нагатинский затон почему так называется

Официальный сайт
органов местного самоуправления муниципального округа
Нагатинский Затон в городе Москве

СРОЧНО

О ПРОВЕДЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НАГАТИНСКИЙ ЗАТОН 22.09.2021

ОПРОС

нагатинский затон почему так называется

История округа Нагатинский Затон

Округ Нагатинский затон расположен на Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница округа проходит по северным границам территории музея-заповедника “Коломенское”, далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москва до музея-заповедника “Коломенское”.

У округа Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

нагатинский затон почему так называетсяО времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов н ет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

Расположенное на скрещении важнейших водных и сухопутных дорог к столице Каширской и Серпуховской, огражденное с севера болотами Нагатина, с востока Москва-рекой, Коломенское со временем становится важным опорным пунктом в борьбе против внешних врагов, а также неоднократно используется захватчиками для размещения войск при подготовке к осаде Москвы.

Путь от Москвы до Коломенского впервые в России был разделен верстовыми столбами (отсюда поговорка: “с коломенскую версту”).

нагатинский затон почему так называетсяКоломенское часто упоминается в летописях в связи с борьбой русского народа против Золотой орды и Крымских ханов; в 1380 г. здесь останавливался Дмитрий Донской после победы над татарами на Куликовом поле.

Коломенское быстро растет, развивается и становится крупной подмосковной великокняжеской вотчиной. Коломенское было любимой дачей царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, выстроившего здесь в 1667-1670г.г. деревянный дворец. Дворец строился лучшими мастерами XVII века и являлся самым прекрасным деревянным сооружением на Руси. Здесь летом подолгу отдыхала царская семья, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиными потехами. Домовой церковью в это время служил каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, соединявшийся с деревянным дворцом крытым переходом.

В Коломенском провел детские годы Петр I. Здесь юный царевич устраивал учения “потешных войск”, речные походы на специально устроенных судах, останавливался здесь после взятия Азова (1696г.) и перед торжественным въездом в Москву после победы под Полтавой (1709г.). О петровских победах напоминают 4 пушки, которые до наших дней стоят на берегу Москвы-реки.

Позднее Коломенское служило летним местопребыванием Петра II, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Здесь устраивались пышные празднества и царские охоты.

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававщиеся в течении многих веков, оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

Около завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории округа.

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа “Москвич”, так называемые речные трамвайчики. Одновременно завод строил крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

нагатинский затон почему так называетсяВ 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов.

В 1969 году близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с округом Кожухово, здесь прошел Пролетарский проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена станция метро “Коломенская”.

нагатинский затон почему так называетсяНазвания остальных улиц связаны с судостроительным производством и ландшафтными особенностями округа: Судостроительная улица (примыкает к МССЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Название “Кленовый бульвар” дано в связи с посадкой вдоль бульвара различных видов клена.

Источник

Moscow.org городской портал Москвы

Район Нагатинский затон располагается в южной части Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Река окружает район с трех сторон, придавая ему вид полуострова. Границы района пролегают по северной черте парка Коломенское, проспекту Андропова, старому руслу Москвы-реки и линии шлюза 10-11 Москвы-реки до Коломенского.

Район Нагатинский затон имеет древнюю историю, в прошлом на месте современных кварталов располагались старинные подмосковные села Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. Высокий холмистый берег Москвы-реки, прилегающий к Коломенскому, был заселен очень давно. Благоприятные природные условия создавали очень хорошие условия для жизни, и именно здесь на заре нашей Эры возникло поселение, известное как Дьяково городище.

Археологические раскопки позволили установить, что первое поселение первобытных людей на территории Москвы появилось именно здесь около двух с половиной тысяч лет назад. Древнейшие неолитические поселения людей, которые дали название культуре периода раннего железного века, ее стали называть Дьяковская культура. Основными занятиями племен Дьяковской культуры были земледелие, оседлое скотоводство, а также рыбалка и охота.

Старинное село Коломенское располагалось в очень живописной местности с интересной геологической историей. В наши дни в оврагах Коломенского можно до сих пор увидеть остаточные следы материкового оледенения – громадные валуны из песчаника «Гусь» и «Девичий камень», которые языческие племена использовали для своих обрядов.

Точные даты основания сел Коломенское и Ногатиньское неизвестны. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты, относящихся к 1330-м годам.

Общепринятая трактовка происхождения названия села Коломенского гласит, что его основали выходцы из Коломны, бежавшие от войск Батыя, которые в память отразили в названии память о своей родине. Существует также мнение, что название произошло от слова «коломиши», которым в прошлом называли холмы и курганы, во множестве имелись в этой местности.

Коломенское занимало выгодное стратегическое положение. Оно стояло в месте скрещения важных сухопутных и водных путей, ведущих к Москве. С севера село ограждали болота Нагатина, а с востока – Москва-река. Эти условия способствовали становлению Коломенского как опорного пункта при защите от захватчиков. Также село не раз становилось местом, которое враги использовали в качестве стоянки для подготовки осады Москвы или при нападении на древний город.

Впервые в России дорога от Москвы до Коломенского была размечена верстовыми столбами, откуда и пошла поговорка «коломенская верста».

Коломенское очень быстро развивалось, и спустя некоторое время стало великокняжеской вотчиной. Иван Грозный любил проводить здесь время летом, а царь Алексей Михайлович Романов в 1667-1670 годах выстроил здесь прекрасный деревянный дворец, который стал настоящим чудом русского зодчества. Это была летняя царская резиденция, где монаршие особы отдыхали, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиной охотой. Роль домовой церкви выполнял каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, который соединялся с дворцом крытой галереей.

От древнего парка, окружавшего усадьбу в те времена в южной части современного заповедника сохранилось четыре дуба. /Их возраст – около 800 лет, и эти деревья являются современниками города Москвы.

Самая знаменитая достопримечательность нынешнего Коломенского – это церковь Вознесения Христова, построенная ы 1532 году. Это уникальный памятник русской архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что эта церковь была построена великим князем Василием в честь рождения сына, который впоследствии стал известен как царь Иван Грозный. Стройное белоснежное здание храма в высоту достигает 62 метров, в 16 веке это было одно из самых высоких сооружения во всей России.

В бывшем приселке Коломенского, которым являлось село Дьяково, находится еще один ценный памятник архитектуры. Это церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 14 веке. Храм по своему стилю очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве, и считается его прообразом.

Коломенское было местом, где провел свои юные годы Петр I. Здесь он проводил учения своих потешных войск, отправлялся в походы по реке. Позднее царь останавливался в Коломенском на пути домой после взятия Азова в 1669 году, а также перед торжественным въездом в Москву после победы под Полтавой в 1709 году. В память об этом событии на берегу Москвы-реки до сих пор стоят пушки.

После того как столицей России стал Санкт-Петербург. Коломенское утратило свое было значение, но все равно в качестве летней резиденции его часто использовали Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Екатерина II.

В 18 веке Коломенское было центром дворцовой волости, в которую входило 9 деревень и 4 приселка. Некоторые из них располагались на территории нынешнего района Нагатинский затон. Еще с 16 века главной улицей села Коломенского была улица Большая. При прокладке водопровода в 1960-х годах на ее месте был обнаружен дубовый настил.

Жители Коломенского и близлежащих сел были в основном крестьянами, но встречались среди них и плотники. Конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, рыбаки, а также садовники. Число садовников было довольно значительным – они обслуживали Государевы сады, поставлявшие фрукты и овощи к царскому столу.

Основное население села составляли крестьяне. Также здесь жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, плиточных дел мастера, рыбаки, садовники, которые обслуживали дворцовое хозяйство.

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававшиеся в течении многих веков, оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

Как уже говорилось, село стояло на топком месте, поблизости находилось множество озер и заливных лугов. Озера использовались для постройки и ремонта судов. В 1410 году впервые упоминается Нагатинская заводь (затон), которая существует и сейчас.

В 1936 году в Нагатинском затоне был пущен в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, который специализировался на судостроении и ремонте самоходного флота, а также на изготовлении судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Вблизи завода возник рабочий поселок, в котором жили работники завода и их семьи. Первое судно сошло со стапелей завода в 1938 году. Наибольшим успехом пользовались теплоходы «Москвич», известные также как речные трамвайчики. Завод занимался также изготовлением речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских и их разновидностей для служебных и научно-исследовательских целей.

Через несколько десятилетий рядом с заводом открылись и профильные учебные заведения, такие как Московский речной техникум, Московский институт водного транспорта, профессионально-техническое училище. В 1993 году эти учебные учреждения были объединены в одно, которое назвали Московской Государственной академией водного транспорта.

В 1960 году Коломенское, Нагатино и Новинки вошли в черту Москвы, и здесь развернулось массовое жилое строительство. Вместо старых деревянных домов были построены многоэтажные жилые кварталы.

После реконструкции Нагатинской поймы в 1960-х годах, когда у реки появилось новое русло, на правом берегу Москвы-реки построили Нагатинскую набережную. Она была сооружена из сборного железобетона и облицована гранитом. Дома со стороны Москвы-реки стилизованы под паруса, что придает району индивидуальный и запоминающийся облик.

В 1969 году возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово. Затем здесь проложили Пролетарский проспект (пр. им. Андропова) и построили станцию метро Коломенская.

В 1981 году на площади, которую занимали поля бывшего овощеводческого колхоза «Огородный гигант» начали строить еще один жилой массив – это улица Коломенская и Коломенская набережная. В далеком прошлом на этом месте находились Срендяя и Нижняя улицы села Коломенское.

В состав района Нагатинский затон также входит большой зеленый массив, расположенный к северу от жилой застройки – Нагатинская пойма, которая уже упоминалась. До того, как в 1930-х годах был построен Перервинский гидроузел, пойма часто затапливалась во время паводков. В результате реконструкции (1960-е годы) Нагатинская пойма совершенно преобразилась. После строительства спрямительного канала длиной 3,5 километров, образовался остров площадью более 150 гектаров. Остров разделен Нагатинским мостом.

В честь 60-летнего юбилея Октябрьской революции на острове был заложен парк имени 60-летия Октября. Автором проекта парка был архитектор В.И. Иванов. Парк раскинулся на территории более 100 гектаров. В 1985 году на пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал, который называют вторыми речными воротами Москвы (первые – Северный речной вокзал). Здание вокзала представляет собой сооружение из стекла и железобетонных элементов. Оно вытянуто вдоль речного берега, украшает вокзал башня со шпилем.

От древних сел, некогда располагавшихся на территории нынешнего района Нагатинский затон, остались названия улиц, моста, набережной, станции метро. А вот главная улица села Коломенского – Большая, сохранила свое названия до наших дней. Названия многих улиц района связаны с судостроением и ландшафтными особенностями местности. В числе таких улиц Судостроительная улица, улица Речников, Якорная и Затонная улицы. Кленовый бульвар назван так потому, что вдоль него высажены различные виды кленов.

Источник

История района

У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

Расположенное на скрещении важнейших водных и сухопутных дорог к столице Каширской и Серпуховской, огражденное с севера болотами Нагатина, с востока Москва-рекой, Коломенское со временем становится важным опорным пунктом в борьбе против внешних врагов, а также неоднократно используется захватчиками для размещения войск при подготовке к осаде Москвы.

Путь от Москвы до Коломенского впервые в России был разделен верстовыми столбами (отсюда поговорка: “с коломенскую версту”).

Коломенское часто упоминается в летописях в связи с борьбой русского народа против Золотой орды и Крымских ханов; в 1380 г. здесь останавливался Дмитрий Донской после победы над татарами на Куликовом поле.

нагатинский затон почему так называется

В Коломенском провел детские годы Петр I. Здесь юный царевич устраивал учения “потешных войск”, речные походы на специально устроенных судах, останавливался здесь после взятия Азова (1696г.) и перед торжественным въездом в Москву после победы под Полтавой (1709г.). О петровских победах напоминают 4 пушки, которые до наших дней стоят на берегу Москвы-реки.

Позднее Коломенское служило летним местопребыванием Петра II, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Здесь устраивались пышные празднества и царские охоты.

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававщиеся в течении многих веков, оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

Около завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории района.

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа “Москвич”, так называемые речные трамвайчики. Одновременно завод строил крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

В 1969 году близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь прошел Пролетарский проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена станция метро “Коломенская”.

нагатинский затон почему так называется

Источник

Нагатинский Затон – самый загадочный район Москвы

Происхождение названия деревни Нагатино неясно, ученые выдвигают сразу несколько версий его объяснения.

Например, оно могло быть образовано от словосочетания «на гати», что нужно понимать, как «поселение на болоте», ведь «гать» – это дорога, проложенная через топь.

Однако на старых картах название села всегда писалось через «о» в первом слоге (Ногатино, Ногатиньское) и, возможно, происходило от названия «ногата» — мелкая денежная единица на Руси до XV века. Но ко времени возникновения села «ногаты» уже вышли из обращения.

По еще одной версии, Нагатино получило своё название от человека, носившего прозвище «Ногата» или «Ногатица». Правда, версия не имеет подтверждения, т.к. ни в одних документах такого имени обнаружить не удалось.

В 1960 году деревня Нагатино вместе с близлежащими деревнями и сёлами: Дьяковское, Коломенское, Новинки и Садовники, вошла в состав Пролетарского района Москвы. В конце 60-х новую территорию стали именовать «Нагатино».

нагатинский затон почему так называется

Фото © pastvu.com (село Коломенское, 1969 г.)

После присоединения новых районов Москва нуждалась в проектах планировки жилых массивов. Эту задачу выполнили инженеры института « Мосинжпроект », выпустив проекты для новых столичных микрорайонов общей жилой площадью около 100 млн квадратных метров.

В 1991 году в Москве была проведена административная реформа, были образованы 10 административных округов, в том числе ЮАО. В его состав вошел и временный муниципальный округ. В 1995-м он получил статус района Москвы Нагатинский Затон.

Сегодня в районе проживает около 120 тысяч человек. Для них в скором времени, откроется станция восточного участка Большой кольцевой линии метро «Нагатинский затон». Напомним, управляющей компанией по строительству новых линий и станций московского метро выступает « Мосинжпроект » – лидер строительной отрасли Москвы и одна из самых динамично развивающихся компаний России.

нагатинский затон почему так называется

По проекту «Нагатинский затон» – станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами. Пассажирские платформы будут объединены мостиками, с выходами к эскалаторам. Дизайн станции будет выполнен в «речной и рыбной» тематиках, потолок вестибюля станции будет выполнен в виде чешуи, а на стенах появятся изображения рыб, выполненные в технике «флорентийской мозаики».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *