Скоморохи что такое в музыке

Скоморохи

Литература : Беляев И., О скоморохах, «Временник императорского Московского общества истории и древностей российских», 1854, кн. 20; Фаминцын A., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Барщевский И., Несколько слов из истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, (1914); Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М.-Л., 1928; Белкин A., Русские скоморохи, М., 1975.

Т. В. Попова.

Полезное

Смотреть что такое «Скоморохи» в других словарях:

Скоморохи — Скоморохи. СКОМОРОХИ, русские средневековые актеры (как правило, странствующие), выступавшие как певцы, танцоры, острословы, исполнители комических и сатирических сценок (часто собственного сочинения), акробаты, дрессировщики и др. Использовали в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СКОМОРОХИ — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15 17 вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских… … Большой Энциклопедический словарь

Скоморохи — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с ХI в. Особенно были распространены в ХV – ХVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских … Энциклопедия культурологии

СКОМОРОХИ — древнейшие представители народного эпоса, народной сцены, народного музыкального искусства. Музыкальные искусники скоморохи, соответственно потешной их деятельности, на народном языке, как в песнях, так и в исторических памятниках, нередко… … Русская история

Скоморохи — русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках… … Большая советская энциклопедия

скоморохи — в Древней Руси название странствующих актёров, потешающих публику: певцы музыканты, острословы, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15–17 вв. Отношение духовенства к скоморохам было резко отрицательным: с ними … Литературная энциклопедия

скоморохи — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских… … Энциклопедический словарь

Скоморохи — появились на У. вместе с переселенцами. Перм. писцовые книги XVII в. содержат скоморошьи имена и прозвища типа: Васька Михайлов сын Гудощик, Андрюшка Дуда. До нас дошла Память верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской… … Уральская историческая энциклопедия

Источник

Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Скоморохи что такое в музыке

Чем занимались скоморохи

Скоморохи что такое в музыке

Репертуар и костюмы скоморохов

Скоморохи что такое в музыке

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Скоморохи что такое в музыке

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи что такое в музыке

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Скоморохи что такое в музыке

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Уничтожение скоморошества

Скоморохи что такое в музыке

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Скоморохи что такое в музыке

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Скоморохи что такое в музыке

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Скоморохи что такое в музыке

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

Скоморохи что такое в музыке

Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:

По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche).

Скоморохи что такое в музыке

А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Возникновение, расцвет и упадок

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.

Скоморохи что такое в музыке

Скоморохи на Москве

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были. на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

— Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию. — М., 1870 — с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.

Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков.

Скоморохи что такое в музыке

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скомоpохи, несмотpя на свой комический хаpактеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по стаpой памяти о каком-то некогда всем понятном обpяде поминок с плясками и игpами. Hет сомнения, что и наpод допyскал их на могилы и не считал непpиличным yвлекаться их песнями и игpами, по той же стаpой памяти.

— Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских — М., 1854 Кн. 20

Скоморохи что такое в музыке

Адам Олеарий. Кукольник. 1643

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.

Скоморохи что такое в музыке

Кирилл, митрополит Киевский (1243—50) — в числе мытарств называет «плясание в пирах. и басни бающе сопели сатанинския». В Слове Христолюбца (по рукописи XV века) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам «Устава людем о велицем посте» (из Дубенского сборника правил и поучений XVI века), «грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни». В «Домострое» (XVI век) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: «И аще начнут. смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть. мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657).

Скоморохи что такое в музыке

Плясун и скоморох Лубок

Пословицы и поговорки

Валерий Гаврилин. Оратория «Скоморохи» (фрагменты)

Стихи Вадима Коростылёва и народные.
Исполняют Эдуард Хиль и симфонические оркестры под управлением А. Бадхена и С. Горковенко.

Гаврилин: В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы. И далее у меня в скоморохов обращаются все люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды. Это портреты композиторов Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, моего учителя и друга Георгия Свиридова».

Рубрики:Музыкальная культура народов мира

Метки: скоморохи история музыки Гаврилин оратория

Процитировано 5 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Скоморохи что такое в музыкеСкоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.

В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.

Скоморохи использовали такие народные инструменты, как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.

Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию. Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.

Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли киевские и новгородские былины.

Параллель среди европейских музыкально-сакральных течений

Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.

У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних легенд и мифов, люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов. Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии. Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства.

У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.

Угасание традиции скоморошества

Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства.

После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.

Источник

Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).

Скоморохи что такое в музыке

Благодаря этой книге читатель узнает о многообразных разновидностях народной музыки, получит исчерпывающую информацию об инструментах народного оркестра, познакомится с поэзией заговоров и т. д.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей). предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Кто такие скоморохи?

Скоморохи были музыканты в старинной Руси. Чтоб теперь быть музыкантом — нужно знать музыкальную грамоту и уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но этого было б мало, чтоб стать скоморохом! Современный музыкант не обязательно должен уметь говорить стихами, ходить по натянутому канату или выступать в цирке с ученой собачкой. А скомороху без всего этого нельзя обойтись. В старинной Руси не было ни театров, ни цирков, ни концертных залов. Вместо всего этого были скоморохи. Они ходили из города в город и всюду давали концерты.

Сейчас в концертах обычно выступают самые разные артисты. Одни читают стихи или рассказывают рассказы, другие поют песни, третьи пляшут, а некоторые играют, например, на пианино или на баяне. Но хоть в концерте участвуют разные артисты у любого концерта есть какая-нибудь общая тема. Например, если концерт посвящен какому-нибудь празднику, то все выступления тоже связаны с праздником. А если концерт музыкальный, то и музыкальные сочинения для него подбирают не как попало, а со смыслом. Допустим, бывают концерты из музыки, которую сочинили английские композиторы. И не просто английские, а те, которые жили в далеком-предалеком XVII в.

Или, наоборот, музыка русских композиторов, написанная для балетов. Или… Словом, перечислять можно долго. Ведь очень много о чем бывают концерты. И очень много на свете причин, чтоб устроить концерт. Но это сейчас. А прежде скоморохи приходили в город, и где-нибудь на площади давали представление, и показывали все свои таланты. А талантов скомороху нужно было иметь много и разных. Скоморошьи представления состояли из танцев и музыки, акробатических номеров и выступлений дрессированных животных. Ходя по канату, скоморох частенько пел какие-нибудь смешные песни. Да еще и играл на гудке или на гуслях, чтоб сопроводить пение. Наверное, это не очень-то просто ходить по канату, да еще и играть, и петь, и притом петь смешно. Но зрители были, конечно, в восторге.

Некоторые старинные скоморошьи песни дошли до наших дней. Но не везде эти песни помнят. Со скоморошьих времен прошло очень много лет, и в России появились и цирк, и театр, и концертные залы. Старинные песни забылись, и только в отдаленных областях страны их еще иногда поют.

Поют, например, на Севере, на берегах Белого моря, или на юге в казачьих землях. Вот одна из таких песен. А поется в ней… Да про что в ней только не поётся: и про блины, и про свинью, и про кота, и про девчонку. Настоящие скоморошьи песни они такие: в них поется про все сразу, и поэтому смешно.

Ой, блины, мои блины,

Вы блиночки мои! (2 раза)

На четыре стороны. (2 раза)

Никто блины не берет,

Никто даром не возьмет. (2 раза)

Только серая свинья

Понюхала и пошла. (2 раза)

За рекой огонь горит,

У свиньи живот болит. (2 раза)

За рекой огонь потух,

У свиньи живот опух. (2 раза)

Болит сердце, болит печенка,

За рекой живет девчонка. (2 раза)

Она б ко мне переплыла. (2 раза)

Вышла кошка за кота, (2 раза)

За Иван Петровича. (2 раза)

Была мачеха лиха, (2 раза)

Приговаривала: (2 раза)

Еще шляпу не проси». (2 раза)

Еще шляпу не просил. (2 раза)

А когда представление только начиналось артист, наверное, жонглировал яблоками или сырыми яйцами и зазывал публику веселыми и складными словами.

Обычай зазывать людей на представление остался и после того, как скоморохов больше не стало. Например, в XIX в., во время больших ярмарок, ставили большие театры из досок и парусины. Их называли балаганы. Теперь бы мы сказали, что такие «театры» больше похожи на сараи, но тогда люди очень радовались и с удовольствием шли на представления. Да и как не пойти на представление, если у входа висит яркая-преяркая афиша, а на маленьком балкончике, прямо над входом в балаган ходит дед-зазывала в яркой красной рубашке! Ходит и кричит:

— Давай скорей звонок!

— Стой, прохожий! Остановись!

— На чудеса наши подивись!

— И дедушки ворчливые!

Конечно, зазывала был совсем не дед, т. е. не старенький человек. Его только наряжали дедом: привязывали бороду из мочала, обували в лапти, а когда было холодно еще и одевали в овчинный тулуп, вывернутый шерстью наружу.

Некоторые «деды» еще играли на балалайке или на гармони и пели. Но чаще всего зазывала просто рассказывал всякие смешные вещи про себя самого и про людей, которые его слушают, и притом колотил себя по голове особым музыкальным инструментом. Этот инструмент был высушенный бычий пузырь с сухими горошинками внутри. Им можно ударить по голове очень сильно, но больно не будет: пузырь внутри пустой, и к тому же легкий и мягкий. Зато звук от удара пузырем довольно громкий. А громкий звук только и нужен, чтоб привлечь публику в балаган. Ведь никакие тихие инструменты никто не расслышит в шуме, который обычно бывает на ярмарках. Дед-зазывала подчеркивал ударами пузыря самые яркие и смешные слова, которые он говорил. Например, доставал дед откуда-то из-за пазухи большой лист бумаги. А на листе была нарисована какая-то дама.

Дед звонко хлопал себя пузырем по голове, и объяснял, кто она такая:

— А вот моей жены портрет,

— Только в рамку не вдет.

— У меня жена — красавица,

— Собаки увидят — лаются,

— А лошади прочь кидаются.

Нарисована там была, в самом деле не очень-то красивая дама. Публика смеялась, а дед снова гремел горохом в пузыре и рассказывал уже про другое.

Например, принимался хвалить представление в балагане:

— В программе женщина-паук

— А еще жонглер с факелами,

— На лбу — самовар с горячими углями.

— Почтеннейшие господа, остальное все ерунда!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *