Смешанные чувства что это значит

Что значит смешанные чувства?

Смешанные чувства что это значит

Смешанные чувства означают некое наслоение отличных друг от друга, а то и противоположных, чувств и эмоций относительно чего- или кого-либо. То есть мы можем смотреть на что-то и думать: «С одной стороны…, но с другой стороны…» — позиции и мнения сталкиваются, и возникает неприятное ощущение, психологический дискомфорт от внутренней полемики.

В таком состоянии также часто бывает следующее: мы «умом понимаем», как говорится, но чувствуем совсем по-другому. В таких внутренних противостояниях самые частые союзы — это, скорее всего, союзы противительные: «но», «а», «да» и другие — ведь они и означают противопоставление.

Часто такая борьба происходит между двумя нашими внутренними инстанциями: с одной стороны выступает логика, с другой — чувства, эмоциональная часть.

На протяжении всей жизни мы испытываем огромное количество различных чувств и эмоций. От небольшой грусти до бурной радости. Есть люди менее эмоциональные, а есть более чувствительные и принимающие все очень близко к сердцу.

Когда человек ощущает противоположные эмоции одновременно, это и называют смешанными чувствами.

К примеру, когда не уследили за ребенком и он убежал гулять в неположеное место. Родители в панике кидаются его искать и вот, наконец, находят. Счастью и радости нет предела, что чадо нашлось живым и здоровым, но при этом же так хочется его наругать, накричать, что убежал без спроса.

Часто смешанные чувства бывают в непростых отношениях между мужчиной и женщиной. Один может сильно обидеть другого до такой степени, что обида просто съедает изнутри. Но, при этом, любовь к этому человеку настолько сильна, что не знаешь как и поступить. Простить и забыть или злиться дальше.

В любом случае, благодаря нашим эмоциям жизнь становится ярче и интереснее.

Источник

Смешанные чувства: что это такое и как с ними справиться

Содержание:

Все мы сталкивались с ситуациями, когда наши чувства были сбиты с толку, поскольку они двигались в одном направлении, но также и в другом.

Смешанные чувства. Мы постараемся лучше понять, в чем состоит это явление, на некоторых примерах и повседневных ситуациях. Мы также узнаем некоторые психологические механизмы, стоящие за ними, и узнаем, как с ними бороться.

Что такое смешанные чувства?

Мы говорим о смешанных чувствах когда человек испытывает амбивалентные эмоции к стимулу, будь то ситуация, человек, животное или объект. Этот элемент будет создавать множественную эмоциональность для этого человека, таким образом заставляя его испытывать чувства, которые, кажется, идут в разных направлениях, а иногда даже кажутся полностью противоположными, например, любовь и ненависть.

Столкнувшись с такой ситуацией, человек чувствует замешательство, потому что конфликтующие чувства порождают нестабильность, потому что человек теряет руководство, которое обычно дают эмоции. В этих случаях он перестает знать, как действовать, основываясь на эмоциях, которые они испытывают, поскольку это не одна эмоция, а две, а иногда и больше, или они настолько расплывчаты, что он не может их идентифицировать.

Почему возникает это психологическое явление?

Жизнь чрезвычайно сложна. Существует так много переменных, которые влияют на каждый стимул, что во многих случаях случается, что некоторые части, относящиеся к этому конкретному элементу, нравятся нам и поэтому побуждают нас приблизиться к нему, в то время как в то же время есть размеры того же самого стимула, которые неприятны и даже отталкивают нас, вызывая отторжение.

Что происходит потом? Увлекается ли человек той или иной эмоцией? Обычно побеждает самый напряженный, если только разум не говорит об этом.. Здесь в игру вступает наша рациональная роль. Этому тем легче случиться, чем меньше силы имеет эмоция, которую мы пытаемся «преодолеть», потому что, если она настолько усиливается, что может переполняться, даже разум может быть скомпрометирован.

Смешанные чувства возникают гораздо чаще, чем мы думаем, но в большинстве случаев одна из эмоций значительно более интенсивна, чем другая, поэтому более слабая будет затенена, а иногда мы даже не заметим ее.

Что делать со смешанными чувствами

Мы уже видели, что означает смешанные чувства и дискомфорт, который они иногда могут вызывать у человека, который их испытывает. Что мог сделать человек, оказавшийся в такой ситуации, чтобы почувствовать себя лучше? Во-первых, было бы хорошо, если бы человек потратил время на выполнение упражнения на самоанализ, которое позволило бы ему определить все эмоции, которые вы испытываете.

Сейчас не время делать выводы о том, хороша или плоха каждая из этих эмоций сама по себе. Завершив список, мы можем повторить упражнение, на этот раз думая о конкретной ситуации, в которой этот стимул присутствовал. Пришло время продолжить изучение смешанных чувств и оценить, была ли каждая из этих эмоций вызвана стимулом или самой ситуацией.

Мы продолжим расследование, чтобы выяснить, что именно заставило нас чувствовать то, что мы определили.. Для этого мы можем записать в другом столбце, что, по нашему мнению, было источником каждого из этих ощущений, чтобы точно увидеть, откуда оно пришло, и убедиться, что мы не приписали никакого автоматически исходному стимулу.

На этом этапе мы можем прийти к пониманию того, что определенная эмоция, которая вызвала у нас дискомфорт, на самом деле не исходила непосредственно из элемента, которому мы верили, а была вызвана контекстной ситуацией, и мы автоматически связали ее со стимулом.

В случае людей и смешанных чувств по отношению к ним мы можем попасть в так называемый процесс переноса, который заключается в присвоении им эмоций, которые на самом деле вызвал у нас другой человек, просто потому, что они напоминают нам о них. В этих случаях также полезно провести самоанализ, о котором мы говорили, и проверить, являются ли чувства искренними этим человеком или действительно вызваны третьей стороной.

После изучения истоков смешанных чувств пора попытаться найти решение.. Если мы определили неприятную для нас эмоцию, мы можем обратиться к источнику, чтобы попытаться превратить ее в другую, более позитивную для нас. Например, если негативное чувство возникает из-за определенного комментария, который человек сделал нам в данный момент, мы можем попытаться поговорить с этим человеком об этом.

Таким образом, у нас будет вся информация на столе, чтобы мы могли принять обоснованное решение. Таким образом, мы можем выбрать путь, который нас больше всего убеждает, и у нас даже будут готовы остальные варианты на тот случай, если первый выбор не удастся, и мы по-прежнему будем испытывать смешанные чувства, не решив.

Работа по самоанализу очень эффективна и продуктивна, но иногда нам может потребоваться помощь человека, не входящего в эту ситуацию, чтобы найти новые точки зрения, которые, возможно, ускользают от нас. Вот почему мы не должны исключать стремимся к объективности, предоставленной сторонним лицом, если мы считаем, что работа, которую мы делаем, не дает хороших результатов, которых мы ожидали.

В случаях, когда ситуация вызывает сильный дискомфорт, и мы не можем добиться этого улучшения, консультантом, которого мы ищем, может быть не кто иной, как психолог. Несомненно, с инструментами, которые предоставит этот профессионал, человек найдет необходимое облегчение.

Причина когнитивного диссонанса

Мы ознакомились с различными аспектами смешанных чувств, а также с методологией, чтобы разрешить их наиболее удовлетворительным образом. Теперь мы рассмотрим случай когнитивного диссонанса, явления, которое, хотя и имеет разные нюансы, имеет прямое отношение к противоречивым чувствам и заслуживает отдельного упоминания.

Когнитивный диссонанс также подразумевает дискомфорт у человека, но в этом случае он вызван: напряжение между двумя или более мыслями или убеждениями, которые конфликтуют относительно данной ситуации или стимула. Таким образом, мы видим сходство, которое оно имеет с целью данной статьи.

Это концепция, придуманная Леоном Фестингером, и относится к потребности в согласованности, которую люди имеют между тем, что они чувствуют, что они думают и что они делают, то есть между убеждениями, мыслями и поведением. Когда эта согласованность нарушается, например, из-за того, что мы вынуждены выполнять задачу, которая идет вразрез с тем, что мы думаем, возникает когнитивный диссонанс.

Следовательно, когнитивный диссонанс будет независимым психологическим феноменом, но он будет связан с определенными отношениями со смешанными чувствами, хотя они будут принципиально отличаться тем, что, как следует из их названия, относятся только к чувствам или эмоциям.

Источник

Смешанные чувства

Вариант восприятия (но не ви́дения) буквенно-цифрового набора синестетом: символы он видит в «правильном» цвете — в котором они изображены на самом деле, — но одновременно воспринимает и свои собственные цвета, рождающиеся в результате активации «неправильных» зон мозга за компанию с «правильными».

Автор
Редакторы

Восприятие окружающего мира формируется из различных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Каждый человек может разделить потоки информации, которые приходят от разных органов чувств: мы не путаем зрительный образ котлеты и запах, идущий от нее. Однако существует феномен, при котором потоки информации смешиваются, звуки обретают цвет, а тактильные ощущения вызывают эмоции. Он называется синестезией.

«Темно-коричневое отполированное Я»

Синестезия — это явление, при котором сенсорный или когнитивный стимул вызывает ответ не только в соответствующей сфере, но и непроизвольное и неконтролируемое появление сенсорного сигнала другой модальности (другой сферы). Человек слышит какой-то звук, например, ноту, взятую на пианино, и у него возникает ощущение синего цвета.

Тут сразу нужно сделать несколько оговорок. Во-первых, синестеты — люди, обладающие способностью к синестезии, — здоровы. Эта особенность их нервной системы не требует никакого вмешательства врачей. Во-вторых, тип синестезии, например, связь между буквой и цветом или между текстурой ткани, которой касается синестет, и эмоциональным ощущением, возникающим при этом, устойчивы. Как правило, они не меняются на протяжении всей жизни (хотя возможны исключения). Это — главное качественное отличие синестезии от ассоциаций. Ассоциации зависят от личного опыта человека и могут меняться, а синестетические ощущения стабильны и не связаны с тем, что он переживал ранее. В-третьих, оставаясь довольно умозрительным феноменом, синестезия была достаточно хорошо изучена. Известно, что у женщин она встречается чаще, чем у мужчин.

Считается, что первое научное описание синестезии принадлежит Френсису Гальтону: оно было изложено в виде краткой заметки в 1892 году. Хотя существует работа Джорджа Тобиаса Людвига Сакса, опубликованная в 1812 году, где тот описывает альбинизм у себя и своей сестры, а также упоминает, что звуки постоянно вызывали у него ощущение цвета, а буквы, цифры и дни недели имели «свои» цветовые обозначения [1].

Довольно часто синестезия встречается у людей творческих профессий: поэтов, композиторов и художников. Известный писатель Владимир Набоков был синестетом — по-видимому, как и его мать и сын. «Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба» — так Набоков сравнивал два синестетических алфавита — русский и французский. Пример Набокова интересен тем, что синестезия передавалась по наследству в их семье, а значит, могла иметь генетические основы.

Само существование синестезии несколько озадачивает при первом знакомстве, но в дальнейшем оно становится всё более понятным. На самом деле мы все, так или иначе, имеем способность к переводу сигналов одной сенсорной системы на «язык» других чувств. Вот простой пример. На рисунке 1 изображены два существа; одно называют буба, а другое — кики. Попробуйте угадать, кого как зовут. Подавляющее большинство людей решает этот вопрос так: буба обладает округлыми очертаниями, а существо с острыми углами — это кики. Более мягкое и плавное звучание слова «буба» связано у нас с мягкими и плавными переходами этой фигуры, а угловатое существо кики хорошо совпадает с грубым и отрывочным произношением его названия.

Смешанные чувства что это значит

Рисунок 1. Буба и кики. Два существа практически безошибочно определяются из-за врожденных способностей людей к переводу одних ощущений в другие.

Путаница в голове

Существуют две основные теории, объясняющие возникновение синестезии. Первая теория — теория кросс-активации — предполагает, что при возникновении сигнала в участке коры, «отвечающем» за конкретное чувство, возбуждение нервных клеток передается на соседние отделы [2]. Это может происходить за счет связей между нейронами, которые у людей без синестезии были уничтожены во время прунинга — процесса избавления нейронов от ненужных, избыточных связей с другими нейронами, который начинается в некоторых отделах нашего мозга незадолго до рождения, в дальнейшем охватывает всё больше его частей, а заканчивается к половому созреванию. Нейроны изначально очень щедро раскидывают свои связи, а затем происходит своеобразный естественный отбор среди нервных окончаний (рис. 2). Главная основа такого отбора — правило «пользуйся или откажись» («use it or lose it»). Чем реже используется какой-то отросток нейрона, тем меньше у него шансов «выжить» в ходе прунинга. Нейрон как бы втягивает эти малоиспользуемые отростки и дальше не тратит свои ресурсы на поддержание их работы. Возможен такой вариант развития событий, что в некоторых участках мозга прунинг не произошел так, как нужно, и избыточные связи продолжили свое существование. Эти дополнительные нейронные «тропинки» и обеспечивают возможность передачи возбуждения на соседние участки коры.

Смешанные чувства что это значит

Рисунок 2. «Use it or lose it». С момента рождения в некоторых отделах мозга количество связей между нейронами постепенно увеличивается, но со временем тенденция меняется — нейроны начинают избавляться от лишних контактов.

Теорию кросс-активации можно продемонстрировать на основе анализа графемно-цветовой синестезии — феномена, при котором буквы и цифры вызывают ощущение цвета. Ключевым участком зрительной коры при определении цвета является область V4. Сама область V4 находится возле участка веретеновидной извилины, функция которого заключается в идентификации слов и букв (visual word form area, VWFA) (рис. 3). Если VWFA будет активироваться при восприятии букв, то у синестетов нервный сигнал по дополнительным каналам будет переходить в зону V4. Автоматическая активация этой области приведет к возникновению ощущения цвета. Эти теоретические предположения подтверждаются при исследованиях мозга синестетов с помощью фМРТ — функциональной магнитно-резонансной томографии (рис. 4) [3].

Смешанные чувства что это значит

Рисунок 3. Расположение различных функциональных зон коры головного мозга. Вся визуальная информация изначально попадает в первичную зрительную кору (V1). Затем нюансы изображения распознаются в других участках (V2-4). Распознавание цвета происходит в области V4, которая может спонтанно активироваться при передаче сигнала из близлежащей зоны VWFA, которая отвечает за распознавание букв.

Смешанные чувства что это значит

Рисунок 4. Активация области V4 у синестетов при восприятии графических символов. На снимках фМРТ заметно, что при выполнении этой задачи у синестетов область V4 (обозначена розовым) активна — в отличие от испытуемых без способностей к синестезии.

Вторая теория, объясняющая феномен синестезии, основывается на довольно интересном явлении. У человека нервные сигналы поступают от органов чувств в первичные корковые зоны, где происходит их восприятие. Оттуда информация направляется в ассоциативные области коры, где распознаются образы. Хорошим примером может служить зрительное восприятие. Мы смотрим фильм, и поток света попадает нам на сетчатку. Оттуда зрительная информация в виде электрических сигналов попадает в первичную зрительную область затылочной коры. В дополнительных сенсорных областях затылочной коры происходит распознавание цвета и формы увиденных нами объектов. В дополнительных областях височной коры распознаются конкретные образы, а теменная кора формирует карту расположения объектов и анализирует направления их движения.

Синестетическое наследство

Синестезия — это интересный феномен, и совершенно неясно, откуда он берется. Учитывая, что синестетические ощущения не определяются индивидуальным опытом человека, вероятнее всего, предпосылки к их появлению врожденные. А если это так, то у синестезии может быть генетическая основа. В 90-х годах XX века считалось, что способность к синестезии может быть связана с X-хромосомой, а ее наследование носит доминантный характер. В дальнейшем стало ясно, что механизмы наследования несколько сложнее [6].

Классическим способом исследования генетических основ того или иного состояния является генеалогический метод — составление семейного дерева с указанием на нём тех родственников, которые имели исследуемый признак. В 2008 году в журнале Cognition была опубликована работа, исследующая наследуемость синестезии генеалогическим методом. У 42% из 53 участвовавших в ней синестетов были обнаружены родственники первой степени родства (родители или дети), у которых тоже отмечалась способность к синестезии. Также оказалось, что в одной семье могут сосуществовать разные типы синестезии с разной силой выраженности [7]. Синестезия передается членам семьи обоих полов, что указывает на возможность расположения «гена синестезии» на X-хромосоме или на любой аутосоме. Кроме того, в возникновении феномена могут играть роль факторы среды.

Другой метод изучения наследуемости признака — близнецовый. Близнецы удобны для генетических исследований тем, что достоверно имеют общие гены. В случае монозиготных (однояйцевых) близнецов число общих генов равно 100%, а в случае гетерозиготных — в среднем 50%. Цель близнецовых исследований — поиск конкордантности, то есть степени совпадения признака у обоих близнецов. Высокая конкордантность у монозиготных близнецов при более низкой у гетерозиготных указывает на значительное влияние генетического компонента при формировании исследуемого признака. Если в обеих группах близнецов конкордантность низкая, то это позволяет сделать вывод о преимущественном влиянии окружающей среды на формирование признака. Американские ученые сравнили конкордантность синестезии у 34 пар близнецов — 23 гомозиготных и 11 гетерозиготных, — в которых хотя бы один из близнецов имел графемно-цветовую синестезию [8]. Оказалось, что у гомозиготных близнецов конкордантность синестезии составляет 73,9%, а у гетерозиготных — 36,4% (рис. 5). При более детальном исследовании гетерозигот ученые обратили внимание на то, что в разнополых парах близнецов синестезия у обоих близнецов встречается реже, чем в однополых. По мнению исследователей, это может указывать на значительную роль среды при зарождении способности к синестезии.

Смешанные чувства что это значит

Рисунок 5. Конкордантность синестезии у гомо- и гетерозиготных близнецов. На графике видно, что синестезия встречается у обоих гомозиготных близнецов чаще, чем у гетерозиготных, что указывает на значительное влияние генов в развитии этого феномена. Однако неполная конкордантность у гомозиготных близнецов говорит о важности средовых факторов для развития этого состояния.

Следующий этап генетических исследований — непосредственная работа с последовательностью нуклеотидов, то есть изучение структуры ДНК. В работе [9] анализировали геномы 196 человек из 43 семей, включенных в базу данных Кембриджской группы по изучению синестезии (Cambridge Synaesthesia Research Group). Из этого числа 121 человек имел звуко-цветовую синестезию, то есть ощущение цвета у них вызывалось восприятием звукового стимула (явление очень похоже на графемно-цветовую синестезию). При полногеномном сканировании обнаружились участки ДНК, которые больше всех прочих были связаны с синестетическими переживаниями: участки на длинных плечах 2-ой и 5-ой хромосом, а также на коротких плечах 6-ой и 12-ой. Это исследование не выявило связи синестезии с Х-хромосомой. В обозначенных участках локализованы гены, влияющие на развитие и работу нервной системы человека. Например, участок 5-ой хромосомы содержит ген DPYSL3, вовлеченный в процессы нервной пластичности и аксонального роста. Этот ген особенно активен в последние недели перед и в первое время после рождения. На выявленном участке 6-ой хромосомы находятся гены, отвечающие за работу со звуковой информацией. Мутации в этих генах приводят к дислексии, однако не исключено, что не столь драматические изменения могли вызвать синестезию. Другое исследование выявило связь графемно-цветовой синестезии в нескольких семьях с определенной областью 16-ой хромосомы, в которой находятся: ген, связанный с передачей сигнала от нейрона к нейрону (GABARAPL2), ген, вовлеченный в развитие мозга (NDRG4) и ген, имеющий отношение к упомянутому выше прунингу (KATNB1) [10].

Как можно заметить, перечисленные работы описывают генетику того типа синестезии, который можно объяснить кросс-активацией — «нечаянным» распространением сигнала из одного отдела коры в другой, расположенный неподалеку. Несколько смущает разнородность данных по генам, которые вовлечены в этот тип синестезии, но этому можно найти объяснение. Развитие мозга — это сложное явление, которое состоит из множества процессов. За каждый из них отвечает несколько генов, которые, вероятнее всего, выстраивают целые функциональные цепи, а может быть, даже и сети. Нефатальные нарушения в работе генов этих сетей могут менять всю работу нейрона, приводя к возникновению отдельного эндофенотипа работы коры. Главная особенность синестетического эндофенотипа — гиперсвязанность одних отделов мозга с другими, и эта гиперсвязанность может определяться изменением работы генетической сети в целом, а не нарушением активности конкретного гена. Синестезия — это не болезнь, а то состояние мозга, которое еще раз показывает, насколько сложна и восхитительна жизнь этого удивительного органа.

Источник

Смешанные чувства

Человеческие чувства редко протекают в «чистом виде». Психическое состояние человека в каждый данный момент может включать в себя несколько чувств. Чтобы понять причину этого, рассмотрим вкратце основные врождённые стремления (влечения) человека, на базе которых формируются его эмоциональные переживания.

Унаследованные от предков и генетически закреплённые стремления человека — это, во-первых, стремление к сохранению своей жизни, которое проявляется в виде пищевого инстинкта и защитного инстинкта, и, во-вторых, стремление к продолжению рода, которое проявляется в виде полового инстинкта и родительского инстинкта. Кроме того, можно выделить врождённое стремление к деятельности, то есть к осуществлению заложенных в организме программ. Это стремление может быть выражено по-разному и сильно меняется в результате воспитания и самовоспитания. Оно проявляется в виде рефлекса и рефлекса свободы.

Простейшее проявление рефлекса цели состоит в том, что раз начатый двигательный акт требует завершения. Если он будет прерван, — это вызовет неприятное чувство, а доведение до конца — доставит удовольствие. Человек стремится довести до конца какую-нибудь трудовую операцию, закончить начатую часть работы, даже если рабочее время истекло и его ждут приятный отдых и развлечения. «Доведение до конца», как проявление рефлекса цели, есть источник сильнейшего удовольствия.

Невозможность реализации заложенных в организме программ воспринимается как ограничение, подавление рефлекса свободы и субъективно всегда тягостно. Но к числу врождённых программ относятся и такие врождённые животные инстинкты, которые в человеческом обществе непременно ограничиваются.

Если подавление биологических стремлений будет чрезмерным, то оно может вызвать жестокие срывы в поведении, пагубные для человека и неблагоприятные для окружающих. Должна быть найдена оптимальная мера подавления с точки зрения индивида и общества, чтобы рефлекс свободы не был перенапряжён.

Наконец, можно выделить ещё стремление к общению с себе подобными. У животных оно проявляется в виде стадного инстинкта; это стремление выражается в рефлексах подражания и самовыражения. Таким образом, основных врождённых стремлений мы выделили четыре:

Врождённое стремление (или влечение) неотчётливо, оно не облекается в слова. Конкретизация стремления есть желание. Желание всегда выражено словами, пусть даже и не вслух, а посредством внутренней речи. Это сближает желание с мыслью; возможно, желание — психологический мост от чувства к мысли.

Неопределённое стремление к пище может принять форму желания поесть хлеба или мяса (если человек ранее был знаком с этими видами пищи). Желание — конкретно, оно возникает из взаимодействия стремления с опытом.

Неопределённая телесная тоска (томление плоти) Может принять форму полового влечения к данному объекту, и конкретному индивиду. Такое избирательное влечение может быть и у животных. У человека на его основе возникает любовь.

Формирование конкретного желания возможно лишь в процессе накопления жизненного опыта, при участии памяти.

Можно ли из перечисленных выше четырёх основных стремлений вывести все чувства человека, в частности перечисленные на предыдущих страницах? Несомненно, можно.

Удовлетворение стремления приводит к удовольствию. Неудовлетворение — к страданию. Степень их может быть различна и зависит от силы или напряжённости стремления и конкретной формы удовлетворения (неудовлетворения).

Удовольствие и неудовольствие суть основные состояния человека, на их базе формируются все оттенки чувств и эмоций. Возможно, возникновение этих основных чувств связано с возбуждением центров приятного и неприятного в промежуточном мозгу (Олдс и Милнер).

Открытие Олдса и Милнера — одно из самых важных физиологических открытий последнего десятилетия. Поэтому мы о нём здесь расскажем. Олдс и Милнер вживляли электроды в мозг лабораторных животных (крыс). Педали-контакты, включавшие ток, находились на полу клетки. Оказалось, что в мозге существуют участки, раздражение которых вызывает у животного удовольствие, о чём можно судить по его поведению: крыса непрерывно стучит лапками по контакту, включая ток до 8000 раз в час. Отвлечь её от этого занятия может лишь сильный голод. И такие места, которые животные охотно раздражают сами, поскольку раздражение их приятно животному, довольно широко разбросаны в нервной системе, располагаясь в различных участках промежуточного мозга. Совокупность их условно обозначается как «центр приятного». Но это, разумеется, не единый анатомический центр.

Подобным же образом в мозге удалось обнаружить и «центр неприятного», то есть участки мозга, электрическое раздражение которых настолько неприятно, что животное после первого же включения тока активно избегает повторного раздражения.

Примерно 40 % всего вещества мозга крысы обладает этим свойством — вызывает при раздражении приятное или неприятное чувство (остальные 60 % мозговой ткани — чувственно нейтральное вещество). Вполне логично предположить, что это и есть анатомо-физиологическая основа положительной (приятной) или отрицательной (неприятной) окраски эмоций.

В нашем перечне выделены также нейтральные чувства — любопытство, удивление, безразличие, спокойно-созерцательное настроение.

Удивление возникает при резком изменении обстановки, при несоответствии реальной и ожидаемой ситуации. Причём вначале невозможно оценить — в какую сторону направлено изменение, выгодно оно или невыгодно. Поэтому удивление вначале нейтрально. Оно может и в дальнейшем сохранить нейтральный характер, если изменение ситуации оказывается безразличным для воспринимающего субъекта. Если же изменение не безразлично, то удивление приобретает положительную или отрицательную чувственную окраску, то есть превращается в приятное удивление или неприятное удивление. Любопытство нейтрально, поскольку оно — в отличие от других чувств — не возникает как следствие удовлетворения или неудовлетворения стремлений, а оно само по себе есть стремление увидеть и узнать что-либо новое и является частью более общего стремления к деятельности и реализации рефлекса «что такое?».

Поскольку поведение человека определяется не одним стремлением, а равнодействующей многих стремлений, то есть имеет множественную мотивацию, то удовлетворение одних стремлений может в то же время сочетаться с неудовлетворением других. Отсюда смешение положительных и отрицательных чувств, двойственные чувства, о которых пишут поэты, но о которых очень мало знают психологи и физиологи.

А. С. Пушкин со свойственной гениальному поэту проницательностью уловил это обстоятельство:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла…

Пожалуй, до Пушкина никто так отчётливо не указал на эту особенность эмоциональной жизни человека — смешение положительных и отрицательных чувств, когда одновременно и грустно и легко, а печаль может быть не только тягостной, но и светлой.

Или возьмём стихи А. А. Блока:

О, старый мир, пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой.

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь чёрной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью.

Сладкая мука, ликование и скорбь, ненависть и любовь — казалось бы, соединение этих противоположностей — просто каприз и прихоть поэта. На самом же деле именно так — в единстве полярных противоположностей протекает вся эмоциональная жизнь человека.

Особенно часто вступают в конфликт чувства, относящиеся к различным уровням «иерархической лестницы», то есть высшие социальные чувства с чувствами, которые мы относим к более низкому ряду. Например, чувство чести и чувство долга вступают в конфликт с чувством страха.

Эмоциональные программы многоэтажны. На самом верху находятся социальные чувства, с них начинается обработка информации, но сразу же включаются и нижние ряды, более тесно связанные с голодом, половым влечением, защитными реакциями. Если эти «основные стремления» сильно перенапряжены и если высшие социальные чувства слабы, то человек начинает отнимать кусок хлеба у ближних и прыгает в шлюпку раньше женщин и детей. Самые низшие эмоции — чисто эгоистические. Родительский инстинкт уже направлен на потомство. Чем выше положительное чувство в многостепенной иерархии эмоций и чувств, — тем более широкую группу людей оно защищает.

Поэтому самые высшие чувства — то патриотизм и чувство общечеловеческой солидарности. Основной критерий в социально-этической оценке личности — это уровень чувств, который для данного человека является определяющим в формировании поведения.

Мы так подробно остановились на смешанных, точнее амбивалентных чувствах, ибо они имеют прямое отношение к чувству комического.

Чувство комического, по всей вероятности, — сложное чувство, возникающее в результате взаимодействия как положительных, так и отрицательных чувств. Причём «пропорции смешения» положительных и отрицательных чувств могут быть различны. Отсюда — разнообразнейшие оттенки чувства комического, для выражения которых язык иногда оказывается недостаточно богат. В иных случаях перевешивают положительные чувства, а иногда преобладание отрицательных чувств настолько велико, что комическое может и не вызвать смеха.

Возможно, что жанровые деления на юмор и сатиру следует связать именно с этой эмоциональной гаммой, которую вызывает данное произведение. Юмористические произведения, по-видимому, возбуждают в большей мере положительные чувства, а сатирические преимущественно отрицательные.

Разумеется, всё сказанное — лишь предположение, более или менее правдоподобное; оно нуждается в экспериментальной проверке.

Читайте также

8 Смешанные типы личности

8 Смешанные типы личности Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история. Г. Гейне До сих пор мы обсуждали чистые типы личности (Артист, Социолог, Участник, Интеллектуал, Прагматик, Контролер). В природе

Смешанные сообщения

Смешанные сообщения Некоторые сообщения даются либо Родителем, либо Ребенком родителей, особенно те, что касаются мыслей и чувств. Предписания и обратные предписания против мыслей: «Не думай», «Не думай так» (какие-то определенные мысли) или «Не думай так, как ты думаешь

Смешанные решения о мыслях и чувствах:

Смешанные решения о мыслях и чувствах: «Не думай». Возможные решения: «Я глупый». «Сам я не могу принимать решения». «Я не умею сосредоточиться».«Не думай об этом».«Думать о сексе плохо, лучше я буду думать о чем-нибудь другом» (этим человеком может овладеть навязчивое

Смешанные выражения

Смешанные выражения Отвращение может сочетаться с удивлением. На рис. 27 показаны лицо, выражающее отвращение во всех трех областях (27А), удивленное лицо (27Б) и лицо, выражающее комбинацию отвращения (рис. 27А — нижняя часть лица, нижние веки) и удивления (брови — лоб,

Смешанные выражения

Смешанные выражения Радость часто смешивается с удивлением. Происходит что–то неожиданное, и вы даете случившемуся положительную оценку. Например, ваш друг, которого вы не видели много лет, неожиданно входит в ресторан и садится за ваш столик. На рис. 46А Патрисия

Смешанные выражения печали

Смешанные выражения печали На рис. 55 Джон и Патрисия показывают смешанное выражение печали (брови — веки) и страха (рот). Оно может возникнуть, если Патрисия, к примеру, опечаленная природной катастрофой, в результате которой она лишилась дома, узнает, что все жители

ГЛАВА 6 СМЕШАННЫЕ ХАРАКТЕРЫ

ГЛАВА 6 СМЕШАННЫЕ ХАРАКТЕРЫ Блестящий врач и ученый, ленинградский профессор А.Е. Личко исследовал психопатии и акцентуации характера у подростков. При этом он впервые сделал оценку встречаемости типов разных характеров.ГИПОТЕЗА. Если экстраполировать полученные

Смешанные (мозаичные) характеры

Смешанные (мозаичные) характеры Циклоид может быть психастеноподобным, истерик – шизоидным (аутистоподобным), аутист – сангвиноподобным. Вообще разновидности характера могут быть всякоподобными, но это подобие есть лишь «наслоение» на исконное характерологическое

СМЕШАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

СМЕШАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Действия, различные по своей природеИтак, совершаемые нами действия можно условно разделить на четыре группы: действия, которые мы наследуем вместе с генами, те, что мы выявляем в ходе взросления, действия, перенимаемые у других индивидов, и действия,

Смешанные ответы

Смешанные ответы У каждого из биллионов людей, живших на земле в течении веков, были разные капиллярные линии. Никто никогда не создал каталога их эмоций и инстинктов. Не было двух одинаковых лиц и умов.Несмотря на это, двенадцать основных стремлений оказываются группой

Смешанные чувства, связанные с ревностью

Смешанные чувства, связанные с ревностью Чувство собственности. Ни красавицы, ни богачки, ни «звезды» не застрахованы от этого чувства. Бывают ситуации, когда это поэтическое чувство вполне закономерно, но и без повода оно тоже возникает. От скуки. Не строй невероятных

Смешанные чувства, связанные с ревностью

Смешанные чувства, связанные с ревностью Чувство собственности. Ни красавицы, ни богачки, ни «звезды» не застрахованы от этого чувства. Бывают ситуации, когда это поэтическое чувство вполне закономерно, но и без повода оно тоже возникает. От скуки. Не строй невероятных

2.5. Смешанные поведенческие типы

2.5. Смешанные поведенческие типы Мы с вами рассмотрели базовые поведенческие типы DISC, привели примеры их ярких представителей. Но модель Марстона намного сложнее, чем деление всех людей на четыре группы. Марстон утверждает, что в каждом из нас в той или иной мере

7.4. Влияние на смешанные типы личности

7.4. Влияние на смешанные типы личности В разных главах мы уже говорили, что в каждом человеке присутствуют в той или иной пропорции характеристики все четырех поведенческих типов, а также познакомились с особенностями смешанных поведенческих типов. Давайте теперь

День 54. Анализирую свои чувства. Позитивные чувства

День 54. Анализирую свои чувства. Позитивные чувства Утренние страницы.Обратитесь к девятой главе курса для того, чтобы начать исследовать свое эмоциональное состояние и ответьте на вопросы:– Какие чувства в целом я испытываю в течение дня?– Сколько времени длятся

«Смешанные стратегии» в битве полов

«Смешанные стратегии» в битве полов Это не случайное совпадение, что человек, который прозорливо заметил, что власть – самый сильный афродизиак, был далеко не красавцем56. Нередко (можно назвать это эффектом Киссинджера) мужчинам с феноменальным доступом к ресурсам и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *