не вывозят тко что делать
Что делать, если не вывозят мусор?
– Как поступить в случае, если мусор никто не вывозит? Ближайший мусорный контейнер находится в 600 м от дома. Договор никто не заключал, а в платежном документе требования на оплату прописано.
Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота» Ксения Шанкина:
Если Вы живете в Москве, где в настоящее время не выбран региональный оператор для вывоза мусора (его планируют выбрать к 2021 году), тариф за услуги по вывозу ТБО включается в платежный документ. При этом управляющая компания обязана взять на себя услуги по вывозу мусора. Если мусор не вывозится, собственнику необходимо обратиться в УК с официальным запросом. Если даже в этом случае УК не отреагирует, обратитесь с официальной претензией в органы жилищной инспекции.
Если же Вы проживаете на территории субъекта, в котором определен региональный оператор по вывозу мусора, все равно необходимо помнить, что контроль за вывозом мусора осуществляет непосредственно управляющая компания. При этом собственники оплачивают вывоз мусора напрямую мусоровывозящей компании, как правило, через Единый расчетный центр (ЕРЦ), который выставляет квитанцию за эту услугу. И если раньше собственник заключал договор с УК, а УК – с мусоровывозящей компанией, то при наличии регионального оператора заключается трехсторонний договор между УК, ЕРЦ и мусоровывозящей компанией. В обязанности управляющей компании входит контроль вывоза ТБО, и в конце каждого месяца УК обязана предоставить данные об объеме вывезенного мусора в ЕРЦ.
Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):
Обязанность заключать договор на вывоз ТБО с региональным оператором установлена законодательством. Отказаться от этой услуги нельзя. Если ближайший контейнер далеко, обратитесь к региональному оператору за решением этого вопроса.
Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:
Договор на вывоз ТБО должен быть заключен в обязательном порядке. Более того, это обязанность собственников, а не кого-либо. Контейнер и площадка должны располагаться не более чем в ста метрах от дома. Вот размещать их – обязанность органов местного самоуправления, куда необходимо обратиться, опять же, Вам.
Договор на вывоз ТБО заключается в письменном виде с организацией, занимающейся вывозом мусора, либо может быть так называемым «фактическим», если Вы проживаете на территории ее обслуживания (что, скорее всего, и есть Ваш случай, так как квитанция содержит этот пункт).
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
Если мусор никто не вывозит, необходимо жаловаться в управляющую компанию. В случае, если она никак не помогает, можно обратиться в жилищную инспекцию.
Отвечает руководитель отдела правового сопровождения «НДВ – супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:
Согласно санитарным нормам, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) должны располагаться не ближе 20 и не дальше 100 метров от жилого дома. Вам необходимо обратиться в управляющую компанию за разъяснением, почему площадка для сбора мусора находится так далеко, либо в местную администрацию – она определяет места для оборудования площадок сбора ТКО. Плата за вывоз мусора взимается правомерно, поскольку оплачивается фактически право пользования услугой вывоза и утилизации ТКО вне зависимости от того, нуждается жилец в этом или нет.
Отвечает юрист-эколог Наталья Дербышева:
Лица, на которых лежит обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), то есть региональные операторы по обращению с ТКО, не обязаны заключать договор с каждым собственником жилых помещений. Регоператор заключает договор с органами местного самоуправления, а обязанность граждан – своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги – определена ст. 153 ЖК РФ. Что касается заключения договора, то законодательством предусматривается вступление такого договора с силу на основании конклюдентных действий. Например, если собственник уже воспользовался такой услугой или оплатил ее. При этом собственник жилого помещения вправе требовать надлежащего оказания такой услуги.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» (п. 8.2.4.), контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно, а, согласно п. 8.2.5., для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. На площадке должно располагаться не более пяти контейнеров, а ее расстояние от жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Таким образом, нужно обратиться к региональному оператору с претензией по факту размещения контейнерной площадки, а также несвоевременного вывоза ТКО, и требованием отменить оплату услуги, которая не была предоставлена (ст. 779-781 Гражданского кодекса РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Если региональный оператор продолжит начислять плату за вывоз ТКО и не устранит нарушения (установит соответствующую контейнерную площадку, будет осуществлять вывоз ТКО), тогда можно обратиться с жалобой в прокуратуру. Все претензии и жалобы рекомендуется подкреплять фото- и видеодоказательствами.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Права потребителей в случае оказания некачественных услуг по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами
В связи с увеличением количества обращений по вопросу ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по вывозу твердых бытовых отходов, Управление Роспотребнадзора по Орловской области разъясняет.
Вывоз твердых коммунальных отходов, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354)является коммунальной услугой.
Согласно п. 150 Правил № 354, если услуга предоставляется с перерывами, превышающими установленную продолжительность или ненадлежащего качества, исполнитель услуг обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителю необходимо сообщить об этом исполнителю услуги. Зафиксировать факт нарушения качества коммунальной услуги путем актирования можно как в присутствии представителя исполнителя коммунальной услуги, так и без него, но с привлечением не менее чем дух незаинтересованных лиц. В качестве доказательства можно использовать фото- и (или) видеоматериалы.
Акт должен содержать:
• сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
• сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
• сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
• другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Условия и порядок снижения размера платы установлены Правилами № 354. Если в результате проверки факт предоставления услуги ненадлежащего качества подтвердится, размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Так, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 3,3% размера платы.
С целью фиксации даты и факта обращения к исполнителю услуг, необходимо письменно оформить претензию в двух экземплярах с четким указанием требования. Первый экземпляр вручается руководителю или другому должностному лицу исполнителя, на втором экземпляре заявления потребителю ставится отметка о получении.
При отказе в принятии претензии, ее необходимо направить на юридический адрес исполнителя услуг по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке потребитель вправе согласно общим положениям ст. 11 Гражданского кодекса РФ обратиться с исковым заявлением в суд.
Потребитель по искам, связанным с нарушением его права освобождается от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по месту подачи искового заявления, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей.
При возникновении дополнительных вопросов, связанных с нарушениями прав потребителей, а также по вопросам судебной защиты можно обращаться в Управление Роспотребнадзора по Орловской области по телефонам 41-52-52, 42-26-59 и в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д.56а,
тел. 76-02-75.
Как подать жалобу на регионального оператора за невывоз мусора
Многим жильцам многоквартирных домов нередко приходится сталкиваться с проблемами несвоевременного вывоза бытовых отходов, когда мусором переполнены не только контейнеры, но и площадки, на которых они размещены. В то время, как стоимость коммунальных услуг периодически повышается, организации, ответственные за утилизацию ТБО не всегда выполняют свои обязанности качественно и в срок. В таких случаях необходимо как можно скорее обращаться с жалобой в управляющую компанию или ЖКХ.
Не вывозят мусор — последствия скопления отходов
Несвоевременный вывоз, неправильный сбор и утилизация коммунальных отходов в частном секторе и дворах многоэтажных домов угрожает окружающей среде и здоровью. Токсичные вещества, которые содержатся в мусоре, загрязняют землю и воздух, проникают в воду и вызывают заражения различными заболеваниями. Также места скопления отходов становятся рассадниками вредителей и насекомых. На контейнерных площадках собираются бродячие животные и грызуны.
Кто несет ответственность за своевременную уборку ТКО
За правильный сбор, своевременный вывоз и утилизацию ТКО несет ответственность региональный оператор и управляющая компания, с которой заключается договор на предоставление услуг. Плата за эти услуги включена в коммунальные платежи. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1, ТСЖ и УК также несет ответственность за правильное обустройство и обслуживание территории для сбора бытовых отходов, а также за содержание в чистоте и исправность мусоропроводов.
Если возник вопрос о том, куда жаловаться на вывоз мусора или если поставщик услуг не выполняет свои обязанности, отходы вывозятся не по графику или отсутствует предписанная в договоре сортировка отходов, жильцы могут подать на организацию жалобу в ЖКХ или городскую администрацию.
ФЗ о регламенте на вывоз отходов производства и потребления
Правила сбора и утилизации ТБО регламентируются согласно закону «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.
Законодательством предусмотрены правила установки контейнеров и обустройства контейнерных площадок. Если в многоквартирном доме проживает менее двух сотен человек, допускаются контейнеры емкостью 100 л. Для большего количества жильцов — 800 л. При этом общее количество контейнеров не должно превышать 4-5.
Куда звонить за невывоз мусора
Прежде чем направлять в администрацию или Роспотребнадзор письменную жалобу, можно связаться по телефону с управляющей компанией, региональным оператором или департаментом ЖКХ. Звонок не поможет решить систематические невыполнения предписанных норм по сбору и вывозу отходов, но с его помощью можно получить подробную консультацию насчет письменного обращения в вышестоящие органы и обратить внимание региональных служб на факт нарушения.
Региональному оператору
Согласно законодательству РФ, за сбор, хранение и утилизацию отходов на определенной территории отвечает региональный оператор. В его обязанности входит надзор за регулярностью сбора и вывоза мусора, его правильным хранением и сортировкой.
В случае бездействия можно подать в Роспотребнадзор жалобу на регионального оператора по поводу вывоза мусора. Ответственность в случае несоблюдения предписанных законом норм, неправильного размещения и количества контейнеров предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В управляющую компанию
Управляющая компания занимается обеспечением всех необходимых условий для правильного сбора, хранения и вывоза бытовых отходов. В обязанности УК входит заключение договора с региональным оператором и соблюдение всех предписанных обязательств по утилизации отходов.
Данные для связи с управляющей компанией, включая номера телефонов, электронную почту, сайт и адрес, указаны на платежных документах. Если претензию по телефону приняли, но меры по устранению проблемы не производятся более чем 3-5 дней, следует незамедлительно обращаться с письменным заявлением в другие организации по урегулированию коммунальных нарушений.
Представителю ТСЖ или ЖК
Также можно обратиться по телефону с жалобой к работникам ЖКХ и ТСЖ. Это одно из главных мест, куда можно жаловаться на невывоз мусора. Для этого нужно позвонить по номеру, который указан на квитанциях об оплате коммунальных услуг. В случае, когда жалоба долго остается без внимания, необходимо направиться с прошением о рассмотрении проблемы в городскую или районную администрацию.
Местное представительство Роспотребнадзора
Обратиться за помощью в случае несвоевременного вывоза ТБО можно также в местное отделение Роспотребнадзора. Эта организация осуществляет эпидемиологический, санитарный и медицинский контроль, в том числе и следит за чистотой на территории жилых кварталов. Обратиться с прошением можно по общему для всех регионов номеру горячей линии 8800 или позвонить в круглосуточный единый центр консультаций по телефону 88005554943.
По общим вопросам касательно сбора и вывоза можно бесплатно обратиться в справочную службу центрального аппарата по телефону 88001000004. Звонить можно из любого региона страны по будням с 10:00 до 17:00 по Москве, кроме времени перерыва с 12:00 до 12:45.
Если не вывозят мусор, куда жаловаться в письменном виде (контролирующие органы)
Чтобы задокументировать факт нарушения предписанных правил по сбору и вывозу мусора, можно также подать личную или коллективную письменную жалобу в один из ответственных органов власти. Кроме нерегулярного вывоза, жалобу также можно подать в случае нарушения раздельного сбора отходов, когда мусор из раздельных контейнеров работники сваливают в один бак или кузов. В таком случае ответственность за оператором предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1039 в редакции от 15.08.2019, тем более, если в тариф включена стоимость за сортировку отходов.
К содержанию прошения нет жестких юридических требований, писать ее можно в свободной форме. В тексте прошения должна содержаться следующая информация:
К жалобе следует приложить второй экземпляр письма с датой подачи, подписью и печатью должностного лица.
Министерство ЖКХ
Департамент ЖКХ действует в каждом регионе и относится к органам исполнительной власти. Его основная задача — поддержание правильного функционирования жилищно-коммунальных служб, прием и обработка заявлений жильцов, в том числе и в случае не вывоза мусора и бытовых отходов. Пожаловаться в организацию можно несколькими способами:
Жилищная инспекция
Жилищная инспекция — это специальный управленческий орган, который решает проблемы в работе коммунальных служб и куда можно жаловаться, если не вывозят мусор. Организация принимает жалобы от всех граждан, в письменном или электронном виде. Также возможна личная или коллективная встреча с ответственным сотрудником.
После подачи и регистрации заявления уполномоченное лицо встречается по указанному в тексте жалобы адресу с жильцами дома и коммунальными работниками для составления протокола. Далее фиксируется факт правонарушения, выдвигаются сроки для его устранения и накладываются санкции в случае невыполнения предписанного распоряжения.
Роспотребнадзор
Когда региональный оператор и управляющая компания оставляет претензии без ответа, а невывоз мусора продолжается, необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Письменное обращение стоит подавать лично, посетив региональное отделение службы. Можно также подать прошение о рассмотрении проблемы в электронном виде, заполнив форму обратной связи на сайте или отправив письмо на электронную почту.
Согласно законодательству, стандартный срок рассмотрения претензии составляет не более одного календарного месяца. К тексту обязательно нужно прикрепить фотографии в качестве доказательства факта нарушения, копию договора с УК и копию претензии, оставленной в Книге жалоб и предложений.
Региональные органы исполнительной власти
Региональные органы власти помогут решить вопрос, если управляющая компания и региональный оператор не соблюдают график, нарушают нормы сбора и хранения и не вывозят мусор. Куда обратиться — в городскую или районную администрацию.
К претензии необходимо приложить фотографии двора дома, прилегающих тротуаров, улицы и участка, на котором размещены контейнеры. Подать жалобу можно зарегистрировать на официальном сайте администрации, записаться на прием к руководителю через приемную или направить письмо при помощи электронной почты или в бумажном виде через почту России.
Как правильно избавиться от мусора после ремонта квартиры в Москве
Ростех может стать единым оператором по обращению с медотходами
Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора
Через 4 года почти весь российский мусор пойдет в обработку
Мусорные площадки — ответственность ЖЭКа
В Алтайском крае регоператор отказывается вывозить мусор из малых сел
Спор с региональным оператором по обращению с ТКО о способе коммерческого учета ТКО
Многие из нас столкнулись с так называемой «мусорной реформой», которая реализуется уже более двух лет, но до сих пор так никто и не понял суть этой реформы, поскольку не изменилось ничего, кроме того, что появился еще один посредник в виде регионального оператора и плата за мусор выросла в несколько раз.
В Республике Коми переход на новую форму отношений в сфере обращения с ТКО произошел даже раньше, чем в целом по стране, а именно с 01 ноября 2018 г. На тот момент никто толком не понимал, как все будет выглядеть и работать.
Где-то в конце 2018 г. наша компания получила письмо от регионального оператора с предложением заключить договор. В ответ мы направили заявку на заключение договора, в которой указали адрес и наименование объекта, схему контейнерной площадки. В качестве способа коммерческого учета объема ТКО просили указать – исходя из количества и объема контейнеров, сославшись на абз. третий подп. «а» п. 5 и п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505. Также в заявке нами было указано количество контейнеров: один контейнер объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза 3 раза в неделю.
На указанных условиях и был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 февраля 2019 г.
На протяжении года мы работали в рамках этого договора, никаких серьезных проблем не возникало. Понятное дело, что график вывоза мусора не всегда соблюдался, но мы на это закрывали глаза.
Проблемы начались в феврале 2020 г. Мы получаем счет от регионального оператора, в котором сумма платы выросла в шесть раз, а объем ТКО вместо согласованных 9 куб.м в месяц был указан в размере более 55 куб.м. Естественно, данную сумму мы оплачивать не стали, а направили в адрес регионального оператора претензию с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями договора.
На что мы получили ответ, что сумма платы выросла, т.к. расчет произведен на основании норматива. При этом региональный оператор указывает, что расчеты по фактическому объему возможны только в случае организации раздельного сбора ТКО в силу п. 8 Правил №505. В подтверждение своего довода региональный оператор сослался на судебную практику. Также региональный оператор ссылается на СанПин 2.1.7.3.550-19, в соответствии с которым ТКО подлежат вывозу ежедневно при температуре наружного воздуха выше +5. Кроме того, региональный оператор указывает, что в соответствии с п. 2.4 этого же СанПин для определения количества мусоросборников, устанавливаемых на контейнерной площадке, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками и нормативов накопления ТКО.
Дополнительно с ответом региональный оператор направил в наш адрес дополнительное соглашение к договору, согласно которому расчет платы за услуги по обращению с ТКО производится по нормативу. Мы, в свою очередь, направили письменный отказ от подписания дополнительного соглашения, указав, что все условия договора определены сторонами, любое изменение условий договора возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке при наличии к тому оснований. Мы не заинтересованы в изменении условий заключенного договора, т.к. объем мусора, образованного в результате деятельности предприятия, не увеличился, а условия дополнительного соглашения ущемляют наши права.
Поскольку позиция регионального оператора была неизменна, и они продолжали выставлять счета в завышенном размере, мы решили обратиться за защитой своих прав в Коми УФАС, поскольку полагали, что в действиях регионального оператора имеются признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора. Коми УФАС, рассмотрев нашу жалобу, отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора. При этом антимонопольный орган полностью повторяет доводы регионального оператора относительно того, что в силу п.8 Правил №505 способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров подлежит применению только в случае раздельного накопления ТКО. В вязи с этим, антимонопольный орган указывает, что условие заключенного договора не подлежат применению и расчет за услуги должен производится по нормативу. В обоснование своего решения антимонопольный орган ссылается не на закон, а на судебную практику! Также Коми УФАС посчитало, что расчеты на основании договора не подлежали применению т.к. контейнерная площадка не стояла в реестре контейнерных площадок. Конечно, решение Коми УФАС нас очень удивило. Такое ощущение, что решение за них писал региональный оператор.
В связи с этим на пришлось обращаться в суд с иском об обязании регионального оператора произвести перерасчет начисленной платы по договору сходя из условий договора, и параллельно обжаловать решение Коми УФАС. Производство по делу об обжаловании отказа антимонопольного органа суд приостановил до рассмотрения дела об обязании произвести перерасчет.
На момент рассмотрения нашего дела в арбитражных судах начала формироваться порочная судебная практика, связанная с неправильным толкованием положений Правил №505, в частности п. 5, 6 и 8 указанных Правил.
Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, который предусматривает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накоплениятвердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеровдля накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 8 Правил N 505 устанавливает, что «при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. „а“ п. 5 Правил N 505», т.е. исходя из количества и объема контейнеров.
По-моему, все предельно просто и ясно. Не нужно быть юристом, чтобы, прочитав пункты 5,6 и 8 Правил, понять их суть: собственники ТКО вправе производить коммерческий учет объема ТКО одним из двух расчетных способов: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров. Применяется тот способ, который стороны определят в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Если же у собственника ТКО ведется раздельный сбор ТКО, то применяться может только один способ коммерческого учета – исходя из количества и объема контейнеров.
Но суды как-то неправильно поняли эти положения. В частности, зачастую суды указывают, что способ коммерческого учета – исходя из объема и количества контейнеров, применяется только в случае раздельного накопления ТКО, ссылаются при этом на п. 8 Правил №505. Под расчетным же способом коммерческого учета суды почему-то, понимают только расчет по нормативу, что противоречит подп. «а» п. 5 Правил №505, в котором указаны два расчетных счета: по нормативу либо по фактическому объему. Исходя из такого толкования положений Правил №505, суды приходят к выводу о том, что условия договора о расчетах по фактическому объему не подлежат применению и расчеты необходимо производить по нормативу.
Наша защита строилась на следующих моментах:
В соответствии со статьей 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
В силу статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
Учитывая, что договор — это согласованная воля двух сторон, в данном случае для применения способа расчетов по нормативу требуется его согласование как собственником ТКО, так и региональным оператором.
Односторонне изменение региональным оператором условий заключенного договора в данном случае нарушает положения ст. 450 Гражданского кодекса РФ.
2. На предприятии ведется раздельный сбор ТКО (суду были представлены фото контейнерной площадки с контейнерами для пластика и бумаги и для ТКО, акты сдачи-приема вторсырья на переработку со специализированной компанией, документы, подтверждающие согласование органом местного самоуправления контейнерной площадки с раздельным сбором ТКО).
В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема ТКО раздельное накопление ТКО является безусловным основанием для расчета платы исходя из объема и количества контейнеров.
На довод ответчика о том, что мы не вправе производить раздельное накопление ТКО, т.к. транспортная схема в Республике Коми не предусматривает транспортные потоки для раздельно собранных ТКО мы сослались на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2020 по делу №А29-7750/2020, согласно которому «Собственник ТКО, фактически организовавший раздельное накопление, не должен становиться заложником дефектов территориальной схемы, изъянов законодательства, возможных пороков в реализованной закупочной процедуре, отсутствия в субъекте Российской Федерации мусоросортировочного завода, неприспособленности полигонов под раздельный сбор ТКО, материально-технических и организационных трудностей самого регионального оператора (операторов), поскольку собственник ТКО в силу объективных причин не может повлиять ни на один из перечисленных негативных фактор». Из текста указанного судебного решения следует, что в случае если фактически раздельный сбор ТКО организован, то расчеты должны производится исходя из фактического объема ТКО.
3. У общества собственная территория, на которой расположены только объекты общества, исключена возможность доступа на контейнерную площадку третьих лиц. Контейнерная площадка используется только обществом. Соответственно, есть реальная возможность определить фактический объем образуемых ТКО.
4. Также мы представили суду журнал учета вывоза ТКО, который ведется на нашем предприятии. У нас в штате даже есть работник, в обязанности которого входит осуществление контроля за вывозом ТКО. Согласно сведениям журнала, региональный оператор вывез ТКО в объеме, не превышающем договорной объем.
Региональный оператор документально не опроверг доводы истца об объеме фактически вывезенных ТКО, в частности суду не представлены выкопировки из маршрутных журналов, копии путевых листов, данные системы ГЛОНАСС. Объем услуг, предъявляемый истцу, не подтвержден документально.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить.определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, плата за услуги по обращению с ТКО, это не налог, не обязательный сбор, как ошибочно полагает региональный оператор, а плата за фактически оказанные услуги. Соответственно, услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны.
5. Увеличение рейсов регионального оператора (ежедневный вывоз в летний период), не означает увеличение объема образуемых ТКО. В этом случае региональный оператор вывозит не полный контейнер, т.к. при ежедневном вывозе контейнер не успевает заполняться. Почему же мы должны платить за воздух?
6. Суду нами было представлено письмо ППК «Российский экологический оператор». По мнению ППК «РЭО», коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может осуществляться по соглашению сторон и должен осуществляться – при раздельном накоплении ТКО. Кроме того, ППК «РЭО» считает, что п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 неприменим к юридическим лицам.
7. Ответчик ссылается на неприменение договора в прежней редакции в связи с несоответствием его закону.
Вместе с тем, договор исполнялся сторонами без возражений на протяжении года.
В п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 „О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ закреплено: «Сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 ст. 166 ГК РФ)».
В силу п.5 ст. 166 ГК РФ ссылка ответчика на несоответствие условий заключенного договора требованиям законодательства не имеет правового значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Действия ответчика по начислению платы в завышенном размере в обход условий договора содержат в себе признаки недобросовестного поведения.
8. Суду нами было представлено письмо ФАС России, в котором антимонопольный орган дает четкое разъяснение, что стороны при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета объема ТКО, предусмотренный подп. «а» п.5 Правил №505: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров.
Указанные выводы также содержатся в письмах регионального МинЖКХ и Управления Роспотребнадзора, которые также были нами представлены.
9. Ссылка ответчика на п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 не обоснована, т.к. данное положение регулирует порядок создания контейнерных площадок и носит рекомендательный характер. Указанным пунктом не установлен порядок расчетов за услуги по обращению с ТКО и порядок коммерческого учета объема ТКО.
Кроме того, если дословно читать данный пункт, то он привязывает количество контейнеров к количеству населения, умноженному на норматив, что предполагает применение данного пункта к жилым домам и придомовым территориям, а не к производственным территориям (как в нашем случае), на которых население не проживает.
Что касается порядка расчета объема ТКО, то он установлен, прежде всего п. 1 ст. 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505, далее по тексту – Правила №505, Правила коммерческого учета объема ТКО).
Исходя из пункта 5 указанных правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. „а“ п. 5 Правил (п. 6 Правил N 505), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему). Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила N 505 не содержат. Ссылка в пункте 6 Правил дана на подпункт «а» в целом, без указания конкретного абзаца. Следовательно, законодатель предусмотрел возможность применения в расчетах как фактического объема ТКО, так и нормативов. Выбор того или иного способа остается за сторонами договора.
Пункт 8 Правил N 505, устанавливающий, что „при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. “а» п. 5 Правил N 505″, лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
Таким образом, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в двух случаях:
— при раздельном накоплении сортированных отходов;
— в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.
Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов. То есть законодательно закреплена возможность выбора способа учета объема ТКО, который стороны согласовывают при заключении договора.
Исходя же из доводов ответчика, потребитель в любом случае не может платить меньше норматива, что противоречит вышеприведённым нормам.
Пункт 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 лишь определяет ориентир, которым можно руководствоваться при организации контейнерной площадки. Но это вовсе не означает, что количество контейнеров на контейнерной площадке не может быть меньше установленных нормативов. В отношениях с потребителями, имеющими собственные места накопления ТКО, необходимо исходить, прежде всего, из фактического объема образования ТКО, т.к. норматив – величина приблизительная.
В подтверждение изложенного суду было представлено письмо Управления Роспотребнадзора по РК, адресованное непосредственно региональному оператору (№11-00-05/69-7438-2020 от 29.05.20). В указанном письме, в частности, отмечено, что применительно к п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 норматив накопления ТКО неточная величина и может превышать фактическое образование в несколько раз, в связи с чем уполномоченному органу и региональному оператору необходимо проработать вопрос в части возможности заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, исходя из фактического накопления ТКО.
В результате суд удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд не принял во внимание наличие раздельного сбора ТКО на предприятии. В данном случае достаточным основанием являлось наличие согласованного сторонами в договоре способа коммерческого учета объема ТКО – исходя из количества и объема контейнеров, объема ТКО и периодичности вывоза. В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводы, что региональный оператор не вправе был изменять условия заключенного договора в одностороннем порядке.
На сегодняшний день уже имеется судебная практика на уровне Верховного суда РФ: Решение ВС РФ от 17.02.2021 №АКПИ20-956; Определение ВС РФ от 27.04.2021 по делу №305-ЭС21-54.
Обратите также внимание на Письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 07-25-53/6886, в котором указано на право заказчиков выбрать один из альтернативных способов коммерческого учета объема ТКО.