниенко Н. В. История текста и биографии А. П. Платонова — М., 1993.
Почему Платонов назвал своего героя «сокровенный человек»?
Чтобы понять, почему Платонов назвал своего героя – сокровенным, сначала нужно разобраться с определением самого этого слова.
Сокровенный, это где-то противоположность откровенности и синонимом сокровенности можно назвать скрытность, и в этом произведении Фома Пухов таким и является.
Он как тот Фома-неверующий, все подвергает сомнению и имеет свое мнение, но он его старается не раскрывать перед другими, маскируя своей болтовней, провоцируя по отношению к себе серьезные подозрения.
В повествовании, мы видим, что Фома саморазвивается и стремиться познать все происходящее вокруг него.
Пухов действительно является сокровенным человеком, ведь у него в душе сокрыт необычный мир, стремящийся к собственным познаниям всего окружающего и неподдающийся внешнему навязыванию общепринятых представлений о жизни.
В связи с этим рассказом на ум приходят следующие пословицы:
Отзыв к рассказу «Сухой хлеб»:
На днях я прочитала рассказ под названием «Сухой хлеб».
Этот рассказ меня заставил о многом задуматься, понять, что в жизни очень ценно иметь поддержку от своих родных.
Мальчик видит, что колоски ржи засохли и поэтому принимает решение помочь маме. он берет тяпку и начинает рыхлить землю, чтобы колоски могли питаться утренней росой.
К Мите присоединяются его учительница и ребята со школы и вскоре рожь оживает.
Рассказ нас учит быть трудолюбивыми и ответственными.
Сюжет у произведения грустный: еще будучи мальчишкой главный герой падает в пропасть, когда бегает за бабочками, но мать его дожидается. Тимоша возвращается домой только когда становится стариком. Я бы нарисовала к произведению такой рисунок:
Среди ярких декораций изображаем красивую разноцветную бабочку, которая поражает своей красотой. Сначала рисуем тело, затем делаем наброски крыльев. Приступаем к прорисовке усиков, глаз. После этого украшаем бабочку как только угодно. А на фоне бабочки можно нарисовать еще много красивых узоров.
Еще другой вариант рисунка могу порекомендовать:
Очень красиво будет, если изобразить бегущего мальчика и спереди него бабочку.
Составим цитатный план к рассказу Платонова «Неизвестный цветок»:
Рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» повествует о жизненном пути машиниста паровоза Александра Мальцева и об испытаниях, которые ему было суждено пройти. Талантливый машинист потерял зрение, но благодаря помощи друга ему удалось вернуться в строй и увидеть мир другими глазами.
В конце рассказа мы видим, что талантливый машинист увидел мир, а когда он заплакал, то рассмотрел мир и других людей. Он был слепым, а теперь ему удалось увидеть «весь свет».
Анализ повести «Сокровенный человек» (А. П. Платонов)
Андрей Платонович Платонов — один из самых нетипичных авторов в истории русской и советской литературы. Его идеи опережали время, в которое ему пришлось жить, а свобода выражалась как в мыслях, так и в используемом языке. Многомудрый Литрекон предлагает с анализом повести “Сокровенный человек” по плану ниже.
История создания
Работал над произведением Платонов с 1926 по 1927 год. Это был период сталинских репрессий и жесткого контроля над всеми сферами деятельности. Несмотря на мрачную обстановку, нужду и безуспешные попытки восстановиться в большевистской партии, Платонов не терял надежды на светлое будущее. Тогда по его рассказу «Песчаная учительница» готовились снять фильм, а вопрос о публикации сборника рассказов был практически решен. Более того, автору предложили занять пост в «СовКино». Только вот в 1928 году стало ясно, что все эти перспективы не более правдивы, чем агитационный плакат. Книга не была опубликована, фильм не был снят, работа не была получена.
Опубликован «Сокровенный человек» был в 1928 году, когда писатель уже стал популярен после выхода сборника “Епифанские шлюзы”. Это произведение было едва ли не из последних книг, изданных при жизни писателя. В 30-е годы начинается травля Платонова, которая привела к вычеркиванию его имени из советской литературы вплоть до перестройки.
Жанр, направление
Относится “Сокровенный человек” к жанру повести. Здесь несколько сюжетных линий, которые тесно сплетаются с основной. Также события развиваются постепенно, в хроникальном порядке. Важен и объем произведения: оно излишне объемное (9 глав), чтобы называться рассказом, и недостаточно крупное, чтобы считаться романом.
С литературным направлением же чуть сложнее. Несмотря на то, что герои Платонова — советские люди, соцреалистом писателя назвать нельзя из-за часто высказываемого на страницах сомнения в действиях партии. Поэтому писателя определяют как реалиста с чертами модерниста или даже постмодерниста за любовь к игре слов, свободу творчества, исследование реальности и поиск оригинальных способов выражения мыслей.
Смысл названия
Слово “сокровенный” встречается несколько раз в Библии. Там подобным образом называют человека, прекрасного не внешностью, а богатым внутренним миром. Кротким, молчаливым, ценящим то, что дается ему свыше.
Главный герой, при всей своей непокорности и некоторой циничности, оказывается покорен великолепием природы, и благодаря ей обретает гармонию, становится спокойным и умиротворенным. К тому же умение чувствовать и понимать красоту уже говорит о духовном развитии личности.
Если же обращаться к толковым словарям, то “сокровенный” означает “скрытый от кого-то”. Здесь можно углядеть двойственность образа основного персонажа. С одной стороны, он не пытается скрыть испытываемых эмоций, с легкостью говорит о сомнениях и критикует людей независимо от их социального положения. В этом случае трудно говорить о какой-либо тайне. С другой стороны, у Фомы есть та самая, спрятанная от остальных, любовь к окружающему миру.
Суть: о чем?
Сюжет повести «Сокровенный человек» разворачивается на фоне событий Гражданской войны, в 1920-х годах.
Начинается все с рассказа о том, что центральный персонаж — Фома Пухов — человек не очень чувствительный. На похоронах жены он резал на гробу колбасу и ел. Но делал он это, как выясняется позже, из-за жуткого голода, а не презрения к женщине.
Работа Фомы заключается в том, что он с командой расчищает железнодорожные пути от снега. И однажды происходит трагедия. Два паровоза, которые тащат за собой снегоочиститель, внезапно начинают буксовать в сугробах. От неожиданной остановки погибает один помощник — случайно накалывается на штырь головой. Остальные получают травмы и ушибы, Пухов теряет четыре зуба.
Группа решает передохнуть, но появляется казачий отряд из пятнадцати человек, который угрожает расправой и требует отвезти паровозы на станцию Подгорное. Начальника дистанции подстреливают. Вскоре появляется бронепоезд, который спасает рабочих.
Затем Пухов перемещается в Лиски, где видит объявление о наборе в революционный отряд механиков. Хочет вступить сам и зовет друга — Петра Зворычного, но тот отказывается. Тогда Фома отправляется один.
Следующий период его жизни проходит насыщенно: герой служит на судне “Шаня”, участвует в операции против Врангеля, приезжает в Баку, где встречается с бывшим матросом Шариковым, отправляется в Царицын, чтобы заказать по поручению подводные лодки, живет четыре месяца в Новороссийске и, в конце концов, оказывается на малой родине. Там он пытается защитить город от “белых” на бронепоезде, но план проваливается — конструкция слишком крепка.
Заканчивает читатель следить за жизнью Фомы тогда, когда тот вновь прибывает в Баку и на время обретает внутренний покой.
“Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, и он узнал теплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены…”
Главные герои и их характеристика
Главные герои повести «Сокровенный человек» вместе со своей характеристикой представлены в таблице от Многомудрого Литрекона:
Фома Пухов | Вдовец, рабочий человек, механик. Для него активная деятельность — практически смысл жизни. Она помогает ему полностью раскрыться, дарит ощущение настоящего удовольствия. «Для Пухова это было самое милое дело: день и ночь вращается машина — умная, как живая, неустанная и верная, как сердце…». Особую ценность для героя представляет природа. Красота способна затронуть его душу, вдохновить, дать ощущение безмятежности и гармонии в душе. При этом в общении с людьми Фома достаточно неловок. Его можно назвать несколько грубым, безразличным к чувствам других, так как он не стесняется прямо говорить то, что думает. Не понимает, насколько сильно люди привязаны к своим семьям, и почему расставание для них — настоящая трагедия. “Мальчонка умер — горе небольшое, а для родителя тоска” — так думает он о смерти сына своего товарища. Поэтому Пухов не может найти место в этом мире, уж слишком отделенным от общества он себя ощущает. Также он не поддерживает новую власть, открыто осуждает ее, не боясь быть наказанным. |
Петр Зворычный | противоположность Фомы, его друг. Крепко держится за жену, изначально не хочет вступать в революционный отряд, так как в любой момент может погибнуть и оставить любимых в одиночестве. Яро поддерживает идеи большевиков, читает множество партийных книг, спорит с Пуховым. Тот же считает Петра глупым и бесхарактерным. |
Шариков | бывший матрос, еще один приятель Пухова. Как и Петр, прогибается под систему, становится комиссаром по вербовке рабочих, предлагает и Фоме занять должность начальника. Быстро учится выживать в непривычных условиях. |
Тематика повести «Сокровенный человек» блика каждому читателю:
Если Вы считаете, что можно добавить еще тем, напишите нам в комментариях. Многомудрый Литрекон расширит раздел, а Вы поможете другим читателям.
Проблемы
Автор поднимает различные проблемы в повести «Сокровенный человек», все они связаны с жизнью человека.
Проблематика повести «Сокровенный человек» может быть дополнена — только скажите нам, чего не хватает, в комментариях.
Основная идея
Даже в состоянии неопределенности можно найти счастье и обрести равновесие — таков смысл повести «Сокровенный человек». Для Пухова отдушиной являются любимое инженерное дело и природа, которой он по-настоящему наслаждается. Они помогают ему смотреть на мир чуть иначе, искать новые пути и мечтать о будущем.
«Он увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии…»
Главная мысль повести «Сокровенный человек» состоит в том, что источником счастья для человека является он сам: его труд, его восприятие красоты, его достижения и победы. Личность самодостаточна. Ей не нужно подстраиваться под чужие идеи, под партийные установки. Иначе она потеряет себя и даже право остаться собой.
Чему учит?
Автор в повести «Сокровенный человек» заставляет задуматься о том, к чему могут привести бессмысленные сражения друг с другом. Практически все персонажи несчастливы, потеряли кого-то из близких или просто не видят особой цели в жизни, превратившейся в войну всех против всех.
Говорит писатель и о том, что в любое время есть место познанию мира и самого себя. Пухов пробует себя на различных местах, учится замечать прекрасное, и это помогает ему существовать в тяжелый для всех период. Такова мораль повести «Сокровенный человек».
Платонов учит тому, что человек должен искать счастье в призвании и себе самом, а не подстраиваться под коллективные догмы о счастье, которые зачастую оказываются фальшивыми.
Художественные особенности
Платонов пишет о простых рабочих, и язык его произведений также приближен к тому, как говорят люди. Особенно это заметно в диалогах и внутренних монологах. Речь героев экспрессивна, встречаются просторечия, бранные слова, профессиональные слова, употребляемые специалистами.
“— Закрой пар, стервец, кривошипы порвешь!”
“— Тоже нескладно! — закричал Пухов. — Надо так написать, чтоб все дураки заочно поумнели!”
Большую роль играет описание ветра, которое выступает здесь как олицетворение свободы.
“Ветер, нечаянно зашедший с гор, говорил о смелости, с которой он воюет над беззащитными пространствами. Свое дело он и людям советовал — и те слышали…”
С помощью множества глаголов автор придает повести динамичность. Они же добавляют тексту “звучание” и образность:
“Люди шумели, рельсы стонали под ударами насильно вращаемых колес…”
Критика
Несмотря на, казалось бы, небрежное отношение к идеям революции, Платонова еще не так сильно осуждали за подобное пренебрежение к коллективизму. Отмечали лишь некоторые недостатки повести, но внимания на идеологическом несоответствии не заостряли. Например, известный соцреалист Максим Горький писал ему:
«В психике вашей, — как я воспринимаю её, — есть сродство с Гоголем. Поэтому: попробуйте себя на комедии, а не на драме. Не сердитесь. Не горюйте… Всё — минется, одна правда останется.
В худшую же сторону переменились отношения с властями и публикой чуть позже, после публикации рассказа под названием “Усомнившийся Макар”.
Однако даже осудившие писателя чиновники не могли не признать его таланта. На одном из собраний писателей в период опалы Платонова Сталин уже с порога поинтересовался: