неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ «О противодействии коррупции» или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Источник

Памятка об иной оплачиваемой работе

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004

уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу до начала её осуществления;

выполнение иной оплачиваемой работы не должно приводить к возможному конфликту интересов, т.е. ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей;

соблюдение установленных статьями 16 и 17 Федерального закона ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;

выполнение требований к служебному поведению гражданского служащего, предусмотренные статьёй 18 Федерального закона;

Иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим на условиях трудового договора и (или) гражданско-правового договора (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.).

Уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (далее – уведомление) составляется гражданским служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя. Данная форма Уведомления размещена на официальном сайте Управления в разделе «Противодействие коррупции».

Представитель нанимателя, получив уведомление служащего, может усмотреть в иной работе служащего конфликт интересов.

Исходя из положений части 3 статьи 19 Федерального закона определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При истечении срока выполнения иной оплачиваемой работы и намерении вновь заниматься иной оплачиваемой работой гражданский служащий уведомляет об этом представителя нанимателя в установленном порядке. Каждый случай предполагаемых изменений (дополнений) вида деятельности, характера, места или условий работы, выполняемой гражданским служащим, требует отдельного уведомления.

За неуведомление или ненадлежащее уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы гражданский служащий несёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о гражданской службе (вплоть до утраты доверия).

Типовые ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы, и порядок их урегулирования с учетом специфики деятельности Роспотребнадзора

Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников гражданского служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники гражданского служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

Источник

Неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службой

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

неверно что такой вид оплачиваемой трудовой деятельности как является государственной службойОбзор документа

Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией

I. Общие положения

2. Контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться:

в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления необоснованных выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы;

в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства.

3. Методические рекомендации ориентированы на следующих лиц:

1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации**.

должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом № 557.

Пунктом 4 Указа № 925 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Принципиально важным для определения условий о распространении на гражданина ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, является установление факта нахождения должности, которую замещал гражданин по последнему месту службы при увольнении в соответствующем перечне, установленном Указом № 557, правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В этой связи рекомендуется обращать внимание на актуальность редакции перечня, содержащего соответствующую должность, на момент увольнения гражданина;

2) в должностные (служебные) обязанности гражданина входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией***, в которую он трудоустраивается.

Соответственно если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, то он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.

3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.

Период, в течение которого действуют установленные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчиваются через два года.

В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства.

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

Принятие решения о получении согласия комиссии осуществляется исходя из совокупности вышеуказанных условий.

5. Ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, распространяются на гражданина независимо от оснований его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

6. Не требуется дача согласия комиссии в следующих ситуациях:

— гражданин избирается или назначается на государственную (муниципальную) должность; переходит на государственную (муниципальную) службу в другой государственный (муниципальный) орган; поступает на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган; поступает на работу в государственное (муниципальное) казенное учреждение;

— гражданин не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления организацией.

Для граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, соответствующий порядок регламентируется субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (согласно пункту 8 Указа № 821 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов и руководствоваться Указом № 821 при разработке названных положений).

9. Обращение подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Обращение может быть направлено по почте с заказным уведомлением либо доставлено лично в государственный (муниципальный) орган.

10. В обращении указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства;

2) замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной (муниципальной) службы;

3) наименование коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать полное наименование организации согласно учредительным документам;

4) местонахождение коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать юридический адрес и адрес фактического места нахождения организации;

5) характер деятельности коммерческой (некоммерческой) организации. Основную деятельность организации рекомендуется указывать согласно учредительным документам;

6) должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной (муниципальной) службы. Указываются обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

7) функции по государственному, муниципальному (административному) управлению в отношении коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется подробно указывать, в чем заключались данные функции, а также уточнить при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным (муниципальным) служащим решения. Функции по государственному, муниципальному (административному) управлению должны осуществляться в отношении конкретной организации, в которую трудоустраивается бывший государственный (муниципальный) служащий.

8) вид договора (трудовой или гражданско-правовой);

10) сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг) (предполагаемая сумма в рублях в течение месяца);

11) информация о намерении лично присутствовать на заседании комиссии (пункт 19 Положения о комиссиях).

11. За согласием на трудоустройство в комиссию может обратиться также государственный (муниципальный) служащий, планирующий свое увольнение (пункт 17.2 Положения о комиссиях). Такое обращение подлежит оформлению и рассмотрению комиссией в порядке, аналогичном рассмотрению обращения гражданина.

12. Первоначальное рассмотрение обращения осуществляется в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

13. При подготовке мотивированного заключения в соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях должностные лица кадрового подразделения государственного (муниципального) органа имеют право проводить собеседование с государственным (муниципальным) служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

14. Согласно вышеназванному пункту Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

15. При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно данной организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должности и т.д.), предполагаемом круге обязанностей.

16. Направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации может быть организовано, например, в случае возникновения сомнений в достоверности информации содержащейся в обращении.

17. В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

18. В мотивированном заключении по итогам анализа содержащейся в обращении информации, а также иных сведений, полученных от гражданина, государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций, рекомендуется сделать вывод о возможности или невозможности дать согласие гражданину на трудоустройство с обоснованием причин такого вывода.

19. В ходе подготовки мотивированного заключения рекомендуется:

а) проанализировать функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, ранее осуществлявшиеся гражданином, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, необоснованных выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Например, решения:

— о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ;

— о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

— о регистрации имущества и сделок с ним;

— о проведении государственной экспертизы и выдаче заключений;

— о подготовке и принятии решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

— об осуществлении государственного надзора и (или) контроля;

— о привлечении к ответственности;

б) установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно, и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, при соответствующем сопоставлении деятельности гражданина на государственной (муниципальной) службе с предстоящей работой в коммерческой (некоммерческой) организации необходимо исключить возможность трудоустройства гражданина в коммерческую (некоммерческую) организацию в качестве одной из мер вознаграждения за услуги, которые были оказаны им при замещении должности государственной (муниципальной) службы. Следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, сумму оплаты за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты за работы (услуги), явно отличающийся от среднеустановленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

20. В случае, если гражданин по последнему месту службы помимо последней должности государственной (муниципальной) службы замещал иные должности государственной (муниципальной) службы, находящиеся в соответствующем перечне, установленном Указом № 557, правовыми актами федеральных государственных (муниципальных) органов, его обращение рекомендуется рассмотреть, исходя из анализа деятельности по данным должностям на предмет осуществления отдельных функций по государственному, муниципальному (административному) управлению коммерческой (некоммерческой) организацией.

21. В случае, если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной (муниципальной) службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному, муниципальному (административному) управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения может быть сделан вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании комиссии. Об изложенном рекомендуется проинформировать гражданина.

22. В соответствии с пунктом 18 Положения о комиссиях председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного (муниципального) органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного (муниципального) органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 13 Положения о комиссиях (государственные (муниципальные) служащие, замещающие должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель обратившегося гражданина), принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

23. Под информацией, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в рассматриваемом случае понимается:

1) наличие соответствующего обращения гражданина;

2) мотивированное заключение подразделения кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, подготовленное на основании проведенной проверки (в случае если проверка проводилась) в соответствии с требованиями Положения о комиссиях, в котором содержатся выводы:

— о наличии отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления коммерческой (некоммерческой) организацией, входивших в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего;

— о возможности или невозможности дачи гражданину согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией.

24. С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина до заседания комиссии. Рекомендуется установить срок ознакомления за 1-2 дня до планируемого заседания комиссии.

V. Направление обращения в случае упразднения государственного (муниципального) органа, в котором гражданин замещал должность

26. При этом регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

27. Согласно части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

28. В этой связи в период работы ликвидационной комиссии государственного (муниципального) органа гражданину рекомендуется представлять обращение о даче согласия в установленном порядке в упраздняемый государственный (муниципальный) орган.

29. После завершения работы ликвидационной комиссии государственного (муниципального) органа вышеназванные сведения следует направлять в государственный (муниципальный) орган, который является правопреемником упраздненного государственного (муниципально) органа.

30. В случае если функции упраздненного государственного (муниципального) органа распределены между несколькими правопреемниками (к примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), соответствующие сведения необходимо направлять в тот государственный (муниципальный) орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным (муниципальным) служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности государственной (муниципальной) службы.

Органам, являющимся правопреемниками упраздненных или ликвидированных организаций, в случае ошибочного поступления обращения гражданина о даче согласия либо уведомления организации о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего, рекомендуется направлять названные документы в надлежащий орган.

31. В случае, если ликвидация осуществляется без правопреемства заявление следует направлять в орган, которому переданы функции государственного, муниципального (административного) управления в соответствующей сфере.

32. При рассмотрении комиссией обращения гражданина анализируются, в том числе должностные обязанности, содержащиеся в должностном регламенте (должностной инструкции) государственного (муниципального) служащего.

35. Частью 6 статьи 36 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что при расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы личное дело гражданского служащего в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

36. Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» личные дела работников, в том числе государственных (муниципальных) служащих, относятся к типовым управленческим архивным документам, а срок их хранения составляет 75 лет.

38. В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона № 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

39. В этой связи при поступлении в государственный (муниципальный) орган, который является правопреемником другого государственного (муниципального) органа, соответствующего обращения гражданина необходимые материалы для анализа могут быть получены в соответствующем федеральном архиве.

VI. Рассмотрение обращения на заседании комиссии

40. На основании пункта 19 Положения о комиссиях заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданина.

41. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии гражданин указывает в обращении.

42. Согласно пункту 19.1 Положения о комиссии заседания комиссии могут проводиться в отсутствие гражданина в случае:

а) если в обращении не содержится указания о намерении гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;

б) если гражданин, намеревающийся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился на заседание комиссии.

43. В соответствии с пунктом 20 Положения о комиссии на заседании заслушиваются пояснения гражданина (с его согласия), иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

44. В части 1.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ содержится обязанность комиссии рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

45. Указанные сроки начинают действовать с момента поступления обращения на рассмотрение в комиссию. При этом предшествовавшие такому обращению процедуры проводятся в указанные выше сроки, регламентированные Положением о комиссиях.

46. Согласно пункту 24 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ. Представляется целесообразным давать такой отказ в письменном виде и мотивировать его не только доводами, изложенными в подготовленном ранее мотивированном заключении, но и новыми сведениями (при их наличии), полученными в ходе заседания комиссии (вновь открывшиеся обстоятельства, мнения членов комиссии и т.д.).

47. В соответствии с пунктом 37.1 Положения о комиссиях выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного (муниципального) органа, вручается гражданину, в отношении которого рассматривался вопрос о даче согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с коммерческой (некоммерческой) организацией, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

48. Принимая во внимание, что данными правоотношениями затрагивается предусмотренное статьей 37 Конституции Российской Федерации право гражданина на свободный труд, решение комиссии в полном объеме, включая соответствующий протокол заседания комиссии в части, затрагивающей вопросы дачи ему согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией предоставляется гражданину по его требованию.

49. Согласно пункту 30 Положения о комиссиях решение комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина носит обязательный характер.

50. Вместе с тем, если гражданин не согласен с решением комиссии, он вправе обратиться в комиссию с просьбой о пересмотре этого решения.

Если гражданин полагает, что решение комиссии нарушает его права и законные интересы, он вправе обратиться в органы прокуратуры либо в суд за их защитой.

52. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

53. Обозначенная обязанность распространяется на всех граждан, замещавших должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, независимо от того, входили или не входили в должностные (служебные) обязанности гражданина в период прохождения им государственной (муниципальной) службы функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается.

55. При наличии у организации, в которую трудоустраивается гражданин, замещавший ранее (в течение двух лет) должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, сведений об осуществлении им функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией рекомендуется трудовой договор с указанным гражданином не заключать до получения положительного решения комиссии.

Указанные рекомендации применяются также при намерении организации заключить с гражданином гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей.

56. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной (муниципальной) службы требования сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с коммерческой (некоммерческой) организацией.

57. В целях исключения необходимости расторжения трудового (гражданско-правового) договора работодателю рекомендуется при приеме на работу гражданина убедиться, что при прохождении им государственной (муниципальной) службы он не замещал должности, включенные в установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень, не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

58. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

59. Данное обязательство также предусмотрено статьей 64.1 ТК РФ.

1) Выяснить у бывшего государственного (муниципального) служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием для сообщения представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

Нормативные правовые акты, утверждающие соответствующие перечни должностей указаны в подпункте 1 пункта 4 настоящих Методических рекомендаций.

Ознакомиться работодателю с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший государственный (муниципальный) служащий проходил государственную (муниципальную) службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

2) Важным критерием является также дата увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после увольнения со службы.

Если после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло:

62. Согласно пункту 3 Правил сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. В случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;

б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

в) должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;

г) наименование организации. Полное, а также сокращенное (при наличии).

64. В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду с вышеперечисленными сведениями, указанными в пункте 5 Правил, также указываются следующие данные:

а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы.

65. В случае если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 Правил, также указываются следующие данные:

а) дата и номер гражданско-правового договора;

б) срок гражданско-правового договора. Сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

в) предмет гражданско-правового договора. С кратким описанием работы (услуги) и ее результата;

г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору. В рублях в течение месяца.

66. Сообщение направляется по последнему месту службы гражданина в 10-дневный срок со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора.

При этом на практике встречаются случаи, при которых работодатель и последнее место службы являются различными. Такая ситуация возможна, например, в отношении руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства (решение о назначении на должность принимается федеральным министром а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы, федеральной агентства).

67. Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения. Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем рассматриваемого обязательства в установленный срок, направлять такое сообщение необходимо таким способом, чтобы у работодателя имелось подтверждение направления данного сообщения: по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно в государственный (муниципальный) орган.

X. Обязанность уведомления государственного (муниципального) органа при трудоустройстве гражданина в коммерческие (некоммерческие) организации по совместительству

68. Согласно статье 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

69. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

70. Учитывая, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового (гражданско-правового) договора установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов, возможность возникновения которой не связана со статусом выполняемых работ (основная работа или работа по совместительству), заключение трудового договора о работе по совместительству с таким гражданином также влечет за собой необходимость направления работодателем соответствующего уведомления представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы.

71. В соответствии с Правилами при заключении трудового договора с гражданином, в том числе о работе по совместительству, в уведомлении, направляемом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина, должны содержаться, в том числе наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, структурного подразделения организации, сведения о должностных обязанностях, исполняемых по должности, занимаемой гражданином (основные направления поручаемой работы).

72. В этой связи заключение с гражданином помимо трудового договора по основному месту работы трудовых договоров о работе по совместительству, учитывая, что наименования замещаемых должностей и должностные обязанности по ним могут различаться, влечет за собой необходимость направления работодателем уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в отношении каждого заключенного договора.

73. Таким образом, ситуация, когда работодатель уведомил в установленном порядке о заключении трудового договора по основному месту работы с бывшим государственным (муниципальным) служащим в течение двух лет с момента его увольнения с государственной (муниципальной) службы, если замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень, но не уведомил о заключении с ним трудового договора о работе по совместительству, является нарушением статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

77. Согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, объективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения выражается в нарушении требований части 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

78. Данные нарушения могут, в том числе, состоять:

1) в не направлении сообщения работодателем о заключении трудового договора (гражданско-правового) договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы;

2) в нарушении десятидневного срока со дня заключения трудового договора (гражданско-правового) договора, установленного нормативными правовыми актами для направления сообщения о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы.

Ответственность по статье 19.29 КоАП РФ по основаниям не получения согласия комиссии наступает, когда работодателю было достоверно известно о необходимости получения гражданином такого согласия, в частности организации было известно об осуществлении функций государственного, муниципального (административного) управления в ее отношении данным гражданином в период замещения должности государственной (муниципальной) службы, однако трудовой (гражданско-правовой) договор был заключен без соблюдения данного порядка.

Отсутствие у работодателя сведений (в случае, если они не сообщались при трудоустройстве работником, трудовая книжка не предъявлялась) о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.

79. В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства наступает по истечении 6 лет со дня его совершения.

80. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента истечения 10-дневного срока, установленного для направления уведомления о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.

81. Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

82. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, рассматривают судьи судов общей юрисдикции.

XII. Рассмотрение сообщения работодателя

83. Согласно пункту 17.3 Положения о комиссиях поступившее в государственный (муниципальный) орган уведомление коммерческой (некоммерческой) организации о заключении с гражданином трудового (гражданско-правового) договора рассматривается подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе, требований статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

84. По итогам подготовки мотивированного заключения подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений принимается обоснованное решение о вынесении либо не вынесении вопроса о рассмотрении уведомления на заседание комиссии.

85. В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в государственный (муниципальный) орган уведомление при следующих условиях:

1) указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией;

2) вопрос о даче согласия гражданину на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации комиссией не рассматривался.

86. Если ранее вопрос о даче согласия гражданину рассматривался и такое согласие комиссией было дано, то рассмотрение уведомления не выносится на заседание комиссии. При этом подразделению кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется проинформировать об изложенном нового работодателя.

87. Уведомление работодателя рассматривается в том же порядке, что и обращение гражданина на основании пункта 17.5 Положения о комиссиях.

88. На основании пункта 26.1 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения уведомления коммерческой (некоммерческой) организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой (некоммерческой) организации и (или) выполнение в коммерческой (некоммерческой) организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного (муниципального) органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

89. Отсутствие у гражданина согласия комиссии для работодателя не может являться основанием для не заключения с таким гражданином трудового или гражданско-правового договора только в том случае, если работодателю достоверно не известно, что наличие такого согласия является обязательным условием заключения трудового договора с данным конкретным гражданином.

90. При этом наличие такого согласия не освобождает от обязанности уведомления государственного (муниципального) органа о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином не позднее 10 дней после его заключения.

91. Учитывая необходимость ориентировать и мотивировать коммерческие (некоммерческие) организации к соблюдению антикоррупционных требований, государственным (муниципальным) органам рекомендуется по результатам рассмотрения уведомления работодателя о заключении с гражданином трудового (гражданско-правового) договора во всех случаях (в том числе, когда дача согласия комиссии не требуется либо согласие гражданину дано) информировать об этом уведомившую коммерческую (некоммерческую) организацию в 7-дневный срок (пункт 33 Положения о комиссиях).

92. При отсутствии в государственном (муниципальном) органе в течение 6 месяцев сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего рекомендуется соответствующую информацию направлять в органы прокуратуры по месту нахождения органа.

93. В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

94. Предусмотренное статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ ограничение на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг гражданином относится к запретам, связанным с государственной (муниципальной) службой, установленным в целях противодействия коррупции. Указанное антикоррупционное ограничение распространяется на гражданина исключительно в связи с замещением им должности государственной (муниципальной) службы.

95. Полномочия по осуществлению проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной (муниципальной) службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, возложены на подразделения государственных (муниципальных) органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (подпункт «ж» пункта 6 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и подпункт «з» пункта 7 Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»).

96. В случае получения в ходе проверки объективных данных о нарушении ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, государственному (муниципальному) органу необходимо информировать об этом прокуратуру, на которую в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возложено осуществление надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

* Настоящие Методические рекомендации не распространяются на граждан, вопросы о даче согласия на трудоустройство которых подлежат рассмотрению на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в связи с замещением ими ранее должностей федеральной государственной службы указанных в подпункте «а» пункта 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233.

** В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ для целей данного Федерального закона используется понятие нормативные правовые акты Российской Федерации, к которым относятся:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты.

Обзор документа

Разработаны Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Так, перечислены условия, влекущие необходимость получения гражданином согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов на заключение договора. Определен порядок направления обращения о даче согласия на трудоустройство.

Прописана процедура исполнения обязанности сообщать работодателю о замещении им должности в государственном (муниципальном) органе.

Определены особенности проведения проверки соблюдения ограничений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *