Согласие на уведомление элн что такое
Как дать согласие на оформление электронного больничного
Согласие на электронный больничный лист — это документ, подтверждающий разрешение пациента на оформление ему листка нетрудоспособности не на привычном бумажном голубом бланке, как было прежде, а в виртуальном формате.
Кому дадут электронный больничный
В 2017 году на головы россиян свалилось счастье в виде виртуальных больничных. Медики влюбились в возможность их выдачи без бумажной волокиты и с радостью применяют в работе. Получить его вправе любое застрахованное лицо. Но, к сожалению, врачи не всегда предупреждают пациентов, что нужно для электронного больничного листа, работнику и в голову не приходит, что для его получения есть ряд условий.
Типовая форма информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных
(наименование и адрес)
(Ф.И.О. гражданина, законного представителя)
«______» __________________ ________ года рождения, зарегистрированный по адресу:_____________________
(адрес места жительства гражданина, паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, выдавший его орган)
(адрес места жительства законного представителя, паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, выдавший его орган, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия законного представителя)
в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в целях осуществления обязательного социального страхования подтверждаю свое согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа, а также на обработку моих ______, лица, законным представителем которого являюсь ______, персональных данных, необходимых для оформления листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе СНИЛС, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение, использование, передачу, распространение, предоставление, доступ, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
Медицинская организация вправе обрабатывать и передавать для обработки другим участникам информационного взаимодействия — страхователю, Фонду социального страхования Российской Федерации, учреждению медико-социальной экспертизы и другим медицинским организациям мои _____, лица, законным представителем которого являюсь _______, персональные данные, необходимые для оформления листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе СНИЛС, посредством внесения их в электронную базу данных с использованием машинных носителей информации, по каналам связи с соблюдением мер, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа, без специального уведомления меня об этом.
Срок хранения персональных данных соответствует сроку хранения первичных медицинских документов (медицинской карты) и составляет двадцать пять лет.
Настоящее согласие дано мной «____» ______________ _____ года и действует бессрочно.
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес медицинской организации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю медицинской организации.
В случае получения письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных медицинская организация обязана:
а) прекратить их обработку;
б) по истечении указанного выше срока хранения моих персональных данных (двадцать пять лет) уничтожить (стереть) все мои персональные данные из баз данных автоматизированной информационной системы медицинской организации, включая все копии на машинных носителях информации, без уведомления меня об этом.
(подпись гражданина, его законного представителя)
(контактный телефон (телефоны))
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с электронными больничными. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как заполнить согласие на ЭЛН
Приняв решение получить ЭЛН, сообщите об этом врачу. Вам выдадут пустой бланк, который следует заполнить, и подскажут, что работнику необходимо указать в заявлении о выдаче электронного листка нетрудоспособности:
Как передать ЭЛН работодателю
Электронный лист нетрудоспособности нематериален, соответственно, его нельзя передать в бухгалтерию обычным способом. Это виртуальный документ. Но он имеет двенадцатизначный уникальный номер, указанный на талоне, который врач выдаст пациенту при выписке. Вот его и сообщают работодателю для расчета пособия. Ехать на работу не нужно. Закон обязывает только сообщить номер по месту работы, а вариантов, чтобы это быстро сделать, в XXI веке предостаточно. Это очень удобно и для работника, и для бухгалтера.
Что делает бухгалтер с е-больничным
Страхователь является участником информационного взаимодействия по больничным в онлайн-формате. Следовательно, подготовился и прекрасно знает, что делать с электронным больничным листом работодателю:
2021 год готовит сюрпризы. Обязанность по выплате больничных ФСС возьмет на себя. При прямых выплатах работнику придется предоставить в бухгалтерию пакет документов:
Сведения будут переданы в фонд, который произведет расчеты и выплаты получателю. На его сайте размещен образец согласия на обработку персональных данных в ФСС, но в рассматриваемом случае законодатель не требует согласия работника на обработку его данных.
Уже сейчас обеспокоенные сотрудники интересуются, зачем нужно заявление в ФСС к электронному больничному, поскольку их убеждали, что реформы жизнь упростят, а на самом деле все только усложнилось. Принесут ли эти нововведения россиянам новое счастье — время покажет.
Согласие на уведомление элн что такое
Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010
Комментарий
С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Обзор поправок см. в комментарии.
Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:
Постановлением от 23.11.2021 Правительство РФ утвердило правила получения отделениями ФСС России таких сведений и документов (далее – Правила). Они начинают действовать с 01.01.2022 (за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 01.01.2023).
Основные изменения связаны с тем, что с 01.01.2022 ФСС России переходит на беззаявительный (иначе говоря, проактивный) порядок выплаты пособий. Его суть в том, что информацию о страховом случае, в связи с которым назначается пособие, фонды будут получать не от работодателя (за одним исключением), а на основании сведений об открытии и закрытии листков нетрудоспособности, а также от иных ведомств в порядке обмена данными (в частности, от органов ЗАГС).
Напомним, что с 2022 года листки нетрудоспособности начнут оформлять только в электронном виде. См. об этом здесь. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). На упомянутых лиц положения комментируемых Правил не распространяются (п. 2 Правил).
Процедура заполнения электронного больничного листа и взаимодействия работодателя с ФСС России
Согласно Правилам взаимодействие работодателя с фондом в части передачи документов и сведений для расчета и выплаты пособий будет осуществляться через систему социального электронного документооборота – СЭДО. Внедрение этого сервиса ФСС России анонсировал еще летом 2021 года (см. информацию на сайте отделения фонда). СЭДО – это бесплатный сервис, интегрированный в бухгалтерские программы. Подключиться к нему можно и через 1С (см. об этом статью).
В соответствии с п. 17 – 18 Правил медицинская организация формирует для физлица листок нетрудоспособности в электронном виде и размещает его в информационной системе ФСС России – ЕИИС «Соцстрах». После этого от ФСС России поступает запрос в ПФР о предоставлении сведений о застрахованном физлице и о работодателе (отсутствует ли работодатель у физлица или нет, его ИНН и КПП). В течение одного календарного дня с даты получения запроса ПФР размещает запрашиваемые данные в информационной системе ФСС России.
Далее информация об открытии электронного больничного (далее – ЭЛН) поступает работодателю, а также в личный кабинет физлица на портале государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, работодателю и физлицу поступают от ФСС России следующие сведения:
Работодатели заполняют свою часть ЭЛН в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН (п. 22 Правил). Сведения, которые работодатель должен внести, отражаются в запросе от фонда. Это могут быть, к примеру, сведения о:
Если сведения (или документы) работодатель подаст не в полном объеме, фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения направит работодателю извещение о предоставлении недостающих данных.
Получение извещения нужно подтвердить. Срок для этого – 3 рабочих дня со дня получения извещения. Если указанные действия работодатель не выполнит, фонд направит извещение заказным письмом. Оно будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления (абз. 3, 4 п. 10 Правил). В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения необходимо предоставить недостающие сведения и документы (абз. 5 п. 10 Правил).
Также если фонд обнаружит нарушения в порядке заполнения больничного листа работодателем, то в течение 5 рабочих дней с даты закрытия больничного листа фонд направит извещение с указанием перечня необходимых исправлений. Внести исправления в ЭЛН работодатель должен не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения (п. 11 Правил).
Если на дату назначения пособия работник не сможет представить работодателю справку о сумме заработка, полученного в расчетный период от иных нанимателей, фонд назначит физлицу пособие исходя из информации о том заработке, который получен от этого работодателя. При этом сотрудник не лишен возможности впоследствии предоставить работодателю указанную справку и одновременно с этим заявление о перерасчете пособия. Форму такого заявления должен утвердить ФСС России.
В п. 13 Правил указано, что сведения из справки о сумме заработка и заявление физлица о перерасчете пособия работодатель должен передать в фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения от сотрудника.
Если на дату назначения пособий сотрудник не написал заявление о замене лет (года) расчетного периода, а фонд в число запрашиваемых сведений не включил такое заявление, работник вправе сделать это после получения пособий от фонда. Сведения о замене лет (года) работодателю потребуется передать в фонд не позднее 5 рабочих дней со дня получения от физлица заявления о такой замене (п. 14, 22 Правил).
Из этого следует, что фонд пересчитает и доплатит пособие.
В Правилах не сказано о санкциях за непредставление в фонд документов и (или) нарушение сроков такого представления. Однако ответственность за названные действия закреплена в ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ в редакции от 01.01.2022.
Но работодатели должны привыкнуть к новому порядку. Именно поэтому (по данным ФСС России) первое время чиновники никого штрафовать не будут.
Порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка
Пособие при рождении ребенка орган ФСС России выплатит на основании сведений от органов ЗАГС (п. 26 Правил). Никакие документы работодателю сотрудник представлять не должен.
Отметим, что в целях назначения пособия фонд вправе запросить у работодателя данные о районном коэффициенте, который применяется к выплатам работника (п. 31 Правил). Передать сведения об этом работодатель должен в течение двух рабочих дней с даты получения такого запроса (п. 32 Правил).
Порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен предоставить работодателю одновременно (п. 34 Правил):
Отметим, что с 2022 года работникам больше не потребуется представлять справку с места работы второго супруга о том, что указанное пособие ему не назначено. Такого требования нет ни в Правилах, ни в будущей редакции Закона № 255-ФЗ.
В течение трех рабочих дней с даты подачи сотрудником указанных документов работодатель обязан направить в отделение фонда следующие сведения, подписанные усиленной квалифицированной ЭП (п. 35 Правил):
Перечисленные сведения нужно передать в фонд через СЭДО.
Также возможно, что фонд направит работодателю запрос на представление дополнительных сведений. В числе запрашиваемых сведений могут быть сведения о:
Если сотрудник в период получения ежемесячного пособия утратит право на него, работодатель должен сообщить об этом в фонд в срок не позднее трех рабочих дней с даты, когда ему стало известно о таком факте (п. 43 Правил).
Порядок назначения пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам
Для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам сотрудникам с 2022 года не требуется подавать работодателю какие-либо документы. Такие пособия будут выплачиваться только на основании листка нетрудоспособности. А он в электронном виде размещается в информационной системе «Соцстрах» (п. 16 Правил).
По запросу фонда работодатель обязан предоставить дополнительные сведения для исчисления пособий в том объеме, который запросит фонд. Перечислим данные, которые вправе запросить орган ФСС России (п. 22 Правил).
Для расчета пособия по нетрудоспособности фонд может запросить сведения:
Для расчета пособия по беременности и родам фонд может запросить сведения:
Работодатель должен передать в фонд запрашиваемые сведения не позднее трех рабочих дней со дня поступления в систему информации о закрытии листка нетрудоспособности (п. 22 Правил). Обратите внимание на следующий момент. Сотрудница вправе уйти в отпуск по беременности и родам позже даты открытия больничного листа. В настоящее время о предоставлении такого отпуска женщина пишет заявление. С учетом даты начала отпуска, указанной в заявлении, рассчитывается пособие. Так, пособие может быть рассчитано не за 140 календарный дней отпуска (при обычной беременности), а за меньшее число дней.
Несмотря на то что с 2022 года Закон № 255-ФЗ не требует в рассматриваемом случае писать заявление на отпуск, сотрудницу следует попросить все же составить его. Это необходимо для определения продолжительности периода выплаты пособия, тем более что сведения о дате начала и окончания отпуска по БиР ФСС России вправе запросить у работодателя (пп. «б» п. 22 Правил).
Особенности получения пособия лицами, которые добровольно платят взносы на социальное страхование
Напомним, что право на получение пособий имеют не только лица, работающие по трудовому договору, но и те граждане, которые добровольно платят взносы на ОСС. В частности, это предприниматели, адвокаты, нотариусы. Они платят взносы на обязательное страхование исходя из стоимости страхового года (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). Право на получение пособий у названных лиц возникает, если за год, предшествующий году наступления страхового случая, они полностью уплатили взносы (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790).
По Правилам с 2022 года названные лица в целях получения пособий подают документы, необходимые для их назначения, в орган ФСС России по месту регистрации в качестве страхователя (п. 9 Правил). В числе документов, в частности, справка о сумме заработка за расчетный период, заявление о замене лет расчетного периода. Полагаем, что лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, справку о сумме заработка подают в фонд, если в расчетном периоде они вели не только предпринимательскую деятельность, но и работали по найму.
Фонд также вправе запросить у таких лиц дополнительные документы, если они представлены не в полном объеме. Об этом в адрес физлица направят извещение. Предоставить недостающие документы необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения (п. 14 Правил).
Обратим внимание, что с 01.01.2023 лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, получат право подавать документы для получения пособий через единый портал Госуслуг (п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, п. 9, 10, 13, 14 Правил).
Социальный документооборот ФСС: что это такое, как подключиться в 1С
Что такое социальный электронный документооборот (СЭДО)
Медицинские учреждения оформляют листки нетрудоспособности как в бумажном, так и в электронном виде. Правила взаимодействия медучреждений, ФСС и работодателя утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 и вступили в силу 18.12.2017. Обмен электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) с ФСС и работодателем заключается в следующем:
В соответствии с указанной схемой работодатель узнает о том, что сотрудник оформил больничный лист только в момент, когда работник сообщает ему номер. Информация не всегда поступает к работодателю вовремя (номер может быть неверно записан, потерян, неверно введен в учетную систему работодателя и т. д.).
Далее у работодателя возникают вопросы, связанные с проверкой достоверности номера и выяснения, закрыт ли уже листок нетрудоспособности.
Работодателю было бы значительно удобнее получать информацию о листках нетрудоспособности не от работника, а непосредственно от ФСС, ведь именно в информационной системе ФСС аккумулирована вся информация о временной нетрудоспособности работников. Получать сообщения от ФСС работодателю было бы удобно сразу, в момент открытия, закрытия или оплаты листка нетрудоспособности. С учетом этих обстоятельств ФСС разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) в части оперативного информирования работодателей (рис. 1).
По замыслу Фонда, в тот момент, когда медицинская организация открывает ЭЛН, программа страхователя автоматически регистрирует листок нетрудоспособности, рассчитывает его и отправляет все сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия в Фонд.
А в момент, когда медицинская организация закрывает ЭЛН, в программе можно по одному клику создать, загрузить больничный, рассчитать его и сформировать для отправки в ФСС все требуемые заявления и реестры.
Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ 1С, используя механизмы сервиса 1С-Отчетность.
Подключение к СЭДО в 1С
Рис. 2. Настройка подключения к СЭДО
Обратите внимание, что для работы c СЭДО необходимо заключить соответствующее соглашение о взаимодействии с ФСС. На текущий момент порядок заключения соглашения не утвержден. Следите за новостями на сайте.
Согласие работника на получение уведомлений от ФСС
ФСС гарантирует, что ИС ФСС РФ обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационных технологий. Сведения о диагнозе пациента медицинской организации, сформировавшей ему электронный листок нетрудоспособности, работодателю не предоставляются, предоставляется только код. Сторонние лица не получают доступа к электронному листку нетрудоспособности.
Работодатель, не применяющий СЭДО, обычно получает информацию о состоянии здоровья сотрудника от него самого: по желанию сотрудника предоставить информацию о временной нетрудоспособности и наличии больничного листка. В условиях СЭДО работодатель получает информацию об изменении состояний ЭЛН автоматически, после оформления подписки на получение оповещений, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника.
Рис. 3. Согласие работника на уведомление об ЭЛН
Состояния Согласия на уведомления об ЭЛН отображаются в списке сотрудников (рис. 4).
Рис. 4. Состояния согласий сотрудников на уведомления об ЭЛН и подписок на получение информации от ФСС
Можно сформировать и зарегистрировать заявления-согласия работников на обработку персональных данных о состоянии здоровья списком.
Если от работника получено согласие, то по одноименной кнопке следует Включить подписку на получение информации от ФСС об изменении статуса ЭЛН (см. рис. 4). Если сотрудник отзовет свое согласие или будет уволен, по одноименной кнопке следует Отключить подписку. Программа отслеживает состояние заявления сотрудника и своевременно напоминает о необходимости включить или отключить подписку.
Получение сообщений о статусе ЭЛН
Рис. 5. Получение сообщений из СЭДО ФСС РФ
В результате загрузки сообщений от ФСС работодатель получает информацию о номере и статусе ЭЛН. Программа предоставляет возможность сразу обработать полученное сообщение. К требующим обработки сообщениям относятся:
Новые сообщения требуется Получить из ФСС и на их основании зарегистрировать в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 неявки.
Полученные сообщения о закрытых ЭЛН требуют создания, загрузки и проведения документов Больничный лист.
Получение сообщений об аннулированных ЭЛН влечет за собой обработку ранее проведенных документов Больничный лист. Обработка производится в списке сообщений в колонке Больничный. Для удобства работы со списком сообщений предусмотрены кнопки отбора для показа сообщений:
По кнопке отбора Последние в списке доступны сообщения с последним статусом для всех электронных листков нетрудоспособности.
Автоматическая настройка сертификатов с помощью «1С-Отчетности»
1С:ИТС
От редакции. Подробнее о социальном документообороте с ФСС см. видеозапись спецвыпуска 1С:Лектория от 21.05.2020. О поддержке электронных листков нетрудоспособности, прямых выплат, СЭДО в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3) см. видеозапись лекции от 18.06.2020.
СЭДО с ФСС (ЗУП 3.1.14.97)
Общие сведения по СЭДО с ФСС и его подключение
Механизм СЭДО был анонсирован разработчиками на партнерском семинаре в марте 2020 г. — СЭДО ФСС для работы с электронными больничными
СЭДО ФСС – это сервис электронного документооборота ФСС, который может использоваться для обмена данными по больничным листам между медицинской организацией, ФСС и работодателем. В этом случае:
Передача больничного может производится посредством СЭДО ФСС.
Если уже используется электронный обмен из 1С с ФСС, тогда получается, что уже все необходимые сертификаты установлены и никаких дополнительных сертификатов не понадобится.
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
В ЗУП 3 в СЭДО с ФСС реализованы возможности получения:
В части использования функционала об изменениях ЭЛН потребуется запросить «Соглашение с региональным отделением ФСС» (текс опубликован на странице ФСС). Существуют ограничения по заключению соглашения. Его могут заключить страхователи, у которых не мене 2 000 сотрудников.
Только после заключения Соглашения и получения Согласия на уведомления об ЭЛН сотрудника (об этом ниже) будут поступать оповещения об ЭЛН. Работа с оповещениями по ЭЛН доступна пока в режиме пилота.
В части использования функционала Извещений нет необходимости заключать Соглашение. Документы начинают поступать автоматически при их отправке на регистрационный номер ФСС.
После подключения возможности работы с СЭДО в разделе Кадры появятся три рабочих места:
На панель Текущие дела на Начальной странице приходят оповещения:
Какие текущие дела будут отображаться настраивается путем вызова команды Настроить и отметкой флажками требуемых для вывода дел.
Для использования сервиса СЭДО ФСС в отношении работника потребуется согласие сотрудника, так как информация о состоянии здоровья физического лица является специальной категорией персональных данных в соответствии с законом 152-ФЗ (т.е. согласия сотрудника на обработку персональных данных, которое берется при приеме сотрудника, не достаточно, требуется отдельное согласие).
Рабочее место Согласия на уведомления об ЭЛН ( Кадры – Согласия на уведомления об ЭЛН ) позволяет:
Получение по сотруднику согласия / отказа / отзыва согласия на получение уведомлений об ЭЛН
Будет создан специальный документ и далее можно менять состояние согласия.
Согласие можно распечатать по соответствующей кнопке.
Для согласия можно установить и другие статусы:
Подключение / отключение подписки на уведомления об ЭЛН от ФСС
После того, как сотрудник даст согласие на уведомления об ЭЛН, следует включить по нему подписку на уведомления от ФСС.
При этом выводится предупреждение о том, что подписку необходимо будет отключить в течении одного рабочего дня с момента увольнения сотрудника.
При необходимости (например, при увольнении сотрудника) по соответствующей команде подписку можно отключить.
Работа по получению уведомлений об ЭЛН
По тем сотрудникам, которые дали согласие на уведомления об ЭЛН и на них организация оформила подписку, в специальном рабочем месте Сообщения ФСС об изменении состояний ЭЛН можно будет получать их ЭЛН и информацию о статусе этих электронных листков.
Можно автоматически создавать ЭЛН по закрытым мед.учреждениями больничным.
Далее если организация находится в регионе прямой выплаты пособий, то после сбора необходимых документов, данные отправляются в ФСС.
Если организация находится в регионе с зачетной системой, то пособие сразу рассчитается.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Очень интересный семинар. Все изложено очень понятно и по существу. Спасибо большое!