Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

Олимпиада Дино 2021 «Корабли Хрума» 3 кл – правильные ответы?

Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

Пробный тур олимпиада Дино 3 класс Корабли Хрума – верные ответы какие? Как выполнить задание?

1 Ответы

Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

На первый взгляд задание на тренировочном острове для третьеклассника сложное, может напугать фраза «лексическая сочетаемость». На самом деле все гораздо проще, выражаясь простым языком, это сочетание слов, в зависимости от их значения.

Ребятам предлагается пять кораблей, расположенных сверху, на каждом из них написано по одному слову: зубы, язык, дружеский, творческий, холодный. И внизу три сундука со словами: заговаривать, коллектив, человек.

Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

Необходимо соединить с помощью якоря кораблик с сундуком, в которых написанные слова имеют сочетаемость.

Фишка в том, что некоторые кораблики могут вообще не иметь связи ни с одним сундуком, а другие кораблики наоборот, несколько связей с одним и тем же сундуком. Задание на внимательность и знание русского языка.

Правильные ответы для 3 кл «Корабли Хрума» следующие:

Существительное «зубы» соединяем с глаголом «заговаривать».

Слово «язык» в данном случае не имеет лексической (источник сайт «Знайка Учит») сочетаемости, так же как и слово «дружеский».

Прилагательное «творческий» имеет две сочетаемости, это коллектив и человек (творческий коллектив, творческий человек).

Источник

Ответы на олимпиаду по русскому языку (5-9 классы). Основной тур с 2 по 15 марта 2021г.

Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

Корабли и сундуки

Соедини корабли с сундуками так, чтобы слова лексически сочетались друг с другом. Каждый корабль и сундук может иметь одну или несколько связей, а может не иметь вообще. Лексическая сочетаемость – это способность слова сочетаться с определённым кругом других слов. Она зависит от смысловых особенностей и значения слова.

5 класс

КорабльСундук
стаясобак, птиц
сворасобак
табунлошадей
одержатьпобеду
первенство

6 класс

КорабльСундук
стаясобак, птиц
сворасобак
одержатьпобеду
заработатьденьги
первенство
доход

7 класс

КорабльСундук
одержатьпобеду
потерпетьпоражение
заработатьденьги
тратитьденьги
повыситьдоход
первенство

8 класс

КорабльСундук
одержатьпобеду
потерпетьпоражение
заработатьденьги
тратитьденьги
повыситьдоход
увеличитьдоход
первенство

9 класс

КорабльСундук
одержатьпобеду
потерпетьпоражение
заработатьденьги
тратитьденьги
повыситьдоход
копитьденьги
увеличитьдоход
первенство

Слитно

Помоги Васе собрать больше слов, чтобы победить. Собирай слова, которые пишутся или могут писаться слитно. Оля собирает слова, которые пишутся или могут писаться раздельно. Первый ход твой.

Часть слов из списка пишется только слитно. Есть также слова, которые пишутся только раздельно. Но есть также 3 слова, которые могут писаться как слитно, так и раздельно. Для победы в данном задании, необходимо эти слова забрать себе в первую очередь. Компьютер (Оля) также будет стараться забрать эти слова себе.

5 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
НаявуВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасНа(зло)В одиночку
СправаНе прочь
ВнутрьДо отвала

6 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ВзапертиВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасНа(зло)В одиночку
СпозаранкуНе прочь
ВнутрьДо отвала

7 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ВзапертиВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасНа(зло)В одиночку
СпозаранкуНе прочь
НаявуДо отвала

8-9 классы

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ВзапертиВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасВ(тайне)В одиночку
СпозаранкуНе прочь
НавзрыдВ следствии

Облачное королевство

5-6 классы7-8 классы9 класс
сен ь оркан ь онпорт ь ера
в ь югаотреж ь теотреж ь те
обез ь янавскач ьвскач ь
съеш ьсъеш ь
в ь югав ь юга

Неопознанный термин

Здесь все термины, кроме одного, относятся к теме “тип речи”, к одной теме или категории. Выбери лишний термин.

5 класс

12345
Повествование ОбращениеОрфографияПрилагательное Омоним
ОписаниеОпределениеФонетикаПодлежащееОлицетворение
ОпределениеДополнение СравнениеЧастицаЭпитет

6 класс

12345
Повествование ОбращениеОрфографияПрилагательноеОксюморон
ОписаниеОпределениеФонетика Подлежащее Омоним
ОпределениеДополнение СравнениеЧастицаОлицетворение

7 класс

123456
ПовествованиеОксюморонОрфографияПрилагательноеАнафора Обращение
Описание ОмонимФонетика ПодлежащееАнтитезаОпределение
ОпределениеОлицетворение СравнениеМеждометие АрхаизмДополнение

8-9 классы

123456
Повествование НазывноеНаклонение МеждометиеАнафораЗапятая
ОписаниеОпределенно-
личное
ВидМногосоюзиеАнтитеза Дефис
ОпределениеБезличное Одушевлён-
ность
Умолчание АббревиацияМноготочие
Обобщённо-
личное
ЛицоБессоюзиеАллитерацияТире

Оперный театр

На основе каких литературных произведений написаны оперы? Выбери верный вариант для каждого исполнителя.

КлассАвтор и названиеОтрывок
5, 6А.С.Пушкин, “Сказка о попе
и о работнике его Балде”
Три щелчка, три щелчка –
Цена невысока.
5А.С.Пушкин, “Сказка
о царе Салтане”
Свет наш, матушка царица,
уж придётся помириться:
в бочке тесно и темно,
а уж сесть в неё должно.
5, 7А.С.Пушкин, “Сказка о
золотом петушке”
Чем тебя благодарить?
Что тебе мне посулить?
За такое одолженье,
Сверх любви и уваженья…
5Русские народные сказки
про Кащея Бессмертного
Чудовище! Над горем моим сжалься!
Молю тебя: дай мне его увидеть…
Хоть раз ещё… Ты можешь…
Ты колдун…
6, 7Н.В.Гоголь, повесть “Ночь
перед Рождеством”
Украдёшь ты месяц с неба,
я ж попрячу часты звёзды,
разведём метель да вьюгу,
на дорогу по колено…
6, 8, 9А.С.Пушкин, роман
“Дубровский”
Я защитников себе не стану звать!
На разбойников найду управу сам!
Только свистну моим верным молодцам
Да прикажу идти, и все пойдут со мной!
6А.С.Пушкин, “Сказка
о царе Салтане”
Вот неслыханное диво:
птичьи в горле переливы,
птица станом и пером, –
молвит русским языком.
6, 7Н.В.Гоголь, повесть “Майская
ночь, или Утопленница”
Говорят, слыхал я наши бабы,
Что в панский сад выходят русалки о ночам
При месяце погреться и хоровод водить,
Что главною над ними – та сотникова дочь.
7А.С.Пушкин, роман
“Дубровский”
Я б принесла ему прощенье,
С добром и правдой примиренье,
И, тронутый моей мольбой,
Он бросил бы навек разбой!
7М.Ю.Лермонтов, поэма
“Песня о купце Калашникове”
Вот выходит силушку испробовать,
Молодой купец, удалой боец,
На все сторонушки раскланиваясь,
Ну, посмотрим, чья возьмёт!
8, 9А.С.Пушкин, повесть
“Пиковая дама”
О, так послушайте!
Графиня много лет назад в Париже
красавицей слыла.
8, 9А.С.Пушкин, поэма
“Руслан и Людмила”
О радость! Я знал, я чувствовал заране,
Что мен лишь суждено свершить столь
славный подвиг!
Близок уж час торжества моего…
8, 9А.С.Пушкин, драма
“Борис Годунов”
…Тогда я в Углич
на некое был услан послушанье.
Пришёл я в ночь… Наутро в час обедни…
Вдруг слышу звон; ударили в набат;
8, 9“Слово о полку Игореве”Глядите: меркнет солнца свет!
Ох, то знаменье божие, князь!
И, словно месяц,
На небе солнце стоит серпом!

Слова хамелеоны

В русском языке существуют слова, которые могут означать как действие или процесс, так и объект или явление.

Выбери два слова-хамелеона ( три слова для 9 класса ), которые могут означать как действие или процесс, так и объект или явление.

КлассСлова
5, 6, 7, 8, 9 Соединение
5, 6, 7, 8, 9 Помещение
5, 6, 7Привидение
5, 6Звание
5, 6, 7Зрение
5, 6, 7Печатание
5, 6, 7, 8Везение
7Наматывание
8Получение
8, 9Кушанье
8, 9Изваяние
8, 9Уныние
8Послание
9Одеяние
9Сказание
9 Плетение

Как это понять?

Синтаксическая омонимия – это двусмысленность, возникающая из-за неясности синтаксических связей между словами в предложении.

Выбери предложения, которые можно понять несколькими способами, то есть предложения с синтаксической омонимией.

ПредложениеОмонимия?
Серебро заменяет золото Да
Всё готово?
Ты всё поёшь? Да
Я люблю читать книги об искусстве
Леса окружают поля Да
Я жду звонка от друга Васи Да
Мы решили пойти в танцевальную студию вместе
Я люблю читать книги по финансовой грамотности
Зелёные луга сменили заснеженные горы Да
Этот переполох вызвал чей-то щенок
Заказ доставлен Ивановым Да
Мы пригласили к себе дядю Сергея Да
Я не думаю, что готов снова попытаться
Сребрит мороз увянувшее поле… (А.С.Пушкин)
Будем биться, пока не иссякнут наши силы
Школьники из Москвы поехали в Казань Да

Истории

Дополни истории. Для этого выбирай варианты, которые по смыслу совпадают с выделенными фразеологизмами.

Интернет-магазин

Определи, из каких языков произошли эти слова. Нажимай на них, чтобы перенести их в нужные группы.

Источник

Лексическое сочетание слов язык зубы дружеский творческий

Ответы на олимпиаду по русскому языку (5-9 классы). Основной тур с 2 по 15 марта 2021г.

Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

Видеоответы в Youtube: 5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс

Корабли и сундуки

Соедини корабли с сундуками так, чтобы слова лексически сочетались друг с другом. Каждый корабль и сундук может иметь одну или несколько связей, а может не иметь вообще. Лексическая сочетаемость – это способность слова сочетаться с определённым кругом других слов. Она зависит от смысловых особенностей и значения слова.

5 класс

КорабльСундук
стаясобак, птиц
сворасобак
табунлошадей
одержатьпобеду
первенство

6 класс

КорабльСундук
стаясобак, птиц
сворасобак
одержатьпобеду
заработатьденьги
первенство
доход

7 класс

КорабльСундук
одержатьпобеду
потерпетьпоражение
заработатьденьги
тратитьденьги
повыситьдоход
первенство

8 класс

КорабльСундук
одержатьпобеду
потерпетьпоражение
заработатьденьги
тратитьденьги
повыситьдоход
увеличитьдоход
первенство

9 класс

КорабльСундук
одержатьпобеду
потерпетьпоражение
заработатьденьги
тратитьденьги
повыситьдоход
копитьденьги
увеличитьдоход
первенство

Слитно

Помоги Васе собрать больше слов, чтобы победить. Собирай слова, которые пишутся или могут писаться слитно. Оля собирает слова, которые пишутся или могут писаться раздельно. Первый ход твой.

Часть слов из списка пишется только слитно. Есть также слова, которые пишутся только раздельно. Но есть также 3 слова, которые могут писаться как слитно, так и раздельно. Для победы в данном задании, необходимо эти слова забрать себе в первую очередь. Компьютер (Оля) также будет стараться забрать эти слова себе.

5 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
НаявуВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасНа(зло)В одиночку
СправаНе прочь
ВнутрьДо отвала

6 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ВзапертиВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасНа(зло)В одиночку
СпозаранкуНе прочь
ВнутрьДо отвала

7 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ВзапертиВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасНа(зло)В одиночку
СпозаранкуНе прочь
НаявуДо отвала

8-9 классы

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ВзапертиВо(время)Без толку
НатощакВ(даль)Под стать
ПодчасВ(тайне)В одиночку
СпозаранкуНе прочь
НавзрыдВ следствии

Облачное королевство

5-6 классы7-8 классы9 класс
сен ь оркан ь онпорт ь ера
в ь югаотреж ь теотреж ь те
обез ь янавскач ьвскач ь
съеш ьсъеш ь
в ь югав ь юга

Неопознанный термин

Здесь все термины, кроме одного, относятся к теме “тип речи”, к одной теме или категории. Выбери лишний термин.

5 класс

12345
ПовествованиеОбращениеОрфографияПрилагательноеОмоним
ОписаниеОпределениеФонетикаПодлежащееОлицетворение
ОпределениеДополнениеСравнениеЧастицаЭпитет

6 класс

12345
ПовествованиеОбращениеОрфографияПрилагательноеОксюморон
ОписаниеОпределениеФонетикаПодлежащееОмоним
ОпределениеДополнениеСравнениеЧастицаОлицетворение

7 класс

123456
ПовествованиеОксюморонОрфографияПрилагательноеАнафораОбращение
ОписаниеОмонимФонетикаПодлежащееАнтитезаОпределение
ОпределениеОлицетворениеСравнениеМеждометиеАрхаизмДополнение

8-9 классы

123456
ПовествованиеНазывноеНаклонениеМеждометиеАнафораЗапятая
ОписаниеОпределенно-
личное
ВидМногосоюзиеАнтитезаДефис
ОпределениеБезличноеОдушевлён-
ность
УмолчаниеАббревиацияМноготочие
Обобщённо-
личное
ЛицоБессоюзиеАллитерацияТире

Оперный театр

На основе каких литературных произведений написаны оперы? Выбери верный вариант для каждого исполнителя.

КлассАвтор и названиеОтрывок
5, 6А.С.Пушкин, “Сказка о попе
и о работнике его Балде”
Три щелчка, три щелчка –
Цена невысока.
5А.С.Пушкин, “Сказка
о царе Салтане”
Свет наш, матушка царица,
уж придётся помириться:
в бочке тесно и темно,
а уж сесть в неё должно.
5, 7А.С.Пушкин, “Сказка о
золотом петушке”
Чем тебя благодарить?
Что тебе мне посулить?
За такое одолженье,
Сверх любви и уваженья…
5Русские народные сказки
про Кащея Бессмертного
Чудовище! Над горем моим сжалься!
Молю тебя: дай мне его увидеть…
Хоть раз ещё… Ты можешь…
Ты колдун…
6, 7Н.В.Гоголь, повесть “Ночь
перед Рождеством”
Украдёшь ты месяц с неба,
я ж попрячу часты звёзды,
разведём метель да вьюгу,
на дорогу по колено…
6, 8, 9А.С.Пушкин, роман
“Дубровский”
Я защитников себе не стану звать!
На разбойников найду управу сам!
Только свистну моим верным молодцам
Да прикажу идти, и все пойдут со мной!
6А.С.Пушкин, “Сказка
о царе Салтане”
Вот неслыханное диво:
птичьи в горле переливы,
птица станом и пером, –
молвит русским языком.
6, 7Н.В.Гоголь, повесть “Майская
ночь, или Утопленница”
Говорят, слыхал я наши бабы,
Что в панский сад выходят русалки о ночам
При месяце погреться и хоровод водить,
Что главною над ними – та сотникова дочь.
7А.С.Пушкин, роман
“Дубровский”
Я б принесла ему прощенье,
С добром и правдой примиренье,
И, тронутый моей мольбой,
Он бросил бы навек разбой!
7М.Ю.Лермонтов, поэма
“Песня о купце Калашникове”
Вот выходит силушку испробовать,
Молодой купец, удалой боец,
На все сторонушки раскланиваясь,
Ну, посмотрим, чья возьмёт!
8, 9А.С.Пушкин, повесть
“Пиковая дама”
О, так послушайте!
Графиня много лет назад в Париже
красавицей слыла.
8, 9А.С.Пушкин, поэма
“Руслан и Людмила”
О радость! Я знал, я чувствовал заране,
Что мен лишь суждено свершить столь
славный подвиг!
Близок уж час торжества моего…
8, 9А.С.Пушкин, драма
“Борис Годунов”
…Тогда я в Углич
на некое был услан послушанье.
Пришёл я в ночь… Наутро в час обедни…
Вдруг слышу звон; ударили в набат;
8, 9“Слово о полку Игореве”Глядите: меркнет солнца свет!
Ох, то знаменье божие, князь!
И, словно месяц,
На небе солнце стоит серпом!

Слова хамелеоны

В русском языке существуют слова, которые могут означать как действие или процесс, так и объект или явление.

Выбери два слова-хамелеона ( три слова для 9 класса ), которые могут означать как действие или процесс, так и объект или явление.

КлассСлова
5, 6, 7, 8, 9Соединение
5, 6, 7, 8, 9Помещение
5, 6, 7Привидение
5, 6Звание
5, 6, 7Зрение
5, 6, 7Печатание
5, 6, 7, 8Везение
7Наматывание
8Получение
8, 9Кушанье
8, 9Изваяние
8, 9Уныние
8Послание
9Одеяние
9Сказание
9Плетение

Как это понять?

Синтаксическая омонимия – это двусмысленность, возникающая из-за неясности синтаксических связей между словами в предложении.

Выбери предложения, которые можно понять несколькими способами, то есть предложения с синтаксической омонимией.

ПредложениеОмонимия?
Серебро заменяет золотоДа
Всё готово?
Ты всё поёшь?Да
Я люблю читать книги об искусстве
Леса окружают поляДа
Я жду звонка от друга ВасиДа
Мы решили пойти в танцевальную студию вместе
Я люблю читать книги по финансовой грамотности
Зелёные луга сменили заснеженные горыДа
Этот переполох вызвал чей-то щенок
Заказ доставлен ИвановымДа
Мы пригласили к себе дядю СергеяДа
Я не думаю, что готов снова попытаться
Сребрит мороз увянувшее поле… (А.С.Пушкин)
Будем биться, пока не иссякнут наши силы
Школьники из Москвы поехали в КазаньДа

Истории

Дополни истории. Для этого выбирай варианты, которые по смыслу совпадают с выделенными фразеологизмами.

Интернет-магазин

Определи, из каких языков произошли эти слова. Нажимай на них, чтобы перенести их в нужные группы.

Лексическое сочетание слов язык зубы дружеский творческий

Соедини корабли с сундуками так чтобы слова лексически сочетались друг с другом зубы язык дружеский

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли

2) непрерывного роста

4) произносятся по-другому

(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.

Творческие задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Творческие задания по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.

Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.

В сборник вошли задания, заимствованные из других источников, а также составленные самостоятельно. Для более точного объяснения ребёнку цели предлагаемых заданий прежде необходимо объяснить ему важность некоторых употребляемых понятий.

Каждый раздел состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников. Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.

Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный — веселый — грустный; смелый — бесстрашный — храбрый — мужественный — отважный).

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Друзья, льёт, платье, бьёт.

Стальные – ножи, нервы.

Рыжая – лиса, девочка.

Парное – молоко, мясо.

Чайная – чашка, церемония.

Охотничья – собака, сумка, байка.

Крупный — выигрыш, мальчик.

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток;

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё антракт;

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв;

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим передышку;

После урока непременно

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

Больше думай, меньше говори.

Век долог, да час короток.

Кривому глазу и прямо криво.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, дождь, пурга.

(оставшиеся слова – синонимы)

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

(Темнота – потёмки, сумерки.

Отметка – оценка, балл)

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

Смешной — …(забавный, потешный)

метель — … (пурга, буря, вьюга)

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

(коричневое платье, коричневый костюм;

дремучий лес, густой туман;

горячая вода, горячий привет, знойное лето)

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

(молния (яркая, ослепительная)

удар грома (сильный, оглушительный)

достал (дождь, ливень)

Родник — И. (источник)

Деятельный — А. (активный)

необходимо в рифму.

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от ( работы )…..

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу ( торопятся )….

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную ( берегут )….

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *