Согласно модели общественного развития природная среда климат почва полезные ископаемые и так далее
1. Автором труда «Философия общего дела» является …
Булгаков
Бердяев
Флоренский
Федоров
2. Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях …
Маркса и Энгельса
Демокрита и Платона
Аквинского и Абеляра
Юма и Канта +
3. В конце XX – начале XIX в. возникает ряд новых наук и научных концепций, таких как …, у истоков которых стоит философия
математика
химия
глобальное моделирование
экология
биосферная концепция культуры
социология
4. В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности
философии
религии
футурологии
права
науки
5. В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип …
однозначности всех суждений
равнозначности всех суждений +
отрицания веры в сверхъестественное
отождествления материи и пространства
6. В переводе с греческого философия означает «…»
любовь к мудрости
культуру общества
познание
просвещение
любовь к чтению
7. В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает …
сознание
силлогизм
методология
идея
нигилизм
8. Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …
А. Шопенгауэру
И. Канту +
Н. Бердяеву
Д. Дидро
9. Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …
Марксу
Бердяеву
Гегелю
Аристотелю
10. Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения,– это …
мировоззрение
образование
религия
наука
убеждения
11. Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …
Г. Гегель
К. Маркс
И. Кант +
Л. Фейербах
Г. Лейбниц
12. Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это …
прогрессивная историческая деятельность
классы и классовая борьба
любая человеческая деятельность
божественное предопределение
13. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность …
может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях
играет определяющую роль в обществе +
не играет никакой роли в истории
14. Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что …
общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей
в природе действуют бессознательные, слепые силы
законы развития общества отличны от законов природы
социальные законы имеют вероятностный характер
законы природы имеют вероятностный характер
15. Для русской философии к. XIX – н. XX вв. характерны такие особенности, как …
православный характер
тесное переплетение с художественной литературой
антропоцентризм
наукоцентризм
евроцентризм
критика западного классического рационализма
материализм
интерес к морально-этическим проблемам
16. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что …
выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
общественная жизнь – случайный процесс
выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества +
17. Для философии постмодернизма характерны такие особенности, как …
интерес к проблеме истины
отказ от фундаментальных принципов традиционной философии
плюрализм и фрагментарность реальности
рационализм
антропоцентризм
признание гармонии веры и разума
отрицание всех форм монизма
18. Значительный вклад в развитие цивилизационной концепции внес …
Фромм
Вебер
Тойнби
Фейербах
Тесты на тему «Философия. Тест с ответами Синергия. «
1. Автором труда «Философия общего дела» является …
• Булгаков
• Бердяев
• Флоренский
• Федоров
2. Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях …
• Маркса и Энгельса
• Демокрита и Платона
• Аквинского и Абеляра
• Юма и Канта
3. В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности
• Философии
• Религии
• Футурологии
• права
• науки
4. В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип …
• однозначности всех суждений
• равнозначности всех суждений
• отрицания веры в сверхъестественное
• отождествления материи и пространства
5. В переводе с греческого философия означает «…»
• любовь к мудрости
• культуру общества
• познание
• просвещение
• любовь к чтению
6. В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает …
• Сознание
• Силлогизм
• Методология
• Идея
• нигилизм
7. Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …
• А. Шопенгауэру
• И. Канту
• Н. Бердяеву
Д. Дидро
8. Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …
• Марксу Бердяеву
• Гегелю
• Аристотелю
9. Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …
• мировоззрение
• убеждения
• наука
• религия
10. Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …
• Г. Гегель
• К. Маркс
• И. Кант
• Л. Фейербах
• Г. Лейбниц
11. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность …
• может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях
• играет определяющую роль в обществе
• не играет никакой роли в истории
12. Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …
• выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
• выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
• общественная жизнь – случайный процесс
• все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества
15. Идеология – это …
• отражение классовых интересов в религиозных концепциях
• систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме
• систематизированное отражение социальной действительности
• совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем
• система взглядов на политические партии и политическую борьбу
16. Идею о том, что «вся история философии – это история человеческих заблуждений» выразили представители.
• скептицизма
• марксизма
• античной философии
• догматизма
• китайской философии
18. Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …
• М. Хайдеггера
• Н. Бердяева
• Ж.–П. Сартра
• К. Поппера
• К. Маркса
• З. Фрейда
19. Иррационализм подлинным источником освоения мира считает.
• художественную литературу
• науку
• образование
• миф
20. Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …
• личные интересы преобладают над общественными
• власть техники
• отрицание прогресса
• человек не существует как индивидуум
• общность человека и природы
• человек занимает центральное место
21. К признакам, присущим предмету философии на протяжении всей истории развития, можно отнести
• Фрагментарность
• изменчивость
• универсальность
• фундаментальность
• статичность
• догматизм
22. Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?
• Анаксимен
• Платон
• Аристотель
• Фалес
• Конфуций
24. Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …
• нравственные основы общества
• веру в идеальные общественные отношения между людьми
• любовь к человеку
• Атеизм
25. Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:
• глубине отражения действительности
• социальному характеру
• историческому типу
• национальным особенностям
26. Можно утверждать, что любая философская доктрина, объявившая себя
«истиной в последней инстанции», ведет к.
• эмпиризму
• появлению новых научных направлении
• появлению новых философских направлений
• классицизму
• догматизму
28. …– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ
30. Определение философии как «знания не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия» принадлежит.
• Ж-Ж. Руссо
• Ф. Аквинскому
• Сенеке
• Платону
31. Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …
• доказать истинность современной научной картины мира
• адаптироваться к современным условиям
• приблизиться к простому человеку
• доказать истинность католицизма
• обосновать гармонию веры и разума
• разрушить грань между человеком и Богом
32. Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …
• существования всеобщей божественной мудрости
• всеединства мира
• непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа
• революционного обновления общества
• «богочеловечества»
• непротивления злу насилием
33. Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …
• Аристотель
• Росцеллин
• Оккам
• Абеляр
• Фома Аквинский
• Дунс Скот
34. Основой всего сущего Гегель считал …
• мир идей
• абсолютную идею
• материю
• субъективное сознание
36. Первые философские школы возникли в древних культурах
• Греции
• Индии
• славян
• Японии
• Китая
39. Понятие «осевое время истории» было введено в философию …
• Л. Фейербахом
• Д. Беркли
• К. Ясперсом
• Гераклитом
• В. Соловьевым
• К. Марксом
40. По типам государства можно разделить на …
• феодальные
• авторитарные
• тоталитарные
• рабовладельческие
• социалистические
• буржуазные
• правовые
• демократические
44. Представители экзистенциализма полагают, что отождествление философии и науки…
• Повышает возможности философских знаний
• Снижает возможности философских знаний
• Приводит к появлению научной философии
• Произойдет в будущем
45. Производственные отношения – это отношения …
• распределения
• потребления
• обмена
• собственности
• правовые
• семейные
• нравственные
• управления
• идеологические
• политические
46. Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …
47. Согласно. модели общественного развития природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей,
установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности
• Материалистической
• Натуралистической
• Идеалистической
• Плюралистической
50. Социальная мобильность – это …
• возможность свободного передвижения по территории государства
• переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса
• активные миграционные процессы в обществе
51. С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …
• народ – творец истории
• народ – прогрессивно мыслящие классы общества
• роль народа в процессе общественного развития возрастает
• народ – толпа
52. Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …
• ограниченности познавательных возможностей человека
• абсолютизации познавательных возможностей субъекта
• трактовке знания как божественного откровения
• отрицании возможности всякого постижения истины
• попытке вызвать у человека стремление к истине
53. Сущность волюнтаризма состоит в том, что …
• ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа
• народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества
• выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами
• история есть результат деятельности мирового разума
54. Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …
• общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов
• основой общества является развитие науки и техники
• история есть результат деятельности мирового разума
• жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов
56. Сущность человека состоит в том, что …
• это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение
• человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы
• решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты
• его поведение полностью предопределено генотипом
• его поведение определяется биологическими законами
57. Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как.
• экзистенциализм
• пантеизм
• дуализм
• неотомизм
• неопозитивизм
59. Философия – это высшая ступень развития …
• технических знаний
• экономических знаний
• абстрактного мышления
• восточной цивилизации
60. Философское направление, представленное именами: Ж.–П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, – это …
• экзистенциализм
• неокантианство
• неотомизм
• позитивизм
• неогегельянство
63. Цивилизационный анализ общества разработан …
• Н. Данилевским
• К. Поппером
• П. Сорокиным
• А. Тойнби
• О. Шпенглером
• К. Марксом
• М. Вебером
65. это совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения
66. … — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом, которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания
67. … – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального
69. Ядром политической системы общества является …
• Право
• Политические партии
• Государство
• Политическая идеология
Философия права. Тесты
Демокрита и Платона
B ocнoвe … лeжит вepa в выcшиe, aбcoлютныe цeннocти
права
В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип …
равнозначности всех суждений
однозначности всех суждений
отрицания веры в сверхъестественное
отождествления материи и пространства
В переводе с греческого философия означает
культуру общества
В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает …
Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения, – это …
Дуалистическая философия Нового времени представлена взглядами французского философа-рационалиста … Тип ответа: Одиночный выбор
Идею о том, что «вся история философии – это история человеческих заблуждений» выразили представители.
китайской философии
Иррационализм подлинным источником освоения мира считает.
К признакам, присущим предмету философии на протяжении всей истории развития, можно отнести
«истиной в последней инстанции», ведет к.
появлению новых научных направлении
появлению новых философских направлений
Определение философии как «знания не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия» принадлежит
Тип ответа: Одиночный выбор
Основой всего сущего Гегель считал
Производственные отношения – это система отношений, складывающаяся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ
Первые философские школы возникли в древних культурах
познает законы изучаемых явлений и на их основе создает теории, подтверждаемые практикой
Понятие «осевое время истории» было введено в философию …
Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании
прагматизма
Представители экзистенциализма полагают, что отождествление философии и науки…
(Представители этой школы полагают, что отождествление философии и науки недостойно философии: оно снижает возможности философских знаний, понижает их статус, поскольку размышления человека о себе самом, о своих стремлениях, трудностях, возможностях, переживаниях, страдании, отчаянии, свободе и т.п.не может быть предметом науки; философия начинается там, где кончается наука).
Согласно … модели общественного развития природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности
Тип ответа: Одиночный выбор
около 2,5 тысяч лет назад
с появлением первых человеческих сообществ
около 15 тысяч лет назад
Фридриху Ницше принадлежит известное образное высказывание о философии: «. »
Философия человечна, слишком человечна
А-I, В-L, С-К, D-О, E-М, F-N, G- N, H-J
Вопрос 1. теоретические модели общества и их философские основания.
Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек — общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии — выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.
Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли.
Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.
Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.
Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.
Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.
Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.
Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания — сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий.
Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.
Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.
Натуралистическаямодель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.
В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления — геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р. Челлен).
Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.
Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.
Общественное бытие — это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.
Общественное сознание — духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.
Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:
Основы марксистской философии. Часть 3. Материалистическое понимание истории
Проблема построения теоретических моделей общества. Выбор основания
Для социальной философии естественно и позитивно сосуществование различных (зачастую, казалось бы, несовместимых) теоретических моделей общества. Их многообразие обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены (индивиды, социальные группы, институты и учреждения) с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия и т. д. В различных интерпретациях акценты расставляются по-разному в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена – социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности, – М. Вебер, П. Сорокин) или структурно-функциональные институты и общности – универсальные начала общества, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности (К. Маркс, Т. Парсонс).
Итак, построение различных моделей общества зависит от выбора оснований, которые определяют все другие составляющие общества. Самый традиционный подход состоит в выделении в качестве системообразующих духовных, природных, экономических и пр. начал. Можно выделить четыре основные модели, подхода к решению фундаментальных проблем бытия общества: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную).
Идеалистическая модельимела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.
Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания – сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. В прогрессистской концепции Кондорсе и Монтескье системообразующим принципом выступает Разум, который как бы стягивает к себе все остальные элементы и факторы общества, заставляя их изменяться и модифицироваться под влиянием возрастающей разумности человека. В модели общества Гегеля организующим началом его является Дух, его потребность в самопознании через всю гамму духовных интенций человека. Это – движение вперед от несовершенного к совершенному, стремление Духа прорваться к самому себе. История общества, таким образом, есть история осознания Духом себя как стремления к свободе. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы» – к такому выводу пришел Гегель.
Характерно, что даже те философы, которые материалистически объясняли природные процессы, в понимании социальных явлений были идеалистами, считая, что прогресс разума, просвещение определяют общественное развитие.
Разновидностью идеалистической модели социума является теологическая (религиозно-философская) модель. Покажите, каковы основания бытия общества, в чем заключается специфика его структуры и динамики, тенденций и перспектив в свете, к примеру, христианской философии.
Абсолютизация роли сознания в жизни общества привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Этот вывод связан и с теми социальными процессами, которые способствовали утверждению идеалистических взглядов: отделение умственного труда от физического, духовного производства от материального. Идеалистическое объяснение сущности общества логично приводит к отрицанию объективных законов его развития. Так, последователи И. Канта, Г. Риккерт и В. Виндельбанд утверждали, что поскольку все социальные явления носят индивидуальный, неповторимый характер, то в обществе не может быть объективных законов, которые фиксируют устойчивые, неповторимые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями.
«Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего…. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемою и невредимою на заднем плане. Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов». (Г. Гегель. «Философия истории»).
Признается ли автором социальная закономерность?
Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям (королям, полководцам, религиозным деятелям, ученым). История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.
Натуралистическая модель(или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. Мечников), природная среда (климат, ландшафт, почва, полезные ископаемые, размеры занимаемой территории, удаленность или близость к торговым, транспортным, культурным и т. п. путям) определяет психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.
Например, английский ученый Г. Бокль в XIX в. пытался оправдать наличие рабства в Индии жарким климатом, который влияет на психику индусов. Впрочем, есть основания полагать, что возникновение данной концепции связано с политическими мотивами. Л. И. Мечников создает океаническую концепцию, в которой делает акцент на взаимосвязи между жизнью общества и гидросферой. Исходя из этого, он различает исторически складывающиеся речные цивилизации (например, китайская или индийская), средиземноморскую и океаническую, которая возникает с открытием Америки и знаменует собой переход к свободной солидарности людей.
В ХХ в. эти идеи легли в основу философско-политологического направления – геополитики (Ф. Ратцель, Р. Челлен), согласно идеям которой природные условия являются определяющим фактором развития государств в мировой истории, а само же государство рассматривается как биологический организм, нуждающийся для своей жизнедеятельности в определенной территории, полезных ископаемых и т. п. Поэтому борьба государства за жизненное пространство есть естественный закон борьбы за существование – закон жизни всякого живого организма. Геополитика тесно связана с идеями социального дарвинизма, расизма, демографического детерминизма (Т. Мальтус), фрейдизма и ницшеанства. Идеи географического направления в других формах продолжают использоваться и сегодня, в частности, для объяснения разрыва в социально-экономическом развитии между «передовым индустриальным Севером» и «отсталым аграрным Югом».
В современном обществознании есть и другие теории социального развития, в которых природной среде отводится первостепенное значение. Так, в основе пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева лежат представления об этносе (народе) как биосферном феномене, теснейшим образом связанном с ландшафтом.
Следует подчеркнуть, что натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, этнических особенностей народов, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время абсолютизирует их роль в социальных процессах.
Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция явилась результатом распространения материализма на область общественных явлений и означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопрос о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит их деятельность в области производства материальных благ, благодаря чему удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. Более того, способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития
общества – системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.
Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:
– общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него
не существует, являясь его отражением;
– общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;
– источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.
Следует заметить, что за пределами основного вопроса философии различие материального и идеального относительно, так они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Ошибочно утверждать, что в общественном развитии единственно определяющим фактором является экономика (разделение труда, формы организации труда, способ производства). Экономические условия жизни общества, в конечном счете, являются определяющими, но на ход истории могут оказывать решающее воздействие общественное сознание, воля людей, их идеалы, другие факторы.
В материалистической концепции получил обоснование закономерный характер развития общества: оно в конечном счете определяется развитием способа производства материальных благ, его объективными законами. В связи с этим развитие общества, всей человеческой истории предстает как «естественно-исторический процесс», подчиняющийся объективным законам развития общественного производства. С точки зрения марксизма эти законы можно и нужно осознать, понять механизм их действия, но их нельзя отменить. Осознав объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один из важных аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.
В рамках этой концепции по-иному решается и проблема движущих сил социального развития. История как процесс и результат – это деятельность преследующих свои цели людей. В такой роли выступают как отдельные индивиды, так и различные социальные группы (слои, классы, нации, народ). В материалистической модели ведущая роль отводится народным массам (народу) как создателям материальных и духовных ценностей, но при этом не отрицается роль личностей, в том числе и выдающихся, их влияние на исторический процесс, но они не рассматриваются как единственная движущая сила.
Не все философы, исследующие общество, являются сторонниками монистического подхода к объяснению исторического процесса. В настоящее время приобретает популярность плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон). Она рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. При этом отрицается наличие единого детерминирующего фактора, основания общества. Все факторы равнозначны, взаимодополняют друг друга и играют одинаковую роль, но в конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны общественного развития, вбирая в себя все иное.
Итак, сравнение теоретических подходов исследования общества показывает, что ни один из них в полной мере не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности общества и его причинно-следственных связей, но каждый из них обладает определенными познавательными возможностями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет