Слесарь монтажник судовой что за профессия
Слесарь-монтажник судовой
§ 109. Слесарь-монтажник судовой 1-го разряда
Характеристика работ. Выполнение слесарных операций при демонтаже вспомогательных механизмов, электрооборудования, теплообменных аппаратов, арматуры, трубопроводов. Очистка, промывка деталей машин и механизмов. Обработка деталей в свободный размер ручным слесарным инструментом. Изготовление заготовок для прокладок из различных материалов. Выполнение работ по подготовке к монтажу вспомогательных механизмов, трубопроводов, арматуры под руководством слесаря-монтажника судового более высокой квалификации.
Должен знать: наименование и расположение основных районов судна; наименование механизмов, устройств, трубопроводов, арматуры и деталей, поступающих на монтаж; типы соединений трубопроводов; основные требования, предъявляемые при выполнении слесарных операций, при обработке неответственных деталей; материалы для прокладок; назначение и условия применения наиболее распространенных простых приспособлений, слесарного и измерительного инструмента; назначение и правила обращения с консервирующими материалами.
Примеры работ
§ 110. Слесарь-монтажник судовой 2-го разряда
Характеристика работ. Выполнение слесарных операций при разборке и сборке неответственных узлов, нецентрируемых вспомогательных и палубных (без привода) механизмов, теплообменных аппаратов.
Должен знать: назначение и последовательность демонтажа, разборки и сборки вспомогательных механизмов, устройств, трубопроводов и арматуры; квалитеты и параметры шероховатости; правила и приемы пользования пневматическим и электрофицированным инструментом; основные марки сталей и цветных сплавов, применяемых в судостроении и судоремонте; правила слесарной обработки деталей и сборки простых узлов; способы и правила разобщения трубопроводов от механизмов, цистерн, отсеков; способы расконсервации и консервации деталей и узлов, марки и назначение консервирующих материалов; правила пользования приспособлениями и контрольно-измерительным инструментом; правила чтения несложных чертежей.
Примеры работ
Трубопроводы и системы:
§ 111. Слесарь-монтажник судовой 3-го разряда
Дефектация, ремонт, сборка, монтаж арматуры, трубопроводов и систем (кроме специальных систем: гидравлики, воздуха высокого давления, главного и вспомогательного пара и т.д.) диаметром до 108 мм и давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/кв. см). Гидравлические испытания арматуры, труб и оборудования в цехе давлением свыше 1,5 до 10,0 МПа (свыше 15 до 100 кгс/кв. см) и пневматические испытания давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/кв. см). Гидравлические испытания арматуры, трубопроводов и систем на судне давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/кв. см) и пневматические испытания давлением до 1,0 МПа (до 10 кгс/кв. см). Демонтаж электрооборудования мощностью свыше 50 до 150 кВт, вспомогательных и утилизационных котлов, валопроводов, подшипников, гребных винтов при диаметре валопровода до 100 мм, оборудования холодильных установок, паровых машин мощностью до 225 кВт (до 300 л.с.), арматуры и трубопроводов любого диаметра, кроме специальных систем.
Монтаж электрооборудования мощностью до 50 кВт.
Участие в швартовных и ходовых испытаниях, пуске и обслуживании вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, устройств и устранение дефектов в работе обслуживаемых механизмов, выявленных в период испытаний. Тепловая резка, электроприхватка и пневматическая рубка на конструкциях из углеродистых, низколегированных и легированных сталей во всех пространственных положениях при установке и монтаже деталей и узлов.
Должен знать: назначение и устройство основных узлов силовых установок; основные технические условия монтажа и сдачи вспомогательных механизмов, с обслуживающими их трубопроводами, агрегатов, электрооборудования и электроаппаратуры; правила и методы демонтажа, разборки, дефектации и ремонта оборудования и трубопроводов; методы пригонки и сборки средней сложности узлов и деталей механизмов; инструкции по пуску и обслуживанию вспомогательных механизмов при швартовных и ходовых испытаниях, методы регулирования режима работы; устройство и назначение пневматических машин, переносных станков для обработки фундаментов и отверстий; нормали, ОСТ и ГОСТ; методики на ремонт, испытания и монтаж; допуски, посадки, квалитеты и параметры шероховатости; универсальные, специальные приспособления и контрольно-измерительный инструмент; правила чтения средней сложности узловых и сборочных чертежей; принцип действия и правила обслуживания газорезательной и электросварочной аппаратуры и оборудования.
Примеры работ
Вспомогательные механизмы и котлы:
Трубопроводы и системы:
§ 112. Слесарь-монтажник судовой 4-го разряда
Должен знать: назначение, устройство и принцип действия вспомогательных судовых механизмов, вспомогательных и утилизационных котлов, устройств и приводов, взаимодействие механизмов, устройств и трубопроводов; последовательность монтажа вспомогательных механизмов, обслуживающих трубопроводов, агрегатов электрооборудования, распределительных щитов и электроаппаратуры в условиях секционной, модульной, блочной постройки и собранного корпуса; технологию сборки под сварку стыков трубопроводов; технические условия на монтаж, расконсервацию со вскрытием, ревизию и сдачу механизмов; типы, основные параметры и технические требования судовых амортизаторов; технологию монтажа валопроводов и механизмов; методы пригонки и сборки сложных узлов и деталей механизмов; технические условия на поставку; программы, методики и инструкции по швартовным и ходовым испытаниям сдаваемых вспомогательных механизмов, вспомогательных и утилизационных котлов и устройств; чтение сложных узловых и сборочных чертежей; универсальные и специальные приспособления; контрольно-измерительный инструмент и приборы; влияние температуры окружающей среды на точность выполнения монтажных работ; систему допусков, посадок; квалитеты и параметры шероховатости.
Примеры работ
Вспомогательные механизмы и котлы:
Трубопроводы и системы:
§ 113. Слесарь-монтажник судовой 5-го разряда
Должен знать: назначение, устройство и принцип действия главных судовых механизмов, паровых турбин, дизелей, газотурбинных установок, валопроводов, паровых котлов высокого давления, а также обслуживающих их вспомогательных механизмов и устройств всех судов, строящихся на предприятии; способы разборки, ремонта и сборки главных паровых машин; способы проверки центровки деталей движения при сборке; способы установки и регулировки паро- и газораспределения ремонтируемых машин; центровку и регулировку навесных механизмов главных паровых машин; способы статической балансировки деталей; дефекты монтажа, центровки узлов судового дизеля и способы их устранения; индикаторные диаграммы; способы пригонки и установки лопаток роторов турбин, разновидности, способы пригонки и установки уплотнений турбин; принцип действия и устройство автоматического регулирования; технологические процессы ремонта и монтажа паровых и газовых турбин; технологию укладки и центровки ремонтируемых и монтируемых валопроводов; требования Регистра СССР и технических условий на ремонт, предъявляемые к ремонту и монтажу судовых механизмов, машин; дефекты монтажа и центровки валопроводов, механизмов и их устранение; конструкцию компрессоров холодильных установок; принцип действия и устройство автоматического регулирования главных судовых установок; технологические процессы монтажа главных механизмов; допуски на центровку главных механизмов; программы, технические условия на поставку и инструкции по швартовным и ходовым испытаниям; марки топлива и масла, применяемые для работы судовых дизелей, и их характеристики; методы борьбы с креном и дифферентом судна; способы разметки пригонки и сборки сложных узлов и механизмов; правила чтения особо сложных узловых и сборочных чертежей.
Примеры работ
Главные механизмы и котлы:
Трубопроводы и системы:
§ 114. Слесарь-монтажник судовой 6-го разряда
Характеристика работ. Выполнение слесарных операций при разборке, дефектации, ремонте, монтаже дизелей судовых диаметром цилиндра свыше 300 мм, агрегатов главных механизмов, главных турбозубчатых агрегатов, газотурбинных установок, турбин, турбогенераторов, подъемно-мачтовых и выдвижных устройств, валопроводов, подшипников, гребных винтов, конусных колец, сальников при диаметре валопровода свыше 250 мм. Сборка, центровка и регулировка на судне главных турбозубчатых агрегатов, дизелей судовых и турбин, поступающих в разобранном виде. Центровка и монтаж главного холодильника, выхлопного патрубка, автономного турбогенератора при сборке на стенде и судне. Центровка и монтаж вспомогательных механизмов, центруемых по оптическим приборам. Установка и монтаж амортизаторов на втором и третьем каскадах агрегатов. Пересадка агрегатов на домкраты и амортизаторы с последующей центровкой. Монтаж и центровка валопроводов любыми способами диаметром вала свыше 250 мм. Расточка мортир и кронштейнов, запрессовка и монтаж втулок с обработкой посадочных мест диаметром вала свыше 250 мм. Дефектация, ремонт, сборка, монтаж, гидравлические испытания арматуры, трубопроводов и систем давлением свыше 30,0 МПа (свыше 300 кгс/кв. см) и пневматические испытания давлением свыше 25,0 МПа (свыше 250 кгс/кв. см). Дефектация, ремонт, сборка, монтаж, промывка, прокачка с отбором проб, испытания и сдача арматуры и трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики. Монтаж автоматики, паровая проба, регулировка, сдача в действии главных котлов. Регулировка и сдача в работе системы автоматического управления механизмами машинно-котельного отделения. Регулировка подачи топлива, паро- и газораспределительных устройств. Испытание, регулировка и сдача в действии компрессоров и оборудования холодильных установок диаметром цилиндра свыше 200 мм. Динамическая балансировка роторов механизмов и якорей электромоторов и других деталей массой свыше 1000 кг. Обеспечение пуска и обслуживания на швартовных, ходовых и комплексных испытаниях механизмов машинно-котельных установок судов. Снятие необходимых замеров при испытаниях механизмов, устройств, валопроводов и электрооборудования. Прием, выполнение и подача команд. Принятие необходимых мер при аварийных тревогах. Выполнение обязанностей старшины электростанции, обязанностей старшины машинно-котельного отделения и руководство бригадой по ремонту и монтажу главных силовых установок судовых систем и валопроводов при строительстве судов.
Должен знать: инструкции и методики по монтажу, эксплуатации и проведению швартовных, комплексных и ходовых испытаний по обслуживаемым механизмам, оборудованию, системам трубопроводов и автоматики; способы установки на судах главных дизелей судовых, турбин, главных турбозубчатых агрегатов; взаимодействие в работе всех механизмов и систем судовой установки; методы регулирования газораспределения дизелей судовых; наиболее рациональные процессы монтажа; технические условия и ОСТ по монтажу главных механизмов, валопроводов и специальных устройств, особенности монтажа главных механизмов на пластинчатых, конических амортизаторах и типа АДС; влияние весовых нагрузок и температуры окружающей среды на точность выполнения монтажных работ на судне; предельно допустимые и рабочие параметры пара, воды, конденсата и масла; правила регулирования главных паровых турбин, газотурбинных установок и обслуживающих их механизмов, обеспечивающих работу при всех режимах; правила технических измерений, вскрытия и закрытия механизмов при ревизии; правила приема команд по судовым средствам связи и действия по аварийным тревогам; устройство, технические характеристики и принцип действия главных гребных электродвигателей, генераторов со щитами электродвижения и аппаратурой управления; способы выявления и устранения дефектов, связанных с теплотехникой, механикой и электротехникой.
Требуется среднее специальное образование.
Примеры работ
Главные механизмы и котлы:
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиограмма «Слесарь-монтажник судовой»
Профессиональные кластеры / Морская техника и транспортные средства / Профессиограмма «Слесарь-монтажник судовой»
Характеристика работ
Выполнение слесарных операций при разборке и сборке неответственных узлов, нецентрируемых вспомогательных и палубных (без привода) механизмов, теплообменных аппаратов.
Должен знать: назначение и последовательность демонтажа, разборки и сборки вспомогательных механизмов, устройств, трубопроводов и арматуры; квалитеты и параметры шероховатости; правила и приемы пользования пневматическим и электрофицированным инструментом; основные марки сталей и цветных сплавов, применяемых в судостроении и судоремонте; правила слесарной обработки деталей и сборки простых узлов; способы и правила разобщения трубопроводов от механизмов, цистерн, отсеков; способы расконсервации и консервации деталей и узлов, марки и назначение консервирующих материалов; правила пользования приспособлениями и контрольно-измерительным инструментом; правила чтения несложных чертежей.
Примеры работ
Трубопроводы и системы:
Эту профессию вы можете получить в:
* — в данной образовательной организации профессия/специальность в Архангельской области лицензирована, но не реализуема по состоянию на 01.10.2013 г.
Слесарь монтажник судовой что за профессия
26.01.03 — Слесарь — монтажник судовой
Ещё в Древнем Египте корабли и лодки имели множество приспособлений и механизмов для улучшения манёвренности судна и даже для обороны от противника. А значит, кто-то занимался монтажом такого оборудования. Чтобы объяснить проще, монтажник определённого вида оборудования появлялся тогда, когда изобретали тот или иной тип оборудования, сооружения.…
Специалисты многих профессий участвуют в постройке судна: сборщики корпусов металлических судов, сварщики, маляры, электрики и др. На долю слесаря-монтажника судового выпадает сложная и ответственная миссия — превратить неподвижный металл в стройный, цельный, жизнеспособный организм.
Слесарь-монтажник приходит на стапель, когда и корпуса как такового еще нет, едва только закладываются первые днищевые секции, начинается установка главного двигателя.
Главный двигатель — это сердце корабля. Чтобы оно билось чисто и ровно, без перебоев и срывов, его нужно закрепить в определенном положении, строго горизонтально. Сначала под главный двигатель (и под другие механизмы, которые также должны быть расположены соответствующим образом) устанавливают фундамент, пригоняют его по месту, выравнивают, закрепляют, и уже потом на нем устанавливают и закрепляют монтируемое устройство. И хотя двигатели на больших судах достигают высоты трехэтажного дома, точность их установки должна быть чрезвычайной — отклонения допускаются только в десятых и сотых долях миллиметра.
Вверх по обе стороны от машинного отделения продолжает расти корпус судна, над ним возводится палуба, затем — надстройка, а слесари-монтажники принимаются за другую, не менее ответственную работу — прокладку валопровода.
Чтобы судно двигалось, должен вращаться винт, а чтобы винт вращался, его нужно соединить с главным двигателем. Это соединение и осуществляется посредством валопровода — системы валов, связанных между собой. На больших судах его общая длина достигает ста и более метров, а масса – 200-900 тонн. И опять главное в работе слесаря-монтажника — точность. Нужно, чтобы вал не прогнулся под собственной тяжестью, чтобы при вращении ему ничто не мешало, чтобы не произошло смещения или отклонения.
Каждое судно имеет определенное целевое назначение, которому и подчиняется все его оснащение. Если это траулер — должны быть специальные устройства для ловли рыбы тралом и подъема ее на борт, а также для первичной обработки и хранения; сухогруз требует устройств и приспособлений для погрузки, выгрузки и хранения грузов; рефрижератору нужны специальные морозильные установки и т.д. Кроме того, на каждом судне есть шлюпки, якоря и швартовы, рулевые устройства, а также множество других механизмов и приспособлений. И всеми этими большими и малыми устройствами специального назначения оснащает суда слесарь-монтажник.
Но мало смонтировать и установить все необходимые системы и устройства, нужно проверить, как они работают, то есть сможет ли судно не только двигаться, но и выполнять свои функции.
Поэтому слесарь-монтажник, кроме монтажа всех основных и вспомогательных систем, участвует в швартовых испытаниях судна — непосредственно на заводе — и в ходовых — выходит в море вместе с приемной командой, проверяет и отлаживает работу всех машин и механизмов, несет вахту в машинном и котельном отделениях, в трюме, на палубе и даже на мостике.
Бригады слесарей-монтажников, как правило, специализированы на выполнении определенных операций (например, установка главного двигателя, прокладка водопровода и т.п.). Но в принципе слесарь-монтажник должен знать все слесарно-монтажные работы, выполняемые на данном предприятии, и быть готовым к тому, чтобы в любой момент перейти на другой участок работы.
Слесарь-монтажник судовой должен быть технически грамотным и разносторонне образованным человеком. Ему нужны знания по механике и оптике, теплотехнике и электротехнике, органической химии и математике.
Работнику этой профессии необходимы сообразительность, смекалка, находчивость. Нередко ему приходится читать даже не чертежи, а различные монтажные схемы, где вследствие большой насыщенности вычерчены не все объекты. Поэтому, чтобы хорошо представлять взаимную связь монтируемого механизма с окружающими устройствами, он должен обладать пространственным воображением, конструктивной фантазией.
Чтобы выполнять такие сложные операции, как центровка и установка механизмов, прокладывание валопровода, слесарю-монтажнику нужны хорошо развитый линейный и пространственный глазомер, тонкая координация движений. Работы такого типа требуют также большого объема внимания, высокой степени его переключаемости, умения быстро ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.
Кроме того, слесарю-монтажнику нужно уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей по бригаде, потому что только при этом условии будет обеспечено высокое качество работы. И конечно же, он должен любить технику, интересоваться различными машинами и механизмами.