на заболоченной почве культурные растения плохо растут так как в ней мало
Болотистый грунт на участке: каким культурам отдать предпочтение
Грунт болотистого типа очень часто отталкивает и пугает владельцев участков. Эта почва, на первый взгляд, вообще не пригодна для выращивания растений, а уж тем более для плодородного овощеводства. Кроме того, болотистую местность отличает довольно невзрачный внешний вид. Но любую землю можно обогатить, стоит лишь разобраться в том, что представляет собой болотистый грунт, какие у него есть преимущества и недостатки, а также какие виды растений и каким образом сажать на почве такого рода. Эту информацию я постаралась скомпоновать и представила в виде данной статьи.
Особенности болотистого грунта
Заболоченная местность, как и любая другая, имеет свои отличительные стороны, по которым вы можете выявить ее у себя на участке, а также понять, как извлечь плюсы и убрать минусы такого участка.
Что такое болотистый грунт
Болотистый грунт – это последствия осушения болотистых местностей. Образуется такой грунт благодаря длительному и беспрерывному избытку влаги. Болотистая почва представляет собой неоднородную и многослойную структуру, в которой большую часть составляет торф, глина и песчаник. Торфообразование – процесс сохранения и накопления остатков растений. Говоря простыми словами, чем длительнее происходит процесс торфообразования, тем грунт становится менее плодородным, так как в нем становится все меньше и меньше микроорганизмов. Со стороны вы можете быстро отличить болотистый грунт от других типов почв. В процессе увлажнения болотистая почва начинает походить на болотную жижу, в высушенном виде – трескаться и разделяется на отдельные пластины. Многие садоводы могут не знать, что их газон уже сейчас постепенно превращается в заболоченный. Это не грозит участкам, где отсутствует постоянная сырость. Но если вы все-таки подозреваете подобный исход, то я хочу обратить ваше внимание на ряд факторов:
Если вы замечаете эти признаки, то стоит сразу приступить к осушению местности.
Есть ли у болотистого грунта преимущества
Да, болотистый грунт – это не самый лучший вариант для садовника, но даже в нем, при желании, можно найти массу плюсов. Перечислю самые важные преимущества болотистого грунта:
Корень.
Часть 1
Задания с выбором одного верного ответа.
А 1. Корень – это
1) видоизмененный побег
2) зачаточное растение
3) подземный орган растения
А 2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют
1) закрепление растений в почве
2) всасывание воды и минеральных солей из почвы
3) запасание питательных веществ
4) образование питательных веществ в растении
А 3. Корни одного растения называют корневой системой потому, что
1) у растения много корней
2) все корни растения связаны общей функцией
3) у корней разные названия
4) все корни отрастают от одного
А 4. Как называются корни, отрастающие от стебля?
А 5. Как называются корни, отрастающие от главного корня?
А 6. Мочковатой называют такую корневую систему, у которой
1) главный корень не отличается от многочисленных придаточных
2) главный корень сильно развит и похож на стержень
3) от главного корня отходят боковые корни
4) главный корень развивается из корешка зародыша
А 7. На луковице тюльпана образуются
1) стержневые корни
2) придаточные корни
А 8. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни
А 9. Мочковатую корневую систему имеет
А 10. Стержневую корневую систему имеет
А 11. У лука мочковатая корневая система. Сколько семядолей в зародыше семени лука?
А 12. Сосуды корня расположены в зоне
А 13. Зона деления корня образована тканью
А 14. Корневые волоски располагаются в зоне
А 15. Рост корня в длину происходит благодаря ткани
А 16. В зоне проведения происходит
3) передвижение воды и минеральных веществ
4) рост корня в длину
А 17. Корневой чехлик образуется из клеток зоны
А 18. Корневой чехлик
1) обеспечивает передвижение веществ по растению
2) выполняет защитную функцию
3) придаёт корням прочность
4) участвует в делении клетки
А 19. Прочность и упругость корню обеспечивает ткань
А 20. Корневой волосок – это
1) часть корня, состоящая из одного ряда клеток
2) небольшие боковые корешки
3) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ
4) группа клеток, поглощающих воду и минеральные соли
А 21. Корневые волоски обеспечивают
1) защиту корня от соприкосновения с почвой
2) рост корня в длину
3) рост корня в толщину
4) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей
А 22. Корневые волоски растения живут
А 23. Сосуды, проводящие воду и минеральные соли, проходят через
2) кору и центральную часть
3) центральную часть корня
4) между корой и центральной частью
А 24. Отщипывание кончика корня при пересадке молодых растений называется
А 25. Если удалить верхушку корня растения, то
1) увеличивается количество боковых корней
2) корень будет продолжать рост в длину
3) образуются корневые шишки
4) растение погибнет
А 26. Образованию придаточных корней способствует
А 27. Поглощению воды из почвы способствует
2) корневое давление
4) движение цитоплазмы
А 28. Температура воды, при которой всасывающая сила корней будет наименьшей
А 29. В процессе дыхания корни, как и другие органы растения
1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород
3) поглощают воду и выделяют кислород
4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ
А 30. На заболоченной почве культурные растения плохо растут, так как в ней мало
1) минеральных веществ
3) органических веществ
А 31. Величина корневого давления уменьшается при
1) повышении температуры
2) уменьшении содержания кислорода в почве
3) понижении температуры
4) смене вида удобрений
А 32. Весной культурные растения подкармливают азотными удобрениями. Это необходимо для
1) уничтожения вредителей
3) защиты растений от болезней
4) для размножения растений
А 33. Холодостойкость растений повышают удобрения
1) азотные и фосфорные
3) фосфорные и калийные
4) любые виды удобрений
А 34. Видоизменением корня является
1) корнеплод моркови
2) корневище ландыша
3) клубень картофеля
4) луковица тюльпана
А 35. Видоизмененные корни служат для
1) запасания питательных веществ
2) воздушного питания
4) все перечисленное
А 36. При прополке культурных растений необходимо удалять многие сорняки, например осот, с корнями, так как
1) они занимают место в почве
2) с помощью корней эти растения размножаются
3) корни сорняков выделяют вредные для культурных
4) они поглощают много воды и минеральных солей
Часть 2
В 1. Установите последовательность расположения зон корня, начиная с корневого чехлика
В 2. Выберите из перечня особенности строения и функции, характерные для корня.
1) не образует листьев и растет вглубь почвы
2) осуществляет газообмен через устьичные клетки
3) выполняет функцию фотосинтеза
4) закрепляет растение в почве
5) поглощает воду и минеральные вещества
6) регулирует испарение воды листьями
В 3. Соотнесите
Признаки корневых систем
Тип корневой системы
1) хорошо развитые придаточные корни, среди которых главный корень не выделяется
2) хорошо развитый главный корень, от которого отходят боковые корни
3) корни отрастают от нижней части стебля или от листьев
4) характерна для однодольных растений
5) характерна для двудольных растений
А) Стержневая корневая система
Б) Мочковатая корневая система
Часть 3
Задания со свободным ответом
С 1. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
С 2. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
С 3. Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например орхидей, могут зеленеть на свету?
С 4.Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?
С 5. Почему корневой волосок нельзя считать тканью?
С 6. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?
На заболоченной почве культурные растения плохо растут, так как в ней мало мало
1) минеральных веществ
2) воздуха
3) органических веществ 4) влаги
К примеру, если травить тараканов в течение долгого времени одними и теми же химикатами, то через несколько поколений они мутируют и будут уже адаптированы к ним. А если использовать разные средства, то насекомые не будут успевать к ним привыкать и борьба с ними будет более эффективной
1. Известно около 4300 видов млекопитающих, 8663 вида птиц. А сколько предположительно существует видов насекомых?
2. Название какого насекомого переводится с немецкого как «поющая кобылка»?
3. Какая бабочка своим внешним видом очень напоминает осу?
4. Какие насекомые являются ближайшими родственниками термитов, иногда неверно именуемых «белыми муравьями»?
5. Красотка-девушка, стрелка вооруженная, дедка желтоногий – кто это?
6. Личинкой какого насекомого является столь любимый рыболовами и аквариумистами мотыль?
7. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем?
8. Сколько яиц откладывает пчелиная матка в течение жизни (4–5 лет)?
9. Кого великий ученый Жан Анри Фабр назвал «насекомым в бархатистом траурном платье»?
На заболоченной почве культурные растения плохо растут так как в ней мало
О чём свидетельствуют связи между процессами жизнедеятельности в растительном организме
Рост растений происходит благодаря деятельности ткани
Чтобы доказать, что семенам для прорастания необходимо тепло, следует:
Какую из перечисленных функций корни не выполняют
В процессе дыхания корни, как и другие органы растения
На заболоченной почве культурные растения плохо растут, так как в ней мало
Весной культурные растения подкармливают азотными удобрениями. Это необходимо для
Свойство органов растений изгибаться под влиянием силы земного притяжения называют
Процесс дыхания у растений происходит
Растения могут жить в пустыне благодаря
Растения в процессе дыхания используют кислород, который поступает в клетки и обеспечивает
Растения, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
Приспособлением к уменьшению испарения воды хвойными растениями служат
Затопление ранней весной полей пшеницы талыми водами иногда приводит к гибели всходов, так как при этом нарушается процесс
Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют
В растительных клетках в отличие от животных происходит
Растения в процессе дыхания
Корневые волоски обеспечивают
В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром
Для получения высокого урожая картофеля его следует несколько раз в течение лета окучивать для
В процессе дыхания растения обеспечиваются
Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
Какая функция отсутствует у листьев растений
Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
Верхушку главного корня рассады капусты при пересадке прищипывают с целью
В процессе жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
Почему во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчелами
Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
Почему кактусы выживают в условиях пустыни
Поступление воды в растительную клетку происходит в процессе
В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов происходит
Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от
Почему окучивание способствует повышению урожая картофеля?
Какое приспособление у растений способствует уменьшению испарения воды?
При пересадке растения у него удаляют часть листьев, чтобы
Способность растений с помощью хлорофилла и хлоропластов поглощать энергию солнечного света и использовать ее на об разование органических веществ из неорганических определяет их
Если в закрытый стеклянный сосуд с влажным зерном опустить горящую лучину, то:
Свойство органов растений изгибаться под влиянием силы земного притяжения называют
Какое из цветковых растений приспособлено к опылению насекомыми?
В результате вегетативного размножения у растений
Из оплодотворенной яйцеклетки у папоротника развивается
Двойное оплодотворение характерно для
Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего
Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
В организме растений, в отличие от животных, происходят процессы
В основе роста корня и побега в длину лежит процесс
Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению насекомыми?
Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению насекомыми?
Пигмент, определяющий способность организма к фотосинтезу — это
Испарение воды растением способствует
Наличие какой ткани в проводящих пучках отличает двудольные растения от однодольных?
К ткани, проводящей минеральные вещества в растениях, относится
В первую очередь восковой налёт на листьях большинства растений
1) защищает растение от перегревания
2) сокращает испарение воды растением
3) ускоряет транспорт веществ по стеблю
4) способствует усилению процесса фотосинтеза
Какой цифрой на рисунке обозначена часть древесного стебля, за счет которой образуются годичные кольца?
В растениях органические вещества передвигаются по
2) сосудам древесины
3) ситовидным трубкам
4) клеткам эпидермиса
Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань
Органические вещества в растении проводятся
Тесты по разделу «Экосистемы» к учебнику Сивоглазова В.И., И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень, 11 класс»
Методическая разработка по биологии
Тесты по разделу «Экосистемы»
к учебнику Сивоглазова В.И., И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой
«Общая биология. Базовый уровень. 11 класс»
Тест № 1 по теме «Абиотические факторы среды»
1. К абиотическим факторам относят:
1) подрывание кабанами корней 2) нашествие саранчи
3) образование колоний птиц 4) обильный снегопад
2. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток
1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ
3. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины
1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный 4) ограничивающий
4. Сигналом к наступлению листопада у растений служит
1) увеличение влажности среды 2) сокращение длины светового дня
3) уменьшение влажности среды 4) повышение температуры среды
5. Ветер, осадки, пыльные бури — это факторы
1) антропогенные 2) биотические 3) абиотические 4) ограничивающие
6. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются
1) заморозки 2) пожары 3) ветры 4) дожди
7. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток
1) света 2) тепла 3) минеральных солей 4) органических веществ
8. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово « оптимум »?
9. К абиотическим экологическим факторам относится
1) плодородность почвы 2) большое разнообразие растений
3) наличие хищников 4) температура воздуха
10. Реакция организмов на продолжительность дня называется
1) фототропизмом 2) гелиотропизмом 3) фотопериодизмом 4) фототаксисом
11. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода 2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ 4) содержится много торфа
12. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания
4) усиление испарения воды
13. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?
1) влажность 2) состав солей 3) температура 4) освещённость
14. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде
1) наземно-воздушной 2) почвенной 3) водной 4) организменной
15. Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?
1) I 2) II 3) III 4) IV
16. Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?
1) интенсивность освещения 2) перепады атмосферного давления
3) отсутствие насекомых 4) высота снегового покрова
Тест № 1 по теме «Абиотические факторы среды»
1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц
1) понижение температуры окружающей среды 2) сокращение светового дня
3) недостаток пищи 4) повышение влажности и давления
2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет
1) смена холодных и теплых зим 2) урожай еловых шишек
3) численность хищников 4) численность паразитов
3. К абиотическим факторам относят
1) конкуренцию растений за поглощение света
2) влияние растений на жизнь животных
3) изменение температуры в течение суток
4) загрязнение окружающей среды человеком
4. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
1) микроэволюционными изменениями
4) безусловным рефлексом
5. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят
1) миграции морских рыб на нерест
2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений
3) распускание почек у деревьев и кустарников
4) открывание и закрывание раковин у моллюсков
6. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
1) высокая температура
2) недостаток влаги
3) отсутствие перегноя
4) избыток ультрафиолетовых лучей
7. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят
1) межвидовую конкуренцию
3) понижение плодовитости
8. Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?
1) глубокий снег 2) сильный ветер
3) недостаток хвойных деревьев 4) короткий день зимой
9. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово « благоприятные условия »?
10. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры 2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища 4) продолжительность дня и ночи
11. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?
1) свет 2) содержание углекислого газа 3) давление воздуха 4) влажность
12. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
1) мелкие листья 2) крупные листья 3) шипы и колючки 4) восковой налёт на листьях
13. Ярусность растений в лесу
1) повышает межвидовую конкуренцию организмов
2) снижает внутривидовую конкуренцию
3) угнетает жизнедеятельность растений
4) снижает межвидовую конкуренцию
14. Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?
1) I 2) II 3) III 4) IV
15. Ограничивающим фактором для жизни крота обыкновенного может служить
1) недостаток света 2) влажность воздуха 3) температура воздуха 4) плотность почвы
16. Растение Венерина мухоловка « поедает » насекомых из-за
1) неспособности к фотосинтезу 2) нехватки органических веществ
3) нехватки азота 4) перехода к паразитическому образу жизни
Тест № 2 по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»
1. Производители органических веществ в экосистеме:
1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) хищники
1) крот 2) кузнечик 3) дождевой червь 4) плесневые грибы
3. Из предложенных птиц последним звеном пищевой цепи может являться :
1) галка 2) коршун 3) голубь 4) скворец
1) тигр 2) ястреб 3) заяц 4) лиса
5. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере :
1) создают органические вещества из минеральных 2) разлагают органические вещества до минеральных
3) разлагают минеральные вещества 4) потребляют готовые органические вещества
6. Определите правильно составленную пищевую цепь :
1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна 2) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
3) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб 4) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб
7. Организмы продуценты, консументы и редуценты — основные структурные компоненты :
1) биогеоценоза 2) вида 3) популяции 4) биосферы
8. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных, заканчивающие потребление солнечной энергии в биогеоценозе, —
1) продуценты 2) консументы I порядка 3) консументы II порядка 4) редуценты
9. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой:
1) биоразнообразия 2) численности 3) энергии 4) биомассы
10. Примером пастбищной цепи питания является :
1) трава → саранча → дрозд → бактерии 2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии
3) навоз → муха → бактерии 4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб
11. Роль животных в биогеоценозе заключается в :
1) разрушении и минерализации органических веществ 2) синтезе органических веществ из неорганических
3) участии в передаче энергии по цепям питания 4) обогащении атмосферы кислородом
12. В детритных цепях питания происходит :
1) минерализация органических остатков 2) восстановление углекислого газа
3) потребление живых растений 4) образование органических веществ
13. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах вероятнее всего приведёт к :
1) появлению новых видов растений 2) увеличению видового разнообразия растений
3) распространению заболеваний среди травоядных животных 4) расширению кормовой базы насекомоядных птиц
14. В чём причина смены одного биоценоза другим
1) изменение погодных условий 2) сезонные изменения в природе
3) колебание численности популяций одного вида 4) изменение среды обитания живыми организмами
15. К экосистемам самого высокого уровня следует отнести :
1) экосистему океана 2) биоценоз елового леса 3) биогеоценоз пустыни 4) биосферу Земли
16. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и происходит сбалансированный круговорот веществ, считают: 1) неустойчивой 2) стабильной 3) молодой 4) отмирающей
17. Примером смены экосистемы служит :
1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу 2) сокращение численности хищников в лесу
3) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой 4) зарастание водоема
18. Численность консументов первого порядка в биоценозе каждый год меняется и зависит от :
1) климата 2) степени влажности 3) численности редуцентов 4) численности продуцентов
19. Сапротрофные организмы питаются :
1) органическими веществами живых тел 2) неорганическими веществами
3) органическими веществами мертвых тел 4) путем хемосинтеза и фотосинтеза
20. Наибольшее разнообразие жизни в условиях наземной среды наблюдается в :
1) саваннах 2) пустынях 3) степях 4) тропических лесах
Тест №2 по теме «Цепи питания. Экосистема, ее компоненты»
1. Продуценты в экосистеме луга:
1) потребляют готовые органические вещества 2) создают органические вещества
3) обеспечивают процесс гниения
4) разлагают органические вещества
2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве :
1) продуценты 2) консументы I порядка 3) консументы II порядка 4) редуценты
3. Хищники в биоценозе выполняют функции :
1) продуцентов 2) редуцентов 3) консументов 2-го порядка 4) консументов 1-го порядка
4. Определите правильно составленную пищевую цепь :
1) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли 2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка 4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
5. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты :
1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
4) поглощают углекислый газ и кислород
6. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии :
1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
2) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
3) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
4) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад
7. Пищевые связи в экосистеме называются :
1) абиотическими 2) антропогенными 3) ограничивающими 4) биотическими
8. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые :
1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией 2) существуют на Земле миллионы лет
3) широко расселились во все среды обитания 4) развиваются в процессе эволюции
9. В экосистеме хвойного леса к консументам второго порядка относят :
1) ель обыкновенную 2) лесных мышей 3) таежных клещей 4) почвенных бактерий
10. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется:
1) правилом экологической пирамиды 2) круговоротом веществ
3) колебанием численности популяций
4) саморегуляцией численности популяций
11. Кто является консументом 3 порядка в следующей цепи питания: хламидомонада → головастик → окунь → человек?
1) человек 2) хламидомонада 3) окунь 4) головастик
12. Сколько процентов энергии переходит на следующий пищевой уровень?
1) 5 2) 10 3) 50 4) 100
13. Органические вещества в экосистеме озера создаются :
1) рыбами 2) личинками насекомых 3) водорослями 4) бактериями
14. Чья суммарная биомасса больше в экосистеме луга?
1) мелких млекопитающих 2) насекомых 3) птиц 4) растений
15. Самая высокая биомасса растений и продуктивность наблюдается в экосистемах
1) саванны 2) тайги 3) листопадных лесов умеренного пояса 4) влажных тропических лесов
16. Устойчивость экосистемы обеспечивается: 1) высокой численностью организмов разрушителей
2) колебаниями численности популяций 3) процессами саморегуляции 4) биологическими ритмами
17. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что
1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи
2) между обитающими в нём видами нет родственных связей
3) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов
4) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ
18. Какой фактор обеспечивает устойчивость лесного сообщества при резком увеличении в нём численности жуков-короедов?
1) уменьшение численности растительноядных насекомых 2) увеличение численности хищных млекопитающих
3) уменьшение численности растительноядных птиц 4) увеличение численности насекомоядных птиц
19. Укажите пример антропогенного экологического фактора, негативно влияющего на биогеоценоз.
1) создание пасек 2) строительство плотин 3) насаждение лесополос 4) создание природных заповедников
20. Море как устойчивая экосистема характеризуется :
1) периодическими колебаниями количества видов 2) высокой численностью продуцентов
3) высокой численностью консументов 4) разнообразием и большим количеством видов
Тест №3 по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне:
2. К антропогенным факторам относятся:
1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог
3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей
4) температура воздуха и воды, атмосферное давление
3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является:
1) межвидовая борьба
2) разрушение мест обитания животных
3) чрезмерное размножение хищников
4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий
4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере:
1) эволюция органического мира
2) замкнутый круговорот веществ и энергии
3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека
4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека
1) биомасса растений равна биомассе животных
2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений
3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных
4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется
6. Биосфера является открытой системой, так как она:
1) способна к саморегуляции
2) способна изменяться во времени
3) состоит из экосистем
4) связана с космосом обменом веществ
7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом:
1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным
8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там:
1) отсутствует кислород
2) отсутствует свет
3) очень низкая температура
4) размещается озоновый слой
9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется:
1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера
10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит:
1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку
11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается:
1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы
2) в нижних слоях гидросферы
3) в верхних слоях атмосферы
4) в литосфере на глубине 200 м
12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует:
1) сохранение биоразнообразия
2) вселение новых видов в экосистемы
3) создание агроэкосистем
4) расширение площади земель, занятых культурными растениями
13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие:
1) устойчивости биосферы
2) эволюции органического мира по пути ароморфоза
3) смены биогеоценозов
4) саморегуляции численности в популяциях
14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере:
1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота
15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется
1) разнообразием ее видового состава
2) конкуренцией между организмами
3) популяционными волнами
4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов
16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает:
1) уменьшение озонового слоя
2) засоление мирового океана
3) выпадение кислотных дождей
4) увеличение концентрации углекислого газа
17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:
1) создание искусственных агроценозов
2) сокращение численности хищных животных
3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей
4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур
18. В преобразовании биосферы главную роль играют:
3) круговорот минеральных веществ
4) процессы саморегуляции
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы:
2. Биосферу считают динамической системой, так как она:
1) способна к саморегуляции
2) способна изменяться во времени
3) состоит из экосистем
4) связана с космосом обменом веществ
3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль:
1) разрушителей органических веществ
2) источника минеральных веществ
3) производителей органических веществ
4) потребителей органических веществ
4. Основателем учения о биосфере является:
1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин
5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом:
1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным
6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются:
7. В биосфере биомасса животных:
1) во много раз превышает биомассу растений
2) равна биомассе растений
3) во много раз меньше биомассы растений
4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет
8. Устойчивость биосферы обеспечивается:
1) геомагнитными явлениями
2) хозяйственной деятельностью человека
3) атмосферными явлениями
4) круговоротом веществ
9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине:
1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км
10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между:
1) микроорганизмами и грибами
2) растениями и почвой
3) животными, растениями и микроорганизмами
4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой
11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят:
1) эрозию и засоление, опустынивание
3) создание искусственных водохранилищ
4) известкование полей
12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует:
1) разрушению озонового слоя
2) разрушению структуры пахотного слоя
3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов
4) вымыванию из почвы питательных веществ
13. Расширение озоновых дыр приводит к:
1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов
2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
3) понижению температуры и повышению влажности воздуха
4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза
14. Сохранению равновесия в биосфере способствует:
1) создание новых сортов растений и пород животных
2) вселение новых видов в экосистему
3) уничтожение паразитов и хищников
4) внедрение в производство малоотходных технологий
15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести:
1) парниковый эффект 2) таяние ледников 3) вырубка лесов
4) расширение озоновых дыр
16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате
1) урбанизации ландшафтов
2) циклических процессов на Солнце
4) парникового эффекта
17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации
1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды
18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?
1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности
2) увеличить продуктивность биомассы экосистем
3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности
4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных
по теме «Абиотические факторы среды»