Символ чего свеча в православии
Азы Православия. О церковной свече
Фото Натальи Четвериковой |
Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».
О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».
Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.
Духовное значение церковной свечи
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но изначально этот обычай возник не в греческих храмах. Свечи и лампады использовались еще в глубокой древности. Повеление устроить «светильник из золота чистого» с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. С одной стороны, это было обусловлено тем, что христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, к тому же богослужения чаще всего совершались по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но была еще одна причина, по которой христиане возжигали свечи, – это было вызвано духовной необходимостью: по словам святого Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII век) «лампады и свечи – суть образ вечного света, а также они означают свет, которым сияют праведники».
Свеча имеет несколько духовных значений. Поскольку она покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), теплоту нашей молитвы (горение свечи). Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – символ нашей горячей любви и благоволение к тому, Кому она ставится. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения и жертва наша напрасна.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что нельзя ставить свечи, прося Господа или святых о чем-то греховном. Один молодой мужчина рассказывал: «В тот день, когда моя будущая жена отправилась делать аборт, я зашел в храм и поставил о ее здравии большую свечу перед иконой Богородицы. Как же искривило и согнуло мою свечку! Тогда я распрямил ее, но она перекосилась вновь. И как я ни пытался ее выпрямить, она то падала, то опять перегибалась…».
Еще более удивительный случай, доказывающий, насколько могут быть неугодны Богу и Его святым наши свечи, поставленные с греховной просьбой, произошел в прошлом веке накануне революции. Эта история неоднократно была описана в книгах о святителе Николае Чудотворце.
Во время русско-японской войны в госпитале находился на излечении один солдат. Однажды сестра милосердия, ухаживавшая за ним, спросила его: «Чем ты занимался до войны?». И солдат совершенно откровенно сказал: «Ничем не занимался. Был лентяем. А есть-то надо. Поэтому занимался воровством. Да так привык к своему ремеслу, что потянуло на большее.
Высмотрел я однажды, – продолжает рассказывать солдат, – под Петроградом пригородную дачу одного богатого человек. Решил поздней ночью пробраться через открытое окно и взять все драгоценности. Но прежде чем исполнить задуманную мной кражу, я пошел в церковь святителя Николая, поставил перед образом большую свечку и сказал: «Святитель Николай, помоги мне…».
Наступила светлая лунная ночь. Я пробрался к даче. Сторожа меня не заметили. В лунном свете я увидел шкаф. На мое счастье, в дверцах висела связка ключей. Я забрал золотые и серебряные вещи и стал спускаться вниз по веревочной лестнице. Когда я спускался, вдруг вещи как брякнут у меня в мешке! Этот звон разбудил хозяина. Он, увидев пропажу, поднял тревогу: велел сторожам оседлать коней и мчаться вдогонку за вором. Сторожа проехали через лес, выехали в чисто поле и видят – вдали что-то чернеет. Ночь была лунная – все дали ясно видно. К этому темнеющему предмету и направились сторожа.
Солдат тем временем тоже выбежал в поле. Увидел он вдали какой-то чернеющий предмет и ринулся к нему. Подошел ближе – перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам великий чудотворец – святитель Николай – и говорит грабителю: «Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!» Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там, задыхаясь от зловония. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят. И повернули обратно. А когда они уехали, снова является вору святитель Николай в полном архиерейском облачении, чтобы этот грабитель уверился, что перед ним не простой человек, а великий Чудотворец.
-– Вылезай из лошади! – сказал святитель Николай.
Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, так как едва не задохнулся от зловония.
-– Хорошо ли тебе там было сидеть? – спросил вора Чудотворец.
-– Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от невообразимой и ужасной вони!
Святитель Николай ему в ответ:
-– Вот так и твоя свеча издавала зловоние! Ты думал, что она мне была угодна, а смердела твоя свечка. ».
По словам святого Иоанна Кронштадтского,
«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна твоя жертва Господу».
Свечи и лампады сами по себе, без веры, ничего не значат. Они не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не любим Его и ближних. Все молитвы и все жертвы будут отвергнуты Господом, если мы имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с кем-то. Вот что сказал Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом своим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ).
К сожалению, существует немало суеверий, связанных со свечами. Некоторые считают, что свечку нужно передавать только левой (правой) рукой. Молодожены неоправданно считают, что погасшая во время венчания свеча – к несчастливой супружеской жизни. Эти смущения и сомнения навеяны только дьяволом. Не стоит доверять подобным ложным мнениям, которые могут, увы, распространяться и в церковной среде. «Не верь – и не сбудется», – говорили святые отцы.
Если в день большого праздника служитель или работник храма погасит вашу свечу, чтобы поставить другую, не расстраивайтесь: ваша жертва уже принята Богом. Не следует смущаться и различной ценой записок или свеч. Разная цена означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды.
Отдельно следует сказать о свечах «с улицы». «С церковной точки зрения, согрешают те, кто покупает свечки у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме, – считает диакон Андрей Кураев.
– Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели у обычного бизнесмена? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма или квартиры. Сама же эта малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Да разве можно произносить эту молитву с украденной свечой в руке? Такая жертва приноситься не в храм, а мимо храма. И свеча такая горит не Богу, а нашему эгоизму и копеечной «экономии». Свеча, купленная на улице и принесенная в храм – не жертва, а нечто противоположное. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи «софринские», «освященные», «церковные» – своим собеседникам они предлагают соучастии в грехе.
Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но пусть и малая жертва – свеча, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно значимый характер, должна быть все же принесена в жертву в храм, а не отдана уличным спекулянтам…»
Зачем нужна церковная свеча?
В храме есть огромная люстра (паникадило), небольшие светильники, лампадки, а на Рождество даже гирлянды. Зачем тогда свечи? Разбираемся в Слайдах, как свечи помогают гореть лампочкам и газу на приходской кухне.
Что такое церковная свеча?
Светильник из воска или парафина с фитилем. Функционально она не отличается от обычной свечи. Но церковные свечи освящают и продают для использования в храме или дома во время молитвы.
Есть ли символическое значение у свечи?
Да. Это напоминает о том, что Христос — Свет миру (Ин 8:12). Также это видимый символ молитвы человека перед Богом.
Сколько свечей нужно поставить на службе?
Сколько хочется. Можно вообще их не ставить — все дело в желании и возможности. Свечи ставят с молитвой о здравии — на любой подсвечник и об упокоении — на канон (канун), небольшой прямоугольный стол с крестом.
Как правильно зажигать свечу?
Лучше зажигать свечу от другой свечи. От лампады не стоит — воск капает в масло, да и погасить легко. Но если вариантов нет, то можно и от нее. Если вообще ничего не горит (такое бывает между службами), просто оставьте свечу в подсвечнике — во время богослужения ее обязательно зажгут.
Когда лучше ставить свечи?
Перед началом службы или в конце, чтобы не мешать остальным прихожанам и сосредоточиться на молитве. Также можно ставить и зажигать свечи в перерывах между службами.
Зачем свечи, если есть лампочки?
Свечи — это не столько источник света в храме (хотя бывает и так), сколько жертва Богу, которую приносит человек. Покупая свечи в храме, верующие люди поддерживают приход: храму, как и всем остальным, нужно платить по счетам за свет, воду, газ, отопление и так далее. Уже не говоря о том, что священнослужители и клир тоже должны на что-то жить.
Можно купить свечу в магазине, а поставить в храме?
Покупать свечу в другом месте (скорее всего, из-за выгоды) не стоит — смысл в том, чтобы покупкой помочь конкретному храму. Кроме того, некачественные свечи могут сильно коптить в храме.
Кратко о церковной свече
Протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии
1. Свеча не имеет духовной сущности, это лишь воск и фитиль. Свеча настраивает на молитву, даёт свет, несёт символическое значение. Покупка свечи в церковной лавке – одна из форм пожертвований «на храм».
По своим физико-химическим характеристикам церковная свеча не имеет принципиальных отличий от подобных ей «нецерковных» свечей – это воск и фитиль. И свет от неё такой же, как от «обычной» свечи. Правда, значимость её как светильника в век электричества определенно занижена. Никакого духовного наполнения свеча сама по себе не имеет. Но имеет символическое значение: горение свечи символизирует молитву верующего, служит выражением его веры, являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери, святым, к своим ближним, напоминает о присутствии Божьем (заметим, что и в Священном Писании образ огня неоднократно используется в качестве символа Бога). Подобно тому, как воск претворяется в огонь, верующий – при личном усердии и содействии Божественной благодати – преображается из грешного в менее грешного, праведного, святого. Стало быть, церковная свеча выражает и стремление христианина к духовному преображению. Покупка свечи в храме – пожертвование на содержание и функционирование храма, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и своих ближних.
2. Свеча не молится, не отпускает грехи, не «заставляет» Бога выполнить наше желание.
Главное при возжигании свечи – это молитва. Свечка сама не молится, молится человек, который её возжигает. Свеча является «вспомогательным элементом» во время молитвы, а вовсе не некой самодостаточной вещью. Совершенно бессмысленно просто ставить свечи в храме, не произнося при этом даже краткой молитвы. Попытка же накупить дорогих свечей и без молитвы заставить ими все подсвечники в храме более похожа на откуп, чем на обращение к Богу. Конечно, представить, чтобы христианин, сознательно идущий в христианский храм, покупал свечи, возжигал их и при этом совершенно не возносился умом и сердцем к Богу или Его святым, достаточно трудно, однако возможно, если, скажем, допустить, что он принадлежит христианству только формально, но в действительности не верит в результативность молитв. Ещё более странным выглядит желание человека поставить свечку за грехи, полагая, что благодаря уже только этому действию, его грех будет очищен, беззаконие удалено. Не свечка отпускает грехи, а Господь. Без покаянной молитвы, без участия в Таинстве покаяния не происходит отпущения грехов. И, конечно же, возжигание свечей никак не может «заставить» Бога выполнять желания людей. Просьбы свои мы озвучиваем в молитвах, и Господь знает когда, кому и как подать просимое. Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы – это отдельная тема, разбор которой не входит в задачи данной статьи.
3. Богу свечи не нужны, но угодны молящиеся люди, в том числе со свечами.
Бог является Творцом всей вселенной и наивно полагать, что Ему нужна свечка. Промысл Божий о человеке можно кратко заключить в выражении – Бог хочет всем людям спасения и познания истины. Поскольку возжжение свечи так или иначе подвигает человека к молитве, то это угодно Богу. Угодна сама молитва, а не процесс возжжения свечей.
4. Свечи не освящают, но благословляют к использованию.
Вопреки расхожему мнению, церковные свечи не освящают. Молитва, читаемая священником над свечами, находится в Требнике под названием «Молитва на благословение свеч церковных» и содержит прошения о благословении как самих свечей, так и людей, их использующих. Подробно о различии между освящением и благословением можно прочесть в статье: Освящение или благословение?
5. Свечи можно зажигать от других свечей.
Нежелательно зажигать свечи от лампад – можно случайно запачкать воском лампаду или накапать воск в масло, либо даже случайно загасить пламень лампады. Во многих храмах за этим строго следят церковные работники и могут сделать замечание на данный счёт. Впрочем, в самом процессе зажигания свечи от лампады нет ничего дурного, если делать это аккуратно. Но желательно зажигать свечи от других свечей.
6. Огарки свечей обычно утилизируют в храме.
Там, где есть возможность, их переплавляют и делают новые свечи.
7. Свеча может принести вред человеку только в том случае, если использовать её не по назначению (например, употреблять в пищу) или нарушать меры пожарной безопасности.
Суеверные страхи, которыми нередко сопровождается практика использования свеч, не имеют ничего общего с православным вероучением.
8. Не имеет значения цвет свечей.
Порой в храмы приходят люди, которые хотят приобрести свечи разного цвета. Учитывая сказанное выше, понимаем, что это желание может свидетельствовать о подверженности человека суевериям или желанию осуществить намеренные действия магического характера. Ведь часто оккультисты (гадалки, экстрасенсы, маги и т.д.) намеренно посылают своих клиентов в храм, приобрести и принести свечи разного цвета, чтобы совершить с их использованием различные ритуалы. Необходимо знать и помнить, что любые намеренные магические ритуалы с церковными свечами в храме или вне его являются тяжким грехом.
9. Не существует специальных свечей за здравие и за упокой.
Свеча, поставленная на заупокойный подсвечник (канун) или на другие подсвечники перед иконами, всё равно остается просто свечой.
Но что же делать, если свеча на заупокойный подсвечник (канун) была поставлена совсем не умышленно, а человек, поставивший её, вовсе не собирался причинять никому никакого зла? Стоит ли переживать по этому поводу? Ответ прост – делать ничего не надо и переживать тоже не нужно. Бог – это не автомат, работающий на свечках и выполняющий желания за свечки. Бог видит: кто, о ком и как молится. И если человек молился о здравии и спасении своих близких, то Бог, конечно же, знает об этом. Но человеку однозначно стоит задуматься о своем воцерковлении, чтобы не путать подсвечники и не попадать в плен суеверий.
11. Если свечи трещат, текут, падают, гаснут, то это вовсе не означает, что в этом следует видеть особые знаки – хорошие или плохие. Не нужно искать мистику и знаки там, где их нет.
Люди суеверные во всём ищут знаки, находят их и в свечках. Конечно, Бог может явить знамение и через горящую свечу, но это не значит, что всякий «естественный» случай, когда со свечой что-то не так, следует рассматривать как сверхъестественное вмешательство высших сил. Свечи могут трещать, течь и гаснуть из-за особенностей их качественных характеристик. Например, плохое качество воска, несоответствие диаметра фитиля диаметру свечи, а также вследствие особенностей микроклимата в районе горения свечи – свеча, стоящая в окружении других горящих свечей, может гореть ярче и сгорать быстрее, чем одиноко стоящая свеча, а свеча, горящая на сквозняке, может погаснуть от потока воздуха. Никакой мистики, только физика и химия. Но если всё-таки человек взволновался, смутился, то верной реакцией на возникшее состояние может стать искренняя, сердечная молитва.
12. Не имеет значения, догорела ли свеча до конца, или её сняли церковные работники в виде небольшого огарка.
Нет никаких причин беспокоиться, если церковные работники снимают огарки, порой даже большие. Снимать огарки гораздо проще и удобней, чем вынимать застрявшие кусочки из подсвечника. Догорит ли свеча до конца или нет, не имеет принципиального значения.
13. Предпочтительны свечи из натурального воска.
Издревле церковные свечи изготавливались из пчелиного воска. И сейчас изготавливаются свечи из этого натурального материала, но их заметно потеснили свечи с частичным или полным содержанием других материалов.
С началом бурного развития химической и нефтяной промышленности появились свечи из стеарина и парафина. Какое-то время стеарин был основным материалом производства свечей. Парафин практически вытеснил стеарин в тот момент, когда удалось получить его путем перегонки сырой нефти. Эти материалы позволяют значительно удешевить производство свечей. Парафиновые свечи стоят на порядок дешевле, чем восковые. В храмах сейчас можно встретить как восковые, так и парафиновые свечи, либо свечи с добавлением иных искусственных материалов. Если есть выбор, то предпочтительней отдать его восковым свечам, поскольку Богу стоит приносить самое лучшее. Пожалуй, порой, лучше купить одну восковую свечу, чем несколько парафиновых.
Церковные свечи и лампады
Обычай возжигать светильники во время молитвы существовал еще во времена Ветхого Завета. Первые христиане во время Богослужения также использовали свечи не только для освещения катакомб, где они скрывались от язычников, но и в знак того, что Христос — это свет миру.
Старообрядцы возжигают лампады и свечи перед образами не только в храме, но и дома. В старообрядческом храме паникадила с электрическими лампочками не встретишь — на нем горят только свечи или лампады. Существуют и такие церкви, в которых вообще отсутствует электрическое освещение.
Паникадило в старообрядческом храме
Символ церковной восковой свечи в христианстве
Свеча является символом молитвенного горения перед Богом. Воск и фитиль символизируют тело и душу человека, мягкость воска напоминает человеку о послушании Богу. Блаженный Симеон Солунский, литургист XV века, так объясняет использование воска для изготовления свечей:
Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения. Он, как применяемый для печатей, употребляется для обозначения Божественного знамения. Как мягкий и послушный, воск является знаком раскаяния в упорстве и символом послушания. Как способный воспринимать всякий образ, он есть символ воссоздания человека. Как собираемый от цветов, он служит для изображения благодати Святого Духа. Поскольку он собирается от всех почти цветов, он служит знаком приношения Богу от всех и всего. Сияющий в огне и соединяющийся с ним, воск означает обожение. В силу же того, что он всё скрепляет и, расплавляясь, сохраняется, он означает единение и постоянство любви и мира.
Церковные лампады в храме. Елей на Руси и в наши дни
Перед иконами возжигают не только свечи, но и лампады, в которые наливают масло. Изначально это был елей — оливковое масло, символ Божьей милости к людям. В Таинстве Соборования также освящается масло, которым затем помазываются болящие люди, чтобы Господь их исцелил. На Руси маслины не растут, оливковое масло было только привозное, поэтому в лампады стали наливать подсолнечное масло. И в настоящее время во многих храмах в лампады наливают очищенное (рафинированное) подсолнечное масло. Лампада горит долго, почти сутки, пока масло в ней не закончится. Главное при этом — правильно подобрать и настроить фитиль. Обычно для фитиля лампады и свечей используются хлопчатобумажные нити.
Читая Ветхий Завет, мы видим примеры, как люди приносят жертву Богу от своих трудов — плоды и животных, т.е. все, что сами употребляли в пищу. Теперь, когда наступил Новый Завет, верующие приносят Богу хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии, воск для свечей и масло для лампад. Необходимо помнить, что качество продуктов должно быть наилучшим. Еще в Ветхом Завете Господь повелел через пророка Моисея:
Никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу], ибо это не приобретет вам благоволения (Левит, 22:20).
Нельзя приносить Богу то, что нам самим не подходит, что сами не будем употреблять в пищу.
В настоящее время часто бывает, что в лампады заливают так называемое «лампадное», то есть вазелиновое масло, а свечи делаются не из чистого воска, а с добавлением парафина, стеарина и т.д. Многие люди, помня о том, что Богу нужно приносить лучшее, приобретают свечи из чистого воска и приносят их в храм, чтобы поставить перед образами. Но следует помнить и о том, что свечи, приобретаемые в храме, являются нашей жертвой на его содержание, ремонт, благоустройство. Даже если эти свечи изготовлены не из самого чистого воска, все же лучше купить их в храме, нежели принести с собой «со стороны».
Свечи принято ставить перед образами и держать в руках во время пасхальной службы, за вечерним богослужением накануне двунадесятых и престольных праздников, во время великого освящения воды, во время чтения двенадцати Евангелий в Великий Четверг (служба Страстей Христовых). Во время совершения Таинств также в руках держат свечи: на Крещении, Венчании, Соборовании. При этом чтобы расплавленный воск не капал на пол, принято надевать на свечу бумажный кружок.
Свечи, стоящие на подсвечниках перед иконами, символизируют нашу пламенную молитву к Господу, Богородице и святым. Ставить свечи следует с молитвой. Во многих старообрядческих храмах перед тем, как поставить свечу, принято молиться по два поклона с молитвой перед тем образом, куда ставится свеча, например:
Затем, осенив себя крестным знамением без поклона, следует зажечь свечу и поставить ее ровно, без наклона. Если на подсвечнике нет места, свечу надо положить, ее поставят позднее. После этого следует вновь положить поклон с соответствующей молитвой. В некоторых храмах количество поклонов «до свечи» и «после свечи» может быть другим.
Нельзя ходить по храму, чтобы поставить свечи, в те моменты службы, когда хождение запрещено. Лучше всего прийти в храм до начала службы и поставить свечи, чтобы не отвлекать других от молитвы и поклонов, положенных по Уставу. По обычаю на солею (возвышение перед алтарем) могут подниматься только священнослужители и клирошане. Желающие поставить свечу к иконам в иконостасе могут передать свечу прихожанам, имеющим благословение подниматься на солею. В некоторых храмах возле клироса находятся специальные ящички, откуда свечи ставятся на подсвечники перед иконостасом.
Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Чтобы наша жертва была приятна и угодна Богу, ее нужно приносить не нарушая благочинного порядка, обязательного для христианской службы.