Симметричные фигуры 2 класс что это
«Урок с использованием ИКТ» во 2-м классе по теме «Симметрия»
Тема урока: «Симметрия».
Тип урока: урок с применение ИКТ.
Вид: комбинированный.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | Постановка цели урока |
3. Объяснение темы урока | Использование опорного конспекта и презентации |
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного | Работа в печатных тетрадях, выполнение заданий |
5. Практическая работа на ПК | Работа с программой, задание: «Дорисуй платок» |
6. Подведение итогов, домашнее задание | Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном тетрадном листочке в клеточку. |
I. Организационный момент
II. Мотивационное начало урока
Учитель: Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего урока: «Симметрия».
Цель нашего урока – выяснить, что такое симметрия, где в жизни мы с ней встречаемся?
Для достижения цели нашего урока мы воспользуемся рисунками, которые лежат на ваших столах в конвертиках, такие же рисунки мы рассмотрим на экране (Приложение 1)
– Посмотрите на геометрические фигуры, назовите их.
– Возьмите первую фигуру и согните её пополам. Точно так же согните все фигуры.
– А теперь разверните рисунки, у вас получились две одинаковые фигуры, которые разделяет линия сгиба.
– Линия сгиба, называется осью симметрии.
Игра «Зеркало»
Учитель предлагает ученикам встать и стать его зеркалом, т.е. повторять все его движения в зеркальном отражении. Учитель поднимает руку – ученики тоже, отставляет ногу в сторону – ученики тоже. Однако нужно напомнить ученикам, что они – зеркало, т.е. они должны отражать все движения учителя. Возможно, дети поднимут вместе с правой рукой учителя свою правую руку (как на физкультуре), но, отражаясь в зеркале, правая рука становится левой. А если приблизиться к зеркалу вплотную, то можно слиться со своим отражением. Для демонстрации этого можно поставить перед собой какого-либо ученика, а затем медленно поднимать вверх свою правую руку, держа его левую. После этого провести еще ряд упражнений.
Теперь мы знаем, что в зеркале все становится наоборот: правая рука станет левой, левая нога – правой.
III. Объяснение нового материала
Учитель: Посмотрите теперь все на экран.
– Это предметы окружающей нас среды, назовите, что вы видите? (Слайд 2)
(Дети называют предметы)
– А теперь внимательно посмотрите на бабочку, крылья у бабочки одинаковые,
т.е. симметричные. назовите ещё симметричные предметы. (Слайды 2, 3)
– Из конверта возьмите рисунок 1 (Слайд 4) и раскрасьте симметричные предметы.
Учитель: Теперь давайте выполним задание 44 из тетради (Слайд 5) Представим себе, что на линию АБ поставили зеркало. Что мы увидим в этом зеркале? (Отражение этих предметов.) А как изменятся в этом зеркале предметы? (Будет все наоборот: то, что было правым – станет левым и наоборот.) Говорят, что эти отражения симметричны самим предметам.
После этого дети находят пары симметричных фигур: кораблики и варежки. А домики и уточки не будут симметричны.
Это можно проверить, если сложить лист по линии АБ. В этом случае предметы должны совпасть. Такие предметы называются симметричными относительно оси АБ.
IV. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Учитель: А теперь мы будем учиться строить фигуры, которые симметричны данным относительно заданной оси. (Cлайд 6)
а) Далее, учитель объясняет детям, как получить точку, симметричную данной относительно заданной оси: нужно отступить от оси направо на столько же клеточек, на сколько отстоит исходная точка.
Аналогично нужно получить концы отрезка, или вершины треугольника, или точки, ограничивающие и определяющие флажок. Затем полученные точки нужно соединить по линейке и образовать искомые фигуры. И, чтобы убедиться в их симметричности относительно данным фигурам, – сложить лист по прямой АБ.
Учитель: Эта прямая называется вертикальной осью симметрии, а теперь попробуем нарисовать фигуры, симметричные относительно горизонтальной оси.
– Показывая разные фигуры и предметы (квадрат, треугольник, домик, солнышко и т.д.) учитель спрашивает ребят наличие или отсутствие осей симметрии.
К доске вызываются три ученика, с каждого ряда по одному ученику, и работают у доски с рисунками (дерево, груша и стрекоза), т.е. проводят оси симметрии у предметов, остальные ребята на местах выполняют задание (рисунок 3) из конверта.
Задание 47 выполняется в тетради самостоятельно (Cлайд 7)
Физкультминутка
На раз — всем дружненько присесть.
На два — подняться — руки вверх.
На три — носки свои достать.
И за парты сесть опять.
– Ну вот мы уже хорошо научились рисовать, поэтому возьмите из конверта заготовки рисунка «львёнка», дорисуйте по клеткам и раскрасьте его так, чтобы он был симметричным не только по форме, но и по цвету.
Загадки, задачи-шутки
1) Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)
2) Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. (Ножницы.)
А есть ось симметрии? (Да. В случае непонимания – показать ножницы, но симметричные, или изобразить на доске.)
3) Между двух светил я в середине один. (Нос.)
А есть ли ось симметрии? (Да.)
4) Какие буквы имеют оси симметрии? (Слайд 11)
(А, В, Д, Е, Ж, 3, К, Л, М, Н, О, П, С, Т, Ф, X, Ш, Э, при этом имеется в виду их симметричное написание. Выписать их на доске.)
Какие из них имеют несколько осей симметрии? (Ж – 2 оси, Н –2 оси, О – много, X– 2 оси.)
V. Практическая работа на ПК
Программа дорисуй платок относительно оси.
VI. Домашнее задание.
а) Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном тетрадном листочке в клеточку.
б) Принести два тетрадных листочка.
Осевая и центральная симметрия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое симметрия
Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия.
Ось симметрии фигуры — это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части. Чтобы наглядно понять, что такое ось симметрии, внимательно рассмотрите рисунок.
Центр симметрии — это точка, в которой пересекаются все оси симметрии.
Вернемся к рисунку: на нем мы видим фигуры, имеющие ось и центр симметрии.
Рассмотрите фигуры с осевой и центральной симметрией.
Витрувианский человек да Винчи — хрестоматийный пример симметрии. Принято считать, что, чем предмет симметричнее, тем он красивее. Хотя, по секрету, в природе нет ничего абсолютно симметричного, так уж задумано. Вся идеальная симметрия — дело рук человека.
Осевая симметрия
Вот как звучит определение осевой симметрии:
Осевой симметрией называется симметрия, проведенная относительно прямой. При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.
При этом отрезки, соединяющие эти точки, перпендикулярны оси симметрии.
Осевая симметрия часто встречается в повседневной жизни. К сожалению, не на фото в паспорте и не в стрелках на глазах. Но её вполне себе можно встретить в половинках авокадо, на морде кота или в зданиях вокруг. Осевая симметрия — неотъемлемая часть архитектуры. Оглядитесь и поищите примеры осевой симметрии вокруг вас.
В геометрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией: квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.
Давайте разберемся, как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
Пример 2. Постройте треугольник, симметричный треугольнику ABC относительно прямой d.
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно прямой l.
Больше примеров и увлекательных заданий — на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart!
Центральная симметрия
Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение:
Центральной симметрией называется симметрия относительно точки.
Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах на 8 марта.
Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.
Пример 2. Постройте треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).
Задачи на самопроверку
В 8 классе геометрия — сплошная симметрия: центральная, осевая, зеркальная да какая угодно. Чтобы во всем этом не поплыть, больше тренируйтесь. Чертите и приглядывайтесь, угадывайте вид симметрии и решайте больше задачек. Вот несколько упражнений для тренировки. Мы в вас очень верим!
Задачка 1. Рассмотрите симметричные геометрические рисунки и назовите вид симметрии.
Мы рассмотрели примеры осевой и центральной симметрии и знаем, что:
Симметрия относительно прямой — осевая
Симметрия относительно точки — центральная
Задачка 2. Пусть M и N какие-либо точки, l — ось симметрии. М1 и N1 — точки,
симметричные точкам M и N относительно прямой l. Докажите, что MN = М1N1.
Подсказка: опустите перпендикуляры из точек N и N1 на прямую MМ1.
Задачка 3. Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой a.
«Эти симметричные фигуры» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по математике на тему: «Эти симметричные фигуры…» Подготовлен и проведен учителем начальных классов Фалюта Л.В. во 2«А» классе
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?
Запомните: фигурки, у которых одна половинка как две капли похожа на другую, называют зеркальной симметрией. (ОСЕВОЙ)
Эти фигуры называют симметричными относительно прямой линии, а прямую линию называют осью симметрии.
Достройте вторую половинку нашей работы.
Симметричен человек И увидеть можно: Глаза два и уха два. И руки две- точно! Две ноги и две ноздри, Щечки улыбаются. Симметричен человек, Это всех касается!
Издревле люди стремились украсить все, что окружало их в быту. Они старались простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневную жизнь. Украшали дома и ворота, столы и сундуки, орудия труда, посуду и многое другое.
Природа вдохновила человека на создание симметричных форм. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты. В построении орнамента часто используется симметрия. Сегодня на уроке мы будем учиться создавать орнаменты из геометрических фигур с помощью симметрии. СУРПАН- головная повязка
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму
Красный – свобода Желтый – цвет солнца Белый – чистота помыслов, честь, благородство
Симметрия – порядок, четкость в изображении
Симметрия – способ создания красоты
Симметрия – способ создания совершенства
Симметрия! Я гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю. Ты в Эйфелевой башне, ты в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки. С тобою в дружбе и тюльпан, и роза, И снежный рой – творение мороза.
Выставка работ учащихся.
http://nikolaeva.21204s01.edusite.ru/p8aa1.html чувашская вышивка http://silova.21411s16.edusite.ru/p26aa1.html чувашская вышивка http://www.bestreferat.ru/referat-113224.html чувашские узоры http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=23031&page=943&type=14&auth=1137&norole=1 чувашский орнамент www.chuvbook.ru учебник чувашского языка, рабочая тетрадь для 2 класс Картинки-раскраски
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-674766
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технология. 2 класс
Конспект урока
Технология. 2 класс
Урок № 3 «Что такое симметрия?»
Ключевые слова: Симметрия, композиция, ось симметрии
Открытые электронные ресурсы по теме урока: Сайт центра технологического образования АО Издательство «Просвещение» (http://technology.prosv.ru)
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
И в искусстве, и в природе присутствуют такие понятия, как симметрия и асимметрия. Их мы наблюдаем повседневно в окружающем нас мире. И каждому субъекту присущи одно из или оба этих понятия.
Симметрия – это соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
Симметрией обладают не только геометрические фигуры или вещи, сделанные рукой человека, но и многие творения природы (бабочки, стрекозы, листья, морские звезды, снежинки). Особенно разнообразны свойства симметрии кристаллов. Одни из них более симметричны, другие — менее.
Плоскость симметрии, разумеется, воображаема, но именно она делит фигуру на две равные друг другу части. Она может проходить через одну или несколько сторон, быть параллельной ей, а может делить их. Для одной и той же фигуры может существовать сразу несколько плоскостей.
Но, пожалуй, наиболее часто встречается то, что называют «оси симметрии».
Воображаемая линия сгиба в симметричных изображениях называется осью симметрии.
Различают несколько основных типов симметрии, из которых наиболее часто встречаются три: Зеркальная – наблюдается относительно одной или нескольких плоскостей. Также термин употребляется для обозначения типа симметрии, когда используется такое преобразование, как отражение.
Лучевая, радиальная или осевая, в общем смысле – симметрия относительно прямой. Может рассматриваться как частный случай вращательной разновидности.
Центральная – наблюдается симметричность относительно некой точки.
Художественное вырезание из бумаги – уникальный вид искусства. Существует два метода вырезания — ножницами и ножом. В разных странах искусство вырезания называется примерно одинаково, в переводах — как «бумажная картинка», «бумажный цветок», «вырезка из бумаги», «вырезка ножницами», «силуэтное вырезание», «вытынанка» и т. д. Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием. В этой технике можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, украшения на окна и многое другое.
Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является симметричное вырезание.
Симметричное вырезание заключается в том, что у изображаемого предмета одна часть симметрична другой, воображаемая плоскость делит предмет пополам, на две одинаковые зеркальные половины (лист дерева, само дерево, цветок тюльпана или василька, ваза, бокал, человек и т.п.).
Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья. Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. Несмотря на многообразие формы листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев, по окраске, все они (кроме неравнобоких) характеризуются общим распределением боковых сторон равномерно справа и слева.
Поэтому при вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам (для передачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев бумаги по воображаемому контуру половины фигуры относительно сгиба. Изменение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и многоцветие листьев, особенно осенних.
При вырезании листьев путем сгибания заготовки пополам следует учитывать особенности строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы. Квадратная бумага необходима для изображения сердцевидных листьев (сирень). Длинные полоски нужны при вырезании линейных форм, например, листьев нарцисса, амариллиса, ириса. Яйцевидные листья получают из прямоугольной заготовки, у которой отношение ширины к длине не имеет резкого различия (например 6х4 см).
Для вырезания цветков из бумаги можно применить описанный выше прием складывания заготовки пополам, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний контура, окраски и величины бумажной заготовки позволяет получить различные изображения колокольчиков, ландышей, ирисов, лилий.
Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на двенадцать равных частей, также можно вырезать разнообразные формы снежинок.
Сегодня на уроке вы познакомились с таким понятием как симметрия, с видами симметрии и таким видом техники, как симметричное вырезание.
Разбор типового тренировочного задания
Впишите в текст пропущенное слово.
Соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей – это …
Пропущенное слово – симметрия.
Выберите из списка правильный ответ.
Воображаемая линия сгиба в симметричных изображениях называется ….
Урок окружающего мира для 2 класса «Путешествие в страну Симметрию»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Путешествие в страну Симметрию Исследование индуктивного типа УМК «Гармония» Окружающий мир 2 класс Учитель: Ефремова Ирина Михайловна МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»
«Поиск информации» словари энциклопедии справочники хрестоматии Научно-исследовательская лаборатория
Правила работы в группах Умей не только слушать, но и слышать. Умей не только смотреть, но и видеть. Умей не только думать, но и вдуматься.
Работа в группах Группа 1 Группа 2 Группа 3 Внимательно прочитайте текст. Подчеркните интересные факты о данном виде симметрии. Прочитайте задания на рабочем листе и выполните их. Подготовьтесь к выступлению, пользуясь «Помощником ответа».
Фигуры, симметричные относительно оси Главное отличие – одинаковость частей. Ось симметрии – линия, делящая изображение на одинаковые половинки. Осевая симметрия Группа 1
Центрально – симметричные фигуры Поворотная симметрия Главное отличие – повторяемость при повороте. Главный закон – здесь что ни повернётся, таким же остаётся. Группа 2
Облака- белокрылые лошадки. Облака, что вы мчитесь без оглядки. Не смотрите вы, пожалуйста, свысока.. А по небу прокатите нас, облака.
Мимо белого яблока луны, Мимо красного яблока заката. Облака из неведомой страны, К нам спешат и опять бегут куда-то.
Главное отличие – повтор фигур на одинаковом расстоянии друг от друга. Группа 3 Переносная симметрия
Национальные узоры, орнаменты Группа 3 С помощью симметрии выполняются национальные узоры, орнаменты. Переносная симметрия
Выводы и результаты исследования Симметрия многообразна и многолика. Симметричные объекты окружают нас со всех сторон. Симметрично человеческое тело. Симметричны животные, рыбы, насекомые. Симметрия встречается часто и повсеместно – как в природе, так и в человеческом творчестве. Симметрия присутствует в регулярности смены дня и ночи; времён года.
текст на с.121 – 126; закончить рисунок; разгадать крестословицу. Домашнее задание
На уроке мне было всё понятно! У меня возникли некоторые вопросы. Я многое не понял. Рефлексия
Одна ось симметрии Две оси симметрии А И З Ж Е Д Г В Б О Н Л К М П Р С У Ф Х Э Ю Т Имеют ли буквы русского алфавита ось симметрии?
Выбранный для просмотра документ Рабочий лист № 1.doc
Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните интересные факты о данном виде симметрии.
Прочитайте задания на рабочем листе и выполните их.
Подготовьтесь к выступлению, пользуясь «Помощником ответа».
Мы прочитали текст о ____________________________.
Нам удалось выяснить, что _________________________.
Оказывается, что ____________________________.
Самым интересным ___________________________.
Мы сделали заключение, что симметрия бывает __________________.
К данному виду симметрии можно отнести ___________________.
Назовите, какая из геометрических фигур самая симметричная?
Какие предметы окружающие вас можно назвать самыми симметричными?
Рассмотрите предметы-рисунки в конверте.
Докажите, что данные фигуры симметричны? Что для этого необходимо сделать?
№ 3 «Удивительные кляксы»
Выполните задание по плану:
возьмите квадрат 10*10 и согните его пополам;
на одну половину листа с помощью пипетки капните краски;
закройте лист и разгладьте чуть-чуть рукой;
постарайтесь увидеть различные симметричные фигуры, получившиеся на вашем листе;
пофантазируйте и увидьте в кляксах предметы.
Выбранный для просмотра документ Текст №1.doc
Всех поданных этих
Узнаешь без заминки:
Как близнецы, у них
Например, левые и правые половинки насекомых будут одинаковыми – по размеру, окраске.
Ведь нет жука или стрекозы, чтобы лапки слева были ближе к голове, чем справа, а правое крыло бабочки или божьей коровки было бы больше, чем левое. Такого в природе не бывает.
Всё живое в природе обладает симметрией. Симметрия широко распространена в природе. Её можно наблюдать в форме листьев, цветов растений, в расположении органов животных.
Осевую симметрию можно наблюдать на примере наземного и воздушного транспорта.
Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Все церковные храмы построены на симметрии.
Выбранный для просмотра документ Рабочий лист № 2.doc