Скорость яхты в чем измеряется
Скорость яхты
От чего зависит скорость яхты
В море расстояния меряются в морских милях. А скорость судна меряют в такой единице измерения, как узел. Узел – это эквивалент 1 морской миле за один час (или 1,852 километра в час). Использовать термин «узел» начали в 16 веке, когда общая скорость парусника измерялась секторным лагом.
Что такое Лаг
Это сектор из дерева, который был окован железом, в нём была установлена лаглиня, а также вьюшка, необходимая для сматывания. Для измерения скорости лаглинь разбивался на несколько участков. Это делалось с помощью простых узлов. Разбивка равнялась 50,67 футов.
Один узел = одна морская миля. Благодаря чему скорость можно было определить очень просто, сосчитав узлы, которые ушли под воду.
Основные факторы, которые влияют на скорость судна
На это показатель влияют целый ряд факторов: от конструкции до силы ветра и того, как настроены паруса. Играет роль и опытность экипажа. Очевидно, что парусная яхта движется за счёт ветра. Однако, двигаться она может только если парус поставлен под правильным углом. Этот правильный угол определяется с помощью специальных приборов – «колдунчиков».
Они зафиксированы непосредственно на парусе и растягиваются вдоль направления ветра. Яхта не может идти строго против ветра и удерживать свой курс уже под углом в 45 градусов к дующему ветру.
Встречный ветер вынуждает яхту идти галсом – это зигзагообразный манёвр. Предельную скорость яхты можно измерить по формуле: взять квадратный корень общей длины ватерлинии яхты (сделать это в футах) и умножить на число 1.34.
Глассирование ттакеж способствует увеличению общей скорости яхты, потому, что оно уменьшает сопротивление для движения яхты. Для скорости имеют большое значение и обводы корпуса яхты, особенно на ватерлинии, а также чуть ниже неё. Потому, что бОльшее сопротивление движению воды происходит именно на ватерлинии. Скоростные рекорды Самой быстрой яхтой на сегодня является тимаран Hydroptere. Его максимальная скорость – 61 узел.
Скорость парусного судна
Морская миля с давних пор является основной единицей измерения расстояний на море. Длина дуги одной минуты в средней широте земного меридиана принята равной морской миле.
Скорость судна измеряют в узлах. Один узел эквивалентен одной морской миле в час (1,852 км/ч). Термин «узел» возник в XVI веке во времена парусного флота, когда скорость судна начали определять секторным лагом. Лаг состоял из деревянного сектора, окованного железом, прочного лаглиня и вьюшки для сматывания. Лаглинь с помощью узлов разбивали на участки по 50,67 фута. Интервал между узлами был подобран так, чтобы узел соответствовал скорости, равной одной морской миле в час. Сосчитав число узлов, ушедших в воду с кормы судна за полминуты, определяли скорость.
Факторы, определяющие скорость
Скорость парусного судна зависит от различных факторов: его конструкции, силы ветра, способа настройки парусов и такелажа на различные условия плавания, умения экипажа управлять судном на разных курсах.
Движение яхты происходит от взаимодействия ветра с парусом. Воздушный поток, обладающий кинетической энергией, двигает парусное судно. Парус может двигать яхту только в том случае, если находится под некоторым углом к воздушному потоку и отклоняет его. Угол установки парусов к ветру – важное условие получения максимального эффекта в их работе. Правильно подобранный угол создает максимальную разность давлений потоков воздуха с обеих сторон паруса. Инструментом проверки правильной настройки парусов служат «колдунчики». Зафиксированные на обеих сторонах паруса, они растягиваются вдоль воздушных потоков. При образовании завихрения «колдунчики» на этой стороне паруса отклоняются от плавной траектории потока.
Яхта не может идти против встречного ветра. Большинство парусных судов не в состоянии удерживать курс под углом менее 45° к ветру. Отложенные по обе стороны от направления ветра углы по 45°, образуют «мертвую зону». При подходе к ней «колдунчики» на парусах начинают сотрясаться, указывая на потерю скорости яхтой. При встречном ветре яхты ходят галсами – зигзагообразными маневрами.
Теоретическая скорость, до которой можно разогнать водоизмещающую яхту, определяется формулой: корень квадратный длины ватерлинии в футах, умноженный на 1,34.
Различают истинный ветер и вымпельный. Вымпельный ветер представляет геометрическую сумму скоростей истинного ветра и ветра, вызванного ходом яхты.
Курсом галфвинд (под углом 90º к ветру) парусные яхты в состоянии двигаться быстрее ветра. На этом курсе сила, с которой ветер давит на паруса, в меньшей степени зависит от скорости яхты.
Все без исключения яхты увеличивают скорость в режиме глиссирования. При выходе на глиссирование резко уменьшается сопротивление движению. Чем легче яхта, тем раньше она выходит на глиссирование. Для быстрого плавания очень важна устойчивость яхты на выбранном курсе.
Важное значение имеют обводы корпуса на уровне ватерлинии и ниже ее. Корпус яхты должен оказывать, по возможности минимальное сопротивление потоку воды, чтобы не уменьшать скорость судна. Наибольшее сопротивление движению проявляется в районе ватерлинии. Понижение сопротивления формы в значительной мере зависит от ухода за судном, гладкости его поверхности, соотношения длины, ширины и обтекаемости бортов и подводных частей – киля и руля. Один раз в год яхту необходимо поднимать из воды для осмотра подводной части корпуса.
Скорость яхты в значительной степени зависит от умения экипажа управлять судном в различных условиях плавания. Неправильное распределение веса экипажа уменьшает скорость и ухудшает управляемость яхтой.
Только практический опыт плавания под парусом, знание основ теории аэродинамики и элементарной метеорологии помогают усовершенствовать навыки и средства управления ходовыми качествами яхты на разных курсах.
Рекорды скорости под парусами
Известным и авторитетным соревнование на скорость парусных яхт считается Кубок «Америки», впервые проведенный в 1851 году. Состязание получило свое название по имени судна, победившего в первой английской регате среди полутора десятка парусных судов. Шхуна развивала максимальную скорость до 17 узлов.
Звание самого быстрого парусника планеты удерживает тримаран Hydroptere. Созданный группой французских инженеров — судно показывает перспективы парусных средств передвижения на воде. На скорости в 12 узлов Hydroptere приподнимается из воды и выходит на подводные крылья. Чем больше парусник набирает скорость, тем выше он поднимается над поверхностью воды. Максимальная скорость, которую развивает Hydroptere, при этом оставаясь устойчивым, составляет 50 узлов. Предельная скорость, достигнутая судном, составила 61 узел.
Скорость яхты
Выбирая яхту в аренду, каждый человек определяет для себя требования, которым оно должно соответствовать. Учитываются размеры судна, его оснащённость, дизайн и т.д. Как показывает практика, одним из важных показателей, который учитывают при аренде яхты, является её скорость. Давайте остановимся на этом термине более подробно и рассмотрим что же понимается под скоростью судна, в чем измеряются и какие бывают скорости.
Что такое скорость яхты?
Под скоростью яхты понимают то, на сколько быстро может передвигаться судно. Единицей измерения этого показателя принято считать узлы ( 1 узел равен 1,852 км/ч.). В основном, при описании яхт и их характеристик, используются узлы, а не км/ч. С помощью нехитрого математического действия можем самостоятельно узнать скорость: скорость в узлах*1,852 = скорость в км/ч.
Три основных вида скорости яхты, которые необходимо различать и понимать это:
На скорость судна влияют множество различных факторов. Показатель может изменяться в зависимости от мощности двигателя, от независимых внешних условий (течение, волны, ветер), от корпуса судна (его формы и размера) и т.д.
При плавании на мелководье, например, скорость яхты снижается примерно на 10%.
Ветер может быть как фактором, который увеличивает скорость, так и наоборот. Разница в том, попутный это будет поток или нет. Так же самая ситуация и с течением.
Все яхты делят на глиссирующие и водоизмещающие.
Водоизмещение – это способность судна держаться на поверхности за счет выталкивания воды.
Глиссирование – это способ передвижения судна, при котором оно скользит по воде. Достигается за счет мощного двигателя, а также плоского днища плавсредства.
Зачастую судна, которые сдаются в аренду являются водоизмещающими. При движении они создают свою волну, которую начинает преодолевать после того, как скорость достигла критической величины. Максимально возможная скорость таких яхт прямо зависит от длины корпуса по ватерлинии.(Ватерлиния – это линия по которой происходит соприкосновения судна с водой).
Скорость моторных яхт
Среди видов яхт, различающих по типу привода, самыми быстрыми считаются моторные яхты. Они оснащены мощными двигателями, которые набирают скорость от 18 до 110 км/ч. ( от 10 до 60 узлов). Предельно возможная скорость моторной яхты зависит от размеров, назначения яхты, способа её эксплуатации и многих других факторов.
Моторные яхты, которые чаще всего арендуют для чартерных непродолжительных прогулок по морю, развивают скорость в среднем от 20 до 25 узлов.(37-46 км/ч). Этой скорости вполне хватает для прекрасного времяпровождения и отдыха.
Не стоит забывать, что погодные условия влияют на скорость. При сильной силе ветра и высокой волне, моторное судно не сможет показать такую же скорость, как в спокойный, безветренный день.
Судна (длиной от 10 до 15 метров) спортивного класса могут развивать скорость до 40 узлов (до 75 км/ч) и выше.
«Мегаяхты», длина которых от 28 до 36 метров, способны развить скорость от 40-48 узлов ( 74-90 км/ч).
Скорость парусных яхт
Скорость парусных яхт зависит от предназначения яхты, остойчивости, от постановки парусов, профессиональности экипажа при работе с парусами.
Парусные круизные яхты развивают небольшую скорость от 9-18 км/ч (5-10 узлов). Их основным предназначением является максимальный комфорт, поэтому скорость у таких плавсредств – не приоритетный показатель.
Между высотой установки парусов и скоростью яхты прямая зависимость. Чем выше – тем больше скорость.
Абсолютно все яхты, переходя в режим глиссирования увеличивают скорость. Чем меньше вес судна, тем она быстрее начинает глиссировать. На скорость также влияет устойчивость судна.
Двухкорпусные яхты (круизные катамараны), при условии попутного ветра, развивают скорость больше, чем у однокорпусной яхты на 80-100%. Также, по сравнению с однокорпусной парусной яхтой, у катамарана, паруса имеют бОльшую площадь, что тоже сказывается в положительную сторону на скорости. На борту катамарана, даже при максимальном его разгоне, практически не ощущается качка, а возможность переворота судна стремится к нулю.
Могут ли парусные яхты двигаться со скоростью больше, чем скорость ветра?
Движение парусной яхты зависит от многих факторов. Одними из главных являются направление и сила ветра. При этом нельзя утверждать, что максимальная скорость парусников ограничивается скоростью ветра.
Двигаясь по направлению ветра, яхта не сможет обогнать его, так как с увеличением скорости яхты, парус меньше заполняется ветром. Для того, чтоб разогнать парусник быстрее скорости ветра, необходимо принять курс, перпендикулярный курсу движению ветра. В таком случае давление воздуха не влияет на парус, и яхта может двигаться БЫСТРЕЕ СКОРОСТИ ВЕТРА.
Но и здесь есть уточнение: с увеличением скорости, растёт сила сопротивления воды и соответственно парусник способен обогнать лишь небольшой ветерок.
Средняя скорость яхт
Итак, средняя скорость моторных яхт составляет 23 узла, это ориентировочно 43 км/ч. Это среднее значение, на скорость так же оказывает прямое влияние погодные условия.
Средняя скорость парусных яхт, на порядок меньше и составляет 10 узлов, что равно 18 км/ч.
Следует учесть, что все-таки средняя скорость, на то и средняя, что отображает среднестатистическую. На скорость влияет множество различных факторов:
Выводы
Вот мы и рассмотрели вкратце основные понятия, касающиеся скорости яхты. Всех нас впереди ожидают отпуска, путешествия, наполненные незабываемыми впечатлениями и эмоциями. Вариантов, как провести отдых, чтоб он запомнился надолго очень много.
Мы же Вам советуем, отдыхая на Черноморском побережье, обязательно воспользоваться возможностью наших услуг аренды яхт. Из многолетнего опыта, может сказать, что если же вы планируете семейный отдыха и активного, то вам однозначно придутся по вкусу парусные судна. Любителей скорости и роскоши ждут моторные яхты. Тем, кто предпочитает более безопасные и относительно быстрые судна предлагаем рассмотреть двухкорпусные яхты (катамараны)
Надеемся, что изложенная выше информация поможет Вам при планировании отдыха. До скорых встреч!
Определение скорости судов в узлах и перевод в километры в час
В нашей жизни скорость передвижения транспортных средств измеряется в километрах в час (км/час). Так характеризуется движение автомобиля, поезда, самолета. Но из этого правила есть одно исключение. В морской навигации скорость движения судна обозначается в узлах. Эта единица измерения не входит в Международную систему СИ, но традиционно допускается для использования в мореходстве.
Измерение быстроходности судов
Такой порядок сложился исторически. Когда-то быстрота движения судна определялась при помощи специального прибора, который назывался секторный лаг. Он представлял собой доску, на конце которой был закреплен линь — тонкий корабельный трос. На всем его протяжении через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, касаясь троса рукой, подсчитывал количество узлов, прошедших через его руку за определенное время, определяя таким способом скорость сразу в узлах. Важно, что при этом способе не требовалось производить никаких дополнительных расчетов.
Лагами подобной конструкции уже давно никто не пользуется. Сейчас для измерения скорости морских судов применяют приборы на основе последних научных и технических достижений в области гидроакустики и гидродинамики. Популярностью пользуются измерители на основе эффекта Доплера. Существуют и более простые способы — при помощи специальных металлических вертушек, помещенных в воду. В этом случае скорость определяется исходя из количества их оборотов в единицу времени.
Морская миля
В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.
Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.
К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.
Правила перерасчета скорости
Сегодня быстроходность морских судов все так же измеряется в узлах. Для того чтобы представлять эту характеристику в привычной для нас форме, необходимо переводить их в километры в час. Это можно сделать несколькими способами:
Сделав подобный перерасчет, легко сравнить между собой скорости движения морских судов и других транспортных средств.
Рекордсмены среди судов
Быстроходность морских пассажирских судов обычно выше, чем торговых. Последний официальный рекорд («Голубая лента Атлантики») принадлежит американскому скоростному трансатлантическому лайнеру «Юнайтед Стейтс». Он был установлен в 1952 году. Тогда лайнер пересек Атлантику со средней скоростью 35 узлов (64,7 км/час).
Печально знаменитый «Титаник» в своем единственном рейсе в момент столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года шел практически на пределе своих технических возможностей со скоростью 22 узла. Наивысшая тогда скорость пассажирских лайнеров («Мавритании» и «Лузитании») равнялась 25 узлам (46,3 км/час).
Вот некоторые из морских судов, бывшие когда-то обладателями «Голубой ленты Атлантики»:
Существует отдельная категория судов — на подводных крыльях, которые используются для пассажирских перевозок и береговой охраны. Они могут развивать скорость свыше 100 км/час (60 узлов), но их область применения в море сильно ограничена исключительно прибрежной зоной и низкими экономическими характеристиками.
Смена приоритетов
С развитием авиации подобное активное соперничество среди океанских пассажирских судов потеряло свою актуальность. Пассажиры для пересечения Атлантики стали отдавать предпочтение самолетам, а судовладельческим компаниям пришлось переориентироваться на обслуживание туристов. Для круизных лайнеров важнейшими показателями стали надежность, комфортабельность и экономическая эффективность.
Оптимальная скорость современных океанских круизных теплоходов составляет обычно от 20 до 30 узлов, а для грузовых судов — примерно 15 узлов. Рекордное для того времени достижение «Юнайтед Стейтс» так и осталось наивысшим в истории. Для торговых судов приоритетными показателями сегодня являются прежде всего экономические. Погоня за рекордами окончательно ушла в прошлое.
Видео
В этой видеоподборке вы найдете много интересной информации по поводу измерения скорости морского транспорта.
Скорость яхты в чем измеряется
Международная система единиц измерения в судоходстве отличается от единиц измерения, принятых в нашей повседневной жизни и соседствует с англосаксонскими основными единицами. Это связано с сохранившейся до нашего времени важной ролью англоязычных стран в судостроении и судоходстве.
Безусловно, в эпоху интернета не представляет особого труда перевести одни единицы в другие, воспользовавшись одним из множества приложений. Но как быть в открытом море, где по различным причинам интернет может отсутствовать?
Знать морские единицы измерения и свободно переводить их в общепринятые величины должен уметь каждый яхтсмен!
Единицы длинны
Морская миля — единица длины при измерении расстояний на море. Она равна длине одной минуты дуги меридиана (или 1/60 градуса, так как в градусе 60 минут).
Таким образом, передвижение на одну морскую милю вдоль меридиана примерно соответствует изменению географических координат на одну минуту широты.
Сокращенное обозначение морской мили, которое можно встретить на навигационных приборах nm
1 морская миля = 1852,3 м = 1,852 км
1 км = 0,54 морские мили
Кроме морской мили, для измерения расстояния на море приняты также следующие единицы длины:
1 Кабельтов = 0,1 морская миля = 185,2 м
Длина лодок обычно измеряется в футах. Как правило, в названии модели яхты содержится число соответствующее ее длине в футах, что позволяет сразу иметь представление о размерах судна.
Фут (от англ. foot — ступня) — единица измерения длины в английской системе мер.
Первоначальный британский фут — это не что иное, как сандалия древнеримского легионера.
Для Англии этот «сандальный» фут стал античным наследием Рима. Фут продолжал использоваться по всей Европе в течение большей части последних двух тысяч лет, хотя национальные и региональные различия были обычным явлением. В зависимости от того, где (и когда) термин фут был использован, он может означать длину от 273 мм до 357 мм.
Таблица конвертации футов в метры
В 1959 году международное соглашение о ярдах и фунтах (между Соединенными Штатами и странами Содружества Наций), определило фут как 0,3048 метра (304,8 мм).
1 фут = 0.3048 м
1 метр = 3,28 фута
Сокращенное обозначение фута – ft
1 дюйм = 1/12 фута =2,54 см
Скорость судна
1 узел = 1 морская миля/час = 1,852 км/ч
Международное обозначение узла, которое можно встретить на навигационных приборах kts
Таблица конвертации узлов в м/с и км/ч для типичных скоростей парусной яхты
Формулы для перевода узлов в км/ч и м/с:
V км/ч = 1,852 * V узлов
V м/сек = 0,5145 * V узлов
V узлов = 0,5400 * V км/ч
V узлов = 1,943 * V м/сек
Грубо говоря, значение скорости судна в узлах в 2 раза меньше значения скорости судна в м/с
Скорость и сила ветра
Так же как и скорость судна, скорость ветра измеряется в узлах. Кроме того силу ветра измеряют в баллах по шкале Бофорта.
Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближённой оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 метров над открытой ровной поверхностью.
Шкала разработана ирландским гидрографом Фрэнсисом Бофортом в 1805 году.
Более подробную таблицу с детальным описанием состояния моря и суши при различной силе ветра можно найти тут.
Направления и географические координаты
Все мы знаем, что положение точки на земной поверхности определяют географические координаты.
Координаты (широта от −90° до +90°, долгота от −180° до +180°) могут записываться:
— в ° градусах в виде десятичной дроби (десятичные градусы, современный вариант) – например, N55,755831°, E37,617673°
— в ° градусах и ′ минутах с десятичной дробью – например, 55°45.35′N, 37°37.06′E
— в ° градусах, ′ минутах и ″ секундах с десятичной дробью (исторически сложившаяся форма записи) – например, 55°45′20.9916″N, 37°37′3.6228″E
На картах поисковых систем по умолчанию показываются координаты в градусах с десятичной дробью со знаком «−» для отрицательной долготы.
В то же время часто используется и исконный способ записи с градусами, минутами и секундами. Например, при прокладке маршрута на навигационной карте обычно координаты записывают в формате «градусы, минуты, секунды»
При необходимости пересчитать форматы можно, конечно, использовать специализированные сервисы.
Но иногда бывает, что необходимо пересчитать форматы самостоятельно.
Напомним, что 1° (градус) = 60′ (минут), 1′ (минута) = 60″ (секунд)
Чтобы перейти из формата «градусы, минуты, секунды и доли секунд» в «десятичные градусы», нужно воспользоваться формулой:
Десятичные градусы = Град + Мин/60 + Сек/3600
Например, переведем 55°45′20.9916″N в десятичные градусы
55°45.35′N = 55 + 45/60 + 20,9916/60 = 55 + 0,75 + 0,005831 = 55.755831 °N
Чтобы перейти из формата «десятичные градусы» dd.ddddd в «градусы, минуты, секунды и доли секунд» dd mm ss, нужно воспользоваться формулой:
DD = TRUNC(DDD)
MM = TRUNC((DDD − DD) * 60)
SS = ((DDD − DD) * 60 − MM) * 60
где DDD — координаты в формате DD.DDDD, DD — градусы, MM (MM.MMMM) — минуты, SS — секунды
Функция TRUNC в данном случае возвращает целое число
Например, переведем 55,755831°N в формат «градусы, минуты, секунды и доли секунд»
1) определим градусы: DD = целое число от 55,755831 = 55°
2) определим минуты: MM = целое число от (55,755831 – 55) * 60 = целое число от 45,34986 = 45′
3) определим секунды и доли секунд: SS = ((55,7558 – 55) * 60 – 45) * 60 = 20,9916″
Получается 55,755831°N = 55°45′20.9916″N
В тех случаях, когда не требуется особая точность в обозначении направления, применяют румбы.
Например, для обозначения направления ветра – «…NE 7 баллов…», течения «…W течение…» или приблизительного направления на какой-то географический район – «…к SW-ту от мыса Лизард…» и т.д.
Существуют четыре основных румба:
• North — Север
• East — Восток
• South — Юг
• West — Запад
Четыре румба, производных от основных:
• North-West — Северо-запад
• North-East — Северо-восток
• South-East — Юго-восток
• South-West — Юго-запад
Обозначения румбов, отстоящих от основных на 11,25 градусов (1/32 полной окружности), получаются из обозначений одного из восьми выше перечисленных румбов, с добавлением после них слова «тень» или буквы «b» и названия основного направления, к которому отклоняется румб (например, NbE – румб, отклоненный от севера на 11,25 градусов к востоку).
Обозначения румбов, отстоящих от основных на 22,5 градуса (1/16 полной окружности), получаются из обозначений производных от основных румбов, с добавлением перед ними названия основного направления, к которому отклоняется румб (например, NNE – румб, отклоненный от севера на 22,5 градусов к востоку).