Слесарь электрик метрополитена что за профессия

Слесарь-электрик метрополитена

Область профессиональной деятельности

техническое обслуживание и ремонт оборудования инженерно-технических устройств метрополитена, различного типа металлоконструкций, станционного и тоннельного оборудования, эскалаторов.

Объекты профессиональной деятельности

— устройства и оборудование различного типа металлоконструкций;

— оборудование инженерно-технических устройств метрополитена, станционное и тоннельное оборудование;

— инструменты, контрольно-измерительные приборы, применяемые при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования метрополитена;

Основные виды работ

Техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатируемого в инженерно-технических устройствах метрополитена, станционных и тоннельных сооружениях.

Техническое обслуживание и ремонт оборудования различного типа металлоконструкций и эскалаторов метрополитена.

электропусковая аппаратура, электродвигатели, инструменты,

Знания, умения, навыки, необходимые для осуществления деятельности, компетенции/профиль компетенций

Знать:

оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при слесарных и электро- и радиомонтажных работах;

принципиальные и электромонтажные схемы подводок питания к электрическим приборам, порядок их демонтажа и монтажа;

правила проверки и ремонта кабелей электропитания и штепсельных разъемов;

устройство, принцип работы, техническое обслуживание и ремонт металлоконструкций различного типа метрополитена и эскалаторов;

порядок устранения мелких неисправностей полотна и поручней установки эскалаторов

Уметь:

выполнять слесарные работы и производить электромонтажные работы при техническом обслуживании и ремонте станционного и тоннельного оборудования и инженерно-технических устройств метрополитена;

выявлять и своевременно устранять несложные дефекты и неисправности в работе электродвигателей, схеме электрооборудования, блокировочной цепи;

проверять и ремонтировать кабель электропитания и штепсельные соединения;

выполнять электротехнические, регулировочные, наладочные работы на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях;

закреплять ремонтируемые металлоконструкции;

выявлять и устранять мелкие неисправности в защитных устройствах полотна и поручней эскалаторов метрополитена;

переводить работу эскалаторов с телеуправления на местное ручное и обратно;

Иметь практические навыки:

проведения работ по разборке, ремонту и сборке узлов электромеханического оборудования, отдельных узлов и деталей электропусковой аппаратуры и электродвигателей малой мощности, устранению повреждения кабелей;

осуществления работ по демонтажу и монтажу электрических схем электронагревательных устройств, приборов и подводки питания к ним;

участия в комплексных испытаниях оборудования, линий, станций;

выявления и исправления неисправностей в работе оборудования различных типов металлоконструкций и эскалаторов метрополитена;

выполнения электротехнических, регулировочных, наладочных работ на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях;

Компетенции/профилькомпетенций:

для выполнения работ по профессии «Слесарь-электрик метрополитена» работник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатируемого в инженерно-технических устройствах метрополитена, станционных и тоннельных сооружениях:

— производить разборку, ремонт и сборку узлов электромеханического оборудования, отдельных узлов и деталей электропусковой аппаратуры и электродвигателей малой мощности, устранять повреждение кабелей;

— производить демонтаж и монтаж электрических схем электронагревательных устройств, приборов и подводки питания к ним;

— участвовать в комплексных испытаниях оборудования, линий, станций;

— оформлять техническую документацию.

2. Техническое обслуживание и ремонт оборудования различного типа металлоконструкций и эскалаторов метрополитена:

— выявлять и исправлять неисправности в работе оборудования различных типов металлоконструкций и эскалаторов метрополитена;

— выполнять электротехнические, регулировочные, наладочные работы на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях;

Источник

Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена

§ 73. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 2-го разряда

Должен знать: принцип работы электромеханического оборудования метрополитена; типы обслуживаемого оборудования и кабелей; способы монтажа проводов.

§ 74. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 3-го разряда

Должен знать: устройство такелажного и обслуживаемого оборудования с управлением с местных пультов; принцип работы электропусковой аппаратуры; приборов и аппаратов; методы очистки оборудования от коррозии; правила чтения рабочих чертежей и электросхем; основные сведения по электротехнике, механике, гидравлике и технологии обработки металлов; габариты приближения строений и оборудования; схемы питания оборудования; правила испытания трубопроводов, воздухопроводов; правила выбора предохранителей по номинальному напряжению; общие сведения об источниках и схемах питания постоянным и переменным током; квалитеты (классы точности).

§ 75. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда

Замена диодов в схемах управления оборудованием. Устранение неисправностей в схемах управления оборудованием и обеспечение работоспособности схем управления. Участие в испытаниях оборудования, линий, станций. Ревизия и наладка устройств релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики. Определение дефектов реконструируемого оборудования и устранение их. Монтаж сложных схем соединений. Разборка и сборка ключей и реле схем телеавтоматики. Прозвонка монтажа и устройств телеавтоматики. Сборка испытательных схем для проверки наладки схем телеавтоматики под руководством слесаря-электрика более высокой квалификации.

Должен знать: устройство обслуживаемого оборудования с управлением с дистанционных пультов и станций; нормы износа узлов и деталей; схемы управления оборудованием в различных технологических режимах; гидравлическое испытание сосудов, работающих под давлением; принцип работы газоанализаторов; технологическую последовательность демонтажа и монтажа узлов и деталей оборудования; способы устранения и предупреждения деформации металлов и внутренних напряжений, возникающих при сварке узлов, деталей; допуски, посадки, обозначения на чертежах и схемах электрического оборудования; устройство и способы наладки ремонтируемых приборов, механизмов, аппаратов; правила расчета сопротивлений, схемы сложных соединений: основы электротехники, гидравлики, механики, электроники и технологии обработки металлов; принципиальные и монтажные схемы аппаратуры телеавтоматики, схемы электропитания.

§ 76. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 5-го разряда

Монтаж и юстировка особо сложных и точных приборов. Выявление и устранение дефектов в работе приборов. Пересчет электрических приборов на другие пределы измерения. Проведение измерений электрических характеристик обслуживаемого оборудования и аппаратуры телеавтоматики. Сборка испытательных схем для проверки и наладки схем телеавтоматики. Монтаж оборудования телеавтоматики. Выявление дефектов и причин износа деталей путем осмотра аппаратуры телеавтоматики на месте установки. Испытание и наладка цепей схем телеавтоматики. Ревизия, ремонт и наладка релейно-контактной аппаратуры.

Должен знать: конструктивные особенности обслуживаемого оборудования, технические условия на его изготовление, приемку и монтаж; порядок организации работ по испытаниям систем автоматики по технологическим режимам; правила взаимоувязки положения оборудования со смежными устройствами, систему допусков, посадок и обозначения их на чертежах: чтение чертежей; устройство и эксплуатацию сосудов, работающих под давлением; причины возникновения дефектов в работе приборов и автоматов, меры предупреждения и устранения их; технические характеристики обслуживаемого оборудования, принципиальные схемы цепей телеавтоматики и телесигнализации, электрические нормы оборудования и каналов телеавтоматики; правила наладки и регулировки сложных контрольно-измерительных приборов.

§ 77. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 6-го разряда

Характеристика работ. Техническое обслуживание, ремонт, наладка и испытание режимных схем управления и опытного оборудования. Выявление и устранение неисправностей в схемах управления с дистанционного пульта, в автоматическом режиме, в схемах автоматического запуска, в схемах командной сигнализации.

Должен знать: правила и способы наладки схем телеизмерений, телесигнализации, телеавтоматики; устройство электроизмерительных приборов, схем и режимы работы оборудования; опытные образцы сложных схем и узлов, методы восстановления ответственных узлов и деталей, допустимые нагрузки на неработающие механизмы и детали; способы комплексного управления оборудованием в разных режимах; приемы и способы обнаружения неисправностей и их устранение на всех типах оборудования.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Источник

Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена

§ 68. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 2-го разряда

Должен знать: принцип действия электродвигателей, приборов и металлоконструкций (затворов) и зависимость работы их механизмов; устройство и правила эксплуатации лебедок, инструмента и приспособлений; способы проверки и подгонки деталей; основные сведения о ремонтных размерах собираемых и изготовляемых деталей; причины появления коррозии и способы борьбы с ней; назначение применяемых смазочных материалов; свойства жидкостей, применяемых в гидравлических затворах; элементарные сведения по электротехнике; способ включения электродвигателей; правила ведения такелажных работ при монтаже; режим работы металлоконструкций (затворов).

§ 69. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 3-го разряда

Должен знать: устройство, условия и правила эксплуатации металлоконструкций с ручным приводом и несложных с механическим приводом; способы закрепления ремонтируемых металлоконструкций, основные сведения о допусках и обозначение их на чертежах; приемы ремонта и сборки деталей и узлов механизмов металлоконструкций; правила эксплуатации подъемно-транспортных механизмов; устройство электродвигателей переменного тока, пускорегулирующей аппаратуры; допускаемые нагрузки при работе электродвигателей; устройство и назначение контрольно-измерительного инструмента; правила испытания сопротивления электроизоляции; основы электротехники, механики и технологии обработки металлов и гидравлики; габариты тоннеля.

§ 70. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 4-го разряда

Характеристика работ. Обслуживание, ремонт, управление и содержание в исправном состоянии станционных, тоннельных и вестибюльных затворов шлюзового и других типов, кроме затворов с пневмогидравлическими ускорителями. Практическое обучение управлению затворами и наблюдение за действиями привлеченных работников других служб при одновременном закрывании и открывании ими четырех или пяти тоннельных, станционных и вестибюльных затворов во время их комплексных испытаний.

Должен знать: устройство и назначение металлоконструкций шлюзового и других типов, кроме затворов с пневмогидравлическими ускорителями; технологическую последовательность монтажа, демонтажа, ремонта и ревизии механизмов и электрооборудования; допуски и посадки и обозначения их на чертежах и схемах электрического оборудования; устройство защиты и автоматики; конструкции реле различных систем; способы предупреждения и устранения деформации металлов и внутренних напряжений при сварке; дефекты, возникающие при сборке и монтаже затворов, способы их устранения; правила управления затворами всех типов, кроме пневмогидравлических ускорителей двустороннего действия, расположение металлоконструкций на обслуживаемом участке.

§ 71. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 5-го разряда

Должен знать: конструкции, ремонт, наладку и правила обслуживания затворов всех типов, кроме двустороннего действия; технические условия на регулирование и испытание узлов механизмов и электроприборов; приемы выполнения такелажных и простых сварочных работ; порядок организации работ по монтажу и демонтажу металлоконструкций; дистанционное управление и сблокирование с ним устройства сигнализации, централизации и блокировки; устройство пути; правила составления технической документации на отремонтированное оборудование; способы восстановления и упрочения изношенных деталей; расположение приборов схемы гидрокоммуникации, схемы дистанционного управления, блокировки и электропитания.

§ 72. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена 6-го разряда

Характеристика работ. Обслуживание, ремонт, управление и содержание в исправном состоянии станционных, тоннельных и вестибюльных затворов всех типов, включая нетиповые затворы и двустороннего действия. Разборка, ремонт, сборка, наладка, регулирование и испытание специальных затворов двустороннего действия при совмещенных электрических и механических цепях управления с диспетчерской централизацией. Ремонт, наладка, регулирование и испытание пневмогидравлических ускорителей затворов. Выявление и устранение дефектов во время эксплуатации оборудования при проверке в процессе ремонта и при комплексных испытаниях. Ремонт, наладка и регулирование схем автоматики управления и защиты затворов, комплексное испытание, наладка и управление затворами в заданных режимах.

Должен знать: конструкцию всех типов затворов; электротехнику, механику, основы аэродинамики, гидравлики, геометрии и тригонометрии; технические характеристики и конструкции ремонтируемого, налаживаемого и испытываемого оборудования, а также режимы его работы; опытные образцы металлоконструкций; способы наладки устройств автоматики; допустимые нагрузки на работающие детали и механизмы; способы комплексного управления металлоконструкциями в разных режимах; приемы и способы быстрого обнаружения неисправностей и их устранение на всех типах затворов; устройство контрольно-измерительных приборов; газоанализаторов, шумомеров, микроманометров, анемометров и др.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Источник

23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена

Когда жители нашего города познакомились с новым видом общественного транспорта, метрополитен насчитывал всего двадцать одну «бегущую лестницу» — эскалатор. В настоящее время их более 200. Четырехленточные эскалаторы имеют все вновь строящиеся станции. До 1970 года управление эскалаторами осуществлялось вручную. В машинном зале постоянно находились машинист с помощником, которые в случае
внезапной остановки лестничного полотна должны были обеспечить его быстрый пуск.

С 1980 года внедрена система автоматического и дистанционного управления эскалаторами. Автоматическое и дистанционное управление позволило не только более оперативно включать и переключать эскалаторы, оно практически сняло обременительный для обслуживающего персонала порядок дежурств, а через некоторое
время дало возможность перейти и к решению более сложной задачи — внедрению диспетчерского управления эскалаторами с применением телемеханики и телевидения.

Технический прогресс и установка сложного оборудования в метрополитене повлекли за собой потребность в специалистах, которые смогли бы обслуживать и ремонтировать установленное оборудование. В настоящее время эти виды работ выполняют рабочие, слесари-электрики метрополитена.

Слесарь-электрик должен иметь хорошее зрение и цветоразличение, обладать развитым чувством равновесия, физической выносливостью, гибкостью и координацией движений кистей и пальцев рук, достаточным уровнем развития образного и наглядно-действенного мышления.

Работа слесарем-электриком противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, выраженными болезнями сердца, легких, сосудов, глаз, нервной системы.

Зачисление на обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена в СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта» осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) на очную форму обучения.

Условия поступления: на основании документов о предшествующем образовании

Срок обучения – 2 года 10 месяцев (на бюджетной основе).

Квалификация выпускника:: слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов

Результатом подготовки по профессии 23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена является освоение профессиональных компетенций, включающих в себя способность:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ:

Источник

Должностная инструкция слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда

«______» _______________ 20___ г.

Слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.5. Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда должен знать:

1.6. В своей деятельности слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда руководствуется:

1.7. В период временного отсутствия слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования с электромеханическими и электрогидравлическими приводами и управлением им с дистанционных пультов и станций.

2.2. Обслуживание основных вентиляторов.

2.3. Разборка и сборка редукторов конических, червячных, гидравлических домкратов.

2.4. Замена подшипников, шестерен с выполнением работ со слесарной обработкой деталей по 7 – 10 квалитетам (2 – 3 классам точности).

2.5. Ремонт и замена реле различных систем, электропусковой аппаратуры и электродвигателей.

2.6. Замена диодов в схемах управления оборудованием.

2.7. Устранение неисправностей в схемах управления оборудованием и обеспечение работоспособности схем управления.

2.8. Участие в испытаниях оборудования, линий, станций.

2.9. Ревизия и наладка устройств релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики.

2.10. Определение дефектов реконструируемого оборудования и устранение их.

2.11. Монтаж сложных схем соединений.

2.12. Разборка и сборка ключей и реле схем телеавтоматики.

2.13. Прозвонка монтажа и устройств телеавтоматики.

2.14. Сборка испытательных схем для проверки наладки схем телеавтоматики под руководством слесаря-электрика более высокой квалификации.

В случае служебной необходимости слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда имеет право

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.

3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.

3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

4. Ответственность и оценка деятельности

Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы слесаря-электрика по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена 4-го разряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *