Слесарь электрик метрополитена что за профессия
Слесарь-электрик метрополитена
Область профессиональной деятельности
техническое обслуживание и ремонт оборудования инженерно-технических устройств метрополитена, различного типа металлоконструкций, станционного и тоннельного оборудования, эскалаторов.
Объекты профессиональной деятельности
— устройства и оборудование различного типа металлоконструкций;
— оборудование инженерно-технических устройств метрополитена, станционное и тоннельное оборудование;
— инструменты, контрольно-измерительные приборы, применяемые при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования метрополитена;
Основные виды работ
Техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатируемого в инженерно-технических устройствах метрополитена, станционных и тоннельных сооружениях.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования различного типа металлоконструкций и эскалаторов метрополитена.
электропусковая аппаратура, электродвигатели, инструменты,
Знания, умения, навыки, необходимые для осуществления деятельности, компетенции/профиль компетенций
Знать:
оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при слесарных и электро- и радиомонтажных работах;
принципиальные и электромонтажные схемы подводок питания к электрическим приборам, порядок их демонтажа и монтажа;
правила проверки и ремонта кабелей электропитания и штепсельных разъемов;
устройство, принцип работы, техническое обслуживание и ремонт металлоконструкций различного типа метрополитена и эскалаторов;
порядок устранения мелких неисправностей полотна и поручней установки эскалаторов
Уметь:
выполнять слесарные работы и производить электромонтажные работы при техническом обслуживании и ремонте станционного и тоннельного оборудования и инженерно-технических устройств метрополитена;
выявлять и своевременно устранять несложные дефекты и неисправности в работе электродвигателей, схеме электрооборудования, блокировочной цепи;
проверять и ремонтировать кабель электропитания и штепсельные соединения;
выполнять электротехнические, регулировочные, наладочные работы на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях;
закреплять ремонтируемые металлоконструкции;
выявлять и устранять мелкие неисправности в защитных устройствах полотна и поручней эскалаторов метрополитена;
переводить работу эскалаторов с телеуправления на местное ручное и обратно;
Иметь практические навыки:
проведения работ по разборке, ремонту и сборке узлов электромеханического оборудования, отдельных узлов и деталей электропусковой аппаратуры и электродвигателей малой мощности, устранению повреждения кабелей;
осуществления работ по демонтажу и монтажу электрических схем электронагревательных устройств, приборов и подводки питания к ним;
участия в комплексных испытаниях оборудования, линий, станций;
выявления и исправления неисправностей в работе оборудования различных типов металлоконструкций и эскалаторов метрополитена;
выполнения электротехнических, регулировочных, наладочных работ на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях;
Компетенции/профилькомпетенций:
для выполнения работ по профессии «Слесарь-электрик метрополитена» работник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатируемого в инженерно-технических устройствах метрополитена, станционных и тоннельных сооружениях:
— производить разборку, ремонт и сборку узлов электромеханического оборудования, отдельных узлов и деталей электропусковой аппаратуры и электродвигателей малой мощности, устранять повреждение кабелей;
— производить демонтаж и монтаж электрических схем электронагревательных устройств, приборов и подводки питания к ним;
— участвовать в комплексных испытаниях оборудования, линий, станций;
— оформлять техническую документацию.
2. Техническое обслуживание и ремонт оборудования различного типа металлоконструкций и эскалаторов метрополитена:
— выявлять и исправлять неисправности в работе оборудования различных типов металлоконструкций и эскалаторов метрополитена;
— выполнять электротехнические, регулировочные, наладочные работы на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях;
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена
§ 73. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 2-го разряда
Должен знать: принцип работы электромеханического оборудования метрополитена; типы обслуживаемого оборудования и кабелей; способы монтажа проводов.
§ 74. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 3-го разряда
Должен знать: устройство такелажного и обслуживаемого оборудования с управлением с местных пультов; принцип работы электропусковой аппаратуры; приборов и аппаратов; методы очистки оборудования от коррозии; правила чтения рабочих чертежей и электросхем; основные сведения по электротехнике, механике, гидравлике и технологии обработки металлов; габариты приближения строений и оборудования; схемы питания оборудования; правила испытания трубопроводов, воздухопроводов; правила выбора предохранителей по номинальному напряжению; общие сведения об источниках и схемах питания постоянным и переменным током; квалитеты (классы точности).
§ 75. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда
Замена диодов в схемах управления оборудованием. Устранение неисправностей в схемах управления оборудованием и обеспечение работоспособности схем управления. Участие в испытаниях оборудования, линий, станций. Ревизия и наладка устройств релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики. Определение дефектов реконструируемого оборудования и устранение их. Монтаж сложных схем соединений. Разборка и сборка ключей и реле схем телеавтоматики. Прозвонка монтажа и устройств телеавтоматики. Сборка испытательных схем для проверки наладки схем телеавтоматики под руководством слесаря-электрика более высокой квалификации.
Должен знать: устройство обслуживаемого оборудования с управлением с дистанционных пультов и станций; нормы износа узлов и деталей; схемы управления оборудованием в различных технологических режимах; гидравлическое испытание сосудов, работающих под давлением; принцип работы газоанализаторов; технологическую последовательность демонтажа и монтажа узлов и деталей оборудования; способы устранения и предупреждения деформации металлов и внутренних напряжений, возникающих при сварке узлов, деталей; допуски, посадки, обозначения на чертежах и схемах электрического оборудования; устройство и способы наладки ремонтируемых приборов, механизмов, аппаратов; правила расчета сопротивлений, схемы сложных соединений: основы электротехники, гидравлики, механики, электроники и технологии обработки металлов; принципиальные и монтажные схемы аппаратуры телеавтоматики, схемы электропитания.
§ 76. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 5-го разряда
Монтаж и юстировка особо сложных и точных приборов. Выявление и устранение дефектов в работе приборов. Пересчет электрических приборов на другие пределы измерения. Проведение измерений электрических характеристик обслуживаемого оборудования и аппаратуры телеавтоматики. Сборка испытательных схем для проверки и наладки схем телеавтоматики. Монтаж оборудования телеавтоматики. Выявление дефектов и причин износа деталей путем осмотра аппаратуры телеавтоматики на месте установки. Испытание и наладка цепей схем телеавтоматики. Ревизия, ремонт и наладка релейно-контактной аппаратуры.
Должен знать: конструктивные особенности обслуживаемого оборудования, технические условия на его изготовление, приемку и монтаж; порядок организации работ по испытаниям систем автоматики по технологическим режимам; правила взаимоувязки положения оборудования со смежными устройствами, систему допусков, посадок и обозначения их на чертежах: чтение чертежей; устройство и эксплуатацию сосудов, работающих под давлением; причины возникновения дефектов в работе приборов и автоматов, меры предупреждения и устранения их; технические характеристики обслуживаемого оборудования, принципиальные схемы цепей телеавтоматики и телесигнализации, электрические нормы оборудования и каналов телеавтоматики; правила наладки и регулировки сложных контрольно-измерительных приборов.
§ 77. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 6-го разряда
Характеристика работ. Техническое обслуживание, ремонт, наладка и испытание режимных схем управления и опытного оборудования. Выявление и устранение неисправностей в схемах управления с дистанционного пульта, в автоматическом режиме, в схемах автоматического запуска, в схемах командной сигнализации.
Должен знать: правила и способы наладки схем телеизмерений, телесигнализации, телеавтоматики; устройство электроизмерительных приборов, схем и режимы работы оборудования; опытные образцы сложных схем и узлов, методы восстановления ответственных узлов и деталей, допустимые нагрузки на неработающие механизмы и детали; способы комплексного управления оборудованием в разных режимах; приемы и способы обнаружения неисправностей и их устранение на всех типах оборудования.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена
§ 68. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 2-го разряда
Должен знать: принцип действия электродвигателей, приборов и металлоконструкций (затворов) и зависимость работы их механизмов; устройство и правила эксплуатации лебедок, инструмента и приспособлений; способы проверки и подгонки деталей; основные сведения о ремонтных размерах собираемых и изготовляемых деталей; причины появления коррозии и способы борьбы с ней; назначение применяемых смазочных материалов; свойства жидкостей, применяемых в гидравлических затворах; элементарные сведения по электротехнике; способ включения электродвигателей; правила ведения такелажных работ при монтаже; режим работы металлоконструкций (затворов).
§ 69. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 3-го разряда
Должен знать: устройство, условия и правила эксплуатации металлоконструкций с ручным приводом и несложных с механическим приводом; способы закрепления ремонтируемых металлоконструкций, основные сведения о допусках и обозначение их на чертежах; приемы ремонта и сборки деталей и узлов механизмов металлоконструкций; правила эксплуатации подъемно-транспортных механизмов; устройство электродвигателей переменного тока, пускорегулирующей аппаратуры; допускаемые нагрузки при работе электродвигателей; устройство и назначение контрольно-измерительного инструмента; правила испытания сопротивления электроизоляции; основы электротехники, механики и технологии обработки металлов и гидравлики; габариты тоннеля.
§ 70. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 4-го разряда
Характеристика работ. Обслуживание, ремонт, управление и содержание в исправном состоянии станционных, тоннельных и вестибюльных затворов шлюзового и других типов, кроме затворов с пневмогидравлическими ускорителями. Практическое обучение управлению затворами и наблюдение за действиями привлеченных работников других служб при одновременном закрывании и открывании ими четырех или пяти тоннельных, станционных и вестибюльных затворов во время их комплексных испытаний.
Должен знать: устройство и назначение металлоконструкций шлюзового и других типов, кроме затворов с пневмогидравлическими ускорителями; технологическую последовательность монтажа, демонтажа, ремонта и ревизии механизмов и электрооборудования; допуски и посадки и обозначения их на чертежах и схемах электрического оборудования; устройство защиты и автоматики; конструкции реле различных систем; способы предупреждения и устранения деформации металлов и внутренних напряжений при сварке; дефекты, возникающие при сборке и монтаже затворов, способы их устранения; правила управления затворами всех типов, кроме пневмогидравлических ускорителей двустороннего действия, расположение металлоконструкций на обслуживаемом участке.
§ 71. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 5-го разряда
Должен знать: конструкции, ремонт, наладку и правила обслуживания затворов всех типов, кроме двустороннего действия; технические условия на регулирование и испытание узлов механизмов и электроприборов; приемы выполнения такелажных и простых сварочных работ; порядок организации работ по монтажу и демонтажу металлоконструкций; дистанционное управление и сблокирование с ним устройства сигнализации, централизации и блокировки; устройство пути; правила составления технической документации на отремонтированное оборудование; способы восстановления и упрочения изношенных деталей; расположение приборов схемы гидрокоммуникации, схемы дистанционного управления, блокировки и электропитания.
§ 72. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 6-го разряда
Характеристика работ. Обслуживание, ремонт, управление и содержание в исправном состоянии станционных, тоннельных и вестибюльных затворов всех типов, включая нетиповые затворы и двустороннего действия. Разборка, ремонт, сборка, наладка, регулирование и испытание специальных затворов двустороннего действия при совмещенных электрических и механических цепях управления с диспетчерской централизацией. Ремонт, наладка, регулирование и испытание пневмогидравлических ускорителей затворов. Выявление и устранение дефектов во время эксплуатации оборудования при проверке в процессе ремонта и при комплексных испытаниях. Ремонт, наладка и регулирование схем автоматики управления и защиты затворов, комплексное испытание, наладка и управление затворами в заданных режимах.
Должен знать: конструкцию всех типов затворов; электротехнику, механику, основы аэродинамики, гидравлики, геометрии и тригонометрии; технические характеристики и конструкции ремонтируемого, налаживаемого и испытываемого оборудования, а также режимы его работы; опытные образцы металлоконструкций; способы наладки устройств автоматики; допустимые нагрузки на работающие детали и механизмы; способы комплексного управления металлоконструкциями в разных режимах; приемы и способы быстрого обнаружения неисправностей и их устранение на всех типах затворов; устройство контрольно-измерительных приборов; газоанализаторов, шумомеров, микроманометров, анемометров и др.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена
Когда жители нашего города познакомились с новым видом общественного транспорта, метрополитен насчитывал всего двадцать одну «бегущую лестницу» — эскалатор. В настоящее время их более 200. Четырехленточные эскалаторы имеют все вновь строящиеся станции. До 1970 года управление эскалаторами осуществлялось вручную. В машинном зале постоянно находились машинист с помощником, которые в случае
внезапной остановки лестничного полотна должны были обеспечить его быстрый пуск.
С 1980 года внедрена система автоматического и дистанционного управления эскалаторами. Автоматическое и дистанционное управление позволило не только более оперативно включать и переключать эскалаторы, оно практически сняло обременительный для обслуживающего персонала порядок дежурств, а через некоторое
время дало возможность перейти и к решению более сложной задачи — внедрению диспетчерского управления эскалаторами с применением телемеханики и телевидения.
Технический прогресс и установка сложного оборудования в метрополитене повлекли за собой потребность в специалистах, которые смогли бы обслуживать и ремонтировать установленное оборудование. В настоящее время эти виды работ выполняют рабочие, слесари-электрики метрополитена.
Слесарь-электрик должен иметь хорошее зрение и цветоразличение, обладать развитым чувством равновесия, физической выносливостью, гибкостью и координацией движений кистей и пальцев рук, достаточным уровнем развития образного и наглядно-действенного мышления.
Работа слесарем-электриком противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, выраженными болезнями сердца, легких, сосудов, глаз, нервной системы.
Зачисление на обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена в СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта» осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) на очную форму обучения.
Условия поступления: на основании документов о предшествующем образовании
Срок обучения – 2 года 10 месяцев (на бюджетной основе).
Квалификация выпускника:: слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов
Результатом подготовки по профессии 23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена является освоение профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ:
Должностная инструкция слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда
«______» _______________ 20___ г.
Слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.
1.5. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда должен знать:
1.6. В своей деятельности слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда руководствуется:
1.7. В период временного отсутствия слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования с электромеханическими и электрогидравлическими приводами и управлением им с дистанционных пультов и станций.
2.2. Обслуживание основных вентиляторов.
2.3. Разборка и сборка редукторов конических, червячных, гидравлических домкратов.
2.4. Замена подшипников, шестерен с выполнением работ со слесарной обработкой деталей по 7 – 10 квалитетам (2 – 3 классам точности).
2.5. Ремонт и замена реле различных систем, электропусковой аппаратуры и электродвигателей.
2.6. Замена диодов в схемах управления оборудованием.
2.7. Устранение неисправностей в схемах управления оборудованием и обеспечение работоспособности схем управления.
2.8. Участие в испытаниях оборудования, линий, станций.
2.9. Ревизия и наладка устройств релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики.
2.10. Определение дефектов реконструируемого оборудования и устранение их.
2.11. Монтаж сложных схем соединений.
2.12. Разборка и сборка ключей и реле схем телеавтоматики.
2.13. Прозвонка монтажа и устройств телеавтоматики.
2.14. Сборка испытательных схем для проверки наладки схем телеавтоматики под руководством слесаря-электрика более высокой квалификации.
В случае служебной необходимости слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда имеет право
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
4. Ответственность и оценка деятельности
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.