Символ чего свеча в православии

Азы Православия. О церковной свече

Символ чего свеча в православии
Фото Натальи Четвериковой

Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».

Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

Источник

Духовное значение церковной свечи

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но изначально этот обычай возник не в греческих храмах. Свечи и лампады использовались еще в глубокой древности. Повеление устроить «светильник из золота чистого» с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом.

Символ чего свеча в православии

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. С одной стороны, это было обусловлено тем, что христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, к тому же богослужения чаще всего совершались по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но была еще одна причина, по которой христиане возжигали свечи, – это было вызвано духовной необходимостью: по словам святого Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII век) «лампады и свечи – суть образ вечного света, а также они означают свет, которым сияют праведники».

Свеча имеет несколько духовных значений. Поскольку она покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), теплоту нашей молитвы (горение свечи). Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – символ нашей горячей любви и благоволение к тому, Кому она ставится. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения и жертва наша напрасна.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что нельзя ставить свечи, прося Господа или святых о чем-то греховном. Один молодой мужчина рассказывал: «В тот день, когда моя будущая жена отправилась делать аборт, я зашел в храм и поставил о ее здравии большую свечу перед иконой Богородицы. Как же искривило и согнуло мою свечку! Тогда я распрямил ее, но она перекосилась вновь. И как я ни пытался ее выпрямить, она то падала, то опять перегибалась…».

Еще более удивительный случай, доказывающий, насколько могут быть неугодны Богу и Его святым наши свечи, поставленные с греховной просьбой, произошел в прошлом веке накануне революции. Эта история неоднократно была описана в книгах о святителе Николае Чудотворце.

Во время русско-японской войны в госпитале находился на излечении один солдат. Однажды сестра милосердия, ухаживавшая за ним, спросила его: «Чем ты занимался до войны?». И солдат совершенно откровенно сказал: «Ничем не занимался. Был лентяем. А есть-то надо. Поэтому занимался воровством. Да так привык к своему ремеслу, что потянуло на большее.

Высмотрел я однажды, – продолжает рассказывать солдат, – под Петроградом пригородную дачу одного богатого человек. Решил поздней ночью пробраться через открытое окно и взять все драгоценности. Но прежде чем исполнить задуманную мной кражу, я пошел в церковь святителя Николая, поставил перед образом большую свечку и сказал: «Святитель Николай, помоги мне…».

Наступила светлая лунная ночь. Я пробрался к даче. Сторожа меня не заметили. В лунном свете я увидел шкаф. На мое счастье, в дверцах висела связка ключей. Я забрал золотые и серебряные вещи и стал спускаться вниз по веревочной лестнице. Когда я спускался, вдруг вещи как брякнут у меня в мешке! Этот звон разбудил хозяина. Он, увидев пропажу, поднял тревогу: велел сторожам оседлать коней и мчаться вдогонку за вором. Сторожа проехали через лес, выехали в чисто поле и видят – вдали что-то чернеет. Ночь была лунная – все дали ясно видно. К этому темнеющему предмету и направились сторожа.

Солдат тем временем тоже выбежал в поле. Увидел он вдали какой-то чернеющий предмет и ринулся к нему. Подошел ближе – перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам великий чудотворец – святитель Николай – и говорит грабителю: «Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!» Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там, задыхаясь от зловония. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят. И повернули обратно. А когда они уехали, снова является вору святитель Николай в полном архиерейском облачении, чтобы этот грабитель уверился, что перед ним не простой человек, а великий Чудотворец.

-– Вылезай из лошади! – сказал святитель Николай.

Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, так как едва не задохнулся от зловония.

-– Хорошо ли тебе там было сидеть? – спросил вора Чудотворец.

-– Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от невообразимой и ужасной вони!

Святитель Николай ему в ответ:

-– Вот так и твоя свеча издавала зловоние! Ты думал, что она мне была угодна, а смердела твоя свечка. ».

По словам святого Иоанна Кронштадтского,

«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна твоя жертва Господу».

Свечи и лампады сами по себе, без веры, ничего не значат. Они не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не любим Его и ближних. Все молитвы и все жертвы будут отвергнуты Господом, если мы имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с кем-то. Вот что сказал Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом своим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ).

К сожалению, существует немало суеверий, связанных со свечами. Некоторые считают, что свечку нужно передавать только левой (правой) рукой. Молодожены неоправданно считают, что погасшая во время венчания свеча – к несчастливой супружеской жизни. Эти смущения и сомнения навеяны только дьяволом. Не стоит доверять подобным ложным мнениям, которые могут, увы, распространяться и в церковной среде. «Не верь – и не сбудется», – говорили святые отцы.

Если в день большого праздника служитель или работник храма погасит вашу свечу, чтобы поставить другую, не расстраивайтесь: ваша жертва уже принята Богом. Не следует смущаться и различной ценой записок или свеч. Разная цена означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды.

Отдельно следует сказать о свечах «с улицы». «С церковной точки зрения, согрешают те, кто покупает свечки у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме, – считает диакон Андрей Кураев.

– Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели у обычного бизнесмена? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма или квартиры. Сама же эта малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Да разве можно произносить эту молитву с украденной свечой в руке? Такая жертва приноситься не в храм, а мимо храма. И свеча такая горит не Богу, а нашему эгоизму и копеечной «экономии». Свеча, купленная на улице и принесенная в храм – не жертва, а нечто противоположное. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи «софринские», «освященные», «церковные» – своим собеседникам они предлагают соучастии в грехе.

Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но пусть и малая жертва – свеча, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно значимый характер, должна быть все же принесена в жертву в храм, а не отдана уличным спекулянтам…»

Источник

Зачем нужна церковная свеча?

В храме есть огромная люстра (паникадило), небольшие светильники, лампадки, а на Рождество даже гирлянды. Зачем тогда свечи? Разбираемся в Слайдах, как свечи помогают гореть лампочкам и газу на приходской кухне.

Что такое церковная свеча?

Светильник из воска или парафина с фитилем. Функционально она не отличается от обычной свечи. Но церковные свечи освящают и продают для использования в храме или дома во время молитвы.

Есть ли символическое значение у свечи?

Да. Это напоминает о том, что Христос — Свет миру (Ин 8:12). Также это видимый символ молитвы человека перед Богом.

Сколько свечей нужно поставить на службе?

Сколько хочется. Можно вообще их не ставить — все дело в желании и возможности. Свечи ставят с молитвой о здравии — на любой подсвечник и об упокоении — на канон (канун), небольшой прямоугольный стол с крестом.

Как правильно зажигать свечу?

Лучше зажигать свечу от другой свечи. От лампады не стоит — воск капает в масло, да и погасить легко. Но если вариантов нет, то можно и от нее. Если вообще ничего не горит (такое бывает между службами), просто оставьте свечу в подсвечнике — во время богослужения ее обязательно зажгут.

Когда лучше ставить свечи?

Перед началом службы или в конце, чтобы не мешать остальным прихожанам и сосредоточиться на молитве. Также можно ставить и зажигать свечи в перерывах между службами.

Зачем свечи, если есть лампочки?

Свечи — это не столько источник света в храме (хотя бывает и так), сколько жертва Богу, которую приносит человек. Покупая свечи в храме, верующие люди поддерживают приход: храму, как и всем остальным, нужно платить по счетам за свет, воду, газ, отопление и так далее. Уже не говоря о том, что священнослужители и клир тоже должны на что-то жить.

Можно купить свечу в магазине, а поставить в храме?

Покупать свечу в другом месте (скорее всего, из-за выгоды) не стоит — смысл в том, чтобы покупкой помочь конкретному храму. Кроме того, некачественные свечи могут сильно коптить в храме.

Источник

Кратко о церковной свече

Про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков, руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии

Символ чего свеча в православии

1. Свеча не имеет духов­ной сущ­но­сти, это лишь воск и фитиль. Свеча настра­и­вает на молитву, даёт свет, несёт сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Покупка свечи в цер­ков­ной лавке – одна из форм пожерт­во­ва­ний «на храм».

По своим физико-хими­че­ским харак­те­ри­сти­кам цер­ков­ная свеча не имеет прин­ци­пи­аль­ных отли­чий от подоб­ных ей «нецер­ков­ных» свечей – это воск и фитиль. И свет от неё такой же, как от «обыч­ной» свечи. Правда, зна­чи­мость её как све­тиль­ника в век элек­три­че­ства опре­де­ленно зани­жена. Ника­кого духов­ного напол­не­ния свеча сама по себе не имеет. Но имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: горе­ние свечи сим­во­ли­зи­рует молитву веру­ю­щего, служит выра­же­нием его веры, являет теп­лоту любви ко Гос­поду, Божией Матери, святым, к своим ближ­ним, напо­ми­нает о при­сут­ствии Божьем (заме­тим, что и в Свя­щен­ном Писа­нии образ огня неод­но­кратно исполь­зу­ется в каче­стве сим­вола Бога). Подобно тому, как воск пре­тво­ря­ется в огонь, веру­ю­щий – при личном усер­дии и содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати – пре­об­ра­жа­ется из греш­ного в менее греш­ного, пра­вед­ного, свя­того. Стало быть, цер­ков­ная свеча выра­жает и стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к духов­ному пре­об­ра­же­нию. Покупка свечи в храме – пожерт­во­ва­ние на содер­жа­ние и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние храма, она явля­ется доб­ро­воль­ной жерт­вой чело­века Богу и Его храму за себя и своих ближ­них.

2. Свеча не молится, не отпус­кает грехи, не «застав­ляет» Бога выпол­нить наше жела­ние.

Глав­ное при воз­жи­га­нии свечи – это молитва. Свечка сама не молится, молится чело­век, кото­рый её воз­жи­гает. Свеча явля­ется «вспо­мо­га­тель­ным эле­мен­том» во время молитвы, а вовсе не некой само­до­ста­точ­ной вещью. Совер­шенно бес­смыс­ленно просто ста­вить свечи в храме, не про­из­нося при этом даже крат­кой молитвы. Попытка же наку­пить доро­гих свечей и без молитвы заста­вить ими все под­свеч­ники в храме более похожа на откуп, чем на обра­ще­ние к Богу. Конечно, пред­ста­вить, чтобы хри­сти­а­нин, созна­тельно идущий в хри­сти­ан­ский храм, поку­пал свечи, воз­жи­гал их и при этом совер­шенно не воз­но­сился умом и серд­цем к Богу или Его святым, доста­точно трудно, однако воз­можно, если, скажем, допу­стить, что он при­над­ле­жит хри­сти­ан­ству только фор­мально, но в дей­стви­тель­но­сти не верит в резуль­та­тив­ность молитв. Ещё более стран­ным выгля­дит жела­ние чело­века поста­вить свечку за грехи, пола­гая, что бла­го­даря уже только этому дей­ствию, его грех будет очищен, без­за­ко­ние уда­лено. Не свечка отпус­кает грехи, а Гос­подь. Без пока­ян­ной молитвы, без уча­стия в Таин­стве пока­я­ния не про­ис­хо­дит отпу­ще­ния грехов. И, конечно же, воз­жи­га­ние свечей никак не может «заста­вить» Бога выпол­нять жела­ния людей. Просьбы свои мы озву­чи­ваем в молит­вах, и Гос­подь знает когда, кому и как подать про­си­мое. Почему Бог не всегда отве­чает на наши молитвы – это отдель­ная тема, разбор кото­рой не входит в задачи данной статьи.

3. Богу свечи не нужны, но угодны моля­щи­еся люди, в том числе со све­чами.

Бог явля­ется Твор­цом всей все­лен­ной и наивно пола­гать, что Ему нужна свечка. Про­мысл Божий о чело­веке можно кратко заклю­чить в выра­же­нии – Бог хочет всем людям спа­се­ния и позна­ния истины. Поскольку воз­жже­ние свечи так или иначе подви­гает чело­века к молитве, то это угодно Богу. Угодна сама молитва, а не про­цесс воз­жже­ния свечей.

4. Свечи не освя­щают, но бла­го­слов­ляют к исполь­зо­ва­нию.

Вопреки рас­хо­жему мнению, цер­ков­ные свечи не освя­щают. Молитва, чита­е­мая свя­щен­ни­ком над све­чами, нахо­дится в Треб­нике под назва­нием «Молитва на бла­го­сло­ве­ние свеч цер­ков­ных» и содер­жит про­ше­ния о бла­го­сло­ве­нии как самих свечей, так и людей, их исполь­зу­ю­щих. Подробно о раз­ли­чии между освя­ще­нием и бла­го­сло­ве­нием можно про­честь в статье: Освя­ще­ние или бла­го­сло­ве­ние?

5. Свечи можно зажи­гать от других свечей.

Неже­ла­тельно зажи­гать свечи от лампад – можно слу­чайно запач­кать воском лам­паду или нака­пать воск в масло, либо даже слу­чайно зага­сить пла­мень лам­пады. Во многих храмах за этим строго следят цер­ков­ные работ­ники и могут сде­лать заме­ча­ние на данный счёт. Впро­чем, в самом про­цессе зажи­га­ния свечи от лам­пады нет ничего дур­ного, если делать это акку­ратно. Но жела­тельно зажи­гать свечи от других свечей.

6. Огарки свечей обычно ути­ли­зи­руют в храме.

Там, где есть воз­мож­ность, их пере­плав­ляют и делают новые свечи.

7. Свеча может при­не­сти вред чело­веку только в том случае, если исполь­зо­вать её не по назна­че­нию (напри­мер, упо­треб­лять в пищу) или нару­шать меры пожар­ной без­опас­но­сти.

Суе­вер­ные страхи, кото­рыми нередко сопро­вож­да­ется прак­тика исполь­зо­ва­ния свеч, не имеют ничего общего с пра­во­слав­ным веро­уче­нием.

8. Не имеет зна­че­ния цвет свечей.

Порой в храмы при­хо­дят люди, кото­рые хотят при­об­ре­сти свечи раз­ного цвета. Учи­ты­вая ска­зан­ное выше, пони­маем, что это жела­ние может сви­де­тель­ство­вать о под­вер­жен­но­сти чело­века суе­ве­риям или жела­нию осу­ще­ствить наме­рен­ные дей­ствия маги­че­ского харак­тера. Ведь часто оккуль­ти­сты (гадалки, экс­тра­сенсы, маги и т.д.) наме­ренно посы­лают своих кли­ен­тов в храм, при­об­ре­сти и при­не­сти свечи раз­ного цвета, чтобы совер­шить с их исполь­зо­ва­нием раз­лич­ные риту­алы. Необ­хо­димо знать и пом­нить, что любые наме­рен­ные маги­че­ские риту­алы с цер­ков­ными све­чами в храме или вне его явля­ются тяжким грехом.

9. Не суще­ствует спе­ци­аль­ных свечей за здра­вие и за упокой.

Свеча, постав­лен­ная на заупо­кой­ный под­свеч­ник (канун) или на другие под­свеч­ники перед ико­нами, всё равно оста­ется просто свечой.

Но что же делать, если свеча на заупо­кой­ный под­свеч­ник (канун) была постав­лена совсем не умыш­ленно, а чело­век, поста­вив­ший её, вовсе не соби­рался при­чи­нять никому ника­кого зла? Стоит ли пере­жи­вать по этому поводу? Ответ прост – делать ничего не надо и пере­жи­вать тоже не нужно. Бог – это не авто­мат, рабо­та­ю­щий на свеч­ках и выпол­ня­ю­щий жела­ния за свечки. Бог видит: кто, о ком и как молится. И если чело­век молился о здра­вии и спа­се­нии своих близ­ких, то Бог, конечно же, знает об этом. Но чело­веку одно­значно стоит заду­маться о своем воцер­ко­в­ле­нии, чтобы не путать под­свеч­ники и не попа­дать в плен суе­ве­рий.

11. Если свечи трещат, текут, падают, гаснут, то это вовсе не озна­чает, что в этом сле­дует видеть особые знаки – хоро­шие или плохие. Не нужно искать мистику и знаки там, где их нет.

Люди суе­вер­ные во всём ищут знаки, нахо­дят их и в свеч­ках. Конечно, Бог может явить зна­ме­ние и через горя­щую свечу, но это не значит, что всякий «есте­ствен­ный» случай, когда со свечой что-то не так, сле­дует рас­смат­ри­вать как сверхъ­есте­ствен­ное вме­ша­тель­ство высших сил. Свечи могут тре­щать, течь и гас­нуть из-за осо­бен­но­стей их каче­ствен­ных харак­те­ри­стик. Напри­мер, плохое каче­ство воска, несо­от­вет­ствие диа­метра фитиля диа­метру свечи, а также вслед­ствие осо­бен­но­стей мик­ро­кли­мата в районе горе­ния свечи – свеча, сто­я­щая в окру­же­нии других горя­щих свечей, может гореть ярче и сго­рать быст­рее, чем оди­ноко сто­я­щая свеча, а свеча, горя­щая на сквоз­няке, может погас­нуть от потока воз­духа. Ника­кой мистики, только физика и химия. Но если всё-таки чело­век взвол­но­вался, сму­тился, то верной реак­цией на воз­ник­шее состо­я­ние может стать искрен­няя, сер­деч­ная молитва.

12. Не имеет зна­че­ния, дого­рела ли свеча до конца, или её сняли цер­ков­ные работ­ники в виде неболь­шого огарка.

Нет ника­ких причин бес­по­ко­иться, если цер­ков­ные работ­ники сни­мают огарки, порой даже боль­шие. Сни­мать огарки гораздо проще и удоб­ней, чем выни­мать застряв­шие кусочки из под­свеч­ника. Дого­рит ли свеча до конца или нет, не имеет прин­ци­пи­аль­ного зна­че­ния.

13. Пред­по­чти­тельны свечи из нату­раль­ного воска.

Издревле цер­ков­ные свечи изго­тав­ли­ва­лись из пче­ли­ного воска. И сейчас изго­тав­ли­ва­ются свечи из этого нату­раль­ного мате­ри­ала, но их заметно потес­нили свечи с частич­ным или полным содер­жа­нием других мате­ри­а­лов.
С нача­лом бур­ного раз­ви­тия хими­че­ской и неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти появи­лись свечи из сте­а­рина и пара­фина. Какое-то время сте­а­рин был основ­ным мате­ри­а­лом про­из­вод­ства свечей. Пара­фин прак­ти­че­ски вытес­нил сте­а­рин в тот момент, когда уда­лось полу­чить его путем пере­гонки сырой нефти. Эти мате­ри­алы поз­во­ляют зна­чи­тельно уде­ше­вить про­из­вод­ство свечей. Пара­фи­но­вые свечи стоят на поря­док дешевле, чем вос­ко­вые. В храмах сейчас можно встре­тить как вос­ко­вые, так и пара­фи­но­вые свечи, либо свечи с добав­ле­нием иных искус­ствен­ных мате­ри­а­лов. Если есть выбор, то пред­по­чти­тель­ней отдать его вос­ко­вым свечам, поскольку Богу стоит при­но­сить самое лучшее. Пожа­луй, порой, лучше купить одну вос­ко­вую свечу, чем несколько пара­фи­но­вых.

Источник

Церковные свечи и лампады

Обычай возжигать светильники во время молитвы существовал еще во времена Ветхого Завета. Первые христиане во время Богослужения также использовали свечи не только для освещения катакомб, где они скрывались от язычников, но и в знак того, что Христос — это свет миру.

Старообрядцы возжигают лампады и свечи перед образами не только в храме, но и дома. В старообрядческом храме паникадила с электрическими лампочками не встретишь — на нем горят только свечи или лампады. Существуют и такие церкви, в которых вообще отсутствует электрическое освещение.

Символ чего свеча в православииПаникадило в старообрядческом храме

Символ церковной восковой свечи в христианстве

Свеча является символом молитвенного горения перед Богом. Воск и фитиль символизируют тело и душу человека, мягкость воска напоминает человеку о послушании Богу. Блаженный Симеон Солунский, литургист XV века, так объясняет использование воска для изготовления свечей:

Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения. Он, как применяемый для печатей, употребля­ется для обозначения Божественного знаме­ния. Как мягкий и послушный, воск являет­ся знаком раскаяния в упорстве и символом послушания. Как способный воспринимать всякий образ, он есть символ воссоздания человека. Как собираемый от цветов, он служит для изображения благодати Святого Духа. Поскольку он собирается от всех поч­ти цветов, он служит знаком приношения Богу от всех и всего. Сияющий в огне и сое­диняющийся с ним, воск означает обожение. В силу же того, что он всё скрепляет и, рас­плавляясь, сохраняется, он означает едине­ние и постоянство любви и мира.

Церковные лампады в храме. Елей на Руси и в наши дни

Перед иконами возжигают не только свечи, но и лампады, в которые наливают масло. Изначально это был елей — оливковое масло, символ Божьей милости к людям. В Таинстве Соборования также освящается масло, которым затем помазываются болящие люди, чтобы Господь их исцелил. На Руси маслины не растут, оливковое масло было только привозное, поэтому в лампады стали наливать подсолнечное масло. И в настоящее время во многих храмах в лампады наливают очищенное (рафинированное) подсолнечное масло. Лампада горит долго, почти сутки, пока масло в ней не закончится. Главное при этом — правильно подобрать и настроить фитиль. Обычно для фитиля лампады и свечей используются хлопчатобумажные нити.

Символ чего свеча в православии

Читая Ветхий Завет, мы видим примеры, как люди приносят жертву Богу от своих трудов — плоды и животных, т.е. все, что сами употребляли в пищу. Теперь, когда наступил Новый Завет, верующие приносят Богу хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии, воск для свечей и масло для лампад. Необходимо помнить, что качество продуктов должно быть наилучшим. Еще в Ветхом Завете Господь повелел через пророка Моисея:

Никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу], ибо это не приобретет вам благоволения (Левит, 22:20).

Нельзя приносить Богу то, что нам самим не подходит, что сами не будем употреблять в пищу.

В настоящее время часто бывает, что в лампады заливают так называемое «лампадное», то есть вазелиновое масло, а свечи делаются не из чистого воска, а с добавлением парафина, стеарина и т.д. Многие люди, помня о том, что Богу нужно приносить лучшее, приобретают свечи из чистого воска и приносят их в храм, чтобы поставить перед образами. Но следует помнить и о том, что свечи, приобретаемые в храме, являются нашей жертвой на его содержание, ремонт, благоустройство. Даже если эти свечи изготовлены не из самого чистого воска, все же лучше купить их в храме, нежели принести с собой «со стороны».

Свечи принято ставить перед образами и держать в руках во время пасхальной службы, за вечерним богослужением накануне двунадесятых и престольных праздников, во время великого освящения воды, во время чтения двенадцати Евангелий в Великий Четверг (служба Страстей Христовых). Во время совершения Таинств также в руках держат свечи: на Крещении, Венчании, Соборовании. При этом чтобы расплавленный воск не капал на пол, принято надевать на свечу бумажный кружок.

Символ чего свеча в православии

Свечи, стоящие на подсвечниках перед иконами, символизируют нашу пламенную молитву к Господу, Богородице и святым. Ставить свечи следует с молитвой. Во многих старообрядческих храмах перед тем, как поставить свечу, принято молиться по два поклона с молитвой перед тем образом, куда ставится свеча, например:

Затем, осенив себя крестным знамением без поклона, следует зажечь свечу и поставить ее ровно, без наклона. Если на подсвечнике нет места, свечу надо положить, ее поставят позднее. После этого следует вновь положить поклон с соответствующей молитвой. В некоторых храмах количество поклонов «до свечи» и «после свечи» может быть другим.

Символ чего свеча в православии

Нельзя ходить по храму, чтобы поставить свечи, в те моменты службы, когда хождение запрещено. Лучше всего прийти в храм до начала службы и поставить свечи, чтобы не отвлекать других от молитвы и поклонов, положенных по Уставу. По обычаю на солею (возвышение перед алтарем) могут подниматься только священнослужители и клирошане. Желающие поставить свечу к иконам в иконостасе могут передать свечу прихожанам, имеющим благословение подниматься на солею. В некоторых храмах возле клироса находятся специальные ящички, откуда свечи ставятся на подсвечники перед иконостасом.

Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Чтобы наша жертва была приятна и угодна Богу, ее нужно приносить не нарушая благочинного порядка, обязательного для христианской службы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *