не хочу платить за домофон что делать
Экономия на ЖКХ: как отключить те услуги, которыми вы не пользуетесь
Нередко в квитанции на оплату коммунальных услуг можно обнаружить «лишние строчки». Так, многие люди продолжают платить за радиоточку, домашний телефон или коллективную антенну, которыми при этом не пользуются. Однако не все знают, что при желании собственник квартиры может отказаться от ненужных ему услуг. Как это сделать, читайте в материале.
Чтобы отключить ту или иную услугу, необходимо обратиться к ее поставщику. Порядок и способы обращения зависят от региона РФ, в котором вы проживаете. Тем не менее есть ряд условий, одинаковых для всех. Так, вне зависимости от места проживания вам будет нужно подать заявление установленной формы на имя компании-поставщика, предоставить запрашиваемые документы, подтвердить отсутствие задолженности (долгов быть не должно, иначе вам откажут в отключении услуги); в некоторых случаях — оплатить государственную пошлину.
Радиоточка «Радио и оповещение»
В домах старого фонда часто предусмотрена радиоточка, и ежемесячно владельцам квартир начисляется абонентская плата. Чтобы больше не платить за эту услугу «по умолчанию», стоит в первую очередь определить, куда следует обращаться.
Так, если отдельная квитанция на оплату приходит из ФГУП «Российские сети вещания и оповещения», отказаться от радиоточки можно только по личному обращению в офис ФГУП РСВО. Ведущий юрисконсульт юридической службы ИНКОМ-Недвижимость Кирилл Кокорин рекомендует предпринять следующие шаги:
Второй вариант: начисление за услугу «Радио и оповещение» производится через Единый платежный документ (ЕПД). В этом случае оформить отказ можно в МФЦ вашего района. «МФЦ самостоятельно формирует пакет документов и отправляет его во ФГУП РСВО. Перед обращением в МФЦ вам необходимо скачать бланк заявления и квитанции на отключение радиоточки на сайте ФГУП; заполнить первое и оплатить второе», — рассказывает Кирилл Кокорин.
Важно! «Отключить» радиоточку может только собственник квартиры или жилого дома. Если отказ от этой услуги оформляет представитель собственника, то следует предоставить нотариально заверенную доверенность. Тем же, кто занимает жилье по договорам социального найма, необходимо обращаться к соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который владеет данным жильем.
Общедомовая телеантенна
В случае с отключением общедомовой антенны собственнику также необходимо узнать, какая организация отвечает за данную услугу. Получить информацию об этом можно в своей управляющей компании (а выяснить, какая УК занимается вашим домом, легко через интернет). Далее следует обратиться в эту компанию и получить образец заявления на отключение услуги. Впрочем, документ можно скачать и через личный кабинет на официальном сайте организации (такая опция есть, например, в Ростелекоме).
Как и в случае с радиоточкой, к заявлению об отключении антенны необходимо приложить справку об отсутствии задолженности и копию паспорта. Следующий важный шаг — не забыть про акт. «В день отключения антенны специалист, который будет проводить работы, выдаст вам соответствующий акт. Он является основанием для прекращения начисления платы за данную услугу. Этот документ обязательно нужно передать в организацию, которая осуществляет начисление и формирует квитанцию на оплату. Как правило, речь идет о МФЦ, ЖКО или ЖСК. Тогда действительно платить за общедомовую антенну вам больше не придется», — дополняет Кирилл Кокорин.
Домашний телефон
Для отключения домашнего телефона вам необходимо лично обратиться в телефонную компанию (Ростелеком, МГТС и др.) с заявлением об его отключении. Обычно в пакет документов также входят копия паспорта и копия договора с телефонной компанией.
«Данная услуга предоставляется бесплатно. Отказать в ней могут только в одном случае — при наличии задолженности. Если же имеется остаток неиспользованных средств, телефонная компания переведет их на ваш счет в указанном вами банке», — отмечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов.
Полезно знать, что телефонный номер не является собственностью гражданина — он его арендует у телефонной компании. Поэтому при необходимости восстановить домашний телефон можно не получить «свой старый» номер. Повторное подключение является платным: стоимость равна стоимости подключения новой линии.
Домофон
Минстрой России в письме «О содержании и ремонте общего имущества в МКД» указывает, что домофон относится к общедомовому имуществу. Таким образом, если техобслуживание данного оборудования предусмотрено договором управления домом, оно не выделяется в отдельный пункт в платежке. На эти цели идет оплата за содержание и ремонт жилого помещения. В этом случае оплачивать домофон отдельно жильцы не обязаны, рассказывает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.
Если же техобслуживание домофона не прописано в договоре управления домом, вопрос о начислении платы решается на общем собрании собственников помещений. «Тогда эта статья расходов будет отображаться либо в виде пункта в платежке, либо в виде отдельного счета. Тем не менее вносить абонентскую плату придется в любом случае, поскольку речь идет о содержании общедомового имущества», — дополняет Надежда Коркка.
Однако бывает и так, что договор на обслуживание домофона заключен индивидуально с каждым собственником квартиры. «В этом случае вы можете написать заявление в компанию, обслуживающую домофон, об его отключении. Очень часто организации идут людям навстречу — трубка в квартире отключается; остается возможность войти в подъезд только через код или ключ», — рассказывает Владислав Фролов.
Консьерж
Не все жильцы МКД хотят, чтобы в их доме работал консьерж. Чтобы отказаться от этой опции, важно знать следующее. «Часть дополнительных услуг (в том числе и услуги консьержа) оказывается по факту принятия соответствующего решения на общем собрании собственников (ОСС). И отказ от них возможен только после того, как на ОСС будет набрано определенное количество голосов в поддержку этой инициативы», — комментирует генеральный директор УК «Техстрой» Евгений Беляев.
Сэкономить на коммуналке можно не только посредством отключения ряда услуг. К примеру, можно поставить водосчетчики или установить светодиодные лампы. Также постарайтесь разобраться в правилах начисления платы за ЖКХ и проверить, все ли корректно. Ведь, как показывает судебная практика, не всегда суммы начисляются правомерно.
Обязан ли я оплачивать долг за домофон прежнего владельца?
— Предыдущий владелец квартиры не пользовался домофоном и не платил. Его отключили. Человек умер два года назад. Но счета все равно присылали. Видимо, не расторг при этом договор с компанией, обслуживающей домофоны. Обязан ли новый владелец платить за предыдущие периоды при оформлении домофона на себя?
Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Андрей Есилевский:
Новый владелец ни в силу закона, ни в силу договора не обязан платить за предыдущие периоды, что бы ни говорили сотрудники организации, обслуживающей домофоны. Кроме того, они не имеют права отказать в заключении нового договора с новым владельцем. В случае, если организация будет настаивать на оплате за предыдущего владельца, эти требования можно игнорировать. А в случае отказа заключить новый договор — жаловаться в Роспотребнадзор.
Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):
По общему правилу, новый владелец не отвечает за долги предыдущего собственника. Поэтому Вы должны платить с того момента, как стали собственником. По поводу квитанций обратитесь к наследникам, у которых Вы покупали квартиру. Но если этот наследник Вы и есть, то тогда и платить Вам.
Отвечает ведущий юрисконсульт юридической службы «ИНКОМ-Недвижимость» Светлана Болотская:
В соответствии с нормами действующего законодательства бремя содержания имущества несет его собственник, поэтому Вам необходимо оплачивать пользование домофоном только с момента заключения договора с компанией, которая установит/подключит Вам домофон. Оплачивать долги предыдущего владельца Вы не должны.
Отвечает руководитель ЮК «Ваше право» Андрей Асташкин:
Обязанность оплаты жилищно-коммунальных услуг наступает только с момента, установленного ст. 153 ЖК РФ, то есть либо с момента заключения договора социального найма, либо с момента регистрации права собственности. Помимо этого, правоспособность гражданина прекращается его смертью. Поэтому ответственность по ранее заключенным договорам с умершим гражданином никому не передается.
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
Нет, не обязан, так как собственник несет бремя содержания только с момента оформления права собственности на себя. Вам необходимо заключить новый договор и начать оплачивать с текущего периода.
Отвечает адвокат МКА «Почетный Адвокатъ» Анна Ищенко:
Обслуживающая организация (не имеет значения, будет ли это управляющая компания или любое другое общество с ограниченной ответственностью) заключает с жителями многоквартирных домов индивидуальные договоры и передает домофонные системы лишь в пользование. Такие договоры содержат не только право пользоваться домофонным оборудованием, но также обязанности по внесению платы за пользование и обслуживание.
Новый владелец, приобретший квартиру умершего с долгами в порядке универсального правопреемства (наследования), приобретает как права наследодателя, так и его обязанности. Соответственно, после смерти наследодателя остается обязанность оплатить его долги, в данном случае за пользование и обслуживание домофона. После чего новый владелец может переоформить домофон на себя и заключить новый договор с компанией.
Но переход права собственности на квартиру сам по себе не означает переход долгов с предыдущего собственника. Для перехода долгов необходимо правовое основание, к примеру договор либо универсальное правопреемство, то есть наследование.
В ситуации, если Вы не являетесь наследником, а приобрели квартиру в рамках договора купли-продажи, то Вы можете оплатить долги бывшего владельца квартиры, а можете и не оплачивать: просто заключайте с домофонной службой свой договор с даты регистрации права собственности на квартиру без оплаты долгов бывшего собственника.
Компания, обслуживающая домофоны, будет вынуждена сама взыскивать неуплаченную сумму с наследников (правопреемников) умершего. Вы же, если хотите, можете оплатить эти старые долги и сами взыскать неуплаченную сумму с наследников (правопреемников) умершего.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Порядок замены домофона, если он ломается
Запирающему устройству уже больше 20 лет. Оно ломается каждую неделю. Жильцы требуют, чтобы УК заменила оборудование на новое, поскольку жильцы все эти годы платят управляющей компании за обслуживание домофона. УК отвечает, что жильцы должны купить и установить оборудование сами и сами же его оплатить. Правомерно ли это?
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме, является общим имуществом собственников многоквартирного дома, бремя содержания которого несут его собственники (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
В силу п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, запирающие устройства дверей подъездов многоквартирного дома, включенные во внутридомовую систему электроснабжения, относятся к общему имуществу собственников дома.
Таким образом, домофон, установленный на двери подъезда, является общим имуществом собственников дома.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Необходимо учитывать, что обслуживание домофона (т.е. его содержание и ремонт) и его замена – это разные по правовой природе действия. При обслуживании производится поддержание оборудования в работоспособном состоянии в течение определенного периода времени (в соответствии с вопросом более 20 лет), при замене – однократно происходит полная смена оборудования.
Из содержания вопроса следует, что управляющая компания обслуживает установленный домофон. При этом замена домофона не входит в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
При таких обстоятельствах управляющая организация не обязана производить замену домофона за счет средств, выплаченных на его содержание.
Вместе с тем такая обязанность может быть установлена договором управления многоквартирным домом, заключенным с управляющей компанией. В этом случае жильцы дома вправе потребовать у управляющей компании заменить домофон.
Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме
Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.
Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Порядок установки и подключения домофона
Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).
На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.
Управляющая организация не может требовать от собственников уплаты отдельной услуги «Обслуживание домофона» (письмо Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14). Этой же позиции придерживается Минстрой РФ в своём письме от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД».
Если решения общего собрания собственников об установке домофона или оплате его обслуживания нет, и управляющая организация решила установить его самостоятельно, она не сможет впоследствии предъявить собственникам плату за установку обслуживание запирающего устройства.
Обслуживание домофона
В договоре обслуживания по желанию собственников можно предусмотреть другой перечень работ и услуг.
Если подрядная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору обслуживания, это может послужить причиной для отказа от её услуг. Принять решение о смене подрядчика можно только на общем собрании собственников помещений в МКД.
Бывают случаи, когда домофон не работает на протяжении нескольких месяцев, а управляющая организация перечисляет подрядчику плату за его обслуживание и включает её в квитанции. В таком случае любой из собственников помещений в МКД может потребовать у управляющей организации сделать перерасчёт с того дня, когда домофон перестал работать.
Определение стоимости обслуживания домофона
Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Как правило, подрядные организации сами устанавливают размер платы за свои услуги.
Управляющей организации стоит помнить о том, что размер платы за обслуживание запирающих устройств, который они включают в тариф на содержание и ремонт общего имущества, должен быть обоснован. Любой собственник может обратиться в УО и запроситьрасшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
Провести общее собрание собственников и решить вопрос по оплате домофона в многоквартирном доме гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Домофон как часть общего имущества в МКД : судебная практика
Судебная практика, связанная с домофонными устройствами, многочисленна. Часто споры касаются статуса домофона как общего имущества в многоквартирном доме и связаны с проблемами ответственности за его содержание и обслуживание. Юрист МКА «Арбат» Вадим Башир-Заде подготовил обзор самых интересных дел по этому вопросу.
Одностороннее прекращение договора на организацию приёма платежей за домофон
Первым рассмотрим спор ИП с областным расчётно-информационным центром о признании незаконными действий по одностороннему прекращению договора на организацию приёма платежей за домофон (по материалам дела № А70–9222/2016).
Между ИП и ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» был заключён договор, в соответствии с которым ОАО приняло на себя обязательства по организации системы платежей за услуги по обслуживанию домофона, оказываемые ИП населению. Впоследствие ОАО уведомило ИП о том, что собственники некоторых МКД приняли решения о передаче домофонов в общедомовую собственность и включении в перечень услуг и работ управляющей компании по содержанию и ремонту общего имущества услуги по техническому обслуживанию системы «Домофон». В связи с этим у ОАО отсутствуют законные основания для исполнения условий договора в отношении абонентов указанных МКД.
ИП просил ответчика не приостанавливать начисление платы за обслуживание домофона, поскольку указанный договор не был расторгнут или признан недействительным, а дополнительных решений общего собрания собственников МКД, по мнению ИП, для изменения условий не требовалось. На этих основаниях ИП и обратился в суд.
Суды трёх инстанций оценили условия договора в части его расторжения, а также переписку сторон о приостановлении исполнения договора, и пришли к выводу, что указанный договор сторонами не расторгнут. Истец не предоставил доказательства дачи ответчику разъяснений после получения от него сообщений о протоколах ОСС, на котором было принято решение включить домофон в состав общего имущества.
Также суды указали, что истец не указал, каким образом удовлетворение его требований приведёт к восстановлению его нарушенного права. Верховный суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы ИП на рассмотрение.
Устранение нарушения прав собственников путём демонтажа домофона
Следующий спор об устранении нарушения прав собственников помещений МКД путём демонтажа домофонов произошёл между тремя ООО (по материалам дела № А65-10536/2019).
Истец являлся управляющей организацией в многоквартирном доме. При этом домофонное оборудование в МКД было установлено силами и средствами двух других ООО, и ими же обслуживалось. Истец обратился к данным ООО с иском, посчитав, что ответчики неправомерно разместили собственный домофон на общем имуществе собственников, а именно на входных дверях подъездов дома, находящегося под управлением истца. УО попыталась через суд добиться демонтажа оборудования.
Суд установил, что между собственниками жилых помещений МКД и ответчиками имеются действующие договоры на обслуживание домофонной системы. Эти договоры являются действующими, работы по обслуживанию оборудования проводятся постоянно, собственники исправно оплачивают эти услуги.
Документы не расторгнуты и не оспорены в судебном порядке. Подписав прямые договоры технического обслуживания домофонного оборудования, жители МКД выразили волеизъявление на приобретение домофонного оборудования в пользование с последующим его обслуживанием.
Кроме того, суд указал, что в силу закона УО вправе представить общему собранию собственников МКД предложения о смене подрядных организаций, по размеру платы, объёму услуг, но не вправе принимать такие решения самостоятельно. Доказательств уведомления собственников МКД о необходимости провести общее собрание для решения вопроса о смене подрядных организаций не было представлено, также не представлено доказательств проведения общих собраний по данным вопросам.
Поскольку домофонные системы прямо не поименованы в указанном перечне общего имущества МКД, работы по их содержанию и обслуживанию не относятся к услугам по содержанию и ремонту жилых помещений. На основании данных выводов суды трёх инстанций отказали истцу в удовлетворении его требований.
Истребование домофонов из незаконного владения
Спор ООО с ГБУ г. Москвы касался вопросов о признании недействительным договора на техническое обслуживание, истребовании домофонов из незаконного владения и взыскании неосновательного обогащения с другого ООО (по материалам дела № А40-140266/2018).
ООО заключило с ГБУ одного из районов города Москвы договор на обслуживание запирающих устройств в подъездах многоквартирных домов. Позднее ГБУ заключило договор с ещё одним ООО, на которое переложило обязанности по обслуживанию и поддержанию в исправном состоянии домофонов.
Истец посчитал, что ГБУ неправомерно передало принадлежащие ему изначально домофоны во владение и пользование другому ООО. Претензии у истца были и к привлечённому ООО, которое получает за обслуживание денежные средства, причитающиеся истцу.
В арбитражный суд был подан иск о признании недействительным договора, заключённого между ответчиками, в части включения в него многоквартирных домов, истребовании имущества истца в виде домофонов из незаконного владения общества и взыскании неосновательного обогащения с ООО.
Суды всех инстанций, в том числе и Верховный суд РФ, отказали истцу. В судебных актах было указано, что истец не представил доказательства, подтверждающие установку спорного оборудования за счёт собственных средств. Кроме того, домофоны являются частью единых систем и конструктивным элементом инженерного оборудования МКД. Следовательно, домофоны утратили свойства самостоятельного объекта права собственности и в силу своего функционального назначения относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Суды также отметили, что обслуживание домофонов является обязанностью организации, осуществляющей управление многоквартирным домом самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. ООО получает оплату за выполняемую работу на законных основаниях по заключённому, действующему договору. Указанное ООО поддерживает спорные запирающие устройства в исправном состоянии, а не владеет и распоряжается ими, в связи с чем истребование у него спорного имущества невозможно.
Признание незаконными действий по начислению и взиманию платы за обслуживание домофона
Спор ТСЖ и ИП касался определения незаконными действий по начислению и взиманию платы за обслуживание домофона, обязания передать техническую документацию и признания домофонного оборудования общим имуществом МКД (по материалам дела № А50-36769/2018).
В свое время ИП по договору с жителями МКД установил домофонные системы в подъездах многоквартирного дома, был подписан акт приёмки выполненных работ и передачи оборудования. Позднее ИП подписал с жителями акты приёма-передачи домофонного оборудования для последующего обслуживания, по которым данное оборудование было передано в собственность ИП.
Через несколько лет в соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД был изменён способ управления и создано ТСЖ. Также на общем собрании было принято решение о расторжении заключённого договора на техническое обслуживание домофонного оборудования с ИП. Полагая, что ИП продолжает незаконно взимать абонентскую плату с собственников указанного МКД, выставляя жителям квитанции за обслуживание домофонной системы, ТСЖ обратилось в суд.
Суд определил, что при проектировании МКД установка домофонов не была предусмотрена, оборудование поставлено позднее. ИП не передавал домофон в собственность гражданам, и жители дома за данное оборудование не платили. Из представленных в материалах дела документов был сделан вывод что за ИП сохранился статус собственника на спорное имущество.
Кроме того, суды пояснили, что действия ИП по выставлению квитанций на оплату услуг не могут рассматриваться в качестве основания возникновения у ТСЖ гражданских прав и обязанностей, поскольку квитанции по своей правовой природе не являются исполнительными документами. То есть, сам по себе факт начисления платежей и выставления квитанций не свидетельствует о нарушении прав истца. Граждане имеют возможность не производить или произвести оплату, а также – оспаривать в законном порядке обоснованность их начисления.
Помимо всего прочего, документация на домофонное оборудование не поименована в п. п. 24, 26 Правил № 491 в составе технической документации на многоквартирный дом. Техническое обслуживание домофонной системы производилось без техдокументации. Таким образом, не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении ИП действий, препятствующих управлению истцом многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций отказали ТСЖ в удовлетворении исковых требований.
Отмена предписания о перерасчёте за допуслугу по оплате внутриквартирного домофона
ООО поспорила с Госжилинспекцией о признании незаконным и отмене предписания о перерасчёте за дополнительную услугу по оплате внутриквартирного домофона (по материалам дела № А41-69323/2019).
В многоквартирном доме ГЖИ провела внеплановую проверку ООО на предмет соблюдения лицензионных требований. В ходе проверки выявлен факт содержания и обслуживания переговорно-замочного устройства (домофона), расположенного внутри квартиры, в виде дополнительной услуги, без согласия потребителя о её выполнении за плату.
По результатам проверки выдано предписание произвести собственнику квартиры перерасчёт за дополнительную услугу «Домофон» за последние три года. Общество обратилось в суд, считая выданное предписание незаконным.
Суды установили, что домофон на входной двери дома и переговорные устройства внутри квартир установлены застройщиком. В размер платы по содержанию и текущему ремонту не включены услуги по оплате за содержание и ремонт переговорных устройств внутри квартир. Суд первой инстанции вынес решение в пользу ООО. В решении указано, что предписание выдано в отношении ненадлежащего лица, поскольку есть второе ООО, заключившее с первым агентский договор на сбор денежных средств за услугу «Домофон».
Однако апелляционная и кассационные инстанции отменили это решение и признали правоту Госжилинспекции. Суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие согласия потребителя на оказание ему услуги «Домофон». Следовательно, включение платы за эту услугу отдельной строкой в квитанции об оплате коммунальных услуг, а не в графу «Содержание и ремонт жилья», противоречит действующему законодательству. Наличие договорных отношений с агентом в данном случае не имеет значения.
На заметку
Домофон может быть предусмотрен проектом при строительстве МКД, его могут установить УО или сторонняя подрядная организация: принадлежность оборудования является краеугольным камнем всех споров.
Стоит помнить, что в подавляющем большинстве случаев домофонное оборудование является неотъемлемой частью дома и общим имуществом собственников МКД, к нему применяются соответствующие правила жилищного законодательства.
Необходимо также различать принадлежность домофона и обязанность по его обслуживанию и содержанию.Споры по данному вопросу многочисленны, а вопрос о том, кому предоставлена возможность собирать плату за услуги по домофонному обслуживанию, часто поднимается в судебных заседаниях.