не умничай что значит психология
Не умничай! Или родительские установки
Мать всегда говорила ей, чтобы она берегла себя и носила резиновые сапоги, дабы не промочить ноги; кроме того, она частенько восклицала в сердцах: «Чтоб ты провалилась!». Будучи послушной девочкой, она была в резиновых сапогах, когда упала с моста…
С годами каждый из нас все более отчётливо понимает, что манера поведения, поступки, образ мыслей, особенности отношений с другими людьми формируются под влиянием семьи.
Существует такое понятие как «родительское программирование». Разберем это понятие по частям. Программа – это набор команд или заданная последовательность действий => программирование – это процесс создания программ => родители – это ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать). Следовательно, родительское программирование – это процесс создания последовательных действий или набор команд ближайшими родственниками человека (отцом и матерью). Каждая родительская программа состоит из установок (общего руководящего указания, даваемого высшим органом, то есть родителем, подчинённому — ребенку) о том, как и что делать. Своего рода некая инструкция. Директивы (установки) выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. Вместе с тем знание о них помогает избежать ошибок в воспитании собственных детей.
Рассмотрим несколько распространенных установок. Для этого вспомним, какие фразы чаще всего вы говорите своему ребенку? Возможно, вам знакома такая фраза как «глаза б мои тебя не видели!», «за что мне такое наказание!». Естественно, это было сказано под влиянием эмоций, но всё же в данных высказываниях родителя скрывается директива «не живи». Этот вид программирования способен выработать в ребенке устойчивое чувство вины, что в будущем может вызвать ощущение никчемности существования, которая выражается в необходимости постоянного доказательства «нужности».
Многие из вас, будучи ребенком, слышали от родителей: «что ты ведешь себя, как маленький», «когда ты уже повзрослеешь». В этих высказываниях заключается установка «не будь ребенком»,который подразумевает, что состояние «детскости» — нечто постыдное, плохое, и от этого надо избавиться. В дальнейшем это указание приводит к тому, что ребенок во взрослой жизни берёт на себя слишком много обязательств, учится подавлять свои желания, при этом у него возникают трудности в общении со своими детьми, так как ему не понятно — «как быть» ребенком.
Часто встречающиеся в речи взрослых фразы: «не умничай», «делай, что говорят», «я лучше знаю, что надо делать», «вырастешь – поймешь» указывают на такую директиву как «не думай». Как следствие ребенок начинает испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувство опустошенности. Повзрослев, такой человек теряется в сложных ситуациях, а мучительное ощущение собственной беспомощности и потерянности провоцирует на необдуманные поступки.
Установка «не чувствуй» — «как ты можешь злиться?», «ешь все, что тебе дают», «не сахарный – не растаешь», «мне тоже холодно, но я же терплю», «хватит плакать, развела тут мыльную оперу», побуждает ребенка скрывать свои эмоции, что приводит к нарушению его внутренней гармонии. Впоследствии человек не может высказать словами свои чувства, утрачивает способность к безопасности и контроля над телом. Став взрослым, человек начнет компенсировать рабочие неприятности семейными скандалами, так и не научившись направлять и выражать свои эмоции.
«Кто, кроме меня, скажет тебе правду?», «все только и смеются за спиной», «кто, если не мама скажет?». Установка «не будь близким» учит ребенка не доверять другим, считать, что любая близость, откровение для него опасны. Как следствие, человек подозрителен во всем или наоборот нечувствителен ко лжи, не умеющий определять, можно ли доверять другим.
И напоследок вспомним, что вы говорите ребенку, когда видите, что он не справится с заданием, работой? Верно, — «я сама сделаю», «дай, я помогу», «не делай сам, подожди меня», «не делай сам — опасно!». В этом и заключается установка «не делай», приводящая к формированию чувства страха у ребенка в начале каждого дела, оттягивания любой работы.
Таким образом, большая часть взрослых несет в себе груз родительских установок, которые в свою очередь передают их своему ребенку. Есть ли выход из положения? Конечно же, есть. Для этого придется начать с себя. Попытайтесь распознать в общении с ребенком родительские установки. Задумайтесь о том, когда, как и что вы говорите своему ребенку. Постарайтесь определить, какой смысл вы вкладываете в слова, обращаясь к ребенку. Общение с ребенком на основе искренности, заключенной в желании добра и счастья будет мотивировать его к позитивным личностным изменениям. Ведь слова – великая сила.
Автор публикации — Биксеитова Эльза, психолог Кризисного центра
Умных никто не любит?
Мы постоянно пользуемся понятиями «умный» и «неумный», особо не задумываясь, что именно они означают. И немудрено: на поиск определения уму можно потратить не один долгий осенний вечер.
Мы постоянно пользуемся понятиями «умный» и «неумный», особо не задумываясь, что именно они означают. И немудрено: на поиск определения уму можно потратить не один долгий осенний вечер. Тем более что каждый вкладывает в это понятие собственное содержание.
Для кого-то ум – это эрудиция, для кого-то познавательная способность, для кого-то – скорость обработки информации. Древние китайцы вообще считали, что единственным свойством ума является его глубина. Исчерпывающе, но туманно. Проблема ума осложняется еще и тем, что существует немало смежных понятий, вроде интеллекта, рассудка или мышления, с которыми порой путают ум.
Надо сказать, что мышление и интеллект – понятии научные. То есть, их можно измерить и найти численное выражение. Например, пройти тест на IQ или на стратегии мышления и принятия решений. В отличие от мышления и интеллекта, ум – штука глубоко ненаучная и никакому количественному измерению его подвергнуть невозможно. Так что как древние китайцы оценивали глубину ума – это еще большой вопрос.
Есть любопытная языковая деталь, связанная с понятием ума. Если заняться словообразованием, слово «ум» делает интересный финт. Например, «умник» носит явно неодобрительный оттенок: развелось здесь умников! Зато применительно к женщине «умница» – явно комплимент. Как говорится, все любят умных, но никто не любит умников.
Осталась самая мелочь: выяснить, чем умный отличается от умника. Умник умничает, а умный при необходимости демонстрирует свой ум. Другими словами, умник вовсе не лишен ума, он только находит ему неправильное применение. А это значит, что ум проявляется в поведении человека.
Именно с этим связаны продолжительные споры на предмет того, умен ли Чацкий или он – глупец. Аргументы «за» понятны: герой «Горя от ума» говорит дельные вещи и разоблачает всех, кто попадется под горячую руку. Аргумент «против» один-единственный: неужели Чацкий не понимает, насколько его поведение неуместно в данной ситуации? Что никакого эффекта его выступление не даст? Это все равно, что сегодня проникнуть на закрытую вечеринку для отечественного бомонда, шататься с бокалом шампанского и периодически возмущенно бросать в лицо собравшимся: «Вот вы жрете, а в Африке дети голодают». Очень умно, а главное – эффективно.
Умный человек обязательно будет следить за тем, чтобы его ум был уместен в конкретной ситуации. Вести себя так, чтобы не метать бисер перед свиньями, не давать советов тем, кто в них не нуждается, и не читать лекций там, где требуется незначительная светская беседа. То есть, умный человек не станет умничать.
Для обозначения связи ума с поведением его носителя в психологии существует даже специальный термин – «социальный интеллект». Так обозначается дальновидность в социальных отношениях. То есть, умение быстро и верно оценивать окружающих и предсказывать их реакции. Социальный интеллект – это и есть показатель уместности поведения того или иного человека.
Но дело еще и в том, что двух одинаковых умов не бывает. Нередко люди оказываются умными в какой-то определенной области и невероятно ограниченными в другой. Так, например, бывают матери очень тонко понимающие все, что касается развития и воспитания их ребенка, но с которыми совершенно невозможно поговорить о чем-то другом. То же самое происходит с прекрасными специалистами в своей области, которые совершенно теряются при необходимости говорить на темы, никак не связанные с их работой.
Впрочем, может быть это и неплохо? По крайней мере, у каждого есть шанс найти себе ту сферу деятельности, в которой он будет исключительно умен.
Что значит, когда человеку говорят: «Не умничай!», кто так говорит?
Так говорят люди, которым нечего ответить. Если бы вы были не правы, вас обязательно бы ткнули в это! А если сказали «Не умничай» значит все правильно сказали/сделали. В такой ситуации лучше перестать «умничать», но помнить о том, что вы умнее собеседника. В противном случае может дойти до конфликта.
Спать мертвым сном совсем не значит уснуть навеки. Это выражение используют тогда, когда хотят сказать, что человек спит так крепко, что его не тревожат посторонние звуки, шум, музыка, громкие разговоры, он спит и не замечает ничего, что происходит вокруг.
Как правило мертвым сном спят только очень уставшие люди, и про них еще говорят, что их не добудишься.
Конечно иметь крепкий сон это хорошо, но мертвый сон говорит о том, что человек исчерпал пределы своих сил.
Счастливая тоска соотносима только с любовью, когда человек тоскует о том, что дорого ему, о встрече с милой, об исполнении заветного желания, которое долго не исполняется. Прдеставьте, ребенок, находящийся долгое время в лагере или на море во сне увидел маму, он просыпается с улыбкой на лице в состоянии счастливой тоски, ему хочется побыстрее увидеть маму.Но счастливая тоска может быть и грустной, если человек знает, что он мечтает о том, что никогда не исполнится.Он увидел во сне маму, он рад этому, но дело в том, что мамы уже давно нет на свете, но всё равно, счастливо тоскуя об ушедшей или ушедшему, человек вспоминает всё лучшее, всё доброе, что было в его жизни связано с мамой. И это великолепно.
умничать
Старый дед целыми днями сидел на скамейке возле дома, заговаривал с прохожими, знакомыми и незнакомыми, умничал, никого не слушал и твердил только об испорченности нравов молодежи и неумении правильно жить.
Смотреть что такое «умничать» в других словарях:
умничать — См … Словарь синонимов
УМНИЧАТЬ — УМНИЧАТЬ, умничаю, умничаешь, несовер. (к сумничать) (разг.). Говорить, стараясь выказать свой ум (ирон.). «Он умничает глупо, а дурачится умно.» Д.Давыдов. || делать по своему, мудрить, считая себя умнее других. Воли мне мало. «Ребята мои… … Толковый словарь Ушакова
УМНИЧАТЬ — УМНИЧАТЬ, аю, аешь; несовер. (разг. неод.). 1. Стараться выказать свой ум. 2. Поступать по своему, мудрить. Не умничай, делай, как велят. | совер. сумничать, аю, аешь (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
умничать — умничать, аю, ает … Русский орфографический словарь
Умничать — несов. неперех. разг. 1. Говорить, стараясь показать свой ум. 2. Поступать по своему, усложняя и мудря, стараясь показать себя умнее других. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
умничать — умничать, умничаю, умничаем, умничаешь, умничаете, умничает, умничают, умничая, умничал, умничала, умничало, умничали, умничай, умничайте, умничающий, умничающая, умничающее, умничающие, умничающего, умничающей, умничающего, умничающих,… … Формы слов
умничать — (I), у/мничаю, чаешь, чают … Орфографический словарь русского языка
умничать — аю, аешь; нсв. (св. сумничать). Неодобр. 1. Стараться выказать свой ум в разговорах, в рассуждениях. У. перед гостями. У. в присутствии девушек. Любить у. 2. Мудрить, неоправданно усложнять, запутывать какое л. дело, положение и т.п. У. с… … Энциклопедический словарь
умничать — аю, аешь; нсв. (св. су/мничать); неодобр. 1) Стараться выказать свой ум в разговорах, в рассуждениях. У/мничать перед гостями. У/мничать в присутствии девушек. Любить у/мничать. 2) а) Мудрить, неоправданно усложнять, запутывать какое л. дело,… … Словарь многих выражений
умничать — 1.8.9., ЛВМ 11 … Экспериментальный синтаксический словарь
УМНИЧАТЬ
Смотреть что такое «УМНИЧАТЬ» в других словарях:
умничать — См … Словарь синонимов
УМНИЧАТЬ — УМНИЧАТЬ, умничаю, умничаешь, несовер. (к сумничать) (разг.). Говорить, стараясь выказать свой ум (ирон.). «Он умничает глупо, а дурачится умно.» Д.Давыдов. || делать по своему, мудрить, считая себя умнее других. Воли мне мало. «Ребята мои… … Толковый словарь Ушакова
умничать — умничать, аю, ает … Русский орфографический словарь
Умничать — несов. неперех. разг. 1. Говорить, стараясь показать свой ум. 2. Поступать по своему, усложняя и мудря, стараясь показать себя умнее других. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
умничать — умничать, умничаю, умничаем, умничаешь, умничаете, умничает, умничают, умничая, умничал, умничала, умничало, умничали, умничай, умничайте, умничающий, умничающая, умничающее, умничающие, умничающего, умничающей, умничающего, умничающих,… … Формы слов
умничать — (I), у/мничаю, чаешь, чают … Орфографический словарь русского языка
умничать — аю, аешь; нсв. (св. сумничать). Неодобр. 1. Стараться выказать свой ум в разговорах, в рассуждениях. У. перед гостями. У. в присутствии девушек. Любить у. 2. Мудрить, неоправданно усложнять, запутывать какое л. дело, положение и т.п. У. с… … Энциклопедический словарь
умничать — аю, аешь; нсв. (св. су/мничать); неодобр. 1) Стараться выказать свой ум в разговорах, в рассуждениях. У/мничать перед гостями. У/мничать в присутствии девушек. Любить у/мничать. 2) а) Мудрить, неоправданно усложнять, запутывать какое л. дело,… … Словарь многих выражений
умничать — 1.8.9., ЛВМ 11 … Экспериментальный синтаксический словарь
умничать — УМНИЧАТЬ, несов., без доп. Разг. Поступать по своему, считая себя в интеллектуальном отношении выше и лучше других и показывая свое превосходство в разговорах, рассуждениях; Син.: высокомерничать [impf. (coll., pejor.) to show off one’s… … Большой толковый словарь русских глаголов