Система пд1 вентиляция что это

Принципиальные схемы и решения по противодымной вентиляции подземной автостоянки

В данной статье мы НЕ рассматриваем струйные системы дымоудаления! Почему?

В данной статье представлены основные схемы и решения по противодымной вентиляции подземных автостоянок. Ввиду многообразия решений, возможно внесение дополнений в статью.

Вытяжная противодымная вентиляция

Обратимся к п. 7.18 [1]:

Для противодымной защиты допускается использовать системы приточно-вытяжной общеобменной вентиляции при обеспечении требований пунктов 7.1-7.17.

Совмещение систем (или частей систем) является и технически, и экономически целесообразным решением: увеличивается свободное пространство, ускоряется монтаж, снижается количество материала и т.д.

Система пд1 вентиляция что этоРис. 1 Схема совмещения частей систем вытяжной противодымной вентиляции и вытяжной общеобменной вентиляции

Система пд1 вентиляция что этоРис. 2 Узел соединения воздуховодов систем вытяжной общеобменной вентиляции и вытяжной противодымной вентиляции

Еще одним интересным решением является двойное применение вытяжного вентилятора, т.е. вентилятор работает и в режиме вентиляции, и в режиме дымоудаления.

Система пд1 вентиляция что это

Рис. 3 Схема вытяжной противодымной вентиляции с вентилятором двойного назначения

Как правило, это специальные вентиляторы: нельзя эксплуатировать обычный вентилятор в режиме дымоудаления (необходимо соблюдение огнестойкости), так и вентилятор дымоудаления нельзя эксплуатировать в режиме вентиляции (обычно они не рассчитаны на длительную непрерывную работу).

Необходимо консультироваться с заводом-изготовителем!

Также необходимо обратить внимание на следующее: расходы воздуха в системах вытяжной противодымной вентиляции обычно значительно превышают расходы воздуха в общеобменных системах. Для решения этого вопроса или предусматривают установку частотного преобразователя, или устанавливают несколько вентиляторов.

При использовании частотного преобразователя в шкафах управления используют релейное шунтирование для прямого подключения двигателя к электросети (т.е. в обход преобразователя частоты) при пожаре, т.к. в соответствии с п. 7.22 [1]:

Возможность применения преобразователей частоты в составе вентиляторов систем вытяжной противодымной вентиляции следует определять на основании испытаний по ГОСТ Р 53302.

Для сертификации необходимо проводить испытания на различных частотах вращения, что довольно дорого. Обычно у производителей таких сертификатов нет. Поэтому частотный преобразователь в составе вентиляторов систем вытяжной противодымной вентиляции, как правило, не используется.

Вопросу размещения дымоприемных и воздухоприточных устройств систем противодымной вентиляции в подземных автостоянках посвящена отдельная статья.

Кстати, полезная информация про дымовые зоны [3]:

Площадь пожарного отсека автостоянки составляет 10000 м2. Площадь дымовой зоны – 3000 м2. Следует ли для данного пожарного отсека запроектировать четыре отдельные системы дымоудаления?

Ответ

Совершенно верно. Для защиты автостоянки площадью 10000 м2 необходимо предусмотреть четыре независимые системы. Если дымовые зоны конструктивно выделены, то допускается включать только систему в зоне, где произошел пожар, и две дымовые зоны, если пожар произошел на границе пожарных отсеков. Если такое разделение условное, то запускать следует все четыре системы данного пожарного отсека автостоянки.

Приточная противодымная вентиляция

Оптимальным решением для возмещения объемов удаляемых продуктов горения является применение систем подпора в тамбур-шлюзы в соответствии с п. 8.8 [1]:

Компенсирующая подача наружного воздуха приточной противодымной вентиляцией с механическим побуждением может быть предусмотрена автономными системами или с использованием систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы или лифтовые шахты. При этом в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости.

Ниже про компенсирующую подачу воздуха за счет систем подпора в тамбур-шлюзы будет сказано подробнее.

При применении настильных воздушных завес взамен тамбур-шлюзов по п. 7.14м [1]: массовый расход воздуха, подаваемый для возмещения удаляемых продуктов горения, необходимо уменьшить на величину массового расхода, подаваемого через воздушные завесы.

Система пд1 вентиляция что это

Рис. 4 Сопловой вентиляционный агрегат противодымный СВАП компании «Климатвентмаш»

Настильные воздушные завесы разберем в отдельной статье.

Проясним ситуацию: нормативными документами по пожарной безопасности и, в частности, [1], не определена необходимость подачи наружного воздуха в нижнюю часть лифтовой шахты, обеспечивающей сообщение между надземными и подземными этажами здания. При обеспечении избыточного давления в диапазоне от 20 до 70 Па в нижней части шахты, устройство дополнительной системы приточной противодымной вентиляции не требуется.

На эту тему высказывался и Колчев Б.Б. (аудиоответ см. под вопросом №2).

При устройстве лифтовых шахт, сообщающихся с подземной и надземной частью, необходимо предусматривать раздельную подачу воздуха соответственно в верхнюю и нижнюю части защищаемых лифтовых шахт.

И поэтому мы настоятельно рекомендуем предусматривать раздельную подачу воздуха:

Система пд1 вентиляция что этоРис.5 Схема подачи воздуха в лифтовые шахты

Необходимо предусматривать подачу воздуха от обеих систем (ПД1.1 и ПД1.2), независимо от этажа возникновения пожара (см. [3]).

При этом, опять же в соответствии с 4.2.6 [2]:

. вычисленные значения расхода через открытые двери лифтовой шахты на основном посадочном этаже должны быть распределены в произвольном соотношении между обеими системами, обеспечивающими подачу воздуха в надземную и подземную части защищаемой лифтовой шахты.

То есть не обязательно разбивать расходы в соотношении 50/50: для подачи воздуха в нижнюю зону достаточно будет предусмотреть установку небольшого канального вентилятора.

В данной статье разбираем лифты с режимом работы «перевозка пожарных подразделений, т.к. это наиболее часто встречающееся решение [3]:

Нужно ли делать лифты для транспортирования пожарных подразделений в автостоянках, имеющих менее трех подземных этажей?

Ответ

В Федеральном законе от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» была ст.90 ч.15, согласно которой лифты для транспортирования пожарных подразделений необходимо предусматривать в числе прочего для подземных автостоянок с числом подземных этажей два и более. В настоящее время Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» этот пункт отменен. Данный вопрос регулируется п.5.2.11 СП 154.13130.2013, который требует предусматривать такие лифты в зданиях со встроенными подземными автостоянками при числе этажей три и более.

Отвечая на вопрос напрямую, необходимо сказать, что действительно в настоящий момент для автостоянок с числом подземных этажей менее трех лифты для транспортирования пожарных подразделений предусматривать не надо. Но не следует забывать про ст.89 ч.15 Федерального закона N 123-ФЗ в редакции Федерального закона N 117-ФЗ, которая обязывает предусматривать мероприятия по спасению маломобильных групп населения. В частности, с использованием лифтов, удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности, установленным для лифтов, которые обеспечивают транспортирование пожарных подразделений при пожаре.

Обратимся к п. 8.7 [1]:

При выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок следует предусматривать тамбур-шлюзы, защищаемые приточной противодымной вентиляцией. Если такие лифты имеют не менее двух остановок на вышележащих надземных этажах, то на этажах подземной автостоянки необходимо устройство двух последовательно расположенных тамбур-шлюзов для отделения выходов из этих лифтов в помещения хранения автомобилей, защищаемых отдельными системами приточной противодымной вентиляции.

Система пд1 вентиляция что этоРис. 6 Фрагмент плана с тамбур-шлюзами, парно-последовательно расположенными при выходе из лифта в помещение хранения автомобилей подземной автостоянки

Для наглядности дадим парно-последовательно расположенным тамбур-шлюзам следующие обозначения:

Также обращаем внимание на п 7.14 [1]:

В тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) при выходах из лифтов в подвальный и подземные этажи зданий различного назначения не допускается подача воздуха через противопожарные нормально закрытые клапаны из объема лифтовых шахт, если основной посадочный этаж этих лифтов расположен на уровне нижнего надземного этажа здания, а шахты таких лифтов защищены системами приточной противодымной вентиляции с подачей наружного воздуха в них не ниже уровня основного посадочного этажа. При размещении безопасных зон в лифтовых холлах не допускается подача воздуха в эти холлы через противопожарные нормально закрытые клапаны из примыкающих лифтовых шахт.

Схемы подпора во внутренний тамбур-шлюз (лифтовый холл):

При размещении безопасной зоны МГН во внутреннем тамбур-шлюзе (лифтовом холле):

Система пд1 вентиляция что этоРис. 8 Схема подачи воздуха в лифтовый холл (тамбур-шлюз) с зоной безопасности МГН

Электрический нагреватель устанавливается перед вентилятором для поддержания на постоянном уровне производительности вентилятора.

Внешние тамбур-шлюзы наиболее рационально использовать для компенсирующей подачи наружного воздуха в защищаемые вытяжной противодымной вентиляцией помещения для хранения автомобилей подземных автостоянок в соответствии с п. 8.8 [1] (см. выше).

При этом необходимо помнить о п. 6.3.2 [4]:

Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1,0 м/с.

Система пд1 вентиляция что этоРис. 9 Схема подачи воздуха в шахту лифта и в тамбур-шлюзы при выходе из лифта с использованием тамбур-шлюза для компенсирующей подачи воздуха

На плане решение с форкамерой может выглядеть так:

Система пд1 вентиляция что это

Рис. 10 Фрагмент плана лестнично-лифтового узла с тамбур-шлюзами и форкамерой

Дополнительная информация из [3]:

Каким образом производить расчет?

Количество воздуха, подаваемое в лифтовый холл, т.е. в ближний объем к шахте лифта (внутренний тамбур-шлюз), рассчитывается на утечки через закрытые двери. Во внешних тамбур-шлюзах расход воздуха осуществляется исходя из условия, что дверь (либо большая створка двери) открыта и скорость воздуха через нее составляет не менее 1,3 м/с.

Структурная схема противодымной вентиляции автостоянки

В общем виде структурная схема противодымной вентиляции автостоянки может выглядеть так:

Система пд1 вентиляция что этоРис. 11 Структурная схема противодымной вентиляции подземной автостоянки

Библиография

[1] СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)»

[2] МД.137-13 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО»

[4] СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Published on October 24th, 2020

Источник

Подземные автостоянки.
Вентиляция и противодымная защита при пожаре

Т. И. Садовская, главный специалист ФГУП «СантехНИИпроект»

В прошлом номере нашего журнала («АВОК», № 5, 2006, с. 18–23) мы начали рассматривать тему вентиляции и противодымной защиты при пожаре в подземных автостоянках на примере автостоянки Торгового центра на Павелецкой площади в Москве. В настоящей статье мы продолжаем раскрывать данный вопрос.

Как отмечалось в [1], подземная автостоянка, входящая в состав подземного Торгового центра на Павелецкой площади, размещается на пяти уровнях и разделяется на четыре пожарных отсека (рис. 1 [1]).

Помещения хранения автомобилей имеют въезды/выезды в две изолированные рампы. Для сообщения между помещениями хранения автомобилей предусмотрены четыре лестничные клетки и пять лифтов. Выходы из лифтов на каждом уровне, а также из лестничных клеток проектируются через тамбур-шлюзы первого типа с подпором воздуха. Поскольку здание автостоянки пятиэтажное, то обе рампы на каждом этаже отделяются (изолируются) от помещений для хранения автомобилей противопожарными стенами, а также воротами и дверями с тамбур-шлюзами первого типа и подпором воздуха при пожаре. Кроме того, такие же тамбур-шлюзы предусматриваются у дверей помещений, не входящих в комплекс автостоянки, но имеющих выходы в автостоянку.

Противодымная защита подземной автостоянки должна обеспечивать безопасную эвакуацию людей из здания в начальной стадии пожара. При разработке противопожарных мероприятий рассматривается возможность возникновения пожара только в одном из помещений здания.

Для каждого пожарного отсека проектируются автономные автоматически и дистанционно управляемые системы противодымной вентиляции.

Для удаления продуктов горения при пожаре в подземной автостоянке предусматриваются системы вытяжной противодымной вентиляции: из помещений для хранения автомобилей; из изолированных рамп; из коридоров без естественного освещения.

Подача наружного воздуха (подпор) для создания избыточного давления, препятствующего проникновению продуктов горения в защищаемые помещения, предусматривается: в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 и шахты лифтов, если лестничные клетки и лифты объединяют подземную и надземную части автостоянки или связывают автостоянку с надземными этажами здания с помещениями другого назначения; в лестничные клетки и лифты в зданиях при двух подземных этажах и более; в тамбур-шлюзы первого типа на въездах (входах) с изолированных рамп в помещения хранения автомобилей; в тамбур-шлюзы первого типа на входах в помещения, не входящие в комплекс автостоянки.

Согласно [2] для «зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий… должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты». Причем «Технические условия» должны быть согласованы в установленном порядке и утверждены Заказчиком. Однако для многих объектов вместо «Технических условий» разрабатывается или «Техническое задание на проектирование» или «Мероприятия по противопожарной защите». При этом «Техническое задание» или «Мероприятия по противопожарной защите» не согласовываются с органами надзора и не могут заменить «Технические условия». Значит, мы выполняем проектную документацию уникальных и сложных объектов без установленных нормативными документами [3], [4] правил, что может привести к неблагоприятным последствиям в процессе строительства и эксплуатации при необходимости правовой оценки обосновывающих документов на проектирование.

В «Мероприятиях по противопожарной защите подземной пятиуровневой автостоянки» на Павелецкой площади, разработанных ОАО «СТЭЛЛС СТРОЙ», определена структура и основные параметры систем противодымной вентиляции, на основании которых и в соответствии с действующими нормативными документами институт «СантехНИИпроект» выполнил проект противодымной защиты автостоянки. Удаление продуктов горения при пожаре предусматривается из помещений хранения автомобилей на пяти уровнях и двух изолированных рамп (системы ВД1–ВД4). Подача наружного воздуха предусматривается в пять лифтовых шахт и холлы (тамбур-шлюзы) лифтов, а также в лестничные клетки, т. к. они связывают более двух подземных этажей; в тамбур-шлюзы при выходах (въездах/выездах) из помещений хранения автомобилей в изолированные рампы: в тамбур-шлюзы лестничных клеток и помещений другого назначения системы (ПД1–ПД5, ПД7), а также в нижнюю часть каждой изолированной рампы (системы ПД6, ПД9). Вместо подачи воздуха в незадымляемые лестничные клетки в осях 7–8 предусматривается подача воздуха в тамбур-шлюзы этих лестничных клеток на всех этажах, как для незадымляемой лестничной клетки типа Н3. Такое решение позволило сократить расход наружного воздуха. Системы противодымной вентиляции запроектированы отдельными для каждого пожарного отсека здания.

План на отметке –17,350 (–5 уровень)

На рис. 1 представлена часть плана минус пятого этажа. Структурная схема систем вытяжной противодымной вентиляции подземной автостоянки приведена на рис. 2; структурная схема систем приточной противодымной вентиляции – на рис. 3.

Структурная схема вытяжной противодымной вентиляции

Структурная схема приточной противодымной вентиляции

Расход продуктов горения в помещениях хранения автомобилей, удаляемых вытяжной противодымной вентиляцией, определялся с учетом удельной пожарной нагрузки (4,0 МВт от одного автомобиля), температуры удаляемых продуктов и объемно-планировочных решений по методологии ВНИИПО МЧС РФ.

Для уменьшения отрицательного дисбаланса в помещениях хранения автомобилей (превышение расхода удаляемых продуктов горения по сравнению с расходом подаваемого наружного воздуха) предусматривается компенсирующая подача наружного воздуха в помещения хранения за счет принудительного открывания при пожаре дверей тамбур-шлюзов на выходах из этих помещений. Двери тамбур-шлюзов автоматически и дистанционно управляются и подключаются в цепи пожарной автоматики данного объекта.

Группа помещений тамбур-шлюзов, лифтов или лестничных клеток в пределах одного пожарного отсека обслуживается одной системой, например, система приточной противодымной вентиляции ПД7, ПД8, подающая при пожаре наружный воздух на этаж пожара. При пересечении воздуховодами противопожарных преград тамбур-шлюзов, лифтов и лестничных клеток устанавливаются противопожарные нормально-закрытые клапаны. При пожаре открывается противопожарный клапан только на этаже пожара. В приточной противодымной системе, обслуживающей только одно помещение (например, лестничную клетку), противопожарный клапан не устанавливается.

Вентиляторы, противопожарные клапаны и воздуховоды должны обеспечивать расчетные режимы соответствующих систем противодымной вентиляции.

Для систем вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются вентиляторы, сохраняющие работоспособность транспортирования газовоздушной среды с температурой 400 °С в течении двух часов (с пределом огнестойкости 2,0 ч / 400 °С) или с температурой 600 °С в течение одного часа (с пределом огнестойкости 1,0 ч / 600 °С).

Воздуховоды и шахты вытяжных противодымных систем проектируются из негорючих материалов класса П, согласно [6], из тонколистовой горячекатаной стали по ГОСТ 19903–90, толщиной 1,5 мм, сварные с пределом огнестойкости: ЕI 60 – дымовые вытяжные шахты или вертикальные коллекторы систем; ЕI 45 – сборные воздуховоды систем. Воздуховоды и шахты приточных противодымных систем проектируются класса П из тонколистовой горячекатаной стали по ГОСТ 19903–90, толщиной не менее 0,8 мм, согласно [6], огнестойкими с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30 при прокладке воздуховодов в пределах обслуживаемого пожарного отсека и не менее ЕI 150 – за пределами обслуживаемого пожарного отсека.

Сечение воздуховодов и каналов систем противодымной вентиляции рекомендуется выбирать при скорости движения воздуха или продуктов горения в пределах 12–18 м/с. При этом соотношение сторон прямоугольных воздуховодов не должно превышать 1:4.

Для предотвращения выхолаживания помещений предусматривается установка обратных клапанов у вентиляторов всех систем противодымной вентиляции. Противопожарные клапаны предусматриваются с автоматическим и дистанционным управлением, с пределом огнестойкости согласно [6].

Управление исполнительными элементами систем противодымной вентиляции (клапаны, вентиляторы) должно осуществляться автоматически от автоматической пожарной сигнализации и от автоматических установок пожаротушения (водяного, аэрозольного и порошкового) и дистанционно от кнопок, установленных у эвакуационных выходов с этажей, а также с пульта диспетчерской.

Литература

2. СНиП 21–01–97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

3. СНиП 10–01–94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

4. СНиП 11–01–95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

5. МГСН 5.01–01 «Стоянки легковых автомобилей».

6.СНиП 41–01–2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

Источник

Управление и контроль противопожарных клапанов КДУ, КПВ, ОЗК.

Есть 3 концептуальных подхода к организации управления противопожарными клапанами вентсистем.

Рассмотрим подробнее эти подходы и в каких случаях целесообразнее применять каждый из них.

Введение.

Термины.

Какие бывают противопожарные клапана.

По назначению: огнезадерживающие, дымоудаления, подпора воздуха и двойного действия.

По способу действия: с возвратной пружиной и реверсивные.

По алгоритму работы: закрываются при пожаре, открываются при пожаре, закрываются при пожаре и открываются после запуска пожаротушения для удаление огнетушащего вещества.

Применяемые клапана.

КДУ и КПВ должны быть реверсивными.

Особенности, которые надо учитывать.

1. Для КДУ и КПВ мы обязательно должны контролировать целостность линий управления и задача контроля целостности цепи 220В сама по себе не простая. Контроль линий ОЗК под вопросом.

2. Для всех клапанов мы должны контролировать положение заслонки клапана.

3. Запуск достаточно мощного вентилятора необходимо осуществлять только если открыт хотя бы один клапан соответствующей вентиляционной системы.

Были случаи вываливания клапана подпора воздуха, когда вентилятор включился при закрытом клапане, или складывания вентиляционного короба, когда включение вентилятора дымоудаления произошло при закрытых всех клапанах.

4. Существует требование наличия кнопки для местного опробования клапана:

СП 60.13330.2012 п. 12.4 «Дымовые и противопожарные клапаны, дымовые люки, фонари, фрамуги и окна, а также противодымные экраны с опускающимися полотнами, предназначенные для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное (в местах установки) управление».

5. Должен быть контроль целостности линии подачи сигнала управления из АПС в шкаф управления клапаном, если управление осуществляется из шкафа.

Способы управления и контроля противопожарных клапанов.

Здесь рассмотрим вопросы управления клапанами вообще, и в первую очередь КДУ и КПВ.

Управление клапанами ОЗК несколько проще, чем КДУ и КПВ, поскольку они не реверсивные и нет необходимости контроля двух положений и, возможно, не нужно контролировать целостность цепи катушки привода.

Управление ОЗК будет подробно рассмотрено в статье 5 правильных и 7 неправильных способов управления ОЗК.

1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.

Весь функционал по управлению и контролю сосредоточен в одном шкафу.

На шкаф подается сигнал «Пуск» из внешних систем и шкаф выдает диагностические сигналы состояния во внешние системы.

Это древний, самый дорогой и самый надежный способ. Шкафы управления противопожарными клапанами работают как часы до сих пор.

Бывают как отдельные шкафы управления клапанами, так и шкафы управления, в которых совмещены управление клапанами и вентилятором одной вентсистемы.

Раньше были только шкафы управления с релейной логикой. Теперь появляются шкафы управления с контроллерами.

1.1. Совмещенные шкафы с релейной логикой.

Совмещение имеет смысл и возможно, когда все параметры объекта заранее известны и можно не ошибиться с выбором заказного шкафа, что бывает очень редко.

На совмещенный шкаф подается один сигнал, по которому и открываются/закрываются клапана и запускается/останавливается вентилятор.

Совмещенный шкаф управления вентилятора и клапанов с релейной логикой имеет смысл использовать, если в системе 1-3 КДУ или КПВ. И никто не предъявит за контроль целостности.

С совмещенного шкафа выдается совокупные сигналы: «Все клапана закрыты», «Все клапана открыты», «Вентилятор запущен», «Авария(не готов)». Обычно в таком совмещенном шкафу присутствует логика, которая не позволяет запускаться вентилятору, если не открыт клапан. Если клапанов несколько, то логика разрешения запуска работает по схеме «И» или «ИЛИ».

Вот пример такого шкафа: ВЕЗА ШСАУ.

Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это

Схемы соединений шкафа из паспорта:

Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это

Можно встретить и более примитивные шкафы управления вентилятором и клапанами, которые лишь формально можно такими назвать:

Система пд1 вентиляция что это

Часто можно видеть, когда клапана подключаются через дополнительные НО/НЗ контакты пускателя вентилятора или даже к одному из фазных проводников на вентилятор (если это не реверсивный клапан) и при этом вообще не задействуются сигналы состояния.

В шкафах управления с релейной логикой не осуществляется контроль целостности обмоток приводов клапанов. Это незаконно для КДУ и КПВ, но все равно повсеместно используется.

1.2. Шкаф с релейной логикой специально для клапанов.

Может быть отдельный шкаф для управления клапанами без функции управления вентилятором.

Это будет шкаф, подобный рассмотренному выше.

Такой способ управления клапанами больше подходит для клапанов ОЗК или поэтажного управления клапанами КДУ и КПВ.

1.3. Шкаф на контроллерах для вентилятора и клапанов.

Это уже будет полноценный совмещённый шкаф для управления вентиляторами ПД (подпора воздуха) и ВД (дымоудаления) а также соответствующими КДУ и КПВ.

Применение контроллеров позволяет решить вопрос контроля целостности и обеспечения сигналов диспетчеризации, что позволяет довести параметры шкафов до требования норм.

Система пд1 вентиляция что это

Блок релейной логики BU-SHU-DU, отвечает за получение команд от системы ППУ (прибора пожарного управления) и УДП (устройства дистанционного управления), а также за диспечеризацию шкафа.

Блок релейной логики BKL, отвечает за определение неисправности подключенного электродвигателя.

Блок релейной логики BU-K, отвечает за управление одним КПВ или КДУ.

Для увеличения числа управляемых клапанов необходимо добавить нужное количество блоков BU-K.

Подробнее перспективные модели шкафов управления, соответствующих нормам, рассматриваются в статье «Полнофункциональные шкафы управления противопожарной вентиляцией дымоудаления и подпора».

Это мой любимый способ управления ОЗК. В нем совмещены простота реализации, надежность работы и минимизация стоимости.

Ведь при пожаре ОЗК должны просто обесточиваться, как и простые вентсистемы.

Контролировать линию питания ОЗК нет необходимости.

Этот способ сейчас актуален только для ОЗК и не имеет смысла для КДУ и КПВ.

Под «шкафом управления клапанами ОЗК» может пониматься просто реле, пускатель или расцепитель на DIN-рейке в любом другом шкафу или боксе.

Сигналы управления клапанами подаются из шкафов управления вентиляцией или дополнительных релейных модулей пожарной сигнализации.

Это может быть дополнительный контакт пускателя вентилятора или контакт реле шкафа управления вентилятором.

В качестве реле управления клапанами ОЗК можно использовать релейный усилитель «УК-ВК» или блок расширения сигнально-пусковой «С2000-СП1 исп.1».

Можно организовать схему управления клапанами совершенно независимой от шкафов управления вентиляторами: вентиляция в своем разделе проекта, а клапана в разделе проекта АПС.

Для управления клапаном можно применить релейный модуль расширения, включенный в состав системы АПС, или реле, управляемое сигналом из АПС.

Для всех клапанов на объекте может быть один управляемый выход, к которому и подключаются все клапана, как осветительные приборы к выключателями.

Контроль состояния клапанов будет осуществляться адресными метками, установленными возле клапанов, или шлейфами любого пожарного прибора, хоть «Сигнал20».

Если прибор не предусматривает тип шлейфа «Технологический» можно использовать «Охранный шлейф».

Часто встречаются даже способы, когда реверсивными клапанами управляют при помощи перекидного контакта «С2000-СП1 исп.1» или двух дополнительных контактов НО/НЗ контактора вентилятора.

3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

С появлением требования чтобы КДУ и КПВ были реверсивными и контролировалась целостность цепей управления, применение способов управления с только релейной логикой стало проблематичным.

Проблема может решаться, включением в цепи управления устройства контроля линий связи и пуска (силовое) УКЛСиП (С):

Система пд1 вентиляция что это

На практике, правда, ни разу не видел подобное и самому в голову не пришло запроектировать.

Распространенным решением всех проблем стало появление в линейке продуктов производителей систем АПС специализированных модулей управления клапанами.

Самыми популярными являются модули адресных систем Болид и Рубеж: «МДУ-1» и «С2000-СП4»:

Система пд1 вентиляция что этоСистема пд1 вентиляция что это

Есть много альтернативных экзотических решений у других производителей адресных систем пожарной сигнализации.

Модули управления клапанами и другой нагрузкой 220В имеют и контроль целостности цепей и шлейфа состояний и даже кнопки опробования и индикаторы состояний.

Вот коллекция ссылок на страницы модулей управления (адресных и шлейфовых) клапанами от различных производителей:

БР-4 (ПСК-Модуль), ИСМ-220 (Сигма), МАКС-У (Юнитроник), ВЭРС-АСД(У) (ВЭРС), Z-027 (Z-Line), МС322 (Плазма-Т), БУОК (Форинд), БР-1+ (Кластер Автоматики), БУКП-4 (Гольфстрим-Автоматика), БУЭП (ТДС Прибор), КУПТ-06 (Миртен), IMP3 (Лиора), Карат БР4 (Сибирский арсенал), БР-1М (Сис ПБ), ИСМ220 ИСП4 (Рубикон), МС322 (Плазма-Т), МАКС-УРП (Юнитроник), БКПБКП220/РК (Гефест), Астра-БРА (Астра-А Теко).

Надо будет изучить все эти модели подробнее и сделать обзор, хотя всегда оказывается на практике все не так, как предполагал.

При использовании модулей управления клапанами необходимо развести по объекту два кабеля, соединяющие все модули: адресную линию связи и сетевой кабель питания.

Такое решение призвано значительно удешевить и упростить систему противодымной защиты.

Проблемы управления клапанами при различных способах реализации.

Проблемы управления клапанами со шкафов.

Контроль и диспетчеризация. Недостатки шкафа «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» в том, что нет контроля целостности линий и нет совокупного выходного сигнала о том, что все клапана закрыты. Все это требует дополнительных элементов шкафа, что ведет к усложнению схемы и удорожанию.

Дистанционное и ручное (в местах установки) управление. С небольшой натяжкой можно считать, что у шкафа «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» есть способ осуществить дистанционное ручное управление при помощи клемм для подключения пульта дистанционного управления ПДУ.

Но как осуществить ручное управление в местах установки клапанов, которые подключены к шкафу управления? Тогда нужно постоянное присутствие и нуля и фазы в месте подключения клапана, что влечет за собой необходимость применения 6-ти проводного кабеля для реверсивных клапанов (0, фаза, сигнал «открыт», сигнал «закрыт», сигнал на открытие, сигнал на закрытие).

Шкаф «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» для подключения клапанов требует именно 6-ти проводной кабель, хотя, казалось бы, можно было бы обойтись и 5-ти проводным, используя общий 0.

Более удачные схемы шкафов требуют проводки 5-ти проводного кабеля.

Проблемы управления клапанами с использованием модулей.

Пусконаладочные работы сложнее. Система оказывается должна быть проще в монтаже и дешевле (что не факт), но непременно будет сложнее в настройке.

Оказалось, что подружить приводы клапанов и модули управления нелегко. У дешевых приводов (а для ОЗК будут установлены именно дешевые приводы) что-то не так с сопротивлением обмотки. Необходимо подбирать дополнительные сопротивления и конденсаторы в силовую цепь управления приводами, чтобы модуль управления все время не ругался на обрыв или КЗ линии управления.

Производитель С2000-СП4 предлагает такие решения:

Система пд1 вентиляция что это

Но в итоге на объектах можно увидеть такую картину:

Система пд1 вентиляция что это Система пд1 вентиляция что это

Резистор нагревается до температуры плавления пластика.

Более того, оказалось что клапаны бывают «вырубленные топором», что не позволяет корректно настроить работу концевых датчиков хода. Если шлейф, при невозможности настройки, можно обмануть, то модуль ругается и глючит.

Ручное управление в местах установки клапанов.

Это очень неприятное требование.

При использовании адресных датчиков и адресных модулей управления клапанами (то-есть при наличии адресных линий) часто эту задачу решают применением желтых адресных устройств дистанционного пуска (УДП).

Система пд1 вентиляция что это

Считаю это неправильно, поскольку пуск не ручной, а посредством АПС.

И думаю что лучше использовать кнопочные посты «ПКЕ 212-1», которые стоят 70р.

Система пд1 вентиляция что это

Бывают ПКЕ с одной и двумя группами контактов.

Если применяется модуль управления клапаном, то ПКЕ подключается на соответствующий вход, который есть у каждого такого модуля.

На некоторых объектах можно видеть даже такое:

Система пд1 вентиляция что это

Контроль целостности цепи управления клапанами.

Как видно из всего вышесказанного, основная проблема с клапанами возникает в связи с требованием контроля целостности цепи управления потребителем 220В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *