Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

ПОНЯТИЕ КОМАНДНОГО СИНЕРГИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМАНДЫ

Положительный синергизм: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 10.

Отрицательный синергизм: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 2 (или даже – 2)[3].

Таким образом, положительный синергизм обеспечивает ситуацию, когда общая производительность группы существенно больше простой суммы производительностей отдельных ее членов.

Характеристики, присущие эффективным командам с положительным синергизмом, можно представить следующим образом:

Наличие и принятие всеми членами команды общей цели и готовность работать над ее достижением.

Знание и использование компетенций и профессиональных знаний всех членов команды. Подчинение и признание полномочий тех, чьи профессиональные знания и квалификация важны для выполнения предложенной задачи.

Равное отношение ко всем членам команды и работа на равных для достижения целей и поддержки сплоченности.

Энергия членов команды направлена на решение задач, а не на выяснение отношений и внутреннюю конкуренцию. Поощрение всех мнений членов команды и свободный обмен ими.

Поощрение творчества и готовности брать ответственность на себя. Ошибки рассматриваются как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания.

Высокий уровень синергизма команды достигается при выполнении следующих условий:

• ясность целей проекта;

• приемлемые правила организации проектной работы;

• лидерство менеджера проекта[3].

Рассмотрим особенности реализации этих принципов в практике управления проектами.

Одним из методов измерения синергетического эффекта является способ, предложенный одним из основоположников стратегического управления Игорем Ансоффом [1, с. 136]

Можно выделить 4 вида синергизма [1]:

• Синергизм продаж. Проявляется, когда фирма, реализуя несколько товаров, использует одни и те же каналы распределения, осуществляет управление продажами через один центр, использует одни складские помещения.

• Оперативный синергизм. Является результатом более эффективного использования основных и оборотных средств, рабочей силы, распределения накладных расходов и т. д.

• Инвестиционный синергизм. Данный вид синергизма является следствием совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса расходов на НИОКР с одного продукта на другой, использования одного и того же оборудования и т. д.

• Синергизм менеджмента. Эффект синергизма менеджмента проявляется в момент разработки новых товаров или входа в новую отрасль. Менеджеры обнаруживают, что их опыт и знания, накопленные ранее, могут помочь в решении новых проблем, возникающих при входе фирмы в новую конкурентную среду. Компетентность руководства здесь выступает важнейшим источником конкурентного преимущества.

Для создания качественной и эффективной команды является верный подбор совместимых сотрудников, продумать систему их мотивации и лидерства. В то же время, чтобы не допустить проблемы, способных нанести вред эффективному взаимодействию, есть ряд способов выявления некомандных игроков. К этим способам можно отнести всевозможные личностные опросники, результаты оценки индивидуальной деятельности персонала и даже невербальная реакция сотрудников при сообщении о предстоящем тренинге по формированию команды. Команда должна знать план проекта и графики выполнения работ, за которые она готова нести ответственность и которые обязуется соблюдать.

Список использованной литературы

Источник

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Синергетический эффект командной работы в чем суть

Анализ государственных образовательных стандартов третьего поколения показывает, что одним из этих требований к выпускникам вуза является сформированность способности к работе в команде.

Ориентация в образовании на формирование способностей студентов к работе в команде предполагает обоснование причин и факторов, которые обеспечивают эффективность работы команды, синергетический эффект в ее деятельности. Раскрывая сущность команды, будем исходить из понимания ее как социальной общности высшего уровня, члены которой имеют высокий уровень профессиональной подготовки, разделяют цели, ценности, общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие умения, способны к выполнению любых внутрикомандных ролей, принимающие на себя ответственность за конечные результаты деятельности. Здесь необходимо отметить, что команда создается, когда необходимо преодолеть проявившийся кризис, разработать перспективную стратегию и новые этапы развития команды. При этом решение названных глобальных проблем осуществляется в условиях неопределенности и множественности вариантов, необходимости проведения инновационных изменений.

В обосновании синергетического эффекта в деятельности команды выделим три основания: содержательное, психологическое, организационное.

Содержательным основанием синергетического эффекта в деятельности команды является высокий профессионализм ее членов, который позволяет не только расширить множество вариантов решения проблемы, но и за счет широкого диапазона компетентностей членов команды представить разносторонний инновационный подход в решении проблемы.

Профессиональный потенциал личности, а затем и команды в целом, складываются из профессиональной и коммуникационной компетентности. Команда представляет отдельному своему члену и целому коллективу возможность максимального раскрытия творческого потенциала и его практической реализации, получения конкурентного преимущества за счет качества своей работы и инноваций. Инновационность как мощный профессиональный потенциал личности в структуре его профессионализма предстает в виде открытости новому опыту, готовности внедрять новые технологии и подходы при решении профессиональных задач. Инновационность как компонент командной деятельности представляет собой владение членами команды стратегиями обновления и преобразования профессиональной деятельности в новых условиях рынка и усиления конкуренции.

Психологическим основанием результативности деятельности команды являются:

3. Принятие на себя каждым членом команды ответственности за конечные результаты совместной деятельности, способствующее возникновению взаимной ответственности за командную деятельность, за деятельность всех членов команды. Ответственность за общекомандные результаты деятельности определяет необходимость не только качественно выполнять персональную деятельность, но и формирует способность контролировать задачи, сроки и этапы выполнения всего проекта, осуществлять самоконтроль.

5. Комфортная атмосфера внутри команды. Межличностные отношения, основанные на взаимодоверии, доброжелательности и открытости создают эмоциональный комфорт в команде. Это способствует пониманию точек зрения друг друга в обсуждении командных проблем, возможности выражать собственные идеи, мнения и чувства.

Перцептивный аспект межличностных отношений позволяет члену команды воспринимать индивидуальность всех других людей. Это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. «Эффективность команды в значительной степени определяется личными качествами ее членов и взаимоотношениями между ними» [8, С. 77]. Интерактивный аспект межличностных отношений содержит элементы культуры партнерских отношений, что позволяет членам команды оказывать взаимопомощь, делиться опытом, влиять на настроение, поведение, убеждения собеседника, т.е. обмениваться не только знаниями, но и действиями. Информационный аспект межличностных отношений позволяет членам команды, на правах партнеров, обмениваться информацией и новыми знаниями. При этом передается только нужная, адресная и существенная информация в коротких и лаконичных сообщениях, допускаются уточняющие вопросы и терпение при передаче сложных идей и технической информации.

Организационные основания повышения эффективности командной деятельности предполагают:

Преимущества команды, определяемые названными содержательными, психологическими и организационными основаниями, ориентированы на реализацию идей, которые не выполнимы в рамках обычной организации труда из-за того, что у конкретного исполнителя нет возможности выйти за рамки его непосредственной деятельности. Именно в команде разделение труда принимает формы, отличные от обычной организации. Профессиональные обязанности в команде распределяются адекватно способностям и компетентностям исполнителей в зависимости от сложности выполняемой деятельности. Синергетический эффект команды достигается в результате «групповой компенсации индивидуальных неспособностей», заключающийся в высоком качестве выполненной работы, ведь внутрикомандное взаимодействие, основанное на партнерском сотрудничестве в решении задач, «повышает эффективность не менее, чем на 10 %» [6]. В исследовании, проведенном Л. Фаткиным и К. Морозовой, также было подтверждено, что именно эффективное командное взаимодействие порождает синергетический эффект, «когда физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов». Или, другими словами, когда неумение одного совершать какие-либо работы или операции компенсируются навыками и способностями другого. Ведь команда рассчитывает на совокупное, на общий результат. В результате первичный коллектив становится первоклассной командой [10]. Несмотря на то, что статья лишь опосредованно рассматривает причины (необходимость) формирования способности студента к работе в команде через обоснование синергетического эффекта командной деятельности, из представленного можно выявить те направления педагогической деятельности, которые будут способствовать формированию названной способности.

Источник

Эффект синергии приведет к успеху в любом деле

Как использовать синергетический эффект в работе, бизнесе и творчестве. Удачные примеры объединения талантов, ресурсов и усилий.

Многие отечественные экономисты, маркетологи, руководители разных уровней и бизнес-тренеры любят использовать термин «синергия». Это слово часто встречается в названиях компаний или организаций. При этом лишь немногие знают точный смысл этого популярного термина, который приносит огромную пользу, если его воплотить в реальную жизнь. За понятие «синергия» мы должны быть благодарны языку греков. Складывается оно из пары составляющих: syn (вместе) + ergeia (работа, труд). Синергией называют сочетание эффектов, достигаемых при взаимодействии различных факторов. Они гораздо сильнее, чем эффекты, вызываемые отдельными факторами – ведь один музыкант не может сыграть музыкальное произведение так хорошо, как это сделает полноценный оркестр. Математически синергия определяется расчетом «1+1=3».

Часто возникает путаница понятий «синтез» и «синергия», хотя это не одно и то же. В синтезе несколько элементов соединены в общую целостную систему и его эффект отличен от синергии. В синтезе конечный результат – целостность, а взаимодействие факторов в синергии дает дополнительное качество. Разница этих понятий хорошо видна на наших руках. Одной рукой добиться чего-то определенного можно, но двумя работа выполняется в полной мере и гораздо объемнее. Вроде бы руки и две, но ведь они работают системно, что в результате дает совершенно новое качество.

Одной рукой музыкант на гитаре может лишь перебирать струны либо зажимать аккорды. Полноценная же музыка получается только при одновременной игре в две руки. Это касается и примитивной работы – когда гвоздь забивается в стенку. Органы чувств тоже взаимодействуют и позволяют полноценно жить в нашем мире, но по отдельности они выдают нам информацию совсем уж незначительную.

Можно привести множество примеров работы закона синергии. В природе по нему взаимодействуют мышцы, гены и кварки, совершая совместно сложные действия. В этом плане показательна фармацевтика, где каждый отдельно взятый препарат может многократно усилить действие другого (ибупрофен, к примеру, в разы усиливает действие кодеина). И другие подобные проявления синергии окружают нас отовсюду – в бизнесе, искусстве, спорте, на производстве и прочих сферах нашей жизни.

Синергия и рабочие задачи

«Целое есть большим, чем отдельные части в своей сумме» – непреложная истина синергетического закона. Хорошо это проявляется в любой работе:совместная деятельность двух сотрудников (или партнеров) в разы усиливает их эффективность и расширяет возможности. Другими словами – они представляют собой систему, где происходит взаимное усиление одного сотрудника (или партнера) другим.

Хорошо такой эффект иллюстрируется синектикой или мозговым штурмом. Если каждый из сотрудников может решить конкретно поставленную задачу по-своему, то вероятность получения списка непригодных для эффективной реализации проекта идей велика. Но если эти идеи будут генерироваться в группе, где каждый будет слышать и корректировать идеи других, то однозначно будет найден самый эффективный способ решения поставленной задачи. Ведь каждая отдельная мысль будет подхвачена, развита и дополнена другими участниками, что и даст в результате интересные и эффективные идеи, которые будут далее воплощены в жизнь.

Ярким примером такого взаимодействия является бизнес-модель компании Amazon, где предлагаемые потребительские блага синергетически скомбинированы для покупателей, что дает компании конкурентный эффект за счет формирования потребительской ценности, обеспечивающей в итоге лидерские позиции Amazon.

Синергия и бизнес-задачи

Маркетинг и консалтинг, управление и производство, финансы и множество других подобных элементов в совокупности являют собой понятие «бизнес». Фактически его можно представить как организм полноценного человека. Если концентрация внимания в компании будет направлена сугубо на производство продуктов, не учитывая при этом, что именно могут определить маркетинговые исследования, нужны ли эти продукты вообще потребителю, то это будет сопоставимо с отделением зрения от слуха. Если директорат будет избегать любых контактов с сотрудниками, то в организме фирмы мозг будет отделен от органов чувств. Если отдел корпоративных стратегий в компании отделить от службы маркетинговых коммуникаций, то в ее организме будут напрочь отсутствовать мускулы. Процветание предприятия любой величины напрямую зависит от полноценного синергетического взаимодействия всех его структурных составляющих.

Без законов синергии не обходится ни одно рыночное исследование, ими предпочитает пользоваться любой дальновидный управленец, ведь эти концепции позволяют извлечь из любых процессов взаимодействия максимальную пользу и прибыль. Продвижение конкретно взятого продукта по нескольким каналам сразу – яркий пример эффекта синергии, ведь при этом каждый из каналов органично усиливает другой и делает эту стратегию успешной. Если, к примеру, одновременно освещать новость компании в СМИ в виде электронных и печатных публикаций, подкрепляя их выходом видеорепортажей на телевидении, то новость достигнет максимального количества своей целевой аудитории.

Синергию можно ярко проиллюстрировать также на примере двух сильно выпивших друзей. Если один из них может самостоятельно одолеть всего десяток метров, то держась друг за дружку, они свободно «прошагают» до рюмочной в другом квартале. Обоюдная синергетическая выгода от совместных усилий здесь налицо!

3.0 версия современной концепции маркетинга твердит нам об отсутствии конкурентов, ведь каждое предприятие является потенциальным партнером другого в расширении рынка. Результаты применения этой стратегии могут приятно удивить, когда будет наблюдаться расширение рынка вопреки выводам маркетологов о его нынешней перенасыщенности. Объединение предприятий в ассоциации как раз и свидетельствует о правильном понимании концепции и применении синергетического эффекта, ведь именно такой вид совместной работы позволяет решать любые проблемы с максимальным эффектом и выгодой, а также (что немаловажно) мощно влиять на государственные законы.

Как видите, синергетический эффект однозначно будет вам во благо, даст преимущества на рынке и обеспечит должный успех, если вы сможете объединить воедино себя и своих прямых, а также косвенных конкурентов, создавая совместно с ними новые рынки сбыта.

Проявление эффекта синергии в творчестве

Любая творческая личность в ее искусстве гениально творить может только самостоятельно – для большинства эта истина непреклонна, но это далеко не так! Давайте обратим внимание на кинематограф – любые нашумевшие мировые блокбастеры являются сугубо синергетическим взаимодействием продюсеров, режиссеров, операторов и талантливой игры известных актеров, без чего такого хорошего кино просто не могло бы получиться. Каждый из них, бесспорно, хорош и по отдельности, но для выхода блокбастера этого недостаточно.

Проявление синергетического эффекта в искусстве часто можно увидеть при работе всего пары творцов, которые органично усиливают и дополняют качества своего партнера. Фильм «Девушка на мосту», где неудачница-самоубийца объединилась с метателем ножей, отлично иллюстрирует такой эффект. Итогом выступления такого творческого тандема стали успех и процветание, сделавшие неудачницу звездой сцены и вернувшие утраченную меткость разочарованному в жизни циркачу. Отдельно друг от друга они бы канули в небытие.

Как эффект синергии поможет изменить себя и окружающий мир

Проявлениям эффекта синергии не чужды ни духовная, ни физическая сферы, ведь православие этому понятию отводит немаловажную роль. Как человек, так и бог в нашей религии видят свою высшую цель в достижении духовного совершенства, где синергия в развитии человеческой души проявляется при совместных для этого усилиях высших сил и конкретной личности.

Любые положительные изменения в окружающем мире также невозможны без синергии – ведь только совместные усилия людей, наций или государств могут успешно решить эту глобальную задачу. Главное при этом – совместно мыслить, а также прикладывать все свои усилия и навыки в нужном направлении!

Надеемся, что теперь понятие «синергия» для вас не является чем-то недостижимым, и вы уже понимаете, как орудовать во благо синергетическим эффектом, ведь только совместные усилия помогают быстро и легко добиваться успехов в каждом из ваших дел.

Источник

Успешная команда – успешный бизнес

Как создать эффективную команду

Правильная команда – это 90% успеха проекта. К сожалению, не все руководители и сотрудники это понимают. Зачастую эффективность работы команды тормозит некомпетентность российского менеджмента, нежелание топов хоть немного децентрализовать принятие решений и страх перед новым форматом работы.

Содержание

Что такое команда?

Ключевое преимущество компаний – гибкость и оперативное реагирование на изменения рынка. Следовать тренду позволяет переход на гибкую модель управления. Это же, в свою очередь, предполагает командную работу.

В основе любой эффективной компании лежит организация работы команд по созданию за ограниченное время уникальных, инновационных решений, методов, технологий, продуктов и услуг, их совершенствование и сопровождение на всем жизненном цикле продукта.

«Правильная» команда разработки – коллектив специалистов, объединенных общей целью и решающих все поставленные перед ними задач на протяжении жизненного цикла продукта.

У каждого члена команды есть ключевая роль и набор основных и дополнительных знаний. Последние крайне важны для построения именно высокоэффективной команды.

Ключевые принципы формирования команды – добровольность вхождения в ее состав и нацеленность на результат. Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую определила вместе с ним его команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию руководства.

Семь плюс/минус два

Команда будет максимально эффективной, а ее деятельность –результативной, если в ее состав входит не более 9 человек (формула «семь плюс/минус два»)

Особенность работы команды – коллективная ответственность. Все члены команды, независимо от должностей в штатном расписании, «зарабатывают», если команда в целом работала эффективно, и «теряют деньги», если команда не достигла результата.

При этом полностью исключается индивидуальная ответственность и тем более индивидуальное финансовое стимулирование сотрудников.

Наиболее эффективное решение – когда кратковременный командный результат не имеет прямой корреляции с компенсацией. Речь может идти только о долгосрочном (годовом и более) поощрении, связанном с результатами работы команд в целом или даже компании в целом.

Синергетический эффект

Члены команды стремятся к достижению единой цели: суммарные усилия команды намного превышают сумму усилий ее отдельных игроков. Это называется эффектом синергии.

Таким образом, проектные команды отличает самоуправление, т. е. ими управляет «лидер-слуга», а не администрация организации. Справедливости ради отметим, что есть и другие формы управления работой.

Бывает, что каждый член команды выполняет свою функцию и отслеживает свой сектор работы, а все решения принимаются руководителем, с учетом или без учета мнения всех членов команды или группы самых авторитетных специалистов.

У нас генеральный директор больше не говорит первым, он сначала слушает сотрудников и вместе с ними решает стоящие перед компанией проблемы. Так мы совершили плавный переход от индивидуального к командному стилю руководства, который вывел компанию в лидеры отрасли. Этот подход называется «зеркальная сессия». Это когда предложения по улучшению поступают прежде всего от тех, кто непосредственно выполняет работу. То есть, прежде чем приступить к мероприятиям оптимизации, нужно посоветоваться с рядовыми сотрудниками.

основатель Ассоциации некоммерческих структур безопасности «Русская охрана»

Стоит сказать, что внедрение командного подхода положительно сказывается не только на результат работы компании, но и способствует сплочению коллектива, снижению текучести кадров.

В компании позитивно меняется качество деловых и межличностных взаимоотношений, следовательно, снижаются конфликтность и непроизводственные издержки. Внутренний менеджмент обеспечивает конкурентоспособность и лидерство компании на рынке, а также повышает ее инвестиционную привлекательность.

Где взять специалистов для реализации проекта

В отечественной практике, как правило, команды формируют из числа действующих сотрудников компании и крайне редко прибегают к практике найма профессиональных внешних команд.

Плюс команды, состоящей из сотрудников организации, очевиден. Люди находятся в контексте организации, знают все заинтересованные стороны, стейкхолдеров, нюансы бизнес-среды и прочие аспекты работы, как внутренние, так и внешние.

Минус – отсутствие или недостаточность компетенций штатных сотрудников в области новых подходов к управлению.

Психология команды складывается из осознания наличия объединяющего фактора – совместной деятельности; чувства «мы», или корпоративности; атрибутики, ритуалов; групповых норм – образцов поведения, созданных, поддерживаемых и одобряемых группой. Чувство «мы» необходимо постоянно культивировать с помощью атрибутики, ритуалов и традиций.

эксперт в области кадрового консалтинга, преподаватель РАНХиГС

Причины провала командной работы

Самая распространенная проблема в российских компаниях – руководство решает внедрить командный подход, но все продолжают жить по законам единоначалия.

Действительно, проектный подход подразумевает определенную потерю управляемости. Не нужно этого бояться, ведь автономия команды от руководства – ключ к успеху, который выведет компанию на новый уровень. Причем результаты будут видны в самой близкой перспективе.

Другой частой причиной провала командной работы, помимо нежелания руководства передавать власть в руки команд, является сопротивление самих сотрудников. Как его преодолеть?

5 этапов преодоления сопротивления сотрудников изменениям

1 этап

Сотрудники должны понимать, зачем и какие нужны изменения. Информация должна быть донесена корректно, без искажений.

2 этап

Сотрудники должны стремиться к практической реализации новых, гибких подходов управления.

3 этап

Сотрудники должны научиться работать в команде, поэтому им нужно дать необходимые знания и сформировать новые навыки в принятии решений. Важно, чтобы они понимали, как именно «работать по-новому».

4 этап

Сотрудники должны получить не только знания, но и помощь в применении этих знаний на практике.

5 этап

Закрепление приобретенного опыта с помощью признания и мотивации.

Многие компании создают ненужный стресс или тратят деньги на неэффективные бонусные схемы. Хотя работодатели обладают целым спектром инструментов мотивации, они продолжают полагаться лишь на два: давление со стороны начальства и материальное поощрение

директор отдела исследований и разработок CIMA

Нужно искать новые подходы к мотивации. В частности, не забывать, что амбициозные профессионалы, экстраверты, руководители разного уровня, люди творческих профессий очень зависимы от похвалы или жесткой критики.

Обучение эффективному взаимодействию участников проектных команд

Зрелая команда несет полную ответственность за свою работу. Большинство административных, финансовых и личных вопросов решают члены команды. Команда сама планирует работу, распределяет роли и обязанности, преодолевает технические и прочие трудности при минимальном вмешательстве извне.
Чему именно нужно учить сотрудников для того, чтобы команда стала зрелой?

Для того чтобы создать такую команду, необходимо выработать и проанализировать цели и видение конечной точки, бизнес-ценности создаваемой команды. Команда развивается при наличии четких правил работы и единых корпоративных ценностей, а также регулярной работы над ошибками.

О каскадной модели управления можно прочитать в статье на нашем портале.

Участникам команды необходимо учиться скромности, умению принимать разнообразие управленческих и личностных стилей, формировать атмосферу, при которой поощряются и поддерживаются креативность и новые подходы к интеграции.

Зарекомендовали себя командные тренинги:

Развитие командной культуры невозможно без института наставничества и понимания общих задач на уровне организации.

Философия команды формируется в презентационных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Цель – создать в глазах сотрудников определенный имидж корпорации, донести ее миссию и ценности.

Возможно, нужно привлечь отдел маркетинга, так как внутренний маркетинг важен ничуть не меньше, чем внешний. Это еще один неочевидный способ обучения эффективному взаимодействию.

Когда вы создаете команду, не забывайте о том, что прекрасные результаты никогда не получаются без прекрасных людей, и наоборот – великие люди и культура чаще всего связаны с самыми эффективными организациями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *