Слипы и эллинги что это

Назначение, виды и принцип действия слипов.

Эллингом называется береговое механизированное сооружение для подъема судов на берег и спуска на воду после ремонта или постройки. Он состоит из наклонной плоскости, частично входящей в воду, с расположенными на ней рельсовыми путями, по которым суда перемещаются на металлических тележках. Верхняя часть тележки образует стапель-палубу. Эллинги бывают с продольным и поперечным подъемом судов.

Продольные эллинги предназначены для подъема судов, имеющих большую продольную прочность. Рельсовые пути на наклонной плоскости расположены перпендикулярно урезу воды. Судно поднимается носом к берегу, а спускается кормой (диаметральная плоскость судна при подъеме расположена параллельно рельсам подъемных путей). Уклон продольного эллинга и его тележки, т. е. отношение его высоты к длине, составляет от 1:20 до 1:12, что соответствует 4—7 На поперечном эллинге подъем, спуск и передвижение судна осуществляются бортом к берегу (рис. 2.14,а). Для подъема судна 3 тележки 2, расположенные перпендикулярно рельсовым путям 1, опускают на рельсах под воду, чтобы на них могло быть заведено судно. Подъем тележек с судном на берег производится лебедками 5 с помощью троса 4. Уклон стапеля у поперечного эллинга бывает 1:8- 1:4, т. е. 12 — 22°.

Слипы и эллинги что это

Слипом называется судоподъемное сооружение, на котором осуществляется подъем одного или нескольких судов на тележках по наклонным рельсовым путям с последующим перемещением судов от берега.

Слипы в отличие от эллингов могут иметь боковые стапели, на которые производится откатка поднятых на тележках судов. Благодаря этому увеличивается пропускная способность сооружения, и улучшаются условия работы во время ремонта. По конструкции слипы бывают двух типов — продольные и поперечные гребенчатые. У продольного слипа имеется только наклонная плоскость без горизонтальной части. Диаметральная плоскость судна расположена вдоль рельсовых путей. Надводная часть слипа на одной или на обеих сторонах имеет стапельные места для перемещения поднятого из, воды судна.

Поперечный гребенчатый слип(рис. 2.14,6) состоит из наклонного (подъемно-спускного) стапеля и горизонтального, служащего для откатки и установки поднятых судов. Для подъема судна 3 на слип его наводят на косяковые тележки 7, спущенные ниже уровня акватории на нужную глубину. При поперечном движении судна с помощью леб едок 5, расположенных в конце наклонной части слипа и тросов и при одновременном перемещении косяковых тележек судно устанавливают на кильблоки и поднимают по наклонному стапелю. Затем судно переустанавливают на стапельные тележки 6 и откатывают на стапельное место. Под судно подводят кильблоки, боковые клетки и освобождают тележки с помощью гидравлических домкратов, позволяющих поднимать судно при его перекладке на постоянные кильблоки.

Слипы и эллинги что это

Слипом (рис. 32)называют сооружение, состоящее из наклонной плоскости и горизонтальной площадки со стапельными местами. Суда строят и ремонтируют на горизонтальной площадке, а спуск производят по наклонной плоскости.

На наклонной плоскости слипа уложены рельсовые пути 8, на каждом из которых установлена одна косяковая тележка 1, перемещаемая вверх и вниз тросом тяговой электролебедки 2.

Слипы и эллинги что это

Рис. 32. Поперечный гребенчатый слип:
1 —косяковая тележка, 2 — тяговая электролебедка, 3 — подъемный кран, 4 — стапельные тележки, 5 — электрошпиль, 6, 11 — продольные и поперечные рельсовые пути, 7 — причальная бочка, 8 — рельсовый путь наклонной части, 9 — центральный пульт, 10 — электрораздаточные колонки

На горизонтальной площадке стапеля уложены продольные (откатные) 6 и поперечные (стапельные) 11 рельсовые пути, по которым на стапельных тележках 4 перемещают установленные суда. Управление перемещением косяковых и стапельных тележек осуществляют с центрального поста (пульта) 9, смонтированного на специальной вышке.

Перед спуском судно перемещают на стапельных тележках по поперечным рельсовым путям до их пересечения с продольными путями. При помощи гидравлических домкратов стапельные тележки поднимают вместе с судном и разворачивают их рамы, устанавливая колеса на продольные рельсовые пути слипа. По этим путям судно перемещают к наклонной части слипа. Под судно заводят косяковые тележки и опускают его на них гидродомкратами стапельных тележек. Затем тяговыми лебедками спускают судно в воду, после чего буксиром отводят судно к достроечной стенке, а косяковые тележки поднимают на наклонную плоскость слипа.

Число спусковых тележек бывает пять-шесть и более; при строительстве крупных судов количество спусковых тележек доводят до 20.

Контрольные вопросы к лекции 9 МДК 05.01:

Что такое эллинг?

Дата добавления: 2021-09-25 ; просмотров: 39 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Конструкция судоподъёмных сооружений.

Судоремонтные и судостроительные предприятия используют различные подъемно-спусковые механизмы, судоподъемные средства и сооружения для спуска и подъема судов и плавсредств: эллинги, слипы, сухие, наливные и плавучие доки, вертикальные судоподъемники.

Это специализированное механизированное береговое сооружение с наклонным подводным и надводным фундаментом, боковыми или тыловыми кранами, предназначенное для подъема по рельсовым путям ремонтируемых или строящихся судов, техобслуживания и хранения яхт, шхун, дебаркадеров; закрытый цех для закладки килей, сборки, сварки корпусов и достройки судов в зимнее время.

Надводная наклонная часть эллинга одновременно выступает открытым стапельным местом* для судов.

*Стапельное место – горизонтальная или наклонная площадка, расположенная на берегу и предназначенная для постройки или ремонта судна и дальнейшего его спуска на воду. Размеры стапеля всегда соответствуют размерам ремонтирующихся или строящихся судов.

В зависимости от положения судна относительно подъемных путей различают эллинги поперечные и продольные.

На поперечном эллинге диаметральная плоскость судна перпендикулярна рельсовым судовозным подъемным путям. Данный тип предназначен для подъема плавсредств до 6 тысяч тонн.

На продольном эллинге диаметральная плоскость судна параллельна рельсовым судовозным путям. Их строят для подъема плавсредств массой до 10 тысяч тонн.

Слипы и эллинги что это Слипы и эллинги что это

Поперечный эллинг. Покраска корпуса на землесосе Edax. Продольный эллинг.Судно Kexue готово к спуску на воду.

Это судоподъемное капитальное сооружение, предназначенное для подъема и спуска на тележках одного или сразу нескольких судов, перемещаемых по рельсовым путям под наклоном.

В отличие от эллингов слипы оборудованы боковыми надводными стапелями с одной или обеих сторон, на которые откатываются поднятые на тележках суда, что значительно увеличивает пропускную способность сооружения и улучшает условия для проведения ремонтных работ.

По конструктивным особенностям слипы разделяют на два вида: продольные и поперечные гребенчатые.

Продольный слип оборудован только наклонной плоскостью и не имеет горизонтальной части. На открытое стапельное место поднятое из воды плавсредство передвигают в двух направлениях перпендикулярных друг другу.

Поперечный гребенчатый слип имеет наклонную (подъемно-спусковую) и горизонтальную площадку (открытый или крытый стапель), является расширенным вариантом поперечного эллинга за счет горизонтального продолжения береговой наклонной плоскости.

На нем плавсредство поднимается на комплекте подъемных тележек и передается для горизонтального передвижения на комплект стапельных самоходных тележек. Данный вид стапелей является самым распространенным типом судоподъемных сооружений.

В целом эллинги и слипы являются сложными инженерными механизмами, снабженными рельсовыми путями и мощными тележками, перемещаемыми электрическими лебедками. Эти установки требуют серьезных финансовых вложений не только на этапе создания, но и обслуживания после ввода в эксплуатацию.

Слипы и эллинги что это
Слип.Спуск судна Спасатель Карев на Невском Судостроительном Судоремонтном Заводе.

Сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Док оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Подразделяются по устройству и способу заполнения на сухие, наливные и плавучие.

Сухой (откачивающийся) док

Это стационарная конструкция (бассейн) для докования ниже уровня окружающей акватории, состоит из трех основных элементов:

Камеры с водонепроницаемым бортами и дном, куда заводится докуемое судно при наполнении ее водой.

Затвора, при помощи которого камеру отделяют от акватории при её осушении.

Механического и грузоподъемного оборудования.

Одной из важнейших частей сухого дока является затвор входной части для обеспечения водонепроницаемости, быстрого открытия и закрытия внутреннего водного бассейна, возможности ремонта докового сооружения без вывода из эксплуатации.

В качестве затворов применяют:

• двустворные ворота (стальные, пустотелые)

• задвижной специальный щит или ящик

Наполнение сухих доковых сооружений идет самотеком, а откачку производят мощными балластными насосами.

Слипы и эллинги что это
Сухой (откачивающийся) док.Заканчивается ремонт танкера Mar Adriana.

Наливной док

Это построечно-спусковое сооружение с глубоководным каналом для ввода и вывода кораблей, предназначенное для их ремонта и постройки, аналогичное по конструкции наливной камере, является одной из разновидностей сухого дока.

Основное конструктивное отличие заключается в устройстве док-камеры, допускающей одновременную установку по ширине двух и более кораблей и не на дно камеры, а на стапельные площадки, расположенные вдоль доковых стен выше максимального уровня воды в открытом водном бассейне.

Строительство наливных доков целесообразней всего в морях с большими колебаниями уровня из-за частых приливов и отливов. Ввод докуемых кораблей осуществляется в момент полной воды, а осушение дока проводят в момент малой воды, что значительно сокращает время функционирования осушительных насосных установок.

Ввод кораблей в камеру, отделенной от акватории системой шлюзовых затворов, осуществляется через глубоководный канал, располагающийся между стапельных площадок, при открытом затворе, затем его закрывают, камеру наполняют водой до уровня, который обеспечит перемещение корабля до стапельной площадки.

После того как корабль установлен над килевой дорожкой стапельного места, вода самотеком спускается из камеры в акваторию через клинкеты до выравнивания уровней. Затем с помощью насосных агрегатов воду откачивают до уровня посадки корабля на кильблоки и далее до минимально возможного уровня воды в акватории.

По завершению ремонтных работ, камеру вновь заполняют, корабль всплывает и отходит в глубоководную часть, где дожидается полного спуска воды до уровня внешнего бассейна, после чего выходит в него.

Наливные доки имеют следующие преимущества перед сухими:

• Допускается одновременное докование большего числа судов.

• Отсутствие фильтрационной воды на стапельных площадках.

• При малом уровне воды авария затвора не представляет никакой опасности находящимся на стапельных площадках судам.

• Более мощная освещенность стапельных площадок.

Слипы и эллинги что это
Ракетный крейсер в наливной док-камере судостроительного предприятия Звёздочка.

Плавучий док

Это подвижное несамоходное или самоходное плавучее сооружение технического флота, снабженное подъемно-транспортным оборудованием, механизмами для затопления и подъема, устройствами для ввода судна, установки его на килевые и скуловые блоки, системами подачи воды, газа, пара, сжатого воздуха и электроэнергии.

Плавдок может состоять из одного или нескольких понтонов. По их бортам располагаются башни, которые обеспечивают продольную прочность. В самих башнях находится пульт управления, а также бытовые и служебные помещения.

Плавдоки более широко распространены, чем стационарные, за счет меньшей стоимости и возможности перемещения из одного порта или бассейна в другой.

Источник

Система подъема морских судов

Слипы и эллинги что это

Система подъема морских судов (ее еще называют слипы) необходима для проведения ремонта судна, его берегового обслуживания и для консервации судов на зимнее длительное хранение.

Особенности систем подъема морских судов

Современная система подъема морских судов представляет собой береговую наклонную площадку, предназначающуюся для спуска судов на воду со стапеля или же для подъема из воды судна на рельсовых тележках при помощи лебедок.

Слипы представляют собой старейший тип наклонного подъемного и спускового оборудования, которое может обеспечить спуск судов на воду или их подъем на берег, находящихся в процессе строения или ремонта на нескольких стапельных береговых площадках.

Виды систем подъема морских судов

В наше время существует два вида слипов: поперечные и продольные

Слип продольный – судоподъемное сооружение, которое имеет исключительно наклонную плоскость без какой-либо горизонтальной составляющей. Судно при этом спускают и поднимают кормой или носом вперед, а плоскость судна размещается вдоль рельсовых путей. Такой тип слипов чаще всего используют для среднего водоизмещения судов.

Слип поперечный – имеет конструкцию поперечного эллинга, расширенного благодаря горизонтальному продолжению наклонной плоскости. В данном случае, судно спускают или поднимают бортом к воде. Такая конструкция дает возможность работать с большого водоизмещения судами.

Поперечная система включает в себя:

Поперечные и продольные слипы независимо от вида конструкции оснащаются стапельными площадками и рельсовыми путями.

Преимущества системы подъема морских судов

Достаточно быстрое и широкое распространение судоподъемников объясняется наличием следующих преимуществ:

Источник

Правила технической эксплуатации слипов и эллингов

Слипы и эллинги что это

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

Правила распространяются на гребенчатые поперечные и двухопорные продольные слипы, принадлежащие промышленным предприятиям Министерства речного флота.

Правила не распространяются на поперечные слипы с двухъярусной или одноярусной подъемными тележками, передвигающимися как по подъемным, так и по откатным путям, и продольные слипы с косяковой подъемной тележкой.

Оглавление

2 Общие технические требования

3 Устройство слипов

3.1. Общие требования к оборудованию

3.3. Барабаны и блоки

3.5. Приборы и устройства безопасности

3.6. Пост управления

4. Техническое состояние конструкций и оборудования

4.1. Строительные и гидротехнические конструкции

4.2. Механическое оборудование

5 Технические освидетельствования и испытания

6 Надзор и обслуживание

7 Производство судоподъемных работ

7.1. Подготовка судна

7.2. Подготовка слипа

7.3. Наводка и посадка судна на подъемные тележки

7 5. Схема подъема и расчет нагрузки на подъемные тележки

7.6. Пересадка на стапельные тележки

7.7. Передвижение н установка

7.9. Особые случаи использования слипов

8 Пожарная безопасность

8.1. Общие требования

8.2. Расстановка судов

9 Безопасность производства работ

10 Порядок расследовании и учета несчастных случаев

11 Заключительные положения

Приложение 1. Принятые термины

Приложение 2. Форма журнала слипа

Приложение 3. Форма журнала подъема-спуска судов

Приложение 4. Нормы браковки стальных канатов

Приложение 5. Таблица технических освидетельствований слипа

Приложение 6. Примеры расчетов установки грузового теплохода и наибольшей нагрузки на тележку

Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛИПОВ И ЭЛЛИНГОВ

Утверждаю Зам. министра речного флота РСФСР В. В. Трофимов

ПРАВИЛА

слипов и эллингов

Введены в действие приказом министра речного флота № 63 от 3 мая 1978 i.

4.1.3. Шпалы должны иметь стандартные размеры. Деревянные шпалы надводных путей должны быть пропитаны антисептиком.

Все шпалы должны быть подбиты, не иметь признаков значительного разрушения в результате гниения или других причин.

Наличие шпал, просаживающихся в балласте при прохождении колес тележек, а также шпал с костылями, не удерживающими прочно рельс и подкладку, не допускается.

4.1.4. В рельсовых путях не должно быть недостающих и поврежденных деталей скреплений. Скрепления рельсов между собой и со шпалами должны быть плотными.

Рельсы путей не должны иметь разрывов и трещин.

Износ головки рельса не должен быть более б мм по высоте и более 4 мм с каждой из сторон, или более 7 мм с одной стороны.

4.1.5. Пересечки путей не должны иметь повреждений, затрудняющих беспрепятственный и безопасный проход колес стапельных тележек, кранов и железнодорожного подвижного состава.

4.1.6. Отклонения размеров рельсовых путей от проектных размеров не должны превышать значений, приведенных в табл. 2.

Допустимые отклонения рельсовых путей, мм

Во время эксплуатации

Во время эксплуатации

Во время эксплуатации

Разность отметок головок рельсов одного пути в поперечном сечении

Местное искривление пути (пары рельсов) в плане

Непараллельность совместно работающих путей (откатных, стапельных одной дорожки, подъемных), измеренная в начале и конце путей

Разность отметок головок рельсов горизонтальных путей на длине пути 10 м

Разность отметок головок рельсов горизонтальных путей на расстоянии 100 м

Отклонение от проектного расстояния между стапельными путями одной стапельной дорожки

Отклонение от проектного расстояния между откатными путями

Во время эксплуатации

По время эксплуатации

Во время экс-i.iyaTa-ции

Отклонение подъемных путей гребенчатого слипа от проектного уклона на всем протяжении

То же, продольного слипа

Местное отклонение подъемного пути гребенчатого слипа от среднего уклона

То же, продольного слипа

Разность отметок головок рельсов разных подъемных путей в поперечном сечении

Отклонение от проектного расстояния между подъемными путями (при условии соответствующей корректировки положения лебедок)

Крановые пути должны удовлетворять требованиям Правил устройства я безопасной эксплуатации кранов Госгортехнадзора СССР.

4.1.7. Железобетонные конструкции и фундаменты не должны иметь дефектов, нарушающих их прочность или угрожающих прочности.

Качество выполнения конструкции должно отвечать Правилам на монолитные и сборные бетонные и железобетонные конструкции (СНиП II1-15—76 и СНиП IIМб—73).

4.1.8. Акватория слипа должна быть ограждена знаками судоходной обстановки, согласованными с управлением пути, пароходством if судоходной инспекцией.

4.2. Механическое оборудование

4.2.1. Механическое судоподъемное оборудование слипа должно во всем отвечать рабочим и монтажным чертежам, техническим условиям и требованиям соответствующих Руководств по эксплуатации оборудования (РЭ).

4.2.2. Оборудование не должно иметь изъянов в виде отсутствующих, значительно поврежденных или недостаточно закрепленных, вышедших из строя или не отвечающих своему назначению узлов и деталей.

Погнутость отдельных элементов металлических конструкций может быть допущена лишь в степени, не угрожающей прочности

всей конструкции и не препятствующей нормальному действию оборудования.

Детали металлических конструкций и механизмов не должны иметь покрытых ржавчиной поверхностей.

4.2.3. Подъемные тележки должны быть оснащены полным комплектом брусьев деревянного настила, плотно закрепленных на платформе тележки.

4.2.4. Резиновые рессоры подъемных тележек не должны иметь повреждений в виде вмятин или разрывов.

Остаточная деформация резиновой рессоры по высоте, образовавшаяся в процессе эксплуатации тележки, не должна превышать 10 мм.

4.2.5. Эксплуатация подъемлых тележек с бездействующей роликовой платформой не допускается. Дорожки роликовых платформ должны быть чистыми, а роликовые обоймы не должны иметь повреждений, затрудняющих их нормальное действие.

4.2.6. Буксы осей колес и ось канатного блока должны быть постоянно обильно смазаны солидолом.

Смазка букс должна производиться в два приема. Вторичной смазке подлежат буксы, которые не пропустили смазку с первого раза. Перед повторной смазкой тележка должна быть перемещена вверх или вниз на 0,7 0,9 м.

4.2.7. Подъемные лебедки должны быть закреплены на своих фундаментах всеми предусмотренными монтажным чертежом фундаментными болтами.

4.2.8. Рабочие поверхности всех вращающихся, а также скользящих деталей и открытых зубчатых колес должны быть постоянно смазаны и в ненагруженном состоянии свободно проворачиваться от руки. Масленки, корпуса подшипников и коробки редукторов должны быть заполнены соответствующим маслом в требуемом объеме.

4.2.9. Все болтовые и винтовые крепления (кроме специальных, предусмотренных конструкцией) должны быть затянуты, а шплинты, стопорные планки и другие предохраняющие от самоотвинчнва-ння и фиксирующие детали должны находиться на своих местах и не иметь существенных повреждений.

4.2.10. Колодки тормозов должны плотно прилегать к шкивам всей площадью обкладок под действием пружины или груза. Рабочие поверхности тормозов (шкивов и обкладок) должны быть чистыми и сухими.

4.2.11. Крепления каната подъемной лебедки на вьюшке или барабане и па раме лебедки должны соответствовать чертежам и находиться в полной исправности.

4.2.12. Состояние канатов должно отвечать нормам браковки стальных канатов (по числу обрывов и по поверхностному износу или коррозии) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора (приложение 4).

Стапельные тележки должны удовлетворять требованиям пп. 4.2.3; 4.2.8 и 4.2.9.

4.2.13. Уплотнения гидравлических домкратов стапельных тележек и их трубопроводов не должны иметь течи.

Род и качество рабочей жидкости гидравлической системы тележек должны соответствовать указаниям Руководства по их эксплуатации (РЭ).

4.2.14. Плунжер домкрата разворотного устройства должен надежно удерживаться в верхнем нерабочем положении, не препятствуя прохождению тележек над поперечными рельсами пересечек путей и твердым покрытием стапеля.

4.2.15. Не разрешается использование гидравлических стапельных тележек для передвижения тяжелых судов при бездействующем насосе, предохранительном клапане, манометре или реле давления.

Пользование такими стапельными тележками допускается, как исключение, только в тех случаях, когда средняя нагрузка на тележку от судна не превосходит одной трети ее номинальной грузоподъемности.

4.2.16. Техническое состояние наволочных шпилей и другого вспомогательного механического оборудования слипа должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к лебедкам и стапельным тележкам.

4.3.1. Техническое состояние электрооборудования должно обеспечивать безотказное управление всеми механизмами слипа и соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

4.3.2. Не допускается нагрев электрооборудования и электроаппаратуры выше установленных норм.

4.3.3. Все контакты, заземляющие и зануляющие устройства должны находиться в состоянии полной исправности.

На концах всех проводов управления и защиты должны быть укреплены бирки с указанием принадлежности каждого провода.

Изоляция проводов и кабелей не должна иметь повреждений, могущих вызвать пробой.

4.3.4. Не допускается работа электроаппаратуры со снятыми и поврежденными кожухами ограждения.

4.3.5. Пункты подключения стапельных тележек не должны иметь ослабленных, обгоревших или поврежденных выводов и гнезд.

4.3.6. Заземляющие перемычки на стыках рельсов стапельных, откатных, крановых и подъемных путей должны находиться в исправном состоянии.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ

5.1. Слипы должны подвергаться следующим видам технического освидетельствования:

а) полному — перед вводом в эксплуатацию вновь построенного сооружения и не реже одного раза в три года в ходе его эксплуатации.

Спусковые устройства судостроительных предприятий должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже чем через каждые пять лет;

б) частичному — после зимнего периода и после ремонта части слипа, а также после смены канатов лебедок, как и во всех случаях псрепасовки каната (смена подъемной тележки, смена блока, демонтаж ограничителя тягового усилия);

в) внеочередному в объеме полного — после капитального ремонта или переустройства подъемных путей, а также после капитального ремонта или переустройства подъемных тележек или лебедок.

5.2. Первичное полное техническое освидетельствование вновь

построенного или реконструированного слипа производится государственной приемной комиссией в соответствии со

СНиП III-A. 10—70 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», СНиП Ill-И. 1—62 «Гидротехнические сооружения морские и речные транспортные. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию» и СН 378—67 «Временные указания по оценке качества строительно-монтажных работ, конструктивных частей зданий и сооружений и законченных строительством пусковых комплексов».

5.3. Очередные технические освидетельствования слипа, а также внеочередное техническое освидетельствование сооружения в объеме полного, после капитального ремонта или переустройства подъемных путей, подъемных тележек или лебедок производится администрацией предприятия с участием технического инспектора труда и представителей Государственной санитарной инспекции, отдела Государственного пожарного надзора УПО и заводского комитета профсоюза.

5.4. Частичное техническое освидетельствование слипа производится начальником энергомеханического отдела предприятия с участием начальника (мастера) слипа и технического инспектора труда.

5.5. Полное техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

а) слип соответствует настоящим Правилам и проектной документации;

б) слип находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безотказное и безопасное действие;

в) обслуживание слипа организовано в соответствии с настоящими Правилами.

5.6. Полное техническое освидетельствование слипа включает:

а) осмотр конструкций и оборудования;

б) статическое испытание;

в) динамическое испытание.

5.7. При полном техническом освидетельствовании должны быть осмотрены и проверены в действии подъемные лебедки и тележки, стапельные тележки, иаводочные шпили, электрооборудование, аппаратура управления, а также проверены связь и освещение.

Кроме того, при полном техническом освидетельствовании слипа должно быть проверено состояние:

а) металлоконструкций подъемных и стапельных тележек, а также рам лебедок;

б) блоков, их обойм, осей и деталей крепления на подъемных тележках;

в) канатов и их креплений. Браковка стальных канатов производится согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР (см. приложение 4);

г) подъемных, откатных и стапельных путей с инструментальной проверкой их соответствия требованиям настоящих Правил;

Работы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «г», «д» настоящего пункта, могут быть выполнены до технического освидетельствования. В этом случае результаты проверок должны быть оформлены актом, подписанным лицами, производившими проверку.

Таблица технических освидетельствований слипа приведена в приложении 5.

5.8. Статическое испытание слипа имеет целью проверку действия и прочности подъемных тележек и лебедок.

5.9. Статическое испытание слипа производится подъемом судна, вес которого создает среднюю нагрузку на подъемную тележку, превышающую ее рабочую грузоподъемную силу на 10%•

При отсутствии судна, могущего быть установленным на все подъемные тележки слипа, статическое испытание может производиться поочередной загрузкой групп тележек.

При статическом испытании слипа подъем судна производится до выхода из воды всех колес подъемных тележек с последующей выдержкой в этом положении в течение 10 мин.

По истечении 10 мин судно спускается в воду, а подъемные тележки поднимаются для осмотра и проверки отсутствия остаточных деформаций или разрывов резиновых рессор.

5.10. Динамическое испытание слипа имеет основной целью проверку надежности действия подъемных лебедок и их тормозов под полной нагрузкой.

5.11. Динамическое испытание слипа производится подъемом судна, вес которого равен сумме рабочих грузоподъемных сил всех подъемных тележек слипа, а при отсутствии судна требуе-

мой длины и веса — сумме рабочих грузоподъемных сил используемой части подъемных тележек. При этом остальные подъемные тележки и лебедки испытываются повторным подъемом судна с их применением.

При динамическом испытании слипа подъем судна производится до вершины подъемных путей с несколькими остановками на надводной части подъемного стапеля.

5.12. Испытание стапельных тележек производится передвижением на них судна, вес которого равен сумме рабочих грузоподъемных сил несущих его стапельных тележек, на расстояние не менее 30 м.

5.13. Частичное техническое освидетельствование слипа имеет целью проверку технического состояния оборудования и путей сооружения.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не производятся.

5.14. После смены канатов лебедок, как и во всех случаях лере-пасовки каната (смена подъемной тележки, смена блока, демонтаж ограничителя тягового усилия), должна быть проверена правильность запасовки и надежность крепления концов каната, а также произведена обтяжка каната на барабанах лебедки рабочей нагрузкой.

5.15. Результаты технического освидетельствования сооружения должны быть записаны в журнал слипа (см. приложение 2).

5.16. Регулярные осмотры судоподъемного оборудования, его ремонт, рихтовка и ремонт рельсовых путей, а также очистка от заиления порога подъемных путей должны производиться в сроки, устанавливаемые. Положением о планово-предупредительном ремонте заводского оборудования на предприятиях Минречфлота, с записью в журнал слипа результатов осмотра, характера и объема ремонта.

Начальник (мастер) слипа, или лицо, его заменяющее, обязан организовать своевременное устранение выявленных неисправностей.

6. НАДЗОР И ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Дирекция предприятия должна обеспечить содержание принадлежащего предприятию слипа в исправном состоянии и условия безопасной его работы путем организации освидетельствования, обслуживания и ремонта.

В этих целях главный инженер предприятия обязан:

а) организовать требуемое настоящими Правилами обучение и проверку знаний руководящего судоподъемными работами инженерно-технического персонала и обслуживающих слип рабочих;

б) снабдить инженерно-технический персонал слипа Правилами, а рабочих— судоиодъемшиков —инструкциями;

в) контролировать выполнение инженерно-техническим персоналом слипа настоящих Правил, а обслуживающими слип рабочими — инструкций.

6.2. Начальник энергомеханического отдела предприятия обязан организовать повседневное и периодическое техническое обслуживание слипа, а также установить порядок малых и средних ремонтов строительных конструкций слипа, его механического и электрического оборудования в соответствии с Положением о планово-предупредительном ремонте заводского оборудования на предприятиях Минречфлога.

6.3. Технический надзор за слипом возлагается на главного инженера предприятия и начальника энергомеханического отдела, которые обязаны:

а) осуществлять надзор за техническим состоянием и эксплуатацией слипа, его строительных и гидротехнических конструкций, механического и электрического оборудования и принимать меры по предупреждению случаев нарушения Правил, предъявляя особо строгие требования к соблюдению правил производства судоподъемных работ;

б) проводить очередные, внеочередные и частичные освидетельствования слипа и определять пригодность его к эксплуатации;

в) контролировать выполнение предписаний приемочной комиссии, а также соблюдение сроков осмотров и ремонтов.

6.4. При выявлении неисправностей или нарушений настоящих Правил главный инженер предприятия должен принять меры к немедленному устранению этих неисправностей или нарушений и, при необходимости, прекратить работу слипа до их устранения.

В частности, подъемно-спусковые операции на слипе не могут быть разрешены при:

а) участии в работе неаттестоваиного персонала и в отсутствии начальника (мастера) слипа или его заместителя;

б) истечении срока технического освидетельствования слипа;

в) невыполнении предписаний приемочной комиссии или акта технического освидетельствования;

г) выявлении в конструкциях и оборудовании многочисленных неисправностей, свидетельствующих об отсутствии надлежащего наблюдения за их техническим состоянием;

д) недопустимом износе канатов;

е) неисправностях подъемных лебедок;

ж) неисправностях тормозов подъемных лебедок;

з) неисправностях конечных выключателей на вершинах подъемных путей;

и) неисправностях предохранительных клапанов стапельных тележек;

к) неисправностях роликовых платформ подъемных тележек;

л) наличии трещин и значительных остаточных деформаций резиновых рессор в количестве более 10%.

6.5. Ответственность за содержание слипа в исправном состоя-

нии возлагается на начальника слипа, а при долговременном его отсутствии — на его заместителя — мастера слипа.

6.6. Дирекция предприятия должна обеспечить условия, благоприятствующие успешному выполнению начальником (мастером) слипа возложенных на него обязанностей.

6.7. Начальник (мастер) слипа обязан организовать:

а) содержание конструкций и оборудования слипа в исправном состоянии путем регулярных осмотров, своевременного устранения выявленных неисправностей, ремонтов в предусмотренные планом ПНР сроки, постоянного контроля за ведением журнала осмотров, регулировок и ремонтов, а также периодического личного осмотра конструкций и оборудования слипа;

б) обслуживание и ремонт конструкций и оборудования слипа обученным и аттестованным персоналом, имеющим достаточные знания и необходимые навыки выполнения этих работ, а также периодическую проверку знаний персонала;

в) выполнение персоналом инструкций по производству судо-подъемных работ;

г) своевременную подготовку слипа к техническому освидетельствованию;

д) хранение технической документации слипа и ведение журналов подъема-спуска судов и работ по обслуживанию судоподъемного оборудования и рельсовых путей (см. приложения 2 и 3).

6.8. Повседневное обслуживание судоподъемного механического оборудования слипа должно соответствовать Руководствам по эксплуатации (РЭ) отдельных видов оборудования.

Первоочередными видами повседневного обслуживания оборудования являются: поддержание его в чистоте, своевременная

смазка и регулировка.

Наибольшее внимание должно быть обращено на надежность закрепления канатов, цепей, блоков, осей и других звеньев подъемных и тяговых механизмов.

6.9. На акватории слипа сбрасывание с судов любых предметов, материалов, отходов и мусора должно быть строго запрещено.

6.10. На акватории слипа не допускается стоянка (отстой) судов. не связанная с потребностями их подъема и спуска.

6.11. Не допускается оставлять подъемные тележки в воде без надобности.

Разрешается заблаговременный спуск подъемных тележек в воду при отрицательной температуре воздуха с целью устранения обледенения и во избежание переохлаждения букс.

7. ПРОИЗВОДСТВО СУДОПОДЪЕМНЫХ РАБОТ

7.1. Подготовка судна

7.1.1. На подлежащем подъему судне должна быть прекращена работа двигателей внутреннего сгорания и паровых котлов. Пар из котлов должен быть спущен.

7.1.2. Судно должно быть полностью освобождено от груза, топлива, различных материалов и воды, не являющейся балластом. Трюмы, междубортовые и междудонные пространства должны быть защищены. Подслаиевые воды и фекалии должны быть откачены.

С судна должны быть удалены все легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также пиротехнические материалы.

7.1.3. Все емкости для перевозки и хранения горючих и смазочных жидкостей должны быть полностью защищены. Концентрация газов в них после зачистки должна быть проверена с помощью приборов.

В случае обнаружения взрывоопасной концентрации газов емкости должны быть пропарены и проветрены.

7.1.4. Моторные и машинно-котельные отделения должны быть тщательно зачищены от остатков топлива и масла. С судна должен быть удален весь использованный и неиспользованный обтирочный материал.

7.1.5. Весь экипаж судна должен быть переселен в береговые помещения. Проживание на судне с момента его подъема на слип не допускается. Все помещения судна должны быть закрыты на замок.

7.1.6. Электросеть судна и его электрооборудование должны быть отключены от источников тока снятием предохранителей на главном распределительном щите, выключением и опломбированием выключателей.

Аккумуляторные батареи должны быть сняты с судна и переданы на хранение.

7.1.7. Судно должно быть обследовано в пожарном отношении. Выявленные на судне недочеты (кроме судов, подлежащих капитальному ремонту), должны быть устранены.

На судне должны находиться первичные средства пожаротушения, состав и количество которых определяется представителем ВОХР в каждом отдельном случае.

При кратковременном подъеме для осмотра, освидетельствования, аварийного или навигационного ремонта

7.1.8. На судне должна быть прекращена работа двигателей внутреннего сгорания и паровых котлов. Топки котлов должны быть полностью погашены и пар спущен.

На судне запрещается топка камбузов и применение огня.

7.1.9. Разрешается оставлять на судне, при необходимости, топливо и грузы в количествах, не вызывающих перегрузок подъемных тележек и не угрожающих прочности корпуса судна.

7.1.10. Емкости с горючими жидкостями, топливные и масляные цистерны в местах предполагаемого производства работ с применением открытого огня и вблизи этих мест должны быть освобождены, насухо зачищены и дегазированы. Прочие емкости и цнетер-

Правила технической эксплуатации слипов и эллингов. М., «Транспорт», 1979. 48 с. (Министерство речного флота РСФСР).

Настоящие Правила разработаны сектором судоподъемных сооружении отдела проектирования промышленных предприятий Ленгнпрорсчтранса по заданию Главфлота Минреч-флота РСФСР взамен Правил технической эксплуатации слипов и эллингов, введенных в действие в 1957 г.

Правила составлены главным конструктором судоподъемных сооружений О. А. Фирсовым при участии начальника отдела Р. А. Махова и начальника сектора А. И. Кабакова.

В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять конструкции и техническое состояние сооружения, а также требования к производству судоподъемных работ, выполнение которых необходимо для безопасной и безаварийной эксплуатации слипа.

Правила обязательны для всех предприятий и учреждений Мииречфлота, участвующих в эксплуатации, постройке и проектировании слипов.

С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила технической эксплуатации слипов и эллингов 1957 г. и Инструкция но эксплуатации судоподъемных сооружений 1968 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *