Скорая помощь к чему относится к

Чем отличаются скорая и неотложная медицинская помощь? Какие лицензии нужны для них?

Главной целью создания отделений неотложной помощи была разгрузка от части вызовов экстренных бригад службы скорой помощи. Обычно происходит так: диспетчер, принимающий звонок, расспрашивает о больном и, оценивая тяжесть его состояния, переадресовывает обращение либо в отделение неотложной помощи, либо на станцию скорой помощи.

Деятельность рассматриваемых медицинских служб регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон).

Согласно Закону, неотложная помощь является одной из форм оказания медицинской помощи.

Это значит, что бригада неотложной помощи приедет в том случае, если непосредственно жизни человека ничего не угрожает, а срочная госпитализация не требуется. Это бывает, когда пациент страдает от повышенной температуры, скачущего давления, головокружения, невралгии, при затруднённом дыхании, болях в суставах, костях, мышцах, а также при обострениях хронических болезней.

По вызову неотложки приедет участковый врач из поликлиники либо специального отделения неотложной медицинской помощи, при этом ждать его придётся от одного до трёх часов. Врач может прописать лечение, выписать рецепт, больничный и необходимые справки. Но если врач неотложной помощи сочтёт, что состояние больного серьёзнее, чем предполагалось ранее, то его обязанностью будет вызвать бригаду скорой, которая отвезёт пациента в больницу для последующей госпитализации.

В п. 1 ст. 35 Закона раскрывается понятие «скорой помощи»: «скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства».

Кроме того, в п. 2 ст. 35 данного Закона указано, что «скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях».

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая представляет собой транспортировку пациентов в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Транспортировка осуществляется в том числе в отношении лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Подготовить заявление и все остальные необходимые документы для получения лицензии вам помогут опытные юристы.

Источник

Сравнительная характеристика неотложной и экстренной медицинской помощи

В бытовом представлении понятия «неотложная медицинская помощь» и «экстренная медицинская помощь» кажутся синонимами. Для пациента, обращающегося за срочной медицинской помощью, не имеет особого значения разница между этими терминами – ведь ему необходима помощь. Однако для врачей, в особенности врачей скорой помощи, разграничение этих понятий имеет принципиальное значение.

Законодательство определяет данные понятия не как синонимы, предъявляет к экстренной и неотложной медицинской помощи различные самостоятельные требования и т.д. Далее разберем принципиальные отличия и сходства между экстренной и неотложной медицинской помощью.

Понятия и нормативное определение

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») неотложная и экстренная медицинская помощь определяются как формы оказания медицинской помощи:

При этом, под экстренной медицинской помощью понимается

Под неотложной медицинской помощью понимается

Трудно не заметить, что определения практически идентичны. Их отличия кроются в конце и выражаются в разнице между состояниями пациентов: либо представляющих угрозу жизни, либо не представляющих явную угрозу жизни.

Именно в этом различии и кроется основная проблема неотложной и экстренной медицинской помощи – сложность разграничения состояний, угрожающих и не угрожающих жизни пациента. Особенно очевидной эта проблема становится в работе оператора (диспетчера) скорой медицинской помощи, который должен исходя из слов обращающегося по телефону пациента идентифицировать характер его состояния и определить вызов как экстренный или неотложный. От этой идентификации будет зависеть время, в течение которого бригада скорой помощи должна будет прибыть к пациенту, а значит и судьба самого пациента.

Проблема усугубляется за счет отсутствия в законодательстве четкого разграничения состояний, угрожающих и не угрожающих жизни пациента. Практика, в свою очередь, показывает, что пациенты сами не всегда могут корректно определить тяжесть своего состояния и, соответственно, проинформировать о нем специалиста. Например, порезы острыми предметами могут являться по факту повреждениями крупных сосудов, которые могут привести к смерти из-за кровопотери, а головная боль может быть симптомом обширного мозгового кровоизлияния.

Кроме того, существует разница в определениях, связанная с различными формулировками, используемыми в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые будут затронуты позднее.

Критерии экстренной и неотложной медицинской помощи

Условно критерии разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи можно разделить на основные и дополнительные.

Основные критерии отражены в самих определениях, представленных в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а именно:

Основной критерий (наличие либо отсутствие угрозы жизни пациента)
Экстренная медицинская помощьНеотложная медицинская помощь
Состояние пациента угрожает его жизниСостояние без явных признаков угрозы жизни пациента

Основной критерий можно также назвать медицинским, так как он базируется на состоянии пациента.

Дополнительные критерии мы можем черпать из иных статей ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:

Дополнительные критерии
КритерийЭкстренная медицинская помощьНеотложная медицинская помощьИсточник
Взимание платыНе допускаетсяДопускаетсяч.2 ст. 10
Наличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательствоДопускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человекаНаличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство обязательноп. 1 ч. 9 ст. 20
Обязательность оказания помощи любой медицинской организацией (включая частные медицинские организации)Медицинская организация обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной формеСоответствующая обязанность не предусмотренап. 1 ч. 1 ст. 79

Таким образом, полное определение экстренной медицинской помощи выглядит следующим образом:

Экстренная медицинская помощь – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, которая оказывается любой медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно, а отказ в ее оказании не допускается.

Состояния, представляющие угрозу для жизни пациента

Как уже было отмечено выше, наличие либо отсутствие угрозы для жизни пациента является главным критерием разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи.

Однако открытым остается вопрос об определении полного перечня таких состояний, которые создают угрозу для жизни пациента.

На сегодняшний день нормативного акта, содержащего соответствующий перечень, не существует. Кроме того, отсутствуют также указания по определению таких состояний и т.д. То есть в конечном счете оценка всегда производится очень субъективно и ошибки не исключены. На существование проблемы указывают и статистические данные. Так, наиболее часто со стороны пациентов предъявляются претензии именно к оказанию экстренной медицинской помощи (порядка 64% от всех предъявляемых претензий в сфере оказания медицинских услуг, по данным из статьи Лядовой М. В., Тучик Е. С., Лядова А. В. «Анализ правовой грамотности врачей экстренной медицинской помощи»).

Кроме того, как уже было отмечено выше, проблему с определением критериев состояний, представляющих угрозу жизни пациента, усугубляют отличия в трактовках, содержащихся в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ТПГГ).

ТПГГ зачастую ссылаются на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – Приказ № 194н).

Приказ № 194н классифицирует тяжкий вряд здоровью по двум параметрам, выделяя:

Основным объединяющим фактором для данных состояний является невозможность организма компенсировать данные состояния самостоятельно, что, как правило, ведет к смерти.

Экстренная и неотложная медицинская помощь в контексте скорой медицинской помощи

В соответствии со ст. 35 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» скорая медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют также такие нормативные понятия как «скорая экстренная» и «скорая неотложная» медицинская помощь.

Но в чем отличие скорой неотложной медицинской помощи от первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме? Исходя из буквального толкования законодательства, разница заключается лишь в организациях, оказывающих такую помощь. Так, скорую неотложную медицинскую помощь оказывают службы скорой помощи, а первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме – поликлиники и некоторые другие медицинские организации первичного звена. Несмотря на формальные различия этих видов медицинской помощи, на практике они создают существенные проблемы для пациентов, когда обращение за скорой медицинской помощью оборачивается направлением пациента диспетчером скорой помощи в ближайшую поликлинику. К сожалению, во многих случаях это ведет к причинению вреда жизни и здоровью пациента.

Чем еще примечательна тема экстренной и неотложной скорой медицинской помощи, так это наличием собственных критериев состояний, угрожающих жизни пациента, и, соответственно, требующих экстренного медицинского вмешательства.

Так, состояния, угрожающие жизни пациента, перечислены в Приказе Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (далее – Приказ № 388н).

Согласно пункту 11 данного Приказа, «поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:

Исходя из формулировок, перечень является открытым, а состояния, перечисленные в Приказе, предельно обобщены, что не добавляет ясности при определении конкретного перечня состояний, подлежащих экстренной медицинской помощи.

Также определены и поводы для вызова скорой в неотложной форме:

В практическом аспекте неоднозначность разграничения экстренной и неотложной скорой медицинской помощи выливается в абсурдные случаи. В соответствии с Приказом № 388н максимальное время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Для неотложной скорой медицинской помощи соответствующие временные лимиты не установлены. Диспетчер, получив сообщение о пострадавших в ДТП скорее всего направит свободную бригаду скорой помощи туда. В это же время может поступить вызов об острой боли в животе, который будет квалифицирован как неотложный. Пациент с болью в животе может ожидать приезда бригады скорой помощи в течение нескольких часов. В действительности же попавшим в ДТП пациентам констатируют легкие ушибы, а пациент с острой болью в животе окажется пациентом с расслаивающейся аневризмой аорты непосредственно угрожающей жизни пациента.

Экстренная и неотложная медицинская помощь в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ)

Как уже было отмечено выше, ТПГГ содержат свои критерии экстренной и неотложной медицинской помощи, которые не всегда совпадают. А значит в каждом регионе подход к разграничению этих форм оказания медицинской помощи может отличаться. Рассмотрим некоторые примеры.

В первую очередь, имеет смысл обратиться к федеральному Постановлению Правительства от 07.12.2019 N 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Именно от этого документа отталкиваются регионы при формировании ТПГГ.

В соответствии с этим Постановлением, экстренная медицинская помощь определяется классическим образом (формулировка из ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), то есть как медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Перечень соответствующих состояний в документе не приводится. Теперь обратимся к территориальным программам.

РегионНаименование документаПоказания и состояния, требующие экстренной медицинской помощиКомментарий
Свердловская областьПостановление Правительства Свердловской области от 25 декабря 2019г. № 994-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»«Перечень показаний для вызова скорой медицинской помощив экстренной и неотложной формах регламентирован порядком оказания скороймедицинской помощи, утверждаемым нормативным правовым актомуполномоченного федерального органа исполнительной власти».ТПГГ ссылается на критерии, приведенные в Приказе № 388н
Пермский крайПостановление Правительства Пермского края от 30.12.2019 г. № 1062-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»«Критерием экстренности медицинской помощи является наличие угрожающих жизни состояний, определенных пунктами 6.1. и 6.2 Медицинских критериев определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства хдравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».ТПГГ ссылается на состояния, перечисленные в Приказе № 194н
Оренбургская областьПостановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 971-пп«Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатногооказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов»Критерии экстренной медицинской помощи не определены
Саратовская областьПостановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2019 года № 919-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»«Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстреннойформе являются:а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;…»«118. Критерием экстренности медицинской помощи является наличиеугрожающих жизни человека состояний.Согласно приказу Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 194н«Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжестивреда, причиненного здоровью человека» вред здоровью, опасный для жизничеловека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организмачеловека, которое не может быть компенсировано организмомсамостоятельно и обычно заканчивается смертью: шок тяжелой (III-IV) степени;кома II-III степени различной этиологии;острая, обильная или массивная кровопотери;острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени,или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения;….»В ТПГГ имеются отсылки как к критериям, обозначенным в Приказе № 388н, так и к состояниям, перечисленным в Приказе № 194н

Как можно заметить, регионы не единообразно подходят к определению критериев экстренной и неотложной медицинской помощи, что также указывает на неопределенность данных понятий в действующем законодательстве.

Порядок оказания экстренной и неотложной медицинской помощи

Итак, несмотря на существующие сложности разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи, при оказании экстренной медицинской помощи существуют важные особенности, которые необходимо учитывать медицинским работникам.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» допускается оказание медицинской помощи в экстренной форме без получения добровольного информированного согласия лица, если состояние пациента не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители. Для медицинской помощи в неотложной форме данное исключение не действует и, соответственно, добровольное информированное согласие пациента должно быть получено.

Во-вторых, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в аналогичных случаях (то есть при невозможности выразить волю) допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Это правило также распространяется лишь на случаи оказания экстренной, но не неотложной медицинской помощи.

В-третьих, расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, в соответствии с ч. 10 ст. 83 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подлежат возмещению (в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения).

В-четвертых, при оказании неотложной медицинской помощи существуют особенности, касающиеся лицензирования. Так, в 2013 году в Письме №12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 Минздрав разъяснил, что медицинская услуга «неотложная медицинская помощь» подлежит лицензированию лишь в случаях, когда медицинская организация создает в своей структуре подразделение для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме (такая возможность предусмотрена ст. 33 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Таким образом, если медицинская организация оказывает медицинские услуги в неотложной форме, но в ее структуре соответствующее подразделение отсутствует, получение лицензии не требуется.

Правовые последствия неоказания экстренной медицинской помощи

Возможна, однако, и ситуация, когда вместо неотложной медицинской помощи была оказана экстренная. В этой связи возникает вопрос возмещения средств, затраченных медицинской организацией на такую помощь (например, частная медицинская организация бесплатно оказала медицинскую помощь пациенту, квалифицировав случай как экстренный).

Также можно представить ситуацию, в которой на платный прием к гинекологу приходит гражданка иностранного государства, не застрахованная в системе ОМС. На платном приеме врач выявляет у нее внематочную беременность, что не является состоянием, явно угрожающим жизни пациента. Однако неоказание хирургической медицинской помощи в этом случае обязательно станет причиной развития угрожающего жизни состояния. Складывается ситуация, в которой у медицинской организации еще нет оснований для бесплатного оказания экстренной медицинской помощи (т.к. состояние еще не угрожает жизни пациента), но и не оказать соответствующую медицинскую помощь врач не может, поскольку ситуация обязательно разовьется в угрожающее жизни состояние. В данной ситуации остается открытым вопрос о возмещении средств за оказание медицинской помощи.

Заключение

Имеющееся в действующем законодательстве формальное разграничение экстренной и неотложной медицинской помощи, к сожалению, нельзя назвать совершенным. Очевидно, что требуются дополнительные нормативные акты, определяющие более точную границу между угрожающими и не угрожающими жизни состояниями пациентов.

Кроме того, требует дополнительного рассмотрения вопрос о привлечении к ответственности сотрудников бригад скорой помощи, действия которых во многом зависят от решений, принятых диспетчером скорой помощи.

Также в дополнительной регламентации нуждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Как минимум, представляется целесообразным привести их содержание в унифицированный вид в части разграничения экстренной и неотложной медицинской помощи.

На сегодняшний день, к сожалению, медицинские организации вынуждены действовать в условиях повышенных юридических рисков, нередко пытаясь самостоятельно разграничивать состояния пациентов на требующие оказания им экстренной или неотложной медицинской помощи.

Источник

Первая, скорая, экстренная, неотложная

Скорая помощь к чему относится к

Кто хочет разобраться, что такое первая, скорая, неотложная, экстренная медицинская помощь, санавиация, медицина катастроф и «а разве это не одно и то же?», тому сюда.

В этой заметке мы почти не касаемся проблематики «скорой помощи», а пытаемся описать, какой видят ее законодатели и организаторы здравоохранения (возможно, здесь и кроются корни некоторых проблем). Также мы обращаем внимание на некоторые существенные различия в организации экстренной медицинской помощи в разных регионах. Все утверждения подкреплены ссылками на нормативные документы, которые можно скачать или просмотреть на сайте, либо ссылками на другие источники. Вся информация получена из открытых источников.

Навигация по статье

Люди время от времени внезапно заболевают и получают травмы, им нужно в этой ситуации помочь, и общие принципы этой помощи (и охраны здоровья вообще) в России определены федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (скачать PDF). При этом нужно помнить, что каждый субъект Российской Федерации строит свою систему здравоохранения, и ситуация на местах со скорой помощью в областях и республиках нашей бескрайней Родины может значительно различаться.

Начнем с самого простого и очень важного. Многие знают, но некоторые (даже врачи) – до сих пор не разобрались. Есть первая помощь, а есть медицинская, и это в корне разные понятия. Медицинскую помощь оказывают только медицинские организации (см. статью 32 323-ФЗ). Первая помощь – это некий набор мероприятий, которые проводят лица без медицинского образования при угрожающих жизни и здоровью состояниях (статья 31 323-ФЗ).

Первая помощь

Вернуться к оглавлению
Минздрав России (тогда еще Минздравсоцразвития) своим приказом от 04.05.2012 № 477н утвердил перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и перечень мероприятий по оказанию первой помощи – то есть КОГДА ее оказывать и ЧТО ДЕЛАТЬ. Перечень состояний закрытый, он состоит всего из 8 позиций:

Как вы можете видеть, не нужно быть врачом, чтобы заподозрить эти состояния. Равно как не нужно медицинское образование, чтобы выполнить указанные в приказе мероприятия первой помощи. Нужно всего лишь пройти обучение по программам, утвержденным Минздравом России (можно посмотреть на очень хорошем сайте, посвященном первой помощи в России). Среди мероприятий первой помощи нет никаких инъекций и вообще назначения каких-либо лекарств. Есть давление руками на грудину, дыхание «рот в рот», остановка кровотечения, транспортная иммобилизация.

Все граждане нашей страны делятся на две группы. Лица, которые ОБЯЗАНЫ оказывать первую помощь и лица, которые ИМЕЮТ ПРАВО ее оказывать. Обязаны полицейские, пожарные и спасатели, но не только (другие группы менее многочисленны и определены отдельными нормативными актами). Имеют право все, кто прошел подготовку и (или) имеют навык.

Если человек имеет медицинское образование, работает в медицинской организации и в его должностные обязанности входит осуществление медицинской деятельности, такой человек называется медицинским работником (смотри 323-ФЗ). Если рабочий день медицинского работника закончился, и он покинул пределы медицинской организации, то встретившись с на улице с каким-то состоянием из перечня, он будет иметь право оказать только ПЕРВУЮ помощь. То есть провести только те мероприятия, которые указаны в приказе 477н.

Скорая помощь к чему относится к

Многих смущает наследие военной медицины: там сохраняются виды помощи, принятые еще в Советском Союзе; в числе прочих – «первая медицинская помощь», «первая доврачебная помощь», «первая врачебная помощь». Эти термины не имеют отношения к гражданскому здравоохранению, о котором мы здесь говорим. На «гражданке» так говорить нельзя, это нонсенс.

Объема первой помощи в большинстве случаев явно недостаточно, чтобы спасти жизнь больному или пострадавшему. Кто окажет ему медицинскую помощь? Мы возвращаемся к 323-ФЗ.

Скорая или неотложная?

Вернуться к оглавлению
Скорая медицинская помощь – один из четырех видов медицинской помощи, определенных 323-ФЗ, наряду с первичной медико-санитарной (поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и т.п.), специализированной (стационары) и паллиативной (хосписы и другие службы помощи при неизлечимых заболеваниях). Еще скорая медицинская помощь — это специальность, то есть после завершения высшего образования и получения диплома врач может пойти в ординатуру и по ее завершении получить сертификат врача скорой медицинской помощи, а с 2021 года — свидетельство об аккредитации по данной специальности.

Скорая медицинская помощь – это особенный вид медицинской помощи хотя бы по двум причинам. Во-первых, только СМП можно оказывать в условиях «вне медицинской организации». (см. статьи 32 и 35). Бригада скорой помощи – единственная боеспособная единица вне стен лечебного учреждения. Есть исключение в виде визита медицинского работника на дому, но о нем вспомним позже. Во-вторых, скорая медицинская помощь не может быть платной услугой, оказываемой государственным учреждением здравоохранения (в отличие от многих других медицинских услуг).

Еще одна удивительная особенность нашей «скорой помощи» в том, что она может быть оказана в экстренной форме (когда есть угроза жизни) и в неотложной (когда явных признаков угрозы жизни нет). Это делает нашу страну одной из немногих, где можно вызвать медицинского работника к себе домой (или на работу, или куда угодно) просто потому, что вы плохо себя почувствовали. Если мы посмотрим на «скорую помощь» за рубежом, то увидим, что она там может и «скорая», но не очень медицинская. В состав бригад, например, в США, входят emergency medical technicians (экстренные медицинские техники) и парамедики («как бы медики»). Парамедики работают и в Великобритании, и в других европейских странах. Они, конечно, проходят серьезную подготовку, в ряде стран получают высшее образование. Их задача — провести синдромальную диагностику и выполнить алгоритм по поддержанию жизни, дальше разберется врач стационара. В коллективном пациентском сознании американца «скорая помощь» — это средство транспортировки критически больного человека в больницу, когда есть опасения, что просто на такси он не дотянет. Сценарий «приехали — сделали укол — уехали» там даже не рассматривается, в то время как в России это повседневное явление — в рамках действующего законодательства.

То есть скорая медицинская помощь — экстренная служба, конечно… Но не только экстренная.

Хорошо, есть скорая помощь в экстренной форме, есть в неотложной, уже можно запутаться, но есть еще первичная медико-санитарная помощь в неотложной форме! (Смотри статью 33., пункт 7. – вот она, НЕОТЛОЖКА!). Зачем такое многообразие видов помощи внезапно заболевшим?

Скорая помощь к чему относится к

Вроде как интуитивно понятно, что большинство обращений на «скорую помощь» не связаны с непосредственной и сиюминутной угрозой для жизни. Поэтому у организаторов здравоохранения есть возможность выделить терапевту из поликлиники машину с водителем и минимальной укладкой, назвать эту команду «бригадой неотложной помощи» и отправить к страдающим «высоким давлением», «температурой», «головной болью», вот этим всем. Но нельзя эту категорию пациентов заставлять ждать слишком долго: срок ожидания «неотложной помощи» не должен превышать двух часов (смотрим Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники… — Приложение № 5 к приказу Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н).

А если угроза жизни – то сколько ждать? Норматив времени ожидания скорой медицинской помощи в экстренной форме появился только в 2016 году и составляет 20 минут. Это (и многое другое) написано в приказе Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Этот объемный документ обязателен для исполнения государственными учреждениями здравоохранения, соответственно, почитав его, мы поймем, как устроена система скорой медицинской помощи в России.

Узнавайте о новых публикациях нашего сайта с помощью телеграм-канала «Девятый вызов» t.me/ninthcall

Скорая медицинская помощь

Вернуться к оглавлению
Приказ 388н состоит из собственно Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, и 15 приложений к нему.

Порядок с ходу отвечает на самый важный вопрос — а как вызвать скорую помощь? Для этого есть короткие номера 03, 103 и 112. Оживим сухое изложение приказа подробностями:

В подавляющем большинстве случаев набрав номера 112 и 103 вы попадете в разные учреждения. 103 — это практически всегда станция или отделение скорой медицинской помощи, где вызовы принимают фельдшеры или медицинские сестры, а 112 — отдельный колл-центр с операторами без медицинского образования. Не следует связывать Систему 112 с МЧС, обычно она подведомственна региональной администрации.

112 работает пока еще не везде, а в некоторых регионах скорую приходится вызывать вообще по 7-значному номеру, поэтому если вы удаляетесь от крупных городов, лучше уточнить особенности вызова экстренных служб заранее. Номер 112 работает в разных регионах по-разному. Где-то у вас примут любой вызов, где-то переключат на диспетчера 03, а где-то вы услышите только автоинформатор. Если в вашем регионе полноценно работают и 112, и 103, то единый номер 112 лучше использовать для тех случаев, где нужны сразу несколько служб (пожар, техногенные аварии, правонарушения с пострадавшими), а 103 — для чисто медицинских обращений.

Как мы уже говорили, прибыть на экстренный вызов (где есть угроза для жизни пациента) бригада должна за 20 минут. Что Минздрав понимает под угрозой для жизни?

а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) болевой синдром;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.

Трактовать этот перечень можно достаточно широко, попадает в него приличная такая часть хворей и недомоганий. Если этих состояний при обращении нет, то скорая медицинская помощь будет оказана «в неотложной форме». На «экстренный» вызов нужно немедленно отправлять ближайшую свободную бригаду, а на «неотложный» — если есть свободные от экстренных вызовов бригады. При таком перечне экстренных поводов вся ответственность за определение очередности реагирования ложится на фельдшера по приему вызовов. В помощь ему — алгоритмы опроса или перечни поводов к вызову разной степени экстренности (если их утвердил региональный орган власти).

Довольно сложно понять, чем отличается вызов «неотложки» от вызова скорой помощи в неотложной форме. Никто на самом деле и не понимает (абсурда добавляет тот факт, что для «неотложки» установлен норматив времени прибытия 2 часа, а для скорой помощи в неотложной форме никакого норматива нет). Вот чего «неотложка» не может — это отвезти пациента в больницу.

Пункт 2. Порядка позволяет создавать отделения скорой медицинской помощи в стационарах. Это не просто приемное отделение, куда спускается посмотреть поступившего пациента тот или иной специалист — там осуществляется оказание медицинской помощи «в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение». Заниматься этим должны врачи скорой медицинской помощи. Идеологи создания стационарных отделений скорой медицинской помощи брали за образец западные Emergency Department, как, например, в сериале “Скорая помощь”. Такие отделения уже созданы (или переформатированы из приемных отделений) в некоторых российских больницах. Правила деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи указаны в Приложении № 9 к Порядку.

На входе в такое отделение поступающий поток пациентов сортируют по экстренности: обратился самостоятельно — ждешь в «зеленой» зоне; привезли «по скорой» без явных признаков угрозы жизни — укладывают в «желтую» зону; шоки, комы и прочие критические состояния — в «красную».

Транспортировать пациента, которому в пути необходимы медицинские мероприятия, может только бригада скорой медицинской помощи – это называется медицинская эвакуация. Ее правила установлены приложением № 1 к Порядку. Они включают и санитарно-авиационную эвакуацию, то есть транспортировку пациента воздушным судном с медицинским сопровождением (про санавиацию поговорим позже).

Приложение № 2 к Порядку утверждает различные профили выездных бригад скорой медицинской помощи и какие специалисты входят в их состав. Здесь же прописано требование прибыть на экстренный вызов в течение 20 минут, впрочем, регионам оставлена лазейка, чтобы этот норматив скорректировать.

Здесь следует принимать во внимание, что

В приложении № 3 даны правила организации деятельности станции (отделения) скорой медицинской помощи, в приложении № 4 — ее штатные нормативы (это какие должности и в каком количестве создаются на станции). Традиционно станции скорой медицинской помощи создают в крупных городах, а отделения — в районных больницах, где обслуживаемое население сравнительно небольшое. Но есть и исключения. Нормативов по количеству бригад на определенную численность населения Порядок не содержит.

Узнать, как следует оснащать бригады скорой медицинской помощи различного профиля медицинским оборудованием, можно из приложения №5. Требования к комплектации укладок и наборов скорой медицинской помощи лекарственными средствами и медицинскими изделиями утверждены отдельным приказом Минздрава России от 28 октября 2020 г. № 1165н, он вступает в силу с 1 января 2021 года (скачать PDF ). Также на всякий случай формы карты вызова и сопроводительного листа можно посмотреть вот в этом приказе. Укладка «неотложки» также утверждена приказом Минздрава России.

Оперативный отдел станции скорой медицинской помощи принимает вызовы от населения, сортирует их по срочности и направляет на них выездные бригады (приложение № 6 к Порядку). Где функционирует «неотложка» — вызов может быть передан ей на исполнение при соблюдении ряда условий. Эти критерии, как правило, определены региональными нормативными документами. Также оперативный отдел организовывает медицинскую эвакуацию, то есть направляет бригады в те стационары, где есть специалисты необходимого профиля.

Особенности работы «скорой помощи» в условиях пандемии

С марта 2020 года в нашей стране распространяется новая коронавирусная инфекция, и в связи с этим Минздрав России утвердил временные порядки оказания медицинской помощи — в том числе и скорой.

Фельдшерам по приему вызовов при опросе предписано уточнять эпидемиологический анамнез. Появились специализированные выездные бригады для оказания помощи пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), внебольничной пневмонией и ОРВИ.

Утверждена инструкция по инфекционной безопасности для выездных бригад.

Служба медицины катастроф

Вернуться к оглавлению
Время от времени возникают ситуации, когда количество пострадавших превышает имеющиеся ресурсы здравоохранения. Обычно про такие ситуации рассказывают в новостях и называют их чрезвычайными. В условиях нехватки ресурсов нужен какой-то особый способ управления имеющимися силами и средствами. Для этого создана служба медицины катастроф. Общие принципы ее деятельности определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 734 ( скачать PDF).

До недавнего времени головной организацией Всероссийской службы медицины катастроф был Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», подчиненный Минздраву России, однако весной 2020 года его передали в ведение Федерального медико-биологического агентства.

После окончания переходного периода в марте 2021 года новым органом повседневного управления Службы медицины катастроф станет Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова. Он напрямую подчинен Минздраву России и будет организовывать работу службы медицины катастроф на федеральном уровне. В его составе будет Полевой многопрофильный госпиталь, который можно оперативно переместить в регион, не справляющийся с оказанием помощи пострадавшим своими силами. Иногда структуры службы медицины катастроф Минздрава России ошибочно принимают за подразделения МЧС (хотя и там есть медицинские формирования со специальными задачами).

Более подробно структура службы медицины катастроф раскрыта в приказе Минздрава России от 06.11.2020 N 1202н «Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации».

В каждом субъекте России есть территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК), который обеспечивает готовность системы здравоохранения к ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. «Мощности» ТЦМК очень сильно отличаются от региона к региону. Где-то он представляет из себя чисто штабную структуру, в более крупных субъектах может иметь штатные выездные бригады, санитарные автомобили и вертолеты. В некоторых регионах ТЦМК — отдельная организация (как в Москве, Свердловской области или Пермском крае), где-то входит в состав станции скорой медицинской помощи (как в Санкт-Петербурге или Республике Башкортостан) или областной больницы (как в Мурманской области). Бригады ТЦМК, формально являясь бригадами скорой медицинской помощи, могут проходить подготовку по проведению аварийно-спасательных работ, а медицинские работники в некоторых регионах имеют статус спасателей, впрочем, это скорее исключение.

При масштабных авариях и катастрофах ТЦМК должен скоординировать у границ зоны ЧС работу бригад скорой медицинской помощи и распределить пострадавших по стационарам. Любая бригада скорой медицинской помощи также обязана провести медицинскую сортировку (смотри абзац г) пункта 15. Правил организации деятельности выездной бригады)

15. Выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции…
г) обеспечивает медицинскую сортировку пациентов и устанавливает последовательность оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.

В зоне действия опасных факторов чрезвычайной ситуации могут работать только специально подготовленные и аттестованные сотрудники — пожарные и спасатели. В подавляющем большинстве случаев врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи и центров медицины катастроф не имеют статуса спасателя и работают в безопасном месте у границ зоны чрезвычайной ситуации. Таким образом, в период извлечения и эвакуации пострадавшим может быть оказана только первая помощь силами пожарных и спасателей. Существует мнение, что объем первой помощи в ряде случаев недостаточен, например, спасатель не имеет права назначать и вводить обезболивающие. При этом извлечение и транспортировка пострадавшего при обрушении здания может быть длительной и болезненной. В связи с этим инициированы изменения в законодательство, предполагающие расширение объемов первой помощи для отдельных категорий лиц или в особых условиях. Уже не один год эти изменения остаются на стадии законопроектов.

В некоторых регионах на ТЦМК возложены функции так называемой «санавиации», хотя эти задачи нужно выполнять не только при чрезвычайной ситуации, но и в повседневной деятельности. В чем же состоит работа санитарной авиации?

Санитарная авиация и экстренная консультативная помощь

Эти выездные формы работы в том или ином виде сохранились до наших дней почти во всех регионах. Называемая по старинке «санавиацией» служба по мере ухудшения экономической ситуации во многих регионах полностью пересела на наземный транспорт. Применяются и т.н. телемедицинские технологии в виде дистанционного консультирования по видеосвязи. Где-то эти функции отдали территориальным центрам медицины катастроф, где-то «санавиация» остается при областных больницах. В официальных документах этот вид помощи приобрел название «экстренная консультативная скорая медицинская помощь» и попал по каким-то причинам в Порядок оказания скорой медицинской помощи — тот самый приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н, см. Приложение 12 и далее. Хотя казалось бы — при чем тут «скорая помощь»? Ведь смысл «санавиации» в оказании специализированной помощи? Видимо, «колеса» оказались важнее: медицинской эвакуацией может заниматься только выездная бригада скорой медицинской помощи — в данном случае экстренная консультативная бригада (здесь можно снова взглянуть на нашу инфографику).

Помимо экстренной консультативной помощи существует такой сценарий использования санитарной авиации как «воздушная скорая» — это когда вертолет с авиамедицинской бригадой направляют прямо к месту происшествия. Воздушный транспорт позволяет быстро доставить к пострадавшему наиболее квалифицированного врача и обеспечить скорейшую медицинскую эвакуацию. Долгое время единственным регионом Российской Федерации, где санавиация работала по модели «воздушной скорой», оставался город Москва. В Москве летают совмещенные авиамедицинские бригады Центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы и Московского авиационного центра Департамента ГО и ЧС. Последнему принадлежат и воздушные суда.

С 2014 по 2019 года авиамедицинская бригада вылетала на ДТП и в Санкт-Петербурге. И авиационную, и медицинскую составляющую здесь обеспечивали коммерческие структуры.

В последние годы в СМИ можно видеть материалы о развитии санитарной авиации. Есть информация об этом проекте и на официальном сайте Минздрава. Регионы будут получать федеральные деньги, чтобы оплачивать авиационные работы авиакомпаниям. Авиакомпании закупят новые вертолеты отечественного производства: Ми-8 (давний и надежный труженик санавиации) и Ансат (новый легкий вертолет). В итоге и здравоохранение, и авиационная промышленность в выигрыше.

Что будет дальше?

Вернуться к оглавлению
Можно заметить, что в процесс оказания экстренной медицинской помощи вовлечено немало организаций с пересекающимися или дублирующимися функциями. Какое-то единое управление при этом не просматривается.

В последнее время на конференциях, посвященных скорой медицинской помощи, а также в выступлениях руководителей Минздрава можно проследить общий вектор изменений в организации службы экстренной помощи.

В каждом регионе планируется создать единую медицинскую организацию, которая объединит все станции и отделения скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф. Эта единая станция будет решать в масштабе всего региона вопросы приема вызовов, оказания скорой медицинской помощи в повседневной деятельности и в режиме чрезвычайной ситуации, а также организовывать медицинскую эвакуацию из отдаленных районов в крупные медицинские центры, в том числе и с помощью санитарной авиации.

Более подробно о готовящихся изменениях можно прочитать в письме Минздрава России по ссылке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *