Снежною каймой что это такое
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Стихотворение и анализ «Берёза»
На пушистых ветках
Краткое содержание
Л. Гильман. Зимний день в деревне. 2016
Есенин поэтически живописует заснеженное дерево берёзы. Любуясь им, он описывает дерево, словно это одухотворённое, живое существо. Автор виртуозно рисует картину белой берёзки, стоящей за окном ранним утром. Мы видим, как снежные хлопья посыпали её ветви, подобно белому пуховому платку. Кристаллы снега сверкают в лучах восходящего солнца. Есенин делает описание зимнего раннего утреннего пейзажа, когда заря лишь только занялась. Берёзка предстаёт в образе юной красавицы, которая «прикрылась» и стоит в «сонной тиши».
История создания
Произведение родилось в 1913 г. Автору на тот момент только что исполнилось 18 лет. Спустя год, Есенин опубликовал его под псевдонимом на страницах журнала «Мирок». Произведение поэт написал, находясь в Москве. Он полюбил большой город, оценил его возможности. В этих поэтических строках Есенин описал своё родное село Константиново. Его часто охватывала меланхолическая тоска по отчему дому: стихи о берёзе – яркий этому пример.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Размер – трёхстопный хорей с пиррихием. Налицо чередование женской и мужской рифм. Всё это придаёт стихотворным строкам плавность, лёгкость и мелодичность. Есенин позиционировал себя как «новокрестьянского поэта»: он смог покорить столицу яркими деревенскими пейзажами, переданными в поэтических строчках.
Композиция
Это четырёхстрофное стихотворение имеет простую линейную композицию. Автор сумел просто и красиво рассказать о великолепии русской природы:
Образы и символы
В стихотворении представлено несколько ярких образов, помогающих автору донести до нас основную мысль произведения:
Темы и настроение
Природа является центральной темой произведения. Поэт воспевает зимний пейзаж, подмечая малейшие нюансы, создающие уникальную красоту. В произведении также поднимается тема любви к родному отечеству. Автор демонстрирует нам как великолепна его отчизна, как проявляется её характер в условиях суровой зимы. Образ берёзы символизирует Россию. Поэт восхищается этим деревом, как истинный патриот. Произведению свойственно тихое, домашнее настроение, навевающее чувство ностальгии по детской поре, уютным зимним вечерам.
Основная идея
Основная идея в том, чтобы передать читателям ощущение морозной деревенской зимы; продемонстрировать им красоту родного края, заключённую в образе берёзки. Напрашивается смысловая параллель: зима надёжно укутала берёзовые ветки в «серебро» снежной шали, чтобы сохранить дерево в стужу. Точно так же зима проявляет заботу обо всей России: сначала бережно укутывает, только затем веет холодом.
Средства выразительности
В произведении автор не пользуется сложными художественными средствами. Простота повествования придаёт созданным образам максимальную выразительность. Добиться этого помогают:
Знаешь ли ты значение следующих слов: кисти, кайма, бахрома?
Задания по литературе для 2 класса Знаешь ли ты значение следующих слов: кисти, кайма, бахрома?
Берёза
На пушистых ветках
Кисть – средство для отделки драпировок и прочего, представляющее собой связку или пучок чего-либо, например, перьев, нитей, плетежок, шнурков…
Кайма – каймой называют отличающуюся по краю ткани (платок, простынь и др.) полоску, которая отличается по узору или цвету.
Бахрома – служащая декорацией к светильникам, колпакам, плафонам, домашней обстановке, шторам, гардинам ровная полоска со свисающими с одной стороны шнурками, нитями, мягкими волокнами или другими подвесками… Еще применяется для окантовки, но тогда используют разного типа шерстяные, золотые или серебряные нити… Может быть шелковой, шерстяной, с акрилом, с бисером.
В стихотворении «Белая береза» Сергей Есенин создал вдохновленный образ русской красавицы-березы и использовал для этого яркие и выразительные сравнения.
Вот например три слова, которые помогают увидеть березу, одетую в снежные одежды.
Кайма здесь означает узкую полоску по краю одеяния, то есть снег, который лежит на темных ветках. От этого слова пошел глагол окаймлять, то есть ограничивать.
И наконец слово Бахрома неотрывно связано здесь с кистями, то есть несколько кистей образуют бахрому. Это тоже элемент декора.
Сергей Есенин в стихотворении «Белая березка» описал зимнее дерево, которое покрыто снегом и инеем и смотрится очень красиво. Для описания он использовал сравнения снега с тканью, с драпировкой, и для создания нужного эффекта употребил слова кисти, бахрома, кайма.
Действие рассказа «Ребята и утята» происходит в деревне. Автор этого рассказа, писатель Михаил Пришвин, ведет его от первого лица, то есть от себя самого.
Если даже не читать никаких иных рассказов Пришвина и не знать, что он не только писатель, но и большой любитель и знаток природы, то и по этому коротенькому рассказу можно легко сделать вывод о том, что автор человек, который способен бережно и с любовью относится к природе.
Он пожалел маленьких утят и их мать, он заругался на ребят, которые баловались с утятами, он показал им пример вежливого уважительного отношения к животным, сняв перед утятами шляпу.
Автор рассказа не только сам любит природу, он хочет, чтобы ее любили и ребята и читатели.
Пересказ рассказ Толстого «Филипок» по плану:
Слово Почитать точно не является синонимом слова баловать, хотя возможно некоторые взрослые с удовольствием восприняли бы и такое толкование этого глагола, ведь мало кто откажется от того, чтобы его баловали.
Слово Любить ближе к смыслу слова Почитать, но любить можно по разному, а Почитать всегда с трепетом в душе.
Слово Заботиться тоже не может нас устроить, потому что заботиться можно и без всякого почитания, просто потому что это правильно и хорошо.
В рассказе Бориса Житкова «Храбрый утенок» бедные утята почти ничего не ели, потому что каждый день к их тарелке прилетала огромная стрекоза, садилась на еду и пробовала ее. Стрекоза много не съедала, но после ее прилета утята уже не подходили к своей тарелке, потому что опасались, что стрекоза вернется. Они сильно боялись стрекозы и поэтому всегда ложились спать голодными.
Их хозяйка убирая по вечерам почти полные тарелки думала, что ее утята заболели, ведь они почти ничего не ели.
Эта хозяйка должна была попытаться понять, почему ее утята ничего не едят. Она могла бы проследить за тем, как утята относятся к пище, могла бы увидеть стрекозу и прогнать ее, но не сделала этого.
Урок литературного чтения во 2-м классе «С.А. Есенин “Береза”»
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, самостоятельная работа, творческая работа.
Оборудование: проектор, презентация, портрет С.А.Есенина, DVD, музыка П.И.Чайковского, репродукции картин, алфавит, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, приложение.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою:».
III. Постановка цели урока. Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать со стихотворением известного русского поэта. По номерам букв в алфавите вы узнаете его фамилию.
Слайд 1. Приложение.
6, 19, 6, 15, 10, 15 (Есенин)
1. Учитель: Назовите фамилию автора.
Слайд 2. Приложение. Портрет С.А.Есенина.
Слово об авторе. (Сообщение учителя).
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет на воспитание он был отдан деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти всё его детство. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. Его называли певцом русской природы.
Слайд 3. Приложение. Загадка.
2. Учитель: ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется стихотворение поэта.
IV. Изучение нового материала.
Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку П.И.Чайковского «Времена года» (декабрь).
Слайд 4. Приложение.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
4. Анализ первичного восприятия.
— Что изображено в стихотворении? (Береза)
— В какое время года? (Зимой.)
Слайд 5. (Репродукции картин с изображением берёзы).
Учитель: как вы думаете, ребята, какая репродукция больше подойдёт к стихотворению «Берёза»? (Дети называют репродукцию и объясняют, почему они выбрали её.)
6. Словарная работа.
Учитель: найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить? А теперь посмотрите, как толкуется значение слов в словаре.
Слайд 6. Приложение.
Слайд 7. Приложение.
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
VI. Работа над стихотворением «Берёза».
7. Построчное чтение стихотворения учениками, с обсуждением (частичным анализом) каждой строфы и выводом учителя.
На слайде 8 написано предложение: Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась). Приложение.
Учитель: Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
Укрыться— закрыться со всех сторон.
Накрыться— закрыться сверху снегом.
Принакрыться— слегка накрыться.
— Почему вы так считаете? (Берёза не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного.)
— Какое изобразительно-выразительное средство использует в этом случае поэт?
— Какое изобразительно-выразительное средство используется в третьей и четвёртой строчках?
— Что с чем сравнивается? Почему? (Снег сравнивается с серебром, так как он блестит.)
Вывод: значит можно понять, что берёза «принарядилась», словно девушка.
— Что напоминает снег на ветках? (Снег похож на кайму.)
— С чем поэт сравнивает снег? (Снег похож на белую бахрому.)
Под «снежной каймой» и «белой бахромой» автор подразумевает заснеженные ветки (скрытое сравнение). Это и есть метафора.
Вывод: итак, береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.
— Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (В разное время суток, при разном освещении.)
Вывод: Значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Неслучайно заря «обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром». Вместе с тем в стихотворении происходит олицетворение не только березы, но и зари.
— Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.
Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?
(Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.)
VII. Закрепление нового материала.
8. Выразительное чтение стихотворения учениками.
Слайд 10. Приложение.
Работа в парах. У каждого ученика лист с заданием по вариантам. Потом дети меняются листочками и сверяют по доске правильное выполнение задания и выставляют баллы.
Соединить понятие с есенинским определением. За каждый правильный ответ поставьте «+».
понятие Есенинское определение «+» берёза пушистые ветки золотой бахрома точно серебро тишина белая заря снежная кайма ленивая огонь белая снег сонная итоговый бал
Слайд 11. Приложение.
№ понятие Есенинское определение «+» 1. берёза б:я 2. ветки п::е 3. бахрома б:я 4. тишина с:.я 5. заря л. я 6. кайма с. я 7. огонь з. й 8. снег точно с. о итоговый бал
— Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?
— Какое настроение создаёт это стихотворение у читателя?
— Какие чувства оно вызвало у вас?
IX. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Берёза».
Снежною каймой что это такое
К образу русской берёзы обратился в своём творчестве и Сергей Есенин.
Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой.
Под «снежной каймой» и «белой бахромой» автор подразумевает заснеженные ветки (скрытое сравнение). Это и есть метафора.
Вывод: итак, берёза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.
И последняя строфа.
Обобщение: Мы видим, что Есенин описал берёзу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на неё. Поэт любовался берёзой, восхищался её красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.
Послушай произведение П. И. Чайковского «Времена года. Февраль» и посмотри на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
Вспоминая о времени написания картины. Художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».
Послушай, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Грабарь употребляет в своём описании очень красивые метафоры «жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени».
А теперь попробуй сравнить описание берёзы в стихотворении Есенина, в произведении Чайковского и на картине Грабаря.
Мы уже говорили, что стихи Сергея Есенина очень мелодичны и напевны, многие из них положены на музыку. Не стало исключением и стихотворение «Берёза».
Я надеюсь, что тебе понравился наш урок.
Задание 1. Выучи наизусть стихотворение С. А. Есенина «Берёза».
Задание 2. Нарисуй, какую берёзу представил ты, читая стихотворение Есенина.
Задание 3. На странице сайта «Читальный зал» познакомься с жизнью и творчеством Сергея Есенина.