Смм менеджер в киберспорте что это такое
СММ в киберспорте. Мертв или всё еще в зачатии?
Для начала хочу сделать ремарку, этот бложек просто инструмент передачи очень важной информации, которую вам никогда никто не будет говорить, просто потому, что это не в чьих либо интересах. Никаких преувеличений, никаких преуменьшений. Сухие аргументы. Я бы запостил его на другом сайте, но вся суть в том, что для киберспорта нет просто нейтральной площадки, где модерация позволит пройти материалу.
P.S. Текст не писался в один присест, без правок ошибок, без картиночек, возможно будет сумбур для глаз, за что дико извиняюсь.
Преамбула 2.0
Я уже говорил тебе, что такое безумие, а? Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие.
Преамбула 3.0
Чтобы читателю было проще читать мнение «хера-с-горы» следует представится, но не самому, а представлю мой опыт: Таргетинг, СММ, рерайт, гострайт, копирайт, книжечки по НЛП. (Ставлю почку Вилата, что вы хоть раз попадали на любой пост в вк написанный мной в том числе не связанный с киберспортом.) Вообще, если не поняли ни слова, и вы просто фан игрулек, то лучше закрывать материал и не травмировать психику. Но если вы хоть как-то связанны с киберспортом все же почитайте.
Введение (проблема)
Мне уже лень кого-то упрекать в чем-либо точечно, поэтому пройдемся массово, хоть и пострадает качество выборки и специфичные косяки.
В киберспорте нет СММа. В киберспорте есть ведение соц. сетей, которое почему-то кличат ньюсмейкингом, (которое, кстати, вообще нулево ценится, но так же с простейшими тз, от которых можно пробить лицо ладонью) и реклама.
Разбор №1
Сама стезя СММа, как бы это проще выразить, это внебрачный сын рекламы, пропаганды, лоббирования и прочих ниточек. Просто с использованием интернета, а точнее соц. сетей. Как бы это еще точнее сказать. Маркетинг, а точнее навязываение услуги, и сама суть власти идут рука об руку с древних времен. Поэтому не стоит удивлятся таким ненатуральным вещам типа патриотизма (симулякра инстинкта защиты своего дома и соц.чувство, которое так абузят политики). (надеюсь меня не посадят)
Короче, еще проще говоря, суть СММ в киберспорте должна была быть манипулированием на вашей любви к игре, игрокам, тэгу. Если говорить вообще честно, это как друг, который кентуется с вами, в первую очередь ради того, чтобы что-то с вас поиметь или обменяться с вами чем-то. И он должен быть убедителен, чтобы не оказать на оценку мнения негативный эффект. Но что Вы в итоге видите? Картиночки для ЦА ниже 13 лет, которые всё еще рофлят с паджиков в мид, косплей с сисечками, недо-новости с инфоповодом на пол шишечки занимают 99% пространства при 100% палевной рекламе. Всё, чтобы вы просто увидели в который раз название паблика в своем ньюсфиде.
Вы, наверно, знаете, что деловым дядькам пока нет резона вкладывать в среднячков тир 2 типа. Но тут чистая ирония. Заколючается она в том, что если бы лидеры проектов поняли, что их ца и их спонсорам нужны разные виды ведения, они бы в разы больше «срубили» (речь не только о деньгах) на ца и прийдя с этим отчетом к потенциальным спонсорам. Получали бы более сочные контракты, но сори. А пока тир 2 лезут в «деловую» шкуру они лузают и аудиторию и накладывают на себя ответсвенность.
Тут еще одна ремарочка, есть пара проектов, которые таки при лоу подписоте делают неплохой стаф и ориджинал контент, заманивание на ютуб, твиттор, новости, игра на инфоповодах и прочее. И тот факт, что одного автора взяли на топ новостную площадку как бы намекает.
Флешбек №1
Изначально этот бложик был с целью высмеять одну оргу, которая в твитторе на страницах игроков писала одну и ту же рекламу, и офк Вилат над ними поржал, а они лишь сказали рофельное спасибо за «пиар» (типо всё ок так и задумывалось) и тут я хотел сделать акцент мол, какие ретарды будут видет фри пиар в ретвите, где Вас откровенно высмеивают, конверсия ж нулевая (если не отрицательная). Но я забил. Так как повод так себе и грех смеяться.
Новая Эра?
Здесь должен быть вывод или прочее заключительное, типо шотаута, но лично я пишу этот блог по ночам, дабы максимально абстрагироваться от людей и сделать субъективное более объективным. Я искренне надеюсь, что вышеупомянутые люди поймут, что если их критикуют сухо, это не хейт и стоит хотя-бы почитать, а не писать «лениво читать» показывая себя СВЧ, коим и являются многие старожили киберспорта, просто из-за замыленности глаза. Всем мир, ошибки не правил.
БТВ, хотелось бы связать себя с киберспортивной частью, а не накручивать телкам в инстаграм ботов как в 2007 накручивал ютуб, поэтому если вы работадатель, этот текст таки неплохое резюме ( «не ну а чо», надо же как-то снять профит с блога, или я не еврей в конце-концов!)
Как устроена работа менеджеров в киберспорте
В декабре прошлого года Высшая школа экономики (вместе с Федерацией компьютерного спорта) запустила курс обучения менеджеров по киберспорту. Индустрии нужны профессионалы, способные управлять киберспортивными организациями и спортивными командами. О том, как устроена работа управленцев в сфере киберспорта, рассказывает TJ.
Издание пообщалось с несколькими менеджерами. Управлением в киберспорте занимаются специалисты с разным опытом, однако их объединяет интерес к отрасли. Спортивный директор российской организации Team Empire Александр Соломонов больше 15 лет занимается киберспортом. В 2003 году он увлекся стратегией Warcraft III: The Frozen Throne и начал следить за первыми киберспортивными турнирами. Он обнаружил, что ему интереснее организовывать соревнования, чем играть. Через несколько лет управления любительскими командами ему предложили место командного менеджера российской сборной по Warcraft.
Главному менеджеру российского клуба ROX Адаляту Мамедову 22 года. До 18 лет он хотел стать профессиональным игроком в League of Legends, однако родители не позволили ему стать киберспортсменом. Вместе с работой в ROX Мамедов совмещает учебу в МГУ и чтение лекций по биоинженерии.
Многие специалисты приходят в киберспорт из других профессий. Это может быть маркетинг, юриспруденция, финансы или классический спорт. Когда они разбираются в устройстве индустрии, их опыт позволяет им добиться успеха. При этом работа менеджера в киберспорте не всегда отнимает много времени, что позволяет менеджерам параллельно вести другие проекты. В топовых компаниях зарплата киберспортивного менеджера составляет 85—120 тысяч рублей, а минимальный порог — 28 тысяч. Иногда команды отдают менеджерам часть призовых с турниров.
Менеджерам киберспортивных команд часто приходится решать проблемы качества подготовки спортсменов: при удаленных тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, плохо спят и питаются, жалуется бывший менеджер российской киберспортивной организации M19 Андрей Полещук. Поэтому перед важными турнирами игроки приезжают в тренировочные дома, где менеджер вместе с тренером выстраивают график спортсменов. Менеджеру приходится следить за игроками, а также отвечать за поставки еды.
Дом для подготовки организации ROX находится в Московской области. Это пятиэтажное здание, в котором на время сезона по League of Legends живут спортсмены, тренер, аналитик, менеджер, домработницы (иногда к ним присоединяются психолог и массажист). Три месяца содержания этого дома обходятся ROX в 2 млн рублей. Иногда клубы покупают собственные коттеджи. Например, так сделал российский клуб Vega Squadron.
Одним из самых важных вопросов для менеджера при подготовке тренировочного дома становится подключение к интернету: если у команды оборвется соединение во время матча, то ей засчитают техническое поражение. А менеджера могут уволить (так произошло в команде Virtus.Pro, которая в феврале прошлого года получила техническое поражение в матче против клуба Effect). Чтобы решить эту проблему, менеджеры организуют подключение тренировочного дома сразу к двум провайдерам. Мамедов из ROX рассказывает, что в августе 2017 года хакеры начали атаку против его команды. Однако, когда на кону стоит 10—20 млн рублей, находятся те, кому может быть это выгодно.
Менеджеры команды становятся опорой для игроков, считает Соломонов из Team Empire. Он должен решать логистические и организационные вопросы, а также помогать игрокам решить проблемы в команде или наладить их режим дня. Однако генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин уверен, что внутренними проблемами должны заниматься психологи и тренеры.
Киберспортивные программы существуют в 28 американских университетах. А отдельные курсы по менеджменту в киберспорте есть в Великобритании, Китае и Южной Корее. При этом первый масштабный курс по менеджменту в киберспорте начнется в Британии лишь в сентябре 2018 года. Для иностранцев стоимость обучения составит 11,1 тысячи фунтов.
Российские киберспортивные менеджеры признают, что на отечественном рынке не хватает кадров. Поэтому в декабре прошлого года Федерация компьютерного спорта (ФКС) России запустила курс «управление киберспортом». По словам председателя правления ФКС Эмина Антоняна, выпускники этого курса ВШЭ смогут занимать любые менеджерские и управленческие позиции в киберспортивных проектах. Полугодовая программа стоит 200 тысяч рублей. Новый набор на курс начнется весной 2018 года.
Иногда менеджеру приходится решать самые разные задачи и даже выполнять задачи разнорабочего, рассказывает Адалят Мамедов из ROX. Он отмечает, что для работы в индустрии менеджер должен хорошо владеть английским языком. А дополнительно ему может помочь знание корейского, немецкого и турецкого языков.
По мнению аналитика инвестиционного банка Cowen Дуга Кройца, в ближайшем будущем киберспорт ждет медленный рост. Однако в долгосрочной перспективе киберспорт станет новым каналом поступления доходов для индустрии видеоигр.
Киберспортивный SMM на просторах СНГ feat. «ВКонтакте»
Social Media Marketing, или же сокращенно SMM — это очень важный инструмент маркетинга на сегодня, без которого не обходится ни одна крупная компания.
Почему это важно для киберспорта?
Киберспортивные организации живут за счет спонсоров или инвесторов. Если с инвесторами все понятно, то со спонсорами не все так просто. Для того, чтобы потенциальный спонсор заинтересовался командой, необходим хороший охват аудитории — это даст понимание спонсору, что он вкладывается не в пустой звук, а во вполне узнаваемый и известный коллектив. Тем самым, спонсор заинтересован в том, чтобы о его продукте, посредством сотрудничества с киберспортивной организацией, узнало как можно людей.
Это же предоставляет охват аудитории. Аудиторию можно быстро собрать за счет каких-либо достижений. Но удержать ее и расширить потоки свежей можно только при помощи грамотного ведения социальных сетей.
Почему это важно для игроков?
Развитие социальных сетей так же важно для абсолютно любого киберспортсмена, причем в развитии социальных сетей игрока заинтересована сама команда. Медийная составляющая отдельного игрока может потенциально повлиять на его заработную плату, он может стать амбассадором компании, которая не имеет даже спонсорского соглашения с его командой.
В конце концов, развитие социальных сетей для игрока — это возможность остаться на плаву после завершения карьеры: с большой аудиторией найдутся желающие работать, рассматривая игрока в качестве лидера мнений.
SMM в киберспортивных организациях
Внушительные цифры в 620 тыс. подписчиков у Natus Vincere действительно поражают: чуть более 1/3 от общего количества подписчиков. Огромная армия болельщиков вполне может поспособствовать подписанию очередного спонсорского контракта, но так ли все хорошо на самом деле?
Что по контенту?
Контент в киберспортивных пабликах достаточно однотипен: результаты матчей, интервью с игроками организации, продающие и рекламные посты, видеорепортажи, мемы. Современные реалии киберспорта не позволяют как-то выделяться на общем фоне благодаря контенту, но в этом нет ничего страшного.
Стоит отметить, что у подписчиков пользуются популярностью посты «обратной связи», когда им предлагают обсудить что-либо в комментариях (ведь всем так интересно твое мнение, верно? Именно поэтому я и пишу эту статью).
Эффективность выкладываемого контента можно подсчитать при помощи коэффициента вовлеченности. Объективную оценку при помощи подобного инструмента аналитики дать сложно, но общую картину понять в целом можно. Был рассчитан коэффициент вовлеченности по просмотрам поста рассмотренных семи киберспортивных организаций:
Для объективности анализа была взята статистика последних 10 постов и посчитано среднее количество просмотров. Но несмотря на общее затишье, Vega Squadron на днях анонсировала состав по League of Legends, что, несомненно, повлияло на статистику. В среднем общая картина вовлеченности, если бы ее можно было взять в равных условиях, была бы примерно одинакова, за исключением «рожденных побеждать».
Тандем организаций и игроков
Если с контентом у штатных SMM-щиков дела обстоят нормально, то со связью между игроками и организациями появляются некоторые недопонимания. Типичная история: ссылки на фан-страницу игрока организации просто на просто нет в активных ссылках сообщества.
Большего всего поразили Winstrike Team : в состав холдинга, помимо киберспортивной организации и проекта Winstrike Arena, входит компания Winstrike Agency, которая позиционирует себя как агентство киберспортивного маркетинга
При этом у lil me alone аж две личных страницы! 819 подписчиков и 19669 подписчиков. У групп отличаются шапки и, как следствие, титульные спонсоры, указанные на них. При этом обе группы активны (что очень удивительно).
Уже много раз говорилось, что заставить игрока развиваться в медийном плане нельзя. И, возможно, рассмотренный в статье пример в рамках социальной сети «ВКонтакте» не совсем корректен, потому что в СНГ-сообществе много игроков из Украины, где официально доступ к этому ресурсу перекрыт.
Но неужели крупные организации с серьезным штатом не могут донести важность подобных страниц? Даже если эти страницы наполнены типичными репостами из основной группы (а это, между прочим, 90% контента игроков в личных пабликах), дополнительная медийная составляющая может сыграть на руку как игроку, так и организации, которая сможет убедить спонсора сотрудничать.
Кто такой киберспортивный менеджер и чем он занимается? Разбираемся в тонкостях профессии
Анастасия «allestron» Висмут
Менеджер киберспортивной команды — и швец, и жнец, и на дуде игрец. На этом можно было бы закончить обзорную статью одной из самых многогранных профессий в киберспортивной индустрии, однако многим наверняка хочется узнать, какие обязанности должен выполнять хороший сотрудник на этой позиции и почему ему нужно уметь чуть больше, чем очень много.
Что нужно уметь, чтобы стать менеджером киберспортивной команды
В последние годы обидное прозвище «водонос» в адрес менеджеров всех мастей в киберспортивной индустрии звучит все реже. Раньше человек, которого условно называли менеджером, выполнял исключительно бытовые функции: заказать такси, погладить футболку перед LAN, заварить «Доширак» и, разумеется, не забыть о той самой водичке, ведь она редко отлипающим от компьютерного стула юным дарованиям действительно жизненно необходима.
Киберспорт рос и развивался, с ним в ускоренном темпе росли и множились задачи управляющего киберспортивной командой. Сначала добавилось составление расписаний, причем и личных, и командных, потом организации начали брать на себя ответственность за получение виз и других документов, за сбор и оформление которых также во многих случаях отвечает менеджер. Покупка билетов, съем помещений для буткемпов, заселение в отели, составление графика для общения с прессой, контроль медиаактивностей и даже организация командного досуга больше не зависят от геймеров — этими вопросами занимается тот, кому по статусу и должности положено. Впрочем, ответственность за заказ такси и необходимость следить за футболками на LAN тоже никуда не делись — так что тем, кто морально готов выпустить команду на сцену в неглаженом джерси, путь в менеджмент закрыт.
Немаловажным отличием хорошего менеджера от плохого является сила духа и стойкий (в идеале — нордический) характер. Холодность в принятии решений и способность постоять за себя и команду жизненно необходимы в случаях классической «мошны», без которой киберспорт не обходится и в 2021 году.
При этом одного лишь характера, чтобы отстаивать честь и достоинство тега, будет мало. В случае если вашу команду «обидели», нужно не только тараном идти к выгодному для ростера решению, но и не наступать на мины в регламентах киберспортивных соревнований. Некоторые опытные менеджеры настолько виртуозно выполняют свои обязанности, что находят опасные ловушки в документах от турнирных операторов, обезвреживают их и «не смотрят на взрывы», которые устраивают менее внимательные коллеги.
Одна из самых курьезных ситуаций, описывающих тотальную невнимательность менеджеров именитых ростеров, произошла во время Dota Pro Circuit 2021: Season 2 для Европы. Тогда оказалось, что ESL немного изменила регламент, разрешив тренерам общаться с коллективом во время игр, но далеко не все ответственные за документацию люди прочитали письмо от турнирного оператора — и в итоге оказались в заведомо проигрышной ситуации. Так игнорирование рутинных обязанностей привело к скандалу. Менеджер Alliance Мария Гунина, которая все же прочитала об изменениях и сообщила о них команде, даже пошутила на этот счет:
Что должен уметь менеджер по мнению коммьюнити: носить водуЧто должен уметь менеджер на самом деле: читать
В профессии киберспортивного менеджера состава много рутины, и нужно быть готовым к ней. Организаторский талант, коммуникабельность, стрессоустойчивость, навыки тайм-менеджмента, умение анализировать и другие качества должны быть не просто строчкой в резюме — без них вы не преуспеете на этой должности.
Кстати, многие считают, что менеджер в том числе должен быть хорошим психологом, способным услышать киберспортсменов и помочь им разобраться в эмоциях. Возможно, такой подход имеет место в некоторых коллективах, но он не обязателен. Еще в 2018 году бывший менеджер Virtus.pro по Dota 2 Роман Дворянкин отметил: «Менеджер живёт с игроками 150-200 дней в году, но у него есть чёткие указания, что это не его работа — пытаться что-то разрешить. Он им не старший брат и не мама».
Хочется также немного добавить о качествах, которые могут навредить вам в карьере киберспортивного менеджера команды. В первую очередь это конфликтность: скандалы внутри составов случаются регулярно, и порой бывает сложно решать, кто в них прав, а кто виноват. Менеджер должен быть машиной, которая пресекает любые склоки, а не топливом для ссоры.
А какие подводные камни?
Их тоже довольно много. Например, недосып и вечный джетлаг во время международных LAN — с той разницей, что киберспортсмены хоть иногда имеют возможность передохнуть сразу после полета, пока ты носишься по незнакомым локациям, решая организационные вопросы. Есть также необходимость быть профессором прорицания на полставки, чтобы предсказывать риски и изменения на сцене, а также немного освоить профессию чернорабочего, который в нужное время починит засорившуюся канализацию или ликвидирует потоп от кондиционера, потому что мастера до утра не вызвать. Не каждый готов работать руками, но у менеджера команды обычно нет выбора — нужно делать всё.
С развитием осведомленности населения о киберспорте к менеджерам также начали выдвигать требования по медийной активности. Раньше люди этой профессии чаще были в тени, занимались только организационными моментами и не появлялись в инфополе. Да, всегда были яркие звезды в топовых коллективах, чье мнение было весомым, но обычно на их влиятельность напрямую воздействовал тег: всем интересно, что говорит менеджер NAVI и Virtus.pro, но не «водонос» из тир-3 коллектива. Сейчас список спикеров, чьи слова воспринимают всерьез, существенно расширился, и каждая организация уже с тир-2 сцены считает, что менеджер как минимум должен периодически давать комментарии профильным СМИ либо завести группу в Telegram.
Кроме того, порой менеджера загоняют в ситуацию, когда он должен четко разграничить личное и корпоративное. Например, не кикать игроков за день до окончания трансферного окна — это, казалось бы, так легко. Почему же иногда менеджерам приходится принимать такие непопулярные в комьюнити решения? Причины могут быть разными — от плана не дать хорошего игрока конкурентам, но при этом усилить свой состав, до банальных финансовых неурядиц, из-за которых дорогостоящие контракты киберспортивных звезд становятся не по карману организации. Сочувствию игрокам, с которыми вы успели стать друзьями, в такие моменты не место.
Должен ли менеджер разбираться в игре, если управляет составом по Dota 2, LoL, CS:GO или другой дисциплине? Вопрос довольно сложный, так как высокий MMR или знание механик особо влиять не будут, но при этом не иметь ни малейшего представления о том, что происходит на экране геймеров, все же нельзя. Я считаю, что в СНГ менеджер состава (не организации) должен иметь базовые знания о дисциплине, чтобы как минимум понимать логику действий игрока. Стоит отметить, что различные события, которые происходят в игре, тоже нужно принимать во внимание. Например, выход нового патча всегда будет влиять на состав, и расписание активностей будет в том числе зависеть от графика релиза апдейтов.
Как получить необходимые навыки, чтобы стать киберспортивным менеджером
В работе менеджера киберспортивной команды довольно много тонкостей, узнать о которых можно несколькими способами. Чаще всего менеджер — это не первая ступень в карьерной лестнице человека, который попал в индустрию. Либо за плечами у такого сотрудника есть долгие годы игры в какую-либо дисциплину, либо стаж на других должностях, например SMM-специалиста или (в идеале) младшего помощника другого менеджера.
Кроме того, любой менеджер должен накапливать знания путем колоссальной любознательности: любое происшествие в индустрии следует рассмотреть со всех сторон, собрать мнения участников и в голове выстроить план, как вести себя в подобной ситуации, если она произойдет с твоей командой. Хотя наблюдательность не панацея: некоторые шишки все же придется набивать самостоятельно. В профессии менеджера киберспортивной команды пригодятся стрессоустойчивость и способность принимать нестандартные решения в моменте.
Получить навыки киберспортивного менеджера также можно в образовательных учреждениях, которые готовят таких специалистов, — с каждым годом их становится все больше. На хороших курсах вам дадут необходимый теоретический материал и минимальную практическую базу, которой хватит, чтобы не совершать самых глупых ошибок в работе.
В 2021 году такие курсы запускает Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС. На базе государственного вуза студенты смогут получить удостоверение о повышении квалификации установленного РАНХиГС образца по специализации «Менеджмент». Учащиеся могут выбрать в том числе направление «Менеджер киберспортивного состава», на котором ведущими преподавателями являются директор Ассоциации развития киберспорта Павел Голубев и сооснователь Electronic Mushroom и бывший комьюнити-менеджер Electronic Arts Евгений Оленев.
«Наши слушатели получат знания и навыки по тайм-менеджменту, планированию и организации всех процессов, происходящих как во время подготовки тренировочных моментов, так и во время турнирных мероприятий. Они научатся анализировать развитие игрового рынка и тенденций, преобладающих в данный момент, что поможет оценивать прогресс в достижении целевых показателей командой. Обучение будет сочетать лекции, семинары, упражнения и практические занятия в онлайн- и офлайн-режимах».
ИОМ РАНХиГС предлагает очно-заочный формат обучения: два будних дня в неделю по вечерам, а также полноценный учебный день в субботу с 10:00 до 17:00. Курс рассчитан на 12 дней, при этом часть занятий обязательно проводится в очном формате. По итогам образовательной программы студенты подготовят офлайн-проект, в котором смогут применить полученные знания на практике.
Обеспечит ли окончание образовательных курсов ИОМ РАНХиГС тёплое место в киберспорте без проблем и забот? Нет. Однако компетенция всегда имеет первостепенное значение — на курсах студенты получат все знания, необходимые для начала работы с командой. И если вы будете соответствовать всем вышеописанным критериям, то ваши волшебные башмачки обязательно найдут дорогу из желтого кирпича.