не поступил в аспирантуру что делать

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Источник

Как поступить в аспирантуру

Ежегодно Минобрнауки разрабатывает новые программы в образовательной сфере. Одновременно вчерашние студенты все чаще задают себе вопрос, можно ли поступить в аспирантуру после бакалавриата? В этой статье мы разберемся, что людям дает эта образовательная ступень, зачем люди ее оканчивают и какие аспекты поступления и обучения необходимо учесть.

Аспирантура: что это такое

Еще до 2013 года аспирантура была формой профессионального образования, которое получают после ВУЗа. Она предполагала подготовку работников, которые продолжают свою карьеру в научной деятельности. С 2013 года аспирантура развилась до 3-го уровня высшего профессионального образования.

Так, вчерашние студенты, которые посещали лекции и семинары, слабо представляют, что это учиться на аспиранта. Так, аспирантура не является привычной для студента формой обучения с лекциями, семинарами, курсовыми работами и т. д. Она представляет собой полноценную и самостоятельную форму получения знаний.

У многих возникает вопрос, как поступить в аспирантуру без проблем. Ну для начала студенту предстоит выбрать научное направление, наиболее актуальное и востребованное на рынке (или то, которое максимально по душе). Далее следует сформулировать тему, исследовать которую он планирует, и провести необходимый эксперимент, собрать и проанализировать данные, сравнить полученные результаты с теми, что уже были получены научными деятелями.

Завершение учебы в аспирантуре сопровождается подготовкой и защитой кандидатской диссертации в совете ВУЗа, правда предварительно придется защитить работу на заседании кафедры, где будут присутствовать преподаватели других кафедр и даже учебных заведений.

Как поступить в аспирантуру

Для того чтобы стать аспирантом необходимо завершить предыдущую ступень обучения, а именно специалитет или магистратуру. При этом красный диплом – условия далеко не обязательное. В аспирантуру могут податься студенты, завершившие адъюнктуру, аспирантуру по другому научному направлению, ординатуру, ассистентуру и т. д. В вышеперечисленных случаях поступление на бюджет невозможно.

На аспиранта также можно обучаться как очно, так и заочно.

Очная форма предполагает обучение в течение 3 лет. Заочное обучение также продолжается на год дольше (4 года). При этом при ней необходимо успевать совмещать работу и обучение.

Вы можете поступить в аспирантуру в Москве или другом городе на бюджет, целевой и платной основе.

Для поступления вам необходимо подготовить такие документы:

К индивидуальным достижениям также относится красный диплом, публикации и статьи в научных журналах, сертификаты об участии в семинарах и олимпиадах, наличие статуса стипендиата.

После сдачи документов необходимо сдать и вступительные экзамены: по специальности, иностранный язык, философия науки. По всем ним необходимо получить удовлетворительные баллы или пересдача будет только через год.

Важным этапом является беседа с научным руководителем, его рекомендация к поступлению сыграет свою положительную роль. А руководитель избирается из числа профессоров или докторов наук вашей кафедры. Вместе с ним определяется тема кандидатской, прописывается ее план и этапы проведения исследований аспиранта.

Источник

Зачем нужна аспирантура: три истории о любви и верности науке

не поступил в аспирантуру что делать

В школу каждый человек должен ходить обязательно, в университет он уже поступает по желанию, а в аспирантуру – по любви. Мы собрали три истории молодых ученых, которые рассказывают о своей преданности науке и амбициях в научно-исследовательской сфере.

Большой школьный вопрос Ильи, который привел его в науку

Аспирант Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) Илья Курасов рассказывает, что еще будучи школьником задавался вопросами – «Этот мир так прекрасен, так мудро устроен, лаконичен, гармоничен, почему в нем все происходит именно так, а не иначе, можно ли на это повлиять?».

«Это был достаточно общий вопрос, который в определенное время не давал мне покоя. Мне нравилось разбираться в принципах работы вещей и, разобравшись, изменять ее или на ее основе создавать что-то свое, как в конструкторах. Можно один раз собрать что-то по инструкции, но затем, включив фантазию, создать еще много интересного, совершенно другого по форме и назначению», – говорит он.

Так и получилось, что в науку Илью привел школьный вопрос, а в строительство – любовь к конструкторам. В 2014 году он поступил в ВГТУ на специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». На четвертом курсе ему предложили принять участие в конкурсе и возглавить команду по разработке решения проблемы ремонта магистральных газопроводов компании «Газпром». Его команда победила. Затем были новые чемпионаты, магистратура, исследования, научные статьи, знакомство с профессиональным и научным сообществом.

«Я понял, что хочу заниматься научно-исследовательской работой, сделать что-то полезное для отрасли, людей, страны. Поэтому я пошел в аспирантуру, где у меня есть эта возможность», – вспоминает Илья. Сейчас аспирант занимается разработкой энергосберегающих технологий, основанных на использовании солнечной энергии. Вместе с научным руководителем Татьяной Щукиной они выиграли конкурс «УМНИК-2020» и получили грант от Фонда содействия инновациям на проведение исследований. Научная группа, в которой состоит аспирант, разрабатывает конструкции солнечного коллектора для получения тепловой энергии с увеличенными показателями эффективности.

Над проектом коллектив работает с июня 2020 года. Летом того же года были проведены испытания нескольких лабораторных образцов панелей. «В идеале, проект должен завершиться получением нового типа тепловых солнечных коллекторов, которых на рынке энергосберегающих гелиосистем нет. Уверен, что мы движемся в правильном направлении. Таково начало моего пути в науке», – добавляет Илья.

Как любовь к физике и математике привела Ирину к электродинамике

Аспирантка Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН) Ирина Волковская заинтересовалась физикой и математикой еще в школе. Ей нравилось выполнять лабораторные работы, решать задачи и участвовать в олимпиадах. «Мне казалось, что эти предметы близки к реальному миру: физика описывает процессы в природе, а расчеты основываются на математике. Так, два моих любимых направления соединялись в одно», – делится Ирина.

В старших классах она впервые попробовала свои силы в написании учебно-исследовательской работы и поняла, что это действительно ее путь. Когда пришла пора поступать в вуз, Ирина подала документы на факультет Высшей школы общей и прикладной физики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, который располагается на базе ИПФ РАН.

Сфера научных интересов Ирины связана с электродинамикой. Сначала она занималась спеканием керамики – определяла диэлектрические свойства керамических образцов, порошковых материалов, изучала, как они взаимодействуют с мощным излучением и высокими температурами. Сейчас Ирина исследует взаимодействие диэлектрических наноструктур с лазерным излучением. «У нанофотоники много перспективных сфер применения. Одна из них – переход к оптической обработке информации, создание компактных фотонных устройств, интегральных схем, которые работали бы как на электронах, так и на фотонах», – рассказывает аспирантка.

Больше всего в профессии ученого Ирине нравится постоянный процесс обучения: все задачи требуют поиска новых методик и подходов. Также расширяется сфера научных интересов. В будущем Ирина хочет исследовать дизайн новых материалов и создание метаповерхностей из наночастиц. Возможно, с помощью таких метаповерхностей получится создать новые источники света.

Как наука помогла Владимиру стать педагогом

Аспирант Благовещенского государственного педагогического университета, член Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Владимир Володин говорит, что наука – это та часть жизни общества, которая не может существовать отдельно от динамично изменяющегося мира. Это делает ее, как минимум, захватывающей, а как максимум, – полезной для общества. «К педагогике это относится особенно. Уже со школы я понимал, что педагог, словно освещающий путь маяк, помогает не только не потеряться, но и найти себя в этом мире. Это по-настоящему захватывает и удивляет», – делится Владимир.

Именно любовь к науке подтолкнула Владимира на ответственный шаг – поступить в аспирантуру. Сейчас он активно работает над кандидатской диссертацией. Изучает проблему подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности. Некоторые результаты уже освещены в ряде научных публикаций, а также на конкурсе молодых ученых Благовещенска.

«Научная работа связана с моей профессиональной деятельностью. Это создает условия для внедрения наших научных разработок в практику образования и психологической помощи», – отмечает аспирант.

Владимир планирует и дальше заниматься наукой, представлять на совете молодых ученых города различные педагогические проекты, внедрять их в практику, и, конечно же, вести преподавательскую деятельность в университете.

Источник

О состоянии современной аспирантуры. Что такое аспирантура, с чем её едят и какие изменения произошли в этой сфере в России в 2013-14 годах

Все про работу, да про работу, есть еще образование!)
Я думаю многие на этом сайте думают о поступлении в аспирантуру. Еще больше людей, как мне кажется, интересуется, а что же такое аспирантура, все таки это довольно закрытая область образования.
Срыв покровов из непосредственно аспирантуры осуществляет ваш специальный корреспондент, Maximuspapo4ka)
Начнем с главного.

Что же такое аспирантура? Это одна из ступенек высшего образования, между высшим образованием (дипломом) и докторантурой.

Как учиться в аспирантуре?
После вашего зачисления в состав аспирантов кафедры вы обязаны выбрать тему диссертации и научного руководителя. Обычно это происходит до сдачи экзаменов, студент выбирает профессора (или ВАКовского доцента, другие не могут брать аспирантов) и обсуждает с ним вопрос поступления.
После выбора и утверждения на кафедре темы исследования вам дают задание составить литературный обзор по теме исследования (то есть узнать, что уже исследовано в этой области в науке и что еще можно исследовать), а также на первом году обучения вы обязаны сдать два кандидатских минимума (опять таки иностранный и философия, но на этот раз философия науки) и один экзамен по факультативной дисциплине на выбор (педагогика высшей школы, применение компьютерного оборудования в преподавании и психология преподавания) и опубликовать одну статью.
На втором году еще два экзамена по факультативным дисциплинам и еще одну статью.
На третьем году обучения вы обязаны сдать кандидатский минимум по специальности, связанной с диссертацией, предоставить на кафедру черновик диссертации и подготовить работу к защите.
После окончания 3 лет обучения дается полгода на защиту диссертации в диссертационном совете.
Как видите, требования довольно серьезные, жесткие временные рамки и куча сложностей.
Сейчас на моем факультете учатся аспиранты третьего года обучения, которые до сих пор не определились с темой диссертации, не выпустили ни одной статьи и т.д. Многие из них не работают.

Как выбрать тему и руководителя?
Это наверное основная сложность в обучении в аспирантуре и на 75% определяет станете вы кандидатом наук или нет.
Во-первых, стоит выбирать тему исследования по разработанной тематике кафедры, либо руководителя, чтобы было необходимое оборудование, информация, чтобы вам не пришлось искать где делать анализы, придумывать самому что исследовать и т.д., потому что многие руководители просто дают тему от балды: «О, неплохо бы было исследовать высокотемпературный термоядерный синтез», не осознавая, что ни на кафедре, ни на институте нет соответствующего оборудования, а организации, в которых это есть берут деньги, которые вы будете платить из своего кармана.
Стоит заранее до мелочей обсудит с потенциальным руководителем тему диссертации, как вы будете ее прорабатывать, где и на каких условиях.

Заключение.
Как вы могли уже понять из моего рассказа, аспирантура не есть скопище светлых умов и надежды всея Руси на светлое будущее. Однако там можно учиться, стать кандидатом наук и увеличить свои шансы на карьерный рост и/или хорошую зарплату. Для этого следует помнить о следующих правилах:
1. Побеспокоиться заранее (за пару лет).
2. С умом подойти к выбору руководителя и темы исследования.
3. По возможности не работать (очень проблематично совмещать работу с аспирантурой, времени катастрофически не хватает)
4. Пахать.

Вот собственно и всё) Не занимайте чужие бюджетные места, если не намерены заниматься в аспирантуре)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *