Слова которые отвечают на вопрос что делает обозначают

Урок русского языка на тему «Слова, которые отвечают на вопросы «Что делает? Что делал? Что сделал?»». 2-й класс

Класс: 2

Оборудование: учебник русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной 2 класс; раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, картинки с животными.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На доске записаны слова собака, рычит, каркает, ворона, серая, пестрая, мычит, корова
– Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? На сколько групп их можно разделить? Почему?(Среди этих слов есть слова-предметы, слова-признаки, словарные слова, еще группа–рычит, каркает, мычит) Что мы знаем о последней группе слов?(затрудняются ответить)
– Значит, мы еще не все знаем о словах, из которых состоит наша речь. С этой группой слов нам еще предстоит познакомиться. Вернемся к словам на доске. Что с ними можно сделать?( можно построить предложения)
Дети строят предложения: Черная собака рычит. Серая ворона каркает. Пестрая корова мычит.
– Задайте вопрос к слову рычит собака что делает?( рычит)
– На какой вопрос отвечают слова каркает и мычит? (что делает?)

Игра «Покажи слово»

Учитель вызывает ученика, шепчет ему на ухо глагол, который он должен показать действиями. Например: Рисуй! Прыгай! Читай! Пиши! И т.д.

Ученики наблюдают и отгадывают

Что называют(обозначают слова), отвечающие на вопросчто делает?
Эти слова обозначают действия.

3. Постановка учебной задачи

– Вы уже догадались какой будет тема нашего урока?( слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?)
– Чтобы использовать в речи новые слова, чему нам сначала надо научиться?(задавать вопросы к словам, находить эти слова в тексте)

4. Первичное закрепление

5. Физминутка

Ответьте: что делают этими предметами?Кто как голос подает? Что делает?Кто как передвигается? Что делают?
Ножом
Сверлом
Ручкой
Молотком
Пилой
Феном
Трактором
Вилкой
режут






Собака
Кошка
Кузнечик
Скворец
Корова
Лошадь
Утка
Кукушка
лает






Стрекозы, бабочки…
Рыбы, киты
Крокодилы, ящерицы…
Зайцы…

6. Работа по учебнику

Чтение правила на стр.64.

7. Итог урока. Рефлексия

– Какова тема нашего сегодняшнего урока? (слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?)
Как называют это слова в русском языке?(глаголы)
Что они обозначают?(действия предмета)

Оцените свою работу по следующему плану: ( у каждого ученика на парте план)

1. Я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. У меня получилось…
6. Меня удивило…
7. Мне захотелось…
8. Я выполнял задания…

Источник

Слова, которые отвечают на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал?»

Цель: познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?

— формировать умение выделять глаголы из группы слов;

— развивать умение ставить вопросы к глаголам и другим частям речи;

— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

— воспитывать умение работать в паре;

— формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.

— конверт со словами на каждой парте для парной работы;

— изображение 3-х домиков на доске;

— карточки со словами и вопросами;

— интерактивная доска Smart Boаrd, ПК, видеопроектор;

— электронное учебное пособие для начальной школы “Русский язык – 1”, авторы Р.А. Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В. Самойленко, О.И. Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.

— учебное пособие “Здравствуй, дядюшка Глагол”, автор Рик Т.Г.

I. Организационный момент.

1 ученик организует класс:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

У: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. У нас сегодня очень важная тема, поэтому давайте работать внимательно. А тем, кто будет очень хорошо и активно работать, я поставлю пятерки.

II. Создание проблемной ситуации.

У: Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах?

Д: Нужно разговаривать тихо, внимательно выслушивать друг друга, уважать чужую точку зрения.

У: У вас на партах лежат конверты, в которых вы найдете таблички со словами. У детей на партах конверты со словами.

чёрная
трусливый
маленькая
девочка
рисует
прыгал
заяц
собака
убежала

У: Ваше задание: разделить данные слова на 3 группы. Даю вам 2 минуты на это задание. Приступайте к работе.

Дети делят слова на 3 группы у себя на парте, работая парами. Учитель в это время проверяет, как дети выполняют задание. Потом вывешивает на доску слова, такие же как и в конвертах у детей и 3 домика для этих слов.

Слова которые отвечают на вопрос что делает обозначают

III. Актуализация знаний.

У: На доске 3 домика. Давайте проверим, как же вы разделили слова.

У: По какому признаку вы делили эти слова на группы?

У: Какие слова вы поселили в 1-й домик?

Д: Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

Учитель прикрепляет на крышу первого домика табличку со словами

Дети по-одному выходят к доске и расставляют карточки со словами (девочка, заяц, собака).

У: А какие слова поселили во 2-й домик?

Д: Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Учитель прикрепляет на крышу второго домика табличку со словами:

КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?

Дети по-одному выходят к доске и расставляют карточки со словами (чёрная, трусливый, маленькая).

IV. Подводящий к проблеме диалог.

У: Теперь нам нужно оставшиеся слова поселить в 3-й домик. Итак, давайте повторим. В 1-м домике слова, которые отвечают на вопросы…?

Во 2-м домике живут слова, которые отвечают на вопросы…?

V. Решение проблемы.

У: Так какая у нас возникла проблема?

Д: Мы не знаем, на какой вопрос отвечает третья группа слов.

У: Давайте подумаем, а на какой вопрос отвечают слова третьего домика?

Если учащиеся не могут определить вопрос, учитель подводящим диалогом провоцирует их на правильный ответ, предлагая выполнить указанные действия: рисует, прыгал, убежала.

Учащиеся высказывают предположения и коллективно выбирают правильный ответ:

ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель прикрепляет на крышу третьего домика табличку со словами

ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?

Слова которые отвечают на вопрос что делает обозначают

Учащиеся также прикрепляют на 3 домик карточки со словами (рисует, прыгал, убежала).

У: Итак, по какому признаку делили слова?

Повторяют вопросы к каждому слову из группы глаголов.

У: Посмотрите, у кого все правильно? Молодцы! Кто допустил ошибку, переложите слова правильно. Учащиеся перекладывают слова на парте, если допустили ошибку.

VI. Формулирование темы и целей урока.

У: Какие из 3-х групп слов мы уже изучили?

Д: Группу слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? И группу слов, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

У: А третья группа слов нам знакома?

У: Так как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

Д: Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

У: Эту группу слов еще называют глаголами.

На доске учитель вывешивает тему урока, название части речи и вопросы.

У: Ребята, мы сегодня будем учиться подбирать вопросы к словам данной группы и выделять глаголы среди других слов. Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите число.

В это время учитель убирает с доски 2 домика, оставляет 3-й.

VII. Создание проблемной ситуации №2.

У: Ребята, запишите посередине вашей страницы вопросы новой группы слов, которые мы сегодня начали изучать.

ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?

У: Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

У: А слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Д: Признак предмета.

У: Так, что мы ещё не знаем о новой группе слов?

Д: Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Дети выполняют действия, которые обозначают слова 3-го домика или предложил учитель (помашите рукой, плывите, полетели).

VIII. Решение проблемы.

У: Что вы выполняли?

У: Так что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

На доске появляется запись:

IX. Первичное закрепление нового материала.

На интерактивной доске 3 группы слов.

У: Составьте предложения, используя слова 1, 2 и 3 столбиков. Один ученик соединит слова, а второй запишет на доске предложение. Все остальные ребята пишут в своих тетрадях.

Дети соединяют слова по смыслу, чтобы получились предложения.

Чёрная собака убежала.

Трусливый заяц прыгал.

При выполнении данного задания учащиеся повторяют правила написания предложения на письме: первое слово и имена собственные в предложении пишутся с большой буквы, в конце ставим точку или соответствующий интонационный знак.

У: Вам задание на физминутку: запомнить, какие действия мы будем выполнять.

Каждый день на уроках
Делаем зарядку.
(ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Приседать и вставать, (присесть)
Прыгать и скакать. (прыжки)
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.

У: Какие действия мы сейчас выполняли?

Д: Качались, кружились, шагали, садились, приседали, вставали, прыгали и т.д.

XI. Обобщение нового материала.

У: Так с какой группой слов мы познакомились?

Д: Со словами, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Обозначают действия предмета.

У: Верно, но у этой группы слов есть еще и другие вопросы, например:

ЧТО ДЕЛАЛА?
ЧТО СДЕЛАЛА?
ЧТО ДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЕТ? и т.д.

XII. Продуктивное задание на рефлексию по новому материалу.

У: А теперь давайте мы попробуем подобрать вопрос к словам. Хотите поиграть в игру?

Проводится работа с электронным учебным пособием для начальной школы “Русский язык – 1”, авторы Р.А.Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В.Самойленко, О.И.Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.

Дети работают у доски. Подбирают правильный вопрос к глаголам. Авторы пособия задействуют сюжеты и героев сказок, что особо нравится младшим школьникам.

У: Молодцы! А теперь вам нужно подобрать нужный глагол к вопросу, то есть сделать задание, противоположное предыдущему. На экране появляется слово и вопрос к нему. Нужно выбрать один из четырех глаголов, чтобы правильно ответить на соответствующий вопрос. И если вы всё сделаете правильно, то перед вами откроется мозаика!

В качестве электронного пособия для работы на интерактивной доске, учитель может использовать любое, которым располагает. Важно, чтобы при выполнении заданий учащиеся отрабатывали умения подбирать вопрос к глаголам и глаголы к вопросам!

У: Посмотрите, как хорошо вы выполнили задание, но мы с вами все равно будем продолжать изучать слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Вот теперь я вижу, что вы действительно многие поняли, как подбирать вопросы к глаголам.

Еще я хочу представить вашему вниманию замечательную книгу Татьяны Геннадьевны Рик “Здравствуй, дядюшка Глагол!”. Она автор еще 2 книг: “Здравствуйте, Имя существительное!” и “Доброе утро, Имя прилагательное!”, с которыми мы уже знакомы. Надеюсь, и данная книга вызовет у вас интерес.

Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо поработали!

Учитель выставляет отметки.

XIII. Домашнее задание.

У: Ребята, домашним заданием для вас будет творческое по желанию на выбор:

1. Вспомните, какие прекрасные рисунки имени существительного и имени прилагательного вы выполнили. Теперь нарисуйте глагол или какое-нибудь действие.

Посмотрите, как представляет себе Глагол Т.Г.Рик.

2. Придумайте сказку.

3. Сочините стихотворение о глаголе

Обязательное задание: упр. 83. учебника.

На доске изображение дерева. Учащиеся прикрепляют листочки: зеленые – я легко справился с заданиями, я понял новую тему; желтые – я испытывал затруднения при выполнении заданий; красные – мне было трудно, нужно еще поработать над темой.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 66. Слова-действия

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ГЛАГОЛ.

Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.

И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.

Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.

И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!

А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.

На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.

Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!

В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.

Глаголы изменяются по числам.

Сделаем выводы о том, что такое глагол:

У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).

Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:

В русском языке нашёл

Шёл и просто человек.

Утром шёл десятый час.

В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.

Это прямое значение глагола.

А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.

Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.

Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Правильный выбор.

Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?

Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.

Подсказка: должно быть четыре глагола.

Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.

Задание. Порядок событий.

Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.

Источник

Слова — названия действий предметов в русском языке

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.

Продолжите сами по аналогии:

Молчать – молчал, молчит, будет молчать.

Читать – читал, читает, будет читать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

Источник

Урок русского языка: «Слова, которые отвечают на вопросы: «Что делал? Что делает? Что сделает?», 2-й класс

Класс: 2

Тема: “Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?”

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

I. Организационный момент.

— Внимание! Тема нашего урока: “Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?”. Ваша задача: определить, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?

— Ребята, у каждого из вас есть рисунок солнышка. Скажите, какое настроение у солнышка? (рис.1)

Слова которые отвечают на вопрос что делает обозначают

— Сегодня на уроке вы должны определить своё рабочее настроение. Как вы понимаете, что значит рабочее настроение?

— В конце урока мы посмотрим, какое рабочее настроение получится у каждого из вас, а также у всего класса.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. Что это? (Лес)

Лес, лесок, лесной, лесник – слова записаны на доске.

— Что объединяет данные слова?

— Какое слово является проверочным для слов лесок, лесной, лесник? Докажите.

– Назовите лишнее слово.

– Назовите первый звук, который слышится в слове лес.

запись: л лл ллл ле лес л лл ллл ле лес

III. Словарная работа (на вертушках, по технологии Базарного)

— Прочитайте слова. Что общего у данной группы слов?

— На какие группы можно разбить эти слова?

— Какое слово может быть лишним, и по какому признаку?

— Спишите слова по вариантам, вставьте пропущенные буквы. 1 вариант – слова, которые обозначают зверей. 2 вариант – слова, обозначающие птиц. Слова записывайте в столбик.

IV. Зарядка для глаз, по технологии Базарного.

V. Введение в новый раздел.

Работа по учебнику “Русский язык 2 класс. Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина” страница 52.

-Внимательно рассмотрите новый кадр фотоплёнки. Что делают дети?

— Кто из них уже сделал стул?

— Кто ещё делает стул?

— А что же Вова Колесников?

— Какое слово вы употребили во всех только что составленных предложениях?

— Ребята, а как вы думаете, что обозначают слова делает, сделал, ещё делает?

– Интересно, а может ли действие “жить” отдельно от предмета?

— Ребята, встаньте, пожалуйста, внимательно прочитайте слова, найдите слова – предметы и слова – действия. (На стенах класса находятся карточки со словами мальчик, красивый, бежит, хорошо, прыгает, весело, облако, плывёт, дружная, большие, могучие, лягушка).

— На какие вопросы отвечают слова первого столбика? второго?

— Соедините слова первого и второго столбика по смыслу. Ребята, я предлагаю вам провести исследование и пронаблюдать: может ли действие существовать отдельно от предмета, или это невозможно.

— Прочитайте предложение: «Мальчик бежит». Давайте попробуем “увидеть” действие «бежит» отдельно от «мальчика». Закройте глаза, представьте, какое оно – это бежит? Маленькое или большое, с помощью чего бежит?

— Скажите, а что ещё может делать мальчик?

— А нельзя ли другие действия увидеть отдельно от мальчика?

— Давайте проверим. Сейчас я приглашу к доске мальчика Диму и попрошу его выполнить какие-нибудь действия. А вы понаблюдаете, не возникнут ли рядом с мальчиком сами действия. (Вызванный ученик у доски читает, рисует).

— Посмотрите ребята, сейчас наш мальчик читает. Не появилось ли рядом с ним живое существо в образе “читает”?

— А теперь наш мальчик рисует. Не пытается ли “рисует” делать это за мальчика?

— Какой вывод можно сделать о словах, которые отвечают на вопрос «что делает?» (Слова, которые отвечают на вопрос «что делает?» обозначают действия предмета, совершающееся в настоящем).

— Такие слова мы будем называть глаголами. (Составляется схема по ходу урока)

Слова которые отвечают на вопрос что делает обозначают

Запись под диктовку слов зимует, жалеет, жал.

— Назовите лишнее слово. Докажите.

Работа по учебнику на странице 53, упражнение 82.

-Что обозначает слово, которое отвечает на вопрос что делал?

— Когда происходили действия?

— Какой вывод можно сделать? (О действиях, которые уже произошли, мы будем спрашивать «что делал?»)

– Подберите (придумайте) подходящие слова, отвечающие на вопрос, «что сделает?» к словарным словам, которые вы записывали в столбик. Что обозначают эти слова?

— Когда произойдут эти действия?

— Какой вывод можно сделать? (О действиях, которые ещё произойдут, мы будем спрашивать, «что сделает?»)

— Скажите, а сколько действий обозначают предметы, которые отвечают на вопрос что делает?, что делал?, что сделает?

Работа в группах, решение кроссворда.

— Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо вставить пропущенные рифмы в кроссворд. При правильном решении кроссворда получится слово в выделенном столбце.

1. Быстро … зарядку,
Ест на завтрак яйца всмятку.

2. Скворец дослушал двух чирков
И взвился выше облаков.
Вот через море, наконец,
… весны гонец.

3. Буква, которая обозначает согласный, непарный звонкий, всегда мягкий звук.

4. А за ними пирожок:
“Ну-ка, … меня, дружок!”

5. А за ними вдоль забора
… бабушка Федора.

6. Воробей … в окно
Воровать у нас пшено.

7. …мышонок Мурке:
“Ну, тогда сыграем в жмурки.”

8. В сени … царь-отец.

Слова которые отвечают на вопрос что делает обозначают

(Проверка проводится фронтально).

– Итак, что обозначают слова, отвечающие на вопросы «что делает?» «что делал?» «что сделает?»

— Как они называются?

Упражнение 70, страница 34.

Проверка рабочего настроения

– Давайте посмотрим, какое рабочее настроение получилось у каждого из вас. Покажите свои солнышки.

— Сегодня хорошо работали…

— Давайте посмотрим, какое рабочее настроение у всего класса. Я считаю, что вы с хорошим рабочим настроением сегодня работали на уроке. Урок окончен. Спасибо вам, ребята, за урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *