не хочу устраиваться на работу официально что делать
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Работник есть, а трудового договора у вас с ним нет — каковы реальные риски?
Если трудового договора нет
Трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Но если он не был оформлен, то на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (ст. 16 ТК РФ).
Это значит, что если вы принимаете работника, но никак его не оформляете и при этом есть признаки трудовых отношений, то считается, что у вас с ним возникли трудовые отношения, как если бы трудовой договор был заключен. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но при этом уклонение от заключения трудового договора — уже само по себе нарушение закона. Закон требует оформить трудовой договор не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ).
Когда не оформлены трудовые отношения, обычно не выполняются и другие обязанности, которые следуют из этих трудовых отношений, — по охране труда, проведению медосмотров (когда они обязательны), составлению обязательной кадровой документации. За все эти нарушения тоже полагаются санкции. Ну а если расчеты с фактическим работником ведутся вчерную, то это уже отдельная большая «история» — нарушение налогового законодательства (по уплате НДФЛ) и законодательства об уплате обязательных взносов в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования и на страхование от несчастных случаев на производстве.
Если фактический работник — не гражданин России, то его прием на работу требует соблюдения специальных правил миграционного законодательства. За их нарушение тоже предусмотрена ответственность.
Если вместо трудового договора — гражданско-правовой
Трудовой кодекс прямо запрещает подменять трудовые договоры договорами гражданско-правового характера (ст. 59 ТК РФ). Если вы собираетесь оформить договор подряда или возмездного оказания услуг в том случае, когда надо заключать трудовой договор, это тоже будет нарушение, за которое полагается штраф. И точно так же, как в случае с полным отсутствием оформления, скорее всего, не будут проведены все остальные кадровые процедуры, обязательные для трудовых отношений, что тоже считается отдельными нарушениями.
Что грозит за нарушение трудового законодательства
Если фактические трудовые отношения не оформлены или оформлены гражданско-правовым договором, работник может обратиться в суд с иском о признании отношений трудовыми. В таком случае все неустранимые сомнения толкуются в пользу наличия трудовых отношений (ст. 19.1 ТК РФ).
А это значит, что суд, скорее всего, вынесет решение о заключении трудового договора и предоставлении работнику всех гарантий, установленных трудовым законодательством. Например, о предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска, отпуска по беременности и родам, оплате больничных листов и так далее.
Помимо суда, признать отношения трудовыми могут инспекторы Государственной инспекции труда (ГИТ) в результате проверки. За нарушение требований трудового законодательства они привлекают к административной ответственности.
За уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, индивидуальному предпринимателю грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей, юридическому лицу — от 50 000 до 100 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).
Для ИП сумма кажется небольшой. Но помните: за повторное такое же нарушение штраф будет уже ощутимее — от 30 000 до 40 000 рублей с предпринимателя и от 100 000 до 200 000 рублей — с юридического лица. Кроме того, попутно могут насчитать и другие нарушения, вытекающие из неоформленных трудовых отношений. В таблице ниже собраны типичные нарушения и размеры штрафов за них. Это без учета ответственности за неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ, а также неуплату обязательных страховых взносов в случае, если налоговая инспекция и внебюджетные фонды выявят факт черной зарплаты.
Ответственность за нарушение требований трудового законодательства
Какова вероятность проверки
Сейчас действует мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса, Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил его по 31 декабря 2020 года. Но мораторий не защищает от внеплановых проверок.
Поводом для внеплановых проверок ГИТ чаще всего становится жалоба работника.
Насколько вероятны эти риски — судите сами. По статистике Роструда, в первом полугодии 2018 года (данные второго полугодия пока недоступны) проверили всего 1% общего количества юридических лиц и предпринимателей. Но при этом 93% всех проверок было проведено внепланово. И в 69% случаев основанием для проверки послужило чье-то заявление или поступление иной информации о нарушении трудовых прав граждан. Правонарушения были выявлены в 67% проверок. Показатели за весь 2017 год близки к этим цифрам.
Иными словами, проверку может спровоцировать любой конфликт с работником, если тот в отместку пожалуется на то, что трудовые отношения с ним не были оформлены как положено. От этого риска не застрахован никто.
Кроме того, ничто не мешает работнику пойти в суд и потребовать признать ваши отношения с ним трудовыми. Обычно такое случается, когда фактический работник требует каких-либо гарантий, предоставленных ему трудовым законодательством, а фактический работодатель ему в этом отказывает.
А чем докажут?
Не стоит обольщаться, что доказать трудовые отношения сложно. Если человек на вас работает, то доказательств у него наверняка наберется немало. Это могут быть и ваша с ним переписка по электронной почте, и аудио- и видеозаписи, и, например, графики смен и отпусков с его фамилией, какие-то документы вашей хозяйственной деятельности, которые он по роду деятельности заполняет и расписывается в них, — товарные накладные, акты, путевые листы и так далее. Даже наличие у него постоянного пропуска на рабочую территорию может сыграть роль доказательства трудовых отношений в совокупности с другими. Кто-то может дать и свидетельские показания — например, ваши клиенты, с которыми часто общается ваш работник.
Дело не только в штрафах
Правильно оформленные трудовые отношения нужны не только работнику, но и работодателю. Во-первых, официальные трудовые отношения дают работодателю не только обязанности, но и права: например, право требовать соблюдения распорядка трудового дня, возможность заключать договор о полной материальной ответственности, когда сотруднику вверены материальные ценности. Кроме того, официальные трудовые отношения дают работникам уверенность в их постоянстве, а когда люди настроены на долгую работу, они более мотивированы работать не кое-как, что в конечном итоге положительно повлияет на эффективность вашего бизнеса.
Как быть, если вы уже заключили вместо трудового договора гражданско-правовой или ваш помощник приступил к работе без всякого оформления? Лучший вариант: оформить трудовой договор, не дожидаясь конфликтной ситуации.
В следующей статье мы пошагово расскажем, как правильно оформить трудовые отношения и какая кадровая документация нужна, кроме самого договора.
Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
Когда нанимаешь сотрудника, берёшь на себя тысячу обязательств. Об одних знаешь, о других догадываешься, а некоторые выглядывают из темноты нормативки. Некоторые — почти невидимые тени советских норм 1930-х годов. Непонятно, что опаснее: работать по правилам или бежать от них. Второй вариант выбирают часто, об этом говорит статистика — 14% сотрудников работают без трудового договора (исследование РАНХиГС 2017). В статье разберём плюсы и минусы.
Плюсы для работодателя
👍 Экономия на налогах
Официальный работник дорого стоит. Работодатель платит за него налоги и взносы. Если считать от суммы до вычета НДФЛ, получается 43,2% и больше.
— 13% НДФЛ в налоговую. Они попадают в бюджет вашего региона и города.
— 22% взносов в Пенсионный фонд. Они копятся на личном пенсионном счету сотрудника.
— 5,1% взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Они идут на работу государственных больниц и поликлиник.
— 2,9% взносов на «нетрудоспособность». Они идут на больничные и декреты.
— от 0,2% взносов на «травматизм». Чем опаснее работа, тем больше взносы. Из этого бюджета Фонд социального страхования платит компенсации работникам, которые получили травмы.
Добавим сюда отпускные, тоже с налогами и взносами, 3 дня больничных за счёт работодателя — и сумма реальных расходов вырастет ещё больше.
👍 Меньше бумаг
Первый сотрудник приходит в малый бизнес с большой компанией отчётов — 27 в год для ИП и 29 — для ООО. Работодатель получает новые обязанности: заполнять многостраничные формы и вовремя всё сдавать. Или искать подходящего бухгалтера и помогать ему в работе. Бухгалтерия — это отражение событий в компании, поэтому нельзя аутсорсить её на 100%.
Отчёты — не единственная проблема. Предприниматель попадает в водоворот кадровых документов: заявления, приказы, справки-расчёты, журналы инструктажей, штатные расписания, графики отпусков. Во всём приходится разбираться и тратить время без видимой пользы.
👍 Больше гибкость
Работать с официальными сотрудниками — значит попасть в руки налоговой и Трудового кодекса. Нельзя внезапно уменьшить официальную зарплату — программа налоговой увидит выход в серую зону. Нельзя задержать выплаты — просроченная дата платёжки превратится в штраф. Нельзя не отпустить сотрудника в отпуск, если у него накопилось много дней — это тоже карается. Что уж говорить про сотрудниц в декрете и невозможность уволить плохих сотрудников без канители.
Минусы для работодателя
👎 Сотрудник недоволен
Без договора человек чувствует себя некомфортно. В любой момент работодатель закроет дверь — и сотрудник останется на улице. Зарплата уменьшится — и вернуть прежнюю сумму будет нельзя. В отпуск не отпустят, больничный не дадут, банк откажет в кредите. И это накладывается на остальные минусы работы в малом бизнесе: небольшой коллектив, отсутствие бесплатных обучений, ДМС и других фишек.
При неофициальной работе сложно найти хороших сотрудников. Откликаются студенты, неопытные люди, неудачники. Если человек получал белую или серую зарплату, он будет ощущать чёрную как понижение.
Выход только один — предлагать зарплату больше. Часть сэкономленных на налоги денег отдавать сотрудникам. Платить за дискомфорт в настоящем и в будущем (когда вместо нормальной пенсии будет приходить социальная). Даже на этот вариант согласятся далеко не все — ценность безопасности довольно близко к основанию пирамиды Маслоу.
Курс молодого работодателя
Начните работать с сотрудниками за 11 уроков
👎 Налоговая вас ищет
Бюджет недополучает кучу денег из-за неофициальной работы. Чиновников это, конечно, беспокоит. Налоговая развивает программы, чтобы автоматически находить нарушителей. Центробанк — рассылает инструкции банкам, чтобы они проверяли клиентов.
В основном тайных работодателей раскрывают по оборотам и платёжкам на зарплаты. Например, предприниматель платит какому-то физлицу по 30 000 ₽ в месяц — это точно сотрудник. Или снимает кучу налички 25-го числа — это, наверное, авансы. Или ворочает миллионами — он вряд ли работает в одиночку.
В популярные места инспекторы заглядывают лично. С переходом на онлайн-кассы контрольные закупки стали популярнее. К вам приходят, покупают товар или услугу — и если не получают чек, то без долгих разбирательств штрафуют. Заодно замечают сотрудников и уходят готовить материалы для проверки.
👎 Сотрудник может навредить
Неофициальная работа — палка о двух концах. Сотрудник не уверен на 100%, что получит свою зарплату. Зато он может безнаказанно украсть оборудование, сломать что-нибудь, внезапно бросить работу. Будет сложно доказать, что человек как-то связан с вашим бизнесом — и только через суд.
Ссориться с сотрудниками — тоже плохо. Если вы не пускали его в отпуск, несправедливо штрафовали, задерживали зарплату или тяжело расстались — он пожалуется в трудовую инспекцию. Конфликт приведёт к проверке.
Последствия, если попадётесь
Если налоговая или трудовая узнают о нарушении, проблем будет сразу несколько:
— Придётся заплатить налоги и взносы, на которых вы пытались сэкономить.
— Вам начислят 30% штрафа и прибавят определённые суммы за каждый несданный отчёт.
— За каждый незаключённый трудовой договор оштрафуют по ч. 4 5.27 КоАП: ИП — на 10 000-20 000 ₽, ООО — на 50 000-100 000 ₽.
После выплаты штрафов придётся соблюдать нормы. Вы окажетесь на карандаше инспекторов, и они будут искать повторные нарушения. Наказания за повторные нарушения более суровые, вплоть до отстранения от бизнеса.
Вывод
Каждый предприниматель выбирает свой уровень риска. Неофициальный сотрудник — это возможные проблемы с ним самим и контролирующими органами. Сотрудник по трудовому договору — дорогой и надёжный вариант, который подходит для устойчивого развития бизнеса.
Между белым и чёрным — разные оттенки серого. Часто предприниматели платят зарплату на уровне МРОТ. Некоторые предлагают сотрудникам выбрать: большая зарплата и МРОТ на бумаге или зарплата поменьше, зато полностью белая и со всеми взносами.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Права работодателей
В России 33 млн рабочих мест, на которых работает примерно половина всего трудоспособного населения, тратя на это больше семи часов в день.
Полмиллиона россиян работают сразу на нескольких работах — и это только официальные данные Росстата. Все эти люди подчиняются работодателю, который дает им работу и платит зарплату, а также следит за дисциплиной труда и его качеством.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Самые интересные права работодателя — в таблице со ссылками на законы. Они пригодятся и тем, кто нанимает сотрудников, и тем, кто работает.
Права работодателей
Отказывать в работе неподходящим кандидатам
Как это работает. Работодатель имеет право нанимать тех сотрудников, что ему подходят. На собеседовании работодатель может выбрать кандидата, который поможет компании или предпринимателю справляться с текущими задачами, сможет работать в имеющихся условиях и согласится на предложенную зарплату.
В законе установлен запрет на дискриминацию при приеме на работу. Это не значит, что женщинам, верующим, подросткам и пенсионерам в принципе нельзя отказывать в рабочем месте. Но у них должны быть равные возможности с другими кандидатами.
Причины, по которым нельзя отказывать в приеме на работу:
Например, нельзя отказать женщине в приеме на работу из-за того, что она недавно вышла замуж и, вероятно, скоро забеременеет и уйдет в декрет. Еще нельзя писать в вакансии, что рассматриваются только девушки старше 19 лет славянской внешности и без детей. Но той же самой девушке можно законно отказать в рабочем месте, если у другого кандидата больше опыта или в требованиях к вакансии указано знание специальных программ, а она в них не разбирается.
Перевести сотрудника на другую работу
Как это работает. Когда человека принимают на работу, с ним заключают трудовой договор. В документе обязательно указывают, что будет делать этот работник, где и в каких условиях. Однако со временем может понадобиться перевести его на другую работу. Например, главбух уходит в декрет, а на ее место ставят заместителя. Тогда нужно оформить перевод: работодатель издает приказ, а к трудовому договору заключается дополнительное соглашение.
Работник должен согласиться на перевод. Если ему и так все нравится, он может отказаться подписывать допсоглашение и куда-то переходить.
Перевести работника на другую работу без его согласия можно только при чрезвычайных обстоятельствах, которые угрожают жизни людей, и только на месяц. К таким обстоятельствам закон относит природные катастрофы, эпидемии, наводнения, аварии на производстве. Их нужно чем-то подтвердить: законом о введении ЧС, приказом о введении карантина из-за эпидемии. Если таких документов нет, нужно получить от работника письменное согласие.
Если условия договора не меняются, изменение рабочего места не считается переводом и запрашивать на него согласие не нужно. Например, в договоре у администратора клиники не сказано, что он работает в определенном корпусе, — его могут отправить в другой, даже если это противоположный конец города. Рабочему могут поручить работу на другом агрегате, а офисного сотрудника — перевести в другой кабинет. Все это не перевод — если работник откажется работать в другом кабинете или филиале в том же городе, его можно уволить за прогул.
Оформить сотрудника на удаленку
Работодателю может быть удобно принимать сотрудников на удаленку, если они работают за компьютером и могут все рабочие вопросы решить через интернет. Для них не придется оборудовать рабочее место и проводить спецоценку условий труда.
Можно перевести на удаленку и тех, кто до этого работал в офисе или на предприятии. Только для этого нужно получить согласие сотрудников, так как менять условия труда нужно по договоренности. Если сотрудник не хочет работать из дома, работодателю придется доказать, что его бизнес-процессы изменились и работать по-старому больше не получится. Если работник против, ему высылают уведомление, предлагают другие вакансии, а через два месяца могут уволить.
Принять сотрудника на полставки
Как это работает. В трудовом кодексе есть понятия полного и неполного рабочего времени. Неполное время — это сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Обычно это называют работой на полставки или на четверть ставки.
Некоторые работники вообще не могут работать стандартные восемь часов, например подростки и инвалиды. Другие могут попросить принять их на неполный день, и работодатель не имеет права отказать. Это беременные женщины, родители детей до 14 лет или детей-инвалидов, а также люди, ухаживающие за больным членом семьи.
Работодателю нужно иметь в виду, что выплаты меньше МРОТ могут стать поводом для вызова на зарплатную комиссию. Налоговая поинтересуется, почему это работник получает 7 тысяч рублей в месяц. Но если это, например, пенсионерка, которая работает гардеробщицей по три часа в день, или студент, который развозит пиццу только по вечерам, то все законно.
Нанимать тех, кто уже где-то работает
Как это работает. На неполную ставку можно принять и сотрудников, которые уже где-то работают: у другого или того же работодателя. Это называется совместительством.
Например, преподаватели часто работают сразу в нескольких вузах или совмещают чтение лекций с репетиторством. В одной и той же компании можно работать юрисконсультом на полную ставку и дополнительно выполнять обязанности кадровика, пока тот в декретном отпуске. Бухгалтер может параллельно вести учет в нескольких фирмах — и везде по трудовому договору.
Закон разрешает совместителям работать не больше 4 часов в день или по выходным, поэтому на полную ставку совместителя не оформить. Однако закон ничего не говорит о том, как следить, сколько у сотрудника дополнительных работ и когда он на них ходит.
Если работодателю очень хочется нанять сотрудника, который уже где-то работает, и тот не против — по закону так можно. Увольняться при этом необязательно.
Предоставить отпуск больше положенного
Как это работает. Всем сотрудникам положен ежегодный отпуск — 28 дней в году. А кому-то положены еще и дополнительные дни отпуска, например преподавателям.
Но любой работодатель имеет право установить для своих работников отпуск дольше положенного по закону, если хочет сделать свою фирму привлекательнее для соискателей. Уменьшать отпуск нельзя, а увеличивать с оплатой дополнительных дней отпуска не запрещено.
О дополнительном отпуске нужно написать во внутренних документах, например принять положение об отпусках. В нем будет написано, кому из работников положены дополнительные дни отдыха и в каком количестве.
Работодатель может предоставить своим работникам неоплачиваемый отпуск по их заявлению. Обычно его называют отпуском за свой счет. Есть несколько случаев, когда эти отпуска давать обязательно: например, при рождении ребенка или смерти родственника. В других случаях в такой просьбе можно и отказать. А больничный в отпуске за свой счет работодатель оплачивать не будет.
Уволить сотрудника по статье
Как это работает. Работодатель имеет право увольнять плохих сотрудников и тех, кто нарушил правила поведения в организации, например пришел на работу пьяным или прогулял. В быту это называют увольнением по статье.
Уволить могут за прогул, появление на работе в нетрезвом виде, разглашение коммерческой тайны или нарушение требований охраны труда, если из-за этого кто-то пострадал или мог пострадать. И это не все основания. Если в законе какой-то причины для увольнения нет — работодатель не может уволить работника по своей инициативе. Почитайте истории наших читателей о том, за что их увольняли, и запомните: так делать нельзя.
Если сотрудник прогулял или не соблюдает технику безопасности, сначала нужно запросить у него объяснительную. Возможно, причины были уважительными. Сначала это нужно проверить, а только потом увольнять.
Взыскать с сотрудника свои убытки
Как это работает. Если работник причинит компании вред, он должен его возместить. Например, курьер примет у покупателя деньги и купит на них смартфон. Или водитель разобьет служебную машину, потому что нарушит ПДД. Или кладовщик не проверит товар по накладной — и появится недостача.
Работодатель может взыскать этот ущерб с такими особенностями:
Все основания полной материальной ответственности, то есть той, что сверх среднего заработка, указаны в ст. 243 ТК РФ. Если работник несогласен с тем, что на него повесили убытки фирмы, он может обжаловать это в суде.
Не платить премию
Как это работает. Заработная плата состоит из нескольких частей: оклада, компенсирующих надбавок и стимулирующих выплат. Трудовой кодекс требует, чтобы все это в целом было не меньше МРОТ, а в остальном работодатель может начислять зарплату как считает нужным.
Оклад — это обязательная, постоянная часть зарплаты, он увеличивается на коэффициенты и надбавки за работу в тяжелых, вредных или особых климатических условиях. Премия — это стимулирующая выплата. Она может быть как обязательной, так и необязательной, все зависит от того, как работодатель сформулирует требования к ней.
Как может быть сформулировано условие о премировании
Что может быть написано в договоре | Что это значит для работника |
---|---|
Премия выплачивается каждый квартал | Премию точно должны заплатить |
Премия зависит от выполнения определенных условий, например от объема продаж | Премию заплатят только при выполнении плана, а если условия не выполнены — премии не будет |
Основания для выплаты премии никак не обозначены | Работодатель может начислять премию по своему усмотрению: устроили его обороты — начислит прибавку, не захочет доплачивать — отдаст только оклад |
Вот как может быть сформулировано условие о премировании в договоре и что это значит для работника:
Вот какие документы нужно изучить, чтобы разобраться с порядком выплаты премий:
Работодатель может написать в этих документах, из-за чего он снизит премию или откажет в ее выплате. Например, если сотрудник получил дисциплинарное взыскание: выговор или замечание. Лишить сотрудника премии можно и в том случае, если такие условия не прописаны. Если нигде не сказано, что премия — обязательная часть заработной платы, работодатель может уменьшить размер премии или вовсе ее не платить. Это право работодателя — даже если работник считает, что премии лишают несправедливо.
Объявить выговор
Как это работает. Если работник что-то сделал не так, необязательно увольнять или лишать премии. За нарушение работодатель имеет право объявить выговор или замечание. Это дисциплинарные взыскания — то есть официальные наказания. Если сотрудник за год наберет несколько выговоров или замечаний, его могут уволить.
Чтобы назначить дисциплинарное взыскание, с работника нужно потребовать объяснительную: он имеет право рассказать, почему не выполнил свои обязанности, и убедить работодателя не применять наказаний. Эту процедуру с объяснительной необходимо соблюдать, потому что из-за формальных нарушений взыскания можно оспорить. Тогда сотруднику будет проще восстановиться на работе при увольнении из-за выговоров. Для работодателя это всегда лишние расходы в виде компенсаций и зарплаты за вынужденный прогул.
Запретить разглашение секретов бизнеса
Как это работает. Компании и ИП вправе требовать от своих работников хранить рабочие тайны: телефоны клиентов, сведения об используемом оборудовании и технологиях, условия договоров с поставщиками и прочее. Такая информация считается коммерческой тайной. Порядок ее защиты должен быть прописан во внутренних актах компании, например в специальном положении.
Работодатель должен определить, что в компании считается коммерческой тайной, и принять меры к ее охране. То, что он сам делает общедоступным, например публикует на сайте в общем доступе, перестает быть тайной.
Работникам могут запретить делиться с кем-либо рабочей информацией, пересылать на личную почту корпоративные материалы, сохранять базы данных клиентов на личный компьютер и пользоваться ими после увольнения. Если компания понесет убытки из-за раскрытия коммерческой тайны, работнику придется возместить их целиком.
Изменить режим труда в организации
Как это работает. Работодатель может решать, сколько дней длится рабочая неделя, когда кончается рабочий день и во сколько начинается обед. Обычно это указывают в правилах внутреннего трудового распорядка, сокращенно ПВТР. Все сотрудники знакомятся с ними, когда поступают на работу, или как минимум расписываются в том, что знакомы. Хотя эти правила мало кто читает.
В договорах все это тоже прописывают — или обходятся ссылкой на ПВТР. Исключение — микропредприятия, то есть фирмы, где работает менее 15 человек. У них может не быть никаких ПВТР, только трудовые договоры с описанием режима работы.
В какой-то момент работодатель может перевести всех на шестидневку или как-то еще изменить режим труда. Это его право. Но с работниками нужно договориться и подписать соглашения.
Если работодатель обоснует, что изменились организационные или технологические условия труда, он вправе изменить режим труда, не спрашивая согласия работников. Однако у них есть встречное право узнать об этом заранее и отказаться так работать.
Если нужно изменить режим работы по серьезной причине, сотрудников предупреждают за два месяца, предлагают им другие варианты работы, но тех, кому ничего не подошло, могут уволить. При увольнении выплатят выходное пособие: среднюю зарплату за две недели.
Не оформлять трудовые книжки
Как это работает. В России отменили обязательные бумажные трудовые книжки — с 2021 года новым сотрудникам, которые устраиваются на работу впервые, их не заводят. В 2020 году был переходный период: работники могли решать, вести дальше бумажную трудовую книжку или нет. Отказаться от бумажной трудовой и перейти на электронную работник может и сейчас. В этом случае трудовую книжку можно положить в ящик и не вспоминать о ней до пенсии.
Если сотрудник откажется от бумажной трудовой, работодатель вернет трудовую и больше не будет хранить ее и заполнять. В книжку внесут запись об отказе. Но если сотрудник скажет, что доверяет только бумажной трудовой, или просто ничего не ответит, работодатель продолжит ее вести и в 2021 году, если Роструд не придумает новые правила.
Обо всех сотрудниках, что с трудовыми книжками, что без, работодатель каждый месяц отчитывается перед ПФР. Тем сотрудникам, кто отказался от бумажной трудовой, работодатель выдает сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р — по запросу или при увольнении. Все непонятные моменты об электронных трудовых книжках разъясняет Пенсионный фонд РФ.
Трудовые книжки, которые работники забрали у работодателя, не стоит выбрасывать. Они могут пригодиться при назначении пенсии. Дело в том, что сведения о работе до 2020 года работодатели в электронную отчетность не дублируют. Они подтверждаются записями в трудовой. В информационных системах ПФР содержатся сведения о стаже работников до 2020 года, но они могут оказаться неполными. К тому же электронные базы не всегда надежны.
Просить работать больше нормы
Как это работает. Работодатель может попросить своих сотрудников остаться после работы, чтобы решить какие-то срочные вопросы. Такая работа в трудовом кодексе называется сверхурочной. Еще он может попросить сотрудника поработать в выходные или праздники.
Работодатель имеет право попросить, а работник может отказаться. Без его согласия на работу вызвать нельзя, как и оформить прогул за невыход. Есть сотрудники, которых нельзя даже просить о том, чтобы они поработали больше нормы: беременные и несовершеннолетние.
Сверхурочная работа оплачивается дополнительно:
Некоторые должности изначально предполагают, что сотрудников будут время от времени просить поработать дополнительно. Например, начальник монтажного участка или администратор кафе сразу могут знать, что им придется работать больше обычного. Перечень таких должностей работодатель должен утвердить в каком-нибудь локальном акте или в коллективном договоре.
Сотрудники с ненормированным рабочим днем работают как и все остальные: приходят и уходят по расписанию. Только в случаях, когда их вызывает работодатель, они должны находиться на работе дольше. За то, что они соглашаются иногда работать больше нормы, им дают как минимум три дополнительных дня отпуска и могут установить более высокий оклад, чем у работников с обычным режимом работы. Но отдельно переработку сотрудникам с ненормированным днем не оплачивают.
Вызвать на работу из отпуска
Как это работает. Если работник в отпуске, но он срочно понадобился на рабочем месте, из отпуска можно вызвать досрочно. Только нужно получить письменное согласие на такой вызов. Сотрудник имеет полное право отказаться и не выйти. Некоторых работников из отпуска вызывать запрещено, например беременных женщин.
Работодатель всегда заранее знает, кто и когда идет в отпуск в следующем году: это устанавливают в графике еще до начала года. Изменить даты отпусков в течение года работники могут только с согласия работодателя. Директор имеет право отказать в переносе отпуска, если только это не работник из льготной категории, например многодетная мать.
Если нужно вызвать сотрудника из отпуска, его уведомляют удобным способом, получают согласие, а потом пересчитывают отпускные или отпускают на отдых в другое время.
Вести видеосъемку
Как это работает. То, что сотрудник делает на своем рабочем месте, работодатель имеет право заснять на камеру, чтобы проверить, как соблюдается трудовая дисциплина. Например, на камеру можно снимать, как менеджер разговаривает с клиентами, преподаватель ведет занятия, бариста готовит кофе, а кассир пробивает чеки.
Чтобы видеосъемка была законной и не нарушала права сотрудников, работодатель должен выполнить два условия:
Проверять состояние здоровья
Как это работает. Работодатели должны обеспечивать безопасность работников и клиентов. Для этого они могут, а иногда и должны проводить медосмотры. Медосмотры бывают:
На каких работах нужно проходить медосмотр, решает Минздрав. По решению местных властей поводов для медосмотров может быть и больше.
Если сотрудник откажется пройти обязательный медосмотр, его отстранят от работы и за пропущенные рабочие дни ничего не заплатят.
Если медосмотр выявит противопоказания, к работе тоже не допустят. Если врачи подтвердят, что работник не сможет выполнять текущую работу еще четыре месяца или вообще никогда, работодатель должен предложить ему работу, подходящую по состоянию здоровья, а если такой нет — может уволить.
Измерять температуру сотрудников для борьбы с коронавирусом тоже можно. И хотя это персональные данные, согласие можно не получать.
Сокращать штат
Как это работает. Если работодатель считает, что ему нужно меньше сотрудников или какая-то должность лишняя, можно провести сокращение. Если сокращают должность, например, администратора — эта процедура называется сокращением штата. Если уменьшают количество людей, работающих на одной и той же должности, — речь идет о сокращении численности. Например, из пяти поваров оставляют троих. Сокращение позволяет работодателю уменьшить расходы на зарплату, а работнику — получить дополнительные выплаты при увольнении.
Об увольнении сотрудников при сокращении уведомляют за два месяца, им предлагают другие варианты работы. При этом учитывают преимущественное право остаться на работе тех, у кого выше квалификация и производительность труда. Полный перечень тех, кто имеет больше прав остаться на работе при сокращении, есть в ст. 179 ТК РФ.
Тем, кто попал под сокращение, при увольнении сразу выплатят один месячный оклад — выходное пособие. Еще один можно получить через два месяца, если не устроиться на работу. Для тех, кто сразу пошел в центр занятости и встал на учет, выплаты продлят и на третий месяц, но понадобится справка из центра занятости.
Использовать полиграф для проверки
Как это работает. Полиграф используют для того, чтобы проверить честность сотрудника. Его применяют при приеме на работу или при проверках тех, кто уже работает.
Полиграф — это законно, если правильно все оформить. Главное условие — нужно получить согласие сотрудника. Если он заинтересован в должности и ему нечего скрывать, он даст такое согласие. Если же в его представлении такие проверки ущемляют человеческое достоинство, стоит задуматься о перспективах дальнейшей совместной работы с компанией, не разделяющей его идеалов. Уволить сотрудника за отказ от полиграфа нельзя.
Результаты, которые работодатель получит после исследования на полиграфе, — это персональные данные сотрудника, они должны охраняться. Их нельзя никому раскрывать и использовать в личных целях.
Требовать соблюдения дресс-кода
Как это работает. Дресс-код — это требования к внешнему виду сотрудника. Например, в банках и госучреждениях для работников и служащих могут ввести специальную форму. В образовательных учреждениях просят соблюдать деловой стиль. Работодатель может потребовать приходить на работу только в желтых рубашках, в туфлях на каблуках или с убранными в хвост волосами — и будет прав, если оформит эти условия как положено.
Дресс-код — это законно. Это просто элемент трудовой дисциплины, которую устанавливает работодатель. Он может включить условие о внешнем виде в трудовой договор или в правила трудового распорядка. Поступая на работу и подписывая эти документы, сотрудники соглашаются с требованиями работодателя. Если они потом нарушат эти требования, то могут получить выговор или замечание, а при повторных нарушениях их могут даже уволить.
В требованиях о дресс-коде не должно быть дискриминации по имущественному, социальному или какому-то другому признаку. То есть неправильно требовать покупать одежду конкретных марок, производителей и указывать ценовую категорию.