Собор православных мирян что это такое

Собрание православных мирян как гниение

Собор православных мирян что это такое

Представим себе собрание православных мирян по поводу, например, способов приготовления и хранения Запасных Даров. Или вопрос о целибатах из белого духовенства, о способе избрания епархиальных духовников, о разборе ограничения венчания по степени родства и другим подобным вопросам.

Сами предполагаемые участники бы в ответ на такое предложение повертели бы пальцами у виска и сказали: «а при чем тут мы? Для этого есть духовенство. Пусть они собираются и сами занимаются этими вопросами, что нам, своих дел не хватает?»

Какова же причина собраний православных мирян, которые сейчас сотрясают воздух и консервативные блоги?

Отступление иерархии и предательство духовенством православной веры – так говорят многие, а думают все, хотя это и завуалировано в манерно-смиренные речи и постановления в форме «вопросов» и «открытых писем».

В этом открывается, повторюсь, то самое неверие, с которым они борются. Что нет никого.

Мистическая глубина Церкви заканчивается на святейшем патриархе, и если он начинает творить неподобная, то никому, кроме православных мирян (и видимо, православных революционных матросов с «православного крейсера Аврора») это не исправить.

Вызывает закономерный вопрос – вы что делаете в Церкви, где нет никого, кроме стариков в странных пальто?

Впрочем, многие так и говорят: «мы и есть Церковь».

В этих собраниях открывается некоторое страшное нарушение божественного порядка, которое, на мой взгляд, еще страшнее и дезинфекции чаш, и масочного режима в церкви, и самоизоляции от богослужений имени святой Марии Египетской.

Он в таинстве хиротонии дает силу и благодать существовать Церкви и православной вере неповрежденной до скончания века.

Собрания же православных мирян провозглашают открыто, что этой силы и благодати нет. Что они не нужны и бездейственны – что не имеющие этих сил могут и должны направлять Церковь и имеющих эту благодать и силы.

Отступление иерархов от православной веры, сколь массовыми бы они ни были – это частные, личные катастрофы, о которых св. апостол Павел говорит: если же некоторые отпали от веры, то их неверие веры Божией не упраздняет.

Собрания же православных мирян, призванные то ли заместить отпадение, то ли вернуть отпавших иерархов на путь веры – это катастрофа вероисповедания. Это повреждение самого принципа веры, самого Евангельского учения.

Более того, разрушение чина и порядка тут настолько глубоко, что православные миряне даже не понимают, что они с бóльшим правом могли бы обсуждать, нужно ли батюшке неделю поститься перед совершением Литургии, чем о вере батюшки.

По той простой причине, что дисциплинарные чины – это все же внешние, общие чины, а вера – это внутреннее глубокое состояние человеческой души, которое никак не связана ни с какими постановлениями, собраниями, открытыми письмами, возней в блогах и т.д.

Сколько бы вопросов, ответов, запросов, открытых писем ни катали такие собрания, и по каким бы инстанциям ни катали, вера у отпавшего от нее человека не появится.

Чего же они хотят от иерархов, не имеющих веры Христовой? Чтобы те, слушая каждый день Евангелие, причащаясь каждую литургию, имея высшие степени посвящений – и при всем этом не имея веры, получили эту веру от их постановлений?

Отцы и братья, вы что, правда считаете, что ваши постановления действеннее, чем Евангелие? Но разве не в этом вы обвиняете этих иерархов, что они свои постановления ставят выше Евангелия?

Разве не в этом вы поставляете отпадение их от веры Христовой?

Или же вы хотите чтобы они, испугавшись вашей массовости – снова притворились верующими?

В чем же разница между ними и вами?

Вы же болеете одной и той же болезнью!

Вы же точно копируете все симптомы – мол, вместо соборности с духовенством и епископатом патриарх Кирилл устроил единоличное правление.

При этом вам для ваших собраний никакой соборности с епископатом и духовенством тоже не надо.

Но у мирян эта болезнь выглядит еще более запущенной.

Там папизм ваяет человек с иерархическим посвящением и носящий сан патриарха, а тут ваяется православномирянизм, с высшим непререкаемым авторитетом – странным собранием неопределенных лиц с неопределенным статусом. Причем для участия в этом удивительном правлении не обязательно быть и христианином – тот же проф. Гундарев – атеист и коммунист с идеей фикс – построением нео-коммунистической идеологии взамен покойной.

Это что за такие собрания православных мирян?

Это совершенно очевидный следующий этап гниения.

Источник

Не врать и не бояться. Собор православных мирян ответил на агрессию цифрофашистов-разжигателей Третьей мировой войны

Координатор Собора Анатолий Артюх во вступительном слове констатировал что, прогнувшись под власть ВОЗ и его агентуры, руководство РПЦ оказалось в очень тяжелом состоянии, которое продолжает усугубляться по мере дальнейшей сдачи позиций и интересов верующих некоторыми представителями священноначалия: «Идет наипошлейшая гонка двух известных митрополитов за кресло патриарха. Если победит один из них – автор одной хорошей книги – у нас на входе в храмы будут стоять со шприцами. Он же сказал: от болезни спасет только вакцинация, о Боге – ни слова. А если победит второй, у нас будут католики и в алтаре стоять. С учетом того, что патриарх Кирилл не раз говорил об опасности цифрового концлагеря, он сумел перенести Архиерейский Собор… я уверен – на этом Соборе его могли снять с патриаршества и назначить кого-то из этих двух персонажей. А это сделает ситуацию намного хуже, чем сейчас.

Собор православных мирян что это такое

У нас осталось мало времени до архиерейского собора, и еще меньше до решения Госдумы по законопроекту о QR-кодах. У нас появилось огромное число священников и мирян, которые начали задавать неудобные вопросы и отвечать. В стране нет никакой эпидемии коронавируса (это так по официальным ответам Роспотребнадзора), но есть эпидемия страха, лжи и предательства. Она хорошо запланирована и профинансирована», – огласил Артюх известные православным патриотам факты.

Председатель Московского отделения Содружества ветеранов ополчения Донбасса и бывший глава Народного собора Украины Игорь Друзь провел параллели между нынешней ситуацией в руководстве РПЦ и положением дел в Украинской Православной Церкви майданного и домайданного периода, когда властью там временно завладел человек самых низких моральных качеств – содомит Александр Драбинко, который фактически манипулировал престарелым украинским митрополитом Владимиром Сабоданом, но так и не смог расколоть УПЦ и в тоге сам ушел в раскол, а на место главы УПЦ был назначен, пожалуй, самый авторитетный на сегодня архипастырь РПЦ митрополит Онуфрий, который не стал включаться в проект «корвидл» и поддерживать вакцинобесие: «Провокативными заявлениями силы, разрушающие Церковь, мечтают заставить нас уйти в раскол. Нет, пусть они сами уходят в раскол. Мы должны ссылаться на митрополита Онуфрия – второе по иерархии лицо в РПЦ, на епископа Соловецкого Порфирия, на митрополита Рязанского Марка и других единомышленников. Нас поддерживает большинство духовенства, но многие боятся открыто высказать свое мнение. Вообще, даже если бы вакцины и QR-коды были очень полезны и хороши, Церковь должна говорить прежде всего о данной Богом свободе. Медицинское вмешательство может быть только добровольным, иначе это опыты в стиле доктора Менгеле, тем более, они собираются перенести эти опыты на наших детей.

Собор православных мирян что это такое

Я обратил внимание, что «общенациональный локдаун» в России и на Украине был введен в начале ноября с разницей всего в два дня. Такое ощущение, что силы, именуемые глобалистами, просто руководят процессами из единого центра, а «наши» власти берут под козырек. Это очень грустно, это означает, что если мы не будем сопротивляться, русский народ просто будет уничтожен.

В Церкви всегда действовал Святой Дух, она всегда очищалась, и я убежден, что светлые силы в ней снова возьмут верх. Мы не должны уходить в раскол, мы должны быть в Церкви и помогать здоровым силам епископата очистить Церковь».

Анатолий Артюх развил мысль о том, какие силы сегодня участвуют в народном противостоянии и во что в действительности превратилась «борьба с ковидом»:

«Митрополит Тихон Шевкунов объявил происходящее сейчас Третьей мировой войной. Давайте разбираться – мы кому-то войну объявляли? Нет. Так что сейчас происходит? Мы видим, что с нами воюет наше государство – в лице Роспотребнадзора, Минздрава, с нами точно воюют СМИ, с нами воюет часть нашей Церкви. Если вирус рукотворный, как говорит владыка Тихон, почему мы не заявили официально, что на нас напали, да еще и запрещенным мировыми конвенциями биооружием? Почему мы не ввели военное положение? Тогда бы мы пошли воевать… А сейчас получается, что с нами воюют власти и часть Церкви. В светском плане мы говорим, что это фашизм, а в духовном – безусловно, это апостасия, о чем говорит принудительный характер процесса. Так принуждать могут только сатанисты. И этот прямой сатанизм сейчас легализован официальной властью и официальной Церковью».

Координатор Союза патриотических сил Санкт-Петербурга, председатель экспертного совета ОУЗС и главред «Катюши» Андрей Цыганов рассказал о рисках цифровизации и связи цифровой тайны беззакония с вводимыми в России и по всему миру «антиковидными» мерами:

Собор православных мирян что это такое

Хотелось бы спросить – а где в этой трансгуманистической концепции все, что нам дорого? Где наша Церковь, наша вера, наши традиции, наша культура… Ничего этого нет – это в глазах глобалистов не является никакой ценностью.

И еще важный момент: традиционные государства с их даже ограниченным суверенитетом мешают реализации этих планов, и их просто сносят вместе с национальными элитами.—что мы сейчас и наблюдаем. Мы видим, что на QR-кодировании и фашистских метках глобальные дирижеры нового дивного мира (государства антихриста) не собираются останавливаться. Они продолжают усиливать прессинг. Сейчас принимаются законопроекты о расширении полномочий МВД, которые позволят сотрудникам полиции врываться в наши квартиры. Есть попытки превратить РПН в отдельную ветвь власти с диктаторскими полномочиями, готовится легализация всеобщей, в т.ч. детской уколизации опасными экспериментальными ГМ препаратами и т.п.. Что же нам делать? Первое – не входить в эту систему, всеми правдами и не правдами отказываться от QR-кодов, переходить в расчетах исключительно на наличные деньги. Второе – нам надо помогать друг другу, работодатели могут помогать работникам, работники – друг другу. Одна из главных целей наших врагов – поссорить нас, ввергнуть страну в гражданскую войну. Мы не должны вестись на их провокации. Ну и, конечно, делать все что в наших силах чтобы не допустить слива страны и разжигания гражданской войны преступниками и дегенератами в органах власти и СМИ. Например, сейчас, когда в Думу внесен диверсионный антиконституционный законопроект о легализации QR меток, нужно сделать все чтобы сорвать его принятие. Звонить, писать, выходить на пикеты, обращать в свою веру местных депутатов и общественные палаты и т.п. Ведь бесы их агентура, которые внедряют все это безумие, тоже веруют и трепещут. Господь мог бы помиловать даже Содом и Гоморру если бы там набралось хотя бы 10 праведников. Неужели же мы не наберем необходимых процентов нормальных людей, которые откажутся входить в эту систему чтобы тем самым заблокировать ее работу?

Бурные продолжительные овации зала собрало появление и выступление на соборе д.м.н. Александр Редько, ставшего в последнее время мишенью для всех антинациональных сил, поставивших задачу заклеймить народ QR-кодами:

«Вас пугают власти, пугает Роспотребнадзор. Пугают по-всякому, вызывая напряжение, панику… не только у православных, но у всех граждан нашей страны. Сопротивляясь этим надуманным страхам, мы говорим и о других страхах. О тех, которые приходят к нам с Запада, из ВОЗ… и все это вызывает напряжение. Вольно или невольно – мы со всех сторон говорим о плохом и не говорим о хорошем. Не говорим о путях спасения – а что же нам делать? Вот, если не вакцинироваться, так что… умирать? И начинаешь в сотый раз объяснять самые простые вещи, о которых все тут уже знают.

Собор православных мирян что это такое

Поговорю о том, как нам надо защищаться сейчас. Есть такая вещь, как дробная иммунизация – она происходит, когда мы активно общаемся – разговариваем, обнимаемся. Природное не может быть хуже искусственного, это в полной мере касается нашего иммунитета. Давайте вернемся к нашим медицинским традициям. Если восстановим их, спасемся. Если нет – окончательно превратимся в придаток тех людей, которые будут нас подкалывать какой-нибудь гадостью почти каждый день. Ведь вирусов у нас – сотни тысяч.

Посмотрите, все 600 западных вирусологических лабораторий – они вокруг России. Все, кто говорил о войне, абсолютно правы. Война против нас идет – комплексная, гибридная война, при совокупности факторов все они становятся летальными. Наше нормальное здравоохранение превращается в фабрику смерти, причем врачи не виноваты – виноваты организаторы здравоохранения. Мой оптимизм в том, что вы здесь сидите, вы проснулись, вы знаете, что хорошо и плохо. Вы себя познали как личности, а каждая личность запускает вокруг себя цепную реакцию. Все голосования по принудительной вакцинации и режимам QR-кодов показывают, что 70 и более процентов граждан против «новой нормальности». Мы обязательно победим – только нам всем надо объединяться.

Перенос QR-кодов на месяц – это первая ласточка, думаю, что все это должно разрушиться. Более того, кое-кого из наших врагов разыскивают люди в погонах, но почему-то не могут найти. Спасибо всем большое!», – зарядил Редько собравшихся оптимизмом.

Еще один известный врач – д.м.н. Владислав Шафалинов сообщил о доказанных рисках вакцинации от ковида:

«У доктора Супотницкого в монографии, посвященной коронавирусу, есть важный момент: доказано, что S-белок ковида (который начинают производить клетки после вакцинации) влияет на сперматогенез у мальчиков. И это ключевой момент – здесь на самом деле можно ставить точку. Может, это не приведет к полному бесплодию, но есть доказательства воздействия на фертильную функцию. Проверить это можно только одним способом – привить ребенка, а через 15 лет посмотреть – кто родился у привитых, кто – у непривитых. Если есть родители, которые готовы провести такое исследование, тогда можно это сделать.

Собор православных мирян что это такое

Естественно, я против куаризации, совершенно точно, что это не имеет отношения к эпидемиологии. Что касается безопасности ковид-вакцин – конечно, сейчас они сократят сроки клинических испытаний, оперативно все одобрят, но это вовсе не будет свидетельствовать об ее безопасности. Уже были не раз такие истории в медицине, когда препарат одобрялся, а через несколько лет возникали уродства у детей. Мне сейчас звонят многие знакомые и говорят, что вакцинированные болеют и умирают точно также – нет никакой разницы.

Мне часто задают вопрос – что делать? Ответ простой – надо просто перестать врать. И тогда правда восторжествует. И еще – 12 декабря будет конференцию в Москве по поводу лечения коронавируса и вакцинации, время сообщу позднее».

Психотерапевт Вячеслав Боровских призвал православных мирян не бояться, потому что происходящие ныне события очень соответствуют определению «пандемия страха»:

«Настоящая цель проходящей кампании – лишить человека идентичности. Потом можно делать с ним все, что угодно. А начало утраты идентичности – это страх. Человек начинает расчеловечиваться с самого верха, со своего духа. При этом он еще психически здоров, все осознает, но ничего не может с собой поделать. Так вот, самообладание – это присущее личности свойство из области свободы воли, из области духа. Испугай человека – и дальше ты можешь делать с ним все, что хочешь – вплоть до редактирования его генома. В нашем обществе текущая ситуация выявила серьезную степень нашего безбожия.

А я вот сейчас наблюдаю, что ситуация меняется. Конечно, идет жестокая, страшная война. Как мы победили фашистов? Вначале тоже было очень страшно. Но мы воспряли духом, перестали бояться. Кто нас избавил от страха? Заградотряды или другие приказы командования? Нет, народ избавил от страха Бог. Мы испили чашу страданий, и Он нас помиловал. Сейчас мы переживаем тоже самое. Меру знает только Бог, и он избавит нас от страха, если мы о нем вспомним. Он напоминает нам о себе в каждом эпизоде нашей жизни. И сейчас я вижу эту положительную динамику. У меня в 2020 г. обращаемость увеличилась в 6 раз. Это в основном невротики, люди испуганные, которые развили свой страх до депрессий, панических атак и более серьезных расстройств. А от страха нет лекарства в виде таблетки, лекарство только одно – Господь Бог.

Собор православных мирян что это такое

Координаторы Собора под бурное одобрение участников собрания продемонстрировали послание православных граждан президенту России и патриарху РПЦ, в буквальном смысле «отлитое в граните». В этом послании предельно открыто говорится о разжигании в России гражданской войны. Лидеров государства и Церкви просят вмешаться и остановить сегрегацию на государственном уровне… пока не стало слишком поздно. Послание получилось ярким, его планируется закрепить рядом со зданием Администрации президента и Московской Патриархией, что конечно вряд ли понравится обитателям данных зданий.

Собор православных мирян что это такое

По итогам собрания Артюх зачитал объемную резолюцию, которая еще будет корректироваться и дополняться, мы же пока приведем основные ее положения:

Резолюция итогового Собора православных мирян, Москва, 21 ноября 2021 г.

На итоговом соборе православных мирян с названием «ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА – ОСТАНОВИМ ЦИФРОФАШИЗМ» мы поставили задачу определить: кто с нами воюет, какими методами ведутся боевые действия, кто является агрессором, какие у нас потери и как нам защищаться.

Отдельные иерархи РПЦ в этой ситуации заняли позицию отдела по религии Роспотребнадзора и ВОЗ, грубо нарушая каноны, выгоняя людей из храма на Пасху при полном заполнении метро и супермаркетов, объявив святые иконы и святой Крест заразными, способными причинить вред. На самом деле это одна из форм ереси иконоборчества, которое может привести к расколу, как это у нас уже было в 16 веке.

По поводу кощунственной и постыдно стерилизации лжиц при принятии Святых Даров мы заявляем, что не считаем, нашего Господа и Его пречистое Тело и Кровь – дезинфекторами, как нагло заявляют некоторые ковид-обновленцы в рясах. Вирусы, бактерии остаются везде – и на лжице и на потире – Господь их не уничтожает, как уничтожает клопов дихлофос. Но Благодать Господа делает все твари неопасными, неядовитыми, незаразными, несмертельными, пока они находятся в ореоле Бога, в котором нет ни смерти, ни болезни. Поэтому невозможно заразиться при Причастии!

Если мирянин или священник другого мнения, то мирянин не должен подходить к Чаше, а священник причащать. ПРИЧАСТИЕ БУДЕТ В ОСУЖДЕНИЕ! В связи с этим требуем признать кощунственные практики в храмах позорной ошибкой и отменить их указом Патриарха.

Официально испытание вакцин закончится только через год, но людей под страхом увольнения с работы и другими ограничениями пытаются заставить уколоться. Сами того не замечая, мы оказались в стране, которая когда-то победила фашизм, а сегодня принуждает к участию в медицинском эксперименте, запрещённом на Нюрнбергском процессе.

Мы воочию наблюдаем, как страна скатывается к классическим приемам нацистской Германии, кода людям выдавали паспорта здоровья и разделяли на полноценных и нет. Сегодня нас разделили на масочников и безмасочников, уколотых и не уколотых с QR-кодами и нет. Сегрегация – это предтеча гражданской войны. Сегрегация сегодня в России настолько системна, что создается впечатление, что наша власть стремиться ввергнуть страну в войну, чтобы навязать новый порядок.

Новый мировой порядок – это уже не конспирология. Это безумные планы по перезагрузке мира выродков типа Клауса Шваба или Билла Гейтса, которые осуществляются руководителями большинства стран мира с целью прикрепить к человеку номер – QR-код, потом привязать к нему деньги и убрать наличные. С исчезновением государственных валют исчезнет и государственность. Встанет вопрос об одном правителе и тотальном электронном контроле над людьми. Верующие люди прекрасно понимают, о чем речь.

Ограничение свободы вероисповедания запрещено даже в режиме чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), не говоря о режиме «повышенной готовности», для которого ни один федеральный закон не устанавливает возможности таких решений. Между тем, региональные органы власти принимают нормативный акт, который прямо противоречит позиции ГПУ Президента, основанной на Конституции.

Мы наблюдаем нарастающую кампанию травли и стигматизации тех людей, наших коллег, которые говорят правду с целью предотвращения раскола и гражданской войны.

КАК ЗАЩИЩАТЬСЯ? «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Как православные верующие, мы понимаем, что вступили в самые предпоследние времена, написанные в Откровении Иоанна Богослова Апокалипсисе, в котором предначертание печати стало реальной угрозой для всех верующих людей.

Мы не дерзаем остановить тайну беззакония своими немощными руками, но и молчать о творящихся перед Богом и людьми беззакониях мы не имеем права, дабы как можно большее число людей пришло ко Христу и в последние времена они сделали правильный выбор – ведь на кону стоит учесть нашей бессмертной души.

В связи с вышеизложенным, принято решение на нашем итоговом Соборе православных мирян объявить о создании Международного антифашистского комитета (движения), состоящего из экспертов по разным направлениям: медицина, юриспруденция, религия, история и т. д. Задача движения – давать любой инициативе, которая навязывается нам со стороны властей церковных или светских, экспертную оценку, с точки зрения наличия факторов, подпадающих под определение «фашизм». По оценкам наших экспертов, в том числе докладов, которые прозвучали сегодня, мы свидетельствуем, что принудительная «вакцинация», одобрение священноначалием убийства ради продления жизни другого человека, ограничение наших прав и свобод навязыванием принятие QR-кодов под угрозой ограничением наших конституционных и духовных прав является фашизмом и должны быть немедленно остановлены прямыми указами президента и патриарха.

Требуем отменить масочный режим, изоляцию, удаленку, обязательную вакцинацию, принятие QR-кодов и оставить право каждого здорового человека принимать решение о том, как и от чего он будет лечиться.

От родительского сообщества России требуем признать преступлением все попытки принудительной вакцинации людей, особенно детей и стариков.

Требуем провести государственное расследование и привлечь к ответственности должностных лиц, чьи действия, публичная ложь, и нагнетание паники уже привели к психическим и физическим патологиям и летальным исходам».

Источник

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

Собор православных мирян что это такое

Полтора месяца назад в Москве прошло мероприятие, громко наименовавшее себя Собором (собранием) православных мирян. Для абсолютного большинства членов нашей Церкви, как мирян, так и священнослужителей это мероприятие прошло бы совершенно незамеченным (слово собор здесь совсем неуместно, максимум – собрание некоей инициативной группы столичных мирян), если бы не распространяемые в соцсетях Обращения участников собрания. Одно из них адресовано священноначалию нашей Церкви, его я оставлю без комментариев, поскольку не имею на то благословения, а вот «Обращение ко всем верным чадам» попробую прокомментировать, как верное (надеюсь) чадо и как частное лицо, поскольку никто меня официально на это не уполномочивал.

Первые впечатления от прочтения «по диагонали» – речь на партсобрании образца 1937 года. «Тут у нас кое-кто (ну вы сами знаете, кто) – враг. Враг скрытный, хитрый, тайный агент мировой контрреволюции. Давайте покажем ему, кто здесь гегемон. Мы, простые рабочие и крестьяне требуем. ». А теперь давайте по порядку.

Тезис номер один. Священноначалие нашей Церкви слишком легко согласилось на карантинные меры из-за мнимой «опасности заражения». Следуя распоряжениям чиновников «средней руки» иерархи ограничили доступ в храмы, проявив тем самым малодушие, маловерие, показав, что «послушание» местным чиновникам для них важнее веры в Бога. Надеюсь, я не переврал этот месседж. Да, аргумент «в точку»: только ленивый сегодня не критикует карантинные меры, поэтому после первых фраз аудитория уже на стороне авторов обращения. Но вот почему «опасность заражения» поставлена в кавычки? Вы считаете, что ее нет, этой опасности? Это выдумка мирового правительства, и его приспешников в лице нашей иерархии? Тогда от чего умирают люди, те же священники, например? От излучения с вышек 5G?

Понятно, что с этой пандемией не так все просто, но, кто бы ни стоял за ее рычагами, опасность заражения (и даже смерти) все же есть. Кроме того, на март-апрель 2020 года вирус был настолько малоизучен и информация о нем настолько противоречива, что растерянность и непоследовательность властей (как светских, так и церковных) вполне объяснима и без влияния мирового правительства. На самом деле, во многих храмах (за пределами столицы) доступ прихожан на богослужения продолжался, как раз вопреки распоряжениям властей. Да и власти в большинстве случаев не применяли «меры воздействия», понимая, что их распоряжения имеют слабые юридические основания. Налицо незнание организаторами московского собрания ситуации на местах. Или сознательное замалчивание информации, не вписывающейся в принятую концепцию.

Тезис номер два. Из-за мнимой опасности заражения священноначалие предписало «кощунственные манипуляции со Святыми Тайнами» из-за чего целый ряд неназванных, но авторитетных и ревностных в вере людей ушли из Церкви. У меня вопрос: куда ушли эти ревнители? Куда можно уйти из истинной Церкви? Где они нашли другую? Может быть, организовали свою? Но это риторические вопросы. Меня сейчас больше интересуют вот эти «кощунственные манипуляции». Словосочетание очень сильное. «Наши иерархи, оказывается, не только трусливы и малодушны, они не только не верят в Божию благодать, не только “прогибаются” под власть, они еще и кощунствуют над Телом Христовым», – так должен понять читатель, уже доверившийся авторам после критики карантинных мероприятий в первых строках обращения. На самом деле это и есть основной тезис обращения, он повторен дважды, причем второй раз в гораздо более сильном варианте: «откровенное глумление над святыми Таинствами». Ну, какое доверие может быть такому епископату?

Основной богословский вопрос, который негласно ставят в этом тезисе авторы Обращения – можно ли заразиться через Святые Дары? Кто-то из священнослужителей еще в самом начале эпидемии написал, что такое возможно, и тут же ему приклеили ярлык «новое коронавирусное богословие» и вложили это «богословие» в качестве дополнительного обвинения в уста наших иерархов, уже изрядно проштрафившихся, как мы помним, перед благочестивым и ревностным читателем обращения. Оказывается, архиереи не верят вообще, что это Тело Христово, или считают, что Тело Христово подвержено болезням и тлению! Вот уж и последние времена, как о том пророчествовал преподобный Серафим Саровский. Я не буду дискутировать, это уже не в моей компетенции, просто напомню мирянам, что Святые Дары (хранящиеся в алтаре для причащения немощных) могут, например, заплесневеть (по-славянски – растлитися) по нерадению или недосмотру священника, о таких случаях написано в «Известии учительном».

Итак, Дары могут истлеть, на них, как минимум, может появиться плесень, и это известно по авторитетной церковной литературе. Может ли на них задержаться вирус? Не попалит ли огонь благодати заразу? Однако, упомянутая синодальная инструкция и не пытается решить этот вопрос и вовсе не предписывает ничего относительно самих Даров. Предписывается протереть лжицу, на которой Даров уже нет, но может остаться слюна предыдущего (и возможно – заразного) причастника. Где здесь кощунственные манипуляции или глумление?

Ну, давайте, наконец, откроем «Настольную книгу священнослужителя», составленную во второй половине XIX века С.В. Булгаковым и посмотрим дореволюционную практику, на которую ссылается Инструкция. Раздел О причащении младенцев:

« После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр., дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении чрез лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения».

Оспа, кстати, – вирусное заболевание, как и ковид. Заметим, что составитель приводит здесь не свое мнение, он постоянно ссылается на указы и постановления различных церковных властей. В разделе О причащении взрослых, в примечании читаем:

«При причащении страждущих какою-либо заразительною болезнью, сначала надо причащать здоровых, а затем больных, при чём каждый раз лжицу немедленно следует обтирать особым чистым куском холста. Этим же куском обтереть и уста причастника. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них следует наблюдать ту же предосторожность, имея для каждого больного особый кусок холста. По окончании литургии следует сжечь этот бывший в употреблении кусок, а пепел ссыпать под св. престолом, или в реку».

В разделе Исповедь и причащение больных:

«Конечно, не следует пренебрегать опасностью и, так сказать, напрашиваться на нее; при посещении заразительных больных можно и нужно принимать в руководство врачебные советы и пользоваться всеми средствами, какие предписывает благоразумие, чтобы по возможности предохранить себя от заразы».

Теперь обратимся к практике, как минимум, на столетие более древней, кроме того, безусловно подтвержденной авторитетом преподобного Никодима Святогорца. В своем толковании на 28 правило VI Вселенского собора, преподобный описывает возможную практику причащения заразных больных и могильшиков, контактировавших с заразными трупами:

«И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб. в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило».

Вот вам в различных примерах практика Православной Церкви при причащении больных. Тут и дезинфекция, и опасения возможности заразиться в процессе причащения, и предписание «не лезть на рожон». Все как в синодальной инструкции. Для мирян простительно этого не знать, но, напомню, что в синодальной инструкции есть отсылки именно к этой старинной практике. Уважаемые участники собрания не потрудились найти первоисточники и прочитать? Или сознательно проигнорировали, рассчитывая на доверие аудитории? Может быть, миряне все-таки доверят решение этих вопросов практикующим священнослужителям?

Переходим к третьему тезису. Суть его в том, что мы, по мнению авторов обращения, на пороге грандиозного раскола. Народ Божий уже не выдерживает бесконечных отступлений от Православия (перечисление их это следующий тезис) и готов уйти в раскол. Тезис красивый, эпичный, героический: «смотрите, мы готовы даже уйти в раскол ради Истины!» Но, позвольте мне лично с этим тезисом не согласиться. Вы проводили массовые опросы? Набирали статистику? Сколько процентов готовы уйти, и самое главное – куда? Или это кухонные разговоры (или мечты?) небольшой группы людей? Да, недовольных много, но не надо всех недовольных записывать в раскольники. Протесты есть, критика есть, даже осуждение есть, а вот латентного раскола нет. Церковные люди более адекватны, чем вы о них думаете. Я и сам могу выкатить под сотню обоснованных (и не очень) претензий, проблемных вопросов, объективных и субъективных. Но эти вопросы не решаются революционными методами. Они решаются в рабочем порядке, и большинство членов Церкви это понимает. Я уже двадцать лет как священник, тридцать лет в активной церковной жизни, но знакомых мне людей, ушедших в раскол, могу пересчитать по пальцам. Конечно, это трагедии, это разочарования в пастырях и архипастырях, надрывы от неправильно организованной духовной жизни, личные страсти, с которыми человек не смог справиться. Но это единицы. Куда они ушли? Во всевозможные варианты «катакомбных», «истинно-православных», «зарубежных» общин, возглавляемых в большинстве своем бывшими священнослужителями РПЦ, запрещенными или лишенными сана за пьянство, прелюбодейство, финансовые махинации или непомерную гордыню. Большинство верных чад Церкви понимает, что альтернативы нет; нет другой «более православной» церкви.

Четвертый тезис это перечисление многочисленных «апостасий» нашей иерархии. Список выглядит страшно: модернизм, обмирщение Церкви, экуменизм, реформаторство, приспособленчество, бюрократизм и т.д., но, увы, это лишь обвинительные лозунги, брошенные в аудиторию без всяких доказательств. Кроме того, в этом списке много просто человеческих слабостей равно присущих как иерархам, так и простым священникам и вообще всем людям. Понятно, что в кратком обращении невозможно привести соответствующие обвинениям доказательства, но ведь это не совсем честный прием риторики. С уверенностью сказать оппоненту, что он лжец и предатель, ведь «все это знают»! К сожалению, объем денной статьи не позволяет рассмотреть все «негативные тенденции», приписываемые нашей иерархии, но и авторы обращения понимают избитость и неоднозначность своих претензий, поэтому используют их «прицепом» к своему главному козырю – якобы кощунственному отношению к Святым Тайнам.

Что же предлагается для решения проблемы? Что нужно, чтобы не было раскола, чтобы состоялся продуктивный диалог между иерархией и недовольными мирянами? «Необходимо убедительно продемонстрировать правящей церковной бюрократии наличие в РПЦ серьезных и многочисленных, здоровых и компетентных сил, убежденно противостоящих как всякого рода раскольническим тенденциям, так и бюрократизации церковной жизни, каноническому нигилизму и размыванию догматических основ Церкви». Друзья, вы серьезно? Вы думаете, что эти силы многочисленны? Давайте подсчитаем, сколько у нас вот этих на самом деле здоровых и компетентных сил за пределами МКАДа? Священники на местах роют носом землю, чтобы отыскать хоть одного такого человека, а отыскав – переманивают их с прихода на приход, ибо этих людей слишком мало, на всех не хватает! Пенсионерки с набором суеверий преподают в воскресной школе и катехизируют оглашенных; окормлением молодежи молоденькие неопытные девчушки занимаются; стройкой – батюшка сам, в перерывах между службами. Где же все эти многочисленные ревнители, грамотные, дерзновенные, богословски образованные, которые могли бы исполнять ключевые, финансовые, хозяйственные и идеологические служения в общине? С приходскими мальчишками некому в футбол после службы поиграть даже. Околоправославных горлопанов на митинг можно, конечно собрать, но насколько эта аудитория сможет корректно решать серьезные проблемы?

Второй шаг, который предлагается осуществить – создавать ячейки мирянского движения на местах: на приходах, в благочиниях, монастырях с целью защиты притесняемых пастырей, распространять информацию о случаях притеснения ревностных священнослужителей. Но как мы будем решать, справедливое или несправедливое гонение воздвигнуто на клирика? У раскольников и еретиков всегда есть талант к организации вокруг себя толпы почитателей. Вспомним хотя бы Ария или протопопа Аввакума. Сделает архиерей замечание, а священник своих бабушек приходских подымет: гонения на ревностного пастыря! Это очень скользкая тема.

Наконец, третий шаг – создание неформального Оргкомитета общественного движения православных христиан. Ну, а кто его возглавит? Церковная иерархия, как бы ее не ругали, все же однозначна и легитимна. А во главе Оргкомитета кто? Кто его будет выбирать? Земский собор? А если лидеров будет два или три? А ведь так всегда бывает, всем захочется порулить. Будут ссоры и взаимные обвинения в неистинности и недоправославности. Будут «холивары», а потом возникнут альтернативные оргкомитеты и альтернативные движения, а потом альтернативные альтернативным и оппозиционные оппозиционным. Не этим ли путем пошли протестанты? Начали со здравых претензий к иерархии, а закончили дроблением на мелкие секты, считающие только себя настоящими христианами. Не на этот ли путь нас вольно или невольно толкают авторы обращения?

Ну, хорошо, давайте помечтаем. Дадим сейчас активным мирянам порулить. Пусть все будет, как в наших представлениях о древней Церкви: приходская община выбирает священника из своей среды. Идеально. Вот только кандидатур нет. В семинариях катастрофический недобор, слишком мало желающих брать на себя ответственность пастырства. С некоторых приходов десятками лет не будет кандидата. А там где будут варианты – слишком велик соблазн выбрать себе «добренького» пастыря, которому можно поплакаться в жилетку, пожаловаться на жизнь, поболтать о своих проблемах вместо исповеди. Посмотрите, как народ уже сегодня «голосует ногами», стоя в очереди к исповеди там, где есть возможность выбора. К строгим и принципиальным идут единицы.

Потом давайте выберем всем народом епископа и заставим патриарха именно его, а не московского ставленника рукоположить. И я уверен, что перевес голосов будет за самым либеральным кандидатом, который будет ратовать за русский язык, короткие богослужения, новый стиль, отмену постов и т.д. Люди ищут более простых, а не более сложных путей, ищут послаблений и упрощений, поэтому в массе своей с радостью проголосуют за православие-лайт.

На мой взгляд, Церковь сегодня абсолютно не готова к демократии. Нет самой основы, нет того демоса, который способен решать серьезные проблемы. Народ Божий нужно еще растить и образовывать. Глас народа сегодня – это не Божий глас, а нестройный хор людей с абсолютно разным уровнем воцерковленности, богословских знаний, духовного опыта и порой с диаметрально противоположными мнениями. Инициативных людей мало, а умных и инициативных – и того меньше. Притом, мы привыкли еще и прятать свою инициативу за смирением и послушанием: «кто я такой, чтобы лезть вперед батьки. ». Вот и получится, что новая волна, вынесет на поверхность людей активных, но не всегда умных, при этом горделивых и самоуверенных, молодых и неопытных. Если им поручить решать проблемы, они создадут их еще больше. Возможно, в столице ситуация несколько иная, но на местах, увы, все очень печально.

Безусловно, в современной церковной жизни проблем накопилось множество. Одни слишком теоретичны, и могут быть отложены на второй план. Не по богословской важности, конечно, но по срочности их решения. Другие проблемы требуют скорейшего рассмотрения. И в этом смысле активность мирян очень нужна и важна, однако нужен конструктивный и уважительный диалог и духовное руководство, а не потрясание лозунгами и шантаж расколом. Мое мнение – нужно возрождать церковные общины. Может быть, возрождать – не то слово. Их нужно правильно смоделировать в церковном сознании и создавать по этим моделям с нуля, поскольку возрождать уже нечего. Ни сегодня, ни в обозримом прошлом мы не видим примеров таких общин. Даже в тех приходах, о которых мы привыкли говорить: «вот у них крепкая община», это лишь труд и любовь настоятеля, временно объединяющая людей. Отойдет священник ко Господу, и развалится вся община, поскольку держится она не на инициативе прихожан, а только на священнике.

Вот тут и можно реализовать «создание неформальных общественных объединений православных мирян», как об этом написано в обращении. Только не с целью противостоять иерархии, а с целью сформировать крепкую первичную ячейку Церкви – христианскую общину. Такую общину, которая сможет самостоятельно построить себе храм и содержать его, проводить в нем богослужения даже в отсутствии священника, самостоятельно заниматься социальным служением, катехизацией и миссионерством, повышением собственного богословского уровня, воспитанием и наставлением в вере своего подрастающего поколения. И при этом всем не уйдет в раскол или беспоповство. А священник будет лишь совершать то, чего не может мирянин – приносить Бескровную Жертву и отпускать грехи, ну и осуществлять общее руководство приходскими делами. Возводя здание храма нужно сначала положить фундамент, потом построить стены, только потом крышу и купола. У нас же, как правило, сначала делается крыша – назначается священник, и только потом под этой крышей мы начинаем копать котлован и заливать фундамент. Кто сегодня священник на небольшом приходе? Прораб, архитектор, разнорабочий, пономарь, катехизатор, SMM-менеджер, иногда – кочегар, сторож и дворник, массовик-затейник, уставщик, инженер по ТБ и ПБ, учитель, тренер, инструктор по туризму, специалист по социальному служению и работе с молодежью, волонтер, финансовый директор, мерчендайзер по свечкам, ландшафтный дизайнер, водитель, личный психолог и только после всего этого немножко священник, а муж для своей жены и отец для свих детей – практически никогда. Зато в это время умные, талантливые, инициативные и креативные миряне размахивают лозунгами и зовут на баррикады.

Может всю эту энергию – да в мирное созидательное русло?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *