Славяно горицкая борьба что это
Славяно-горицкая борьба
Славяно-горицкая борьба это авторская система рукопашного боя, основу которой составляют древние боевые приемы восточных славян, дополненные техниками европейских стилей.
Автором системы является обладатель черного пояса по Кумикан Кэмпо Каратэ-До Александр Константинович Белов (боевое имя Солидор).
Годом создания Славяно-горицкой борьбы считается 1982 год.
Название единоборства произошло от соединения двух слов «славяно» — указывающее на истоки происхождения, и «гориц» — древнее название воинов, совершавших обрядовые поединки на курганах погибших в бою.
Славяно-горицкая борьба сформировалась, как результат многолетнего изучения ее автором — Александром Беловым древних славянских народных традиций, преданий, обрядов и боевых игр. А также личного общения создателя системы с людьми, владеющими техниками древнего славянского боевого искусства, истоки которого скрыты в глубине веков.
Однако, следует учитывать, что Славяно-горицкая борьба не является доподлинно воссозданным древним боевым искусством славян.
Сам Александр Белов утверждает, что он лишь собрал некоторые приемы, модифицировал их и упорядочил определенным способом.
Базовые стили
Виды боя
Славяно-горицкая борьба предусматривает следующие 4 основных вида боя:
Интересной особенностью Славяно-горицкая борьбы является то, что базовая техника движений основывается на принципах Золотого сечения.
В настоящее время Славяно-горицкая борьба развивается, в том числе в соревновательном варианте. При проведении соревнований бойцы используют специальную экипировку (перчатки, капы, защитные шлемы, защиту предплечий, локтей, ног и коленей).
Однако, несмотря на наличие интереса к данному виду единоборств, ее автор Александр Белов считает, что Славяно-горицкую борьбу не следует популяризировать.
Борьба, основанная на принципах чести и справедливости, по мнению Белова, не может быть популярной в современном мире.
Оставаясь тени, Славяно-горицкая борьба имеет большое количество приверженцев и преданных последователей…
СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА
СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА, вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырех видов и двенадцати базовых стилей, объединенных общим названием. Славяно-горицкая борьба – авторская система, разработанная А.К.Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных славян. Основная задача системы – подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников (в том числе вооруженных) и т.д.
Соревнования по славяно-горицкой борьбе проводятся среди мужчин и среди женщин. Поединки ведутся в полный контакт с применением защитных средств.
Некоторые из используемых в славяно-горицкой борьбе разработок взяты на вооружение спецслужбами и предназначены только для «служебного пользования». Помимо России, славяно-горицкая борьба в той или иной форме развивается в странах СНГ и некоторых государствах дальнего зарубежья.
Структура славяно-горицкой борьбы. Виды боя.
Классический бой
– комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный поединок в стойке, победа в котором достигается не за счет физической силы, а благодаря техническому совершенству. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба в партере по каким-либо причинам невозможна.
Штурмовой бой
Тотальный бой
– комплекс организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенность тотального боя – специальная техническая подготовка (ориентированная на ведение поединка с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга, каратэ) и определенная стилистика. Тотальный бой наиболее применим в поединке с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу в партере.
Военно-прикладной бой
Базовые стили.
Радогора – стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические наработки школ славяно-горицкой борьбы и др. русских боевых стилей.
Подол – стиль боя ногами, в котором руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов славян, из исторических школ русского рукопашного боя и европейских единоборств (шассон, сават, пуринг, фольдерскал).
Коромысло (пропорциональный стиль) – система боя, в которой высокий темп движений достигается поочередными ударами рук и ног за счет инерции и особой пластики, что позволяет экономить силы бойца.
Уклад – сплав нескольких видов борьбы, объединивший технико-тактические наработки русской исторической школы и специальные приемы для ведения тотального боя.
Позем (комплексный бой на земле) – стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, а также различные удары в положении лежа.
Свиля (боевая гимнастика) – система приемов, позволяющих уклоняться от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику движений, позволяет без чрезмерных усилий избежать атаки противника.
Пята (стиль неплановых ситуаций) – вырабатывает навыки ведения боя в специфических условиях: в темноте, в тесноте, на скользком покрытии, при численном превосходстве противника и на ограниченном пространстве.
Грудок – способ организации боя с превосходящим физически (по росту, весу, силе) противником.
Гибкие перестроения (противосистема) – маневрирование и тактические уловки с учетом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства.
«С-42» – разновидность славяно-горицкой борьбы, адаптированная к реальным боевым условиям. Включает в себя наиболее результативные технические действия, систему выживания, специальные навыки, а также способы ведения партизанской войны.
Правила проведения соревнований.
Общие положения.
Соревнования по славяно-горицкой борьбе проводятся во всех указанных стилях – за исключением грудка – по приблизительно похожим правилам. (В гибких перестроениях поединки проходят в разряде «стиль против стиля», т.е. с представителями других боевых единоборств). Основной их принцип – максимальный реализм при минимуме ограничений на используемую технику.
Площадка должна иметь площадь не менее 36 кв.м., – за исключением соревнований по огневому бою (не менее 50 кв.м.).
Экипировка для всех видов соревнований (кроме клинкового и огневого боя) состоит из защитного шлема для рукопашного боя, капы (специальной защитной пластины), перчаток, позволяющих проводить броски и наносить удары. При желании спортсмен может также использовать защитные протекторы для тела, а по взаимной договоренности соперников могут применяться защитные приспособления для ног, колен, локтей и предплечий. В разряде «подол» кроме того используются щиты площадью 1 кв.м., которые во время боя держатся в руках.
Для клинкового боя применяются специальные ножи с затупленным лезвием и острием, а также соответствующая защита для тела. Огневой бой ведется с использованием пневматических пистолетов, защитного снаряжения и шлемов (соответствующее защитное снаряжение должны иметь и судьи).
При проведении соревнований используются любые, не стесняющие движений костюмы либо специальные костюмы, разработанные для славяно-горицкой борьбы.
На ноги участники соревнований надевают легкую спортивную обувь.
Хронометраж.
Бои в разрядах «Радогора» (кулачный бой), «Подол» (бой ногами) и «Клинковый бой» проходят в один сход продолжительностью 5 мин. В разрядах «Классический бой» и «Тотальный бой» поединки проходят в один сход по 30 мин. (юниоры – 15 мин.). Время может быть остановлено только для оказания помощи спортсмену медперсоналом. «Штурмовой бой» проводится в 10 сходов по 10 сек. В разряде «Огневой бой» на стрельбу отводится 10 сек, а сам поединок проходит в 10 сходов.
Весовые категории.
До 2003 включительно в славяно-горицкой борьбе не существовало деления на весовые категории. С 2004 в разрядах «Радогора» и «Подол» введены категории по типу телосложения:
– легкая (до 70 кг веса или 170 см роста);
– средняя (до 85 кг веса или 185 см роста);
– тяжелая (свыше 85 кг веса или свыше 185 см роста).
В остальных разрядах бои по-прежнему проходят без учета веса и роста бойцов.
Запрещенная техника и нарушения правил.
Ограничения по допустимым техническим приемам в славяно-горицкой борьбе минимальны и связаны, в основном, с особенностями того или иного стиля. Так, в разряде «Радогора» не разрешается наносить удары ногами, а в разряде «Подол», наоборот, разрешены атакующие действия только ногами. На разрешенную правилами технику нет ограничений по жесткости и по местам нанесения ударов.
Судейство.
Судейское вече, состоящее из трех человек, проставляет баллы участникам поединка за технические действия (баллы начисляются на основании правильности, технической чистоты и внешней убедительности нанесенного удара и снимаются за неумелые, неэффективные или несвоевременные оборонительные действия). Главный судья соревнований принимает решение о победе (поражении) участника боя – на основании оценок судейского вече, – но в проставлении баллов за технические действия не участвует (тем не менее, в спорной ситуации он может опротестовать решение вече).
При проведении Клинкового боя судейское вече назначает дополнительно двух наблюдателей, обязанных следить за действиями бойцов. Наблюдатель не может сам останавливать бой, но в случае квалифицированно выполненного и не замеченного полевым судьей удара одним из соревнующихся он обращается к судье при помощи жеста (поднятая рука) с предложением остановить бой и выслушать мнение наблюдателя.
Определение победителя в поединке.
Во всех стилях славяно-горицкой борьбы (кроме Клинкового Огневого боя) возможен следующий исход поединка:
– чистая победа объявляется, если один из соперников не может (или отказывается) продолжать бой;
– победа с явным преимуществом – по мнению судей, один из соперников заметно превосходит другого по уровню боеспособности либо технической подготовки (к «победе с явным преимуществом» приравнивается также победа, объявляемая из-за многократного нарушения правил одним из бойцов);
– победа по баллам присуждается на основании подсчета баллов, проставляемых судейским вече.
В разрядах «Классический бой» и «Штурмовой бой» за каждый проведенный поединок спортсмен получает от 1 до 5 баллов, что позволяет выявить сильнейшего из соперников по результатам двух боев.
Подсчет баллов ведется из расчета:
победа с явным преимуществом – 4
победа по общему показателю – 3
победа техническим преимуществом – 2
победа физическим преимуществом – 1
поражение в виду физического или технического преимущества противника – минус 2
поражение (при чистой победе или победе с явным преимуществом противника) – минус 3.
Если показатели побед совпадают, учитываются баллы за поражение. Каждое предупреждение за нарушение правил, полученное в ходе поединка, снижает показатель победы спортсмена на одну ступень.
Оценка действий бойцов проводится судейским вече на основании общего впечатления по следующим показателям:
– атакующие способности в применении ударов ногами и руками;
– оборонительные способности бойца;
– техническое и тактическое искусство ведения боя.
В разряде «Тотальный бой» подсчет очков происходит по схожей схеме, но в начислении баллов есть свои особенности:
– отказ (или неспособность) противника продолжать бой, находясь в стойке, – чистая победа с удвоением баллов;
– похожая ситуация, но в положении на земле, – чистая победа;
– остановка боя судьями в случаях, предусмотренных правилами, – победа с явным преимуществом;
– бой не был досрочно остановлен, но один из соперников наглядно продемонстрировал свои тактико-технические преимущества – победа по общему показателю;
– незначительное техническое превосходство – победа техническим преимуществом;
– превосходство над противником только благодаря физическим данным – победа физическим преимуществом;
– невозможность выявления признаков превосходства – ничья.
Клинковый бой. Начинается из позиции соединенных ножей в вытянутых вперед руках соперников по команде полевого судьи: «Кон!». Судья обязан оценить каждое квалифицированное действие соперников, остановив при этом бой командой «Вонми!».
Огневой бой.
Проводятся по двум версиям: одиночный выстрел и тройной выстрел.
После команды полевого судьи «Koн!» соперники должны войти в площадку и с любого расстояния (но не выходя за ее пределы) поразить противника, используя соответствующее число выстрелов. В ходе поединка допускаются любые способы передвижения по площадке (включая шаг, бег, прыжки, кувырки, перекаты и акробатические трюки), защита техникой Свили и огневое подавление действий противника.
В Огневом бою принята следующая система оценок:
– входящее попадание в любую часть головы, в горло или в шею, в середину или левую часть груди (спины), в правую часть живота или низа спины – высший балл;
– входящее попадание в живот, правую часть груди или спины, в ключицу, в плечо, в бедро, в колено – средний балл;
– входящее попадание в голень или в предплечье, или скользящее попадание по ноге (по руке, по голове, по корпусу) – низший балл.
Результаты произведенных выстрелов суммируются, и на их основе определяется победитель – стрелок, первым набравший необходимое число баллов.
Чистая победа (досрочная остановка боя) засчитывается при получении высшего балла. Победой с явным преимуществом (досрочная остановка боя) признается получение 2 средних баллов. Технической победой признается получение 1 среднего балла или 3 низших баллов. При равенстве высших или средних баллов признается обоюдное поражение противников. Ничьей признается взаимный промах противников или наличие у них 1–2 низших баллов.
Из истории славяно-горицкой борьбы.
Зарождение славянских школ боевого единоборства относится приблизительно в 3–2 вв. до н. э. На Руси бойцовские традиции имеют многовековую историю. Параллельно развивались и развлекательная, игровая народная традиция и боевые виды единоборств. При всем их различии между этими направлениями существовала очевидная связь: народная забава была своего рода школой по начальной подготовке будущего бойца.
Самый древний вид борьбы на Руси – медвежья борьба – уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. (Проводившиеся на поле ритуальные схватки были призваны отогнать от посевов злых духов.) Считается, что от медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест, на вороток и т.д.
Большое распространение получила также заимствованная у тюркских народов борьба на поясах (в настоящее время признана официальным видом спорта).
Наряду с борьбой у нас в стране развивались различные виды кулачного боя с акцентированной ударной техникой: сам на сам, толпа на толпу, стенка на стенку, сцеплялка – свалка и т.д.
Берсерки (бирсерки) или ярыги (ярые воины) занимают особое место в истории русских боевых искусств. Подобные воины-одиночки (существовавшие у многих индоевропейских народов) благодаря своим особым навыкам могли противостоять целому неприятельскому отряду. В состоянии аффекта ярый воин был нечувствителен к боли и мог преодолевать препятствия, неприступные для человека в обычном эмоциональном состоянии.
Славяно-горицкая борьба как таковая – авторский стиль Александра Константиновича Белова, зародившийся в начале 1980-х. Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов – горицах. А.К.Белов (воинское имя – Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).
Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба – доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации.
В 1991 в Кинешме прошел первый Всесоюзный семинар по славяно-горицкой борьбе. С 1994 регулярно проводятся чемпионаты России, а также соревнования областей, городов и т.д. В 1996 основана Федерация славяно-горицкой борьбы России (президент – А.Белов), объединяющая сеть спортивно-методических школ, клубов и региональных союзов. Центральная школа Федерации СГБ – клуб «Сварог». Федерация проводит различные соревнования, организует авторские семинары и школы спортивного мастерства, готовит мастеров, тренеров и инструкторов по славяно-горицкой борьбе. Ежегодно составляется рейтинг сильнейших борцов России.
В настоящее время славяно-горицкая борьба изучается и развивается не только в России, но и в странах СНГ, а также дальнего зарубежья: к примеру, проводятся чемпионаты Болгарии, регулярно проходят семинары в Италии, японские специалисты боевых искусств отсняли учебный фильм.
Белов А. Славяно-горицкая борьба. Книга 2: Искусство атаки. М., 1994
Шатунов М. Русская профессиональная драка. М., 1998
Белов А. Славяно-горицкая борьба. (Переизд.) М., 2002
Шатунов М. Русская профессиональная драка. Пособие по славяно-горицкой борьбе. М., 2002
Белов А. Кулачное дело на Великой Руси. М., 2003
Славяно-горицкая борьба: особенности стиля и отличия от других дисциплин
Славяно-горицкая борьба – это боевое искусство, направленное на подготовку универсального бойца, умеющего противостоять любому противнику и сражаться в любых условиях. Подобное стало возможным благодаря большому количеству стилей, объединенных под общим названием славяно-горицкой борьбы. Данное искусство позаимствовало много приемов у наших предков – древних славян.
Что представляет собой славяно-горицкая борьба?
Данный стиль появился в начале 80-х годов прошлого века. Его основателем является Александр Белов, который обратился к боевым традициям наших предков, адаптировав их навыки для применения в современных условиях.
Название системы также является отсылкой к прошлому. Наши предки имели обычай совершать на курганах павших в бою воинов обрядовые поединки. Их называли горицы, что и дало название данному единоборству.
Прежде чем разработать свой собственный стиль боя, Александр Белов много времени посвятил изучению народных преданий, обрядов и игрищ. Он принимал участие в ряде научных экспедиций в Сибири, на Урале, посетил Пермь, Север и Центр России. В ходе своего собственного исследования, он изучал литературные источники и встречался с различными людьми, которые высоко чтили национальные традиции.
Стиль борьбы и приемы
Рассмотрим несколько базовых стилей славяно-горицкой борьбы. Всего их насчитывается 12, и каждый из них имеет свои особенности:
Соревнования и правила состязаний
Речь идет о молодом единоборстве, первый крупный семинар по которому прошел менее 30 лет назад. Серьезные всероссийские чемпионаты по славяно-горицкой борьбе проводятся с 1994 года. Федерация данного вида спорта была основана в 1996 году с центральной школой «Сварог».
Проведение соревнований по каждому из вышеописанных стилей осуществляется по сходным правилам. Исключение составляет грудок. Основным принципом состязаний выступает достижение наибольшей реалистичности. При этом используемая в бою техника практически никак не ограничивается.
Рассмотрим несколько базовых требований для проведения состязаний по славяно-горицкой борьбе:
Весовые категории
Вплоть до 2003 года, славяно-горицкая борьба не предполагала разделения бойцов по весовым категориям. Впоследствии было принято решение ввести разделения по весу для разрядов «Радогора» и «Подол». Рассмотрим их подробнее:
Отличия от других видов единоборств
Огневой или штурмовой бой
Соревнования по ведению огневого боя предполагают минимальное расстояние между бойцами – 5 метров. Наивысший балл начисляется при попадании в голову, горло или шею. Средний – за выстрел в плечо, живот, колено или грудь. Низший предполагает попадание в голень или предплечье.
Где можно заниматься?
Славяно-горицкая борьба – это новое, но довольно популярное в России единоборство. Во всех крупных городах страны есть филиалы, работающие под руководством центрального клуба федерации данной дисциплины «Сварог». Этот клуб основал непосредственно Александр Белов – основатель данного единоборства.
Именно в такие школы и следует записываться для получения базовых навыков по славяно-горицкой борьбе. Ориентировочная стоимость занятия составляет 1000 рублей.
Прощание славянки: кто придумал древнерусское боевое искусство
В интернете можно найти зашкаливающее количество мемов про «адептов шмертельных стилей» — людей, которые классическим боевым искусствам вроде бокса или карате предпочитают либо бесконтактный бой, либо псевдодревнеславянские или казаческие боевые дисциплины с названиями вроде «Боевая машина Тараса» или «Сибирский вьюн». Особняком в этом ряду стоит так называемая славяно-горицкая борьба — пожалуй, самое массовое сегодня из «древнерусских» боевых искусств. В истории формирования «славянки» отразилась вся постперестроечная тоска части россиян по исконно русским ценностям, нравы «лихих 90-х», странные связи с криминалом и ультраправыми организациями и поиск себя, актуальный для русского человека что при коммунизме, что при Путине. Об этом нам рассказал её создатель Александр Белов, более известный как Селидор.
Новенький детско-юношеский комплекс на севере Москвы, выходные. В почти пустой раздевалке, уткнувшись в кроссворд, скучает вахтёрша в сером халате. На наши с фотографом расспросы о том, где проходят занятия по славяно-горицкой борьбе — легендарному боевому стилю русских патриотов, вахтёрша удивляется, но потом всё-таки что-то вспоминает: «А, ОФП! Эти ребята у нас внизу занимаются, раздевайтесь, пожалуйста».
Так выглядит тренировка по одному из самых популярных среди адептов возвращения к древнерусским корням боевых искусств — славяно-горицкой борьбы. Бородатого мужчину, ведущего тренировку, зовут Александр Белов, но гораздо больше он известен под именем Селидор и как основатель школы славяно-горицкой борьбы.
Незадолго до распада Советского Союза в обществе запахло идеей возвращения к «исконной русской культуре», которая «подавлялась советской властью». У одних этот культурный реваншизм вылился в яростное воцерковление, у других — в увлечение евразийством, третьи занялись изучением славяно-арийских вед, а четвёртые принялись воскрешать внешнюю атрибутику «той самой посконной Руси»: языческие обряды, национальные костюмы, лапти. Особняком в этом ряду стоят те, кто занялся разработкой «древнерусских единоборств».
Каждый, кто занимался реконструкцией «русского боя», говорил об уникальности своей системы, настаивал на тесной связи с древней традицией и вообще относился к этому делу крайне серьёзно. Но девяностые пережили не все «боевые искусства», и к нулевым, когда духовный кризис уже вроде был преодолён, остались лишь самые упрямые.
Так, ещё недавно в Санкт-Петербурге существовал клуб кулачного боя с элементами обрядовой пляски «Скобарь»; некто Качура обучает «забытому кулачному бою» «Слада»; некто Скогорев придумал «Сибирский Вьюн»; в Твери по деревням «собрали» «Бузу»; а не так давно ещё не успевший оказаться в тюрьме националист Дмитрий Дёмушкин реанимировал древний «Казачий ножевой бой».
Может показаться, что увлечение «славянскими единоборствами» — явление глубоко андеграундное, но это не совсем так — по крайней мере, если судить по социальным сетям. В тематических сообществах состоят десятки тысяч человек, по большей части мужчины: это и любители славяно-арийских вед, и испытывающие кризис идентичности люди среднего возраста, и националисты, и неоязычники, и фолк-музыканты, и реконструкторы, и казаки, а также рядовые любители истории. По сути, из тоски по древнерусскому наследию выросла целая индустрия, включающая как организацию праздников в «древнерусском стиле» и продажу оберегов и кафтанов, так и собственно физподготовку.
На фоне всех вышеперечисленных боевых «Коловратов» и не менее «Боевых машин Тараса» особняком стоит славяно-горицкая борьба, не просто существующая и по сей день, а даже стремящаяся выйти на международный уровень.
Если вкратце, славяно-горицкая борьба, или гориц-файтинг, — это «реконструкция» древнерусского боевого искусства, основанного, как говорится на сайте, на подлинных техниках разных областей России: «сечи», «кружала», «карусельного боя» и драки «с каблучка». Реконструировать, как он сам это называет, славяно-горицкую борьбу Селидор начал ещё в 1986 году.
Сегодня есть несколько основных сообществ, посвящённых «славянке»: закрытая группа «Славяно-горицкая борьба» (954 человека) и несколько региональных филиалов, насчитывающих от двадцати до трёхсот человек: Витебск, Минск, Киев (группа заброшена с 2016 года), Нижний Новгород, Липецк, Озёрск, Красноярск, Рязань (тренировки больше не проводятся — нет желающих), Орск и Тольятти (заброшена с 2013 года). Кроме собственно «славянки» есть целый ряд групп, посвящённых самому́ Селидору: «Клуб почитателей и учеников Селидора» (536 человек), «Книги Селидора» (386 человек), «Вебинары Селидора» (306 человек), «Online-тренировки у Селидора» (34 человека). Рекрутингом в онлайн-империю занимаются как сам Белов, так и его семья: ссылки на сообщества периодически размещают его жена Ольга и сын Егор.
Один из учеников Селидора, Никита, признаётся самиздату, что во всём этом ему нравится в первую очередь атмосфера, похожая, по его словам, на образ жизни древних скандинавов: будто играешь в викингов. Ещё, продолжает он, тем, кого учение Селидора зацепило, в первую очередь импонирует упор на аутентичность, «здоровый взгляд на конфликтологию» и тренировки на природе. Приблизительно то же самое пишут в комментариях и участники сообщества, ведущие бесконечную полемику с хейтерами, которые пытаются доказать, что СГБ (славяно-горицкая борьба) — это секта.
«СГБ учитывает именно нашу этномеханику, которая напрямую связана с нашей речью. У человека мышление, речь и движение взаимосвязаны. Это давным-давно доказано в различных научных трудах.
Так скажите, пожалуйста, что русскому ближе по духу и складу мышления — техники, которые использовали для побед русские богатыри, кулачные бойцы или китайско-тайско-корейские дедушки?»
На странице Никиты закреплён репост розыгрыша бесплатного билета на фестиваль славяно-горицкой борьбы в Крыму. Организаторы обещают десять дней новых впечатлений, получение навыков хладнокровного поведения в любом конфликте и «знакомство с человеком-легендой». Его имя не называется, но и так ясно, что речь идёт о Селидоре. Его в этом сообществе, кажется, едва ли не боготворят: угадывают пропущенные слова из его цитат, рисуют его портреты, уточняют важные детали его биографии. Администратор пишет: «Талантливый человек талантлив во всём. Важно знать, что Александр Белов является не только экспертом в области боевых искусств, но и известным писателем. В его послужном списке есть международная премия Шолохова по литературе». Членам сообщества сразу же предлагается приобрести его книги, а написал он их немало: «Русский кулак, или Как дрались наши предки», «Искусство атаки», «Великий поход», «Аркона», «Молот Радогоры» — и это неполный список.
Чтобы просто наблюдать за тренировками мастера на крымском фестивале, нужно было заплатить почти пять тысяч рублей, а чтобы участвовать в каждом мероприятии — около сорока двух тысяч, и это не включая питание (600 рублей в день), размещение (2200 рублей в день) и дорогу.
Такие вот антикапиталистические отзывы о «славянке» были опубликованы на странице сбора средств для организации фестиваля на краудфандинг-платформе Planeta. Но была возможность и не платить за фестиваль — ей-то и воспользовался Никита: для этого достаточно было сделать репост и дождаться розыгрыша.
Розыгрыш состоялся, призы распределили, но вот самого фестиваля, как рассказывает Никита, не было: «Мало людей осуществили предоплату, в итоге не набралось достаточно средств».
Но Селидора, или, как называют его ученики, Мастера, можно встретить не только на поле боя или мастер-классе: он живёт и преподаёт в Москве, а встречи с журналистами вполне демократично назначает в кофейнях торговых центров.
«Представьте жилище заворожённого идеей человека. Шкура волка почти полностью закрывает дверь в комнату, гвоздём к стене приколочена стальная кольчуга, чуть выше — череп животного, на полках в беспорядке свалены различные шлемы и каски. К стене прислонены щит и боевое копьё — реквизит для будущего фильма. Много книг, каких-то вырезок из газет и журналов. Кругом стопки бумаг, писем — все очень важные, но до них всё время не доходят руки. Из стилистики комнаты выбивается разве что современный компьютер.»
Так описывал жилище Селидора один из журналистов, бравших у Селидора интервью. Но на встречу в кофейню Мастер приходит в коротком чёрном пальто и хороших ботинках. С ним жена Ольга, выполняющая роль его секретаря и помощника. Она сразу же принимается забрасывать меня вопросами о моём месте работы, целях интервью, образовании. Только отбившись от вопросов супруги Селидора, мне удаётся поговорить с ним самим.
К интервью ему не привыкать: журналистов и спортивных блогеров он интересует как отец-основатель «славянки» и опытный спортсмен. Несмотря на то, что «реконструированный» Беловым стиль отличается от привычных боевых искусств, путь становления в спорте у него вполне классический.
Александр Белов начал свою спортивную карьеру в 1968 году — с вольной и классической борьбы, а в 1972 году стал заниматься самбо у Георгия Звягинцева (советский самбист и дзюдоист, заслуженный тренер СССР). С 1977 по 1982 год Белов изучал карате. В 1982 году этот вид спорта запретили, и, по мнению Селидора, тут не обошлось без заговора:
Белов настаивает, что слухи о членстве в Обществе «Память» оказались неправдой. Даже возмущается: мол, заставил «Известия» написать официальное опровержение, но было уже поздно — люди из «славянки» ушли. Селидор даже знает, по чьему заказу была написана статья.
«Был выполнен заказ, и мы даже узнали, кто был заказчик — Московская федерация борьбы самбо. Старший тренер этой федерации, Купцов, был то ли инициатором, то ли главным консультантом при написании этой статьи».
Но некоторые связи Белова с Обществом «Память» Васильева всё же прослеживаются. Хоть он и не состоял в нём официально, однако один из видных его членов, востоковед Валерий Емельянов, вместе с Селидором основал в 1989 году Московскую славянскую языческую общину.
Емельянов — один из основателей современного неоязычества, но ещё больше он известен как яростный антисемит, призывавший к физическому уничтожению всех евреев на территории Советского Союза. Этот сооснователь Языческой общины был судим за убийство собственной жены (кстати, свидетельские показания по этому делу давал Александр Дугин): он зарубил её, расчленил и попросил приятеля помочь сжечь останки, сказав, что это сионистская литература. На суде же он пытался доказать, что жену убили сионисты. Емельянов был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение, но через несколько лет вышел на свободу.
Языческая община просуществовала недолго: как рассказывал Селидор, ему не нравилась деятельность Емельянова, и он покинул общину.
Зато про участие в подпольном тотализаторе — правда. Попал в мир подпольных боёв Селидор благодаря известному в девяностых бандиту Мансуру Шелковникову.
Шелковников — обладатель чёрного пояса по карате — был лидером одной из люберецких ОПГ, крышевал автомобильный и игорный бизнес, рынки и бордели. Как и многие преступники девяностых, начинал со спорта, да и закончил свою жизнь он, кстати, на стадионе «Лужники»: был убит во время поножовщины в местном ресторане «Олимп» другим преступником — Виктором Калиной.
Белов утверждает, что о криминальной жизни Шелковникова ничего не знал: «Мы тогда не знали, что он, кто он, а он был то ли организатором этих боев, во всяком случае участником. На одном бое мне удалось побывать».
Интересно, что ранее (например, в своей книге, которая так и называется — «Славяно-горицкая борьба») Селидор писал о двух боях: в первом он выиграл, во втором был отправлен в нокаут. Но в разговоре со мной он решил рассказать только о нокауте.
«Моей подготовки тогда не хватало — потому что карате не учит тому, как драться, карате учит, как побеждать. И драться на площадке с двухметровым боксёром — я не знаю, кто он там был (в книге Белов пишет, что боец был эстонцем, а Мансур Шелковников называл соперника Селидора не иначе как «палачом». — Прим. авт.), но руки у него боксёрские — это значит, что ты получаешь по морде и вылетаешь. После этого для меня подпольные бои закончились, как и мой этап восточных единоборств».
Вспомнил Селидор и о другом нокауте. В восемьдесят третьем году Белов «сдавал на пояс» и получил такой сильный нокаут, что испытал трансперсональное переживание. По его словам, через год всё повернулось и его судьба уже была подчинена славяно-горицкой борьбе. Начали попадаться люди, которые вдруг делились с ним важными сведениями. Встретился, например, старик, который рассказал, что его старший брат был человеком такой силы, что мог одной рукой снять урядника с лошади. Тот же старик уверял Белова, что выдёргивал молодые берёзки из земли.
«Мы поголовно занимались восточными единоборствами и не подозревали, что рядом существовало что-то похожее на сказку», — округляет глаза Селидор.
Так Селидор принял решение связать свою жизнь со славяно-горицкой борьбой — стал ездить по российской глубинке и узнавать у старожилов о том, как в их деревнях раньше дрались, чтобы воссоздать древнерусское боевое искусство. Русская мистика не оставляла Селидора.
Как-то во время путешествия по Карелии Александр делал корейское ката на закат солнца и увидел рядом с собой пожилого мужичка. Тот курил «Беломор», смотрел на Белова, смеялся и комментировал его действия. Белов вспоминает, что не на шутку разозлился на пьянчугу, даже хотел дать ему по морде, пока вдруг не понял, что старый пьяница не просто комментирует, а делает это со знанием дела. «Этот забулдыга был как-то связан с карате, его сознание находилось в отражении этой системы, он что-то такое знал и понимал!»
По стране Селидор ездил бессистемно, полагаясь на слухи и чужие, часто обманчивые, воспоминания. Он считал, что достаточно просто уехать подальше — и старожилы из глубинки расскажут всё необходимое. И лишь познакомившись на Виноградовских чтениях (ежегодная конференция, посвящённая проблемам русского языка. Проводится на филологическом факультете МГУ. — Прим. авт.) с этнографом Григорьевым, получил информацию о местах, куда стоит съездить в первую очередь.
Григорьев показал Белову карту, разрисованную пометками «где какой фольклор, где гусли, где сказки, где какие заговоры бабушки балакают». Одна из пометок обозначала местность, где были зафиксированы «наигрыши на драку». Так для экспедиций были выбраны Вологодская и Костромская области.
Местные не понимали, чего от них хотел Селидор. Тот, допустим, спрашивал деревенских про кулачный бой, а его отправляли в Спорткомитет. «Надо было научиться правильно спрашивать. Спросить: у вас боролись на одну ручку, на поясах, в крест? Скажут: да».
Как рассказывает Селидор, живых участников тех драк он не встретил, никого в живых не осталось.
Последний кулачный бой, по его словам, состоялся в Нижегородской области. «То ли восемнадцатый, то ли семнадцатый съезд ВКП(б) был тогда. И в президиум ЦК, где сидел Сталин, пришло сообщение о том, что во время работы съезда идёт массовая драка, и она может быть приурочена вот к этому съезду. Сталин всю делегацию нижегородской партийной организации снял и туда направил — там такой шмон, такой порядок навели, что люди на долгие десятилетия забыли, что такое русский кулачный бой».
Впрочем, в открытом доступе обнаружить никаких подтверждений словам Селидора о массовых драках во время съездов не удаётся.
Зато правдой оказались слухи о сотрудничестве Селидора со спецслужбами, но в нашем разговоре он вновь оказался скромнее, чем в более ранних интервью. По его словам, Белов не контактировал ни с одной спецслужбой, кроме ГРУ ГШ. Но ранее он описывал своё общение с офицерами КГБ, и притом весьма живописно. Вот цитата из его старого интервью:
«Мне позвонил человек, представившийся Михаилом Чернышёвым — как позже стало известно, офицер 13-го отдела госбезопасности, в котором занимались изучением паранормальных явлений. Когда мы встретились, он показал такие вещи, от которых у меня просто захватило дух: заставлял мою голову болеть, словно давил стальной обруч, вызывал головокружение и прочее. И это новый знакомый творил, пока мы ехали в метро!
По приглашению Чернышёва я вошёл в группу из четырёх человек, которая занималась проблемами управления ситуацией.
Вся информация, которую мы добывали, аккумулировалась у Чернышёва. Работать было чрезвычайно интересно. Правда, как самый младший я иногда становился объектом своеобразных шуток. Например, как-то старшие товарищи надрались водки, а похмелье повесили на меня. Так я от раковины час не отходил, все кишки мне вывернуло».
В нашем же интервью Белов упоминает только о спецназе ГРУ. Александр рассказывает, что тренировал 15-ю бригаду в Узбекистане, в городе Чирчике. Об этом периоде он говорит неохотно, вспоминает только самое начало работы, когда пришлось убеждать офицеров в том, что им по-настоящему нужен рукопашный бой: мол, когда патроны кончатся, тут-то он и пригодится, а иначе в плен возьмут.
Завершает интервью Селидор рассуждением о роли славяно-горицкой борьбы в современном обществе. По его словам, сегодняшнее общество им «абсолютно по барабану»: «Нам всё равно, что здесь сейчас происходит, но есть представление, как здесь должно происходить». С точки зрения Белова, он и его ученики представляют касту воинов, у которой есть «только одна определённая политическая задача — защитить. Мы считаем, что каста воинов должна быть не подчинена власти, а удалена от неё. Иначе воинское начало становится аппаратом насилия над несогласными, над теми, кто противостоит власти. Воин же должен быть гарантом стабильности работы государства — у него не должно быть никакого коммерческого интереса. Это то, что касается идеологии. В славяно-горицкой борьбе есть свои представления о религии, о мировоззрении — во главе нашего представления о мире лежит натурфилософия. И всё-таки мы остаёмся людьми двадцать первого века, мы не копируем десятый век, хоть и представляем варяжское движение».
На этом наш разговор заканчивается — Селидору с женой нужно бежать по делам, и я вижу, как они скрываются в одном из магазинов торгового центра. Конец интервью получился скомканным. На мой вопрос об авторстве публицистических статей с националистическим уклоном (сборник «Воля и сила варвара»), которые выдаёт поиск по интернету, Белов стал отнекиваться, а жена вступилась за него: «Вот скажите, ваше мировоззрение же сильно поменялось с тех пор, как вам было пятнадцать?» На такой слегка враждебной ноте мы и распрощались.
В следующий раз мы увиделись, когда я воспользовался приглашением понаблюдать за тренировкой в том самом подвальчике при спортцентре на севере Москвы.
Увидев, что со мной фотограф, Селидор надевает кожаный костюм с символикой славяно-горицкой борьбы и какое-то время занимается в нём ради снимков. Но скоро ему становится жарко, и жена Ольга долго помогает ему справиться с веревочками на спине.
— Жалко, вы пришли сегодня, а не в прошлую субботу, у нас побольше народу тренировалось, — сетует Ольга, попутно конспектируя рассуждения Селидора о новом приёме.