наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

Экология. Шпаргалка

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экология». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии

Экология — наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле, и о приспособлениях организмов к изменяющимся условиям существования (В. Лархер, 1978 г.). Термин «экология» (от гр. слов oicos — «дом, убежище», logos — «наука») был впервые предложен биологом-дарвинистом Э. Геккелем в 1866 г.

Предмет экологии — изучение совокупности или структуры связей между организмами и природной средой. Главным объектом изучения экологии являются экологические системы (природные комплексы живых организмов и среда их обитания). Кроме них, данная наука занимается изучением организменного, популяционно-видового и биосферного уровней.

Основная часть экологии как биологической науки — общая экология (или биоэкология), изучающая общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды.

Выделяют следующие основные разделы экологии:

1) аутэкология, или экология особей, занимающаяся исследованием индивидуальных связей отдельного организма (вида, особи) с его природной средой;

2) демэкология, или популяционная экология, изучающая динамику и структуру популяций отдельных видов;

3) синэкология, или экология сообществ, которая изучает взаимодействие популяций, сообществ и экосистем с окружающей средой.

В зависимости от временного фактора в экологии выделяют историческую и эволюционную экологию. Кроме этого, различают экологию микроорганизмов, экологию растений и экологию животных. Экологическими проблемами планеты занимается глобальная экология; объект ее изучения — биосфера.

Задачи теоретической экологии (В. И. Коровкин, 2003 г.):

1) разработка общей теории устойчивости экологических систем;

2) изучение экологических механизмов адаптации к среде;

3) исследование регуляции численности популяций;

4) изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

5) исследование продукционных процессов;

6) исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

7) моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Задачи прикладной экологии:

1) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

2) улучшение качества окружающей природной среды;

3) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

4) оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения наиболее экологически неблагополучных районах.

Источник

Экология

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

Содержание

Определения

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Классическое определение экологии [1] : наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

Сложности определения экологии

История науки

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

Уже с давних времён люди стали замечать различные закономерности во взаимодействии животных друг с другом и с окружающей средой. Однако, в те времена даже биология не была отдельной наукой, являясь частью философии.

Античность

Первые описания экологии животных можно отнести к индийским и древнегреческим трактатам:

Новое время

В Новое время, которое характеризуется подъёмом в области научного знания, экологические закономерности выявлялись учёными-энциклопедистами, зачастую весьма далекими от биологии в своих основных исследованиях.

Первая половина XIX века

Экология животных после Дарвина и Геккеля

Современная классическая экология

Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии. В частности, эта философия положена в основу понятия «глубокая экология» в книге «Паутина жизни» Фритьофа Капры.

В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:

Связи экологии с другими науками

Методология экологии

Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить предмет, задачи и методы исследований.

Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой

Учёные

Следующие люди внесли существенный вклад в представление об эволюции и экологии:

Источник

Лекция по Биологии на тему «Экология, как наука»

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: БИОЛОГИЯ

Тема: Экология- как наука, о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Ознакомиться с лекционным материалом по теме

Решить тестовые задания (см. приложение).

Экология: что это такое и что она изучает

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

· экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;

· промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;

· экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;

· сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;

· эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;

· валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;

· геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;

· экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;

· социальная экология — наука о чистоте социальной области;

· экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

наука изучающая такие экосистемы как популяция и вид а также процессы происходящие в них это

Главные проблемы и задачи экологии

Безудержный экономический рост и техногенный тип мирового хозяйства привели к возникновению глобальных экологических проблем: опустыниванию, обезлесению, истощению природных ресурсов, разрушению озонового слоя, парниковому эффекту, кислотным дождям, дефициту пресной воды, загрязнению Мирового океана, исчезновению видов животных и растений, деградации земель и др. Все эти проблемы так или иначе связаны с будущим человеческой цивилизации.

Природа в целом сама по себе не знает экологических проблем. Если они и возникали у некоторых групп организмов, то решались, как правило, медленным эволюционным путем на протяжении очень больших промежутков времени, когда замена одних форм другими для всей природы была почти незаметна. В отличие от этого экологические проблемы человека стали заметными проблемами всей природы на Земле.

Объем антропогенного воздействия на природу и окружающую человека среду в XX веке стал слишком велик и приблизился к пределу устойчивости биосферы, а по некоторым параметрам и превзошел его. Проявления и свидетельства этого многообразны.

Резкое сокращение площади ненарушенных естественных экосистем, их существенная деградация на остальной площади суши, уменьшение биологического разнообразия ослабляют и нарушают природные потоки вещества и энергии, вызывают необратимое количественное и качественное обеднение биосферы.

Отходы человеческого хозяйства загрязняют среду, так как они содержат множество веществ и материалов, не утилизируемых в естественных природных круговоротах; загрязнение ведет к химической деформации окружающей среды и неблагоприятным геоклиматическим изменениям, создает угрозу здоровью людей, вызывает деградацию экосистем.

На потоках веществ и энергии в природе стала сказываться существенная разомкнутость антропогенного круговорота веществ; появились признаки нарушения биосферного равновесия, ослабления средообразующей и средорегулирующей функций биосферы.

В XX в. резко сократились и продолжают быстро уменьшаться запасы многих невозобновимых, главным образом минеральных и топливных ресурсов Земли, что в свою очередь создает серьезные экономические проблемы.

В геологической истории Земли и раньше происходили значительные изменения растительного покрова, ландшафтной структуры суши, химического состава атмосферы и климата. Негативное воздействие человека на природу также имеет длительную историю. Но никогда еще эти изменения и нарушения не наступали с такой быстротой, как в наше время. Все это означает наступление глобального экологического кризиса.

Природа отвечает на возрастающее антропогенное давление часто непредвиденными изменениями, создающими экологическую опасность.

Химическое и радиационное загрязнение среды ускоряет мутации и приводит к появлению новых биологических форм, обладающих повышенной устойчивостью, адаптивностью, а иногда и опасными для человека свойствами.

Избирательное воздействие на отдельные виды микроорганизмов, растений или животных, исключение этих организмов из природных сообществ вызывают неконтролируемые цепные реакции, которые затрагивают многие виды, нарушают устойчивость экосистем и ведут к разрушению многих из них.

Антропогенное преобразование ландшафтов и загрязнение среды часто имеет неконтролируемое последействие, приводящее к возникновению зон повышенного экологического риска, экологических бедствий и экономических потерь. Ответы природы относятся непосредственно и к природе человека.

Огромное увеличение и продолжение роста численности людей отнюдь не связано с повышением их биологического качества. Наоборот, для людей в целом характерны совершенно немыслимые в природе: груз наследственных заболеваний, наследственная предрасположенность к болезням, низкий иммунобиологический статус и огромное число инфекций, возрастная хронизация болезней. Проблемы экологии человека все больше становятся проблемами здравоохранения.

Человечество XX в. приобрело черты цивилизации потребления, экономика которой поддерживается преимущественно за счет провокации большого числа вторичных, факультативных потребностей. Именно их удовлетворение ведет в основном к избыточной техногенной нагрузке на природу и на окружающую человека среду.

Экологические проблемы человечества тесно сопряжены с экономическими и социальными. Региональные экологические проблемы часто становятся прямым источником имущественного неравенства, социальных и геополитических коллизий. Перечисленные выше проблемы сохраняют свое значение и для России. Исключение составляет разве что отсутствие перенаселенности. Как крупная страна Россия вносит существенный вклад в планетарную экологическую ситуацию. Вместе с тем некоторые экологические проблемы приобрели в России своеобразие и остроту, особенно в связи с переменами в политике и экономике.

Все эти проблемы будут подробно охарактеризованы в последующих главах учебника. Они имеют не только экологические причины. Многое зависит от экономики, общественной идеологии и политики. Но именно современная экология вносит важные научные основания в их комплексное изучение и решение.

Главной задачей современной экологии как науки является консолидация различных ее разделов и огромного фактического материала на единой теоретической платформе, сведение их в систему, отражающую все стороны реальных взаимоотношений природы и человеческого общества.

Это необходимо для понимания современных экологических проблем планеты, выработки новой экологической идеологии и методологии, правильной организации экологического образования и практической деятельности в области природопользования. В научно-практическом плане общие задачи современной экологии в ее широком понимании можно сформулировать следующим образом:

Всеобъемлющая диагностика состояния природы планеты и ее ресурсов; определение порога выносливости биосферы по отношению к антропогенной нагрузке, т.е. к тем помехам и утратам, которые обусловлены человеческой деятельностью, и выяснение степени обратимости этих изменений.

Разработка прогнозов изменений устойчивости, продукционного потенциала наиболее важных природных комплексов и биосферы в целом, а также регионального и глобального состояния окружающей человека среды при разных сценариях экономического и социального развития разных стран, регионов и человечества в целом.

Отказ от природопокорительской идеологии; формирование новой идеологии и методологии эксцентризма, связанной с переходом к постиндустриальной цивилизации и направленной на экологизацию экономики, производства, техники, политики, образования.

Формирование экологического мировоззрения и такой стратегии поведения человеческого общества, такой экономики и таких технологий, которые приведут масштабы и характер хозяйственной деятельности в соответствие с экологической выносливостью природы и предотвратят глобальный экологический кризис.

Методы экологических исследований:

Собственные методы экологии можно разделить на две группы: полевые, лабораторные.

Полевые методы предполагают изучение экологических явлений непосредственно в природе. Они помогают установить взаимосвязи организмов, видов и сообществ со средой, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности биосистем. Полевые исследования имеют для экологии первостепенное значение, так как позволяют представить общую картину развития природы в конкретных условиях того или иного региона. Полевые методы, в свою очередь, могут быть маршрутными, стационарными, описательными и экспериментальными.

Маршрутные методы используются для: выяснения наличия на исследуемой территории экологических объектов (например, тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов, охраняемых видов и др.); выявления разнообразия и встречаемости исследуемых экологических объектов. Приемами этой группы методов являются: прямое наблюдение; оценка состояния; измерение; описание (например, описание учетных площадок, отдельных представителей живого мира, фенофаз и т.п.); составление схем, карт и инвентаризационных списков исследуемых объектов.

Описательные методы применяются при: регистрации основных особенностей изучаемых объектов; прямом наблюдении; картировании экологических явлений; инвентаризации ценных природных объектов. Эти методы являются ключевыми в экологическом мониторинге.

Кроме того, в последнее время широкое распространение метод моделирования экологических явлений в природе и обществе.

Модели очень полезны, т. к. позволяют интегрировать все то, что известно о моделируемой ситуации. С их помощью можно выявить неточности в исходных данных об объекте, определить новые аспекты его изучения. Моделирование экологических явлений используется для практических прогнозов их динамики; исследования взаимосвязей видов и сообществ со средой; определения воздействия факторов; выбора путей рационального вмешательства человека в жизнь природы.

Например, в 1971 г., по поручению Римского клуба, группа ученых разных стран создала имитационную компьютерную модель Ворлд-3 (World-3), с помощью которой были описаны перспективы роста численности населения планеты и мировой экономики в XXI в. В этой модели были задействованы многочисленные мировые данные о динамике роста населения на планете, об увеличении промышленного капитала, производства продуктов для питания, потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Стратегия исследования заключалась в попытке путем упрощения смоделировать последствия действий этих факторов для принятия эффективных позитивных решений, способствующих сохранению биосферы и устойчивому развитию общества.

Модели интегрируют в едином процессе экологического исследования междисциплинарный подход, математические, эмпирические и социологические методы.

В последнее время, в изучении экологических связей и явлений широкое распространение получил социологический метод. В рамках, которого, осуществляется: опрос населения (массовый, групповой, индивидуальный); анкетирование; беседы с отдельными людьми для сбора экологических данных; анализ многолетних материалов здравоохранения, образования и т.п.

Экологические исследования имеют большое значение в решении многих теоретических и практических задач существования природы, человека и общества. При этом необходимо рациональное сочетание различных методик, которые должны взаимно дополнять и контролировать друг друга.

Источник

Тест с ответами: “Законы экологии”

1. Название факторов неорганической среды, которые влияют на жизнь и распространение живых организмов:
а) Абиотическими. +
б) Живыми.
в) Антропогенными.
г) Биотическими.
д) Лимитирующие.

2. Отметьте виды адаптации организмов:
а) Этологические виды.
б) Только физиологические виды.
в) Только морфологические виды
г) Морфологические, этологические, физиологические.+
д) Правовые свойства организмов.

3. Кем введен термин «экологическая система»:
а) Вернадский.
б) Зюсс.
в) Тенсли.+
г) Дарвин.
д) Геккель.

4. Название взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя:
а) мутуализм.
б) аменсализм.+
в) комменсализм.
г) протокооперация.
д) паразитизм.

5. Что является сферой разума?
а) Техносфера.
б) Биосфера.
в) Криосфера.
г) Стратосфера.
д) Ноосфера.+

6. Какие вещества способствуют разрушению озонового слоя?
а) Неорганические вещества.
б) Канцерогенные вещества.
в) Фреоны.+
г) Тяжелые металлы.
д) Гербициды.

7. Отметьте виды природопользования:
а) Общие и индивидуальные.
б) Государственные и индивидуальные.
в) Общие и специальные.+
г) Общие и государственные.
д) Государственные и специальные.

8. Количество растений, составляющих флору Земли:
а) 700 тыс. видов растений.
б) 400 тыс. видов растений.
в) 300 тыс. видов растений.
г) 500 тыс. видов растений.+
д) 100 тыс. видов растений.

9. Название превращения органических соединений из неорганических за счет энергии света:
а) Фотосинтез. +
б) Фотопериодизм.
в) Гомеостаз.
г) Климакс.
д) Сукцессия.

10. Какая наука изучает характер и поведение животных:
а) Токсикология.
б) Этология.+
в) Экология.
г) Зоология.
д) Биология.

11. Как называются автотрофные организмы, которые способны производить органические вещества из неорганических?
а) Консументы.
б) Литотрофы.
в) Сапрофаги.
г) Редуценты.
д) Продуценты.+

12. Какие виды обладают ограниченными ареалами распространения?
а) Убиквисты.
б) Космополиты.
в) Реликты.
г) Виоленты.
д) Эндемики.+

13. Кем была предложена теория об увеличении населения в геометрической прогрессии?
а) Ю. Одум
б) Т. Мальтус+
в) К. Вили
г) Ч. Дарвин
д) В.И Вернадский

14. Отметьте воды, которые относятся к типу стоячих вод:
а) Лотический тип.
б) Ручьи.
в) Заболоченные угодья.
г) Реки.
д) Ленточный тип.+

15. Название слоя атмосферы, который расположен на расстоянии от Земли 9-15 км:
а) Тропосфера.+
б) Стратосфера.
в) Ионосфера.
г) Мезосфера.
д) Гидросфера.

16. Отметьте единую меру водопользования в населенных пунктах:
а) Л\сут.+
б) М³ \мин.
в) М³ \ сут.
г) М³ \год.
д) Л\ год.

17. Отметьте мероприятия по восстановлению нарушенных территорий:
Стагнация.
а) Стратификация.
б) Мониторинг.
в) Рекультивация. +
г) Рекреация.

18. Процент углекислого газа в атмосфере:
а) 21%
б) 78%
в) 0,93%
г) 0,03%+
д) 0,1%

19. Названия мониторинга отдельного производства:
а) Национальный. +
б) Прогнозируемый.
в) Локальный.
г) Окружной.
д) Глобальный.

20. Территория, на которой находится баянаульский национальный парк:
а) Павлодарской области.
б) Акмолинской области.
в) Карагандинской области.
г) Южно-Казахстанской области.+
д) Алматинской области.

21. Отметьте виды животных, которые относятся к первой категории Красной книги РК:
а) Четырехполосый полоз.
б) выхухоль, кулан, желтая цапля.
в) Малый лебедь.
г) Красный волк, европейская норка, кызылкумский архар. +
д) Снежный барс, рысь, летучая мышь.

22. Каким инженером введен термин «кислотные дожди»?
а) Г. Крутцен.
б) Роберт Смит.+
в) В.И Вернадский.
г) Ш. Раулапь.
д) Исаченко.

24. Отметьте заповедник, который входит в состав биосферных заповедников, функционирование которых регулирует ЮНЕСКО:
а) Алматинский
б) Западно – Алтайский
в) Наурзумский
г) Устюртский
д) Аксу – Джабаглинский +
е)

25. Какое влияние оказывает деятельность человека на живые организмы или среду их обитания?
а) Абиотические факторы
б) Антропогенные факторы+
в) Биотические факторы
г) Социальные факторы
д) Ограничивающие факторы

27. Название совокупности всех растительных организмов:
а) экотип.
б) биофауна.+
в) общество.
г) фауна.
д) флора.+

28. Кем развито учение о ноосфере?
а) Одум.
б) Вернадский. +
в) Дарвин.
г) Харпер.
д) Докучаев.

29. Название сферы разума, высшей стадии развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором определения её развития:
а) Техносфера.
б) Геосфера.
в) Антропосвера.
г) Экзосфера.
д) Ноосфера. +

30. Что такое каменный уголь?
а) Биогенное вещество. +
б) Косное вещество.
в) Радиоактивное вещество.
г) Рассеянные атомы.
д) Биокосное вещество.

31. На что делятся загрязнители атмосферы по агрегатному состоянию?
а) Горячие и холодные
б) Химические и физические
в) Газообразные, жидкие и твердые вещества+
г) Газообразные, жидкие и аэрозольные
д) Органические и неорганические

32. Основная причина разрушения озонового слоя:
а) Биологические отходы животных.
б) Выбросы промышленных предприятий.
в) Фреоны.+
г) Сжигание ископаемого топлива.
д) Канцерогенные вещества.

33. Основными направлениями экологии является:
а) Физическая, химическая, космическая.
б) Био-, гидро-, демэкология.
в) Гидро-, атмо-, литоэкология.
г) Зоо-, фито-, антроэкология.
д) Аут-, син-, демэкология.+

34. Год основания экологии как науки:
а) 1954г.
б) 1904г.
в) 1854г.
г) 1860г.+
д) 1860г.

35. Какие организмы используют один источник питания:
а) Детритофаги.
б) Сапрофаги.
в) Полифаги.
г) Монофаги.+
д) Фитофаги.

36. Отметьте растения, которые относятся к светолюбивым растениям:
а) Сциофиты.
б) Гелиофиты.+
в) Ксерофиты.
г) Псаммофиты.
д) Галофиты.

37. Отметьте те виды, которые широко распространенны на планете:
а) Эндемики.
б) Убиквисты.
в) Космополиты.+
г) Виоленты.
д) Реликты.

38. Отметьте те виды ископаемых животных, которые сохранились до наших дней:
а) Эндемики.
б) Космополиты.
в) Виоленты.
г) Убиквисты.
д) Реликты.+

39. По какому закону происходит увеличение численности популяции?
а) Шелфорда.
б) Арифметической прогрессии.
в) Геометрической прогрессии.+
г) Либиха.
д) Толерантности.

40. Какая наука изучает взаимодействие организмов между собой и с окружающей их средой?
а) биология
б) экология+
в) гистология
г) орнитология

41. Название раздела экологии, изучающего основные принципы строения и функционирования различных надорганизменных систем?
а) прикладная экология
б) геоэкология
в) общая экология+
г) экология человека

42. НЕ будет разделом общей экологии:
а) эндоэкология
б) аутэкология
в) геоэкология+
г) синэкология

43. Какая наука, изучает экосистемы во внутренней организации индивидуума и их роль для организма?
а) эндоэкология+
б) аутэкология
в) геоэкология
г) синэкология

44. Какая наука, изучает действие различных факторов среды (преимущественно абиотических) на отдельные особи?
а) эндоэкология
б) аутэкология+
в) геоэкология
г) синэкология

45. Какая наука изучает такие экосистемы, как популяция и вид, а также процессы, которые происходят в них:
а) эндоэкология
б) демэкология+
в) геоэкология
г) синэкология

46. Какая наука изучает сообщества организмов (биогеоценозы), межвидовые отношения, потоки энергии и круговороты веществ?
а) эндоэкология
б) демэкология
в) синэкология+
г) глобальная экология

47. Какая наука разрабатывает учение о биосфере, как планетарной синэкологической системе?
а) эндоэкология
б) демэкология
в) глобальная экология+
г) синэкология

48. Чем является живая и неживая природа, которая окружает растения, животных и человека?
а) планетой Земля
б) средой обитания+
в) экологической нишей
г) экосистемой

49. Что такое отдельные элементы среды обитания?
а) блоки биогеоценоза
б) экологические факторы+
в) структурные элементы
г) экосистемы

50. Название факторов неживой природы:
а) биотическими
б) абиотическими+
в) движущими
г) антропогенными

51. Абиотические факторы:
а) паразитизм
б) комменсализм
в) половой отбор
г) климатические+

52. Название факторов, которые связаны с деятельностью живых организмов:
а) биотическими+
б) абиотическими
в) климатическими
г) антропогенными

53. Биотические факторы:
а) ультрафиолетовое излучение
б) паразитизм+
в) содержание кислорода в среде
г) климатические

54. Название факторов среды, которые обусловлены присутствием человека и результатами его трудовой деятельности?
а) биотическими
б) абиотическими
в) климатическими
г) антропогенными+

55. Название организмов, способных переносить значительные колебания условий среды:
а) гомойотермные
б) стенобионтные
в) пойкилотермные
г) эврибионтные+

56. Какие организмы существуют в узких пределах колебаний экологического фактора?
а) гомойотермные
б) стенобионтные+
в) пойкилотермные
г) эврибионтные

57. Название комплексной науки, которая изучает закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья людей:
а) социальная гигиена
б) экология человека+
в) демография
г) биология человека

58. По какому каналу происходит влияние окружающей среды на организм человека?
а) биологическому каналу+
б) экологическому каналу
в) физиологическому каналу
г) климатическому каналу

59. По какому каналу происходит влияние окружающей среды на организм человека?
а) социальному каналу+
б) экологическому каналу
в) физиологическому каналу
г) климатическому каналу

60. Название биосоциального процесса приспособления человека к окружающей среде, который направлен на поддержание нормальной жизнедеятельности в конкретных условиях среды:
а) регенерация
б) адаптация+
в) выживаемость
г) репарация

61. Название приспособленности человека, которая записана в генах ДНК, передается при размножении через гаметы:
а) адаптивная реакция
б) генетическая адаптированность+
в) приспособительная реакция
г) акклиматизация

62. Название внегенетической биосоциальной адаптацим к сложному комплексу внешних условий:
а) адаптивная реакция
б) генетическая адаптированность
в) приспособительная реакция
г) акклиматизация+

63. Название приспособляемости человека посредством социальной программы наследования:
а) генетическая адаптированность
б) внегенетическая адаптированность+
в) акклиматизация
г) генетическая программа наследования

64. Название территории обитания, чрезвычайной в отношении возможного неблагоприятного влияния на организм человека:
а) опасная зона
б) экстремальная зона+
в) зона риска
г) неблагоприятная зона

65. Отметьте основные экстремальные зоны на планете:
а) тропическая, аридная, высокогорье, арктическая,континентальная зона Сибири+
б) пустынная, высокогорье, арктическая, европейская зона
в) тропическая, аридная, высокогорье, антарктическая,
г) тропическая, аридная, ледниковая, горная, зона Сибири

66. Отметьте организмы, которые являются всеядными:
а) Детритофаги.
б) Фагоциты.
в) Полифаги.+
г) Монофаги.
д) Стенофаги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *