на становление личности влияют многочисленные объективные и субъективные факторы которые что делают
Основные факторы, влияющие на формирование личности человека
Процесс формирования личности человека продолжается на протяжении всей его жизни.
Меняются цели, взгляды на те или иные понятия, поведение в различных ситуациях.
Формирование личности происходит под влиянием определенных факторов. Какие же факторы и каким образом оказывают влияние на человека?
Каково влияние классической и других жанров музыки на человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
Все влияющие на формирование личности факторы можно разделить на внутренние и внешние:
Наследственность. Относится ко внутренним факторам. Это полученные детьми от родителей качества, передающиеся из поколения в поколение.
Ко внешним (социальным) факторам относятся:
Степень влияния внутренних и внешних факторов на развитие личности оспаривается различными специалистами, однако их участие в ее формировании не вызывает сомнений.
Как влияют на человека?
По наследству передаются следующие особенности:
Общество, окружение или группа
Однако и сам человек также может оказывать влияние на общество, в котором пребывает. При этом воздействие группы на личность нельзя назвать однозначно негативным или позитивным, так как имеют место оба варианта.
Позитивное воздействие группы на человека:
Однако общество может оказывать и негативное влияние на человека:
Наиболее известным примером может служить преследования и казнь Джордано Бруно за инакомыслие.
Также существуют следующие феномены влияния группы на человека, которые тоже могут быть позитивными и негативными:
При этом может возникать боязнь общественной оценки своих действий.
Учитель
Каково влияние учителя на формирование личности ученика?
В процессе обучения на личность ученика особое влияние оказывает учитель.
Например, авторитарный подход учителя к обучению, при котором инициатива учеников, как правило, игнорируется или даже наказывается, одаренный ученик не сможет в полной мере проявить свои навыки.
Также это может привести к потере интереса к активной деятельности и самовыражению.
Напротив, индивидуальный подход учителя к ребенку, учитывающий способности и возможности каждого ученика, поможет более свободно выражать собственную инициативу, активнее проявлять свои способности при решении тех или иных задач.
Культура
Культура прививает человеку нравственные ценности, которые впоследствии становятся регуляторами личностных стремлений человека и его поступков. Обращение к культурным ценностям позволяет человеку обогатить свой духовный мир.
Следование культурным нормам позволяет человеку перенять лучшее от той социальной группы, участником которой он является.
Результатом является рост нравственности, чтение гуманистических принципов поведения.
Религия
Религия может выступать в качестве регулятора нравственных норм социума.
Проповедуя высшие ценности, добро, любовь к ближнему и одновременно с этим имея крайне негативное отношение к морально низким поступкам и проявлениям человека, религия способна не только сплотить общество, но и значительно повысить его нравственные качества.
При этом речь идет именно об ортодоксальных религиях. Прямо противоположно влияние на формирование личности деструктивных сект, имитирующих религиозные ценности с целью воздействия на психику для обогащения лидеров сект либо использования человеческого труда себе во благо.
Хотя вопрос влияния языка на мышление и вызывает споры среди ученых, некоторые эксперименты доказывают, что он не только является инструментом коммуникации между людьми и выражения мыслей, но и определяет образ мышления.
Происходит так потому, что каждый язык является, помимо прочего, кодом, несущим в себе часть культуры, этикета, обычаев, слова имеют разную историю происхождения и связь между собой, употребляются различные словоформы, что в конечном итоге меняет и образ мышления.
Люди, свободно владеющие несколькими языками, часто говорят, что по-разному на них думают.
Деньги
Довольно неоднозначно оценивается влияние денег на человека. Существует множество сторонников прямо противоположных мнений в данном вопросе.
Но вместе с этим множество людей твердо убеждены в том, что деньги могут сделать человека алчным и жадным, высокомерным.
Тем не менее, деньги не меняют человека и сами по себе не являются ни позитивным, ни негативным фактором, оказывающим влияние на нравственность личности.
Они выступают всего лишь инструментом для достижения целей, которые человек ставит перед собой.
Телевидение
С тех пор, как телевидение появилось практически в каждом доме, отношение к нему претерпело достаточно много изменений.
Если на заре его возникновения преобладало восхищение технологическими возможностями и их одобрение, то в данный момент появилось множество сторонников негативного отношения к телевидению.
При этом, несмотря на отрицательные отзывы, телевизор точно так же приковывает к себе взгляды, как и раньше.
Однако пассивное потребление информации, вещаемой по телевидению, порой превращается в зависимость от нее.
Человек может бесцельно сидеть около телевизора в ущерб собственной активности, находясь в зоне комфорта и порой игнорируя более важные дела. Однако на этом отрицательное влияние телевидения на личность не заканчивается.
Очень часто телевидение используется в качестве инструмента влияния на сознание людей, на массовое восприятие их того или иного важного события в мире.
Подтасовывая факты или односторонне их освещая, можно создать у общества позитивное или негативное мнение о каком-то явлении.
В результате телевидение превратилось в настоящее оружие для ведения информационных войн, в которых побеждает та сторона, которой удалось склонить на свою сторону общественные массы.
Компьютерные игры
Компьютерные игры, если уделять им умеренное количество времени, оказывают позитивное влияние на человека, принося удовлетворение от игрового процесса, отвлекая внимание от возможных проблем, развлекая и способствуя снятию стресса.
Однако чрезмерная увлеченность ими может вызвать зависимость у геймера. В таком случае игровая реальность, в которой он чувствует себя комфортно, становится для него важнее действительности.
На первый план при этом выходят игровые достижения, в то время как положение дел в настоящей реальности игнорируется.
Татуировка
В настоящее время татуировки, как украшение тела, популярны не только среди мужчин, но и у женщин. К выбору рисунка, символа или надписи обычно подходят очень тщательно, потому что тату набивается всю жизнь. Также люди склонны вкладывать в татуировку дополнительный смысл.
Процесс формирования личности очень многогранен и сложен. Нереально учесть весь массив факторов, влияющих на человека, однако тщательное изучение данного вопроса способно не только привести к повышению качества воспитания личности с раннего детства, но и дать больше возможностей взрослому человеку для самосовершенствования на протяжении всей жизни.
Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы
Гармоничное развитие личности ребёнка как результат взаимодействия семьи, школы и общественности
Объективные и субъективные факторы развития личности.
Влияние наследственности проявляется в степени и скорости развития человека на разных возрастных этапах. Влияние среды проявляется в особенностях усвоения типичных моделей поведения. Воспитание рассматривается как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого, целью которого является развитие и формирование личности человека.
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Э. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Пути и условия осуществления гармоничного развития личности.
Гармоничное развитие личности – процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающий достижение единонаправленности его разума, воли и чувств. Воспитание «гармонически свободного человечества» было педагогическим идеалом И.В. Гёте («Вильгельм Мейстер») – развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии.
Воспитание личности. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание. В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание – это целенаправленное действие на личность.
Воспитание в узком смысле слова направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.
Различные типы обществ в различные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.
Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей: — формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; — приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения; — развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству; — помощь в формировании «Я-концепции» личности в ее самореализации. В отличие от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы: — уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; — природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников; — культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привички; — гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.
Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В. А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Собственная активность ребенка — есть необходимое условие воспитательного процесса. Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей воспитания. Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требование общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Современные подходы к воспитанию. В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие. Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом: — поскольку формирующаяся личность – это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны; — при таком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников; — формируется неповторимый облик образоавательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников; — оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения. Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание. Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами. Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов. Несмотря на то, что любое воспитание ориентировано на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания. Методы воспитания – это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.
Социализация личности. Развитие личности — это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс его духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:
Развитие личности – это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательного воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации. Социализация личности – это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения, предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личные ценности и ориентиры.
Стадии социализации: — первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает; — стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устроилось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18-25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности; — стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода: а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптации. — трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности. Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и др. Компании сверстников облегчает также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности. С другой стороны, нарушения могут приводить к социальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе. Причины девиаций в поведении молодых людей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, и в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов. Разновидности девиантного поведения: — делинквентное поведение – характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям; — аддиктивное поведение – предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Личность воспитателя имеет огромное значение для воспитательного процесса.
Воспитательный процесс отличается длительностью. Порою он длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Когда я не буду более способен к воспитанию: после смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь длинное воспитание»
Особенностью воспитательного процесса является также его непрерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей воспитанников.
Комплексность – единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Также воспитательному процессу свойственны неоднозначность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно различаться. Это объясняется: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, уровнем профессиональной подготовленности воспитателя.
Эффективность воспитания зависит:
Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия.
5. От активности его участников в педагогическом взаимодействии. Содержание этой закономерности уже частично раскрывалось выше при анализе педагогического взаимодействия.
6. От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера (Н.И. Болдырев). Из общей теории управления известно, что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.
7. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса не равнозначны, воспитанник взаимодействует с воспитателем сознательно, что и придает воспитательным отношениям субъектно-объектный характер.
9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника (Г.И. Щукина). Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого школьника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее2.
10. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников (Г.И. Щукина). В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития, рассмотренный нами выше. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития. Вот почему мы и становимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущает красоты окружающего его мира3.