Смысл романа что делать чернышевский
Роман Чернышевского — Что делать?
Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.
Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)
История создания
Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.
Сюжетная линия
На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.
Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.
Смысл романа
Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.
По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.
Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.
Жанр произведения
По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.
Основные раскрытые темы
В романе освещено несколько тем:
Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.
Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.
Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.
Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.
Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.
Проблематика
В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:
Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.
Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.
Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.
Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.
Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.
Характеристики главных героев
Поступки и поведение
Вера Павловна Розальская
Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).
Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.
Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.
Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.
Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.
Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.
Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.
Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.
Марья Алексеевна Розальская
Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.
Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.
Оценка романа современниками
После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.
Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.
Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.
Актуальность для современного читателя
Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.
Анализ романа Чернышевского «Что делать?»
Автор: Guru · Опубликовано 08.04.2017 · Обновлено 08.10.2017
На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово — занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.
История создания
Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.
Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.
Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.
Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».
Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:
Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем
Даже Ленин удостоил её своей похвалы:
Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.
В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» — социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.
Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.
О чём роман?
Суть предыстории «Что делать» такова: главная героиня Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать. Она хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери. Спасения нравственная и гордая девушка ищет у репетитора брата, студента Лопухова. Тот тайком занимается и ее просвещением, жалея светлую голову. Он же устраивает ее побег из дома под эгидой фиктивного брака. На самом же деле молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.
«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – Кирсановым. Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Девушка, например, не желает сидеть на его шее и хочет самостоятельно устроить свою жизнь, открыв швейную мастерскую, где женщины, оказавшиеся в беде, могли бы честно заработать. С помощью верных друзей она реализует свою мечту, и перед нами открывается галерея женских образов с жизненными историями, характеризующими порочную среду, где слабому полу приходится бороться за выживание и отстаивать честь.
Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.
Отдельной смысловой линией является знакомство компании с Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.
Главные герои и их характеристика
Прежде всего, роман примечателен своими героями, а не сюжетом, который был нужен для отвлечения внимания цензоров. Чернышевский в произведении «Что делать» рисует образы сильных людей, «соли земли», умных, решительных, смелых и честных, людей, на плечах которых позже и понесется во всю прыть неистовая машина революции. Таковы образы Кирсанова, Лопухова, Веры Павловны, которые являются центральными персонажами книги. Все они — постоянные участники действия в произведении. Но над ними особняком высится образ Рахметова. На контрасте с ним и троицей «Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна» писатель хотел показать «обычность» вторых. В последних главах он вносит ясность и буквально разжевывает для читателя свой замысел:
«На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите»
Главные герои «Что делать» благородны, порядочны, честны. Таких характеров не так уж много в литературе, о жизни и говорить нечего, но Чернышевский идет дальше и вводит чуть ли не утопический характер, показывая тем самым, что порядочность — далеко не предел развития личности, что люди обмельчали в своих стремлениях и целях, что можно быть еще лучше, тверже, сильнее. Все познается в сравнении, и, добавляя образ Рахметова, писатель повышает читателям планку восприятия. Именно так, по его мнению, выглядит настоящий революционер, способный повести за собой Кирсановых и Лопуховых. Они сильны и умны, но недостаточно созрели для решительных самостоятельных действий.
Проблематика
Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.
Смысл романа
Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» — Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.
Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они — слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов — аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.
Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов — не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.
«Что делать» Н.Г. Чернышевского: идейные терзания в неволе
Выход романа Н.Чернышевского «Что делать?» всколыхнул весь литературный мир, вызвав неоднозначную реакцию среди современников писателя. Скрыв за любовной линией идейный смысл романа «Что делать», Чернышевскому удалось обмануть не только цензоров, но и некоторых литераторов. Многие из них посчитали творение Чернышевского аморальным, разрушающим нравственные устои общества. Разобраться, в чем заключается истинный смысл романа Что делать и почему автор выбрал для своего творения такое название, поможет глубокий анализ произведения.
Краткое содержание
Автор не совсем последовательно подает произошедшие события, начав повествование со сцены самоубийства неизвестного молодого человека и оставленной им записки. Чуть позже он возвращает повествование назад, рассказывая о событиях, предшествующих начальным эпизодам.
Вспомнив кратко сюжет романа «Что делать», будет легче вникнуть в смысл произведения.
Сюжет романа строится вокруг молодой женщины – Розальской Веры Павловны.
Юность Веры
Семья девушки была небогатой, поэтому мать Веры мечтала выдать удачно замуж дочь, чтобы поправить дела семьи. Веру такая участь не прельщала, она мечтала вырваться из родительского дома и самой зарабатывать себе на жизнь.
На помощь девушке приходит учитель брата – студент Дмитрий Лопухов, предложив ей фиктивный брак.
Перед свадьбой Вере снится сон, в котором она помогает выбраться из подвала незнакомым девушкам.
Первый брак Веры и новая любовь
Молодые люди живут счастливо. Вера решает начать собственное дело, открыв швейную мастерскую. Девушки, работающие на Веру, являются такими же владелицами, как и она. Прибыль делится между всеми поровну. Постепенно мастерская разрастается, принося все больше прибыли.
Вере снится второй сон, где мать оправдывает свое поведение низким происхождением и нуждой.
Однажды, во время болезни Лопухова, Вера знакомится с его другом – медиком Кирсановым. Молодые люди начинают испытывать друг к другу симпатию. Кирсанов резко прекращает свои визиты к Лопуховым.
Увидев очередной сон, Вера начинает понимать, что к мужу испытывает лишь благодарность, а любит Кирсанова.
Записку, оставленную Лопуховым, приносит Вере Павловне его знакомый – Рахметов. Это довольно необычный молодой человек, исповедующий идеи социалистов-утопистов. Распродав имение, Рахметов раздал имущество бедным.
Интересно! Произведение «Что делать» было ответом Чернышевского Тургеневу на его роман «Отцы и дети». Поэтому в Рахметове многие узнают черты Базарова.
Второй брак и развязка
Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова. Образ жизни новой семьи практически ничем не отличается от прежней. Оба работают и вместе отдыхают.
Вере Павловне снится четвертый сон, раскрывающий смысл романа Что делать. В нем Вера видит картины будущего, где все трудятся и счастливы.
У Кирсановых часто собираются единомышленники. Однажды они знакомятся с четой Бьюмонт – Екатериной и Чарльзом. На одном из вечеров выясняется, что Чарльз Бьюмонт на самом деле Дмитрий Лопухов. Инсценировав самоубийство, молодой человек уехал в Америку, сменив имя. Все счастливы.
Объяснение сюжета
У читателей, впервые взявших в руки книгу Чернышевского «Что делать», возникает закономерный вопрос – в чем смысл такого заглавия романа. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с персонажами романа.
На первый взгляд главной героиней кажется Вера Павловна, которой отводится центральная роль. Но на самом деле ключевым героем книги является Рахметов, образ которого раскрывает скрытый смысл романа что делать.
Образ «особенного человека» является свидетельством того, что истинной целью автора было не изображение любви и семейных отношений обычных людей, а прославление революционных идей.
Через образ Рахметова писатель выразил необходимость перемен. Эта же мысль показана через сны Веры Павловны.
Темы, затронутые Чернышевским, оказались актуальными и злободневными:
Единственный выход из сложившейся ситуации автор видит в изменении существующего строя. Таким образом, в названии романа, смысл которого заключается в поисках решения проблем, поднятых в романе, выражена главная мысль произведения «Что делать».
В чем суть концовки
Роман заканчивается счастливым «воскрешением» Лопухова. Каждый персонаж обрел настоящее счастье. Но ради обретения личностной свободы им пришлось пройти через многие трудности.
Последняя глава романа, названная «Переменой декораций», выводит на сцену новое лицо – загадочную даму.
Интересно! Образ дамы Чернышевский списал со своей жены – Ольги Сократовны, грустившей из-за расставания с мужем, заключенным в Петропавловскую крепость.
Монолог дамы кажется вполне невинным и многим непонятным. Но такой финал романа «Что делать», усложняющий понимание смысла концовки, был необходим автору, для того, чтобы обмануть цензоров.
Творение Чернышевского было предназначено для молодого поколения. Через жизнь и поступки своих персонажей писатель показал построение нового общества. Но для этого нужны «новые люди» типа Рахметова, способные реально изменить положение. В этом и заключался главный смысл романа Чернышевского «Что делать».
Анализ романа Что делать? Чернышевского
История создания
Роман был написан во время пребывания Чернышевским в Петропавловской крепости. Арест был по объяснимой причине – новаторские, но неугодные властям идеи. К слову, данное творение планировалось как ответ шедевру Тургенева «Отцы и дети». Это можно заметить хотя бы по героям, Базарову и Рахметову, меж которыми существует некое сходство
Жанр
Что же касается жанра, «Что делать?» можно охарактеризовать как смесь философского, политического и любовного романов с некоей ноткой утопии. Основным направлением служит реализм. Несмотря на то, что в творении имеется несколько сюжетных линий, центральная проблема все равно остается открытой. Присутствует синкретизм.
О чем роман?
Произведение обладает весьма оригинальной композицией. Существует несколько сквозных линий: жизнь Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова. Достаточно пристальное внимание уделяется любовным перипетиям. Роман также отражает социально-политические проблемы, которые переплетаются во снах героини: два параллельных мира богатых и бедных, вопрос эмансипации, мечты о новой и счастливой жизни.
Возможно, именно благодаря такому разнообразию аспектов, которые автор счел нужным осветить, сюжет представляется довольно сложным и даже запутанным. Роль труда в человеческой жизни, отношения между мужчиной и женщиной, брак по расчету, и многие другие проблемы – все эти темы в той или иной степени освещаются в романе, все они объединены грифом «Что делать?».
Главные герои и их характеристика
Розальская Вера Павловна – одна из основных героинь. Красивая, стройная девушка. Обладает черными волосами и смуглой кожей. До того, как встретила Лопухова, проживала с матерью и братом на Гороховой улице. Отец управлял доходным домом, мать была процентщицей. В брак с Лопуховым, учителем ее брата, вступает, чтобы избежать нежелательного замужества, которого хочет ее родительница.
Открывает швейную мастерскую, куда приглашает работать девушек не как подчиненных, а на равных условиях. Видит граничащие с реальностью сны, которым в романе уделяется достаточно большое внимание. Склонна к рассуждениям. Задумывается о правах женщин и их равенстве с мужчинами.
Кирсанов Александр Матвеевич – друг Лопухова, впоследствии муж Веры. Окончил медицинскую академию. Когда товарищ тяжело болел, Кирсанов был его лечащим врачом, а когда Лопухов инсценировал самоубийство, женился на Вере Павловне. Обладает некоей долей человеколюбия, сопереживания. Интеллигент и в чем-то гуманист. Его образ мыслей во многом совпадает с главной героиней.
Но впоследствии, чтобы дать жене свободу, инсценирует самоубийство и меняет имя.
Рахметов – молодой дворянин. Человек «особенный». Друг Лопухова. Характеризуется как честный и самоотверженный. Крепок волей и физически – причем, начал формировать себя с юных лет. Духовность в нем воспитал Кирсанов. Когда Рахметов понял, что человек не может обладать абсолютно всем, он стал вести аскетичный образ жизни. В понимании автора идеальный революционер, человек новой формации.
Тема
Можно сказать, что в романе «Что делать?» сталкиваются два противоборствующих лагеря – люди старой закалки (в числе которых мать Веры Павловны) и представители «нового мышления» (допустим, Рахметов, Лопухов, Кирсанов, сама Вера). Неспроста проводится аналогия с «Отцами и Детьми» Тургенева. Здесь также присутствует конфликт. Молодые люди осознают необходимость революции. В их понимании она приведет к прогрессу. Они уверены, что для того, чтобы жизнь стала лучше, необходимо производить радикальные изменения не только в государственном строе, но и мышлении общества.
Что же касается «возрастных» героев, те довольны своей жизнью и не стремятся к переменам. Но не потому, что «так правильно», а потому, что «они так привыкли». Нежелание понимать нужды своих отпрысков и принимать тот факт, что задача молодежи – строить тот мир, в котором им будет комфортно жить, и есть тот основополагающий фактор, благодаря которому два полюса никогда не поймут друг друга, не пойдут на компромисс.
Проблематика
Под освещением Чернышевским любовной линии скрывается нечто куда более важное – раскрытие злободневных проблем. Среди них как значение интеллигенции в истории, так и необходимость изменения всех существующих доктрин. Причем, сделать это должны «новые люди», ровесники Рахметова. Следовательно, поднимается проблема будущего социалистического общества.
Сны Веры показывают смену общественного строя – то, «как было» и то, «как будет». Политическая проблема переустройства, борьба за равенство, женская эмансипация, любовь и труд – все эти области формируют проблематику данного произведения.
Смысл романа
Стремления к светлому будущему, желание улучшить действительность – это прекрасно. Тем не менее, изменение строя и общественной жизни, решение социально – политических, нравственных и прочих проблем возможно лишь в случае радикальной перестройки, как уклада, так и человеческого создания.
Можно сказать, данная ситуация поделила людей на «новых» и «старых». Вторые уже отживают свое, а первые – готовы к переменам и обустройству «современного», более счастливого, идеального общества, основным правилом в котором станет своеобразный «закон равенства и братства».
2 вариант
Произведение создается в период заключения писателя по причине его радикальных высказываний под арест в Петропавловскую крепость и является своего рода ответом на роман Тургенева И.С. «Отцы и дети».
Жанровая направленность произведения представляет собой роман в стиле социологического реализма с элементами утопии. Отличительной особенностью жанровой направленности является сочетание настоящего, объективного отражения реальности того периода времени и будущего. Помимо этого, роман характеризуется в качестве философско-публицистического в связи с использованием автором скрытого смыслового значения в целях демонстрации собственной политической позиции.
Сюжетная линия романа повествует о девушке, вынужденной проживать в невежественной и грубой семье с порядками, установленными расчетливой и жестокой матерью, которая желает выдать дочь замуж за состоятельного человека. От замужества девушку спасает ее репетитор, предложившей ей фиктивный брак. Проживая с фиктивным мужем, женщина влюбляется в его друга, отвечающего ей взаимностью. Чтобы не мешать счастью влюбленных, фиктивный муж инсценирует собственное самоубийство.
Главные герои романа представленными несколькими образами, центральным из которых является Рахметов, изображенный в произведении особенным человеком, отличающимся целеустремленностью, физической силой, плодотворностью, готовностью отдать собственную жизнь во благо счастья других. Рахметов представляется в романе не в качестве романтического героя, а в лице реального человека, описанного автором с различных сторон его характера. При этом писатель подразумевается предостережение от восхитительного восприятия данного героя, поскольку он характеризуется стремлением объятия необъятного.
Главной героиней произведения является Вера Павловна, представленная в образе красивой, смуглой женщины, имеющей длинные темные волосы, отличающейся спокойствием, уравновешенностью, задумчивостью, но в то же время хитростью, непреклонностью и силой воли. Ее стремление к образованию и хорошее окружение позволяют девушке стать умной, интересной и сильной личностью, интеллектуальной развитой.
Фиктивным мужем Веры Павловны становится Дмитрий Сергеевич Лопухов, представленный в образе студента-медика, характеризующегося хладнокровием, изощренным умом, хитростью, прагматичностью и одновременно хитростью, добротой, чуткостью, жертвенностью.
Также основным персонажем произведения является Кирсанов Александр Матвеевич, представленный в образе возлюбленного Веры Павловны, доброго, интеллигентного, отзывчивого молодого человека, отличающегося решительностью, твердостью характера.
Главной характеристикой ключевых героев романа является их благородство, порядочностью и честность.
Писатель поднимает в романе несколько тем, основными из которых являются любовь, волевые черты характера молодого поколения, противостояние равнодушия и отзывчивости, революционные настроения и народное просвещение.
Проблематика произведения представляет собой болезненно актуальную и злободневную, поскольку писателем затрагиваются проблемы социального неравенства, женского вопроса в стране, характеризующегося бесправием и беспомощность женской половины населения, кризиса монархического устройства, народной нищеты, а также проблема нравственного выбора.
Смысловая нагрузка романа заключается в изображении автором примера подражания для молодого поколения, представленного в образе Рахметова, нового типа человека дела, способного к решению проблем своей страны. С помощью своего героя автор высказывает собственную позицию в необходимости отказа от эгоистических взглядов, сословного высокомерия, проявления поддержки окружающим, участия в глобальных программных изменениях реальной действительности.
Жизнь настоящего революционера, по мнению писателя, заключается в таком же существовании, как и простого человека, без возведения в отдельную элиту. Образ Рахметова является аккумуляцией совокупности положительных черт характера русского человека, представляющего автором в качестве сверхчеловека, имеющего светлые идеалы и твердую решимости для их реализации.
Анализ произведения Что делать?
Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры. Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности. Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.
Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.
В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ романа Что делать? Чернышевского
Популярные сегодня темы
Кумир моего детства – мой дедушка. Он с самого рождения был всегда рядом со мной. Нянчил меня, когда бабушка ходила на работу и зарабатывала пенсию.
Математика является моим самым любимым школьным предметом. Она мне начала нравится еще с самого первого класса. Мне доставляет удовольствие решение примеров и задач
Самым необыкновенным писателем является Шукшин. На его счету огромное количество разных произведений. Во многих его произведениях главными героями стали либо обычные деревенские люди, либо чудики
Трудно поспорить с утверждением, что общество создает человека и определяет его личность. С самого рождения каждый из нас окружен «продуктами» этого самого общества. Родители передают ребенку определенные ценности
В данном тексте представлено рассмотрение темы любви из повести Ивана Алексеевича Тургенева.