Смм или маркетолог что лучше
SMM или контент-маркетинг — что выбрать студии?
Собственно, на написание этой заметки нас натолкнул пост Николая Белоусова на страницах ЦП, в котором он довольно скептически отзывается о возможностях и реальной пользе от SMM для продуктовых компаний. Вынуждены с ним согласиться: дело в том, что не только для компаний, продающих и разрабатывающих нишевые физические (материальные) продукты маркетинг в соцсетях практически бесполезен. Нет конверсии в продажи и для студий, занимающихся разработкой ПО и приложений. И вот почему.
Какие вопросы не может «закрыть» SMM
Маркетинг в социальных медиа в силу своей специфики не помогает небольшим командам, а скорее мешает им. Судите сами: на размещение новой информации в соцсетях, контроль комментариев, модерацию, сбор статистики просмотров и её анализ и другие связанные активности тратится время. Время в небольшой команде — самый ценный ресурс. Вместо переговоров с очередным потенциальным клиентом или рассылки нескольких десятков писем в рамках «холодных» или «горячих» продаж маркетолог тратит время на поддержку страниц в соцсетях. «Закрывает» ли SMM следующие вопросы:
Зачем тогда тратить время на ведение страницы в Фейсбуке или ВКонтакте?
Узнаваемость — возможно, продажи — скорее всего нет
Единственную задачу, которую — по нашему опыту — за 10 месяцев помогли решить социальные сети, можно отнести скорее к формированию публичного медиа-имиджа, чем к продажам и конверсии.
Если публикации в блогах, упоминания в СМИ и онлайн-изданиях принесли нам за этот период несколько клиентов, то активность в соцсетях не принесла ничего, кроме создания «витрины» с базовыми фактами и общим представлением о компании.
Да, если инвестировать больше времени и контента именно в ведение страниц в соцсетях, можно было бы привлечь несколько большую аудиторию и немного улучшить показатели вовлеченности и числа просмотров. Вопрос лишь в том, что с позиции продаж наших услуг по мобильной разработке такие инвестиции вряд ли себя окупили: пользователи мобильных приложений и те, кто любят о них читать, — зачастую совсем не те люди, которые заказывают их разработку. Чтобы «достучаться» до нужных людей, электронная почта и Skype в десятки раз эффективнее, чем социальные сети.
Чем отличается контент-маркетинг от маркетинга в соцсетях
Контент-маркетинг в нашем случае — это создание обзоров, тематических подборок, аналитических статей и кейсов из личного опыта / портфолио как в данном блоге, так и на сторонних площадках (блоги, онлайн-СМИ, тематические контент-платформы).
Отличие его — и в числе просмотров материалов (на несколько порядков больше, чем на страницах в соцсетях), и в охвате аудитории, и в качестве этой аудитории. Если блог читают менеджеры стартапов и предприниматели, вероятность найти потенциального клиента среди аудитории читателей в несколько раз выше, чем в социальной сети, где страничку весьма ситуативный образом «залайкали» какие-то люди (и большинство из них вообще не понимают ничего ни в мобильных трендах и коммерчески ориентированных приложениях, ни в нюансах их разработки).
Не ставьте цель «продать себя» — рассказывайте о личном опыте
Ошибкой и в соцсетях, и в блогах будет «продавать себя» и писать тексты, скорее похожие на пресс-релизы, чем на «живой» текст. Рассказ о личном опыте — вот формат, наиболее интересный аудитории. С его помощью можно и потенциальных клиентов привлечь, и внести свой вклад в развитие индустрии как таковой (мы считаем, что самообразование и наличие публикаций, которые раскрывают те или иные стороны дизайна, мобильной разработки, экосистемы мобильных пользователей — одна из основ для формирования цивилизованного рынка потребления мобильных услуг и адекватного ценообразования на рынке мобильной разработки).
Кейсы, подборки, внутренние решения, опыт использования инструментов разработки или маркетинга приложений — вот тематики, которые (по нашим наблюдения за аудиторией «Спарка») находят непосредственный отклик у читателей тематических блогов, онлайн-изданий и порталов.
Что планируем попробовать
В планах на ближайшее будущее — рассказывать о возможностях применения мобильных приложений в e-commerce, об адаптации классических интернет-магазинов к аудитории мобильных покупателей, а также нюансах разработки, которые часто непонятны клиенту без технического образования и «бэкграунда», но важны для результативного взаимодействия между заказчиком и разработчиками для создания качественного мобильного приложения.
Так что подписывайтесь — будет интересно и полезно.
SMM vs контент-маркетинг
Контент или социальные сети? Решить, куда инвестировать деньги, время и усилия, непросто. Кроме того, многие не различают SMM и контент-маркетинг. А это ещё больше затрудняет решение вопроса.
Какая разница и почему?
На первый взгляд, контент-маркетинг и продвижение в социальных сетях являются смешанными понятиями без явных отличительных признаков. Если я пишу твит-шторм или посты в LinkedIn, это продвижение в социальных сетях или контент-маркетинг?
На самом деле различия очевидны. Социальные сети — это обобщённое понятие вида маркетинга. Instagram отличается от Facebook, но и телевидение не похоже на радио, хотя оба являются каналами передачи данных. То же и с печатными СМИ: The New Yorker не похож на Watlingsburg Gazette, Mail или Trout Quarterly, но это примерно одинаковые типы информационных каналов. Все они являются частью социальной природы, в которой все участники равны.
Контент — это то, что идёт по информационным каналам. Возьмите, например, пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта». Есть киноверсия, спектакли, радиоверсии, телевизионные шоу и, вероятно, миллионы видов книжных изданий, как печатных, так и онлайн. Это всё та же «Ромео и Джульетта», но адаптированная для различных информационных каналов. Контент — это то, что публикуют. Канал — как публикуют.
Контент-маркетинг — это контент, структурированный для целей маркетинга. Его задача состоит в том, чтобы перемещать лиды по туннелю конверсии. Возможно, сейчас это выглядит как терминологический словарь, но вам необходимо понять, что если вы не знаете, какие действия должны делать лиды после прочтения вашего сообщения в блоге, и ваш контент не структурирован, то можно сделать вывод: вы, конечно, написали текст, но не прибегли к возможностям контент-маркетинга. Его цель — сформировать привязанность потребителя к вашему контенту. Ведь задача социальных сетей — развить активное общественное участие.
Создавать или продвигать?
Вы уже слышали высказывание «контент — это главное». С годами все стали говорить, что хороший контент как король: правит информационным миром. Насколько именно хороший контент вам нужен и сколько времени, денег и усилий вы готовы потратить, продвигая его? В конце концов, даже самый лучший контент не принесёт вам ни копейки, если его никто не увидит. И вы также не сможете сохранить читателей, если контент будет бесполезным.
Известный предприниматель и маркетолог Дэрек Хэлперн из Social Triggers заявляет, что знает, как пропорционально заниматься продвижением и созданием контента. Он думает, что пропорция должна быть 80/20. 80 % продвижения и 20 % — создание контента. Каково же объяснение? В 2005–2006 годах, когда не было такого бешеного соревнования в сфере маркетинга, было достаточно один раз в день добавлять записи в свой блог, тем самым обеспечивая растущую базу читателей. Тогда поисковые системы отдавали предпочтение сайтам с новым контентом. Всё звучит здорово, но сейчас ситуация совершенно другая. Контент и кликбейт обновляется каждую минуту, конкуренция растет ещё быстрее. Ваши соперники — создатели B2B-контента. Эти парни всегда находят изысканный материал, а не просто «пишут статейки». Вам придётся постараться, чтобы быть наравне с ними. Создавать самый-самый креативный контент и продвигать его, используя все ресурсы.
Как нужно продвигать свой контент?
Персонально
Используйте всех, с кем вы работаете. Всех, кого знаете, всех, на кого ссылаетесь и кого цитируете, в качестве источника. Ведь у них есть свои подписчики. Напишите благодарственное письмо и спросите, интересен ли им ваш контент, видео, брошюры или инфографика. Учтите, что название почтового ящика должно быть лаконично, а не content.promotion.corpco@gmail.com. В социальных сетях чётко делайте акцент на главных моментах. «Твитните» сами себя. Напишите о ваших статьях, вебинарах и прочем. Самопиар тоже хорош.
Лучший вариант развития событий: читатели присоединятся к разговору или даже сделают ретвит, увеличив число ваших потенциальных подписчиков.
Социально
Ещё один способ продвижения — это Quora, сайт «вопрос-ответ», похожий на Yahoo Answers, для людей, которые на самом деле знают то, о чём они говорят. Если у вас есть хороший контент, которым можно поделиться, просто придумайте вопрос, напишите краткий ответ и предложите заинтересованным читателям перейти по ссылке на ваш сайт для более детального изучения информации.
Twitter — шумящий канал. Продолжительность жизни твита составляет приблизительно 20 минут. Несмотря ни на что, он остаётся чрезвычайно популярным. Выбирайте подходящие хэштеги и не бойтесь повторять их.
Некоторые блогеры используют одни и те же темы и идеи, просто переписывая их на новый лад, другие же постят одинаковый контент на протяжение пары дней, а некоторые делают ретвиты и ставят хэштеги #1yearago или что-то подобное. Twitter — это превосходное место, чтобы объединить персональный и социальный подходы. Посты с хэштегами в социальных сетях можно рассылать, используя Hootsuite. Он позволяет планировать твиты и отправлять их, когда ваша аудитория максимально активна. Tweet Jukebox пошёл ещё дальше. Он сохраняет отдельные группы твитов как записи в устройстве автоматической смены дисков — отсюда и название. Это позволяет делать твиты автоматически и даже сегментировать ответы для избранных и просто читателей. А старые твиты механически пересматриваются и выставляются заново в новой оболочке. Такие возможности позволяют экономить огромное количество времени.
Как вы заметили, в Facebook становится всё труднее продвигать себя. Всё больше появляется материала с платными постами от крупных контент-провайдеров, таких как BuzzFeed. Конечно, Google plus всё ещё делает перекрёстную рассылку, но он не должен быть основной целью в вашей стратегии.
Что вы получаете, когда платите за продвижение контента?
Органическое продвижение контента через социальные сети может быть эффективным. Но как насчёт платы, чтобы быть у всех на виду? Если вы тратите время и прилагаете усилия, грубо говоря, это те же деньги. Значит, гораздо эффективнее будет воспользоваться платными объявлениями на Facebook или Twitter… Платные объявления на Facebook перепрыгивают все трудные барьеры, которые уменьшают органическую досягаемость на информационном канале. Они дают доступ к Facebook’s Custom Audiences, что позволяет сегментировать объявления в соответствии с возрастом, полом, расположением, занятостью читателей и так далее.
Что насчет Твиттера? Здесь лучше всего обратить внимание на Promoted Tweets. Нил Пател и Аарон Агиус, известные гуру в области маркетинга, рекомендуют следить за вашими самыми популярными твитами, а не за расхожим контентом. Это продвижение! Какие твиты снискали славу у читателей? Выясните это. Да, можно заплатить за ретвиты, но это сомнительная идея: читатели будут ценить вас больше, если все ретвиты будут органическими.
Набираем очки
Нужны онлайн-покупки? Регистрации? Загрузки контента? Время, проведённое на вашем сайте или лендинге? Как только вы выбрали цель, присвойте ей денежную стоимость, чтобы отследить ROI. ROI будет вашим аналитическим инструментом. Обычно голоморфная функция уже заложена в социальных сетях: у Twitter и Facebook есть внутренняя аналитика. Google Analytics отслеживает трафик сайта, запросы пользователей. Также существует интернет-сервис профессиональной аналитики Kissmetrics, который отслеживает отдельных пользователей через рандомно присвоенные идентификационные номера. Это позволяет получать чёткую картину успешности продвижения контента.
Доводим до ума
Несмотря ни на что, ROI контент маркетинга и социальных сетей трудно измерить. Создание контента — затратный и кропотливый труд. Формирование кампании, которая делает акцент на продвижении контента, поможет оптимизировать ваше время и старания. Продвижение по информационным каналам позволяет создавать сети, которые гарантируют не только более широкое распространение информации, но и действительно внимательных читателей.
CММ специалист – кто это такой, задачи, чем отличается от маркетолога и таргетолога?
Относительно новой профессией, стремительно наполняющей рынок вакансий, является СММ-специалист, кто это и чем занимается правильно понимают не все соискатели. Профессия требует от сотрудника интеграции знаний из нескольких областей и большой объем реализуемых задач.
Кто такой СММ-специалист?
В современном мире огромной популярностью пользуются социальные сети. Странички в одной или нескольких из них есть практически у всех людей в возрасте от 12 до 35 лет. Возрастает число пользователей не только в промежутке между 35 и 55 года, но и пенсионеры активнее пользуются гаджетами и интернетом. Огромная популярность делает социальные сети отличной площадкой для продажи товаров и услуг, поэтому и появилась профессия СММщик.
Название специальности образовано от аббревиатуры social media marketing, которая переводится как маркетинг в социальных сетях. То есть smm-специалист – это профессионал, занимающийся комплексным продвижением товаров и услуг в социальных сетях. Он управляет присутствием бренда в социальных сетях и развитием его страниц, что влияет как на продажи, так и на формирования лояльности аудитории.
Задачи СММ-специалиста
В повседневной деятельности к основным задачам того, что делает СММ-специалист, относится:
Чем отличается таргетолог от СММ-специалиста?
Разобравшись с тем, СММ-специалист – кто это, многие не замечают отличий в деятельности СММмщика и таргетолога. Хотя у этих профессионалов и пересекающаяся сфера деятельности, но функционал все же разный:
Чем отличается маркетолог от СММ-специалиста?
При просмотре вакансий у соискателя может возникнуть путаница в том, чем же отличается СММщик и маркетолог. Разница у этих специальностей тоже существенная:
Сколько зарабатывает СММ-специалист?
Популярной эту профессию делает и то, что услуги СММ-специалиста могут оказываться:
Как стать СММ-специалистом с нуля?
Профессия динамично развивается и сейчас практически каждая компания стремится иметь в штате или на удаленке своего СММ-специалиста. Чтобы приобщиться к этой отрасли, можно:
Что должен уметь CMM-специалист?
Не каждый человек, который позиционирует себя как СММ-специалист в Инстаграм или любой другой социальной сети, является настоящим профессионалом. Чтобы добиться серьезных успехов на этом поприще, нужно:
Как СММ-специалисту искать клиентов?
Вначале своей карьеры специалист по СММ-продвижению сталкивается с трудностями поиска клиентов. На первых парах в этом может помочь:
Разные профессии: маркетолог, интернет-маркетолог и SMM-специалист
В статье ниже приведено сравнение трех основных специализаций: маркетолога, интернет-маркетолога и SMM-специалиста.
Обилие маркетинговых специализаций, которые появились в последнее время, вносят путаницу о деятельности каждой. Какой маркетинг нужен компании, какого вида или типа? Вопрос для многих остаётся открытым. Если концепция традиционного маркетинга еще находит понимание в компаниях, то отличия интернет-маркетолога и СММ-менеджера — далеко не всегда. Между тем, выбор правильного маркетинга и квалификации специалиста существенно влияет на результаты компании на рынке. Предлагаем в данной статье разобраться в различии профессий маркетолог, интернет-маркетолог и SMM-специалист.
Чем отличается маркетолог от интернет-маркетолога?
Назвав маркетолога традиционным, совсем не имелось в виду, что данный специалист старомоден и теряет свою актуальность с увеличением доли онлайн-технологий в жизни потребителей. Просто его предназначение другое. Так, чем отличается маркетолог от интернет-маркетолога?
Ключевая разница заключается в том, что сфера деятельности интернет-маркетолога находится в онлайн-среде. Все его усилия направлены на развитие присутствия компании или бренда в сети интернет. 90% времени он тратит на взаимодействие с целевой аудиторией и улучшение показателей трафика, который конвертируется в покупки. Учитывая то, что в современных условиях потребители проводят существенное время в сети, для многих сфер бизнеса может оказаться достаточным наличие интернет-маркетолога для решения основного круга задач продвижения своих товаров и услуг.
Маркетолог же в отличие от своего коллеги по онлайн-продвижению смотрит на цели компании с позиции маркетинг-миска или 4P, т.е. четырех основных составляющих: продукт, цена, каналы распределения и продвижение. Это означает, что его взгляд шире и предполагает реализацию стратегии более высокого уровня, чем у интернет-маркетолога. Этим объясняется то, что последний может находиться в подчинении у традиционного маркетолога, задача которого продвигать предложение компании своим потребителям включает не только интернет, но и охватывает офлайн медиа-каналы.
Таким образом, можно сказать, что интернет-маркетолог является более глубокой специализацией продвижения — одной из четырёх составляющих маркетинг-микса. Для него переход в разряд традиционного маркетинга является предметом карьерного роста и развития компетенций. В том случае, если на традиционного маркетолога в компании возлагают исключительно задачи продвижения, то тогда вместе с интернет-маркетологом они становятся дополнением друг другу, чтобы объединить усилия продвижения в офлайн и онлайн.
Стоит отметить, что продвижение в онлайн-среде имеет ряд преимуществ для бизнеса. Это приводит к тому, что всё больше и больше денег из рекламных бюджетов компаний перетекает именно в интернет. Связано это с тем, что продвижение в онлайн даёт возможность идентифицировать пользователя и нацеливать на него персонализированные рекламные сообщения, что приводит к более высоким показателям конверсии в покупки.
У интернет-маркетолога больше возможностей для мониторинга хода рекламной кампании почти в режиме реального времени. Это создаёт все условия, чтобы эффективно управлять распределением бюджета между различными кампаниями и каналами на основе показателя окупаемости инвестиций. В традиционных медиа-каналах такая возможность отсутствует.
Интернет-маркетологу проще защищать свой бюджет перед руководством, поскольку онлайн-среда даёт ему возможность измерить исчерпывающий набор метрик, характеризующих качество контактов с целевой аудиторией. Всё это говорит о ярко выраженной тенденции смещения продвижения товаров и услуг в сторону интернет-технологий. Перспектива интернет-маркетолога выглядит более позитивно нежели у его коллеги, ориентированного исключительно на традиционные медиа-каналы. Точнее сказать, что в ближайшее время все маркетологи должны будут иметь компетенции продвижения в интернет и тогда разница между двумя специалистами в их квалификации исчезнет.
Отличия интернет-маркетолога и СММ-менеджера
Ещё интереснее разграничить сферы профессиональных компетенций интернет-маркетолога и СММ-менеджера. Оба работают с интернетом и часто интернет-продвижение и SMM путают между собой и подменяют одно другим. Несмотря на название своей позиции, СММ-менеджер или social media marketing manager не имеет отношение к менеджменту. Единственная причина, по которой его не называют маркетологом, — это дублирование слов. В противном случае его бы звали маркетолог по маркетингу в социальных сетях.
Однако, вернёмся к разнице профессий. Интернет-маркетолог по роду своей деятельности озадачен обеспечением притока клиентов всеми доступными инструментами онлайн-продвижения. Для этого он использует сайт, лендинги, поисковую оптимизацию, контекстную рекламу, электронные рассылки, контентное продвижение и т.д. Направление SMM или social media marketing строит взаимодействия с целевой аудиторией исключительно на основе одного типа платформ — социальные сети. Получается, что интернет-маркетолог ставит задачи и контролирует работу по направлению СММ соответствующего специалиста.
Подробнее различие между интернет-маркетологом и СММ-менеджером приведены ниже:
Основная задача интернет-маркетолога — привлечение в онлайн-среде клиентов и их удержание. Для этого, он оперирует целым набором инструментов (лендинги, поисковая оптимизация, реклама, электронные рассылки, SMM и т.д.).
Использует все доступные онлайн-каналы для привлечения трафика на web-ресурс компании.
Работает с аккаунтами в одной или нескольких социальных сетях: Twitter, Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, YouTube, TikTok и других.
Использует особенности онлайн-поведения пользователей, строит карты маршрутов потребителей, ведущих к покупке.
Изучает реакцию аудитории, взаимодействует с подписчиками, размещает контент, делает онлайн-трансляции, проводит конкурсы, ищет и сотрудничает с агентами влияния, применяет всё, чтобы привлечь внимание людей и получить их реакцию.
Оперирует показателями охвата аудитории, конверсии, стоимостью лида, средним чеком онлайн-покупки, долей брошенных корзин, уровнем оттока клиентов, периодом возврата к повторным покупкам.
Главным образом важны показатели охвата и вовлеченности аудитории, т.е. количество действий, совершенных пользователями в ответ на размещаемый контент.
Резюмируя описание разницы профессий, можно сказать, что стратегия продвижения товаров и услуг интернет-маркетолога включает несколько компонентов (поисковая оптимизация, реклама, электронные рассылки и т.д.). СММ-менеджер популяризирует продукт компании на основе одного типа платформ — социальных сетей.
В итоге можно уверенно сказать, что интернет-маркетолог представляет собой целый набор самостоятельных направлений, в которых есть место отдельным специалистам. Очевидно, что универсальный специалист в онлайн-продвижении не владеет настолько досконально и глубоко каждой специализацией. Чтобы стать профессионалом в интернет-маркетинге, возможно два пути. Первый — повысить свою квалификацию в онлайн продвижении, уже обладая опытом в маркетинге. В этом случае отдельные специализации останутся в общем понимании, но для построения стратегии и постановки задач отдельным специалистам этого будет достаточно. Второй способ подходит для тех, кто не имеет опыта в маркетинге или он несущественный. Он заключается в постепенном освоении отдельных направлений, чтобы постепенно дорасти до более универсальной квалификации интернет-маркетолога.
Кто есть кто в интернет-маркетинге
Интернет-маркетинг — не что-то единое и неделимое; внутри — много слоёв. Краткий обзор профессий и направлений.
В начале девяностых, когда интернет только появился, в нём была только одна профессия — вебмастер. Вебмастера сами придумывали сайты, разрабатывали их, работали над дизайном, оптимизировали страницы и наполняли их контентом. Чуть позже к работе присоединились дизайнеры: без их участия сайты выглядели так себе.
Но вот на разработчиков и маркетологов профессия вебмастера разделилась совсем недавно, в течение последних десяти лет. В это время появились и стали популярными социальные сети, а поисковые системы стали такими умными, что начали действительно оценивать качество сайтов напрямую, а не по косвенным признакам вроде цитируемости и количества ключевых слов.
За эти годы сами маркетологи разделились на огромное количество различных специальностей, и они очень быстро меняются. Шесть лет назад контент-маркетолог казался неведомой и очень странной зверюшкой, а через пять лет, может, SEO-специалист будет казаться атавизмом из прошлого. Профессия ещё только формируется, границы между специализациями размыты.
Итак, разбираемся, кто есть кто в интернет-маркетинге.
Контент-маркетолог, работала в Texterra и Optimism.ru. Пишет о маркетинге, контенте и всем, что с ними связано.
Инхаус-маркетолог
Если в вакансии написано просто «требуется интернет-маркетолог» (и работодатель — не маркетинговое агентство, а производитель), то имеется в виду как раз инхаус-маркетолог.
Первая задача внутреннего маркетолога — составить стратегию продвижения. То есть объяснить, каким образом проект пройдёт из точки А в точку Б, сколько на это потребуется ресурсов: времени, людей и денег. Ну а потом он должен руководить реализацией и нести ответственность за результат.
Очень часто ради экономии работодатели хотят, чтобы внутренний маркетолог был специалистом «про всё»: знал и SEO, и контекстную рекламу, и SMM. Будьте к этому готовы. В любом случае внутренний маркетолог — это работа не для новичка.
Стратег
Если в вакансии написано «требуется интернет-маркетолог» и работодатель — агентство, то имеется в виду, скорее всего, стратег со знанием SEO.
Навыки работы стратега потребуются маркетологу любой специализации: и SEO-шнику, и SMM-щику, и email-маркетологу, и редактору. Просто стратег делает план продвижения по всему проекту, а они — только по своим каналам.
Если стратег работает в связке с внутренним маркетологом, они просто сводят воедино потребности клиента и возможности агентства.
SEO-специалист
SEO-специалист приводит сайт в соответствие с требованиями поисковиков. В рамках задач по поисковому продвижению, например, он собирает семантическое ядро — список запросов, по которым пользователи ищут товары, услуги или информацию. SEO-специалисты решают, какие страницы должны быть на сайте и какие ключевые слова использовать в текстах, чтобы они получали больше поискового трафика.
SEO-шники — одни из самых востребованных специалистов в интернет-маркетинге. Дело в том, что в долгосрочной перспективе SEO — очень дешёвый и эффективный маркетинговый канал. Ни один другой источник трафика пока не сравнится по количеству аудитории с поисковыми системами.
Специалист по контекстной рекламе
Наверняка вы видели объявления с пометкой «Реклама» в поисковых системах. Это и есть контекст.
Специалисты по Яндекс.Директу (Google Ads) востребованы наравне с SEO-шниками, потому что платный поисковый трафик очень эффективен. Контекстная реклама помогает клиенту получать заявки буквально в день запуска рекламной кампании. С его помощью можно быстро протестировать нишу, узнать спрос на новый товар или услугу.
Директолог тоже собирает семантическое ядро, пишет сами объявления, следит за бюджетом рекламной кампании, анализирует её эффективность.
Контент-маркетолог
SEO примиряет контент и поисковые системы, а контент-маркетинг делает тот же контент интересным для людей.
В традиционных СМИ похожие функции выполнял главный редактор: он решал, о чём писать, для какой аудитории, какого стиля придерживаться, чем эту аудиторию заинтересовать. В интернете эта должность тоже где-то называется главным редактором, а где-то — контент-маркетологом.
Задача контент-маркетолога — придумать не столько тему для каждой статьи, сколько общую концепцию издания, его изюминку, авторский стиль.
В узком смысле контент-маркетологи занимаются только сайтами: блогами и страницами, с которых люди совершают покупки. А в широком смысле они придумывают вообще весь контент: тексты, видео, посты, подкасты, рассылки и т. д.
Ещё одно важное направление работы контент-маркетолога — это продвижение контента. Недостаточно просто написать хороший текст, нужно ещё сделать так, чтобы его читали. Так что идеальный контент-маркетолог и разбирается в таргетинге, и умеет договариваться с другими СМИ о публикациях.
Ну и, конечно, контент-маркетолог работает с авторами. В его задачи входит и обычное человеческое общение, и улаживание конфликтов, и расчёт гонораров.
Редактор
В первую очередь редактор отвечает за выпуск конкретных материалов. Следит за тем, чтобы текст отвечал заявленной теме, был стройным, логичным и без ошибок; чтобы статья вышла в срок и т. п.
Самое важное умение — находить в плохом материале зачаток хорошего текста и помогать автору развить его.
Также редактор может заниматься дистрибуцией статей, поиском и отбором новых авторов, анализом эффективности контента, сбором семантики, поисковой оптимизацией блога.
Копирайтер
Вообще, слово «копирайтер» означает автора рекламных текстов. Но в интернете так называют авторов любых текстов: и рекламы, и информационных статей, и постов для соцсетей.
Еще несколько лет назад профессия копирайтер ценилась низко. Не требовалось никакого особого слога и навыков работы с информацией, а только школьное знание русского языка и умение вставлять ключевые слова. С тех пор ситуация сильно изменилась: современные копирайтеры должны понимать аудиторию, делать для неё полезный и интересный продукт.
Кстати, сейчас копирайтеры часто называют себя коммерческими писателями или коммерческими авторами.
На самом деле между редактором, контент-маркетологом и копирайтером нет чёткой и точно обозначенной разницы. Часто их функции пересекаются, а представители этих специальностей заменяют друг друга.
UX-специалист
UX (от user experience, пользовательский опыт) — это направление на стыке маркетинга и дизайна.
UX-специалист должен сделать так, чтобы пользователю на сайте было хорошо. Чтобы:
Впечатления пользователя зависят от текстов, дизайна, интерфейса и множества других вещей. Юиксер изучает его поведение, делает прототип сайта, проводит тестирование.
SMM-специалист
SMM-специалист занимается продвижением проекта в социальных сетях. Среди прочего пишет посты, подбирает картинки, выбирает время публикации, общается с подписчиками.
SMM-щик должен обладать знаниями стратега и аналитика. Он изучает аудиторию и решает, какой контент ей будет интересен. Обязательно смотрит на результаты: если посты не зашли, придумывает что-то новенькое, а если аудитории нравится — пишет ещё в том же духе. Тестирует новые гипотезы.
А ещё хороший специалист по соцсетям владеет графическими редакторами: может обработать фотографию, адаптировать картинку под конкретную платформу, добавить теги в сторис, нарисовать мем и всё такое.
Часто SMM-специалисты берут на себя и запуск рекламы, но вообще для этого есть отдельные профессионалы. Они называются таргетологами.
Таргетолог
Таргетолог — это специалист по рекламе в соцсетях. Он ищет людей, которым интересен проект. Соцсети имеют огромное количество настроек для поиска людей по самым разным критериям, например:
Грамотный таргетолог должен правильно сегментировать аудиторию — найти людей с разными потребностями, которые компания может удовлетворить. Например, в пекарню ходят и жители соседнего дома просто за хлебом, и гурманы, которые желают съесть лучшие эклеры в городе, и директор соседней фирмы, которому нужна выпечка на корпоратив. Для всех этих людей нужны отдельные объявления, потому что их интересуют совершенно разные вещи.
Таргетолог старается повышать конверсию объявления, то есть делать так, чтобы люди чаще кликали по рекламе, а не только её смотрели.
Комьюнити-менеджер
В самом простом случае комьюнити-менеджер — это тот человек, который отвечает на комментарии пользователей в соцсетях. Его задача — поддержать репутацию компании:
Вот в таком сокращённом виде этого специалиста ещё называют администратором соцсетей.
В сложных случаях комьюнити-менеджер занимается созданием сообщества: стимулирует людей общаться друг с другом, генерировать собственный контент, встречаться в реале. Такое бывает нужно, если речь идет о поклонниках какого-то известного бренда: музыкальной группы или международной компании.
Email-маркетолог
Если пользователь что-то купил на сайте, ему придёт письмо-подтверждение, что все хорошо, оплата прошла, товар будет доставлен тогда-то. Это настолько очевидно, что мало кто задумывается, что письмо было кем-то написано и кто-то придумал, при каких обстоятельствах оно должно быть прислано пользователю. За этим всем стоит работа email-маркетологов.
Они напоминают покупателям о неоплаченных товарах, забытых в корзине, присылают уведомления об акциях и мероприятиях, рассылают полезные материалы, подборки и дайджесты.
Email-маркетолог сегментирует аудиторию, думает о том, чем может быть полезен пользователю, составляет контент-план, пишет тексты, верстает рассылки и делает многое другое.
Видеомаркетолог
YouTube постепенно занимает место поисковых систем. Чаще всего какую-то практическую информацию проще найти именно там, а не в Google. Видеоконтент стоит дороже, его производство не поставлено на поток так сильно, как производство текстов, и информация в видео часто бывает более качественной. Популярность формата растёт, и видеомаркетинг стремительно развивается.
Видео в поисковой выдаче конкурирует с сайтами, поэтому профессия видеомаркетолога, как ни странно, имеет много общего с SEO и контент-маркетингом. Специалист, например:
Аналитик
Аналитик работает с цифрами, это самая техническая специальность из всего маркетинга. Его задача — сделать так, чтобы денег на маркетинг уходило меньше, а клиентов он приносил больше.
Когда для одного проекта используется множество маркетинговых каналов, бывает непросто понять, какой из них самый эффективный.
Скажем, с первого объявления на сайт пришла 1 000 человек, 300 из них что-то купили. Со второго тоже пришла тысяча, но купили только трое. Первое объявление эффективнее? На первый взгляд, да. Но только те триста человек купили товаров в общей сложности на 10 000 рублей, а эти трое — на миллион. Аналитик должен оценить реальную, а не видимую пользу рекламы.
Кроме рекламных, аналитики оценивают множество показателей эффективности: количество реакций пользователей на контент, их заинтересованность в товаре, возвращаемость людей на сайт и т. д. С современными системами аналитики рассчитать и визуализировать можно любые данные.
Хорошие аналитики очень востребованы, потому что именно они помогают делать интернет-маркетинг эффективным.
И это всё?
Нет. Здесь мы разобрали только основные специализации, а осталось ещё очень много. Бывают гибридные специализации — они возникают, когда у компании появляются специфические потребности. CRM-маркетолог, например, занимается допродажами услуг текущим клиентам.
Бывают специалисты по редким и довольно экзотическим маркетинговым каналам: разработчики чат-ботов, например. Они должны придумать фразы, которыми бот будет отвечать на запросы пользователя. Если хорошо получится, компания сможет сэкономить и облегчить работу менеджеров по продажам.
А ещё бывают специалисты по новым сервисам, например маркетологи в TikTok. Всех не перечислишь.
Какую специализацию выбрать, чтобы хорошо зарабатывать? Выберите ту, которая вам больше нравится. Маркетинг — он везде маркетинг. Что через YouTube, что через соцсети, что через сайты маркетолог занимается одним и тем же: помогает продавать товары/услуги и общается с аудиторией, а способ коммуникации — дело второстепенное.
Показатель, который рассчитывается на основе количества внешних ссылок на сайт