надирный стыковочный узел что это значит

Роскосмос проверил состояние стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда», он готов к приему модуля «Наука»

надирный стыковочный узел что это значит
Изображение стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда», полученное 26 июля с помощью камер манипулятора Canadarm2 на МКС.

27 июля 2021 года Роскосмос рассказал, что после отстыковки модуля «Пирс» специалисты Центра управления полётами изучили стыковочный узел надирного порта модуля «Звезда», куда планируется пристыковать многоцелевой лабораторный модуль «Наука». В результате анализа ими было констатировано отсутствие механических помех для стыковки.

Роскосмос подтвердил готовность стыковочных агрегатов российского сегмента МКС для запланированной стыковки модуля «Науки», который сейчас находится на орбите сближения со станцией.

Вчера начальник отдела баллистики Ракетно-космической корпорации «Энергия» Рафаил Муртазин уточнил, что проверка порта стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда» была необходима для изучения возможных мест загрязнения, которые не дадут полную герметизацию модуля «Звезда» после стыковки. Роскосмос планировал, в случае обнаружения нештатного состояния стыка, вывод космонавтов в открытый космос для дополнительного исследования и очистки этого элемента станции. Теперь эта процедура не понадобится. На нее могло уйти от 2 до 3 суток, а это могло отложить дату причаливания «Науки».

Космический журналист Анатолий Зак пояснил, что он проанализировал мозаику изображений порта и, по его словам, тот выглядит безупречно.

надирный стыковочный узел что это значит
Обработанные и собранные вместе фрагменты изображений стыковочного узла надирного порта модуля «Звезда».

Роскосмос не сообщил текущие параметры орбиты модуля «Наука», как и дополнительную информацию о работоспособности ее элементов. Стыковка модуля с МКС была запланирована на 29 июля 2021 года в 16:26 по московскому времени. Пока что это время после старта модуля Роскосмосом скорректировано не было.

Сегодня специалисты группы управления полётом модуля «Наука» сообщили о штатном выполнении нового корректирующего манёвра для подъема орбиты модуля. Следующий импульс двигателей для дальнейшего выстраивания орбиты «Науки» запланирован Роскосмосом на 28 июля.

надирный стыковочный узел что это значит
Текущие параметры орбиты модуля «Наука».

26 июля Роскосмос провел расстыковку связки из транспортного грузового корабля «Прогресс МС-16» и стыковочного отсека-модуля «Пирс» от МКС. Спустя 4 часа аппараты были затоплены в Тихом океане. Место модуля «Пирс» на МКС займет модуль «Наука»

24 июля Роскосмос выполнил двухимпульсную коррекцию орбиты МЛМ «Наука». Следующий запуск двигателей модуля состоится 27 июля.

23 июля специалисты группы управления полетом «Науки» провели первые два корректирующих маневра двигателями модуля.

22 июля СМИ сообщили о неполадках в работе двигателей коррекции и стабилизации модуля. Роскосмос после этого отчитался, что «Наука» находится в работоспособном состоянии.

21 июля 2021 года Роскосмос запустил к МКС многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) «Наука».

Источник

На «Союзе» к МКС и обратно

надирный стыковочный узел что это значит

В Orbiter есть приключения, от которых веет чем-то неуловимо домашним. В самом деле, что может быть привычнее полёта на «Союзе» к МКС, если это событие происходит в реальности четыре раза в год? Отличное качество аддонов, которые сделали энтузиасты, обещает множество позитивных эмоций, а архивы ЦУПа с информацией о реальном полёте позволяют глубже погрузиться в атмосферу современной космонавтики.

Предупреждение

Этот полёт сложен для начинающих. Если у вас нет опыта полётов в Orbiter и понимания терминологии, рекомендую сначала потренироваться на ПТК НП:

План полёта

Подготовка к полёту

Установка и настройка

Этап 1. Старт с Земли

Я выбрал сценарий полёта «Союза ТМА-8», главным образом потому, что он один из последних в сборнике сценариев (МКС уже достаточно большая), и старт происходит днём. В принципе, никто не мешает вам выбрать любой другой сценарий «Союза».
«Союз ТМА-8» стартовал 30 марта 2006 года с экипажем из космонавта Роскосмоса Павла Виноградова, астронавта NASA Джеффри Уильямса и первого бразильского космонавта Маркоса Понтеса (страница с краткими биографиями):

надирный стыковочный узел что это значит
Старт рано утром, поэтому на этой фотографии ещё ночь

Старт и выведение происходят полностью автоматически. Единственное замечание — во избежание глюков не советую на выведении ставить ускорение времени больше х10, а во всем последующем полёте больше х100.

надирный стыковочный узел что это значит
И Orbiter

надирный стыковочный узел что это значит
А такие кадры пока только в симуляторе. Третья ступень после отделения дренирует баки, удаляясь от только что выведенного «Союза»

Рекомендую сохранить сценарий по Ctrl-S. Ну и можно включить какой-нибудь космический эмбиент, для пущей атмосферности:

Этап 2. Маневры для рандеву с МКС

Итак, мы на орбите, солнечные батареи и антенны раскрыты, начинаем путь к МКС. Прежде всего, необходимо отметить особенности корабля «Союз» в симуляторе:
У корабля есть четыре экрана дополнительной информации, которые переключаются кнопкой U:

Пустой экран
В этом режиме дополнительная информация не выводится и не может помешать другим МФД.

Общее правило полётов на «Союзе» — никуда не торопимся, не злоупотребляем автоматическими режимами поддержания ориентации, экономим топливо.
Лучше развернуться за две-три минуты парой импульсов, чем потратить несколько килограмм топлива на автоматическом развороте.
Импульсный режим очень необычен для Orbiter’а, у других кораблей он практически не встречается, поэтому к нему надо привыкнуть.
Также в клавишах управления есть очень неэргономичная и мешающая ролевой составляющей клавиша — разгерметизация бытового отсека (в норме производится перед разделением отсеков на этапе посадки) — кнопка A без каких-либо модификаторов. Неосторожное нажатие (а по Shift-A вызывается МФД совмещения орбит) — и разгерметизация бытового отсека делает невозможным нормальное ролевое продолжение дальнейшего полёта.

Совмещение плоскостей орбит

Посмотрим параметры орбиты реального полёта:

ПараметрРеальное значениеЗначение в симуляторе
Апоцентр242 (±42) км245 км
Перицентр200 км (+7/-22) км195 км
Наклонение орбиты51,67° ±0,058°51,60°

Если бы не ошибка по наклонению, выведение было бы практически идеальным. А так нам придётся сначала совместить плоскости орбит «Союза» и МКС:

надирный стыковочный узел что это значит

Целых полградуса. Многовато, но деваться некуда. Предлагаю выполнить коррекцию на первом витке (в реальности первый маневр выполнялся через четыре часа после старта). Следующий узел восходящий, значит, надо будет развернуть корабль «вниз» от плоскости орбиты. Не забудьте открыть крышку КТДУ за несколько минут до узла — во первых, она блокирует запуск двигателя, во-вторых, МФД с закрытой крышкой не может посчитать длительность импульса. Вспомним эмпирическое правило — двигатель запускается в момент, когда до узла остается половина расчетного времени работы двигателя:

надирный стыковочный узел что это значит
Начало маневра

надирный стыковочный узел что это значит
Результат

В конце маневра стоит подработать маневровыми двигателями для максимального совмещения орбит. Обратите внимание, что мы потратили целых 20% топлива.
После маневра рекомендую перевести ДПО на минимальный импульсный режим, включить автоматическую систему поддержания солнечной ориентации (она достаточно экономная) кнопкой K и сохранить сценарий.

Синхронизация орбиты с МКС

Смотрим параметры орбиты «Союза» и МКС по МФД «Орбита»:

надирный стыковочный узел что это значит

надирный стыковочный узел что это значит
30 марта, 03:52 UTC, заканчивается первый виток

надирный стыковочный узел что это значит
30 марта, 19:40 UTC, пора готовиться к маневру
Небольшой совет: подготовиться к маневру будет легче, если не торопясь сориентировать корабль на противоположной стороне орбиты против вектора орбитальной скорости (на торможение). Спустя пол-витка «Союз» «сам» займет практически верное положение, которое останется только слегка подкорректировать.
Результата маневра по МФД «Переход» толком не видно — линии сливаются. Переключаемся на МФД «Синхронизация орбит»:

надирный стыковочный узел что это значит

Неплохо, у нас ещё четыре орбиты на то, чтобы подготовиться к синхронизации орбит. Снова включаем режим ориентации на Солнце и ждём:

надирный стыковочный узел что это значит

Наша задача — поднимая перицентр уменьшить параметр DTmin до нуля:

надирный стыковочный узел что это значит

Сближение и стыковка — через виток. Забавно, счетчик времени показывает, что вместо реальной двухсуточной схемы получилась односуточная — так когда-то «Союзы» летали к орбитальным станциям «Салют». Схема не очень удачная — к концу первых суток ярче всего проходит период адаптации к невесомости, и 40-60% экипажа (по статистике) страдают от тошноты. Но нам в виртуальном полёте это не грозит, так что смело идём на стыковку.

Необходимые операции по подготовке стыковки:
Узнать, к какому узлу мы стыкуемся. Исторически, «Союз ТМА-8» стыковался к надирному узлу модуля «Заря», в нумерации сценария это узел номер 1.
Настроить МФД «Стыковка». Включаем МФД «Стыковка», выбираем целью первый стыковочный узел и выводим данные на ИЛС.
Выключить систему ориентации МКС. Нажатием F3 открываем меню кораблей и выбираем ISS. Нажатием кнопки End над блоком курсорных клавиш выключаем систему ориентации. Переключая экраны аналогично «Союзу» по U убеждаемся, что система выключена:

надирный стыковочный узел что это значит

Теперь МКС перестала медленно поворачиваться вокруг своей оси, и мы можем спокойно стыковаться.
Рассчитать дальность начала торможения. С одной стороны, мы не хотим врезаться в МКС. Но, с другой стороны, мы не хотим затормозить слишком далеко, чтобы не пришлось снова тратить топливо на разгон, торможение и ориентацию. Используя только школьные формулы ускорения, скорости и пройденного расстояния, не учитывая расход топлива и уменьшение массы корабля, получаем следующую простую табличку, которая говорит нам, на каком расстоянии надо начинать торможение для данной скорости сближения:
надирный стыковочный узел что это значит
Обратите внимание, что при разнице в скоростей 100 м/с хватит всего 6 км, а при разнице скоростей 200 м/с нужно уже 23 км! Поэтому мы всячески старались уменьшить разницу скоростей ранее в сценарии.

Этап 3.Сближение и стыковка

Вот схема реального сближения и стыковки «Союза ТМА-8» отсюда:
надирный стыковочный узел что это значит

У нас, конечно же, другие параметры полёта, потому что мы выполняли другие маневры. Но из этой картинки есть один полезный совет — стыковаться удобнее днём.
А мы тоже приближаемся к МКС:

надирный стыковочный узел что это значит

Дальность 30 км, пора разворачиваться против вектора скорости относительно МКС.

надирный стыковочный узел что это значит

Дальность 3 км, скорость сближения 20 м/с. Если вы снова посмотрите на схему реальной стыковки, мы идем со скоростью того же порядка, ЦУП не будет нас штрафовать за превышение скорости и опасные маневры.

надирный стыковочный узел что это значит

Дальность 1,2 км. МКС ясно различима и приближается просто с пугающей быстротой. Единственное, что успокаивает — видно, что мы немного промахиваемся и пролетим чуть в стороне, а не врежемся в станцию.

надирный стыковочный узел что это значит

Я начал тормозить с 400 м, пусть будет небольшой запас. Расстояние 200 м, относительная скорость 0. Если у вас ночь, лучше подождать выхода из тени Земли — удобнее стыковаться будет.

Стыковка

А где, собственно говоря, надирный стыковочный узел модуля «Заря»? Вот фото МКС от июля 2006 года с миссии STS-121 «Спейс шаттла»:

надирный стыковочный узел что это значит

Эта фотография сделана с противоположной стороны МКС относительно предыдущей картинки. Таким образом, нам надо теперь сместиться назад и вниз (где у МКС верх, низ, право и лево), повернуть корабль стыковочным узлом вверх и приступить к стыковке. Напоминаю, что топлива у нас не так уж и много, поэтому стоит маневрировать аккуратно и не спешить.

надирный стыковочный узел что это значит

МКС сильно меньше сегодняшней, но все равно впечатляет.
Выключаем МФД кнопкой PWR на экране, переводим экран дополнительной информации в режим стыковки, по Ctrl-O выбираем цель стыковки (ISS), нажатием кнопки O выбираем порт 0 (явно айтишники сценарий делали, раз нумерацию с нуля начинают 🙂 ) и выпускаем стыковочный штырь кнопкой Y.

надирный стыковочный узел что это значит

Надирный узел модуля «Заря» обозначен стрелкой. Но наша задача прицелиться не непосредственно в него, а в мишень для ручной стыковки. Дело в том, что точка, из которой мы смотрим, расположена на месте перископа, и мы видим картинку, как если бы смотрели в ВСК (визир специальный космический). «Точка взгляда» перископа находится чуть в стороне от узла, поэтому и целиться мы должны в специальную мишень. Главная неприятность — мишень может быть не видна, и даже включенная фара её не освещает. Если вы не понимаете, как и куда целиться, включите снова МФД «Стыковка», с ним всё становится понятней. Вот правильное положение:

надирный стыковочный узел что это значит

надирный стыковочный узел что это значит
Внешний вид

Есть стыковка! Что особенно приятно — топлива ещё 513 кг, целых 58%!

Этап 4. Возвращение на Землю

надирный стыковочный узел что это значит

Отстыковываемся от МКС по Ctrl-D.

надирный стыковочный узел что это значит

Смотрим схему посадки реального «Союза ТМА-8» и координаты этапов посадки:
надирный стыковочный узел что это значит
Для нас важно, что долгота начала торможения 324°, т.е. 36° западной долготы. Долгота места посадки 67°, таким образом, «Союз» начинает тормозить за

100° градусов до места посадки.
Готовимся к посадке. Включаем МФД «Аэродинамическое торможение», выбираем как цель «Soyuz Landing Site» и переключаем его в режим карты. Ориентируем корабль против вектора орбитальной скорости (кормой вперед). Ждём 36° западной долготы и начинаем торможение. Тормозим до тех пор, пока расчетный недолёт не составит примерно 100 км.

надирный стыковочный узел что это значит

На высоте примерно 150 км разгерметизируем бытовой отсек (кнопка A) и двумя нажатиями J производим разделение отсеков:

надирный стыковочный узел что это значит

После разделения отсеков выбираем как цель место посадки заново. Спускаемый аппарат в реальности управляется только по крену и тангажу, в симуляторе есть ещё и рыскание. Занимаем положение «кормой вперед» и на первых порах не вмешиваемся в управление — корабль в атмосфере сориентируется самостоятельно:

надирный стыковочный узел что это значит

При необходимости можно выполнять небольшие маневры креном, управляя подъемной силой. Необходимо отметить, что пространство для маневра весьма ограничено, можно исправить только небольшие ошибки:

надирный стыковочный узел что это значит

Парашюты и двигатели мягкой посадки вводятся автоматически:

надирный стыковочный узел что это значит

Ошибка в 15 км, максимальная перегрузка 4,7 g — для ручной посадки отличный результат!

надирный стыковочный узел что это значит

надирный стыковочный узел что это значит
Маркос Понтес вернулся на Землю на «Союзе ТМА-7», третьей на «Союзе ТМА-8» приземлилась Ануше Ансари — уроженка Ирана, гражданка США и четвертый космический турист.

Источник

Провожаем «Науку»

Старт модуля «Наука» к МКС — без шуток эпохальное событие, мы ждем его больше 10 лет. Если все пройдет по плану, в составе российского сегмента появится третий большой модуль, новые места для жизни и работы космонавтов, дополнительная энергия. Однако старт — это только начало. Сам полет будет длиться восемь суток, а потом предстоит еще многое сделать, чтобы модуль смог начать полноценно работать. Рассказываем, как именно «Наука» будет лететь к МКС, как ее будут встречать, и чем пожертвует станция, чтобы принять в свой состав новый модуль.

«Наука», она же МЛМ-У, отправится к Международной космической станции с космодрома Байконур завтра вечером, 21 июля. Старт запланирован на 17:58:21 по московскому времени.

Трансляция старта

Смотреть интернет-трансляцию запуска в канале Роскосмоса на YouTube можно будет начиная в 16:30 по московскому времени 21 июля:

NASA TV начнет трансляцию в 17:00 по московскому времени:

Сам модуль уже упаковали под обтекатель ракеты «Протон-М». Его масса — 20 302 килограмма, это близко к пределу возможностей ракеты, которая может выводить до 22,4 тонны на орбиту высотой 200 километров.

На внешней поверхности модуля установлен европейский манипулятор ERA. Внутри — баки с водой, элементы систем терморегуляции, поручни для выходов в открытый космос, кабели. Модуль отчасти играет роль грузового корабля — ту, для которой создавались предки МЛМа, корабли ТКС (о родословной «Науки» мы рассказывали в материале «Роковая стружка»).

надирный стыковочный узел что это значит

Контейнер с грузами, которые отправятся на МКС внутри модуля МЛМ: это емкости с водой, элементы манипулятора ERA, поручни для установки на внешней поверхности модуля, вентиляторы системы терморегуляции, кабели

Два других больших модуля: «Заря» и «Звезда» улетели на орбиту еще в 1998 и 2000 году, для их доставки потребовались два пуска ракет «Протон». Два модуля поменьше, стыковочный «Пирс» и малый исследовательский модуль (МИМ) «Поиск» были запущены в 2001 и в 2009-м, их привезли модифицированные грузовые корабли «Прогресс». Наконец, пятый российский модуль, «Рассвет», добрался к МКС в грузовом отсеке шаттла «Атлантис» 11 лет назад.

В первоначальных планах МКС никакой «Науки» не предусматривалось. Предполагалось, что Россия установит два больших исследовательских модуля и научно-энергетическую платформу с большими солнечными батареями. Потом место двух научно-исследовательских модулей в планах занял один-единственный — собственно, «Наука», а место научно-энергетической платформы — два научно-энергетических модуля, НЭМ. Однако НЭМы к МКС, скорее всего, уже не полетят — недостроенный модуль теперь планируется сделать базовым элементом национальной российской станции (о ней подробнее в материале «Прекрасная РОСС будущего»).

Отчасти «Наука» уже давно на МКС: еще 11 лет назад на станцию доставили несколько ее элементов, в том числе шлюзовую камеру и радиатор системы охлаждения. В мае 2010 года их привез шаттл «Атлантис» вместе с «Рассветом». Сейчас и шлюз, и радиатор, а также запасной локоть манипулятора ERA и переносное рабочее место для работы снаружи станции ждут своего часа на внешней поверхности станции.

надирный стыковочный узел что это значит

Красным обозначены шлюзовая камера и панели радиаторов системы охлаждения, которые уже есть на МКС

надирный стыковочный узел что это значит

Модуль «Рассвет» с элементами МЛМа

После «Науки» к станции отправится уже последний российский элемент — узловой модуль УМ, который полетит к МКС на «голове» модифицированного «Прогресса-М-УМ». Но сначала в октябре к надирному стыковочному узлу с МИМ-2 перестыкуется грузовой корабль «Прогресс МС-17». На пассивный гибридный стыковочный узел «Науки» установлен временный адаптер, позволяющий причаливать к модулю пилотируемым кораблям «Союз» и грузовым «Прогрессам» (диаметр шпангоута кораблей меньше чем у УМ). Перед прилетом узлового модуля «Причал» «Прогресс МС-17» отстыкуется вместе с адаптером.

МЛМ и УМ могут стать последними элементами МКС вообще — если не сбудутся планы компании Axiom Space добавить к станции четыре частных модуля, два из которых уже заказаны в Европе.

Как устроен полет

Путешествие «Науки» к станции будет долгим: оно начнется вечером в среду, 21 июля и продлится почти восемь суток. За это время произойдет множество событий, не о всех них у нас есть точная информация, поэтому в некоторых случаях мы будем использовать данные о полете близнеца МЛМа — модуля «Заря».

Запуск и вывод на орбиту: Трехступенчатая ракета «Протон-М» с модулем МЛМ под обтекателем стартует в 17:58:21 по московскому времени с 39-й пусковой установки 200-й площадки космодрома «Байконур». Отсюда же в свое время взлетели базовый блок станции «Мир» и три других ее модуля, советские «Венеры» и «Веги», зонды «Марс-96» и «ЭкзоМарс».

надирный стыковочный узел что это значит

Космодром Байконур, 81-я и 200-я площадки с пусковыми установками для «Протонов» в верхнем левом углу

Первая ступень проработает примерно 120 секунд и отделится от носителя на высоте около 43-44 километров, после чего запустится вторая ступень. Ракета в этот момент наберет скорость 1,5 километра в секунду. Где-то на 180-й секунде полета на высоте 78 километров отделятся створки головного обтекателя.

Вторая ступень закончит работать на 330 секунде полета. Ракета в этот момент будет на высоте 138 километров, а скорость ее достигнет 4,4 километра в секунду.

Третья ступень проработает до 580-й секунды и выключится на высоте примерно 190 километров. Скорость ракеты достигнет 7,5 километра в секунду. На этом миссия «Протона» закончится, МЛМ отделится от него и отправится в самостоятельный полет. Примерно на 700-800 секунде полета, это было в случае с «Зарей», должны раскрыться солнечные батареи, включиться система управления и ориентации.

В этот момент модуль должен оказаться на эллиптической орбите с перигеем 190 километров, апогеем 350,1 километра и наклонением 51,6 градуса. После этого ему предстоит самостоятельно добраться до МКС, которая находится круговой орбите высотой 400 километров.

Путешествие на МКС: Дальше «Наука» полетит уже на своих маршевых двигателях — у модуля их два, они работают на топливной паре несимметричный диметилгидразин—тетраоксид азота.

Главная сложность на этом этапе полета состоит в том, что модулю нужно не только добраться до нужной орбиты, но еще и попасть в ту точку, где находится МКС.

Правила маневрирования на околоземной орбите крайне контринтуитивны: например, если вы попробуете догнать другой космический аппарат, который находится на той же орбите, привычным для земли методом — «выжав газ», то есть включив двигатель, то вы добьетесь прямо противоположного результата. После включения двигателя вы, во-первых, перейдете на более высокую орбиту — чем выше скорость аппарата, тем выше апогей орбиты. Во-вторых, вы начнете отставать от вашей цели, поскольку, чем выше орбита, тем длиннее период обращения.

Если же «тормозить», то ваша орбита, наоборот, снизится, но двигаться при этом вы будете быстрее, чем ваша цель, оставшаяся на более высокой орбите — поскольку на более низкой орбите период обращения короче. Когда корабли отходят от МКС и выдают тормозной импульс, они уходят ниже и при этом опережают станцию.

Задача свести в одной точке два объекта — МЛМ и МКС — крайне непроста, полет продлится больше недели. Причем это еще довольно быстро: «Звезда» в 2000 году летела к МКС две недели.

Для того, чтобы два корабля встретились на орбите, должны совпадать три параметра: их плоскость орбиты (одинаковый угол относительно экватора), высота и угол географической долготы. Как только это случится, их относительная скорость станет близка к нулю.

После выведения на орбиту высота апогея МЛМ будет 350,1 километра, перигея 190 километров, а наклонение к плоскости экватора 51,6 градуса — как у МКС. ЦУПу нужно будет не только поднять высоту орбиты модуля примерно до 420 километров, где находится станция, и сблизить «Науку» с МКС при помощи маневров.

МЛМ будет включать свои маршевые двигатели четыре раза. Первое включение поднимет апогей и сделает орбиту модуля эллиптической. Второе поднимет уже перигей, и снова сделает орбиту круговой. Это выведет «Науку» на временную фазирующую орбиту. На этой орбите модуль должен дождаться момента, когда фазовый угол — угол между модулем и МКС — достигнет нужного значения. После этого двигатели включат еще дважды, чтобы вывести «Науку» точно к станции и перейти к стыковке.

надирный стыковочный узел что это значит

Схема выведения МЛМ

Восемь суток на фазирование не только сэкономят топливо, но и позволят проверить бортовые системы МЛМ в автономном полете, чтобы гарантировать безопасность МКС и дать разрешение на отстыковку от станции «Прогресса» с «Пирсом» (о том, зачем это нужно, расскажем ниже).

Стыковка в автоматическом режиме запланирована на 29 июля 2021 года в 16:26 по московскому времени. Российские космонавты (Олег Новицкий и Пётр Дубров) будут контролировать этот процесс из служебного модуля «Звезда», чтобы в случае нештатной ситуации взять управление стыковкой на себя в телеоператорном режиме управления (ТОРУ).

Тем временем на МКС

Сейчас «Науке» некуда пристыковаться: предназначенный для него надирный стыковочный узел «Звезды» занят модулем «Пирс».

«Пирс» освободит это место через два дня после старта «Науки» с Земли. Его отстыкуют при помощи грузового корабля «Прогресс МС-16». Но прежде чем это произойдет, МЛМ должен успешно стартовать и пройти проверки в автономном полете. Только убедившись, что с модулем все в порядке, ЦУП даст команду на отсоединение «Пирса» (в противном случае, если МЛМ не пристыкуется, российский сегмент лишится стыковочного узла для транспортных кораблей). Примерно через четыре часа корабль и модуль (уже получившие прозвища «Герасим» и «Муму») сойдут с орбиты и рухнут в Тихий океан.

Так «Пирс» станет первым модулем МКС, вышедшим из состава станции.

надирный стыковочный узел что это значит

Российский сегмент МКС: в центральной части внизу — «Пирс» с пристыкованным к нему «Прогрессом»

В рамках подготовки к замене «Пирса» на «Науку» космонавтам пришлось переделать массу дел: два раза выйти в открытый космос, чтобы переключить кабели с «Пирса» на МИМ-1, вынести с модуля оборудование, перенастроить систему управления стыковкой, и отключить кабели и трубопроводы внутри станции. Также важно было убедиться, что копия «Пирса», модуль «Поиск», позволит выходить космонавтам в открытый космос без замечаний, чтобы работа на станции продолжалась в штатном режиме.

надирный стыковочный узел что это значит

Зоны падения «Пирса» и «Прогресса»

После отстыковки «Пирса» космонавтам предстоит убедиться, что стыковочный узел к прилету «Науки» готов, и, возможно, срочно выйти в открытый космос, если потребуется, например, его почистить.

Прибытие и обустройство

После стыковки новый модуль нужно будет подключить ко всем системам станции, разобрать и установить оборудование. Предполагается, что космонавтам потребуется примерно восемь раз выйти в открытый космос для того, чтобы подключить кабели систем электропитания и связи, «распаковать» и подготовить к работе европейский манипулятор ERA, установить телекамеры и поручни для работы на внешней поверхности модуля.

надирный стыковочный узел что это значит

Российский сегмент МКС сразу после прибытия «Науки»

Самую заметную часть работы предстоит сделать с помощью ERA: манипулятор должен будет снять с «Рассвета» шлюзовую камеру, которая ждала этого момента 11 лет, и пристыковать ее к «Науке». В дальнейшем ERA и шлюзовая камера позволят сократить количество выходов космонавтов в открытый космос — научные приборы экипаж будет устанавливать снаружи МЛМ на специальные рабочие места манипулятром из ШК.

надирный стыковочный узел что это значит

Манипулятор ERA переносит шлюзовую камеру

Кроме того, с помощью манипулятора предстоит снять с того же «Рассвета» панели системы охлаждения и установить его на корпус МЛМ. Все эти операции тоже потребуют выходов в открытый космос, многочисленных настроек и подключений.

надирный стыковочный узел что это значит

Внутри шлюзовой камеры находится выдвижная платформа для аппаратуры. Манипулятор сможет снимать с этой платформы приборы и устанавливать на внешней поверхности МЛМ, избавив космонавтов от необходимости выходить для этого в открытый космос

На летные испытания модуля отведено 12 месяцев с момента пуска — только год спустя МЛМ будет считаться официально введенным в эксплуатацию. «Наука» станет четвертым большим научным модулем МКС наравне с американским «Дестини», европейским «Коламбус» и японским «Кибо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *