на соревнования слетелись летчики как сильного так и прекрасного пола исправить лексическую ошибку
На соревнования слетелись летчики как сильного так и прекрасного пола исправить лексическую ошибку
М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.
Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.
Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.
Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.
Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.
В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.
«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.
Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.
1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
1.1. Смысловая точность речи
Упражнения по стилистике русского языка
Стилистика и литературное редактирование
Задания из учебного пособия И.Б. Голуб
«Упражнения по стилистике русского языка»
Выполнила студентка группы ГЖУ-211 Черемисина Мария
Упражнение 3. Вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода построен (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
2. В зависимости от конкретных условий установка может быть построена (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении.
3. Уже в октябре фермер стал поставлять (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы.
4. Технолог Калинина предложила изменить (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух больших (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков.
5. На ковровом комбинате в прошлом (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже изготовлено (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров продукции (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия).
Продукция – слово, объединяющее понятия.
6. Известно всякому (любому, всякому, каждому), что даже самые хорошие (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не гарантируют (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.
8. Этот дефект (недостаток, порок, дефект) в детали можно увидеть (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.
К слову «деталь» подходит только слово «дефект», т.к. в инженерии говорят именно о дефектах детали.
9. Победителю конкурса присуждена (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.
Присуждена именно в по итогам конкурса (не просто выдана или выделена).
10. В новом отеле первостепенное (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на хорошее (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
Упражнение 4. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).
1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки.
В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков плавают золотые рыбки.
2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки.
Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась.
3. Лихачей неизменно встречает авария.
Лихачей неизменно настигает авария. (Авария не может встретить)
4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.
Наш район известен своей промышленностью, его продукцию знают в России и за рубежом.
5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.
Наша область славится производством хороших оренбургских платков.
6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
Упражнение 5. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.
1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября.
2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли.
3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов.
4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет.
5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.
6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии.
7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей.
Искажение смысла, неверное высказывание
9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа.
10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.
Неясность высказывания, речевая ошибка
Упражнение 25. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.
1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.
Повторение слов (работа-работы). В следующем году нам предстоит большая работа по разработке плана на предстоящий год.
2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.
Тавтология (продолжительность длится). Процесс плавки длится несколько часов.
3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща.
Плеоназм (сохранится существующая).
4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях.
Повтор слов, тавтология. Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.
5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.
Плеоназм. Здание будут украшать витражи.
6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.
Скрытая тавтология (огонь пожара; обгорели в огне), повтор слов (сооружения). В результате пожара 1812 г. были уничтожены все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные постройки.
7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.
Тавтология (перепутья путей). Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились все важные торговые пути.
9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов.
Тавтология (цветение цветов). Эти побеги зацветут в текущем году.
10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.
Повтор слов (он). Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным, и сейчас он служит пастбищем для скота.
Упражнение 44. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.
1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель.
2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.
3. Кровля была выполнена плохо.
4. С оттепелью придут для нас главные заботы.
5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ.
6. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.
7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог.
8. Комбайн исчез в логу, далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону.
9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.
10. С изумлением мы узнавали свою группу крови.
11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.
12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах.
Работает на дорогом топливе
13. Это препятствие нелегко одолеть.
14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.
Находится, не знающих, роняет
15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.
Упражнение 56. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.
1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо.
Неверно построена антонимическая пара. Обликом может называться не только внешний вид, но и характер, душевный склад.
2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев.
Случай оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.
3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.
Ошибка в построении антонимической пары.
4. На соревнования собрались летчики как сильного, так и прекрасного пола.
Неверная антонимическая пара.
5. Конькобежцы выступят в Дзержинске, где умеют варить «быстрый» лед.
6. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.
Неуместный каламбур, неясность высказывания
7. Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.
8. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
9. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных.
10. С опозданиями у нас в группе все благополучно.
12. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.
Упражнение 62. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.
1. Чацкий: …Но Скалозуб? Вот загляденье: за армию стоит горой, и прямизною стана, лицом и голосом герой… Софья: Не моего романа (Гр.).
3. Увы! каламбур лучше стихов! Ну да все равно! Если он вышел из пустой головы, то, по крайней мере, стихи из полного сердца (Л.).
4. Тот, кто играет словами, не всегда играет чувствами (Л.).
6. Все люди, покойные и беспокойные, будут абсолютно покойными, ибо всем, рано или поздно, придется лечь в могилу (М. Г.).
8. Вилюйская ГЭС жар-птицей посажена в каменное гнездо, чтоб она светила до самого края полярной ночи, чтоб в небе светила там важничали не очень (Щип.).
10. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Стан.).
12. Труднее всего провести время («ЛГ»).
15. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.
16. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (из газ.).
17. В своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь…» Судьи предоставили ему такую возможность (из газ.).
18. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. Кр.).
Упражнение 69. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.
1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
Вратарь не удержал мяч, но никого не было рядом, чтобы прийти на помощь.
2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов.
Вот уже третью игру команда не забивает голы.
3. Сейчас судьи вынесут очки.
Сейчас судьи назовут оценки.
4. Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.
Молодые посадили деревья и разбили клумбы.
5. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине.
Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации в транспорте, на улице, в магазине.
6. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.
Маяковский хотел устроить выставку на двадцатилетие своего творчества.
7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.
Благодаря долгим репетициям на рояле, мы неуклонно шли к мастерству.
8. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения.
Археологи заметили, что усопшие из южного захоронения связаны с усопшими из северного захоронения.
9. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.
Рост юных фигуристок развивается с помощью показательных танцев.
10. Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов… И лишь Р. Себиев оступился, уступив по очкам Э. Роузу.
Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов. И лишь Р. Себиев уступил по очкам Э. Роузу.
11. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением.
Электрическим напряжением? В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим усилием.
12. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.
Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног.
Упражнение 76. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.
1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.
Изменения, произошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.
2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
Лечебные учреждения проводят дифференцированное питание больных.
3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.
Он был настоящим подвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.
4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.
Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длинные расстояния.
5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.
Мастер цеха сказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.
6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом.
7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись.
8. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Замороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
9. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи.
В кормушке за окном кухни пировали воробьи.
10. Нас встречали с подкупающей теплотой, как самых дорогих гостей.
Нас встречали с подкупающим теплом, как самых дорогих гостей.
11. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.
Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачное произведение.
12. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
При решении этой проблемы потребовался экскурс в математику и биологию.
Упражнение 86. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты отрывка из переводного романа, проанализируйте употребление лексики. Отмечая различные ошибки в подстрочнике, дайте оценку отредактированному варианту. Предложите свои варианты литературного редактирования.
…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время стало, а все живущее замерло, чтобы не испортить прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно из моря вышла женщина, собственно он не видел, откуда она появилась. При нем вроде никто не заходил в воду и не выходил из нее. Она выросла из прибрежной скалы, а быть может, опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу.
…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время остановилось, а все живое замерло, и ничто не могло бы испортить прелести прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно он увидел у моря женщину, но он не знал, откуда она явилась. Она словно вышла из прибрежной скалы или опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу.
Тончайшее покрывало обнажало плечи; мраморные ноги, величественный стан, голова горделиво откинута, легкий бриз играет пышными локонами. Женщина была так красива, что следовало остеречься прикосновения к ней, чтобы не повредить божественной гармонии.
Тончайшее покрывало оставляло обнаженными плечи; ноги точно из мрамора, легкий стан, голова чуть откинута, слабый ветер играет пышными локонами. Женщина была так красива, что было страшно прикоснуться к ней, чтобы не нарушить божественную гармонию.
Тончайшее покрывало обнажало плечи; ноги, точно из мрамора, тонкий стан, голова горделиво откинута, легкий ветер играет непослушными локонами. Женщина была так красива, что было страшно даже коснуться ее, только бы не навредить божественной гармонии ее красоты.
Она шествовала вперед, ее босые ноги оставляли на ровной, влажной песчаной поверхности маленькие отпечатки, ветер заигрывал с ее покрывалом, обнажал грудь; а полы покрывала раздувались на ветру.
Она приближалась, ее босые ноги оставляли на влажном песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, и легкая ткань разлеталась на ветру.
Она шла навстречу, ее босые ноги оставляли на мокром песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, обнажал грудь; а ткань развевалась на ветру.
Здравствуйте, помогите пожалуйста исправить ошибки.
Здравствуйте, помогите пожалуйста исправить ошибки в предложениях и причину ошибки: Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 1. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 2. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. Мы перед принятием решительных решений. 3. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 4. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.
Ответы
Ирина
Запрещено организовывать хозяйственные и промышленные мусорные свалки.
или
Свалка хозяйственного и промышленного мусора запрещена.
В данном случае не уместно использовать слово размещать.
1. Лекция для бездетных пар переносится на четверг.
или
Лекция для пар, желающих иметь детей, переносится на четверг.
Если говорится именно о родителях, значит, подразумевается уже наличие детей, иначе как им, родителям, было стать таковыми. Путь усыновления возможен, но не в данном контексте.
2. Акт не подписан, но подписана его копия; на том экземпляре, что завизирован, указано, что основой для копии явился подлинник, который еще не заверен уполномоенным лицом.
Мы перед принятием волевых решений.
или
Мы перед принятием решительных шагов.
Ничем не оправданное повторение одних и тех же слов и тавтология: подписана, подписан, написано, переписан, не подписан; решительные решения.
3. В соревнованиях решили принять участие летчики как сильного, так и прекрасного пола.
Тавтология: слетелись летчики.
4. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше возросла.
Смысловая неточность речи: понятие пропасть в данном контексте использовано не в буквальном смысле, а больше в переносном для придания образности и красочности речи говорящего; именно поэтому употребление при нем слов, характризующих его первостепенное значение, считается невозможным и неуместным.
Скажите сами
Встретился мне один молодой писатель.
— Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? — сказал он.
— Ну как, нравится? — сказал он, кончив чтение.
— Я скажу тебе правду, — сказал я.
— Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», — сказал я.
— Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», — сказал он.
— Во-вторых, тебе нечего сказать, — сказал я.
— Я сказал все, что хотел сказать, — сказал он.
— Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, — сказал я.
— Ну что сказать о человеке с таким вкусом? — сказал он.
— Я сказал то, что думал, — сказал я.
— Правду сказали мне, что ты кретин, — сказал он.
— Повтори, что ты сказал? — сказал я.
— Что сказал, то и сказал, — сказал он.
— Еще слово скажешь? — сказал я.
— Скажу еще больше, — сказал он.
— Ну что такому скажешь! — сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?
Упражнение 15. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.
1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5.Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.
Упражнение 16. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).
Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.
Упражнение 17. Укажите стилистические функции синонимов.
1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это — воля! (Л.Т.). 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Ч.). У Ули были не глаза, а очи (Фад.). 4. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.). 5. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь — до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Тв.). 6. Далеко, товарищ, уезжаешь, — до свиданья. Может быть, прощай! (Луг.). 7. И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Нагиб.). 8. Уста и губы — суть их не одна. И очи — вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим. — глубокие тарелки (Марк.). 9. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Слуц.). 10. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Ник.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся (О.Б.).
Упражнение 18.Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.
1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства — лодки и моторы к ним — должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов — фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 11. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 12. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.
Упражнение 19. Сравните неотредактированный (левая колонка) и отредактированный варианты предложений. Какие ошибки устранил редактор? В случае несогласия с ним предложите свой вариант стилистической правки.
1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства. 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей. | 1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства. 2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят. |
3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности. 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно. 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения. 7. Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации. 8. Не секрет, что молодые учителя ощущают большие затруднения в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка выполнен из оцинкованного металла. Наверху устроены дождевальные установки для очищения купола и его охлаждения — в подспорье кондиционерам, которые в жару внутрь здания будут нагнетать прохладу. | 3. Писатель берет своих героев из жизни. 4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко. 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения. 7. Кратковременное пребывание денежных средств в банке усложняет документацию. 8. Не секрет, что молодые учителя испытывают серьезные трудности в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка сделан из оцинкованного металла. Наверху поставлены дождевальные установки для охлаждения купола в сильную жару. Постоянную температуру в цирке будут поддерживать кондиционеры. |
Упражнение 20.Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.
1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, аи, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Все летит, летит Земля мильоны верст. Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель — погост, Майский дождь — февральские метели (Марк.). 8. Ищу я выход из ворот, но нет его — есть только вход, и то не тот (Вые.). 9. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек — свечу заздравную твою (Возн.). 10. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 11. Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось. И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 12. Идут — красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие — такие разные. Такие близкие, такие дальние. (Гип.) 13. Золотом платят за подлость, За мужество — только свинцом (Моз.). 14. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом. (Гонч.). 15. Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело (Ключ.). 16. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).
Упражнение 21.Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис).
Упражнение 22.Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.
1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 2. Народ был, народ есть, народ будет есть. 3. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Марш.). 4. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 5. Ах вы, разбойник, ах, злодей, ну как вы поживаете? Вы раздеваете людей, когда их одеваете (Марш.). 6. Мы накануне великого подъема — подъема цен. 7. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. 8. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (Из газ.). 9. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл.). 10. Чем заняты таланты? Возвести! — Да продолжают славный воз везти! — А бездари? — Те мнят, что делают погоду. — А критики? — Темнят. Или молчат по году (Козл.). 11. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки, Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки? (Крив.) 12. В любви все средства хороши. И чем они крупнее — тем лучше (Н. Бог.).
Упражнение 23.Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора (правая колонка), назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.
1. За год учебы мы потеряли 1. За один учебный год из института
шесть студентов. было отчислено шесть студентов.
2. Продавца можно подобрать 2. Человека на должность продавца
и в самом поселке. можно найти и среди жителей
3. Давно пишется о том, что 3. Уже писали о том, что защита защита наших футбольных наших футбольных команд играет
команд хромает. плохо.
4. В сооружении красочного завода принимают участие различные строительно-монтажные организации. 5. Чем дождливее год, тем больше случаев провалов. 6. Для лесных ландшафтов Юго- Восточной Азии характерны планирующие животные. 7. Если удастся пройти в тыл предводителей стада бородачей, то можно, выскочить на тропу, снимать обтекающий вас поток животных. 8. Просматривая разбросанные в разных музеях полотна Иванова, поражаешься вложенному в работу исполинскому труду. | 4. В строительстве завода по производству красок принимают участие различные строительно- монтажные организации. 5. Чем дождливее год, тем чаще бывают провалы почвы. 6. Для лесов Юго-Восточной Азии характерны животные, которые во время прыжка планируют в воздухе. 7. Стадо животных можно удачно сфотографировать, если зайти к нему с тыла, миновав бородачей- предводителей. 8. Внимательно изучая полотна Иванова, находящиеся в разных музеях, поражаешься огромному труду, вложенному художником в картины. |
Упражнение 24.Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый — добротный, дружеский — дружественный, дефектный — дефективный, конструкторский — конструктивный, эффектный — эффективный; блудить — блуждать, отражать — отображать, проводить — производить, представить — предоставить, опробовать — апробировать, укрывать — скрывать, осудить — обсудить; новшество — новинка, урожай — урожайность, существо — сущность.
Упражнение 25.Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.
Упражнение 26.Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.
1. Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 8. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 9. Уговор фермера с совхозом оказался пустой бумажкой. 10. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.
Упражнение 27. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.
1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.
Упражнение 28.Укажите смешение паронимов, а также другие речевые ошибки в предложениях, взятых из газетных статей. Исправьте ошибки, предлагая разные варианты стилистической правки.
1. В этот вечер все от мала до велика вышли на стадион. Они стали свидетелями поединка хоккеистов завода и сотрудников конструкторского бюро. 2. В только что отстроенное общежитие заселилось более ста человек. 3. Это была странная любовь. При первой встрече Дина не восприняла Умова всерьез. 4. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска. 5. Перед покраской машины ее поверхность обрабатывают пескоструйным аппаратом. 6. Проводится очень объемистая работа по сбору межотраслевой информации. 7. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 8. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 9. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 10. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 11. Служба первое время поддавалась нелегко. 12. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
Упражнение 29.Сравните предложения; укажите, чем вызваны лексические замены, какие ошибки устранил редактор; в случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки. Выполняя упражнение, пользуйтесь толковыми словарями русского языка и словарями паронимов.
1. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. 2. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными. 3. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами. 4. Создать сытую зимовку для животноводства — первейшая задача фермера. 5. Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего. 6. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений — борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 8. Не успел прозвенеть церковной колокол, как народ двинулся к городской площади. | 1. Грипп — заразное заболевание, поэтому больные должны быть изолированы. 2. Необходимо приучить ребенка мыть руки после того, как он играл с кошкой или собакой. 3. В этом квартале мы стали выпускать новые высококачественные сорта пряников: «Москва», «Шоколадные», «Российские». 4. Сейчас главная задача фермеров — обеспечить скот кормами на зиму. 5. Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть глубже в сущность изображаемых событий. 6. Главная тема созданных писателем в эти годы произведений — борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая лицо актера, гример первым проникает в его духовный мир. 8. Не успел прозвонить церковный колокол, как народ двинулся к городской площади. |
Упражнение 30.В отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (текст приводится в сокращении) выделите имена существительные, выполняющие экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм рода и числа существительных.
Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу. Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» — так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни.
А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.
И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы.
— Ого! — изумился мужик. — Зверь какой! Мы тебе, зверю. У нас дважды два четыре. Не таких видывали.
Но утром, когда они шли на нижний край острова, где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на своем месте.
Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:
— Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.
— Развести пожарче, и пыхнет как миленький. Горючки надо побольше.
Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым.
Упражнение 31.Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими. Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.
I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П.).
II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]. ) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) злой человек (Ч.).
III. 1. Чехов. разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились. в мечте. о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему свою нежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга — как истый бродяга (Купр.).
Упражнение 32.Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).
1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М.Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М.Г.). 5. Весенний день горяч и золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний — неохотный, серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О, я все могу выносить, потому что у меня железная воля! (Леек.). 9. Деревянен братец твой, деревянен. Мозги у него прямые какие-то (Леон.). 10. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам. (Паст.). 11. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не бывал (А.А.). 12. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших, казенных, и рубашки побелее наших, белоснежных, и портфели у них были пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек.).
Упражнение 33.В отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как нарастание динамизма действия отражается на употреблении именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека; укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.). Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.
Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.
Упражнение 34.Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.
1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.
Упражнение 35. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.
Образец: Я читаю книгу с удовольствием. — Читаю книгу с удовольствием. — Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. — Читая книгу, получаешь удовольствие. — Книга читается с удовольствием. — Книгу читают с удовольствием. — Мне сегодня читается: книга интересная и т. д.
1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.
Упражнение 36.Замените все односоставные и неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов, употребленных автором статьи.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 26 ; Нарушение авторских прав