не знаю что делать после школы
Need Help: Я не могу определиться, что мне делать после школы. Как быть?
Чем ближе выпускные экзамены, тем острее стоит вопрос «Куда дальше?» И ладно, если у тебя в запасе хотя бы год, а если уже нет?
Некоторые чуть ли не с пеленок знают, что пойдут, скажем, в учителя. Или врачи. Или журналисты. И как-то умудряются за годы жизни не передумать. А ты никак не можешь даже приблизительно прикинуть, чем хочешь заниматься после школы. Пора выбирать профессию, а у тебя все еще ноль идей. Что делать? Мы спросили у экспертов — вот что они советуют.
Елена Шматова
Все очень просто. Чтобы принять наиболее верное решение в данном случае, надо исходить из реальной картины на данный момент. Придется сделать многоступенчатый выбор.
Выбор 1. Работать или учиться
Если есть возможность или хотя бы маленькая вероятность учиться дальше, надо учиться. Чтобы тебе там не напевали блогеры из соцсетей, что высшее образование — потеря времени, что там дают лишь теорию, не верь, это делается не от великого ума, а с целью продать какой-нибудь очередной курс по ведению Инстаграма или чего-то в этом роде. Образование всегда ценилось, ценится и будет цениться. В самом крайнем случае, если не получается поступить на бюджет, а средств на платное обучение нет и нет возможности работать и учиться, то только в таком случае — работа.
Выбор 2. Если учиться, то где и на кого
Загугли списки профессий, которые будут востребованы ближайшие 10 лет. Если рядом нет профориентолога (который помогает определиться с выбором профессии), то создай для себя список из тех востребованных профессий, в которых бы максимально использовались твои умения, подробно почитай про них, посмотри видео, и выбери 3-4 профессии, которые вызвали у тебя наиболее яркие эмоции, предвкушение и интерес. Вузы выбирай по рейтингам, надежности и рекомендациям.
Выбор 3. Где работать, если не поступила
Выбор, конечно, непростой. Придется закончить какие-нибудь курсы, учитывая те таланты, которые у тебя есть, к чему лежит душа. Начинай работать и дальше уже планируй повышать квалификацию в этом направлении, если дело понравилось. Это вкратце.
Юлия Колбасова
эксперт по британскому образованию и профориентации, основатель Almanax Education (Лондон)
На самом деле, это прекрасно, что у тебя нет однозначного ответа на вопрос, кем ты хочешь стать и какую профессию выбрать. Ситуация неопределенности — абсолютно нормальное состояние у всех старшеклассников, от которых ожидают какого-то «выбора».
Выбрать заранее профессию в наше время звучит уже как атавизм. Само понятие «профессия» — это что-то, что подразумевает уже некую совершённость, то есть профессия становится профессией только после полученного образования, наработанного опыта. А еще вернее — профессия окончательно формируется вместе с твоим жизненным опытом.
На мой взгляд, профессию невозможно «получить», окончив какие-то ступени образования. Профессию (или, вернее, твой индивидуальный профессиональный путь) можно только самостоятельно создать и превратить его в «призвание», «дело жизни» и «самореализацию».
Любой выбор может быть основан только на твоей внутренней мотивации. Изучи себя, спроси себя, что для тебя является импульсом, что разжигает твое любопытство, какое дело заставляет тебя испытывать стремление свернуть горы?
Вместо выбора конкретной профессии сконцентрируйся на истинной цели и внутренней мотивации, разработай стратегию достижения твоей цели, изучи все инструменты, которые тебе понадобятся.
Если твоя внутренняя мотивация создавать вокруг красоту — присмотрись к дизайну и архитектуре, изучи классические и дополнительные образовательные программы, которые помогут вам разобраться в деталях.
Тебя вдохновляет общение с разными людьми? Твоя общительность — это путь в коммуникационную индустрию, обрати внимание на международные программы по журналистике и PR.
Тебя привлекает цифровая визуальная культура — освой motion-дизайн, присмотрись к индустрии gamedev и научись создавать собственный визуальный мир.
Ключевая цель — исходи в своем выборе не от конкретной профессии, а от мотивации, своих интересов, целей и вдохновения, которые дают тебе любимые занятия.
Новые профессии появляются с огромной скоростью, и появляются они как следствие активного поиска своего дела и предназначения. Возможно, именно твой внутренний поиск станет импульсом для создания совершенно новой профессиональной сферы?
Дарья Кузнецова
психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок»
Выпускной класс на носу, со всех сторон говорят о ЕГЭ и поступлении и уже пора определяться с экзаменами по выбору, а ты не знаешь, что хочешь делать после школы? Не волнуйся, в похожей ситуации, на самом деле, находятся многие твои сверстники. И это совершенно нормально.
Первое, что нужно сделать, — дать себе право на ошибку. Ты правда сможешь поменять свой выбор, если что-то не понравится. Вообще редко так бывает, что первая профессия остается с человеком навсегда. Тут действует правило «не попробуешь — не узнаешь». Надо примерять и проверять.
Наверняка у тебя есть выбор из нескольких направлений. Напиши на больших листах бумаги эти направления. К примеру, у тебя получится три листа: дизайн, юриспруденция и педагогика. Разложи их на полу и постой двумя ногами на каждом из них, почувствуй себя профессионалом в этой области. Как ты будешь жить через 5 лет? Нравится ли тебе эта мысль? Как реагирует тело? Где из всех направлений ты чувствуешь себя лучше всего? Твое тело подскажет тебе направление по душе на сегодняшний день.
Что делать, если не поступила: 6 вещей, которыми можно заняться после выпуска из школы
Жизнь не стоит на месте, и ты не должна.
Первое, что делают вчерашние школьники после выпуска, – подают документы в вуз, выбранный еще в начале учебного года. Переход из одних учебных стен в другие случается настолько быстро, что ты даже не успеваешь понять – а нужно ли тебе это пресловутое высшее образование?
А еще бывают ситуации, когда ты просто не поступила. Не надо откидывать этот вариант, хотя мы и держим за тебя кулачки; а жизнь явно не останавливается после 11 классов. И в том, и в другом случае нужно как-то занять год или больше.
Путешествовать
Да! Самый первый, самый банальный, но самый приятный вариант. После окончания школы наступает долгожданная свобода от занятий, экзаменов и внеклассных занятий. Ты молода, здорова и полна идей. Это самое подходящее время, чтобы увидеть мир, о котором раньше ты только читала в учебниках.
Используй свои знания иностранного от сериалов и найди стажировку за границей.
Не обязательно ехать в крупные страны и искать счастья в мегаполисе. Наоборот, можно поехать в небольшую и не очень дорогую по финансам страну, но впечатлений ты наберешься не меньше.
Однако деньги на большие поездки есть не всегда, а заработать несовершеннолетней тебе миллионы пока сложно. Запасной вариант – путешествовать по России, заезжая к многочисленным родственникам и бабушкам. Представь, как они обрадуются!
Для тех, кто не знает, что делать после школы
23 Jul 2020 в 13:29
23 Jul 2020 в 13:29 #1
Возможно кому-то будет полезно, потому что я тоже в 16 лет не знал, что делать дальше.
Вынес пост в отдельную тему, потому что посчитал, что он может быть кому-то полезен.
1. После школы не знал куда поступать, поступил в МИРЭА на мехатронику (кибернетику) на бесплатное. Полгода учился, потом стало скучно, не сдавал сессию и т.д. Благо мне было 17 и я мог еще раз поступать.
2. Поступал в ГУУ на маркетинг, но недобрал на бесплатное. Планировал пойти в армию, но за пару дней до призыва отец сказал, что оплатит обучение.
3. В институте учился мало, много прогуливал, но закончил его. в 2009 еще.
4. Занимался фрилансом, снимал свадьбы, получал за 1 свадьбу по 15-25к (это 1 день съемки + 2 дня монтажа). Мог снять 1-2 и остальное время пинал болт. Не развивался. Работа в коллективе значительно бустит все навыки.
5. После годичных уговоров отца устроился на завод инженером (хотя скорее маркетологом), начал работать в коллективе. На тот момент мне было уже 25
. Через год заводу было суждено закончить свое существование, но учредитель успел разбогатеть и открыл новый стартап, в который отобрал команду с завода в виде 8 человек, куда повезло попасть и мне.
7. На заводе я начал ощущать катастрофическую нехватку знаний. Мне повезло в силу своих обязанностей, я там общался со всеми уровнями. Готовил презентации для совета директоров, и так же общался с работягами. Я начал жадно просто изучать все что могло мне как-то помочь.
8. Потом пришла любовь к 3д анимации. 3 года потрясающей любви. Это расширило мое сознание многократно, во-первых, потому что задачи там можно решать 10 разными способами, как в жизни. Во-вторых, ты можешь создать всё, что угодно, и единственный ограничитель это твоя фантазия. В дальнейшем я перестал заниматься ею лишь потому, что понял, что не смогу стать в ней по-настоящему крутым. У меня нет навыков художника, я ужасно рисую, я даже ходил на курсы рисования карандашом, чтобы лучше понимать 3д анимацию, но там еще нужны и знания биологии, и знание анатомии, чтобы понимать как работают кости, мышцы и т.д.
9. Но я отлично мог рисовать роботов, и все неорганическое. Ирония в том, что стартап был связан с робототехническими проектами. Моей первой специальностью из МИРЭА. Я до сих пор считаю, что это была одна из самых интересых работ у меня, т.к. мы проектировали робототехнические комплексы, аналогов которых не было в мире. Я каждый день шел на работу с мыслью, что я иду менять мир. Потрясающее ощущение. Желаю каждому из вас испытать подобное в плане работы.
10. Увы, выборы, политика и т.д. не позволили в определенный момент разросшемуся стартапу пережить кризис, штат был уже под 50 чел, а обешание данные некоторыми корпорациями не было выполнены. Компанию пришлось закрыть.
11. Последние 2.5 года я работаю маркетологом. Оптовая и розничная торговля. Последний год активно запускаю различные проекты.
12. По сути у меня нет специализации. Я могу заниматься и всем, и ничем. Здесь и свои плюсы, и свои минусы.
Сугубо субъективные выводы:
3. Вам не обязательно быть потрясающими исполнителями, вам достаточно быть хорошими организаторами и уметь организовывать и управлять людьми, которые во многом будут умнее вас.
Не думайте, что выбор профессии это выбор какой-то ветки скиллов, которую нельзя будет уже потом сменить. Это можно сделать всегда. Просто кому-то это будет сделать труднее.
Что делать, если не знаешь, куда поступать после 11 класса?
Некоторые школьники подходят к окончанию одиннадцатого класса с четким планом следующих действий в голове: куда поступать, где жить, где работать. Не факт, что их планы будут реализованы на 100 % и что они не разочаруются в них в дальнейшем. Но они хотя бы знают, что им делать прямо сейчас. Глядя на них те, кто не определился с выбором, тревожатся из-за своего «подвешенного состояния» еще сильнее. В этой статье мы постараемся выяснить, как разобраться с такой ситуацией. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Основные варианты
Начнем с того, какие в принципе есть варианты у одиннадцатиклассников. Итак, окончив школу, можно:
Это четыре основных варианта развития событий. В качестве альтернативы можно выбрать зарубежный вуз или колледж, однако суть вариантов от этого не изменится.
Как разобраться в себе?
Предположим, что сильное желание поступить в какое-то образовательное учреждение все же есть, но вот с профилем определиться никак не получается. Тогда можно попробовать самостоятельно разобраться в своих склонностях и предпочтениях по следующему примерному алгоритму.
1. Успокоиться. Для этого сделать глубокий вдох, выдох, повторить несколько раз. Чтобы честно поговорить с самим собой, нельзя находиться в состоянии тревоги, суеты или растерянности.
2. Подумать, какие предметы или сферы деятельности тебе нравятся больше всего. Не нужно сразу пытаться преобразовать это в потенциальную профессию. Просто проанализируй, что тебе интересно. Например, решать генетические задачки по биологии, читать стихи перед публикой, подсчитывать числа, помогать людям решить конфликты. Не бойся, если это будет что-то, что сложно поместить в рамки конкретного школьного предмета.
3. Узнать, какие профессии связаны с твоими интересами. В этом тебе может помочь наш сайт (у нас собрана достаточно большая база информации о профессиях), как и весь интернет в принципе. Скорее всего, ответов будет достаточно много. Например, тому, кто любит общаться с людьми, может подойти профессия журналиста, психолога, рекламщика, педагога, менеджера по кадрам и многие другие.
4. Отфильтровать полученную выборку, исходя из личных особенностей. Представь, что ты уже занимаешься работой, которая тебе нравится (неважно, какой именно).
Если ты набросаешь примерный список таких ограничений, немного почитаешь о каждой профессии из своего списка и вычеркнешь из него то, что не подходит – скорее всего, выбор существенно сузится.
5. Оценить реальные возможности поступления и последующей учебы. Наконец, из оставшихся нескольких профессий можно сделать выбор, основываясь на приземленных факторах.
Даже если после выполнения этого задания ты не сформируешь один четкий окончательный план, в котором будешь абсолютно уверен – картина все же существенно прояснится. Можно повторить упражнение через 1-2 месяца.
Немного про образование в России и что делать после школы
Всем привет! Скажу сразу, данная статья предназначена скорее для тех, кто сейчас учится в 9-х классах и старше, не стоит её читать, если ты, дорогой читатель, уже учишься в ВУЗе или колледже, техникуме, ну и в прочих заведениях нешкольного образования. Хотя, думаю, и вы сможете что-то тут подчерпнуть.
Так вот, дорогие школьные выпускники, как же вам не терпится покинуть школьные двери и окунутся в студенческую жизнь, верно? А тем, кому не хочется, то не волнуйтесь, родители решат всё за вас, тут не нужно вашего мнения. Пока вы учились в школе, то наверняка побывали хоть раз на каком-то дне открытых дверей в каком-то их таких заведений. Ну и что, понравилось? Если нет, то поехали куда-то ещё ну и так может быть даже вы исколесили все заведения Москвы, кто знает. Но допустим вот, что-то вам и правда приглянулось, не правда ли? А чем именно? Уровень преподавательских способностей лекторов? Или красивая и современная отделка и оснащенность здания? Есть и такие, кто выбирает по уровню престижности, странно правда? Откуда, интересно берется этот «престиж».
Для начала, дабы никого не обидеть, мы начнем с колледжей и техникумов (говорят, удел быдла, но тут кому как, лучше прочтите, ибо общественное мнение это и есть мнение самого быдла). Обучение длится 3 года на базе 9-го и 2 года на базе 11-го. Средний возраст выпускника где-то 19-20 лет. Что мы имеем на выходе? Дипломированный СПЕЦИАЛИСТ. Сейчас внимание, это не аттестат, а диплом, запомнили? Продолжим. Работать вы можете устроится очень даже, если специальность позволяет, однако, тут нюанс один, о котором говорят все школьные преподы, мол, со средне-специальным нельзя занимать руководящую должность. Трактуйте как хотите, зная лазейки этой страны, но скажу одно, иногда, зам ген. Директора получает почти на уровне вышестоящего. Читайте дальше и пока не торопитесь с выводами!
Высшее образование и его продолжение во всех видах и углах (аспирантура и магистратура). Мамкины и папкины технари, вас отдельно прошу, дочитайте это всё, знаю, что у вас взорвет, причём не хило так. Ну давайте начнем с обучения, длится оно 4,5 года, а в некоторых случаях доходит и до 6-7 лет, но про это отдельно. Средний новоиспеченный бакалавр имеет возраст примерно 22-23 года. Тут обычно утешают такой вот фразой: «Ну и что, что твои одноклассники которые после 9-го ушили уже давно устроились как 2 года, ты придёшь и будешь их начальником…». А вы в этом уверены?
Теперь займемся суммированием всех этих результатов в нечто единое. Для начала небольшая памятка тем, кто морально застрял в школе. Поступите вы хоть в самый элитный колледж Москвы (баян про «не ПТУ, а Колледж!») или в самый топовый ВУЗ, да да, твои мечты про МГУ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, но главная суть везде одна и та же. Знания тебе никто не впихнет и тем более, без твоего желания давать точно не будет. Пусть даже ты отвалишь за обучение огромные деньги, всё равно. Лекторы как правило читают весь материал по книжкам или пособиям, а твоя задача просто слушать и запоминать. Конечно, есть всякие виды проверки ваших знаний, дабы вы не заплыли распи*дяйством и не гоняли кое-что на парах. Но что получается, это некий вид надзирателя? Как и репетиторы и учителя, разницы нет. А отсюда напрашивается главный вывод — зачем учится в том или ином заведении, если можно просто обзавестись нужными книгами и приложить усилие на их прочтение? Тут конечно есть нюансы, которые вы наверняка заметите и обязательно не согласитесь со мной, начав про всякие там практики, программы обмена и прочую туфту, которую втирают направо и налево. Да, практики у Вас будут, несомненно, куда же без них? Но вот только свято верить в то, что после того как вы походили у работодателя практику, в виде пары летних месяцев и просиживали зад в его офисе, далеко не факт, что он обязательно возьмет тебя на работу. Программы обмена? Обмена кем и между кем? Со странами Африки может и да, у них там беда с образованием, ну а что касаемо всяких там Англий, Германий и прочих розовых очков, то просто задумайтесь, неужели в таких государствах нет своих хороших студентов? Даже если вы гений, то ваше знание языка будет на порядок ниже любого их студента, а платить за курсы его и для вас, никто не будет. Самое главное отличие всего этого процесса от обычного изучения книг на дому — диплом. Согласитесь, как-то странно увивать столько лет жизни из-за этой бумажки, неправда ли? А ведь даже она не дает тебе никаких шансов. Нужны только ваши знания и ничего более. Если у вас их нет, то даже диплом то не спасет, ибо устроившись на работу с дипломом, но при этом не обладая вообще даже близко чем-то в голове, вы просто вылетите оттуда через пару месяцев. Работодателю не важен опят работы, ему важно то, сможете ли вы проработать у него, а как это доказать? Уж точно не пройденными в институте/колледже практиками, они ведь знают, как такие студенты вроде тебя их проходят (то есть, никак). Стереотип о дипломе — это только стереотип, не нужно на него вестись.
Теперь вообще о смысле обучения где-либо и нужно ли это вообще? Выше я уже привел смысл принципа образования в России. Сразу оговорюсь, почему именно в России. Я не был в других странах и не могу судить об этом, как сторонний обыватель. Система образования очень сильно переломана, причём руками тех людей, которые решили утвердить свой высокий статус выпускника ВУЗа но при этом имея специальность, которую можно прировнять к выпускнику техникума. И тут самое интересное, багаж знаний у них будет одинаков! Приведу пример, есть специальность N и на её изучение при нормальном учебном графике без лишней воды нужно X времени/часов. Для 70% всех специальностей ВУЗов России — это реальная цифра около 2-х лет, ну максимум 3-х и то, в редких случаях. Откуда же берутся эти 4,5? Они притянуты за уши, хитрыми маркетологами. Если обратится к не далёкой истории, то можно проследить тот факт, что большинство специальностей, которые раньше изучались исключительно в заведениях уровня колледж/техникум, теперь есть в институтах, а у некоторые из них ВНЕЗАПНО стали настолько сложными что их изучение возможно только в институте.
Конечно, не всё так плохо, да и я не хочу как-то оскорбить всех студентов ВУЗов и других заведений, поэтому, давайте не будем забывать о тех специальностях, которые и правда можно изучить только в ВУЗе и больше нигде. Кстати, их не так много, поэтому, если у тебя нет горящего интереса к этому маленькому и узкому кругу, то прошу, можешь уходить сразу после 9-го ну или оттянуть армию (для парней) и после 11-го. Кстати, никогда не понимал именно девушек, им то что до армии? Так нет, просиживают до 11-го. Ну так вот, в ВУЗе вы можете овладеть такими специальностями следующих направленностей: медицинской (врач — это очень тяжелая профессия, да и на дому трупы не по изучаешь), ядерной физики и всего такого, что постижимо единицам (о таком могут рассказать только люди имеющие огромный опыт с подобным. Такие, кстати, из-за аутичности, книг не пишут, поэтому изволь приходить к ним в институт), сложной инженерии, в том числе касающийся точный расчетов (это прикладные математики, прочнисты и прочие очень умные ребята). Список конечно немного больше, но думаю, любой может сам для себя его продолжить. Вам показались эти специальности крайне сложными? Конечно, ведь это и есть смысл обучения в настоящем ВУЗе, постижение такого, что не расскажут больше нигде, даже в книгах.
С ростом технологий автоматизации многие специальности облегчились настолько, что их изучение порой можно ограничить обычными курсами. Так, например, архитектор — это уже не тот человек, который должен иметь высшее образование, а обычный специалист по компьютерному моделированию (курсы на полгода и всё в норме), если конечно хотите углубится в это, то идите к архитектурный колледж, там и правда дают отличные знания, был бы у вас интерес! То же самое и с менеджментом, экономикой, бухгалтерией, и даже с международными отношениями — это все специальности колледжей! Но наше министерство образования считает иначе, и дабы повысить уровень образования в стране оно приказало ВУЗам штамповать бакалавров любой ценой по всем специальностям (порой даже доходит до абсурда, и обычный слесарь-механик теперь тоже может получить высшее). Конечно, такое обучение сводится к пустым предметам для заполнения графика и чаепитиями с преподами, так как рассказывать оп сути нечего, а теряется целых 2-3 года жизни!
И на последок, при выборе профессии всегда анализируйте свой выбор по принципу взаимовыгодности сторон, то есть, что бы полученная тобой специальность была нужна и интересна не только тебе, но и твоей стране. Не нужно получать специальности, которые были популярны когда-то давно (обычно такое идет от советов твоих родственников), ведь, когда ты выйдешь из ВУЗа ты столкнешься с тем, что все вакантные места занимаю пенсионеры и ты просто никому не нужен, так как их руководители имеют тот же возраст. Такое особенно часто случается у новоиспеченных технарей уровня МГТУ им. Баумана, МАИ, СТАНКИН и прочее в таком роде. Основывайте свой выбор на потребностях страны в будущем, нам не будет нужна армия программистов (быдлокодеров) и специалистов по международным отношениям. В нашей стране всегда были и есть ресурсы, такие как нефть, газ и полезные ископаемые и их нужно транспортировать. Это просто пример той сферы, которая практический бессмертна и всегда была есть и будет. Машинисты и другие эксплантаты транспорта доживают последний день, ведь автоматизация не стоит на месте, беспилотные поезда и самолеты уже почти готовы. Подумайте, а не заменит ли вас, специалиста, в будущем машина?
Надеюсь, эта статья натолкнет кого-то в тяжелом выборе на правильные вариант. Я не хочу кого-либо оскорбить или унизить. Весь текст несет лишь познавательную цель и только моё мнение. Удачи!