Согласие на уведомление об элн в 1с зуп это что значит
Электронный больничный лист (ЭЛН) в 1С: Зарплата и управление персоналом (ЗУП). Инструкция
В 2017 году все государственные поликлиники перешли на систему электронного обмена данными по электронным больничным с Фондом Социального Страхования. С целью оптимизации всех процессов была разработана единая информационная система «Соцстрах».
Участниками этой системы являются:
В связи с активной популяризацией системы появилась необходимость в детальном изучении особенностей электронного больничного листа в программе.
Особенности системы электронного обмена
Благодаря усилиям Фонда Соцстрахования была разработана единая информационная система, позволяющая обмениваться информацией касательно больничных листов. Таким образом все сотрудники медучреждения смогут получать номера электронных листов нетрудоспособности, которые по значимости будут такими же, как классические печатные документы.
Чтобы получить возможность формирования ЭЛН, необходимо подключиться к единой системе обмена сведениями. По состоянию на сегодняшний день все медицинских учреждений внедрили в свою работу такую инновацию. Хотя еще рано вести разговоры о тотальной ликвидации бумажных больничных.
Сегодня каждый работодатель готов взаимодействовать с электронным больничным. Так для синхронизации данных с Фондом Соцстрахования и расчета больничных листов можно установить специальную программу, к примеру, 1С: Зарплата и управление персоналом (ЗУП).
Преимущества электронного больничного листа (ЭЛН – электронный лист нетрудоспособности)
Первое, что стоит отметить – электронный лист нетрудоспособности полностью ликвидирует возможность допуска ошибок и исключает риск человеческого фактора при формировании и сохранении документации.
В то время, как бумажный больничный можно легко подделать, купить или сделать на заказ, электронный документ ликвидирует риск создания подделки. К тому же, работодателю не нужно будет тратить время на то, чтобы вручную заполнить больничный или же перепроверить его. Погодные условия, механические повреждения никак не коснутся сохранности электронного документа.
Информация из электронного больничного в автоматическом режиме синхронизируется с программой «1С 8.3 Зарплата и управление персоналом», таким образом бухгалтеру не придется вводить данные вручную.
Электронные больничные листы после создания и редактирования автоматически синхронизируются с базой Фонда Соцстрахования.
Каким образом функционирует единая система электронных больничных?
Механизм работы происходит следующим образом:
Таким образом в общем процессе примут участие 4 игрока: Работник, Поликлиника, ФСС, Работодатель.
Процесс оформления электронного больничного листа в 1С
В конфигурации необходимо перейти в разрез «Зарплата» и нажать по гиперссылке «Больничные листы», после чего появится окошко, где зафиксированы документы, которые были созданы предварительно.
На этой странице необходимо кликнуть по активной клавише «Создать», и на экране появится форма больничного для заполнения.
Здесь необходимо указать три базовых параметра:
Далее нужно нажать по клавише «Получить из ФСС», чтобы документ самостоятельно наполнился информацией с сервера соцстраха.
Рекомендуется перепроверить расчет и кликнуть по «Провести и закрыть». Завершая процесс нужно переслать в Фонд Социального Страхования реестр электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН).
Отправка реестра ЭЛН из 1С в Соцстрах
Для подтверждения расходов за счет средств Фонда Социального Страхования, необходимо отправить необходимую информацию в его реестр. Это можно сделать через раздел отчетности, если перейти по ссылке «1С-Отчетность», чтобы попасть в окно отчетов.
Там пользователю будет представлена возможность создать файл через форму реестра для заполнения. Здесь необходимо указать организацию, кликнуть по «Заполнить», потом для сохранения нажать по «Записать» и «Провести».
После этого можно нажать кнопку «Отправить реестр в ФСС», чтобы отправить его в соцстрах.
Социальный документооборот ФСС: что это такое, как подключиться в 1С
Что такое социальный электронный документооборот (СЭДО)
Медицинские учреждения оформляют листки нетрудоспособности как в бумажном, так и в электронном виде. Правила взаимодействия медучреждений, ФСС и работодателя утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 и вступили в силу 18.12.2017. Обмен электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) с ФСС и работодателем заключается в следующем:
В соответствии с указанной схемой работодатель узнает о том, что сотрудник оформил больничный лист только в момент, когда работник сообщает ему номер. Информация не всегда поступает к работодателю вовремя (номер может быть неверно записан, потерян, неверно введен в учетную систему работодателя и т. д.).
Далее у работодателя возникают вопросы, связанные с проверкой достоверности номера и выяснения, закрыт ли уже листок нетрудоспособности.
Работодателю было бы значительно удобнее получать информацию о листках нетрудоспособности не от работника, а непосредственно от ФСС, ведь именно в информационной системе ФСС аккумулирована вся информация о временной нетрудоспособности работников. Получать сообщения от ФСС работодателю было бы удобно сразу, в момент открытия, закрытия или оплаты листка нетрудоспособности. С учетом этих обстоятельств ФСС разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) в части оперативного информирования работодателей (рис. 1).
По замыслу Фонда, в тот момент, когда медицинская организация открывает ЭЛН, программа страхователя автоматически регистрирует листок нетрудоспособности, рассчитывает его и отправляет все сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия в Фонд.
А в момент, когда медицинская организация закрывает ЭЛН, в программе можно по одному клику создать, загрузить больничный, рассчитать его и сформировать для отправки в ФСС все требуемые заявления и реестры.
Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ 1С, используя механизмы сервиса 1С-Отчетность.
Подключение к СЭДО в 1С
Рис. 2. Настройка подключения к СЭДО
Обратите внимание, что для работы c СЭДО необходимо заключить соответствующее соглашение о взаимодействии с ФСС. На текущий момент порядок заключения соглашения не утвержден. Следите за новостями на сайте.
Согласие работника на получение уведомлений от ФСС
ФСС гарантирует, что ИС ФСС РФ обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационных технологий. Сведения о диагнозе пациента медицинской организации, сформировавшей ему электронный листок нетрудоспособности, работодателю не предоставляются, предоставляется только код. Сторонние лица не получают доступа к электронному листку нетрудоспособности.
Работодатель, не применяющий СЭДО, обычно получает информацию о состоянии здоровья сотрудника от него самого: по желанию сотрудника предоставить информацию о временной нетрудоспособности и наличии больничного листка. В условиях СЭДО работодатель получает информацию об изменении состояний ЭЛН автоматически, после оформления подписки на получение оповещений, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника.
Рис. 3. Согласие работника на уведомление об ЭЛН
Состояния Согласия на уведомления об ЭЛН отображаются в списке сотрудников (рис. 4).
Рис. 4. Состояния согласий сотрудников на уведомления об ЭЛН и подписок на получение информации от ФСС
Можно сформировать и зарегистрировать заявления-согласия работников на обработку персональных данных о состоянии здоровья списком.
Если от работника получено согласие, то по одноименной кнопке следует Включить подписку на получение информации от ФСС об изменении статуса ЭЛН (см. рис. 4). Если сотрудник отзовет свое согласие или будет уволен, по одноименной кнопке следует Отключить подписку. Программа отслеживает состояние заявления сотрудника и своевременно напоминает о необходимости включить или отключить подписку.
Получение сообщений о статусе ЭЛН
Рис. 5. Получение сообщений из СЭДО ФСС РФ
В результате загрузки сообщений от ФСС работодатель получает информацию о номере и статусе ЭЛН. Программа предоставляет возможность сразу обработать полученное сообщение. К требующим обработки сообщениям относятся:
Новые сообщения требуется Получить из ФСС и на их основании зарегистрировать в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 неявки.
Полученные сообщения о закрытых ЭЛН требуют создания, загрузки и проведения документов Больничный лист.
Получение сообщений об аннулированных ЭЛН влечет за собой обработку ранее проведенных документов Больничный лист. Обработка производится в списке сообщений в колонке Больничный. Для удобства работы со списком сообщений предусмотрены кнопки отбора для показа сообщений:
По кнопке отбора Последние в списке доступны сообщения с последним статусом для всех электронных листков нетрудоспособности.
Автоматическая настройка сертификатов с помощью «1С-Отчетности»
1С:ИТС
От редакции. Подробнее о социальном документообороте с ФСС см. видеозапись спецвыпуска 1С:Лектория от 21.05.2020. О поддержке электронных листков нетрудоспособности, прямых выплат, СЭДО в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3) см. видеозапись лекции от 18.06.2020.
Сообщения об изменении состояний ЭЛН
Сообщения ФСС об изменении состояний ЭЛН – информация от ФСС об изменении состояния электронного больничного сотрудника (открытие, закрытие и т.д.).
Включение функционала «Сообщения об изменении состояний ЭЛН»
Для подключения механизма СЭДО по ЭЛН перейдите в карточку организации. Для этого откройте раздел Настройка – Организации. Далее на вкладке ЭДО откройте ссылку Настройки социального электронного документооборота и установите флажок Получать сообщения об изменении состояний ЭЛН:
После установки этого флажка в разделе Кадры будут доступны рабочие места Сообщения ФСС об изменении ЭЛН и Согласия на уведомления об ЭЛН, которые позволяют вести учет согласия сотрудников на получение уведомлений об ЭЛН, подписываться на изменения состояний ЭЛН и получать сообщения об изменении состояний ЭЛН из ФСС.
Получение согласия по сотруднику
Получение сообщений об изменении состояний ЭЛН по СЭДО происходит автоматически, как только по сотруднику включается подписка в программе, поэтому в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника. Подробнее в статье Общая информация СЭДО.
Откройте раздел Кадры – Согласия на уведомления об ЭЛН. Здесь можно осуществлять контроль над получением согласий, получить печатную форму согласия, включать или отключать подписку на изменения состояний ЭЛН сотрудника из ФСС.
Для получения печатной формы согласия выделите строку с сотрудником (или несколько) и нажмите кнопку Согласие. Программа автоматически создаст документ.
Поля документа заполняются автоматически, указать нужно только ответственного за обработку персональных данных и записать документ по кнопке Записать. По кнопке со значком печать можно распечатать документ:
Далее в зависимости от того, какое решение принял сотрудник, можно менять статус согласия (статусы можно менять сразу нескольким сотрудникам, предварительно выделив их в списке). После записи документа статус согласия меняется на Ожидает подписания. Чтобы зарегистрировать подписание сотрудником согласия нажмите кнопку Сотрудник подписал согласие. Тогда статус согласия поменяется на Подписано. Для согласия можно установить и другие статусы: Сотрудник не планирует подписывать согласие, Пометить на удаление согласие, Сотрудник отозвал согласие.
Включение подписки на получение сообщений об изменении состояний ЭЛН
После того, как от сотрудника получено согласие на уведомления об ЭЛН (состояние согласия Подписано), для включения подписки на получение сообщений нажмите кнопку Включить подписку. Если выделить несколько сотрудников, включится по нескольким.
Далее выполняется запрос в ФСС о включении подписки.
После отправки запроса отображается статус Запрос успешно отправлен.
Далее выполняется получение входящего сообщения от ФСС о подключении подписки (происходит автоматически) и появляется результат – Подписка включена. В рабочем месте Согласия на уведомления об ЭЛН указывается статус подписки Включена.
Если не удалось отправить запрос, то выдается информационное сообщение об ошибке:
Если сотрудник отзовет свое согласие или будет уволен, нужно поменять статус согласия на Отозвано, а также отключить подписку. Программа отслеживает состояние согласия сотрудника и своевременно напоминает о необходимости включить или отключить подписку.
Получение сообщений
В рабочем месте «Сообщения ФСС об изменении ЭЛН» получение сообщений происходит по кнопке Получить из ФСС. Сообщения приходят по тем сотрудникам, у которых подписано согласие и включена подписка.
Для удобства работы со списком сообщений предусмотрены кнопки отбора для показа сообщений: Все сообщения, Актуальные и Требующие обработки.
Если установлен статус больничного, что он закрыт медицинской организацией, то в колонке Больничный отобразиться Создать больничный. Если нажать на эту ссылку, автоматически создастся документ, в котором можно будет загрузить ЭЛН. После работы с документом его необходимо провести. Если установлен статус аннулирования больничного, то нужно произвести необходимые действия в отношении ранее проведенных больничный листов в программе.
После того, как произведена работа с ЭЛН и произведен сбор всех необходимых документов, в ФСС необходимо отправить реестр для выплаты пособий и реестр ЭЛН.
Сообщения об изменении состояний ЭЛН – ЧАВО
1. Для работы с функционалом СЭДО о получении сообщений об изменении состояний ЭЛН необходимо заключить типовое соглашение о взаимодействии с фондом (запросить в региональном отделении ФСС). Текст соглашения с ФСС опубликован на странице https://sedo.fss.ru/sedo.html.
В случае, если организация попадает под условия заключения Соглашения об информационном взаимодействии между страхователем и отделением Фонда, подписанное Соглашение необходимо направить в территориальный орган Фонда по месту регистрации юридического лица (страхователя), где в дальнейшем можно получить информацию по результатам направленного Соглашения.
2. Статус подписки по нажатию Включить подписку меняется автоматически с Ожидается ответ ФСС на Подписка включена.
Социальный документооборот ФСС: что это такое, как подключиться в 1С
Фонд социального страхования разработал механизм социального электронного документооборота (СЭДО), с помощью которого осуществляется взаимодействие между медицинскими учреждениями, ФСС, работодателями и иными организациями. Он необходим для обмена юридически значимыми электронными документами и информацией между участниками системы.
Хозяйствующий субъект может получать информацию из СЭДО напрямую из программы 1С: ЗУП 8 ред. 3 через сервис 1С-Отчетность.
Суть социального электронного документооборота ФСС
Механизм взаимодействия медицинских учреждений, ФСС и работодателей регламентирован Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 г. № 1567. Согласно данным правилам медицинские организации вправе оформлять листок нетрудоспособности не только в бумажном, но и в электронном виде.
Обмен электронными больничными между Фондом социального страхования и работодателями производится следующим образом:
Внимание! Если в регионе действуют «Прямые выплаты» ФСС, больничный лист оплачивается сотруднику напрямую из фонда.
При таком механизме взаимодействия работодатель узнает о том, что сотруднику выписан больничный лист, только когда он сам сообщит номер документа. При этом информация не всегда поступает в организацию вовремя, к примеру, номер утерян, неправильно записан, неверно внесен в учетную систему и др. В этом случае бухгалтеру необходимо выяснить достоверность номера больничного листа, а также действительно ли он закрыт.
Чтобы у работодателя не возникало необходимости проводить дополнительную работу по установлению достоверности номера листка нетрудоспособности, ему удобнее получать сведения напрямую из ФСС, а не через работника. Дело в том, что вся информация о временной нетрудоспособности сотрудника собирается именно в информационной базе фонда. В связи с этим ФСС сформировал систему социального электронного документооборота (СЭДО) именно для своевременного информирования работодателей.
На основании данной схемы становится понятно, что когда медучреждение открывает электронный листок нетрудоспособности, программа работодателя в автоматическом режиме его регистрирует, а также производит все расчеты и направляет информацию в ФСС для назначения и выплаты пособия.
Когда медучреждение закрывает электронный листок нетрудоспособности, работодатель может сразу же создать или загрузить его в своей программе, затем рассчитать и направить в ФСС необходимую информацию, а также документы (заявления, реестры и др.).
Для того чтобы можно было применять такую схему, работодатель должен использовать сервис 1С-Отчетность.
Как подключить СЭДО в 1С: ЗУП 8 ред. 3
Для подключения СЭДО в 1С: ЗУП 8 ред. 3 необходимо:
Внимание! Для подключения к СЭДО работодатель должен заключить соглашение с ФСС об электронном взаимодействии.
Для работы с СЭДО в программе 1С нужно указать сертификаты страхователя и ФСС. При подключении сервиса 1С-Отчетность действие по настройке требуемых сертификатов проводится автоматически.
Согласие сотрудника на получение сообщений от ФСС
Фонд социального страхования гарантирует, что СЭДО обеспечивает все требуемые условия защиты информации и сохраняет ее конфиденциальность согласно требованиям законодательства РФ в сфере информационных технологий. Работодатель получает только код заболевания, а медицинский диагноз сотрудника ему не сообщается. Кроме того, третьи лица не имеют доступ к электронному больничному листку.
Важно! Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ работодатель должен получить согласие от сотрудника на обработку персональных данных.
В программе 1С: ЗУП 8 ред. 3 имеется возможность сформировать заявление работников о согласии на получение от ФСС сообщений о состоянии электронных листков нетрудоспособности, а также на контроль за получением этих согласий. Для этого нужно зайти в меню «Кадры» → «Пособия» → «Согласия на уведомление об ЭЛН», где содержится персонифицированный бланк заявления. Его можно распечатать и передать на подпись работнику.
В случае, когда работник согласен, используется кнопка «Включить подписку», и это означает, что информация будет получаться из ФСС об изменении статуса электронного листка нетрудоспособности. В случае, когда работник отзывает свое согласие или увольняется, используется кнопка «Отключить подписку».
1С: ЗУП автоматически отслеживает состояние заявлений работников и своевременно напоминает о необходимости включения или отключения подписки.
Получение сообщений о статусе электронного больничного
Если подписка подключена, работодатель может загружать в 1С: ЗУП сообщения по сотрудникам о состоянии этих документов, если работники подтвердили свое согласие на обработку уведомлений об электронных больничных. Для этого нужно зайти в меню «Кадры» → «Пособия» → «Сообщения ФСС об изменении ЭЛН» и нажать кнопку «Получить из ФСС».
После загрузки сведений пользователь получает информацию о номере больничного листка и его статусе. Полученное сообщение можно сразу же обработать, если у него статус:
Если сообщение новое, его необходимо «Получить из ФСС», а в 1С: ЗУП на его основании зарегистрировать неявки. Если листок нетрудоспособности закрыт, пользователю нужно создать, загрузить и провести новый документ «Больничный лист». В случае, когда листок нетрудоспособности аннулирован, необходимо обработать ранее сформированный в программе «Больничный лист».
Настроим загрузки ЭЛН, обучим работе с б/л по причине нетрудоспособности (03) Карантин по коронавирусу. Звоните!
Обязательный СЭДО ФСС в 2022 году: как правильно настроить в 1С:ЗУП 3
C 01.01.2022 г. изменится механизм оформления пособий по болезни, беременности и родам. Работодатель будет получать автоматическое электронное сообщение о закрытии листка нетрудоспособности. Работнику передавать сведения не придется.
Для введения беззаявительньного принципа работодатель должен подключиться к программе социального электронного документооборота (СЭДО).
Не позднее трех рабочих дней со дня получения сообщения о закрытии ЭЛН от медучреждения работодатель будет обязан подтвердить право работника на начисление ему пособия Фондом социального страхования.
Сейчас этот срок – 5 дней с момента предъявления листка нетрудоспособности работодателю.
Подключение к СЭДО в ЗУП 3.1
После подключения возможности работы с СЭДО в разделе меню «Кадры» появятся три новых рабочих места:
Получение извещений от ФСС о предоставлении недостающих документов
При получении извещения страхователь должен отправить подтверждение в электронном виде о его получении в течение 5 рабочих дней со дня получения.
ВНИМАНИЕ. В части использования функционала получения извещений от ФСС нет необходимости заключать Соглашение. Документы начинают поступать автоматически при их отправке на регистрационный номер ФСС.
В рабочем месте «Извещения ФСС» Вы будете получать извещения о представлении недостающих документов для прямой выплаты пособий в электронном виде.
Для получения извещений следует нажать на кнопку «Получить из ФСС«
По кнопке «Открыть извещение ФСС « или из документа Извещение ФСС открывается документ, который прислал ФСС.
Необходимо с ним ознакомиться и понять, что требует Фонд. После этого можно Подтвердить получение извещения.
Получение уведомлений об изменении ЭЛН
Данные уведомления позволяют не ждать, пока сотрудник предоставит номер больничного листа работодателю. Если работодатель подписан на уведомления ЭЛН по сотруднику, то он сможет получать от ФСС:
а) уведомления о новых электронных больничных,
б) уведомления об изменении из статуса электронных больничных.
ВНИМАНИЕ. Чтобы использовать функционал об изменениях ЭЛН, нужно запросить и подписать Соглашение с региональным отделением ФСС.
Текст соглашения с ФСС опубликован на странице https://sedo.fss.ru/sedo.html
На данном этапе этот функционал пока используется ФСС в пилотном режиме, заключаются соглашения со страхователями, у которых не менее 2 000 сотрудников.
Шаг 1. Получение по сотрудникам согласия на уведомления об ЭЛН
В условиях СЭДО работодатель получает информацию об изменении состояний ЭЛН автоматически после оформления подписки на получение оповещений, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника, так как информация о состоянии здоровья физического лица является специальной категорией персональных данных.
Из рабочего места » Согласия на уведомления об ЭЛН» (раздел Кадры – Согласия на уведомления об ЭЛН) можно осуществлять:
После записи документа статус согласия меняется на Ожидает подписания. Зарегистрировать подписание сотрудником согласия необходимо по кнопке Сотрудник подписал согласие. Тогда статус согласия поменяется на Подписано. Для согласия можно установить и другие статусы: Сотрудник не планирует подписывать согласие, Пометить на удаление согласие, Сотрудник отозвал согласие.
Шаг 2. Подключение подписки на уведомления об ЭЛН от ФСС
После того как от сотрудника получено согласие на уведомления об ЭЛН (состояние согласия Подписано), необходимо по одноименной кнопке Включить подписку на получение информации от ФСС об изменении состояний электронного больничного сотрудника.
Установите флажок внизу формы о подтверждении получения согласия от сотрудника на получение оповещения. Кнопка Включить подписку. Далее выполняется запрос в ФСС о включении подписки.
Далее выполняется получение входящего сообщения от ФСС о подключении подписки. При подключении подписки выдается результат Подписка включена и в рабочем месте Согласия на уведомления об ЭЛН указывается статус подписки Включена.
Если сотрудник отзовет свое согласие (будет установлен статус Отозвано) или будет уволен, по одноименной кнопке следует обязательно Отключить подписку.
Шаг 3. Получение уведомлений о статусе ЭЛН в ФСС
В рабочем месте Сообщения ФСС об изменении ЭЛН (раздел Кадры – Сообщения ФСС об изменении ЭЛН) можно получать по сотрудникам, которые дали согласие на уведомления об ЭЛН и организация оформила подписку на них, их электронные больничные и информацию о статусе этих ЭЛН в ФСС.
Загрузка сообщений от ФСС производится по кнопке Получить из ФСС.
Надеемся, что данная информация поможет вам оперативно реагировать на важные изменения законодательства. В случае возникновения каких-либо вопросов по 1С вы всегда можете обратиться за поддержкой в компанию Контакт.