не будь евреем что значит

Раввин спросил меня, что значит быть евреем, и я попал в лёгкий ступор.

Шалом. Вот уже три года как я начал интересоваться иудаизмом и больше полугода как начал жить еврейской жизнью (соблюдать заповеди, общаюсь с евреями, хожу в синагогу, посещаю могилы праведников, ношу кипу и цицит, изучаю соответствующую литературу).

И вот настал момент посещения раввина, занимающегося вопросами кашрута и Галахи. Беседа прошла отлично. Но на вопросе «что значит быть евреем?» я попал в лёгкий ступор. Перечислил все религиозные аспекты, но этого оказалось мало. Для себя я понимаю, что быть евреем — это означает полное слияние с еврейским народом, каждый еврей будет моим братом, моей семьёй и я должен взять на себя полную ответственность за каждого еврея в отдельности и за весь народ в целом… Что значит быть евреем? Что такое — еврей? Заранее благодарен вам за ответ. Л.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Чтобы ответить на Ваш вопрос, сделаем небольшое уточнение.

Обычно, когда мы называем какой-либо предмет\явление и т.д., имеем в виду его суть, его основную функцию. Например, говоря об автомобиле, в первую очередь подразумеваем средство передвижения, говоря о дожде, — воду и т.д.

Чтобы ответить на вопрос «что значит быть евреем?», нужно понять, какова суть, назначение еврея.

Ответить на вопрос может помочь следующее определение, данное нашими мудрецами: «Народ Израиля, Тора и Всевышний — одно целое»[1]. Всевышний дал нам возможность достичь совершенства и средства, которые нам помогут его достичь и устранить свои недостатки. То есть, как бы «прилепиться» к Всевышнему, приобщиться к Его качествам, совершенству, в каком-то смысле становясь с Ним единым целым. Это и есть «основная функция», суть еврея. Как же она выполняется? Что такое «быть евреем»?

Наши мудрецы говорят[2] об этом так:

Глубочайшей мудростью Творца мир устроен таким образом, что у человека есть возможность даже при самом материальном занятии достичь большего совершенства. Для этого Всевышний принял в расчет недостатки, заложенные в природе человека. И соответственно этому установил для нас законы использования мира и намерения, которыми мы должны руководствоваться, выполняя эти законы. Если мы действуем в соответствии с ними и с тем намерением, которое предписал Творец, то такое действие создает совершенство. И так будет удалено то, что отдаляет человека от Б-га. Эти законы — заповеди Всевышнего, предписывающие и запрещающие. Выполнение каждой из них способствует приобретению человеком одного из видов совершенства и развитию его, и устранению какого-либо недостатка. При выполнении их возвышаемся не только мы сами, но и весь окружающий мир. Следует помнить также, что Творец дал нам мощнейшее средство приближения к Себе. Это — изучение Торы. Ведь, как говорят наши мудрецы, Тора — наибольшее подобие Сущности Всевышнего, которое может существовать в Творении!

То есть, вкратце, «быть евреем» означает жить так, чтобы «прилепиться» к Всевышнему, к Его качествам, к самому совершенству. Пользуясь теми средствами, которые Он нам для этого дал: изучением Торы и выполнением Его заповедей. Именно так мы выполняем свое назначение, свою функцию.

Желаю Вам больших успехов на Вашем пути, в еврейской жизни!

С уважением, Зеев Гершензон

[1] Зоар, Ахарей Мот, 73:1

[2] См. первую часть книги РаМХаЛя Дерех а-Шем, о служении Творцу.

Источник

Что значит быть евреем?

не будь евреем что значит

Н а самом деле это очень сложный вопрос. Когда мы говорим о еврейском народе, имеем ли мы в виду, что это нечто, что определяется религией? Или это определяется этнически? Как нам определить, что значит еврей? Кто такой еврей?

Знаете, это тема, обсуждение которой продолжается до сего дня.

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

Когда Иисус говорил в Иоанна 4:22, что «спасение от Иудеев», Он сказал самарянке:

«Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Иоанна 4:22).

Очевидно, что есть определённая группа людей — евреи. В древнем мире эти люди были известны как евреи, и сегодня в мире они известны как евреи. Итак, это что-то этническое? Или религиозное? Это сочетание и того, и другого.

С одной стороны, если вы физический потомок Авраама, Исаака и Иакова, то вас будут считать евреем. Вы часть этого народа с этнической точки зрения. Точно так же человек, живущий в Америке, является американцем, а тот, кто живёт в Италии, — если вы были там из поколения в поколение, и это ваше наследие, возможно, вы переехали в другу страну на какое-то время, то вы американец в Италии или итальянец в Германии.

То же самое с евреями. Вы можете быть светским, можете быть религиозным, но вы продолжаете быть евреем с этнической точки зрения.

Также вы можете быть евреем с религиозной точки зрения. Если вы практикуете иудаизм, если вы делаете то, что сделала Руфь, отказавшись от богов моавитских и начав поклоняться Богу Израиля и присоединившись к народу.

То есть, человек может обратиться в иудаизм, и его теперь будут считать евреем, и его детей будут считать евреями.

Итак, есть люди, которые являются евреями этнически, и они нерелигиозны. И есть люди, которые этнически неевреи, но они обратились в иудаизм и стали частью еврейского народа. То есть, это и с этнической точки зрения, и с религиозной.

Как говорят некоторые, если вы полностью отступаете в религиозном плане, с течением времени, вы теряете и свою этническую принадлежность.

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Не будь евреем что значит

не будь евреем что значит

Как показало недавнее исследование, пугающее число американских евреев, на самом деле миллионы, не ощущают себя евреями. Поэтому я позволю себе поделиться своим пониманием того, что значит быть евреем.

1. Для меня быть евреем означает партнерство со Всевышним в деле совершенствования мира (на иврите — тикун олам).

2. Для меня быть евреем означает признание того, что эта работа не может быть поручена какому-то высшему начальству или другим людям. Это моя работа в течение всей моей жизни.

4. Быть евреем — значит провозглашать, пожалуй, наиболее революционную концепцию в анналах цивилизации, введенную в мир евреями, — идею монотеизма. Мы все созданы по образу и подобию Б-га (на иврите — бецелем Элоким).

5. Быть евреем для меня значит принятие глубокого символического значения, которое мудрецы и учителя наши придавали истории Адама и Евы. А именно, что все мы независимо от расы, религии или национальной принадлежности происходим из одной семьи. И поэтому никто не может заявлять о своем превосходстве над другим.

7. И еще это означает радоваться тому факту, что евреи были первоначальными революционерами. Они первыми бросили вызов существующему положению вещей и настаивали на своем праве молиться и совершать службу иначе, чем большинство, оставаясь при этом равными перед законом. Сегодня мы называем это плюрализмом, и это краеугольный принцип демократического общества.

8. Для меня быть евреем означает согласие с еврейскими первопроходцами в установлении универсального морального кодекса, о котором раньше и речи не могло быть. Не случайно отцы-основатели Америки взяли слова из Торы (Левит) для национального колокола Свободы: «Свободу провозглашайте по всей земле и для всех населяющих ее».

9. Это также означает, что моральный кодекс этот служит для меня компасом, с которым я ежедневно сверяю свое поведение: поиск справедливости и мира, любовь к ближнему, радушное отношение к странникам, уважение к среде обитания.

10. Быть евреем для меня означает осознание того, что я гордый потомок и наследник цивилизации длиной в несколько тысячелетий, в которой переплелось богатство теологии и веры, философии и этики, искусства и музыки, истории и этнографии. Этого гигантского богатства с избытком хватит для пожизненного изучения и исследования.

11. И еще это означает признательность за возможность обсуждать большие жизненные вопросы, за деликатный баланс традиций и современности и за категорическое неприятие доктринального мышления.

12. Для меня еврейство означает радость принадлежности к общине, глубокий символизм годового цикла праздников, огромный вклад еврейского народа во все аспекты развития цивилизации и практически невообразимую настойчивость вопреки всем преградам. И обладать прошлым, с которым я неразрывно связан предшествующими поколениями, готовившими своих детей к бар- и бат-мицве, сидевшими за пасхальным столом и молившимися словами «в следующем году в Иерусалиме» и о приходе пророка Ильи, постившимися в Йом-Кипур, проверяя свои моральные устои, радостно праздновавшими Пурим с осознанием того, что враги наши повержены. И обладать будущим, которое надолго переживет меня и понесет дальше знамя еврейского народа.

13. Быть евреем для меня означает постоянно горевать за всех тех, кто погиб в Холокосте, в погромах, во времена инквизиции, кто был насильно обращен в другую веру, кого увели в изгнание, обвиняли в кровавых наветах, и за тех, кто пострадал от всяческих проявлений антисемитизма. В то же время это означает жить с вечной благодарностью за дар жизни, за предоставленные возможности и благословения и за поставленную перед нами святую задачу зажигать друг в друге божественную искру.

14. Для меня быть евреем — это восхищаться тем, что в течение моей жизни вековые молитвы миллионов евреев были наконец услышаны и еврейский народ вернулся на свою родину, в Землю Израиля. И это является подтверждением неистребимой связи между Израилем и еврейским народом. Земля эта представляет не только физический, суверенный символ нашей нации, но также независимо от того, живем мы там или нет, высшее метафизическое выражение нашей веры, наших молитв и наших устремлений.

15. Быть евреем означает понимание того, что своей борьбой против антисемитизма и за право Израиля жить в мире и безопасности я поддерживаю высшие ценности терпимости и демократии для всех.

16. Для меня еврейство означает гордость за огромный еврейский вклад в защиту достоинства и прав человека. Не случайно Тора — от исхода из Египта до концепции Земли Обетованной — послужила источником вдохновения для американского движения за гражданские права. Поразительно, что евреи никогда не были удовлетворены данным положением вещей. Если бы пророк Исайя и другие наши пророки вернулись на землю сегодня и взглянули бы на все наши достижения, они бы напомнили нам о том, что предстоит еще большая работа, прежде чем мы сможем объявить об успехе.

17. И наконец, как сказал лауреат Нобелевской премии Эли Визель, для меня быть евреем не обязательно означает сделать мир более еврейским, его надо сделать более человечным. И цель эта занимала наш народ во времена хорошие и плохие, с самого начала его удивительного исторического путешествия и до сегодняшнего дня.

И пусть каждый еврей познает то ощущение радости, обогащения и вдохновения, которое мне повезло пережить в течение моей жизни.

Источник

Что значит быть евреем

не будь евреем что значит

не будь евреем что значит

На дворе праздник Песах – праздник рождения еврейского народа.

Мы провели мини-опрос, в котором просили респондентов ответить на вопрос “А что для Вас значит быть евреем?”

Свои ответы на этот вопрос оставляйте в комментариях!

не будь евреем что значит

Опрос дело непростое. Может быть очень скучным, а может наоборот – занимательным. Свой сакраментальный вопрос «А что для тебя значит быть евреем?» я задала своему хорошему приятелю из Америки. Познакомились мы с ним на МАСЕ – он преподавал английский в Беер-Шеве.

Бренту сейчас 24, он рыжий с веснушками, веселый и очень интересный. Живет в Лос-Анджелесе, заканчивает университет и параллельно преподает историю и английский. «Для меня быть евреем – значит видеть себя отличающимся от людей, которых я наблюдаю каждый день. Это быть частью древней культуры и людей, которые сохраняют эту культуру каждый день».

Другой мой знакомый из Иерусалима пришел в еврейство очень непросто. Он родился и жил в Италии и в 20 лет отправился в Швецию, чтобы выучиться на католического пастора. Роберто прилежно изучал Библию четыре года подряд и делал это настолько тщательно, что к концу своего обучения понял, что раз Библия дана Б-гом именно евреям, то только этот народ может толковать ее и жить по истинным законам. В итоге Роберто переехал жить в Израиль, прошел гиюр, и сейчас является традиционным и соблюдающим евреем. Ему было сложно, но он ни на миг не усомнился в правильности своего шага и принятого решения. Сейчас он живет в Иерусалиме, ему 38 лет, он успешно занимается собственным делом и ищет спутницу жизни, которая будет рядом и сможет исполнять заветы вместе с ним. Для Роберто быть евреем – это делать то, что сказано в Торе. «Быть евреем – это следовать инструкциям Б-га, это отдать свою волю на волю Г-спода».

не будь евреем что значитДля Александра Левитаса, который с 17 лет живет в Хайфе, занимается собственным бизнесом и путешествует по миру еврейство это нечто иное. «Для меня еврейство – это прежде всего принадлежность к некой традиции и системе ценностей. Для меня быть евреем – это быть частью культуры, в которой быть умным – это хорошо, учиться и учить – это хорошо. В которой уметь зарабатывать деньги – это достоинство, а не недостаток. В которой принято заботиться друг о друге, даже о незнакомых людях. Кроме того, есть что-то особенное в том, чтобы чувствовать себя частью народа, который уже четыре тысячи лет пытаются извести, но, слава Б-гу, не выходит. Это добавляет веры в то, что и в своей жизни ты точно со всем сможешь справиться».

не будь евреем что значит

не будь евреем что значитМаша переехала в Израиль из Москвы, сначала была на МАСЕ, а потом и вовсе осталась жить в Тель-Авиве. Сейчас ей 29 лет, она работает, знает четыре языка и очень счастлива в стране. «Для меня быть еврейкой – это быть особенной, принадлежать к чему-то особенному и внутри этого особенного тоже быть отдельной особенной частичкой. Быть еврейкой – значит знать, как ответить на сложный вопрос: кто ты? Быть еврейкой – это что-то очень эмоциональное и интуитивное, при этом активное и созидательное. Быть еврейкой – значит верить и любить. Любить семью и друзей, еврейский образ жизни и мыслей, корни и историю, страну и Б-га.

Есть у меня еще один знакомый, он живет в Дрездене, в Германии, и уже начиная с февраля считает дни до отпуска, во время которого он снова сможет поехать в Израиль. Дженс поздравляет меня со всеми еврейскими праздниками и за два последних года не пропустил ни одного «шабат шалом» в конце недели. На аватарке в файсбуке у него стоит фотография стены плача и израильский бело-голубой флаг. На мой вопрос: «Дженс, что для тебя значит быть евреем?», он ответил мне «Анна, прости! Я – не еврей, но безумно люблю Израиль и евреев».

3 комментария(-ев)

Источник

За что ненавидят евреев — восхитительная статья!

Всё это мы знаем, но так остро написать умеет не каждый. Не надо думать глупость! Почти во все времена и почти у всех народов были люди, ненавидевшие евреев. Многие задаются вопросом: “За что? Почему?” И я спрашиваю себя: “За что?”- Хотя знаю много причин антисемитизма, но не знаю ни одной такой причины, по которой его не должно было быть.

В “Письмах с земли” Марк Твен писал: “Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев”.

не будь евреем что значит

Начнем с того, что люди друг друга не любят. Более того, они друг друга ненавидят. Приходится признать, что, к сожалению, это свойство имманентно человеческой психике, что господь обрек людей на распри. История человечества – это история войн. Ненавидели и воевали друг с другом англичане и французы, немцы и французы, русские и поляки, русские и немцы, армяне и азербайджанцы, известны истребления армян турками, албанцев сербами, а сербов албанцами. Всего не перечислишь. Ксенофобия – явление повсеместное. Кого чаще всего ненавидят? Да тех чужаков, которые рядом. А кто жил рядом почти со всеми народами за последние 2000 лет? Конечно, евреи. Вот вам и первый ответ на проклятый вопрос. В качестве объекта ненависти и всесветного козла отпущения (“Героическая личность, козья морда”,- как сказал Высоцкий) они всегда были незаменимы потому, что не имели ни государства, ни земли, ни армии, ни полиции, то есть ни малейшей возможности защитить себя. У сильного всегда бессильный виноват. Бессильный вызывает всенародный гнев, и ярость благородная вскипает, как смола. Итак, первая причина беспрецедентной стойкости и распространенности антисемитизма состоит в том, что евреи, не имея собственного государства, слишком долгое время жили среди слишком многих народов.

Далее. Евреи дали миру единого бога, библию, закон морали на все времена. Они дали миру христианство – и отказались от него. Дать человечеству христианство и отказаться от него – это такая обида, которая “в сём христианнейшем из миров” не имеет прощения. О причинах такого отказа мы здесь не будем говорить. Это загадка, которая бросает вызов лучшим умам уже 20 веков. Кто только ни предлагал евреям отказаться от иудаизма! Магомед предлагал им принять ислам и стать рядом с ним у истока новой веры — они отказались и получили непримиримого врага. Мартин Лютер призывал евреев стать его соратниками в борьбе против католицизма и помочь ему в основании протестантской конфессии – евреи отказались и вместо союзника получили ярого юдофоба. Философ Василий Розанов, которого трудно обвинить в симпатии к евреям, недоумевал по поводу такого поведения, не находя в нем ни малейшего признака корысти. Как! Почету и уважению и прочим неисчислимым благам народа-богоносца, давшего миру Христа и всех апостолов, предпочесть судьбу презренного изгоя, окруженного стеной ненависти? Как-то не очень клеится с представлением о еврее как о существе корыстном и трусливом. Парадокс. Отказ от христианства определил дальнейшую судьбу евреев, став важнейшим источником антисемитизма.

Далее. Евреи – это народ Книги. Любят читать, и все тут! А. П. Чехов, описывая жизнь заштатных уездных городков России, неоднократно отмечал, что в таком городке можно было бы закрыть библиотеку, если бы не девушки и не молодые евреи. Страсть к чтению всегда приобщала евреев к культуре других народов. Тот же В. Розанов писал, что если немец всем сосед, но никому не брат, то еврей проникается культурой того народа, среди которого живет, он заигрывает с ней, как влюбленный, проникает в нее, участвует в ее создании. “В Европе он лучший европеец, в Америке – лучший американец”. В настоящее время это едва ли не главный упрек, который бросают евреям юдофобы. “Русский народ унижен, – кричат антисемиты в России, – евреи отняли у него культуру”. Перечислить все блестящие еврейские имена во всех областях человеческой деятельности просто нет никакой возможности. Это не прибавляет им любви окружающих.

не будь евреем что значит

Евреи уверенно занимают первое место в мире по уровню образования и общественной активности. Историк Л. Н. Гумилев назвал это качество пассионарностью. По его теории этнос – это живой организм, который рождается, взрослеет, достигает зрелости, затем стареет и умирает. Обычный срок жизни этноса, по мнению Гумилева, – две тысячи лет. В период зрелости у народа появляется максимальное количество пассионарных личностей, т.е. выдающихся политических деятелей, ученых, полководцев и пр., а у старых, умирающих этносов таких людей почти нет. Историк подтверждает свою теорию многочисленными примерами, а те случаи, которые не укладываются в его учение, он просто не упоминает. Уровень пассионарности еврейского народа, история которого насчитывает уже четыре тысячи лет, никогда не снижался. Философ Н. Бердяев писал: “Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно – делайте сами великие открытия! “Несчастная – для евреев! – склонность проникать в культуру других народов, активно участвуя в ее развитии, а также невиданная пассионарность во всех областях жизни – вот главные причины антисемитизма в настоящее время.

У этой проблемы есть еще один аспект – психиатрический. Почти у каждого человека есть тайные страхи и фобии, явные или скрытые пороки и недостатки, вольные и невольные прегрешения. Один из способов избавления от этих страхов и мучительного недовольства собой – извлечь их из своей души, из глубины подсознания на свет божий, громко заявить о них, приписав однако всю эту скверну не себе, а кому-то другому, кого не жаль, и сосредоточить на нем всю свою ненависть. Таким объектом, которому приписывают собственные пороки, испокон веков служили евреи. Антисемитизм имеет зоологический характер, т.е. идет из глубины подсознания. За двадцать веков он превратился в устойчивый стереотип, который усваивается с молоком матери и передается из поколения в поколение.

Надобно иметь недюжинную силу и крепость, чтобы противостоять этому массовому психозу, имеющему характер пандемии, но рождение, воспитание и вся жизнь подавляющего большинства людей не дают, к сожалению, этой силы и крепости. Почти каждый человек, заглянув в свою душу, найдет в ней следы неприязни к евреям. И сами евреи здесь не составляют исключения. Они такие же люди, как и все, они дышат этим же воздухом нетерпимости. Столкнувшись с каким-нибудь еврейским подонком, евреи нередко испытывают ту же специфическую неприязнь, что и не евреи, забывая, что каждый народ имеет право на своих негодяев, которых всюду пруд пруди. Антисемитизм – это диагноз. Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Хочется сказать господам антисемитам: “Это ваша проблема, идите и лечитесь”.

У евреев теперь есть свое государство. Антисемитская чернь во всем мире никогда больше не помешает нам защищать свое человеческое достоинство и право на жизнь.

В одном из рассказов А. Платонов описал маленького еврейского мальчика, пережившего страшный погром. Этот мальчик в ужасе и смятении обратился к своему русскому соседу с вопросом: “Может быть, евреи действительно такие плохие люди, как о них говорят?” – и получил ответ: “Не надо думать глупость”. Вот и мне хочется, вслед за Платоновым, сказать всем поддавшимся антисемитскому психозу: “Не надо думать глупость”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *