не так живи как хочется островский краткое содержание

Не так живи, как хочется

«Не так живи, как хочется» — пьеса («народная драма») Александра Островского в трёх действиях. Написана в 1854 году.

Премьера пьесы состоялась 3 декабря 1854 года в Малом театре. Впервые опубликована в журнале «Москвитянин» в сентябре 1855 года.

Создание

Первый набросок драмы относится к августу 1854 года. Драма должна была состоять из пяти актов. Первоначальное заглавие было пословичное и нравоучительное: «Божье крепко, а вражье лепко: масленица». В ремарке на заглавном листе указывалось: «Действие происходит в XVII столетии, в одном из больших городов России на Волге во время масленицы». Островский написал начало первого акта, но затем всё зачеркнул.

Второй черновой вариант пьесы с заглавием «Не так живи, как хочется» ближе к окончательной редакции. Теперь это «драма в 3-х действиях и 4-х картинах». Действие перенесено в Москву. Автор несколько раз менял время действия. От XVII столетия к концу XVI, а потом к концу XVIII века. Во всех вариантах действие неизменно «происходит на масленице».

В ноябре 1854 года пьеса была закончена, а 3 декабря уже поставлена в Малом театре.

Действующие лица

Действие происходит в Москве, в конце XVIII столетия, на масленице. Содержание взято из народных рассказов.

Полезное

Смотреть что такое «Не так живи, как хочется» в других словарях:

Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит. — Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

живи не так, как хочется, а как Бог велит — Ср. Строгий человек. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в Божьем слове. Богу покоряйся, и Он даст тебе все, что попросишь у Него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтоб он себе новую одежду… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Живи не так, как хочется, а как Бог велит — Живи не такъ, какъ хочется, а какъ Богъ велитъ. Ср. Строгій человѣкъ. Нужно, говоритъ онъ, жить не такъ, какъ ты самъ хочешь, а такъ, какъ сказано въ Божьемъ словѣ. Богу покоряйся и Онъ дастъ тебѣ все, что попросишь у Него. А самъ онъ весь въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Не так живи — Не так живи, как хочется «Не так живи, как хочется» пьеса («народная драма») Александра Островского в трёх действиях. Написана в 1854 году. Премьера пьесы состоялась 3 декабря 1854 года в Малом театре. Впервые опубликована в… … Википедия

Ах, как хочется жить — Ах, как хочется жить … Википедия

Как с гуся вода — Разг. Экспрес. 1. кому. Совершенно безразлично, никак не действует на кого либо. [Груша:] Каких бед с ним не было! Два раза из проруби вытаскивали, а ему всё как с гуся вода (А. Островский. Не так живи, как хочется). 2. с кого. Легко, быстро,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Живи спокойно, страна! (альбом) — Живи спокойно, страна … Википедия

Как тревожен этот путь — двойной альбом Аллы Пугачёвой Дата выпуска ноябрь 1982 Записан 1980 1981 … Википедия

Источник

Краткое содержание Не так живи, как хочется Островский А. Н

Не так живи, как хочется

Наведываясь по своим купеческим делам, в небольшой уездный городок, Петр Ильич полюбил бедную девушку Дашу. Позже увез ее к себе в столицу, и, будучи честным человеком, женился на ней. Но так же скоро и остыл к ней. Он полюбил другую девушку, будучи уже в Москве. Даша не могла понять, что стало причиной равнодушия к ней супруга.

Вначале, она с прежней пылкостью пыталась зажечь былую страсть, но это имело совершенно противоположный эффект. Отец пробовал беседами вразумить увлеченного сына, угрожая отказом в благословении, но все было безрезультатно.

Горящее сердце не позволяло услышать наставления. Узнав об изменах мужа, Даша собирает вещи и решает уезжать в отчий дом. В то же время родители, узнавшие о конфликтах в семье дочери, собрались к ней в гости.

По случайному совпадению, дочь и родители встретились как раз на том дворе, где жила разлучница Груша. Даше стыдно было смотреть отцу в глаза, его она не видела со дня своего побега из родительского дома. Но отец участливо отнесся к горю дочери, и Даша стала все рассказывать. Отец сокрушался ее горю,

но когда услышал о планах дочери сбежать от мужа, воспротивился: негоже бросать мужа, ибо “Бог соединил, человек не разлучает”. Все эти разговоры услышала Груша, она узнала в них себя, и тот факт, что Петр обманул ее, сказав, что холост.

Но вопреки ее мольбам, отец снова припоминает, что такую судьбу для себя она выбрала сама. Он советует дочери ждать и надеяться на перемены к лучшему.

Надежды оправдались, Петр вернулся. После недавно настигшей его опасности, он пересмотрел свои приоритеты и стает на колени, дабы просить прощения у жены. Отец доволен, в очередной раз его слова подтвердились. Даша прощает мужа.

Исходом произведения, автор хотел показать, что жить нужно, не всегда подчиняясь страсти, а иногда и Божьим законам.

Похожие топики по английскому:

Источник

не так живи как хочется островский краткое содержание

Александр Николаевич Островский

Не так живи, как хочется

Илья Иванович, зажиточный купец.

Петр, его сын.

Даша, жена Петра.

Афимья, их тетка.

Агафон, мещанин из уездного города.

Степанида, его жена.

Вася, молодой купеческий сын.

Спиридоновна, содержательница постоялого двора.

Груша, ее дочь.

Еремка, кузнец.

Яков, ямщик.

Иван, молодец в доме Петра.

Действие происходит в Москве, в конце XVIII столетия, на масленице. Содержание взято из народных рассказов.

Сцена представляет русскую комнату; налево два окна; прямо дверь и направо дверь; по стенам лавки, на левой стороне деревянный стол и скамья.

Афимья. Чует мое сердце… не добро оно чует!. Да чему и быть хорошему? Ни миру, ни ладу в семье’ Знать, уж Бог вовсе отступился от нас, глядючи на наше непутное житье. За грех за какой-нибудь наказанье экое Петру Ильичу, да за наше неумоление. И на чужого-то смотреть на беспутного сердце мрет, а то, легкое ли дело, свое детище. да еще женатый. Хорошо, что мать-то Бог прибрал, а то каково бы ей на это глядеть-то. отцу супротивник, жену замучил. В кого такой уродился? Теперь дни прощеные, и чужие мирятся, а у них и вставаючи и ложаючись брань да перекор. Ну, где он теперь шляется? Ждали, ждали обедать, а его и слыхом не слыхать. Всю масленицу гуляет, скружился, как угорелый. Отец-то пришел полюбоваться на наше житье: есть на что радоваться! Чем бы погостить, а он домой собрался.

Даша. Не говори, тетушка, уж и так тошно.

Афимья. Да что не говорить-то! Нешто не правда?

Даша. Что же, тетушка, что же мне делать-то? Завез он меня на чужую сторону украдучи.

Афимья. Плоха жена, от которой муж гуляет.

Даша. Измучились я! Все сердце он из меня вынул! Отца не слушает, а я что?

Афимья. А ты жена, не чужая.

Даша. Хуже чужой я ему теперь.

Афимья. Ты, видно, Даша, уж такая горькая зародилась, да вот и к нам-то несчастье принесла! Точно как по то стало.

Даша. Не я к вам несчастие принесла. Пока любил меня Петр Ильич, так и жил хорошо, а разлюбил – Бог его знает что с ним сталось, – и стал гулять.

Афимья. Кабы ты жила с ним, как жене следует жить, другое бы дело; а то где же это видано, ровно ты, прости господи, как полюбовница какая, виснешь ему на шею. Нешто жене так подобает?

Даша. Чудное это дело с ним сделалось! Думаю я, не придумаю. (Плачет.)

Илья Иванович входит.

Те же и Илья Иванович.

Илья. Дарья, не плачь, не гневи Бога! Снявши голову, по волосам не плачут.

Даша. Батюшка, куда ты собрался?

Илья. Пойду от вас прочь. Я и смотреть-то на вас не хочу, не стоите вы того. Придешь к вам на неделю-то, ровно в омут.

Даша. Ты хоть сына-то подожди, да поговори ему.

Илья. Где погулял, добрый молодец?

Петр. В Москве места много, есть где погулять, была б охота.

Илья. Досыта ль нагулялся?

Петр. Погулял-таки. Ты, батюшка, куда собрался?

Илья. Бежать хочу, закрывши глаза.

Петр. Что ж не погостишь с нами?

Илья. Надоело мне глядеть-то на тебя, живешь больно нехорошо.

Петр. За что, батюшка, гневаешься? Чем мы так провинились перед тобой?

Афимья. Чем? Не ты б говорил, не мы бы слушали, беспутные твои глаза!

Петр. Не твоего разуму это дело.

Даша. Батюшка серчает, что ты все гуляешь да со мной дурно живешь.

Петр. Ты, что ль, нажаловалась?

Илья. Что жаловаться-то! Разно и сам не вижу, что живешь не по-людски!

Петр. Эх, уж, видно, мне не жить по-людски… на меня, должно быть, напущено.

Илья. Это что за речи?

Петр. Загубил я себя с тобой! Связала ты меня по рукам и по ногам.

Даша. Ты мучитель, ты кровопивец!

Илья. Что вы? При мне-то? (Грозно.) Молчать! Ты, никак, ума рехнулся! Тебя нешто кто неволил ее брать? Сам взял, не спросясь ни у кого, украдучи взял. а теперь она виновата! Вот пословица-то сбывается: «Божье-то крепко, а вражье-то лепко».

Петр. Она меня приворожила чем-нибудь… зельем каким ни есть.

Илья. Не говори, не греши! Что тебя привораживать, коли ты и так ровно чумовой. Своевольщина-то и все так живет. Наделают дела, не спросясь у добрых людей, а спросясь только у воли своей дурацкой, да потом и плачутся, ропщут на судьбу, грех к греху прибавляют, так и путаются в грехах-то, как в лесу.

Петр. Да что ж, батюшка, делать-то? Как еще жить-то?

Илья. Живи по закону, как люди живут.

Петр. Ну, а и вот загулял… Что ж такое? Нынче дело масленичное. Уж и не погулять? Масленая-то один раз в году бывает. Мне что за дело, как люди живут; я живу как мне хочется.

Илья. Известно, по своей воле легче жить, чем по закону; да своя-то воля в пропасть ведет. Доброму одна дорога, а развращенному десять. Узкий и прискорбный путь вводит в живот, а широкий и пространный вводит в пагубу.

Петр. Не все гулять, придет время, и поправимся, и сами будем других учить; учить-то не хитро. Теперь и погулять-то, когда гуляется. Ты, батюшка, сам был молод.

Илья. Так что ж? Нешто я так жил? Молод, так и распутничать! Не для веселья мы на свете-то живем. Не под старость, а смолоду добрыми-то делами запасаются. Ты оглянись на себя: дома ты не живешь, знаешься с людьми нехорошими, жену обижаешь. Что ж у вас дальше-то будет, скажи ты мне?

Источник

Не так живи

Не так живи, как хочется

«Не так живи, как хочется» — пьеса («народная драма») Александра Островского в трёх действиях. Написана в 1854 году.

Премьера пьесы состоялась 3 декабря 1854 года в Малом театре. Впервые опубликована в журнале «Москвитянин» в сентябре 1855 года.

Создание

Первый набросок драмы относится к августу 1854 года. Драма должна была состоять из пяти актов. Первоначальное заглавие было пословичное и нравоучительное: «Божье крепко, а вражье лепко: масленица». В ремарке на заглавном листе указывалось: «Действие происходит в XVII столетии, в одном из больших городов России на Волге во время масленицы». Островский написал начало первого акта, но затем всё зачеркнул.

Второй черновой вариант пьесы с заглавием «Не так живи, как хочется» ближе к окончательной редакции. Теперь это «драма в 3-х действиях и 4-х картинах». Действие перенесено в Москву. Автор несколько раз менял время действия. От XVII столетия к концу XVI, а потом к концу XVIII века. Во всех вариантах действие неизменно «происходит на масленице».

В ноябре 1854 года пьеса была закончена, а 3 декабря уже поставлена в Малом театре.

Действующие лица

Действие происходит в Москве, в конце XVIII столетия, на масленице. Содержание взято из народных рассказов.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Не так живи» в других словарях:

Не так живи, как хочется — Жанр: пьеса Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1854 Публикация: 1855 … Википедия

Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит. — Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Отдай жену в люди, а сам так живи! — См. ЗАЙМЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

живи не так, как хочется, а как Бог велит — Ср. Строгий человек. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в Божьем слове. Богу покоряйся, и Он даст тебе все, что попросишь у Него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтоб он себе новую одежду… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Живи быстро, умри молодым — «Живи быстро, умри молодым» (англ. Live fast, die young) неофициальный лозунг части представителей рок н ролл и панк субкультуры[1]. Теория, по которой следует прожить яркую, насыщенную событиями, но короткую жизнь и умереть… … Википедия

Живи спокойно, страна! (альбом) — Живи спокойно, страна … Википедия

Живи быстро — Живи быстро, умри молодым «Живи быстро, умри молодым» (англ. Live Fast, Die Young) неофициальный лозунг части представителей хиппи, рок н ролл и панк субкультуры[1]. Теория, по которой следует прожить яркую, насыщенную событиями, но… … Википедия

Живи с разумом, так и лекарок не надо. — Живи с разумом, так и лекарок не надо. См. ОСТОРОЖНОСТЬ Живи с разумом, так и лекарок не надо. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Живи и давай жить другим (поведение) — Живи и давай жить другим (англ. Live and let live) неагрессивное сотрудничество, спонтанно возникшее во время Первой мировой войны, в частности, во время продолжительных периодов позиционной войны на западном фронте. Одним из самых… … Википедия

Живи не так, как хочется, а как Бог велит — Живи не такъ, какъ хочется, а какъ Богъ велитъ. Ср. Строгій человѣкъ. Нужно, говоритъ онъ, жить не такъ, какъ ты самъ хочешь, а такъ, какъ сказано въ Божьемъ словѣ. Богу покоряйся и Онъ дастъ тебѣ все, что попросишь у Него. А самъ онъ весь въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Источник

Не так живи как хочется островский краткое содержание

Александр Николаевич Островский

НЕ ТАК ЖИВИ, КАК ХОЧЕТСЯ (1854, 1859)

Народная драма в трех действиях

Илья Иванович, зажиточный купец.

Агафон, мещанин из уездного города.

Степанида, его жена.

Вася, молодой купеческий сын.

Спиридоновна, содержательница постоялого двора.

Иван, молодец в доме Петра.

Действие происходит в Москве, в конце XVIII столетия, на масленице. Содержание взято из народных рассказов.

Сцена представляет русскую комнату; налево два окна; прямо дверь и направо дверь; по стенам лавки, на левой стороне деревянный стол и скамья.

Афимья. Чует мое сердце… не добро оно чует!. Да чему и быть хорошему? Ни миру, ни ладу в семье’ Знать, уж Бог вовсе отступился от нас, глядючи на наше непутное житье. За грех за какой-нибудь наказанье экое Петру Ильичу, да за наше неумоление. И на чужого-то смотреть на беспутного сердце мрет, а то, легкое ли дело, свое детище. да еще женатый. Хорошо, что мать-то Бог прибрал, а то каково бы ей на это глядеть-то. отцу супротивник, жену замучил. В кого такой уродился? Теперь дни прощеные, и чужие мирятся, а у них и вставаючи и ложаючись брань да перекор. Ну, где он теперь шляется? Ждали, ждали обедать, а его и слыхом не слыхать. Всю масленицу гуляет, скружился, как угорелый. Отец-то пришел полюбоваться на наше житье: есть на что радоваться! Чем бы погостить, а он домой собрался.

Даша. Не говори, тетушка, уж и так тошно.

Афимья. Да что не говорить-то! Нешто не правда?

Даша. Что же, тетушка, что же мне делать-то? Завез он меня на чужую сторону украдучи.

Афимья. Плоха жена, от которой муж гуляет.

Даша. Измучились я! Все сердце он из меня вынул! Отца не слушает, а я что?

Афимья. А ты жена, не чужая.

Даша. Хуже чужой я ему теперь.

Афимья. Ты, видно, Даша, уж такая горькая зародилась, да вот и к нам-то несчастье принесла! Точно как по то стало.

Афимья. Кабы ты жила с ним, как жене следует жить, другое бы дело; а то где же это видано, ровно ты, прости господи, как полюбовница какая, виснешь ему на шею. Нешто жене так подобает?

Даша. Чудное это дело с ним сделалось! Думаю я, не придумаю. (Плачет.)

Илья Иванович входит.

Те же и Илья Иванович.

Илья. Дарья, не плачь, не гневи Бога! Снявши голову, по волосам не плачут.

Даша. Батюшка, куда ты собрался?

Илья. Пойду от вас прочь. Я и смотреть-то на вас не хочу, не стоите вы того. Придешь к вам на неделю-то, ровно в омут.

Даша. Ты хоть сына-то подожди, да поговори ему.

Илья. Где погулял, добрый молодец?

Петр. В Москве места много, есть где погулять, была б охота.

Илья. Досыта ль нагулялся?

Петр. Погулял-таки. Ты, батюшка, куда собрался?

Илья. Бежать хочу, закрывши глаза.

Петр. Что ж не погостишь с нами?

Илья. Надоело мне глядеть-то на тебя, живешь больно нехорошо.

Петр. За что, батюшка, гневаешься? Чем мы так провинились перед тобой?

Афимья. Чем? Не ты б говорил, не мы бы слушали, беспутные твои глаза!

Петр. Не твоего разуму это дело.

Даша. Батюшка серчает, что ты все гуляешь да со мной дурно живешь.

Петр. Ты, что ль, нажаловалась?

Илья. Что жаловаться-то! Разно и сам не вижу, что живешь не по-людски!

Петр. Эх, уж, видно, мне не жить по-людски… на меня, должно быть, напущено.

Илья. Это что за речи?

Петр. Загубил я себя с тобой! Связала ты меня по рукам и по ногам.

Даша. Ты мучитель, ты кровопивец!

Илья. Что вы? При мне-то? (Грозно.) Молчать! Ты, никак, ума рехнулся! Тебя нешто кто неволил ее брать? Сам взял, не спросясь ни у кого, украдучи взял. а теперь она виновата! Вот пословица-то сбывается: «Божье-то крепко, а вражье-то лепко».

Петр. Она меня приворожила чем-нибудь… зельем каким ни есть.

Илья. Не говори, не греши! Что тебя привораживать, коли ты и так ровно чумовой. Своевольщина-то и все так живет. Наделают дела, не спросясь у добрых людей, а спросясь только у воли своей дурацкой, да потом и плачутся, ропщут на судьбу, грех к греху прибавляют, так и путаются в грехах-то, как в лесу.

Петр. Да что ж, батюшка, делать-то? Как еще жить-то?

Илья. Живи по закону, как люди живут.

Петр. Ну, а и вот загулял… Что ж такое? Нынче дело масленичное. Уж и не погулять? Масленая-то один раз в году бывает. Мне что за дело, как люди живут; я живу как мне хочется.

Илья. Известно, по своей воле легче жить, чем по закону; да своя-то воля в пропасть ведет. Доброму одна дорога, а развращенному десять. Узкий и прискорбный путь вводит в живот, а широкий и пространный вводит в пагубу.

Петр. Не все гулять, придет время, и поправимся, и сами будем других учить; учить-то не хитро. Теперь и погулять-то, когда гуляется. Ты, батюшка, сам был молод.

Илья. Так что ж? Нешто я так жил? Молод, так и распутничать! Не для веселья мы на свете-то живем. Не под старость, а смолоду добрыми-то делами запасаются. Ты оглянись на себя: дома ты не живешь, знаешься с людьми нехорошими, жену обижаешь. Что ж у вас дальше-то будет, скажи ты мне?

Илья. Ну, так и живи! А я видеть этого не хочу! И говорить-то мне тяжело. Что говорить? кому говорить? Кабы разум был, а без разума и ученье не впрок.

Петр. А нет, так и негде взять. На нет и суда нет.

Илья. А нет, так наберись у добрых людей, да проси Бога, чтоб дал, а то, как червь, погибнешь! (Встает.) Прощайте! Коли будете жить хорошо, так приду о празднике, а до тех пор и не ходите ко мне, мне и так суета надоела. Помни, Петр! перед твоими ногами бездна разверстая. Кто впал в гульбу да в распутство, от того благодать отступает, а враги человеческие возрадуются, что их волю творят, и приступают, поучая на зло, на гнев, на ненависть, на волхвование и на всякие козни. И таковым одна часть со врагом. Выбирай, что лучше: либо жить честно, в любви у отца, с душой своей в мире, с благодатию в доме; либо жить весело, на смех и покор людям, на горе родным, на радость врагу человеков. Прощайте! Петр, наступают дни великие, страшные, опомнись. Вот тебе мой приказ, родительский приказ, грозный: опомнись, взгляни на себя. Прощайте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *