налог на прибыль к уменьшению что это значит
Убытки в декларации: чем опасны и как пояснить их налоговой
Инспекторы вправе требовать пояснений в рамках камеральной проверки, если компания отразила в декларации убыток. Это касается убытков по итогам и года, и отчётных периодов. Поэтому многие бухгалтеры предпочитают занижать расходы и подавать неправильную прибыльную декларацию. Но убыток — это нормально, если он обоснован. Расскажем, как пояснить налоговой убыток в отчётном периоде.
Если компания показала убыток за отчётный период в декларации по налогу на прибыль, то во время камеральной проверки налоговики могут прислать требование о пояснении размера убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Такая же ситуация возникает при проверке убыточной декларации по УСН «доходы минус расходы» и бухгалтерской отчётности. Но эти отчёты бизнес сдаёт раз в год, а декларацию по налогу на прибыль ежеквартально или ежемесячно.
Как реагировать на требование
Срок для ответа считается с даты получения требования о пояснениях. Если компания отчитывается на бумаге, требование придёт ей почтой. Датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Если организация или ИП обязаны отчитываться в электронном виде, требование от налоговой придёт им через оператора. В этом случае срок ответа на требование отсчитывается с даты отправки квитанции о приёме. Но подтвердить получение позже, чтобы выиграть время, не получится: НК даёт на отправку квитанции те же 6 рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если не отправить квитанцию вовремя, в течение следующих 10 рабочих дней налоговики могут заблокировать счёт налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
После отправки квитанции у налогоплательщика есть 5 рабочих дней, чтобы отправить пояснения или уточнённую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). За опоздание с ответом на требование налогоплательщика могут оштрафовать на 5 000 рублей, при повторном нарушении в течение года — на 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Ответственность граждан и должностных лиц — до 1000 или до 4000 рублей штрафа соответственно (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Наконец, если проигнорировать требование ИФНС, это может привлечь нежелательное внимание налоговиков к организации вплоть до назначения выездной проверки.
Расскажем, как действовать дальше в зависимости от того, что вы решили предпринять: подать уточнённую декларацию или обосновать убытки.
Вариант 1. Отправляем уточнёнку
Если при составлении декларации допущена ошибка и убытка на самом деле нет, нужно подать уточнённую декларацию. Пояснения в таком случае можно не давать, а камеральная проверка декларации начнётся заново (ст. 129.1 НК РФ). Перед подачей уточнённой декларации заплатите налог и пени. Это позволит избежать штрафа (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Вариант 2. Отправляем пояснения
Если вы не собираетесь пересматривать декларацию, надо составить убедительное обоснование размера убытков. Его составляют в произвольной форме, указывая причины, в результате которых возникли убытки.
Рассмотрим типичные ситуации, в которых налоговая запрашивает пояснения, и дадим образцы ответов на требование.
По итогам отчётного (налогового) периода получен убыток
Такое часто случается с недавно зарегистрированным бизнесом или организациями, которые развивают новое направление и вкладывают много денег в закупку оборудования, недвижимости, материалов и пр.
«Старички» от убытков тоже не застрахованы. Причиной может стать сезонное падение спроса, крупная разовая трата, банкротство контрагента, изменение условий договоров и т.д.
Если убыток получен из-за коронавируса и режима самоизоляции, никаких особенностей в пояснении нет. Отсутствие доходов понятно, так как многие фирмы не могли работать, но по-прежнему платили зарплату, аренду, коммуналку и пр. В пояснении опишите обстоятельства и сошлитесь на решения федеральных, региональных и местных властей, например на указы Президента о нерабочих днях от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239.
Убыток от реализации покупных товаров
Пояснения могут запросить и когда убыток в декларации показан только по реализации покупных товаров. В этом случае налоговые органы подозревают, что компания нарушила правила учёта расходов при реализации товаров (ст. 268 НК РФ) или неправильно распределила расходы на прямые и косвенные (ст. 320 НК РФ).
В первую очередь проверьте, действительно ли вы продали товары дешевле, чем купили. Если нашли ошибку, подайте уточнёнку. Если же в декларации всё верно, готовьте пояснение.
Уменьшение налоговой базы за счёт убытков прошлых лет
При проверке прибыльной декларации налоговая тоже может требовать пояснить убытки. Так бывает, если в отчёте снижена налоговая база за счёт убытков прошлых лет. Такое право налоговиков напрямую не прописано в законе, но арбитражная практика показывает, что суды могут поддержать стремление налоговиков трактовать п. 3 ст. 88 НК РФ расширительно (Постановление арбитражного суда ВВО от 18.01.2016 N Ф01-1806/2015 по делу № А11-372/2015).
Может ли налоговая требовать документы для подтверждения убытков
Вместе с пояснениями налоговики часто требуют представить дополнительную информацию: постатейную расшифровку затрат, развёрнутую по контрагентам кредиторскую задолженность с указанием времени и причины возникновения, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные документы и даже иногда бизнес-план по выходу на прибыль. Обязан ли налогоплательщик выполнять такие требования?
При даче пояснений, в том числе и по поводу убытков, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учёта и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). При этом налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, не предусмотренные статьёй 88 НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Закон чётко устанавливает, что налогоплательщик может представить дополнительные документы, но не обязан это делать. На официальном сайте ФНС говорится: «На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов».
Тем не менее п. 8.3 ст. 88 НК РФ устанавливает право налогового органа запрашивать первичные документы и регистры налогового учёта при камеральной проверке уточнённой декларации, поданной спустя два года после срока подачи декларации, если в ней уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка.
Что будет, если пояснения не покажутся налоговикам убедительными
В этой ситуации есть три варианта:
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Уменьшение налога на прибыль
Чтобы платить меньше налогов, бизнес часто использует сомнительные схемы. ФНС хорошо их знает и тщательно следит за нарушителями. В результате вместо уменьшения налога, бизнес не только платит всю его сумму, но и получает штрафы. Есть и законные способы уменьшить налог на прибыль. Разберемся, как легально помочь своему бизнесу сократить платежи в бюджет.
Использовать льготные ставки
Стандартный налог на прибыль организации платят по ставке 20%: 3% в федеральный бюджет и 17% в бюджет субъекта.
Отдельные категории налогоплательщиков получили льготу по налогу — ставку 0% и для федеральной, и для региональной части. Им не приходится платить налог совсем. Такая ставка действует для следующих налогоплательщиков:
Кроме того, льготные ставки установлены в отношении некоторых доходов, например, от продажи акций и долей, дивидендов и пр. Полный перечень льготных категорий и всех возможных ставок дан в ст. 284 НК РФ.
Формировать резервы
Организация может создать резервы на оплату отпусков, ремонт и гарантийное обслуживание, ремонт основных средств, возмещение непогашенных задолженностей. Они полезны в работе: помогают вовремя отремонтировать сломанный станок или не уйти в убыток, не получив от покупателей оплату. Бонусом резервы позволяют уменьшить авансовые платежи по налогу на прибыль.
Экономия от формирования резервов зависит от метода признания доходов и расходов: кассовый или начисления. В основном организации на ОСНО применяют метод начисления, так как кассовый доступен только тем, у кого выручка за каждый из четырех предыдущих кварталов не превышала 1 млн рублей. При методе начисления доходы и расходы признаются для расчета налога в том периоде, в котором они начислены, независимо от фактического получения и расходования денег.
Пример. ООО «Розетка» отгрузило товары на 500 000 рублей, но оплату в назначенный срок не получило. Общество применяет метод начисления, поэтому на дату отгрузки уже начислен доход 500 000, который облагается налогом на прибыль. ООО «Розетка» ещё не получило деньги, но уже должно заплатить 20% или 100 000 рублей.
Если создать резерв по сомнительным долгам, то на конец квартала можно списать всю сумму долга при просрочке от 90 дней или её половину при просрочке от 45 дней.
После того как вы получите долг, налог придётся заплатить в полном размере, но уже из полученных денег, а не из своего кармана. Поэтому резервы можно использовать как отсрочку уплаты налога, а не полное освобождение.
Списывать убытки прошлых лет
Если организация получила убыток, его можно включить во внереализационные расходы и уменьшить налог за текущий период.
Налоговый убыток также можно перенести на будущее, уменьшив на его сумму облагаемую по ставке 20% прибыль. Размер переносимого убытка ограничен — налоговая база по налогу на прибыль в периоде, когда производится перенос, не должна уменьшаться более чем на 50% (ограничение действует до 31.12.2020). Убытки надо погашать, начиная с более поздних.
Пример. У ООО «Этника» по итогам 2018 и 2019 года были убытки, 150 000 и 300 000 рублей соответственно. В 2019 году получена прибыль за год — 850 000 рублей, нарастающим итогом 235 000 за 1 квартал, 470 000 за полугодие и 750 000 за год.
Бухгалтер может учесть при расчете базы:
Таким образом, компания уменьшила базу по налогу наполовину. Остаток убытка за 2019 год можно продолжать учитывать в последующие годы.
Проводить маркетинговые исследования и покупать консультации
Чтобы увеличить свои продажи, полезно проводить маркетинговые исследования. Затраты на них могут уменьшить налог на прибыль. Так же работают консультации юристов, бухгалтеров-аутсорсеров и пр.
Этот вариант законен при условии, что затраты оправданы и подтверждаются документами. Такие услуги попадают в состав прочих расходов. Обратите внимание, что затраты должны быть связаны с производством и реализацией, иначе занижение базы по налогу на прибыль могут посчитать необоснованным.
Использовать амортизационную премию
Если компания покупает станки, недвижимость, оборудование и другие основные средства, то может включить в состав расходов отчетного периода до 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов на их ремонт, модернизацию, частичную ликвидацию. Лимит расширен до 30% для основных средств 3-7 амортизационных групп. Это и есть амортизационная премия.
Премия помогает раньше отразить в расходах часть капитальных вложений. Она признается как косвенные расходы в том периоде, в котором начата амортизация или изменена первоначальная стоимость ОС.
Решение о том, к каким основным средствам и в каких случаях можно применять амортизационную премию, должно быть прописано в учетной политике. Например, можно применять премию только для ОС дороже 300 000 рублей или только к транспорту.
Пример. В мае 2020 года ООО «Серия» купило и ввело в эксплуатацию четыре грузовика, отнесенных к 5-й группе. Первоначальная стоимость каждой машины 2 млн рублей, срок полезного использования 85 месяцев. База по налогу на прибыль за полугодие 2020 года равна 2,8 млн рублей.
Амортизационная премия помогла уменьшить размер налога на прибыль с 560 000 рублей до 66 823.58 рубля, почти на 90%.
Получить инвестиционный вычет
Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить региональную часть налога на прибыль до 90% суммы расходов на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств из 3 — 7-й амортизационных групп. Обычно такие расходы признаются в течение срока полезного использования, а не сразу.
В отличие от других вариантов, вычет уменьшает сам налог, а не базу по налогу. Налог в региональный бюджет должен быть уплачен в сумме хотя бы 5% от базы по налогу на прибыль, а федеральную часть можно уменьшить до 0, но не больше, чем на 10% от стоимости приобретения ОС.
Пример. ООО «Березка» получило прибыль 100 млн рублей и купило станок за 10 млн рублей. Налог на прибыль в региональный бюджет — 17% или 17 млн рублей.
Применение этого вычета должно быть прописано в учетной политике.
Ведите учет доходов и расходов в Контур.Бухгалтерии. Налог на прибыль по итогам периода рассчитывается на основании внесенных данных, декларацию тоже формируется в автоматическом режиме. Ведите бухучет, считайте зарплату, платите налоги и сдавайте отчетность через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.
Как законно уменьшить налог на прибыль и НДС: подсказки для ИП и юрлиц. Налоговая оптимизация.
Бизнесмены ищут способы оптимизации налоговой нагрузки, но забывают о том, что законных методов платить вместо 1000 рублей 500 не существует. Если нельзя платить меньше, то о чём эта статья? О том, как сделать всё правильно и не платить больше, чем могли бы.
В статье о «черных» методах налоговой оптимизации мы рассказывали, чего нельзя делать, чтобы не нажить проблем с законом, а сегодня поговорим о том, как законно уменьшить налоги.
Некогда читать?
Посмотрите краткий обзор статьи
Как связаны форма собственности и размер налогов
Регистрируя бизнес, нужно определиться с формой собственности: стать ИП или юрлицом. Если вести бизнес вы собираетесь в одиночку, можно зарегистрировать ИП, если с партнёрами — ООО. В ООО заработок каждого учредителя зависит от доли участия в уставном капитале, с ИП всё проще: он после уплаты налогов может распоряжаться всеми деньгами на свое усмотрение.
Основные различия между ИП и ООО:
Помимо основных налогов приходится платить НДФЛ 13% с дивидендов, если учредители планируют вывести деньги со счета.
В большинстве случаев приходится нанимать бухгалтера.
Когда определились с формой собственности, нужно выбрать режим налогообложения. Одни из самых популярных — общий (ОСНО) и упрощенный (УСН).
На ОСНО предприниматель платит два налога:
ИП и ООО обычно используют общую систему налогообложения, когда иначе работать не получается. Но если есть возможность, стараются переходить на льготные режимы — например, упрощенную систему налогообложения.
ИП и ООО, которые не подпадают под эти ограничения, могут с первого дня работать по УСН. Для этого в течение 30 дней после внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нужно уведомить налоговую. В заявлении нужно указать, какой объект налогообложения выбираете — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
ИП на УСН платят взносы и налог: 6% от всех поступлений или 5-15% от прибыли (процент зависит от региона). Также они, в отличие от юрлиц, должны платить за себя пенсионное и медицинское страхование, даже если не получают прибыль. Эти платежи учитываются в расходах и уменьшают налог. ИП без работников может уменьшать рассчитанный налог на УСН «доходы» на все 100% уплаченных за себя взносов. Если доход небольшой, может получиться так, что налога к уплате не будет. Если в штате есть работники, налог можно уменьшить только на 50%. В расчет берут не только взносы, уплаченные ИП за себя, но и платежи за работников.
Юрлица тоже могут работать по упрощенной системе налогообложения. Отличие в том, что при равных режимах у физлиц остается больше налоговых льгот. Например, важный нюанс, который стоит учитывать при регистрации ООО по УСН: поступающие на счет средства — доход фирмы, а не учредителей. Чтобы использовать деньги, недостаточно заплатить 6% налога, как это делают ИП, придется еще потратиться на налог на свой доход (дивиденды) — 13%. Иногда налог на свой доход может оказаться больше налога на бизнес. Это сильно ощущается, особенно если в фирме учредитель, директор и работник — один и тот же человек.
Павел Тимохин, руководитель управления бухгалтерского консалтинга Фингуру, называет главным плюсом ИП то, что после уплаты 6% в пользу государства он может распоряжаться оставшимися деньгами на свое усмотрение. Так можно освободить себя от дополнительных налогов и сэкономить.
Для юрлиц, по словам Павла, основная система налогообложения в некоторых случаях может быть выгодной. Это особенно заметно на примере оптовой торговли: когда фирма занимается куплей-продажей товаров, облагаемых НДС, а поставщики и покупатели являются плательщиками этого налога. НДС — возвратный налог. Он работает так: с продажи товаров его начисляют, а с покупки уменьшают.
Если купили товар за 35 000 рублей, а продали за 40 000 рублей, то заплатить надо будет 20% НДС с разницы между ценой продажи и покупки — 1 000 рублей (5 000 * 20%). Если бы предприятие оптовой торговли работало по УСН (доходы), пришлось бы отдать государству 6% от дохода — 2 400 рублей. УСН (доходы минус расходы) — тоже не выгодно, так как покупатели будут требовать снизить цену на 20% или вообще откажутся от покупки, потому что не смогут возместить сумму НДС.
Если бизнес небольшой, лучше работать по «упрощенке». Если компания крупная, можно выбрать НДС и общий режим налогообложения. Чтобы понять, какую форму налогообложения предпочесть, стоит определиться с видом деятельности, посчитать налог на всех возможных системах налогообложения и выбрать более выгодный для своего бизнеса.
Открываете розничный магазин?
Сначала пройдите наш бесплатный е-мейл курс и убедитесь, что учли все нюансы этого бизнеса!
Зарегистрироваться и получить первый урок
Как оптимизировать налог на прибыль
Налог на прибыль — прямой платеж, который рассчитывается на основании суммы прибыли, полученной компанией (разницы между доходами и расходами). Чтобы оптимизировать налоги, предприниматели применяют один из двух методов: снижают доходы или увеличивают расходы.
Есть несколько законных способов «уменьшить» налог на прибыль:
Используя указанный в законодательстве перечень, компании могут увеличивать свои затраты, приобретая различные товарно-материальные ценности, и отражать их как товары для организации.
Выплачивать дивиденды вместо зарплаты. Для этого в состав участников компании (общества) необходимо ввести работников, затем выплатить им часть заработной платы в виде дивидендов. Дивиденды — часть прибыли, которая осталась после выплаты всех налогов. Таким образом фирме не придется платить взносы в социальные фонды.
Минусы такой схемы:
Вот как может сэкономить компания, если будет выплачивать работнику дивиденды вместо зарплаты
Используя такой подход, вы уменьшаете не только налог на прибыль, но и страховые взносы, уплачиваемые за сотрудников.
Зачитывать или возвращать излишне уплаченные суммы по налогам и взносам. Если налогоплательщик уплатил больше, чем нужно, он может вернуть переплату по налогу и взносу или зачесть ее в будущем периоде. Для этого нужно обратиться в ИФНС с заявлением. Если плательщик переплачивал из-за ошибки в декларации, сначала необходимо представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только потом можно запросить возврат или зачет переплаты.
Многие бухгалтеры забывают об этом, и спустя три года ИФНС отказывает в возврате или зачете этих денег. Чтобы такого не происходило, нужно регулярно проверять расчеты с ИФНС, возвращать переплаты или зачитывать их в счет уплаты других налогов или взносов.
Приобретать основные средства на фирму, которая работает по УСН. Для этого можно создать еще одну фирму на УСН и оформить на нее имущество: недвижимость, транспорт. В результате компания, которая работает по УСН, будет уплачивать 6% с дохода, а фирма, работающая по ОСН, может законно оптимизировать расходы по налогу на прибыль и экономить на налоге на имущество (за исключением объектов, облагаемых по кадастровой стоимости: торговые центры, офисные помещения, торговые точки и т. п.).
Использовать возвратный лизинг. Возвратный лизинг — законная сделка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.01.07 № 9010/06. Если использовать такой метод, налогоплательщик сможет «продать» по документам лизинговой компании свое оборудование и получить за это деньги. В результате по контракту финансовой аренды он сможет сэкономить на налогах, а лизинговая компания принять к вычету «входной» НДС по купленному оборудованию и заработать прибыль. При этом само оборудование останется у клиента, перемещаться оно будет только по документам.
Пример того, как работает возвратный лизинг. Источник: e-xecutive.ru
Создать резерв по сомнительным долгам и ремонтный фонд. Сомнительный долг — любая задолженность перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, прописанные в договоре, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство). Резерв по сомнительным долгам нужно формировать, если вы предполагаете, что покупатель не заплатит, а поставщик может не отгрузить товар. Тогда удастся заранее учесть часть убытков и уменьшить налог. Экономия на налоге на прибыль будет примерно 20% от суммы сомнительных долгов.
Формируя резерв на ремонт, компания может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на величину резервных отчислений.
При этом, важно соблюдать два условия:
Оба способа уменьшают сумму налога в текущем периоде, но в последующих периодах всё равно придется заплатить налоги — в этом смысл резервного фонда. Создание таких резервов подходит для среднего и крупного бизнеса. Для небольших фирм это нецелесообразно.
Как уменьшить налог НДС
Все предприниматели, которые работают на ОСН, обязаны платить НДС. Например, если компания продает товары, делает на них наценку и получает прибыль, она должна уплатить НДС.
Избежать уплаты НДС можно в нескольких случаях:
У юрлица или ИП небольшая выручка. Если за три предшествующих месяца выручка фирмы или ИП от продажи товаров или услуг без учета НДС не превысила два миллиона рублей, в соответствии со ст. 145 НК РФ НДС можно не уплачивать. Чтобы реализовать это право, нужно подать в налоговую уведомление с выпиской из бухгалтерского баланса.
Контрагенты компании — плательщики НДС. Если частично доход всё же облагается НДС, нужно попробовать увеличить вычеты. Для этого нужно больше сотрудничать с теми, кто платит НДС. В таком случае суммы НДС поставщика можно принять к вычету.
Подведем итоги
Главное — помнить, что законная оптимизация налогов существует, поэтому не стоит использовать «серые» схемы, подвергая риску себя и свою компанию.
Уменьшить налог можно несколькими способами. Если только планируете открыть фирму, важно выбрать подходящую форму собственности и систему налогообложения, чтобы потом не переплачивать в бюджет.
Если компания уже работает, можно попробовать уменьшить налог на прибыль и НДС.
Снизить налог на прибыль можно, если:
Сумма НДС будет оптимальной, если:
Узнайте, как можно законно уменьшить налоговую нагрузку в вашем бизнесе.
- Служба безопасности работодателя что проверяют
- Что обеспечивает функция документы на контроле